Актерское мастерство
план-конспект урока на тему
Использоварие тренингов на уроке знакомство со сценарием по сказке "Репка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zonova.doc | 219 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого урока «Актерское мастерство».
Цель: Познакомить с применением тренингов при работе с детьми
школьном театре
Задачи:1 знакомство со сценарием сказки «Репка».
2.научить использовать тренинги на занятиях.
3.воспитать любовь к сказке.
План:
- Теоретическая часть.
- Знакомство с тренингами.
- Знакомство со сценарием сказки «Репка» и его героями.
Практическая часть.
Выполнение тренингов на внимание, дыхание, интонацию, дикцию, провести разминку, самомассаж, артикуляционную гимнастику, тренинг гласных звуков. Поздороваться друг с другом разными частями тела (носом, лбом, коленями, спинками и т. д.). Подарить друг другу улыбку. Чтобы упражнение не было унылым важно усвоить «Зачем я это делаю». Разминка под музыку: бесшумно встали, бесшумно сели, бесшумно прошли.
Упражнение на внимание «невидимая нить».
Между педагогом и детьми протянута и прикреплена нить, педагог связан с каждым ребенком невидимой нитью. Эта связующая нить не должна порваться, ни провиснуть при всех дальнейших движениях расстояние от груди всегда должно оставаться неизменным. При этом условии начинать осторожные передвижения вперед-назад, влево-вправо, при этом хлопать. Постепенно делать свои передвижения все более резкими и сложными, но в любом случае расстояние между педагогом и детьми останется неизменным. Затем перейти к бегу, сохранить натянутую невидимую нить. В идеале группа должна передвигаться как один человек, четко реагируя на паузы и динамику, при этом ловя еще и хлопок педагога. Это тот уровень внимания, который необходим на сцене.
Если удалось добиться такого уровня внимания и взаимодействия, переходите к следующему упражнению.
Для того чтобы улучшить работу внутренних органов и мышц, которые участвуют в голосообразовании (лицо, шея, грудь) применяется гигиенический самомассаж, или его называют поглаживающий – он делается медленно, плавно.
В расслабленном состоянии погладить лицо, шею, грудную клетку кончиками пальцев.
Хорошая дикция (произношение) – важное качество речи каждого человека, необходимое условие любой речевой профессии.
Один из основных тренингов – это артикуляционная гимнастика.
Гимнастика для губ «Пятачок».
На счет «один» губы вытягиваются вперед, принимая форму пятачка. На счет «два» растягиваются в улыбку, не обнажая зубов. Повторить 3-4 раза без перерыва. Тоже самое, только «пятачок» двигается влево и вправо на счет «два», «три» повторить 3-4 раза.
«Покусывание губ». Нижние зубы покусывают верхнюю губу, верхние зубы покусывают нижнюю губу. Повторить 3-4 раза.
«Натягивание губ». Одновременное натягивание верхней и нижней губы на зубы, словно растягиваем губами резиночку.
Тренировка мышц языка.
«Лошадка». Всем языком как бы приминаем к небу. При отлипании языка раздается щелчок - причмокивание.
«Колокольчик». Рот приоткрыт, губы округлены, язык бьется о края губ как язычок колокольчика.
«Уколы». На счет «один» острым кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки, на счет «два» - внутренней сторона правой щеки. Повторить 3-4 раза так чтобы нижняя челюсть не двигалась.
Тренинг гласных звуков.
С мячом (артикуляционная гимнастика). Мяч передается по очереди с одновременным произнесением гласных.
Это «и» это не и, а «э».
Тренировка согласных.
б - п – хлопки в ладоши.
д – т – попеременное постукивание кулаком по ладоням.
г – к – щелчки.
з – с – соединяем попеременно пальцы обеих рук с большим пальцем.
Скороговорки.
Упражнение в произношении скороговорок не только веселое, но и очень полезное занятие т.к. помогает исправить плохую дикцию.
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Знакомство со сценарием по сказке «Репка». Обсуждение сценария. Какая сказка. Охарактеризуем героев есть положительные или отрицательные. Почему они не могли долго вытянуть репку. Читка по ролям обыгрывание с куклами за ширмой.
Педагог д./о
ДДТ «Юность»
Зонова Р.П.
с. Новобирилюссы, 2007.
