История сказочного города. Серия занятий с детьми 5-6 лет.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Успенская Александра Сергеевна

Занятия направлены на эмоциональное развитие и социализацию, создают условия для развития произвольности поведения,  творческого воображения,способствовуют усвоению детьми социального опыта, учат сотрудничеству. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_s_detmi_5-6_let.docx31.45 КБ

Предварительный просмотр:

Серия из 3-х занятий с детьми старшей группы  5-6 лет

Педагог-психолог Успенская Александра Сергеевна

г. Протвино

История сказочного города

По мотивам книги  «Азбука вежливости» Васильева-Ганчук Л.

Цель занятий:

    создание условий  для эмоционального и социального развития детей.

Задачи:

     Развивать произвольность поведения,  воображение, креативность,

способствовать усвоению детьми социального опыта,  сплоченности детской группы, повышению  социального статуса  некоторых детей, учить сотрудничеству, дать возможность получить удовольствие от принадлежности к группе,  учить распознавать и выражать эмоции вербально и невербально, имитировать действия и чувства.

Оборудование:

     Материалы для рисования, мяч, зеркала для каждого ребенка.

Занятие 1    

I.        Вступительная часть. Дети стоят в кругу. Игровое упражнение «Телеграмма»,  передача приветствия по кругу от ведущего (слова и движение)

II.        Рассказывание истории. Дети приносят стулья и садятся в круг. Ведущий рассказывает историю.

     За чистым полем, за дремучим лесом, за дальней дорогой есть город…

Ах, если бы вы, друзья, очутились в нем! Вы бы рот открыли от удивления...

Дома из шоколада. Крыши леденцовые. На пряничных башенках вертятся петушки-флюгеры. В башне под говорящими часами живет фея. Все жители города удивительные, каждый хоть в чем-нибудь, да удивит. Там есть продавщица летающих зонтов, булочник выпекает необыкновенные прыг-скок-булочки. Они сами собой прыгают в ваш рот. Самое главное, в этом городе есть волшебный фонтан. Когда загадаешь желание и умоешься его волшебной водой, твое желание сбудется.

      Жить в этом городе одно удовольствие. Все жители этого города сказочно вежливы...  Что такое вежливость? (дать всем детям возможность высказаться). Вежливый  человек  ведёт себя с другими людьми приветливо, дружелюбно. Когда возникают проблемы и конфликты, он умеет найти решения, устраивающие всех. С таким человеком приятно находиться рядом, приятно вместе работать и играть.  Всем - и детям и взрослым нравится, когда  друзья, соседи и даже незнакомые люди, относятся  к ним внимательно, по-доброму, уважают  и любят их.  

      И так, все жители этого города сказочно вежливы, хорошо воспитаны и жить в этом городе одно удовольствие….

... Но так было не всегда. Эта история начинается раньше, в те времена этот город был обыкновенным городом. И жили в нем обыкновенные люди, не очень вежливые.

      Все началось с того, что Петя Иванов поссорился с феей.    

     Этот мальчик был сказочно невоспитанным. У него была папа, мама и две бабушки, которые заботились о нем, оберегали от всех трудностей, но  не учили заботиться о других, не учили  договариваться  другими,  не учили дружить. У  него совсем не было друзей. От скуки он толкал детей, обижал малышей, кидал камнями в птиц.

     Фея, которая жила в городе, однажды посмотрела на его поведение и сказала: "Если ты будешь таким невежливым и невоспитанным, ты превратится в дракона".  Тут мама, папа и две бабушки подбежали к Фее и сказали:  "Не смейте нервировать ребенка! Если вы на самом деле фея, сделайте его воспитанным и вежливым". Две бабушки поскорее побежали в магазин за новыми игрушками. Папа стал играть на дудочке, мама хлопать в ладоши и напевать песенку, чтобы у Пети было хорошее настроение, чтобы ребенок не расстроился.

     Фея не умела совершать такое сказочное превращение и отправилась в Академию  Всех  Волшебных Наук, чтобы пополнить свое волшебное образование…..

       И вот она вернулась в город. Все жители встречали ее на главной площади. Фея сказала: "Я рада вас видеть! И готова исполнить ваши желания!»  Все дети закричали: хотим, чтобы наш город стал сказочным! Пусть все дома будут шоколадными, а крыши леденцовыми! Башни пряничные! А на крышах петушки флюгеры! Пусть мой папа будет не обыкновенным булочником, а выпекает прыг-скок-булочки, которые сами собой прыгают в рот! Пусть моя мама продает не обыкновенные зонты, а летающие! Пусть каждый день сбывается чье-нибудь желание!

