Познаём мир Тема: Огонь – друг наш или враг?
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Познаём мир
Тема: Огонь – друг наш или враг?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ogon_-_drug_nash_ili_vrag.docx | 34.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Подрейко Ирина Викторовна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории МОУ ДОД - «Дом детского творчества «Гармония» г.Ртищево Саратовской области»
Познаём мир
Тема: Огонь – друг наш или враг?
Цель:
Методическая разработка составлена с использованием проблемно-исследовательских технологий и предназначена для детей старшего дошкольного возраста.
Данное занятие позволяет в доступной форме познакомить детей с темой «Огонь». Применение элементов ТРИЗ, экспериментирования способствует раскрепощению детей, учит их делать умозаключения, анализировать, сравнивать.
Данная разработка демонстрирует возможность работы детей предшкольного возраста индивидуально, в парах, в четвёрках, в командах (группах)
Задачи: познакомить детей с огнём как стихией, путём экспериментирования подвести к выводу о том, что при умелом обращении огонь приносит пользу, при неосторожном – вред.
Формировать интерес к профессиям, связанным с огнём.
Воспитывать культуру общения в совместной деятельности, умение управлять своим поведением в коллективе.
Развивать мелкую моторику, связную речь, активизировать словарь.
Закрепить правила безопасности.
Оборудование:
- тема занятия – на доске;
- индивидуальные подносы с деталью картинки ПАЗЛ у команды ГНОМИКИ - ПЕЧКА, у команды КОЛОБКИ – КОСТЁР;
- под подносами - иллюстрации к русским народным сказкам – Д/З детей;
- справочная литература: СЛОВАРЬ С. И. Ожегова и СОВЕТСКИЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ (СЭС);
- на груди у детей значки разного цвета для удобства при разбиении на четвёрки
- конверты с картинками людей разных профессий;
- конверты с разноуровневыми заданиями и потайным карманом, где лежат дополнительные задания;
- компьютерная презентация (картинки) для иллюстрирования рассказа педагога;
- два деревянных бруска и два камня – для работы в парах;
- мешочек, с заданиями для команд;
- два телефона – для проигрывания ситуации;
- модель телефона – для раскрашивания цифр 01;
- корзина с булочками – угощение!;
- ПОСТЕПЕННЫЙ ПРОЦЕСС АНАЛИЗА ИЛЛЮСТРИРУЕТСЯ КАК ВЫВОД НА ДОСКЕ ОРАНЖЕВЫМИ И ЧЁРНЫМИ МАГНИТАМИ – внесено в конспект занятия
ХОД ЗАНЯТИЯ
Этап и вид работы | Содержание | ||
1 Эмоциональный настрой | Улыбнусь тебе скорей - Я стою среди друзей, Станет в комнате светлей! | ||
2 Повторение пройденного Звучит музыка завывающего ветра (дети двигаются, изображая ветер) | — Сегодня мы пригласили много гостей, ведь ГОСТИ – это здорово! Значит, сегодня мы все, и взрослые и дети, вместе проживём наше занятие, будем вместе работать и радоваться этому единению! Я прошу вас поприветствовать друг друга аплодисментами. - А чтобы наши гости поскорее поняли, о какой из четырёх стихий мы уже говорили и имеем представление, мы не скажем, а покажем ОТВЕТ: воздух | ||
3. Вводная часть Звучит динамичная музыка огня | А сейчас я предлагаю вам отгадать, о какой стихии пойдёт речь на занятии сегодня, для этого интригующее задание…
ЗАДАНИЕ: работаем в командах - ГНОМИКИ и КОЛОБКИ – у каждого игрока в подносе имеется карточка – это деталь, один из секторов общей картинки. По моей команде, вы на первой парте собираете свою картинку. Интересно, что у вас получится?! ПАЗЛ | ||
