Методические рекомендации для педагогов : Учёт половой специфики при построении образовательно — воспитательного процесса в предшкольной подготовке.
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Марьина Юлия Анатольевна

Учёт половой специфики при построении образовательно — воспитательного процесса в  предшкольной подготовке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для педагогов :

Учёт половой специфики при построении образовательно — воспитательного процесса в  предшкольной подготовке.

Подготовила педагог-психолог

 Марьина Ю.А.

2013-2014уч.год

Для того, чтобы процесс формирования готовности к обучению в школе разнополых детей принес ожидаемые результаты, оказался эффективным и максимально полезным как  для девочек, так и для мальчиков, педагогу при организации работы в предшкольной подготовке мальчиков необходимо опираться  на  творческий характер игровых заданий, на визуально- пространственные способности, психическую активность. Большое внимание необходимо уделять развитию мелкой моторики рук. На занятиях и в  режимных моментах стимулировать речевую активность,просить проговаривать свои действия, описывать увиденное, делиться впечатлениями,составлять рассказы, сказки, чаще беседовать с ними, общаться. Для развития речи использовать пальчиковые игры,  песенки, сопровождающиеся физическими движениями. Активно привлекать мальчиков участвовать в коллективных играх. Чаще поручать выполнение ролей,  активного речевого общения с другими детьми ( роль врача, капитана ). Для развития вербальной грамотности мальчиков требуется дополнительное время для выражения мысли ( 60 сек. ожидания ответа после задания или вопроса).

   Для развития внимания надо постоянно вводить новых  игровых персонажей, новые, интересные игры и задания. Через игры с правилами можно развивать усидчивость и аккуратность. У мальчиков хуже развит объем кратковременной слуховой памяти, поэтому необходимо включать задания на ее развитие, использовать  игровые упражнения, заучивать стихи, тексты, песни, пословицы и поговорки. Мальчики склонны анализировать, разбираться в явлениях окружающей действительности, в

механизмах тех или иных устройств, при организации занятий это                                                  

необходимо учитывать. Мальчики настойчивы, но менее                                                  

исполнительны, хуже себя контролируют, важно воспитывать у них  исполнительность и умение контролировать себя.   В процессе ознакомления мальчиков с  художественными произведениями можно просить  их зарисовать возникающие ассоциации,это развивает внимание, воображение, слуховую память.Социально- моральное, интеллектуальное и речевое развитие ускоряется в среде, которая дает возможность выбора, движения и активности. Самостоятельные занятия важны для развития интеллекта, поэтому в хорошо ориентированной среде  разум тяготится к познанию. Хорошо, когда у детей есть возможность активно  подвигаться, самостоятельно решать, котрые они поставили перед собой. Для развития образного мышления большое значение имеет изобразительная и конструктивная деятельность. Нужно стимулировать занятия лепкой, аппликацией, рисованием, конструированием из природного и строительного  материала  и разных конструкторов. Положительная оценка их деятельности побуждает мальчиков к дальнейшей работе , цикл становится непрерывным.

При организации предшкольной подготовки девочек   необходимо опираться на развитие творческого мышления,поощрять стремление к поиску, активизировать творческие способности и воображение, так как девочки лучше всего работают по образцу, шаблону, алгоритму. У них следует развиввть пространственные способности, умение воспринимать знаковую информацию. Активизировать мышление девочек можно так: обсуждать варианты решения задания или задачи, знакомить с разными решениями одной и той же проблемы. Обращать внимание на развитие зрительной памяти, используя настольно- печатные игры, дидактические игры типа « Что изменилось?». Увеличивать объем работы с числовым материалом, счетом, решение элементарных математических задач на занятиях, на прогулке, в игре. У девочки хорошо развивается мышление в спокойной, речеориентированной среде.