Учебно-тематический план
1й год обучения
№ | Тема | Количество часов |
1. | Введение театра в жизнь человека | 4 |
Искусство как форма общения между людьми общественная техника чувств «что дает искусство театра своему зрителю» | 2 | |
Место театра в сфере потребностей и интересов школьников. Беседы – диспуты на темы театр – это праздник. | 2 | |
2. | Развитие представлений о видах театрального искусства. Драматический театр. | 6 |
Драматург и театр | 2 | |
Знакомство с творчеством драматурга. Профессия классиков детского театра. | 2 | |
Просмотр и творческие работы. | 2 | |
3. | Выразительное значение основных компонентов современного спектакля | 4 |
Сценические средства выражения характера героя: внешняя характерность. | 2 | |
Просмотр спектакля текущего репертуара. Творческие задания, развивающие чуткость к выразительному значению отдельных компонентов спектакля создание афиш передающим зрителям образ спектакля. | 2 | |
4. | Страницы истории театра. Театр Древней Греции. | 8 |
Общий подъем культуры и искусства в Древней Греции. Знакомство со слайдом. | 2 | |
Трагедия и комедия – основные жанры драматургии. Прослушивание отрывков. | 2 | |
Особенности древнегреческого театра. Сочетание музыки и пластики. | 2 | |
Комментированное чтение отрывков из «Прометея прикованного» | 2 | |
5. | Развитие представления о видах театрального искусства, музыкальный театр. | 4 |
Опера, оперетта, мюзикл, балет общее сценарическое в каждом. | 2 | |
Просмотр телеспектакля музыкального театра. Беседа и творческая работа. | 2 | |
6. | Театр в ряду других искусств. Общее и особенное. | 6 |
Взаимосвязь театра с другими видами искусства. | 2 | |
Театр и литература. Театр и кино. Театр и изобразительное искусство. | 2 | |
Закрепление представлений и зрительского опыта учащихся в рассказах, сочинениях, рисунках. | 2 | |
7. | Театр и литература. | 6 |
Драма, как род литературы предназначенной для сцен. | 2 | |
Пьеса – основа спектакля знакомство со сценическими элементами. | 2 | |
Опыт инсценировки прозы с включением элементов драмы. | 2 | |
8. | Развитие представлений о видах театрального искусства. Драматический театр. | 6 |
Актер в драмтеатре, театре. | 2 | |
Роль и характер в драме и на сцене. | 2 | |
Развитие характера героя в столкновении с другими действующими лицами. | 1 | |
9. | «Комическое» | 4 |
Первоначальное знакомство с понятием комическое. | 2 | |
Комедия – популярный театральный жанр. Знакомство с формами «комического» на литературном и драматургическом материале. Инсценирование юмористических стихов, рассказов. | 2 | |
10. | Страницы истории театра, средневековый площадный театр. | 4 |
Связь со средневековой литературой и изобразительным искусством. | 2 | |
Знакомство с искусством Средневековой Европы по иллюстрациям и слайдам, по описанию театральных представлений. | 2 | |
11. | Актер и его роли. | 6 |
Театральная отделочная работа над несколькими ролями. | 2 | |
Формирование навыка использования и совершенствования приобретенных технических умений при решении исполнительских задач. | 2 | |
Определение самой удачной из своих работ над ролями в разных отрывках. | 2 | |
12. | Занятие техникой речи и сценическим движениям. Упражнения на память физических действий. | 10 |
Формирование умения логично произнести сложную фразу. Навыки правильного дыхания. Упражнения по управлению речеголосовым аппаратом (диапазоны голоса, сила, подвижность) | 2 | |
Выполнение упражнений «Превращение предмета» | 2 | |
Упражнения со стульями, живой алфавит, равномерно занять зал. | 2 | |
Обсуждение увиденного и фантазирование. Взять партнера, меняться местами. Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем. | 2 | |
Одно и тоже по - разному. Превратился сам, делится на команды. | ||
