«Родительская гостиная – как форма приобретения педагогического опыта родителей».
проект по теме

Кизерова Ольга Сергеевна

«Родительская гостиная – как форма приобретения педагогического опыта родителей».

 

 

 

Авторы:

Педагог-психолог

Пепелина Ольга Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

 

        В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».[1]

       Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции РФ; главе 12 Семейного кодекса РФ; ст. 17, 18, 19, 52. Закона РФ «Об образовании».[3, 4, 5]

       Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и специалистов ДОУ.

       Семья – это малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях.[9]

       Важнейшая задача для всех специалистов по работе с семьей в детских садах – найти оптимальный способ гармонизации отношений между семьей и социальным окружением, через поиск позитивных ресурсов внутри семьи.

       Практика показывает, что сотрудничество семьи и ДОУ становится все более актуальным. Педагогические коллективы пытаются определить точки взаимодействия, формы работы с родителями.

       В повышении педагогической культуры, просвещении родителей, особую роль призван сыграть родительский всеобуч, цель которого «Повышение педагогической культуры родителей» [6].

       На сегодняшний  день в МДОУ детский сад «Сказка» 159 воспитанников, общее количество родителей – 266. (см. Приложение № 1).

       По результатам проведенного социологического исследования в детском саду, целью которого было выявить социальный запрос родителей, на наиболее интересующие темы, касающиеся воспитания детей, определился круг наиболее актуальных вопросов: .(См. Приложение №2)

а) воспитание и поведение дошкольника;

б) нормативно-правовые вопросы, касающиеся прав ребенка.

      Исходя, из большого спектра ответов родителей, можно сделать вывод, что они нуждаются в расширении и приобретении педагогических знаний, в получении психолого-педагогической информации, в тоже время наблюдается пассивность со стороны родителей.

       Таким образом, возник вопрос о необходимости создания «Родительской гостиной».

       Родительская гостиная – это форма приобретения психолого-педагогических знаний и обогащения воспитательного опыта родителей. Она включает в себя: дискуссионные встречи, вечера «Вопросов и ответов», тренинги, проигрывание проблемных ситуаций, анкетирование, тестирование, игровые упражнения, игры - релаксации, игры - драматизации, семинары - практикумы.

       «При воспитании детей необходимо спрашивать себя, можем ли мы стать хорошим родителем и воспитать ребенка, не подавляя его личность». А.Фромм. [19]

 

Ц е л ь:

 Приобретение психолого-педагогических знаний и обогащение воспитательного опыта родителей.

З а д а ч и:

1.     Изучить социальный запрос родителей, на наиболее интересующие  темы, касающиеся  воспитания детей.

2.     Расширить психолого-педагогическое представление родителей в вопросах воспитания детей.

3.     Способствовать повышению родительской активности, направленной на организацию совместной деятельности ДОУ  и семьи.

 

Ожидаемый результат:

       Родители являются активными участниками в жизни детского сада, а также ориентируются в вопросах, касающихся воспитания и поведения детей.

Адресат:

       Работа  «Родительской гостиной» направлена на сопровождение семьи, с момента поступления ребенка в детский сад и до его выпуска.

     На каждой возрастной группе запланировано проводить 3-4 заседания в год. Количество посещающих родителей 14-16 человек.

 

Формы контроля:

1.          Анкетирование  «Овладение педагогическими знаниями».  

      (см. Приложение№ 3)

2.          Увеличение количества обращений родителей к специалистам по

       вопросам воспитания детей.

3.          Увеличение посещаемости и участия в мероприятиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы реализации программы:

 

I.                   Этап. Диагностический. Социальный опрос родителей детей от 3 до 6 лет. Выявление трудностей родителей в воспитании дошкольника. (См. Приложение №2).

Ответственные:

Социальный педагог – Анкетирование II младшей – подготови -

                                        тельной  группы.

Педагог-психолог – анализ анкетирования.

II.                Этап. Разработка программы, на основе анализа проведенного опроса родителей.

Ответственные:

Педагог-психолог, социальный - педагог – разработка системы

                                                                          мероприятий.