Работа в командах | ПЕЧКА | КОСТЁР | |
4. Тема занятия – мотивационный момент ДОСКА ( дети - хором) Мотивация Проблема (отражается на доске) | ВОПРОС-вывод: Что объединяет костёр и печку? Какая стихия объединяет оба варианта? (ОГОНЬ!) Верно, я предлагаю вам прочитать тему нашего занятия ОГОНЬ – ДРУГ НАШ ИЛИ ВРАГ? - Тут необходимо ваше мнение, интересен ли вам этот вопрос, хотите ли вы выяснять и разбираться?.. Почему? Для чего? - И я хочу это выяснять вместе с вами, потому что мне, во-первых, тоже интересно определить
ОГОНЬ ДРУГ ИЛИ ВРАГ ? ? А во-вторых, очень интересно работать с любознательными детьми, обладающими пытливым умом | ||
5.Новый материал Рассказ педагога иллюстрируется _______ Читают дети
| Любопытные, думающие люди были во все времена на земле. Именно такие среди первобытных людей и были первыми, кто приручил стихию огня. А было это, предполагают учёные, так… Удар молнии вызвал пожар. Люди бегством спасались от всесжигающей стихии. Огонь казался им живым, пришедшим с неба враждебным существом, которое нельзя потрогать, нельзя приручить, он заставлял людей уходить с обжитого места… И они считали огонь другом или врагом? ВЫВОД : ОГОНЬ ДРУГ ВРАГ . Но я начала свой рассказ с «любопытных людей» не случайно. Самый любопытный заметил, что огонь – это ТЕПЛО,.. смелый, не побоялся и приблизился к огню, взял догорающую палку и принес в своё жилище - пещеру. О, ужас! Ужас исказил лица его соплеменников. Покажите эмоцию! То от чего они всегда спасались, теперь держал в руках человек , наверное, он хочет гибели для них? Но это было не так! Человек принёс его в свой дом с добром для того чтобы в холодной пещере теперь можно было и это было ПОБЕДОЙ для всего рода человеческого, ОГОНЬ был приручён, началась ЭРА ОГНЯ! - Как вы думаете, откуда мы могли бы получить самую точную и краткую информацию об «Огне»? СЛОВАРЬ С. И. Ожегова ОГОНЬ. Горящие светящиеся газы высокой температуры, например, ПЛАМЯ ОГНЯ В ПЕЧИ. ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ (СЭС) справка: ОГОНЬ. Первоначально использовался природный огонь. Следы огня найдены при раскопках стоянок древних людей. Овладение огнём впервые навсегда отделило человека от животного царства. Ф.Энгельс ВЫВОД : ОГОНЬ ДРУГ ВРАГ . . | ||
Домашнее задание Демонстрация детьми иллюстраций к сказкам - у доски (картинки у детей лежали под подносами перевёрнутыми) | - Теперь стихия огня была приближена к человеку. Чего только не поведал бы вам ОГОНЬ, будь он человеком.
- Продемонстрируйте, пожалуйста, свои исследования (по 3 варианта) Если взрослые тоже вынули из кладовых своей памяти названия неупомянутых сказок, с радостью слушаем вас, добавляйте! ВЫВОД : ОГОНЬ ДРУГ ВРАГ . . . . (выставляется как «ЗА», т.к. согревает героев сказок и «ПРОТИВ» - он сжёг героиню сказки «Снегурочка») | ||
«ТРИЗ» | Итак, я прошу вас подумать, так, значит, ОГОНЬ - это Хорошо или Плохо??? ПРОШУ ВЫСКАЗАТЬ, ВАС КОМАНДЫ! | ||
Работа в группах – по рядам | 3 «ЗА» | 3 «ПРОТИВ» относительно огня | |
ВЫВОД : ОГОНЬ ДРУГ ВРАГ . . . . . . . . . . | |||
Иллюстрации | Справка из «СЭС»: Огонь добывался трением двух кусков древесины и высеканием искр из кремня (это камень) - Интересно? И мне! Ничего не остаётся нам как провести опыт. Послушайте задание и рекомендации. ЗАДАНИЕ: Мы попробуем, как и первобытные люди, добыть огонь, чтобы понять - это легко или сложно? !Будьте осторожны, потирая палочки друг о друга и ударяя камень о камень! | ||