13. | «Эстафета» | 4 |
«Аббревиатуры» «По правде и понарошку» | 2 | |
«Замри» «По алфавиту» | 2 |
Учебно-тематический план
2й год обучения
№ | Тема | Количество часов |
1. | «Заветное желание» | 20 |
Знакомство со сценарием, обсуждение распределение ролей. | 2 | |
Работа над текстом читка оп ролям. | 2 | |
Читка оп ролям, совершенствование правильного дыхания. | 2 | |
Отработка речи (Алисии, короля) изготовление декораций. Совершенствование навыка правильного дыхания. | 2 | |
Отработка ролей (доктора, феи) изготовление реквизита. | 2 | |
Отработка роли (принцесса) добиваться четкости. | 2 | |
Отработка ролей (принц Джеймс, принцесса Мери) изготовление реквизитов. | 2 | |
Репетиция со всеми готовыми элементами. Совершенствование умения анализировать работу свою и товарищей, отработка ролей. | 2 | |
Генеральная репетиция. | 2 | |
Показ спектакля зрителю. | 2 | |
2. | «Почему у месяца нет платья» | 12 |
Знакомство со сценарием обсуждение. | 2 | |
Читка оп ролям, добиваться четкости осмысленности. Обсуждение, распределение. Обсуждение костюмов, декораций работа над текстом. | 2 | |
Отработка ролей повторного месяца, добиваться четкости выразительности. Изготовление реквизитов (месяц костюм для портного) | 2 | |
Прогон без остановки пьесы. Доработка отдельных сцен. | 2 | |
Генеральная репетиция. | 2 | |
Показ спектакля зрителю. | 2 | |
3. | «Масленица» | 40 |
Знакомство со сценарием обсуждение, распределение ролей. | 2 | |
Работа над текстом читка по ролям. | 2 | |
Работа над текстом читка по ролям. Овладение и пользование словесными воздействиями. | 2 | |
Отработка ролей разучивание призыва масленицы. | 2 | |
Коллективная работа по отдельным эпизодам, репетиция песен хороводов. | 2 | |
Отработка ролей скоморохов. Скоморох 1. Скоморох 2. отработать «призыв» | 2 | |
Знакомство с эскизами декораций изготовление подарков и сувениров для награждения. | 2 | |
Отработка ролей с фольклорной группой. Научится исполнять масленичный обряд. | 2 | |
Репетиция с учетом будущего оформления. | 2 | |
Отработка ролей (матрешка) четко произносить призывы. Обсуждение костюмов декораций их планировка. | 2 | |
Изготовление чучела Масленицы. | 2 | |
Выполнение упражнений по тренировке дыхания. Отработка ролей с фольклорной группой. Научится исполнять хоровую песню «Масленка, Масленка» | 2 | |
Отработка роли (скоморох 1, матрешка) четко произносить призывы в соответствии с жестами. | 2 | |
Отработка роли матрешек. Изготовление реквизитов | 2 | |
Репетиция с музыкальным оформлением. | 2 | |
Отработка хороводных песен и призывов. | 2 | |
Репетиция. Добиваться точности, осмысленности. | 2 | |
Генеральная репетиция. | 2 | |
Показ спектакля зрителю. | 2 | |
Показ спектакля зрителю. | 2 |
Учебно-тематический план
3й год обучения
№ | Тема | Количество часов |
1. | «Ночь перед рождеством» | 58 |
Знакомство со сценарием, обсуждение и распределение ролей, читка по ролям. | 2 | |
Работа над текстом. Совершенствование навыка. Логично и связно, естественно произносить фразы, отрывки из текста. | 2 | |
Знакомство с эскизами декораций. Обсуждение логично, естественно произнести фразы отрывки из текста. | 2 | |
Репетиция. Добиваться выразительности точности, осмысленности каждого жеста, каждого действия. | 2 | |
Репетиция. Коллективная работа по отдельным эпизодам. | 2 | |
Отработка роли Оксаны. Добиваться четкости, осмысленности, выразительности каждого жеста движения. | 2 | |
Работать над ролью Вакулы навык правильного дыхания. | 2 | |
Коллективная работа по отдельным эпизодам. | 2 | |
Отработка роли Солохи, черта. Управление речеголосовым аппаратом. Диапазон голоса, сила, подвижность. | 2 | |
Отработка роли запорожца 1го и 2го. | 2 | |