III.             Этап. Реализация программы, через организацию «Родительской гостиной», которая включает в себя различные формы и методы работы с родителями.

Ответственные:

Педагог-психолог, социальный педагог – организация и проведе -           

                                                                        ние мероприятий.

IV.            Этап.  Промежуточный. Отслеживание удовлетворенности родителей в полученных психолого-педагогических знаниях.

          (см. Приложение №3). Корректировка программы.

Ответственные: Социальный педагог, педагог-психолог.

 

V.               Заключительный. Анализ программы.

Ответственные: Педагог-психолог, социальный педагог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ресурсное обеспечение:

 

Кадровое обеспечение: Подготовка и проведение мероприятий с родителями проводят: педагог-психолог, социальный педагог, с привлечением других специалистов: зам. зав. по ВМР, учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по ФИЗО, учителей начальных классов, медицинскую сестру.

 

Перечень оборудования:

1.     Приобретение методической литературы.

2.     Ксероксная бумага для оформления памяток и анкет.

3.     Ватманы для оформления стендов.

4.     Фломастеры, цветные карандаши, акварельные краски.

5.     Цветная бумага.

6.     Аудиокассеты, видеокассеты.

7.     Фланелеграф.

8.     Цветные мелки.

9.     Тетради в клетку.

10.             Авторучка, простой карандаш.

11.              Папки, файлы.

12.              Дискеты.

13.              Театральные атрибуты.

14.              Фотопленка.

 

Характеристика функционального помещения:

 

Кабинет социального педагога и педагога-психолога просторный, светлый, рассчитанный на 20 человек. Оборудованный круглым столом, 20 стульями, аудио и видеоаппаратурой, компьютером.

      

«Если родителям не навязывать полезные знания,

они вообще могут перестать в них нуждаться»

Е.П.Арнаутова.[7]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический план занятий:

 

 

Тема

 

Цель

Формы

 работы,

упражнения

Кол-во час.

Литра

(№ ист

Стр.)

I младшая группа

 

 

Ноги и ножки топают по дорожке.

Создание творческого пространства для игрового общения родителей и детей; стимулирование желания родителей поддерживать интерес малыша к рисованию красками дома.

 

 

Практикум.

Встреча родителей и детей.

Памятка.

 

 

 

 

1

 

 

 

   8,

с 117

  

II младшая группа

Что важно знать о ребенке 3 лет, чтобы понимать его.

Привлечение родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений с трехлетним ребенком.

Вечер «Вопросов и ответов». Обыгрывание ситуации.

Памятка.

 

 

1

 

 

  11,

с 87

 

Почему возникают затруднительные ситуации в общении родителя с ребенком.

Обсуждение причин  возникновения конфликтных ситуаций в общении с ребенком,  поиск удачных способов родительского поведения.

Тренинг,  проигрывание проблемных ситуаций. Анкетирование. Памятка.

 

 

 

1

 

 

 

 16,

 54-56

 

 

Использование народных игр с ребенком в жизни вашей семьи.

Ознакомление родителей с детской игрой - как деятельностью, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в деловом, познавательном и эмоциональном общении со взрослым.

Практикум.

Игра «Угадай, какую игрушку выбрал ваш ребенок».

Памятка.

 

 

 

1

 

 

 12.

с 56

Средняя группа

Какое место в семейном воспитании ребенка принадлежит книге.

Вовлечение родителей в игровой диалог с детьми, направив игровую инициативу на познание интересов своего ребенка, соучастие в общей деятельности.

Викторина между родителями и детьми.

 

 

1

 

 12

  с 84.

Старшая группа

 

Стиль семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка в

семье.

Привлечение родителей к анализу существующей в собственной семье эмоциональной атмосферы отношений и тому, как она может влиять на эмоциональное самочувствие ребенка, настроение других членов семьи.

 

Практикум.

 

1

 

 

 

18

с 102.

 

Поведение в экстремальных ситуациях

Ознакомление родителей с правилами поведения в непредвиденных  ситуациях ребенка.

Лекция, тест,

а) практические   

   советы;

б) просмотр

видеофильма.

 

 

1

 

 

 7

с 34

 

Метод воздействия на ребенка в семье.