Практическая работа в парах | Пара поочереди работает с двумя сухими палочками | Пара поочереди работает с двумя камнями | |
- Почему же вы не получили огня, хотя бруски сильно разогрелись, а камни стали пахнуть? ВЫВОД: добывать огонь можно, но очень сложно. Поэтому в древности за это отвечал человек, который знал всё о разведении огня, умел хранить, поддерживать огонь день и ночь. | |||
ФИЗМИНУТКА И ПАЛЬЧИКОВЫЙ ИГРОТРЕНИНГ | Тили-тили, тили-бом! Кошка выскочила, | ||
1 четвёрка | 2 четвёрка | 3 четвёрка | |
КОНВЕРТЫ №1,№2,№3 |
|
|
|
Практическая работа Обведение по точкам предметов с различной сложностью орнаментов. Это разноуровневое индивидуальное задание, которое ребёнок определяет по своим силам сам (обязательно в потайном кармане конверта лежат дополнительные задания для детей) |
|
|
|
Дети рассказывают, что у них получилось. ВЫВОД : есть положительный результат деятельности, значит – продукт, огонь - Друг!!! Но у меня возник вопрос: почему, у четвёрки, которая выбрала ПОЖАРНОГО, получились такие картинки? (работа третьей четвёрки). Что может сделать ОГОНЬ? Значит, ОГОНЬ есть враг, и пожарные поэтому наши защитники ОГОНЬ ДРУГ ВРАГ . . . . . . . . . . . . | |||
Выявление гражданской позиции ребёнка | Но бывает и так… - Я прошу команды выбрать одного человека, который должен будет выйти и достойно выполнить каверзное задание (выбор лидера) - В мешочке лежат задания-ситуации, вы выбираете себе ситуацию и объясняете, как бы вы поступили, и только после вашего выступления команда имеет право вам помочь, дополнить или предложить другую, свою версию.
Твои действия, продолжи!
Твои действия, продолжи! ВЫВОД : Почему так следует поступить? Значит - ВРАГ ОГОНЬ ДРУГ ВРАГ . . . . . . . . . . . . . | ||
Практическая работа Раскрашивание цифр | - Если в доме что-то загорается, какой номер телефона должен помнить каждый человек, любой ребёнок? ТЕЛЕФОН – на клавишах телефона цифры 0 и 1 не закрашены, фломастером красного цвета быстро раскрашивают 01 | ||
Проигрывание ситуации | - Если же беда случилась – к несчастью, как вы себя поведёте? 2 человека самых артистичных 1 – пожарный 2 - пострадавший | ||
Итог «ТРИЗ» Все высказываются по цепочке, держась за руки | Если бы ты был огнём, что бы ты делал? Я бы освещала… Что бы посоветовали людям, которые хотели бы с вами пошутить? Но каждый человек должен соблюдать правила техники безопасности, особенно если он с ОГНЁМ неразрывно связан | ||
Сюрпризный момент | А в чудесном коробе на этот раз у нас то, … что не было бы сделано без ОГНЯ ! БУЛОЧКИ! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Огонь - друг, огонь - враг.
Данное занятие по ОБЖ рекомендовано для детей подготовительной группы. Можно использовать для начальной школы....
Конспект занятия по ОБЖ "Огонь-друг,огонь-враг"
Занятие по ОБЖ в старшей группе...
Конспект совместной деятельности по пожарной безопасности в старшей группе «Огонь – друг, огонь – враг»
Конспект совместной деятельности по пожарной безопасности в старшей группе....
огонь - друг, огонь - враг
Презентации к уроку по пожарной безопасности....
Презентация "Огонь - друг, огонь - враг"
Презентация "Огонь - друг, огонь - враг"...
Досуг с детьми и родителями «Огонь - друг, огонь - враг».
Отрабатывать навыки безопасного поведения во время пожара. Закрепить правила пожарной безопасности....
Конспект занятия на тему: "Огонь-друг, Огонь-враг".
Конспект занятия на тему: «Огонь-друг, огонь-враг». Программное содержание:Показать детям значение...