История сказочного города. Серия занятий с детьми 5-6 лет.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Занятия направлены на эмоциональное развитие и социализацию, создают условия для развития произвольности поведения, творческого воображения,способствовуют усвоению детьми социального опыта, учат сотрудничеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatiya_s_detmi_5-6_let.docx | 31.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Серия из 3-х занятий с детьми старшей группы 5-6 лет
Педагог-психолог Успенская Александра Сергеевна
История сказочного города
По мотивам книги «Азбука вежливости» Васильева-Ганчук Л.
Цель занятий:
создание условий для эмоционального и социального развития детей.
Задачи:
Развивать произвольность поведения, воображение, креативность,
способствовать усвоению детьми социального опыта, сплоченности детской группы, повышению социального статуса некоторых детей, учить сотрудничеству, дать возможность получить удовольствие от принадлежности к группе, учить распознавать и выражать эмоции вербально и невербально, имитировать действия и чувства.
Оборудование:
Материалы для рисования, мяч, зеркала для каждого ребенка.
Занятие 1
I. Вступительная часть. Дети стоят в кругу. Игровое упражнение «Телеграмма», передача приветствия по кругу от ведущего (слова и движение)
II. Рассказывание истории. Дети приносят стулья и садятся в круг. Ведущий рассказывает историю.
За чистым полем, за дремучим лесом, за дальней дорогой есть город…
Ах, если бы вы, друзья, очутились в нем! Вы бы рот открыли от удивления...
Дома из шоколада. Крыши леденцовые. На пряничных башенках вертятся петушки-флюгеры. В башне под говорящими часами живет фея. Все жители города удивительные, каждый хоть в чем-нибудь, да удивит. Там есть продавщица летающих зонтов, булочник выпекает необыкновенные прыг-скок-булочки. Они сами собой прыгают в ваш рот. Самое главное, в этом городе есть волшебный фонтан. Когда загадаешь желание и умоешься его волшебной водой, твое желание сбудется.
Жить в этом городе одно удовольствие. Все жители этого города сказочно вежливы... Что такое вежливость? (дать всем детям возможность высказаться). Вежливый человек ведёт себя с другими людьми приветливо, дружелюбно. Когда возникают проблемы и конфликты, он умеет найти решения, устраивающие всех. С таким человеком приятно находиться рядом, приятно вместе работать и играть. Всем - и детям и взрослым нравится, когда друзья, соседи и даже незнакомые люди, относятся к ним внимательно, по-доброму, уважают и любят их.
И так, все жители этого города сказочно вежливы, хорошо воспитаны и жить в этом городе одно удовольствие….
... Но так было не всегда. Эта история начинается раньше, в те времена этот город был обыкновенным городом. И жили в нем обыкновенные люди, не очень вежливые.
Все началось с того, что Петя Иванов поссорился с феей.
Этот мальчик был сказочно невоспитанным. У него была папа, мама и две бабушки, которые заботились о нем, оберегали от всех трудностей, но не учили заботиться о других, не учили договариваться другими, не учили дружить. У него совсем не было друзей. От скуки он толкал детей, обижал малышей, кидал камнями в птиц.
Фея, которая жила в городе, однажды посмотрела на его поведение и сказала: "Если ты будешь таким невежливым и невоспитанным, ты превратится в дракона". Тут мама, папа и две бабушки подбежали к Фее и сказали: "Не смейте нервировать ребенка! Если вы на самом деле фея, сделайте его воспитанным и вежливым". Две бабушки поскорее побежали в магазин за новыми игрушками. Папа стал играть на дудочке, мама хлопать в ладоши и напевать песенку, чтобы у Пети было хорошее настроение, чтобы ребенок не расстроился.
Фея не умела совершать такое сказочное превращение и отправилась в Академию Всех Волшебных Наук, чтобы пополнить свое волшебное образование…..
И вот она вернулась в город. Все жители встречали ее на главной площади. Фея сказала: "Я рада вас видеть! И готова исполнить ваши желания!» Все дети закричали: хотим, чтобы наш город стал сказочным! Пусть все дома будут шоколадными, а крыши леденцовыми! Башни пряничные! А на крышах петушки флюгеры! Пусть мой папа будет не обыкновенным булочником, а выпекает прыг-скок-булочки, которые сами собой прыгают в рот! Пусть моя мама продает не обыкновенные зонты, а летающие! Пусть каждый день сбывается чье-нибудь желание!