"Пожалуйста!"- сказала фея. Мальчишки и девчонки захлопали от радости, но никто не догадался сказать спасибо. Дети галдели, мешали друг другу говорить. Поэтому их мамы и папы покраснели, им стало стыдно, и попросили Фею:  "Сделай наших детей воспитанными!"

"Пожалуйста!"- сказала Фея и в сказочном городе забил волшебный фонтан. Разноцветные струи взлетали почти до неба и вновь падали, рассыпаясь волшебными капельками. Все, на кого упала волшебная вода из фонтана, тотчас сделались воспитанными и вежливыми людьми.

... И тут только все заметили, что Петя Иванов бормочет: "Хочу- хочу-хочу быть самым ужасно невоспитанным на свете... "

Фей вздохнула, к несчастью, его желание исполнилось. Петины мама, папа и две бабушки заплакали.

Что вышло из его необдуманного желания, я расскажу в следующий раз.

III.        Психогимнастика и разыгрывание этюдов.

1.       Покажите как Фея вежливости вернулась в город, чтобы творить чудеса: голова приподнята, спина прямая, глаза слегка прикрыты, на губах улыбка (дети работают с зеркалом).

2.        Покажите, как радуются мальчики и девочки исполнению желаний: хлопают в ладоши, улыбаются, прыгают, кричат "Ура!»

3.        Покажите,  как меняется  выражение лица Феи, когда она слышит, какое желание загадал Петя: улыбка исчезает, брови хмурятся и она становится грустной и т.д.

IV.        Рисование сказочного города.

          Рассказы детей о рисунках.

          Объединение всех рисунков в один город.

V.     Заключительная часть.  

           Вопросы к детям об их впечатлениях: что понравилось на занятии, что было интересно, что трудно?

            Прощание. Прощание, игровое упражнение «Телеграмма», передача прощания по кругу" (слова и движения).

Занятие 2    

I.        Вступительная часть.  

      Игровое упражнение «Телеграмма»,  передача приветствия по кругу от ведущего (слова и движение).

      Игровое упражнение  с мячом «Вы, наверно не знаете, что я ещё и….».  Каждый,  получив мяч,  может сообщить что-то о себе или передать мяч другому и промолчать.

II.        Рассказывание истории.

      В прошлый раз я рассказывала вам Историю Сказочного Города,  в котором живут сказочно вежливые люди и творятся  чудеса. В этом городе не только все люди сказочно вежливые, даже собаки стесняются здесь лаять слишком громко,  а щенки протягивают лапу прохожим, чтобы поздороваться, воробьи не дерутся, галки и грачи не галдят, а мирно решают свои птичьи дела.

     Подвижная игра "Добрый день" (возможно, в эту игру играли жители города).  Игра похожа на «Третий лишний», но дети, обегая круг, встречаясь пожимают друг другу руки,  говорят «Добрый день» или другое приветствие.

    Затем дети  садятся  и слушают продолжение истории:

    Как вы помните, дети загадывали желания и они исполнялись. Исполнилось и Петино неразумное желание. Он стал самым невоспитанным и невежливым на свете. Он показал язык маме, папе и двум бабушкам и убежал,  куда глаза глядят. По дороге он облизывал шоколадные стены домов, дергал за хвост кошек, отнимал мороженное у малышей, бросал камнями в птиц... Но на душе у него было не очень весело...

    Однажды в Сказочном Городе на главной площади был Праздник Волшебных Рисунков. Услышав об этом мальчишки и девчонки очень вежливо спросили у взрослых разрешения пойти на площадь. Взрослые им разрешили и все поспешили туда.

     Всех встречала Фея. Она раздавала маски, краски и кисти. Она сказала: «Пожалуйста,  нарисуйте, что захотите и ваши рисунки оживут».

 «Ура!», -обрадовались мальчики и девочки. И все стали рисовать.

       На асфальте расцвели чудесные цветы, взмахнули крылышками чудо-бабочки, чудесные птицы запели, чудесные деревья подняли к небу свои прекрастные ветви.

