проект "Родничок"
проект (подготовительная группа) по теме
проект на экологическую тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.proekt_rucheyok.docx | 25.92 КБ |
2.plan_proekta.docx | 20.74 КБ |
3.s_golubogo_rucheyka_nachinaetsya_reka.docx | 25.99 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«С ГОЛУБОГО РУЧЕЙКА НАЧИНАЕТСЯ РЕКА…»
-разработан музыкальными руководителями
МБДОУ №66 г. Владимира
«Если мы сумеем научить ребенка ощущать красоту
изумляться дивным творениям человеческих рук,
красоте природы, то вырастим человека с высокой
культурой чувств, а открывать красоту мира
возможно через музыку»
В.А. Сухомлинский
Актуальность проекта:
На современном этапе развития общества острыми проблемами являются:
- ухудшение экологической ситуации;
- социальная неустойчивость;
- снижение уровня жизни.
О роли воды в природе известно давно, она питает все живое на Земле. Среди природных богатств, как полезное ископаемое, вода занимает особое место. Еще в прошлые века человечество, озабоченное ростом населения планеты и нехваткой пресной воды в разных странах, приступило к поисковым, а затем оценочным работам на территориях с запасами пресных подземных вод.
Экологическое воспитание детей - это формирование осознанного, правильного отношения к объектам природы. Современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и понимать, что он часть этой природы, следовательно, в своем развитии человек подчиняется тем же общим закономерностям природы. Вот почему важно научить ребенка беречь красоту природы, чтобы он в этот возрастной период понял, сколь ценно здоровье и стремился к здоровому образу жизни. Следовательно, именно с ДОУ необходимо активно начинать заниматься экологическим воспитанием детей.
Современные ФГОС дошкольного образования рекомендуют формировать экологическую культуру воспитанников через интегрирование разных видов деятельности, поэтому мы считаем оптимальным условием- приобщать детей к основам экологической культуры через музыкальную деятельность, с использованием здоровьесберегающих технологий, через решение воспитательных, развивающих, оздоровительно-профилактических задач.
Проект – долгосрочный
Вид проекта – фронтальный
Тип проекта – познавательно-творческий, здоровьесберегающий
Гипотеза – При систематическом включении в музыкальную деятельность материалов экологического содержания, мы обеспечим:
- формирование экологической культуры воспитанников;
- развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;
- обогащение детей знаниями о своем здоровье и бережном отношении к нему.
Участники проекта: дети 6 лет и родители.
Цель: формирование начал экологической культуры у старших дошкольников о воде и водных ресурсах через разные виды музыкальной деятельности.
Задачи проекта:
∙ воспитание бережного отношения к живому миру вокруг нас с помощью различных музыкальных образов и сюжетов;
∙ развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством музыкальных игр и творческих заданий;
∙формирование социо-культурных норм поведения ребёнка при взаимодействии с окружающими людьми через свободные пластические импровизации;
Формы реализации проекта:
- интегрированные занятия;
- информационно – познавательные беседы;
-чтение художественной литературы
- экскурсии;
- просмотр мультфильмов и видео сюжетов;
-досуги;
-сотворчество детей и родителей по сочинению сказки.
Условия реализации проекта:
- интерес детей и родителей;
- материальное обеспечение проекта;
- методические разработки;
- интеграция со специалистами детского сада.
Предполагаемые результаты проекта:
После завершения проекта воспитанники приобретут следующие умения:
- личностные: умение работать в команде, высказывать личное и выслушивать отличное от своего мнение; умение сотрудничать, умение креативно мыслить, проявлять интерес к своему здоровью и его улучшению.
- метапредметные: получат умение планировать свою работу, умение рассуждать, делать выводы, анализировать, работать с информацией и желание делиться информацией, умение устанавливать простейшие предметно-следственные связи.
- предметные:
- получат представление о значении воды в жизни человека;
-расширят знания о воде, как о ценном и полезном ресурсе земли и ее обитателях;
-познакомятся с круговоротом воды в природе;
-оформлять полученные знания в продуктивных и музыкальных видах деятельности, в творческих работах.
Методическая литература:
1.Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Экологическое воспитание дошкольников «Жизнь вокруг нас»- Ярославль: Академия развития:2003.- 112с.
2. Иванова А.И., Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений.- М.: ТЦ Сфера, 2003.- 56с.
3.Новиковская О.А., Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов и родителей.- СПб: Корона принт, 2008.- 272с.
4.Брусиловский Л.С. Музыкотерапия. Руководство по психотерапии. Под ред. проф. В.Е. Рожнова. Ташкент: Медицина, 1985
5.Картушина М.Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2007.-208с.
