Фестиваль творчества
проект (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Наименование проекта: «Фестиваль творчества»
Направление проекта: Развитие системы поддержки талантливых детей.
Автор проекта: воспитатель МБДОУ «Мыскаменский детский сад общеразвивающего вида «Колобок» Ярдова Евгения Леонидовна.
Обоснование необходимости проекта.
«Через красивое – к человечному –
такова закономерность воспитания»
В.А. Сухомлинский.
Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения. Ребенок-«творец» имеет возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, пластилина, бумаги и других материалов. Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Как пишет автор ТРИЗ Г.С. Альтшуллер, творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все). Более того, творчеству, как и любой деятельности, можно учиться. К сожалению, не каждый ребенок использует свои потенциальные возможности в полном объеме: некоторым не хватает умений и навыков, некоторые – не уверены в своих силах или просто стесняются. Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей и в силу их индивидуальных особенностей.
Работа над данным проектом имеет большое значение для развития интересов ребенка. Происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач и мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества, которые в совокупности с творческими способностями и мышлением признаются необходимыми параметрами развития в современной дошкольной педагогике.
Цели проекта: развитие разнообразной художественно-творческой деятельности детей – изобразительной (аппликация, лепка, рисование, конструирование), художественно-речевой, театрализованной; организация и проведение фестиваля детского творчества.
Задачи проекта:
- Учить детей шире и свободнее отражать события и явления окружающей жизни, создавать изображения по собственному замыслу.
- Предоставить детям возможность широко проявлять инициативу, творчество, поощрять поиски самостоятельного решения.
- Знакомить детей с произведениями изобразительного, декоративного, литературного и театрального искусства.
- Развивать коллективное творчество.
- Развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения.
- Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания.
- Развивать самостоятельность детей в организации театрализованных игр: умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение для постановки; готовить необходимые атрибуты и декорации к будущему спектаклю; распределять между собой обязанности и роли.
- Воспитывать стремление действовать согласованно, договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять.
- Использовать разные формы взаимодействия детей и взрослых.
Основное содержание проекта.
Вид проекта:
- По направленности – творческий (предполагает оформление результата деятельности в виде презентации продуктов совместного труда);
- По количеству участников – коллективный;
- По контингенту участников – целевой (дети старшей и подготовительной к школе групп);
- По продолжительности – долгосрочный (рассчитан на 1 месяц).
Содержание данного проекта позволяет реализовать принцип оптимального соотношения между процессами развития, обусловленными действиями взрослого и процессами саморазвития, возникающими вследствие собственной активности ребенка. Таким образом выстраиваются уникальные отношения «ребенок – взрослый», «ребенок – ребенок».
Совместная деятельность ребенка с педагогом выстраивается по принципу «трёх ступенек»:
- Что могу – сделаю самостоятельно!
- Не умею, но научусь!
- Как я могу сделать лучше?
Отношения в системе «ребенок – ребенок» представлены взаимоподдержкой и активным общением в динамических группах, когда каждый учит каждого. Создание творческих микрогрупп происходит на основе добровольного сотрудничества; ребенок должен чувствовать себя максимально раскованно.
Ведущая идея проекта заключается в том, чтобы дать детям почувствовать радость сотворчества, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему развития способностей каждого ребенка, включив его в активную деятельность, доведя имеющиеся представления до формирования устойчивых понятий и умений.
И здесь на помощь приходит такая форма организации совместной деятельности педагога и детей, как «фестиваль». Фестиваль – это праздник талантов, в котором не может быть проигравших и победителей – все являются лауреатами. Нужно лишь найти интересную идею и развернуть её. Педагог умелым руководством должен дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость созидания. А достижение творческого уровня развития ребенка может считаться наивысшим результатом педагогической деятельности.
Информация о ходе реализации проекта будет распространяться через организацию выставок детских творческих работ, проведение массового мероприятия, оформление «Календаря событий группы», выступление на родительских собраниях, проведение семинаров для педагогов ДОУ.
Перечень ресурсов.
Временные. Проект рассчитан на 1 месяц.