"Пожалуйста!"- сказала фея. Мальчишки и девчонки захлопали от радости, но никто не догадался сказать спасибо. Дети галдели, мешали друг другу говорить. Поэтому их мамы и папы покраснели, им стало стыдно, и попросили Фею: "Сделай наших детей воспитанными!"
"Пожалуйста!"- сказала Фея и в сказочном городе забил волшебный фонтан. Разноцветные струи взлетали почти до неба и вновь падали, рассыпаясь волшебными капельками. Все, на кого упала волшебная вода из фонтана, тотчас сделались воспитанными и вежливыми людьми.
... И тут только все заметили, что Петя Иванов бормочет: "Хочу- хочу-хочу быть самым ужасно невоспитанным на свете... "
Фей вздохнула, к несчастью, его желание исполнилось. Петины мама, папа и две бабушки заплакали.
Что вышло из его необдуманного желания, я расскажу в следующий раз.
III. Психогимнастика и разыгрывание этюдов.
1. Покажите как Фея вежливости вернулась в город, чтобы творить чудеса: голова приподнята, спина прямая, глаза слегка прикрыты, на губах улыбка (дети работают с зеркалом).
2. Покажите, как радуются мальчики и девочки исполнению желаний: хлопают в ладоши, улыбаются, прыгают, кричат "Ура!»
3. Покажите, как меняется выражение лица Феи, когда она слышит, какое желание загадал Петя: улыбка исчезает, брови хмурятся и она становится грустной и т.д.
IV. Рисование сказочного города.
Рассказы детей о рисунках.
Объединение всех рисунков в один город.
V. Заключительная часть.
Вопросы к детям об их впечатлениях: что понравилось на занятии, что было интересно, что трудно?
Прощание. Прощание, игровое упражнение «Телеграмма», передача прощания по кругу" (слова и движения).
Занятие 2
I. Вступительная часть.
Игровое упражнение «Телеграмма», передача приветствия по кругу от ведущего (слова и движение).
Игровое упражнение с мячом «Вы, наверно не знаете, что я ещё и….». Каждый, получив мяч, может сообщить что-то о себе или передать мяч другому и промолчать.
II. Рассказывание истории.
В прошлый раз я рассказывала вам Историю Сказочного Города, в котором живут сказочно вежливые люди и творятся чудеса. В этом городе не только все люди сказочно вежливые, даже собаки стесняются здесь лаять слишком громко, а щенки протягивают лапу прохожим, чтобы поздороваться, воробьи не дерутся, галки и грачи не галдят, а мирно решают свои птичьи дела.
Подвижная игра "Добрый день" (возможно, в эту игру играли жители города). Игра похожа на «Третий лишний», но дети, обегая круг, встречаясь пожимают друг другу руки, говорят «Добрый день» или другое приветствие.
Затем дети садятся и слушают продолжение истории:
Как вы помните, дети загадывали желания и они исполнялись. Исполнилось и Петино неразумное желание. Он стал самым невоспитанным и невежливым на свете. Он показал язык маме, папе и двум бабушкам и убежал, куда глаза глядят. По дороге он облизывал шоколадные стены домов, дергал за хвост кошек, отнимал мороженное у малышей, бросал камнями в птиц... Но на душе у него было не очень весело...
Однажды в Сказочном Городе на главной площади был Праздник Волшебных Рисунков. Услышав об этом мальчишки и девчонки очень вежливо спросили у взрослых разрешения пойти на площадь. Взрослые им разрешили и все поспешили туда.
Всех встречала Фея. Она раздавала маски, краски и кисти. Она сказала: «Пожалуйста, нарисуйте, что захотите и ваши рисунки оживут».
«Ура!», -обрадовались мальчики и девочки. И все стали рисовать.
На асфальте расцвели чудесные цветы, взмахнули крылышками чудо-бабочки, чудесные птицы запели, чудесные деревья подняли к небу свои прекрастные ветви.
Юлика-Юла нарисовала сперва два чудесных глаза: веселых и добрых, похожих на цветы, потом два длиных уха, похожих на лопухи, потом кудрявую золотую гриву. «Что это?» - спросили малыши, такие маленькие, что еще не умели рисовать. «Наверное, это Игогоня», - рассмеялась Юлика, добрый сказочный конь. «Кто хочет, может подрисовать ему по одной ноге. У быстрого сказочного коня должно быть много ног». Самые маленькие об-радовались! И принялись за дело. Юлика дорисовала потом все остальное и длинный кудрявый хвост. И тут Игогоня сделался живым, самым настоящим. Вскочил! Тряхнул золотой гривой: «И-го-го! Садитесь на меня! Всех прокачу!»