6.Журнал «Музыкальный руководитель» иллюстрированный методический журнал для музыкальных руководителей.
7.Журнал «Колокольчик» учебно-методический журнал и литературно-музыкальный журнал для педагогов, воспитателей и родителей.
8.Журнал «Современное дошкольное образование. Теория и практика»
Предварительный просмотр:
сроки | Тема | Организация деятельности | Содержание деятельности | Музыкальный материал |
март | ||||
3 неделя | День воды 22 марта | Цикл видеосюжетов « Чистая вода для здорового мира»: 1. «Я все могу. Гениями становятся..Живая вода» 2. «Экология воды» 3. «Вода – это жизнь» Оздоровительный комплекс в бассейне. | Введение в тему. 2013 год- год охраны окружающей среды. Знакомство с водой как веществом. Дать детям представление о том, что без воды нет жизни на земле. Воспитывать у детей культуру закаливания, бережного отношения к своему здоровью. | 1. Детская песня «Вода буль-буль» 2. р.н.п. «Матушка- водица» 3. «Капельки - подружки»-танец-игра, по мотивам народной игры |
4 неделя | «Снежинка, до свидания!» | 1.Сочинение истории «Снежинкины сказки» 2.Театральный этюд «Кружатся снежинки» 3. Ритмопластика «Ловим снежинки» 4.Рисование рисунков по сюжету сказки 5.Релакс (музыкотерапия) | Уточнить представления детей о переходе воды в разные состояния в природе. Обогащать детей эмоционально-образными впечатлениями через наблюдение за снежинками, получить эстетическое наслаждение, рассматривая их. | 1.песня «Снежинка», муз Меньших 2.песня « Про Снеговика», муз. Еремеевой 3.музыкотерапия СD «Звуки природы» |
апрель | ||||
1 неделя | «Круговорот воды в природе» | 1.Презентация «Путешествие капельки» 2. Оркестротерапия «Звуки воды» 3. Ритмопластика « Ручеёк и его друзья» 4.Психогимнастика «Облачко» 5. рассказ Н.Сладкова «Весенние ручьи» | Дать детям представление о круговороте воды в природе. Развивать познавательный интерес детей к окружающему миру природы через разные виды музыкальной деятельности | 1.песня «Бежал ручей по камешкам»,муз. В.Иванникова 2. «Ручеёк», муз.Л.Гусевой – логоритмика 3. оркестр «Хрустальный оркестр» 4.Рахманинов С. «Весенние воды» |
2 неделя | «Живая вода» | Цикл бесед «Песенки под окном»: 1. «Апрель – капель» 2. « На дворе сосульки капали» 3. «Музыкальные капли» - экспериментирование | Знакомство с понятием живой и мертвой , чистой и загрязненной воды Закрепить знания детей о свойствах воды, путём музыкального экспериментирования | 1. «Звонкие капельки», муз. Л.Гусевой –пальчиковая гимнастика 2. песня «Солнечная капель», муз. И Вахрушева 3. Танец «Добрая вода» |
3 неделя | «Голубая планета» | 1.видеосюжет «Наши дети на голубой планете» 2.Экскурсия по детскому саду «Берегите воду» 3.Тематическое занятие с детьми и родителями «Береги голубую планету» | Воспитывать бережное отношение к объектам природы (воде), закреплять правила поведения на природе. Объяснить детям о необходимости беречь воду в и быту. Совместная работа (взаимодействие ) с родителями. | 1.дидактическая игра «Голубая планета» 2.мультфильм «Берегите воду!» 3.«Капелька из крана» - сочини свою музыкальную историю |
4 неделя | «Солнце воздух и вода –наши лучшие друзья» | 1.Музыкальная зарядка – флеш-моб «Доброе утро, планета!» 2. «Солнце воздух и вода - наши лучшие друзья» музыкальное занятие по здоровьесбережению. | Развивать у детей представление о том, как на здоровье влияет чистота воды и воздуха. Приобщать детей к здоровому образу жизни через музыкально-коррекционное занятие | 1.Зарядка-импровизация 2.Дыхательные упражнения 3. песня «Земля – наш общий дом», муз.Караваевой 4.Игровой стретчинг, ритмопластика |
май | ||||
1 неделя | «Кто живёт в воде». | 1.Чтение рассказа Н. Сладкова «Шепот рыб» и просмотр мульфильма «Мальчик и лягушонок» 2.Сюжетно-ролевая игра «Как люди речку обидели»3.Музыкальная фантазия «Блещет в чистой речке…» | Вспомнить с детьми, что у воды, в воде живет множество разных живых существ. Жизнь каждого из них связана с водой. Воспитывать у детей культуру поведения у реки, озера, пруда. Развитие творческого воображения, импровизация различных музыкальных образов. | 1.песня «Лягушачий хор» муз.Халаимова 2.«Мама и утята»-сюжетная игра 3.В.Моцарт «Маленькая ночная серенада», слушание , фантазирование под музыку. |
2 неделя | «С голубого ручейка начинается река» | 1.Просмотр м/ф «Беги, ручеёк» 2. Итоговое мероприятие по теме | Подведение итогов о бережном отношении к водным ресурсам, животному и растительному миру и к своему здоровью. | 1.Песня –хоровод «Ручеек», муз Г.Крайновой 2.Песня «С голубого ручейка» |
Предварительный просмотр:
«С голубого ручейка начинается река…»
Итоговое мероприятие по проекту.