Информационные. Информация о ходе реализации проекта доступна всем участникам образовательного процесса (администрации, родителям, педагогам, детям).
Кадровые. В роли консультантов (экспертов) проекта выступают заместитель заведующей ДОУ по ВМР, библиотекарь.
Организационные. Управление проектом осуществляется через систему контроля и анализа деятельности участников проекта – всех субъектов педагогического процесса. Контрольно-оценочный блок предполагает использование экспресс-методов сразу после проведения того или иного мероприятия (оценочные листы, анкетирование, отзывы); посещение заместителем по ВМР и анализ организации работы с детьми.
Материально-технические. Предполагается наличие студии для занятий с детьми, а также необходимые материалы для детского творчества (краски, карандаши, пластилин, бумага, кисти и т.п.). Используется библиотечный фонд ДОУ, наглядные пособия, ТСО.
Партнеры. В роли партнёров данного проекта мы видим
Предполагаемые партнеры | Возлагаемые функции |
Родители | Оказание помощи при организации и проведении фестиваля детского творчества |
Педагоги ДОУ | Сотворчество в рамках проекта |
Художественные руководители ДК «Геолог» | Оказание консультативной помощи по подготовке театрализованных мероприятий. |
Целевая аудитория. Проект рассчитан на воспитанников старшей и подготовительной к школе группы ДОУ. Предполагаемое количество участников (детей 5 – 7 лет) – 18 человек. При этом дети формируют творческие микрогруппы по интересам самостоятельно.
План реализации проекта.
Формы работы | Задачи | Срок проведения | Ответственные |
Подготовительный этап | |||
Чтение русских народных сказок «Кот, петух и лиса», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка» | Через литературные произведения воспитывать интерес к фольклору | 1 неделя | Библиотекарь, воспитатели группы, родители |
Отгадывание загадок по темам «Русские народные сказки», «Животные» | Обобщение знаний детей | 1 неделя | Библиотекарь, воспитатели группы, родители |
Сочинительство собственных загадок о животных | Выявление характерных особенностей | 1 неделя | Воспитатели группы |
Презентация «Народные промыслы» | Знакомство с элементами декоративно-прикладного искусства, используемыми в оформлении деревенских домов | 1 неделя | Воспитатели группы |
Экскурсия в музей красоты ДОУ | Расширение представлений детей о декоративно-прикладном искусстве | 1 неделя | Воспитатели группы |
Занимательное «путешествие» в лес | Закрепить знания детей о флоре и фауне леса | 1 неделя | Воспитатели группы |
Дидактические игры «Бывает – не бывает», «Разложи по группам» и т.п. | Закрепление представлений детей о тех или иных предметах и явлениях | 1 неделя | Воспитатели группы |
Подвижные игры «У медведя во бору», «Лиса и зайцы», «Гуси-гуси» и т.п. | Отображение повадок животных в игровой деятельности | 1 неделя | Воспитатели группы |
Основной этап | |||
Рисование на тему «Моя любимая сказка» | Выявление интересов детей, проведение выставки-фестиваля рисунка | 2 неделя | Воспитатели группы |
Декоративная лепка на тему «Посуда», «Ягоды», «Грибы» | Закрепление навыков самостоятельного воплощения своего замысла в работах, проведение выставки-фестиваля вылепленных работ | 2 неделя | Воспитатели группы |
Коллективная аппликация на тему «Лесной пейзаж», «Домик в лесу» | Развивать творческие способности детей в оформлении коллективных работ, организация выставки творческих работ | 2 неделя | Воспитатели группы |
Продуктивная деятельность: подготовка декораций к театрализованному исполнению любимых сказок (по выбору детей) | Использование продуктов детского творчества в театрализованной постановке | 3 неделя | Воспитатели группы |
Конструирование из бумаги персонажей сказки – создание пальчикового театра | Отображение образа героя сказки | 3 неделя | Воспитатели группы |
Распределение ролей, заучивание текста сказок | Развивать способность распределять между собой обязанности и роли. | 3 неделя | Воспитатели группы |
Завершающий этап | |||
Изготовление пригласительных открыток на театрализованное представление | Развитие умения выразить желаемое с помощью рисунка | 4 неделя | Воспитатели группы |
Театрализованное представление выбранных сказок (3 – 4 сказки) | Развитие коммуникативных навыков при объединении детей в творческие микрогруппы; проведение фестиваля народных сказок | 4 неделя | Воспитатели группы |
Рефлексивный этап | |||
Беседа с детьми «Мои впечатления от проделанной работы» | Предоставить детям возможность рассказать о своих впечатлениях, полученных в ходе проекта. | 4 неделя | Воспитатели группы |
Ожидаемые результаты-продукты. В ходе реализации проекта предполагается проведение четырех фестивалей детского творчества:
- Фестиваль рисунка (выставка)
- Фестиваль вылепленных работ (выставка)
- Фестиваль аппликативных работ (выставка)
- Фестиваль народных сказок (театрализация)
Социальный эффект. В процессе реализации данного проекта прогнозируется
- повышение интереса дошкольников к народному искусству, художественно-творческой деятельности, в том числе, театральной; развитие системы коллективной работы в микрогруппах; раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.