Петя Иванов в это время забрался на дерево. На дереве жили грач, грачиха и семь грачат. Он хотел разорить гнездо. Птички просили его не делать этого, но он никого не слушал. Но тут само дерево пожалело птичек, ветка обломилась и Петя свалился на землю. «Ну, погодите», - разозлился Петя – «Я вам всем отомщу!».
Вам хотелось бы узнать, что из этого получилось? Об этом я расскажу в следующий раз.
III. Психогимнастика и разыгрывание этюдов.
1. Используя зеркало, подвигать бровями, удивиться, нахмуриться, вытянуть губы трубочкой, растянуть их в улыбке, подмигнуть самому себе.
2. Показать, как дети радовались, когда узнали об этом празднике - Празднике Волшебных Рисунков.
3. Показать, как сердился Петя.
4. Показать, как оживали рисунки.
IV. Рисование рисунков, которые хотелось бы оживить. Рассказы детей о своих рисунках и о том, что будет, если они оживут. Поиграть в ожившие рисунки.
V. Заключительная часть.
Вопросы к детям об их впечатлениях: что понравилось, что было трудно?
Игровое упражнение "Большое доброе животное". Дети берутся за руки, образуя большой круг. Этот круг – большое доброе животное. Двигаясь медленно вперёд-назад, дети изображают дыхание большого доброго животного.
Прощание. Игровое упражнение «Телеграмма», передача прощания по кругу" (слова и движения).
Занятие 3
I. Вступительная часть.
Игровое упражнение «Телеграмма», передача приветствия по кругу от ведущего (слова и движение).
Игра "хрустальный мяч" (возможно, этот мяч тоже оживший рисунок). Дети стоят в маленьком кругу близко друг к другу, правая рука вытянута вперёд. Дети прокатывают шар по рукам, заботясь, чтобы он не упал.
II. Рассказывание истории.
Вы помните в каком месте истории мы остановились прошлый раз? Помните, как Петя на всех рассердился? Итак, Петя на всех рассердился и стал рисовать. Сначала он нарисовал два злых- презлых глаза, потом два острых уха, потом горбатый нос.
«Кто это?» - спросила Юлика-Юла.
«Самый злой волшебник Группи-Группи Ян !»
«Ой, - испугалась девочка, - пожалуйста! Не надо! Не рисуй его!» Петя нарисовал волшебнику руки и ноги, высокие башмаки на ногах, лохматое тело. Он живой-настоящий поднялся с асфальта и прошептал такие злые слова, что исчезли чудесный фонтан и другие добрые чудеса в городе, волшебный конь остановился и малыши с него попадали. Петя почувствовал, что у него растет хвост.
Группи-Группи Ян вскочил на Игогоню, прихватил с собой Петю-дракона. Ха-ха, - сказал он, - посажу тебя на цепь, будешь охранять мою избушку на курьих ножках. Кусать за пятки прохожих! Чихать огнем и дымом!"
Петя-дракон заплакал, он понял, что он натворил, но было уже поздно. Злой Группи-Группи Ян сказал: "Никто не захочет тебя спасти, нет у тебя друзей. Будешь драконом сто лет! Кто мне будет мешать - заколдую, превращу в рисунок на асфальте!
Но Юлика-Юла не испугалась, а сказала: "Я хочу помочь Пете", а Фея сказала: "Давай устроим состязание, кто победит, тот и будет хозяином в городе".
Злой волшебник ответил: "Людям не нужны твои добрые чудеса, любовь, дружба. Люди жадные, завистливые, каждый заботится только о себе".
Фея сказала: "Давай спросим людей".
Злой волшебник ответил: "Люди всегда говорят одно, а делают другое, давай их испытаем. Они не смогут вместе делать одно дело, не смогут договориться, обязательно перессорятся".
III. Дети на площади согласились пройти это испытание и дети в группе тоже его проходят. Если удается выполнить задания дружно, на тарелочку кладут белый камушек, если нет - черный.