Вовлечение родителей в самоанализ воспитательных приемов, используемых ими по отношению к ребенку.

Практикум.

Упражнения: «Найди нужное»,

 «Скульптура».

 

 

1

 

 

13,

с 142.

Творческое развитие ребенка, через

театрально-игровую деятельность  в семье.

Использование театрально-игровой деятельности для эмоционального сближения взрослых и детей, общности переживания происходящего.

Семинар-практикум: лекция, игра-релаксация, этюды на развитие воображения. Игра-драматизация по сказке «Репка».

 

 

 

 

1

 

 

 

 8,

с 135

I и II  Подготовительная группа.

Кризис предшкольного возраста и что побуждает

ребенка стремиться к взрослению.

Знакомство родителей с возрастным кризисом 7 лет. Предложить родителям понять, что же побуждает ребенка стремиться к взрослению.

 

 

Лекция.

Анкетирование.

Обыгрывание пед.ситуации.

Памятка.

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 19

 

 

 

 

Семья

на пороге школьной жизни.

Обсуждение точек зрения родителей, педагогов и учителей нач.классов на роль семьи в предшкольный период жизни ребенка.

Дискуссионная встреча: психологический тест, игровое упражнение с мячом «закончить предложение о том, что значит в моем понимании «хорошо учиться»»,

игра «Таня - неумелочка»,

видеоинтервью с детьми.

 

 

 

 

1

 

 

 7

с. 154

 

 

 17

с. 36-37

 

Каков мой ребенок в отношениях со сверстниками.

Обмен  родительским опытом, по оказанию ребенку помощи и поддержки в установлении им дружеских отношений со сверстниками.

 

Практикум.

Проигрывание ситуации.

Тестирование.

 

 

1

 

 

 

 8

с 174

Детский

рисунок – ключ  к внутреннему  миру ребенка

Привлечение внимания родителей к ценности изобразительного творчества детей -как источника познания внутреннего мира ребенка, особенностей восприятия им окружающего.

Практикум, игровое упражнение «Закончи фразу».

Педагогические ситуации, анкетирование.

 

 

 

1

 

 

 

 8

с 185

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список.

 

1.     Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

2.     Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948г.

3.     Семейный кодекс РФ (с изменениями на 2 января 2000г).

4.     Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959г.

5.     Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989г. Ратифицирована Верховным Советом СССР от 13 июня 1990г.

6.     Инструктивное письмо от 22.07.2002г. №30-51-547/16.

7.     Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М., 1994.

8.     Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.

9.     Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей. – М.: Педагогическое общество России, 2002г. -192 с.

10.                         Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 480 с.

11.                         Павлова Л.Н. 365 дней и ночей из жизни ребенка: Год третий, - М.,   

           1996г.

     12. Сигал М., Адкок Д. Ребенок играет: от 3 до 5 лет. – С-Пб., 1996. –  

           С.184.

     13. Сермягина О.С. Эмоциональное отношение в семье. – Кишинев, 

           1991г.

     14. Симановский А.Э., Метенова Н.М. Работа воспитателя детского сада 

           с семьей. – Ярославль, 1991.

     15. «Семья и школа». – 1992.- №7.с.37.

     16. Спок Б. Ребенок и уход за ним. – Екатеринбург, ЛТД, 1991г.

     17. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.. Как я расту: Советы психолога  

           родителям. – М., 1996.-С.36-37.

     18. Фитцпатрик Д. Диалог с ребенком. Как ответить на трудные

           вопросы  жизни.- М., 1996.-С.102,168,169.

     19. Фромм А. перевод Константиновой И.Г., - Екатеринбург, АРТ ЛТД,  

           1996г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Родительская гостиная – как форма приобретения педагогического опыта родителей».

Авторы:

Педагог-психолог

Пепелина Ольга Сергеевна

Пояснительная записка.

        В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».[1]

       Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции РФ; главе 12 Семейного кодекса РФ; ст. 17, 18, 19, 52. Закона РФ «Об образовании».[3, 4, 5]

       Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и специалистов ДОУ.