Отработка роли Царицы. Добиваться точности, осмысленности каждого жеста. | 2 | |
Прогон спектакля с музыкальным оформлением. | 2 | |
Прогон эпизода Оксаны с Вакулой. Исполнение закрепленных удачных находок, устранение ошибок. | 2 | |
Отработка роли рассказчика. Говорить четко выразительно. | 2 | |
Изготовление реквизитов. | 2 | |
Отработка ролей. Упражнения на дыхание, на развитие и управление речеголосовым аппаратом. | 2 | |
Отработать отдельные эпизоды. Обсуждение костюмов, декораций. | 2 | |
Прогон спектакля с музыкальным оформлением, реквизитом устранение ошибок. | 2 | |
Репетиция. Навык правильного дыхания. Выполнение упражнений. | 2 | |
Отработка роли Оксаны( интонация, жесты) | 2 | |
Отработка роли Вакулы (дикция, интонация, жесты) | 2 | |
Изготовление реквизита, работа над дыханием. Навык правильного дыхания. Отработка роли Рассказчика (интонация, жесты) | 2 | |
Генеральная репетиция. | 2 | |
Доработка отдельных эпизодов. | 2 | |
Показ спектакля зрителю. | 2 | |
Показ спектакля зрителю. | 2 | |
Показ спектакля зрителю. | 2 | |
2. | «Дело было вечером» | 26 |
Знакомство со сценарием, обсуждение и распределение ролей, читка по ролям. | 2 | |
Читка по ролям, запоминание текста при технической работе с ним. | 2 | |
Работа над текстом, работа над голосом, понятие о фразе. Фраза простая и сложная. | 2 | |
Знакомство с эскизом декораций, обсуждение логочно естественно поизносить фразы, отрывки из текста. | 2 | |
Коллективная работа по отдельным эпизодам. | 2 | |
Работа над ролью. Интонация, жесты, дыхание. | 2 | |
Работа над ролью. Интонация, жесты, дыхание. | 2 | |
Работа над ролью. Интонация, жесты, дыхание. | 2 | |
Прогон спектакля устранение ошибок. | 2 | |
Прогон спектакля. Добиваться выразительности, точности, осмысленности каждого жеста, движения. | 2 | |
Генеральная репетиция. | 2 | |
Показ спектакля зрителю. | 2 | |
Показ спектакля зрителю. | 2 | |
3. | «Масленица» | 30 |
Знакомство со сценарием. Обсуждение, распределение ролей, читка по ролям. | 2 | |
Работа над сценарием, читка по ролям. | 2 | |
Работа с фольклорной группой научится исполнять масленичный обряд. | 2 | |
Обсуждение костюмов декораций их планировка, изготовление чучела Масленицы. | 2 | |
Работа с группой. Исполнять хоровод. Хороводную песню «Маслена, Маслена» | 2 | |
Работа над ролью скомороха, читка, выразительно произносить призывы. | 2 | |
Изготовление чучела масленицы, подарки, сувениры и другие реквизиты. | 2 | |
Отработка ролей матрешек 1,2,3,4,5,6,7,8. четко произносить слова масленого обряда. | 2 | |
Отработать прощальную часть | 2 | |
Отработать плясовую – хороводную часть. | 2 | |
Отработать роли скоморохов. | 2 | |
Отработать хороводы, исполнить песни «Я на горку шла» | 2 | |
Изготовление сувениров | 2 | |
Генеральная репетиция | 2 | |
Проводы масленицы | 2 | |
4. | «Золушка» | 30 |
Знакомство со сценарием, обсуждение, распределение ролей. | 2 | |
Работа над сценарием, выявить идею. Навык правильного дыхания при чтении. | ||
Коллективная работа над отдельными эпизодами, работа над дикцией, дыханием. Звуки произносить четко выполнить упражнения на дыхание. | 2 | |
Знакомство с эскизами декораций. | 2 | |
Работа над текстом, работа над голосом. Понятие о фразе, фраза простая и сложная | 2 | |
Отработка роли Золушки. Навык правильного дыхания. | 2 | |
Отработка роли Мачехи. Дикция интонация | 2 | |
Отработка роли сестер Золушки. Дикция интонация | 2 | |
Изготовление реквизитов | 2 | |
Репетиция с учетом будущего оформления | 2 | |
Репетиция со всеми готовыми элементами, реквизитами. Прогон без остановки пьесы , доработка отдельных сцен. | 2 | |
Генеральная репетиция | 2 | |
Показ спектакля зрителю. | 2 | |
Показ спектакля зрителю. | 2 | |
Показ спектакля зрителю. | 2 |
Литература для педагога.