       Юлика-Юла нарисовала сперва два чудесных глаза: веселых и добрых, похожих на цветы, потом два длиных уха, похожих на лопухи, потом кудрявую золотую гриву. «Что это?» -  спросили малыши, такие маленькие, что еще не умели рисовать.  «Наверное, это Игогоня», - рассмеялась Юлика, добрый сказочный конь. «Кто хочет, может подрисовать ему по одной ноге. У быстрого сказочного коня должно быть много ног». Самые маленькие об-радовались! И принялись за дело. Юлика дорисовала потом все остальное и длинный кудрявый хвост. И тут Игогоня сделался живым, самым настоящим. Вскочил! Тряхнул золотой гривой:  «И-го-го! Садитесь на меня! Всех прокачу!»

     Петя Иванов в это время забрался на дерево. На дереве жили грач, грачиха и семь грачат. Он хотел разорить гнездо. Птички просили его не делать этого, но он никого не слушал. Но тут само дерево пожалело птичек, ветка обломилась и  Петя свалился на землю. «Ну, погодите»,  -  разозлился Петя – «Я  вам всем отомщу!».

Вам хотелось бы узнать, что из этого получилось? Об этом я расскажу  в следующий раз.

III.        Психогимнастика и разыгрывание этюдов.

1.        Используя зеркало, подвигать бровями, удивиться, нахмуриться, вытянуть губы трубочкой, растянуть их в улыбке, подмигнуть самому себе.

2.        Показать, как дети радовались, когда узнали об этом празднике - Празднике Волшебных Рисунков.

3.        Показать, как сердился Петя.

4.        Показать, как оживали рисунки.

IV.        Рисование рисунков, которые хотелось бы оживить. Рассказы детей о своих рисунках и о том, что будет,  если они оживут. Поиграть в ожившие рисунки.

V.      Заключительная часть.

     Вопросы к детям об их впечатлениях: что понравилось, что было трудно?

      Игровое упражнение  "Большое доброе животное". Дети берутся за руки, образуя большой круг. Этот круг – большое доброе животное. Двигаясь медленно вперёд-назад,  дети изображают дыхание большого доброго животного.

      Прощание. Игровое упражнение «Телеграмма», передача прощания по кругу" (слова и движения).

Занятие 3      

I.        Вступительная часть.  

      Игровое упражнение «Телеграмма»,  передача приветствия по кругу от ведущего (слова и движение).

      Игра "хрустальный мяч" (возможно, этот мяч тоже оживший рисунок). Дети стоят в маленьком кругу близко друг к другу, правая рука вытянута вперёд. Дети прокатывают шар по рукам, заботясь, чтобы он  не упал.

II.        Рассказывание истории.

       Вы помните в каком месте истории мы остановились прошлый раз? Помните,  как Петя на всех рассердился?  Итак, Петя на всех рассердился и стал рисовать. Сначала он нарисовал два злых- презлых глаза, потом два острых уха, потом горбатый нос.

«Кто это?» - спросила Юлика-Юла.

«Самый злой волшебник Группи-Группи Ян !»

«Ой, - испугалась девочка, - пожалуйста! Не надо! Не рисуй его!»  Петя нарисовал волшебнику руки и ноги, высокие башмаки на ногах, лохматое тело. Он живой-настоящий поднялся с асфальта и прошептал такие злые слова, что исчезли чудесный фонтан и другие добрые чудеса в городе, волшебный конь остановился и малыши с него попадали. Петя почувствовал, что у него растет хвост.

     Группи-Группи Ян вскочил на Игогоню, прихватил с собой Петю-дракона. Ха-ха, - сказал он, - посажу тебя на цепь, будешь охранять мою избушку на курьих ножках. Кусать за пятки прохожих! Чихать огнем и дымом!"

Петя-дракон заплакал, он понял, что он натворил, но было уже поздно. Злой Группи-Группи Ян сказал: "Никто не захочет тебя спасти, нет у тебя друзей. Будешь драконом сто лет! Кто мне будет мешать - заколдую, превращу в рисунок на асфальте!

     Но Юлика-Юла не испугалась, а сказала: "Я хочу помочь Пете", а Фея сказала: "Давай устроим состязание, кто победит, тот и будет хозяином в городе".

   Злой волшебник ответил: "Людям не нужны твои добрые чудеса, любовь, дружба. Люди жадные, завистливые, каждый заботится только о себе".

   Фея сказала: "Давай спросим людей".

   Злой  волшебник ответил: "Люди всегда говорят одно, а делают другое, давай их испытаем. Они не смогут вместе делать одно дело, не смогут договориться, обязательно перессорятся".

III. Дети на площади согласились пройти это испытание и дети в группе тоже его проходят. Если удается выполнить задания дружно, на тарелочку кладут белый камушек, если нет - черный.

