Познаём мир Тема: Огонь – друг наш или враг?
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Подрейко Ирина Викторовна

 

Познаём мир

Тема: Огонь – друг наш или враг?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogon_-_drug_nash_ili_vrag.docx34.35 КБ

Предварительный просмотр:

Автор:  Подрейко Ирина Викторовна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории  МОУ ДОД  - «Дом детского творчества «Гармония» г.Ртищево Саратовской области»

Познаём мир

Тема: Огонь – друг наш или враг?

Цель:

Методическая разработка составлена с использованием проблемно-исследовательских технологий и предназначена для детей старшего дошкольного возраста.

Данное занятие позволяет в доступной форме познакомить детей с темой «Огонь». Применение элементов ТРИЗ, экспериментирования способствует раскрепощению детей, учит их делать умозаключения, анализировать, сравнивать.
        Данная разработка демонстрирует возможность работы детей предшкольного возраста индивидуально, в парах, в четвёрках, в командах (группах)

Задачи:  познакомить детей с огнём как стихией, путём экспериментирования подвести к выводу о том, что при умелом обращении огонь приносит пользу, при неосторожном –  вред.

Формировать интерес к профессиям, связанным с огнём.

Воспитывать культуру общения в совместной деятельности, умение управлять своим поведением в коллективе.

Развивать мелкую моторику, связную речь, активизировать словарь.

Закрепить правила безопасности.

Оборудование:

  • тема занятия – на доске;
  • индивидуальные подносы с деталью картинки ПАЗЛ  у команды         ГНОМИКИ - ПЕЧКА,  у команды КОЛОБКИ – КОСТЁР;
  • под подносами - иллюстрации к русским народным сказкам – Д/З детей;
  • справочная литература: СЛОВАРЬ С. И. Ожегова и  СОВЕТСКИЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ  (СЭС);
  • на груди у детей значки разного цвета для удобства при разбиении на четвёрки
  • конверты с картинками людей разных профессий;
  • конверты с разноуровневыми заданиями и потайным карманом, где лежат дополнительные задания;
  • компьютерная презентация (картинки) для иллюстрирования рассказа педагога;
  • два деревянных бруска и два камня – для работы в парах;
  • мешочек, с заданиями для команд;
  • два телефона – для проигрывания ситуации;
  • модель телефона  – для раскрашивания цифр 01;
  • корзина с булочками – угощение!;
  • ПОСТЕПЕННЫЙ ПРОЦЕСС АНАЛИЗА ИЛЛЮСТРИРУЕТСЯ  КАК ВЫВОД НА  ДОСКЕ ОРАНЖЕВЫМИ И ЧЁРНЫМИ МАГНИТАМИ – внесено в конспект занятия

ХОД ЗАНЯТИЯ

Этап и вид работы

Содержание

1 Эмоциональный настрой

Улыбнусь тебе скорей -

Я стою среди друзей,
Пусть от радости моей

Станет в комнате светлей!

2      Повторение    

         пройденного

Звучит музыка

завывающего ветра

(дети двигаются, изображая ветер)

—  Сегодня мы пригласили  много гостей, ведь ГОСТИ – это здорово! Значит, сегодня мы все, и взрослые и дети, вместе проживём наше занятие, будем вместе работать и радоваться этому единению! Я прошу вас поприветствовать друг друга аплодисментами.

- А чтобы наши гости поскорее поняли,  о какой из четырёх стихий мы уже говорили и имеем представление, мы не скажем, а покажем

ОТВЕТ: воздух

3. Вводная часть

Звучит динамичная музыка

огня

А сейчас я предлагаю вам отгадать, о какой стихии пойдёт речь на занятии сегодня, для этого интригующее задание…

 

ЗАДАНИЕ: работаем в командах -   ГНОМИКИ и КОЛОБКИ – у каждого игрока в подносе имеется карточка – это деталь, один из секторов  общей картинки. По моей команде, вы на первой парте собираете свою картинку. Интересно, что у вас получится?!

ПАЗЛ

Работа в командах

ПЕЧКА    

    КОСТЁР

4. Тема занятия – мотивационный момент

ДОСКА

( дети - хором)

       Мотивация

        Проблема  (отражается на доске)

ВОПРОС-вывод: Что объединяет костёр и печку? Какая стихия объединяет оба варианта? (ОГОНЬ!)

Верно, я предлагаю вам прочитать тему нашего занятия

ОГОНЬ  –   ДРУГ НАШ ИЛИ ВРАГ?

- Тут необходимо ваше мнение, интересен ли вам этот вопрос, хотите ли вы  выяснять и разбираться?.. Почему? Для чего?