1Белова В.В. Дополнительное образование: некоторые вопросы программирования-М,1997г.
2.БерезинаВ.А.Дополнительное образование детей как средство их творческого развития.
3.Буйлова Л.П. Как разработать авторскую программу (рекомендации педагогу дополнительного образования- М,1999г.
4. Ершова А.П. Режиссура урока-М,1994г.
Закон Р.Ф. «Об образовании»- М,1996г.
5.Иванов В.Д. Энциклопедия коллективных творческих дел. М,1989г
6.Исскусство и дети М,1983.
7. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры М,-1986г.
8. Андрачников С. Пластические тренинги. - М, 2000.
9.Генералова И. Мастерская чувств.- М, 2000.
10. Фришман И. Выигрывает тот, кто играет!- Н Новгород, 2001
11.Чернецкая Т. «Как стать артистичным».- М., 2000.
12. Чурилова Э. Методика и организация театральной деятельности.- М., 2001.
13. Яковлев Д. Дополнительное образование. – М., 2002.
14. Рубина Ю.И. Театральная самодеятельность школьников. – М., 1983.
15. Сац Н.И. Дети приходят в театр. – М.,1985.
16. Аленский Ю.А. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре. Дет. Лит., 1986
17.Марченко Т.А. Театр воспитывает. М.,1986.
18.Кох И.Э. Основы сценического движения. Пособие для культ.-просвет. И театр училищ М., Просвещение,1976.
19. Козюренко Ю. Музыкальное оформление спектакля. М.,1978.
20.Козлянинова И.П. Сценическая речь М., Просвещение, 1976.
21.Захова Б.Е. Мастерство актера и режиссера. М.,1978.
22.Колмановский Е.С. Книга о театральном актере. М.,1984.
23. Научно-популярный иллюстрированный журнал Народное творчество №2,1999г. №3, 1999г.
24. Леонидова Б.Л. Все начинается с игры.- М.,ЦРСДОД,2002.
Литература рекомендуемая для чтения детям.
1.Белянская Л. Хочу на сцену!- Донецк, 1997.
2.Ищук В., Нагибина М. Народные праздники.- Ярославль,2000
3. Казанский О.Игры в самих себя.
4.Пикулева Н. Слово на ладошке-М.,1997.
Техническое оснащение занятий: аудиаппаратура, фонограммы, комплекты театральных шумов и фоновых мелодий от №1-№10. костюмы, реквизит, декорации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока "Актерское мастерство"
Знакомство со сценарием по сказке "Репка", использование тренингов на уроке...
Факультативное занятие по актерскому мастерству во второй младшей группе
Программное содержание:Формировить интерес к тетрально-игровой деятельностиРазвивать внимание, воображение.Вырабатывать четкую речь...
Методическая разработка "Проведение занятий по актерскому мастерству с детьми старшего дошкольного возраста с использованием игровых упражнений"
методическая разработка...
Консультация для родителей. Полезный досуг. Упражнения по актерскому мастерству для детей.
Упражнения на развитие актерского мастерства для детей следует делать регулярно, но всегда находите для них оптимальное время суток, настроение ребёнка, физическое состояние. Выполняйте упражнения тог...
Применение элементов ТРИЗ технологии в развитии навыков актерского мастерства дошкольников.
“Творческий ребенок, творческаяличность – это результат всего образажизни дошкольника, результат его общения и совместной деятельности со взрослым, результат его собственной активности”...
Мастер – класс по актерскому мастерству «Развитие театральных способностей детей средствами актерского мастерства»
Целевая аудитория: воспитатели дошкольного учрежденияФормы организации: игровые упражнения, пластические этюды, речевые разминки, упражнения на отработку техники речи, ритмопластика.Условия: В ходе ма...
Конспект занятия по актерскому мастерству Тема: «Освоение умений и навыков актерского мастерства через театральные этюды и упражнения по снятию напряжения мышечных зажимов»
Цель: Освоение умений и навыков актерского мастерства через театральные этюды и упражнения по снятию напряжения мышечных зажимов Задачи: Образовательные:- дать основные теоретичес...