Методические рекомендации для педагогов : Учёт половой специфики при построении образовательно — воспитательного процесса в предшкольной подготовке.
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Учёт половой специфики при построении образовательно — воспитательного процесса в предшкольной подготовке.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для педагогов :
Учёт половой специфики при построении образовательно — воспитательного процесса в предшкольной подготовке.
Подготовила педагог-психолог
Марьина Ю.А.
2013-2014уч.год
Для того, чтобы процесс формирования готовности к обучению в школе разнополых детей принес ожидаемые результаты, оказался эффективным и максимально полезным как для девочек, так и для мальчиков, педагогу при организации работы в предшкольной подготовке мальчиков необходимо опираться на творческий характер игровых заданий, на визуально- пространственные способности, психическую активность. Большое внимание необходимо уделять развитию мелкой моторики рук. На занятиях и в режимных моментах стимулировать речевую активность,просить проговаривать свои действия, описывать увиденное, делиться впечатлениями,составлять рассказы, сказки, чаще беседовать с ними, общаться. Для развития речи использовать пальчиковые игры, песенки, сопровождающиеся физическими движениями. Активно привлекать мальчиков участвовать в коллективных играх. Чаще поручать выполнение ролей, активного речевого общения с другими детьми ( роль врача, капитана ). Для развития вербальной грамотности мальчиков требуется дополнительное время для выражения мысли ( 60 сек. ожидания ответа после задания или вопроса).
Для развития внимания надо постоянно вводить новых игровых персонажей, новые, интересные игры и задания. Через игры с правилами можно развивать усидчивость и аккуратность. У мальчиков хуже развит объем кратковременной слуховой памяти, поэтому необходимо включать задания на ее развитие, использовать игровые упражнения, заучивать стихи, тексты, песни, пословицы и поговорки. Мальчики склонны анализировать, разбираться в явлениях окружающей действительности, в
механизмах тех или иных устройств, при организации занятий это
необходимо учитывать. Мальчики настойчивы, но менее
исполнительны, хуже себя контролируют, важно воспитывать у них исполнительность и умение контролировать себя. В процессе ознакомления мальчиков с художественными произведениями можно просить их зарисовать возникающие ассоциации,это развивает внимание, воображение, слуховую память.Социально- моральное, интеллектуальное и речевое развитие ускоряется в среде, которая дает возможность выбора, движения и активности. Самостоятельные занятия важны для развития интеллекта, поэтому в хорошо ориентированной среде разум тяготится к познанию. Хорошо, когда у детей есть возможность активно подвигаться, самостоятельно решать, котрые они поставили перед собой. Для развития образного мышления большое значение имеет изобразительная и конструктивная деятельность. Нужно стимулировать занятия лепкой, аппликацией, рисованием, конструированием из природного и строительного материала и разных конструкторов. Положительная оценка их деятельности побуждает мальчиков к дальнейшей работе , цикл становится непрерывным.
При организации предшкольной подготовки девочек необходимо опираться на развитие творческого мышления,поощрять стремление к поиску, активизировать творческие способности и воображение, так как девочки лучше всего работают по образцу, шаблону, алгоритму. У них следует развиввть пространственные способности, умение воспринимать знаковую информацию. Активизировать мышление девочек можно так: обсуждать варианты решения задания или задачи, знакомить с разными решениями одной и той же проблемы. Обращать внимание на развитие зрительной памяти, используя настольно- печатные игры, дидактические игры типа « Что изменилось?». Увеличивать объем работы с числовым материалом, счетом, решение элементарных математических задач на занятиях, на прогулке, в игре. У девочки хорошо развивается мышление в спокойной, речеориентированной среде.