- И я хочу это выяснять вместе с вами, потому что мне,

во-первых, тоже интересно определить  

           

        ОГОНЬ

ДРУГ          ИЛИ        ВРАГ

     ?                                  ?

А во-вторых, очень интересно работать с любознательными детьми, обладающими пытливым умом

5.Новый материал

Рассказ педагога иллюстрируется

_______

Читают дети

 

Любопытные, думающие люди были во все времена на земле. Именно такие среди первобытных людей и были первыми, кто приручил стихию огня. А было это, предполагают учёные, так…

Удар молнии вызвал  пожар.  Люди бегством спасались от всесжигающей стихии. Огонь казался им живым, пришедшим с неба  враждебным существом, которое нельзя потрогать, нельзя приручить, он заставлял людей уходить с обжитого места… И они считали огонь другом или врагом?

ВЫВОД :

        ОГОНЬ

ДРУГ            ВРАГ

                          .

Но я начала свой рассказ с «любопытных людей» не случайно. Самый любопытный заметил, что огонь – это ТЕПЛО,.. смелый, не побоялся и приблизился к огню, взял догорающую палку  и принес в своё жилище - пещеру. О, ужас!  Ужас исказил лица его соплеменников.  Покажите эмоцию!

То от чего они всегда спасались, теперь держал в руках человек , наверное, он хочет гибели для них?

Но это было не так! Человек принёс его в свой дом с добром для того чтобы в холодной пещере теперь можно было и это было ПОБЕДОЙ для всего рода человеческого, ОГОНЬ был приручён, началась ЭРА ОГНЯ!

- Как вы думаете, откуда мы могли бы получить самую точную и краткую информацию об «Огне»?

СЛОВАРЬ С. И. Ожегова

ОГОНЬ. Горящие светящиеся газы высокой температуры, например, ПЛАМЯ ОГНЯ В ПЕЧИ.

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ  (СЭС) справка:

ОГОНЬ. Первоначально использовался природный огонь. Следы огня найдены при раскопках стоянок древних людей.

Овладение огнём впервые  навсегда отделило человека от животного царства. Ф.Энгельс

ВЫВОД :

       ОГОНЬ

ДРУГ            ВРАГ

  .                       .

Домашнее задание
(выполнялось по желанию)

Демонстрация детьми иллюстраций к сказкам -

  у доски

(картинки у детей лежали под подносами перевёрнутыми) 

- Теперь стихия огня была приближена к человеку. Чего только не поведал бы вам ОГОНЬ, будь он человеком.

  • И как считали человека - хранителя очага - святым и ему поклонялись
  • И как стал он неотделимым от человеческой жизни во все последующие времена, об этом знают дети, а помогают нам это узнать сказки, иллюстрации которых исследовали наши девочки и мальчики дома

- Продемонстрируйте, пожалуйста, свои исследования (по 3 варианта)

  Если  взрослые тоже вынули из кладовых своей памяти

названия неупомянутых сказок, с радостью слушаем вас, добавляйте!      

ВЫВОД :

        ОГОНЬ

ДРУГ           ВРАГ

  .                       .

  .                       . (выставляется как «ЗА», т.к. согревает героев сказок  и «ПРОТИВ» - он сжёг героиню сказки «Снегурочка»)

«ТРИЗ»

Итак, я прошу вас подумать, так, значит, ОГОНЬ

 - это     Хорошо или Плохо???

ПРОШУ ВЫСКАЗАТЬ, ВАС КОМАНДЫ!

Работа в группах – по рядам

3  «ЗА»

 3 «ПРОТИВ» относительно огня

ВЫВОД :

        ОГОНЬ

ДРУГ            ВРАГ

  .                       .

  .                       .

  .                       .

  .                       .

  .                       .

Иллюстрации

Справка  из «СЭС»:  Огонь добывался трением двух кусков древесины и высеканием искр из кремня (это камень)

- Интересно? И мне! Ничего не остаётся нам как провести  опыт. Послушайте задание и рекомендации.

ЗАДАНИЕ: Мы попробуем, как и первобытные люди, добыть огонь, чтобы понять - это легко или сложно?  

!Будьте осторожны, потирая палочки друг о друга  и  ударяя камень о камень!

Практическая работа в парах

 Пара поочереди работает с двумя сухими палочками

Пара поочереди работает с двумя камнями

- Почему же вы не получили огня, хотя бруски сильно разогрелись, а камни стали пахнуть?

ВЫВОД:  добывать огонь можно, но очень сложно. Поэтому в древности за это отвечал человек, который знал  всё  о разведении огня, умел  хранить, поддерживать огонь  день и ночь.