Действующие лица: Ручеёк, Ветродуй, Огневица – взрослые
Сорока, дети подг.группы.
Дети входят в зал под «Лесной марш» П.Синявского, перестраиваются.
1 ребёнок: Природу нужно уважать,
Она нам всем – родная мать.
Она заботится о нас.
Всегда спасает в трудный час.
2 реб.: Она нас поит, кормит, греет
Всегда жалеет и лелеет.
Нас любит, как родных детей
А чем мы отвечаем ей?
3 реб.: Мы все должны её хранить,
Беречь, любить и не забыть,
Да, не забыть в недобрый час
Что лишь одна она у нас! (автор - Алла Зеленина) Дети садятся. «Прилетает» сорока, кружит.
Сорока: Вы всё поёте да стихи читаете, а даже не знаете, какая в лесу беда случилась! Волшебный Ручеек не журчит, звери и птицы погибают, а деревья и травы сохнут!
Девочка: Как же это случилось?
Сорока: Злой Ветродуй и девица Огневица захватили наш Лес, намусорили и Волшебный ручеек зачах.
Мальчик: Мы поможем Лесу и спасём Волшебный Ручеек.
Сорока: А не боитесь? Ведь Огневица с Ветродуем такие злые!
Мальчик: Ты разве не знаешь, что добро всегда побеждает зло? Вперёд, друзья!
Звучит «Лесной марш» Синявского. Декорации «мертвого» леса.
Девочка: Как мрачно кругом…
Мальчик: Везде мусор, сухие ветки и ни одного живого существа.
Раздаётся гром. Вбегает Ветродуй, исполняя своеобразный танец вихря.
Ветродуй: Мчится вихрь издалека,
Ветер гонит облака;
Вдоль дороги пыль, как дым,
Мчится облаком сухим. (Н.Огарев) Лес устал от меня, Лес для меня – западня. Так ответьте же мне – каким ветром Занесло вас ко мне в эти дебри?
Девочка: Мы пришли освободить Волшебный ручеек. Уходи, Ветродуй, довольно уже ты намусорил в нашем Лесу!
Ветродуй: Намусорил? А разве может ветер мусорить? Я раздуваю только то, что осталось от людей. Это не ветер, а человек не убирает мусор в лесу.
Мальчик: Ты прав, но как же нам исправить эту ошибку?
Ветродуй: Покажите, как нужно собирать мусор и вашему примеру последуют многие.
ЭСТАФЕТА: «СОБЕРИ МУСОР»
ИГРА : «ВЕТРОДУЙ И ДЕТИ»
Ветродуй: Я восхищён вами. Только такие , как вы смогут сохранить чистоту в лесу. Но лес спасёт не только чистота, но и бережное к нему отношение.
Мальчик: Как это понимать?
Ветродуй: А вот об этом вам Волшебный ручеёк расскажет. А мне пора в поле лететь!
Звучит музыка леса (фонограмма).
Мальчик: Где же нам Ручеёк отыскать? И спросить –то не у кого…
Девочка: Я придумала! Заведём хоровод, про Ручеёк песню споём, может он нас услышит!
ПЕСНЯ- ХОРОВОД «РУЧЕЁК», сл. и муз. Г.Крайновой
После песни появляется Ручеёк, грустный и грязный.
Ручеёк: Здравствуйте, ребята! Я очень рад, что вы в наш Лес пришли, от мусора его отчистили, вы такие добрые!
Девочка: А почему ты такой грустный, Ручеёк?
Ручеёк: В нашем Лесу хозяйничает злая Огневица. Она сжигает деревья, сушит травы и цветы, испепеляет всё кругом. Я тоже скоро совсем высохну и некому будет землю увлажнять.