Также необходимо развивать эмоционально-волевую сферу. Это умение произвольно управлять собой. Для девочек очень важны положительные эмоции для поддержания дальнейшего интереса к обучению и побуждению к дальнейшим действиям. Важна , если учебный материал подается эмоционально окрашенный. Девочки схватывают новое легко, но затрудняются в соотнесении с ранее имеющейся информацией. Нужно закреплять и обобщать знания и умения.В работу необходимо включать формирование учебной мотивации, т. е. воспитание  глубокой мотивации, которая будет побудительной причиной их стремления к знаниям. Здесь надо связывать интерес к знаниям с игрой. В процессе игры мы развиваем способности к восприятию, запоминанию, удержанию                                                          

внимания и мыслительные процессы. При развитии интеллекта девочкам соревновательные формы работы лучше  не включать, иначе это вызовет тревожность, затормозит процесс анализа и обработки информации. Лучше для них формы работы с акцентом на взаимопомощь. Похвала не побуждает девочек к дальнейшей работе, с получением положительной оценки они как правило успокаиваются, цикл интереса к занятию заканчивается.

 При организации работы по предшкольной подготовке нужно учитывать уровень работоспособности детей разного пола. Девочки обычно сначала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. В связи с этим педагоги строят занятие так, чтобы самый трудный материал пришелся на пик работоспособности. И ориентируются они обычно по девочкам. Мальчики врабатываются долго, и когда они достигают пика работоспособности, девочки начинают уставать, педагог снижает нагрузку, занятие входит в другую фазу. Ключевой для занятия материал и пик работоспособности мальчиков не совпадают.

   

В данной разработке была проанализирована научная литература по данной теме, где были рассмотрены  и изучены  анатомо-физиологические особенности  детей разного пола,их различия в познавательно - психических качествах, гендерный аспект в воспитании и обучении детей  предшкольного возраста,влияние родителей на половую идентификацию ребенка в выявлены существенные различия  в когнитивной -познавательных процессах, в поведении, физическом развитии. В связи с этим есть необходимость учета половой дифференциации  при построении образовательно- воспитательного процесса. Работа с разнополыми детьми требует от педагога большого профессионализма, грамотности при построении занятий и подготовке учебного материала, выборе темы, особенностях подачи данного материала в подгруппах мальчиков и девочек. Учета всех тех особенностей ,которые есть у разнополых детей. Работа должна  вестись в гетерогенных группах с разделением  данной группы на подгруппы мальчиков и девочек ( гомогенных ).

Также в данной работе  были выявлены особенности организации работы по подготовке разнополых детей к обучению в школе, определены педагогические условия формирования готовности к обучению в школе детей разного пола, сформулированы положения об учете половой специфики при выстраивании образовательного процесса в предшкольной подготовке разнополых детей.

 Таким образом можно смело  утверждать, что при успешной организации работы с  детьми с учетом половой специфики в

предшкольной подготовке, при создании специальных педагогических условий формирования готовности к школьному обучению мальчиков и девочек будут достигнуты хорошие результаты , а именно высокий уровень предшкольной подготовки детей разного пола.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов « Значение темперамента дошкольника в построение воспитательной деятельности »

« Значение темперамента дошкольника в построение воспитательной деятельности »...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по реализации здоровьесберегающего подхода в воспитательном процессе

Вопросы охраны и укрепления здоровья детей может успешно решаться только в том случае, если будет вестись по двум направлениям:1. Создание оптимальных внешнесредовых условий в группе, дома и рациональ...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ « Применение песочной игротерапии в образовательной деятельности дошкольников"

Методические рекомендации для педагогов ДОУ « Применение песочной игротерапии в образовательной деятельности дошкольников"...

Методические рекомендации для педагогов по использованию ТИКО конструктора в образовательной деятельности

Использование «ТИКО» конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством развития навыков конструктивной деятельности и критерием психофизического развития дете...

Методические рекомендации для педагогов по использованию ТИКО конструктора в образовательной деятельности

Использование «ТИКО» конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством развития навыков конструктивной деятельности и критерием психофизического развития дете...

Методические рекомендации для педагогов по использованию ТИКО конструктора в образовательной деятельности

Использование «ТИКО» конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством развития навыков конструктивной деятельности и критерием психофизического развития дете...