ФИЗМИНУТКА И ПАЛЬЧИКОВЫЙ ИГРОТРЕНИНГ

Тили-тили, тили-бом!
Загорелся Кошкин дом!

Кошка выскочила,
Глаза выпучила.
Бом-бом! Бом-бом!
Все спасайте Кошкин дом!
Бежит Курочка с ведром,
Спешит уточка с ковшом,
А Собачка с помелом.
Дружно враз – раз-раз -
И огонь погас!

1 четвёрка

2 четвёрка

3 четвёрка

        КОНВЕРТЫ

№1,№2,№3

  • Пекарь
  • Учитель
  • Врач
  • Балерина
  • Кузнец
  • Швея
  • Рыбак
  • Военный
  • Пожарный
  • Водолаз
  • Певица
  • Полицейский

Практическая работа

Обведение по точкам предметов с различной сложностью орнаментов. Это

разноуровневое индивидуальное задание, которое ребёнок определяет по своим силам сам (обязательно в потайном кармане конверта лежат дополнительные задания для детей)

  • Хлеб
  • Торт
  • Батон
  • Булочки

  • Забор из металла
  • Топор
  • Подкова
  • Оружие
  • Дерево
  • Дом
  • Человек
  • животные

Дети рассказывают, что у них получилось. 

ВЫВОД : есть положительный результат деятельности, значит – продукт, огонь -  Друг!!!

Но  у меня возник вопрос: почему, у четвёрки, которая выбрала ПОЖАРНОГО, получились такие картинки?  (работа третьей четвёрки). Что может сделать ОГОНЬ?

Значит, ОГОНЬ есть враг, и пожарные поэтому наши защитники

        ОГОНЬ

ДРУГ            ВРАГ

  .                       .

  .                       .

  .                       .

  .                       .

  .                       .

  .                       .

Выявление гражданской позиции

ребёнка

Но бывает и так…

- Я прошу команды выбрать одного человека, который должен будет выйти и достойно выполнить каверзное задание (выбор лидера)

- В мешочке лежат задания-ситуации, вы выбираете себе ситуацию и объясняете, как бы вы поступили, и только  после вашего выступления команда имеет право вам помочь,  дополнить или предложить другую, свою  версию.

  • Я шла по улице и увидела, как маленькие дети играя во взрослых, пытаются развести костёр…

Твои действия, продолжи!

  • Мы приехали в лес и заметили, что тлеет костёр, людей уже рядом не было, я…

Твои действия, продолжи!

ВЫВОД : Почему так следует поступить? Значит  - ВРАГ

      ОГОНЬ

ДРУГ             ВРАГ

  .                       .

  .                       .

  .                       .

  .                       .

  .                       .

  .                       .

                          .

Практическая работа

Раскрашивание цифр

- Если в доме что-то загорается, какой номер телефона должен помнить каждый человек, любой ребёнок?

ТЕЛЕФОН –  на клавишах телефона цифры 0 и 1 не закрашены, фломастером красного цвета быстро раскрашивают  01

Проигрывание ситуации

- Если же беда случилась – к несчастью, как вы себя поведёте?

2 человека самых артистичных 1 – пожарный

                                                       2 - пострадавший

Итог

«ТРИЗ»

Все высказываются по цепочке, держась за руки

Если бы ты был огнём, что бы ты делал? Я бы освещала…

Что бы посоветовали людям, которые хотели бы с вами пошутить?

Но каждый  человек  должен соблюдать правила техники безопасности,  особенно если  он с ОГНЁМ неразрывно связан

Сюрпризный момент

А в чудесном коробе на этот раз у нас то, …

что не было  бы сделано без ОГНЯ ! БУЛОЧКИ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Огонь - друг, огонь - враг.

Данное занятие по ОБЖ рекомендовано для детей подготовительной группы. Можно использовать для начальной школы....

Конспект занятия по ОБЖ "Огонь-друг,огонь-враг"

Занятие по ОБЖ в старшей группе...

Конспект совместной деятельности по пожарной безопасности в старшей группе «Огонь – друг, огонь – враг»

Конспект совместной деятельности по пожарной безопасности в старшей группе....

огонь - друг, огонь - враг

Презентации к уроку по пожарной безопасности....

Презентация "Огонь - друг, огонь - враг"

Презентация "Огонь - друг, огонь - враг"...

Досуг с детьми и родителями «Огонь - друг, огонь - враг».

Отрабатывать навыки безопасного поведения во время пожара. Закрепить правила пожарной безопасности....

Конспект занятия на тему: "Огонь-друг, Огонь-враг".

Конспект занятия на тему: «Огонь-друг, огонь-враг».                 Программное содержание:Показать детям значение...