Также необходимо развивать эмоционально-волевую сферу. Это умение произвольно управлять собой. Для девочек очень важны положительные эмоции для поддержания дальнейшего интереса к обучению и побуждению к дальнейшим действиям. Важна , если учебный материал подается эмоционально окрашенный. Девочки схватывают новое легко, но затрудняются в соотнесении с ранее имеющейся информацией. Нужно закреплять и обобщать знания и умения.В работу необходимо включать формирование учебной мотивации, т. е. воспитание глубокой мотивации, которая будет побудительной причиной их стремления к знаниям. Здесь надо связывать интерес к знаниям с игрой. В процессе игры мы развиваем способности к восприятию, запоминанию, удержанию
внимания и мыслительные процессы. При развитии интеллекта девочкам соревновательные формы работы лучше не включать, иначе это вызовет тревожность, затормозит процесс анализа и обработки информации. Лучше для них формы работы с акцентом на взаимопомощь. Похвала не побуждает девочек к дальнейшей работе, с получением положительной оценки они как правило успокаиваются, цикл интереса к занятию заканчивается.
При организации работы по предшкольной подготовке нужно учитывать уровень работоспособности детей разного пола. Девочки обычно сначала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. В связи с этим педагоги строят занятие так, чтобы самый трудный материал пришелся на пик работоспособности. И ориентируются они обычно по девочкам. Мальчики врабатываются долго, и когда они достигают пика работоспособности, девочки начинают уставать, педагог снижает нагрузку, занятие входит в другую фазу. Ключевой для занятия материал и пик работоспособности мальчиков не совпадают.
В данной разработке была проанализирована научная литература по данной теме, где были рассмотрены и изучены анатомо-физиологические особенности детей разного пола,их различия в познавательно - психических качествах, гендерный аспект в воспитании и обучении детей предшкольного возраста,влияние родителей на половую идентификацию ребенка в выявлены существенные различия в когнитивной -познавательных процессах, в поведении, физическом развитии. В связи с этим есть необходимость учета половой дифференциации при построении образовательно- воспитательного процесса. Работа с разнополыми детьми требует от педагога большого профессионализма, грамотности при построении занятий и подготовке учебного материала, выборе темы, особенностях подачи данного материала в подгруппах мальчиков и девочек. Учета всех тех особенностей ,которые есть у разнополых детей. Работа должна вестись в гетерогенных группах с разделением данной группы на подгруппы мальчиков и девочек ( гомогенных ).
Также в данной работе были выявлены особенности организации работы по подготовке разнополых детей к обучению в школе, определены педагогические условия формирования готовности к обучению в школе детей разного пола, сформулированы положения об учете половой специфики при выстраивании образовательного процесса в предшкольной подготовке разнополых детей.
Таким образом можно смело утверждать, что при успешной организации работы с детьми с учетом половой специфики в
предшкольной подготовке, при создании специальных педагогических условий формирования готовности к школьному обучению мальчиков и девочек будут достигнуты хорошие результаты , а именно высокий уровень предшкольной подготовки детей разного пола.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для педагогов « Значение темперамента дошкольника в построение воспитательной деятельности »
« Значение темперамента дошкольника в построение воспитательной деятельности »...
Методические рекомендации для педагогов ДОУ по реализации здоровьесберегающего подхода в воспитательном процессе
Вопросы охраны и укрепления здоровья детей может успешно решаться только в том случае, если будет вестись по двум направлениям:1. Создание оптимальных внешнесредовых условий в группе, дома и рациональ...
Методические рекомендации для педагогов ДОУ « Применение песочной игротерапии в образовательной деятельности дошкольников"
Методические рекомендации для педагогов ДОУ « Применение песочной игротерапии в образовательной деятельности дошкольников"...
Методические рекомендации для педагогов по использованию ТИКО конструктора в образовательной деятельности
Использование «ТИКО» конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством развития навыков конструктивной деятельности и критерием психофизического развития дете...
Методические рекомендации для педагогов по использованию ТИКО конструктора в образовательной деятельности
Использование «ТИКО» конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством развития навыков конструктивной деятельности и критерием психофизического развития дете...
Методические рекомендации для педагогов по использованию ТИКО конструктора в образовательной деятельности
Использование «ТИКО» конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством развития навыков конструктивной деятельности и критерием психофизического развития дете...
Методические рекомендации для педагогов ДОУ: "Создание мультипликационных фильмов в образовательном процессе ДОУ".
Рекомендации для педагогов ДОУ...