       Семья – это малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях.[9]

       Важнейшая задача для всех специалистов по работе с семьей в детских садах – найти оптимальный способ гармонизации отношений между семьей и социальным окружением, через поиск позитивных ресурсов внутри семьи.

       Практика показывает, что сотрудничество семьи и ДОУ становится все более актуальным. Педагогические коллективы пытаются определить точки взаимодействия, формы работы с родителями.

       В повышении педагогической культуры, просвещении родителей, особую роль призван сыграть родительский всеобуч, цель которого «Повышение педагогической культуры родителей» [6].

       На сегодняшний  день в МДОУ детский сад «Сказка» 159 воспитанников, общее количество родителей – 266. (см. Приложение № 1).

       По результатам проведенного социологического исследования в детском саду, целью которого было выявить социальный запрос родителей, на наиболее интересующие темы, касающиеся воспитания детей, определился круг наиболее актуальных вопросов: .(См. Приложение №2)

а) воспитание и поведение дошкольника;

б) нормативно-правовые вопросы, касающиеся прав ребенка.

      Исходя, из большого спектра ответов родителей, можно сделать вывод, что они нуждаются в расширении и приобретении педагогических знаний, в получении психолого-педагогической информации, в тоже время наблюдается пассивность со стороны родителей.

       Таким образом, возник вопрос о необходимости создания «Родительской гостиной».

       Родительская гостиная – это форма приобретения психолого-педагогических знаний и обогащения воспитательного опыта родителей. Она включает в себя: дискуссионные встречи, вечера «Вопросов и ответов», тренинги, проигрывание проблемных ситуаций, анкетирование, тестирование, игровые упражнения, игры - релаксации, игры - драматизации, семинары - практикумы.

       «При воспитании детей необходимо спрашивать себя, можем ли мы стать хорошим родителем и воспитать ребенка, не подавляя его личность». А.Фромм. [19]

Ц е л ь:

 Приобретение психолого-педагогических знаний и обогащение воспитательного опыта родителей.

З а д а ч и:

  1. Изучить социальный запрос родителей, на наиболее интересующие  темы, касающиеся  воспитания детей.
  2. Расширить психолого-педагогическое представление родителей в вопросах воспитания детей.
  3. Способствовать повышению родительской активности, направленной на организацию совместной деятельности ДОУ  и семьи.

Ожидаемый результат: 

       Родители являются активными участниками в жизни детского сада, а также ориентируются в вопросах, касающихся воспитания и поведения детей.

Адресат:

       Работа  «Родительской гостиной» направлена на сопровождение семьи, с момента поступления ребенка в детский сад и до его выпуска.

     На каждой возрастной группе запланировано проводить 3-4 заседания в год. Количество посещающих родителей 14-16 человек.

 

Формы контроля:

  1. Анкетирование  «Овладение педагогическими знаниями».  

      (см. Приложение№ 3)

  1. Увеличение количества обращений родителей к специалистам по

       вопросам воспитания детей.

  1. Увеличение посещаемости и участия в мероприятиях.

Этапы реализации программы:

  1. Этап. Диагностический. Социальный опрос родителей детей от 3 до 6 лет. Выявление трудностей родителей в воспитании дошкольника. (См. Приложение №2).

Ответственные: 

Социальный педагог – Анкетирование II младшей – подготови -

                                        тельной  группы.

Педагог-психолог – анализ анкетирования.

  1. Этап. Разработка программы, на основе анализа проведенного опроса родителей.

Ответственные:

Педагог-психолог, социальный - педагог – разработка системы

                                                                          мероприятий.

  1. Этап. Реализация программы, через организацию «Родительской гостиной», которая включает в себя различные формы и методы работы с родителями.

Ответственные:

Педагог-психолог, социальный педагог – организация и проведе -            

                                                                        ние мероприятий.

  1. Этап.  Промежуточный. Отслеживание удовлетворенности родителей в полученных психолого-педагогических знаниях.

          (см. Приложение №3). Корректировка программы.

Ответственные: Социальный педагог, педагог-психолог.

  1. Заключительный. Анализ программы.

Ответственные: Педагог-психолог, социальный педагог.