1.        "Близнецы" (В парах, не договариваясь, нарисовать одинаковых человечков и одинаково их раскрасить)

2.        «Клеевой дождь» (Дети строятся с колону по одному, держатся друг за друга одной рукой, словно приклеились, все повторяют движения ведущего, ходят, бегают, садятся, ложатся, встают за теряя друг друга.

3.        "Антонимы" (Группи-Группи Ян говорит свои любимые слова,

дети придумывают противоположные.)

  Слова: ночь, злость, ненависть, невоспитанность, грубость,

глупость, неряшливость, беспорядок, ссора.

      Злой волшебник  признал, что побеждён, но сказал:  «Я уйду, но Петю возьму с собой, он не хочет быть вежливым и не хочет жить с вами».

     Нет, - закричал Петя, - я так не согласен. И вдруг опять превратился в мальчика. Его капризное выражение лица исчезло, мальчик был приятный и приветливый. Все чудеса вернулись в город. Злой волшебник превратился в рисунок на асфальте, который Фея подмела его своей волшебной метлой.

IV.        Рисование и рассказы детей о рисунках.

V.        Заключительная часть.

 

1.Вопросы к детям. Что понравилось? Что нет? Хотел  бы ты оказаться в этом городе? Кем бы ты там был?

         

2.Хоровод с пением и движениями:

Мы на свет родились, чтобы радостно жить,

Чтобы вместе играть, чтобы крепко дружить,

Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы,

Чтоб исполнились в жизни все наши мечты.

Так давайте устроим большой хоровод,

Пусть все люди земли с нами встанут в него,

Пусть повсюду звучит только радостный смех,

Пусть без слов станет песня понятной для всех.

Мы хотим кувыркаться в зелёной траве,

И смотреть как плывут облака в синеве

И в прохладную речку нырять в летний зной,

И в ладошки ловить тёплый дождик грибной.

Так давайте устроим большой хоровод,

Пусть все люди земли с нами встанут в него,

Пусть повсюду звучит только радостный смех,

Пусть без слов станет песня понятной для всех.

Мы на свет родились, чтобы радостно жить,

Чтоб цветы и улыбки друг другу дарить,

Чтобы горе исчезло, пропала беда,

Чтобы яркое солнце светило всегда.

Так давайте устроим большой хоровод,

Пусть все люди земли с нами встанут в него,

Пусть повсюду звучит только радостный смех,

Пусть без слов станет песня понятной для всех.

          Литература:

1.        Васильева-Ганчук Л. «Азбука вежливости», М., «Педагогика», 1989

2.        Чистякова М.И.  «Психогимнастика», М., «Просвещение», 1990

3.       Оклендер В. Окна в мир ребёнка. Руководство по детской  

          психотерапии. М.,1997.

4.       Лебедева Л.Д. Практика арт-терапиии.   СПб, «Речь», 2003.

5.       Джинот Хейм Дж. Групповая психотерапия с детьми. Теория и  

          практика игровой терапии.     М. «ЭКСМО-Пресс», 2001.

6.       Тренинг по сказкотерапии. Сборник программ по сказкотерапии.

             Под.ред.Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д. СПб.,   «Речь», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" История основания Санкт - Петербурга" Занятие с детьми подготовительной группы.

Познавательно -речевая реламентированная деятельность воспитателя с детьми  6-7 лет с использованием мнемотехники, электронных образоватедьных ресурсов, игровых обучающих ситуаций, моделирования....

«История создания города Омска »Занятие в старшей группе по ознакомлению с окружающим

Занятие в старшей группе по ознакомлению с окружающим«История создания города Омска » Цель: Формировать нравственно-патриотические чувства, расширять  представления детей об истории города.З...

Конспект занятия История возникновения города Смоленска. Символика родного города.

Конспект занятия История возникновения города Смоленска. Символика родного города....

"Путешествие в сказочный мир" - развивающее занятие с детьми подготовительной группы

Развивающее занятие по сказкотерапии.Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей, как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным. Просто и ненавязчиво, легко и игр...

Конспект занятия по ознакомлению с историей родного города "История города в названиях улиц"

Конспект занятия по ознакомлению с историей развития  родного города...

Занятие Путешествие в Древнюю Грецию. История возникновения Олимпийских игр». Из серии занятий «Навстречу XXIII Олимпийским играм…»

Занятие посвящено  истории возникновения Олимпийских игр, первым видам спорта , в которых участвовали олимпийцы...

История нашего города. Конспект занятий по развитию речи.

История нашего города. Конспект занятий по развитию речи....