Мальчик: Мы прогоним её из Леса! Вперёд, ребята!
Дети встают парами.
ИГРА «РУЧЕЁК» (Ручеёк играет вместе с детьми) Ребята обхватывают друг друга за пояс и становятся гуськом вдоль весеннего ручья. Все поют:
Разлился родничок,
Золотой рожок.
У-ух!
Разлился ключевой,
Белый, снеговой.
У-ух!
По мхам. По болотам,
По гнилым колодам.
У-ух!
Затем боком стараются перепрыгнуть ручей, не коснувшись воды. Но при этом мешает своему соседу. Тот, кто коснется воды, из игры выбывает.
Раздаётся громкая музыка. Входит девица – Огневица, обходит зал, смотрит грозным взглядом.
Огневица: Кто вы такие и зачем пришли в мой Лес?
Мальчик: Мы хотим освободить Лес от гибели, а ты вредишь, огонь и засуху несёшь! Уходи!
Огневица: Ах, вот в чем дело! Не я виновата в этом, а человек, который не бережёт природу. Так что вы сами убирайтесь по-добру, по-здорову, а то я вас испепелю!
Девочка: Не ругайся, Огневица! Мы хотим исправить ошибки людей. Помоги нам, пожалуйста, а то в лесу так грустно, вот послушай.
1.Человек идет скучает
В одиночестве в лесу,
По дороге не встречает
Ни оленя, ни лису...
2.Не летит пчела на клевер,
Уток нету в камышах...
Вместо птиц китайский плеер
Заливается в ушах.
3.Не цветет в траве фиалка.
Рыбы нет в глубинах рек.
Слева – свалка, справа – свалка,
Посредине – человек.
Что стоишь – глядишь уныло?
Раньше думать надо было! (А. Игнатова )
Огневица: Вот-вот! Раньше надо было думать! Не уйду!
Ручеёк: Может, ты испытаешь ребят, Огневица? Дай им шанс.
Огневица: Так и быть, выполните три задания – уйду восвояси, а не выполните – вас всех в угольки превращу! Первое задание – отгадайте загадки.
ЗАГАДКИ:1. Все обходят это место:
Здесь земля, как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи
Нет опоры для ноги. (Болото)
2. Шар воздушный золотой
Над рекой остановился,
Покачался над водой,
А потом за лесом скрылся. (Солнце)
3. В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка. (Ручеек)
4. Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем. (Лес)
Огневица: Что ж, следующее испытание – спасти лесных зверей.
ЭСТАФЕТА «СПАСАТЕЛИ» (дети делятся на 2 команды. В руках малые шарики. Каждый кидает шариком в обруч. Сколько шариков попадёт в обруч – столько животных спасено. Выбирают зверей и размещают на «дереве»).
Огневица: Ну, это слишком просто! И последнее – самое сложное задание: прочитайте, что здесь написано. «ТЕРЕБИГЕ СЕЛ!»
Мальчик: Очень просто! Здесь написано «Берегите лес»!
Огневица: Ах, так! Просто! Я передумала – не уйду и всё, что тогда делать будете?
Ручеёк: Песню будем петь, правда, ребята? Ведь дружба помогает преодолеть все препятствия!
ПЕСНЯ «С ГОЛУБОГО РУЧЕЙКА НАЧИНАЕТСЯ РЕКА…» из м/ф «Крошка Енот» , муз. В.Шаинского
Огневица: Видно не суждено мне властвовать в Лесу. Правда ваша: сердце Леса – в чистом Ручейке и чистой душе Человека.
Ручеёк: Вновь я стал чистым и звенящим. Скоро побегу я через Лес, питая водой землю и зацветёт всё, и будут звери и насекомые жить в Лесу и радовать всех нас.
Дети (по очереди): Берегите, люди, лес
Гладь озёр и синь небес.
И цветы вы берегите
Их охапками не рвите.
Вы природу охраняйте
И костры не разжигайте.
Не ломайте тонких веток,
Не пугайте птичьих деток.
Грибы, ягоды берите,
Но в лесу вы не сорите.
Вы в лесу – всего лишь гости,
Злые вы замашки бросьте.
Родники вы охраняйте,
Ручейки не засоряйте.
И тогда тебе и мне
Природа всё воздаст вдвойне!!! (автор - Дима Рагозин)
Ручеек: Пора прощаться нам. Вам – в детский сад возвращаться, а мне в лес, у меня забот много. До встречи в Лесу!
Звучит песня «Улыбка». Дети выходят из зала.
Авторы: Сахарова Мария Александровна,
Ланцова Надежда Владимировна