1. "Близнецы" (В парах, не договариваясь, нарисовать одинаковых человечков и одинаково их раскрасить)
2. «Клеевой дождь» (Дети строятся с колону по одному, держатся друг за друга одной рукой, словно приклеились, все повторяют движения ведущего, ходят, бегают, садятся, ложатся, встают за теряя друг друга.
3. "Антонимы" (Группи-Группи Ян говорит свои любимые слова,
дети придумывают противоположные.)
Слова: ночь, злость, ненависть, невоспитанность, грубость,
глупость, неряшливость, беспорядок, ссора.
Злой волшебник признал, что побеждён, но сказал: «Я уйду, но Петю возьму с собой, он не хочет быть вежливым и не хочет жить с вами».
Нет, - закричал Петя, - я так не согласен. И вдруг опять превратился в мальчика. Его капризное выражение лица исчезло, мальчик был приятный и приветливый. Все чудеса вернулись в город. Злой волшебник превратился в рисунок на асфальте, который Фея подмела его своей волшебной метлой.
IV. Рисование и рассказы детей о рисунках.
V. Заключительная часть.
1.Вопросы к детям. Что понравилось? Что нет? Хотел бы ты оказаться в этом городе? Кем бы ты там был?
2.Хоровод с пением и движениями:
Мы на свет родились, чтобы радостно жить,
Чтобы вместе играть, чтобы крепко дружить,
Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы,
Чтоб исполнились в жизни все наши мечты.
Так давайте устроим большой хоровод,
Пусть все люди земли с нами встанут в него,
Пусть повсюду звучит только радостный смех,
Пусть без слов станет песня понятной для всех.
Мы хотим кувыркаться в зелёной траве,
И смотреть как плывут облака в синеве
И в прохладную речку нырять в летний зной,
И в ладошки ловить тёплый дождик грибной.
Так давайте устроим большой хоровод,
Пусть все люди земли с нами встанут в него,
Пусть повсюду звучит только радостный смех,
Пусть без слов станет песня понятной для всех.
Мы на свет родились, чтобы радостно жить,
Чтоб цветы и улыбки друг другу дарить,
Чтобы горе исчезло, пропала беда,
Чтобы яркое солнце светило всегда.
Так давайте устроим большой хоровод,
Пусть все люди земли с нами встанут в него,
Пусть повсюду звучит только радостный смех,
Пусть без слов станет песня понятной для всех.
Литература:
1. Васильева-Ганчук Л. «Азбука вежливости», М., «Педагогика», 1989
2. Чистякова М.И. «Психогимнастика», М., «Просвещение», 1990
3. Оклендер В. Окна в мир ребёнка. Руководство по детской
психотерапии. М.,1997.
4. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапиии. СПб, «Речь», 2003.
5. Джинот Хейм Дж. Групповая психотерапия с детьми. Теория и
практика игровой терапии. М. «ЭКСМО-Пресс», 2001.
6. Тренинг по сказкотерапии. Сборник программ по сказкотерапии.
Под.ред.Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д. СПб., «Речь», 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" История основания Санкт - Петербурга" Занятие с детьми подготовительной группы.
Познавательно -речевая реламентированная деятельность воспитателя с детьми 6-7 лет с использованием мнемотехники, электронных образоватедьных ресурсов, игровых обучающих ситуаций, моделирования....
«История создания города Омска »Занятие в старшей группе по ознакомлению с окружающим
Занятие в старшей группе по ознакомлению с окружающим«История создания города Омска » Цель: Формировать нравственно-патриотические чувства, расширять представления детей об истории города.З...
Конспект занятия История возникновения города Смоленска. Символика родного города.
Конспект занятия История возникновения города Смоленска. Символика родного города....
"Путешествие в сказочный мир" - развивающее занятие с детьми подготовительной группы
Развивающее занятие по сказкотерапии.Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей, как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным. Просто и ненавязчиво, легко и игр...
Конспект занятия по ознакомлению с историей родного города "История города в названиях улиц"
Конспект занятия по ознакомлению с историей развития родного города...
Занятие Путешествие в Древнюю Грецию. История возникновения Олимпийских игр». Из серии занятий «Навстречу XXIII Олимпийским играм…»
Занятие посвящено истории возникновения Олимпийских игр, первым видам спорта , в которых участвовали олимпийцы...
История нашего города. Конспект занятий по развитию речи.
История нашего города. Конспект занятий по развитию речи....