Ресурсное обеспечение:

Кадровое обеспечение: Подготовка и проведение мероприятий с родителями проводят: педагог-психолог, социальный педагог, с привлечением других специалистов: зам. зав. по ВМР, учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по ФИЗО, учителей начальных классов, медицинскую сестру.

Перечень оборудования:

  1. Приобретение методической литературы.
  2. Ксероксная бумага для оформления памяток и анкет.
  3. Ватманы для оформления стендов.
  4. Фломастеры, цветные карандаши, акварельные краски.
  5. Цветная бумага.
  6. Аудиокассеты, видеокассеты.
  7. Фланелеграф.
  8. Цветные мелки.
  9. Тетради в клетку.
  10. Авторучка, простой карандаш.
  11.  Папки, файлы.
  12.  Дискеты.
  13.  Театральные атрибуты.
  14.  Фотопленка.

Характеристика функционального помещения:

Кабинет социального педагога и педагога-психолога просторный, светлый, рассчитанный на 20 человек. Оборудованный круглым столом, 20 стульями, аудио и видеоаппаратурой, компьютером.

       

«Если родителям не навязывать полезные знания,

они вообще могут перестать в них нуждаться»

Е.П.Арнаутова.[7]

Тематический план занятий:

Тема

Цель

Формы

 работы,

упражнения

Кол-во час.

Литра

(№ ист

Стр.)

I младшая группа

Ноги и ножки топают по дорожке.

Создание творческого пространства для игрового общения родителей и детей; стимулирование желания родителей поддерживать интерес малыша к рисованию красками дома.

Практикум.

Встреча родителей и детей.

Памятка.

1

   8,

с 117

   

II младшая группа

Что важно знать о ребенке 3 лет, чтобы понимать его.

Привлечение родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений с трехлетним ребенком.

Вечер «Вопросов и ответов». Обыгрывание ситуации.

Памятка.

1

  11,

с 87

Почему возникают затруднительные ситуации в общении родителя с ребенком.

Обсуждение причин  возникновения конфликтных ситуаций в общении с ребенком,  поиск удачных способов родительского поведения.

Тренинг,  проигрывание проблемных ситуаций. Анкетирование. Памятка.

1

 16,

 54-56

Использование народных игр с ребенком в жизни вашей семьи.

Ознакомление родителей с детской игрой - как деятельностью, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в деловом, познавательном и эмоциональном общении со взрослым.

Практикум.

Игра «Угадай, какую игрушку выбрал ваш ребенок».

Памятка.

1

 12.

с 56

Средняя группа

Какое место в семейном воспитании ребенка принадлежит книге.

Вовлечение родителей в игровой диалог с детьми, направив игровую инициативу на познание интересов своего ребенка, соучастие в общей деятельности.

Викторина между родителями и детьми.

1

 12

  с 84.

Старшая группа

Стиль семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка в

семье.

Привлечение родителей к анализу существующей в собственной семье эмоциональной атмосферы отношений и тому, как она может влиять на эмоциональное самочувствие ребенка, настроение других членов семьи.

Практикум.

1

18

с 102.

Поведение в экстремальных ситуациях

Ознакомление родителей с правилами поведения в непредвиденных  ситуациях ребенка.

Лекция, тест,

а) практические    

   советы;

б) просмотр

видеофильма.

1

 7

с 34

Метод воздействия на ребенка в семье.

Вовлечение родителей в самоанализ воспитательных приемов, используемых ими по отношению к ребенку.

Практикум.

Упражнения: «Найди нужное»,

 «Скульптура».

1

13,

с 142.

Творческое развитие ребенка, через

театрально-игровую деятельность  в семье.

Использование театрально-игровой деятельности для эмоционального сближения взрослых и детей, общности переживания происходящего.

Семинар-практикум: лекция, игра-релаксация, этюды на развитие воображения. Игра-драматизация по сказке «Репка».

1

 8,

с 135

I и II  Подготовительная группа.

Кризис предшкольного возраста и что побуждает

ребенка стремиться к взрослению.

Знакомство родителей с возрастным кризисом 7 лет. Предложить родителям понять, что же побуждает ребенка стремиться к взрослению.