- развитие творческих способностей педагогов; повышение интереса к сотрудничеству с детьми, коллегами, родителями.
Перспективы дальнейшего развития проекта. Данный проект может быть продлён по желанию детей на основе развития содержания (углубление, изменение темы). Структура проекта подходит также для использования в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. Возможно более активное привлечение родителей к реализации проекта (например, при театрализации сказки).
Литература
- Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. Москва: «Сфера», 2007
- Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей. Москва: «Сфера», 2012.
- Дошкольная педагогика. № 9, 2012.
- Дошкольная педагогика. № 6, 2011.
- Дошкольная педагогика. № 7, 2011.
- Соломенникова О.А. Основные и дополнительные программы дошкольных образовательных учреждений: метод, пособие. Москва: «Айрис-пресс», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника "Мы - россияне"(Районный фестиваль творчества, 2014 год).
Сценарий праздника в детском саду "Мы - россияне", посвящен году культуры в России, 60- летию поднятия целины. В сценарии речь идет о селе, районе, крае, семье...
Фотоотчёт муниципальный этап областного фестиваля творчества учащихся «Звёзды Балтики»
Наши дети впервые приняли участие в номинации «хореография» в возрастной категории 6-8 лет, исполнив танец с шарфиками. Выступление заполнилось маленьким танцорам и первым выходом на сцену...
Сценарий проведения традиционного фестиваля творчества воспитанников дошкольных образовательных учреждений «Лучик в ладошках».
Сценарий проведения традиционного фестиваля творчества воспитанников дошкольных образовательных учреждений «Лучик в ладошках». Цель: Формировать у дошкольников представления об Олимпи...
2018г. 8 Районный фестиваль творчества воспитанников ДОУ «Лучик в ладошке» Номинация «Сольное пение» (очное) Ващенко Арина
Музыкальный руководитель: Магомедова Оксана Изамутдиновна...
2018г Районный фестиваль творчества воспитанников ДОУ «Лучик в ладошке» Номинация «Театрализованное представление» (очное) "Волк и 5 козлят" Гаджиева Г; Джамалов Р; Цибульский Арсений; Алиев О;Байрамова А; Зарудний Я; Канонович Д; Курзаева Л.
Музыкальный руководитель: Магомедова Оксан Изаутдиновна...
2019г 9 Районный фестиваль творчества воспитанников ДОУ «Лучик в ладошке» Номинация «Сольное пение» (очное) Васильева Анна Диплом 1 степени
Музыкаьный руководитель: Магомедова Оксана Изамутдиновна...
Диплом коллективу воспитанников группа "Улыбка" за яркое, активное, талантливое участие в фестивале творчества детей и взрослых «Вера, Надежда, Любовь»
Диплом коллективу воспитанников группа "Улыбка" за яркое, активное, талантливое участие в фестивале творчества детей и взрослых «Вера, Надежда, Любовь»...