Лекция.

Анкетирование.

Обыгрывание пед.ситуации.

Памятка.

1

 19

Семья

на пороге школьной жизни.

Обсуждение точек зрения родителей, педагогов и учителей нач.классов на роль семьи в предшкольный период жизни ребенка.

Дискуссионная встреча: психологический тест, игровое упражнение с мячом «закончить предложение о том, что значит в моем понимании «хорошо учиться»»,

игра «Таня - неумелочка»,

видеоинтервью с детьми.

1

 7

с. 154

 17

с. 36-37

Каков мой ребенок в отношениях со сверстниками.

Обмен  родительским опытом, по оказанию ребенку помощи и поддержки в установлении им дружеских отношений со сверстниками.

Практикум.

Проигрывание ситуации.

Тестирование.

1

 8

с 174

Детский

рисунок – ключ  к внутреннему  миру ребенка

Привлечение внимания родителей к ценности изобразительного творчества детей -как источника познания внутреннего мира ребенка, особенностей восприятия им окружающего.

Практикум, игровое упражнение «Закончи фразу».

Педагогические ситуации, анкетирование.

1

 8

с 185

Библиографический список.

  1. Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
  2. Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948г.
  3. Семейный кодекс РФ (с изменениями на 2 января 2000г).
  4. Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959г.
  5. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989г. Ратифицирована Верховным Советом СССР от 13 июня 1990г.
  6. Инструктивное письмо от 22.07.2002г. №30-51-547/16.
  7. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М., 1994.
  8. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.
  9. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей. – М.: Педагогическое общество России, 2002г. -192 с.
  10.   Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 480 с.
  11.   Павлова Л.Н. 365 дней и ночей из жизни ребенка: Год третий, - М.,    

           1996г.

     12. Сигал М., Адкок Д. Ребенок играет: от 3 до 5 лет. – С-Пб., 1996. –  

           С.184.

     13. Сермягина О.С. Эмоциональное отношение в семье. – Кишинев,  

           1991г.

     14. Симановский А.Э., Метенова Н.М. Работа воспитателя детского сада  

           с семьей. – Ярославль, 1991.

     15. «Семья и школа». – 1992.- №7.с.37.

     16. Спок Б. Ребенок и уход за ним. – Екатеринбург, ЛТД, 1991г.

     17. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.. Как я расту: Советы психолога  

           родителям. – М., 1996.-С.36-37.

     18. Фитцпатрик Д. Диалог с ребенком. Как ответить на трудные

           вопросы  жизни.- М., 1996.-С.102,168,169.

     19. Фромм А. перевод Константиновой И.Г., - Екатеринбург, АРТ ЛТД,  

           1996г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительская гостиная – эффективная форма сотрудничества детского сада и семьи

Мастер-класс: «Родительская гостиная – эффективная форма сотрудничества детского сада и семьи»....

Психолого-педагогическая гостиная - эффективная форма психолого-педагогического сопровождения родителей и детей в ДОУ

Психолого-педагогическая гостиная - это форма встреч специалистов ДОУ с родителями дошкольников, где созданы условия для равноправного участия детей и родителей в игровой и продуктивной деятельности. ...

РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАК ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

Аннотация: в рамках обновленной системы дошкольного образования важное значение имеет такая форма взаимодействия с родителями как Родительский университет. Понимание возможностей и условий использован...

Родительская гостиная – эффективная форма сотрудничества детского сада и семьи

Родительская гостиная – эффективная форма сотрудничества детского сада и семьи...

«Мастер класс - форма передачи психолого- педагогического опыта родителям на практике с помощью художественного творчества».

laquo;Мастер класс - форма передачи психолого- педагогического опыта родителям на практике с помощью художественного творчества».В ходе наблюдения за детско - родительскими отношениями я замети...

"Родительская гостиная" как форма работы с родителями

Родители и воспитатели — два незаменимых фактора в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. Необходимость и важность сотрудничества семьи и детского ...

Родительская гостиная - эффективна форма сопровождения семьи ребенка с ОВЗ

Родительская гостиная - эффективна форма сопровождения семьи ребенка с ОВЗ...