проект "Родничок"
проект (подготовительная группа) по теме

Цветкова (Ланцова) Надежда Владимировна

проект на экологическую тему

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.proekt_rucheyok.docx25.92 КБ
Файл 2.plan_proekta.docx20.74 КБ
Файл 3.s_golubogo_rucheyka_nachinaetsya_reka.docx25.99 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                  ПРОЕКТ

«С ГОЛУБОГО РУЧЕЙКА НАЧИНАЕТСЯ РЕКА…»

-разработан музыкальными руководителями

МБДОУ №66 г. Владимира

Ланцовой Н.В., Сахаровой М.А.

                                                                                                           «Если мы сумеем научить ребенка ощущать красоту

                                                                                                             изумляться дивным творениям человеческих рук,

                                                                                                             красоте природы, то вырастим человека с высокой

                                                                                                             культурой чувств, а открывать красоту мира

                                                                                                             возможно через музыку»

                                                                                                                     В.А. Сухомлинский

Актуальность проекта:  

На современном этапе развития общества острыми проблемами являются:

  • ухудшение экологической ситуации;
  • социальная неустойчивость;
  • снижение уровня жизни.

О роли воды в природе известно давно, она питает все живое на Земле. Среди природных богатств, как полезное ископаемое, вода занимает особое место. Еще в прошлые века человечество, озабоченное ростом населения планеты и нехваткой пресной воды в разных странах, приступило к поисковым, а затем оценочным работам на территориях с запасами пресных подземных вод.

Экологическое воспитание детей - это формирование осознанного, правильного отношения к объектам природы. Современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и понимать, что он часть этой природы, следовательно, в своем развитии человек подчиняется тем же общим закономерностям природы. Вот почему важно научить ребенка беречь красоту природы, чтобы он в этот возрастной период понял, сколь ценно здоровье и стремился к здоровому образу жизни. Следовательно, именно с ДОУ необходимо активно начинать заниматься экологическим воспитанием детей.

Современные ФГОС дошкольного образования рекомендуют  формировать экологическую культуру воспитанников через интегрирование разных видов деятельности, поэтому мы считаем оптимальным условием- приобщать детей к основам экологической культуры через музыкальную деятельность, с использованием здоровьесберегающих технологий, через решение воспитательных, развивающих, оздоровительно-профилактических задач. 

Проект – долгосрочный

Вид проекта – фронтальный 

Тип проекта – познавательно-творческий, здоровьесберегающий

Гипотеза – При систематическом включении в музыкальную деятельность материалов                              экологического содержания, мы обеспечим:

  • формирование экологической культуры воспитанников;
  • развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;
  • обогащение детей знаниями о своем здоровье и бережном отношении к нему.

  Участники проекта:  дети 6 лет и родители.

 Цель:  формирование начал экологической культуры у старших дошкольников о воде и водных ресурсах через разные виды музыкальной деятельности.

 Задачи проекта:

∙ воспитание  бережного отношения к живому миру вокруг нас с помощью различных музыкальных образов и сюжетов;

∙ развитие  эмоциональной сферы дошкольников посредством музыкальных игр и творческих заданий;

∙формирование  социо-культурных норм поведения ребёнка при взаимодействии с окружающими людьми через свободные пластические импровизации;

  Формы реализации проекта:

- интегрированные занятия;

- информационно – познавательные беседы;

-чтение художественной литературы

- экскурсии;

- просмотр мультфильмов и видео сюжетов;

-досуги;

-сотворчество детей и родителей по сочинению сказки.

Условия реализации проекта:

- интерес детей и родителей;

- материальное обеспечение проекта;

- методические разработки;

- интеграция со специалистами детского сада.

Предполагаемые результаты проекта:

После завершения проекта воспитанники приобретут следующие умения:

- личностные: умение работать в команде, высказывать личное и выслушивать отличное от своего мнение; умение сотрудничать, умение креативно мыслить, проявлять интерес к  своему здоровью и его улучшению.

- метапредметные: получат умение планировать свою работу, умение рассуждать, делать выводы, анализировать, работать с информацией и желание делиться информацией, умение устанавливать простейшие предметно-следственные связи.

- предметные:

 - получат представление о значении воды в жизни человека;

-расширят знания о воде, как о ценном и полезном ресурсе земли и ее обитателях;

-познакомятся с круговоротом воды в природе;

-оформлять полученные знания в продуктивных и музыкальных  видах деятельности, в творческих работах.

Методическая литература:

1.Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Экологическое воспитание дошкольников «Жизнь вокруг нас»- Ярославль: Академия развития:2003.- 112с.

2. Иванова А.И., Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений.- М.: ТЦ Сфера, 2003.- 56с.

3.Новиковская О.А., Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов и родителей.- СПб: Корона принт, 2008.- 272с.

4.Брусиловский Л.С. Музыкотерапия. Руководство по психотерапии. Под ред. проф. В.Е. Рожнова. Ташкент: Медицина, 1985

5.Картушина М.Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2007.-208с.

6.Журнал «Музыкальный руководитель» иллюстрированный методический журнал для музыкальных руководителей.

7.Журнал «Колокольчик» учебно-методический журнал и литературно-музыкальный журнал для педагогов, воспитателей и родителей.

8.Журнал «Современное дошкольное образование. Теория и практика»  



Предварительный просмотр:

сроки

Тема

Организация деятельности

Содержание  деятельности

Музыкальный материал

март

3 неделя

День воды 22 марта

Цикл видеосюжетов « Чистая вода для здорового мира»:

1. «Я все могу. Гениями становятся..Живая вода»

2. «Экология воды»

3. «Вода – это жизнь»

Оздоровительный комплекс в бассейне.

Введение в тему. 2013 год- год охраны окружающей среды.

Знакомство с водой  как веществом. Дать детям представление о том, что без воды нет жизни на земле.

Воспитывать у детей культуру закаливания, бережного отношения к своему здоровью.

1. Детская песня «Вода буль-буль»

2. р.н.п. «Матушка- водица»

3. «Капельки - подружки»-танец-игра, по мотивам народной игры

4 неделя

«Снежинка, до

свидания!»

1.Сочинение истории «Снежинкины сказки»

2.Театральный этюд «Кружатся снежинки»

3. Ритмопластика «Ловим снежинки»

4.Рисование рисунков по сюжету сказки

5.Релакс (музыкотерапия)

Уточнить представления детей о переходе воды в разные состояния в природе.

Обогащать детей эмоционально-образными впечатлениями  через наблюдение за снежинками, получить эстетическое наслаждение,  рассматривая их.

1.песня «Снежинка», муз Меньших

2.песня « Про Снеговика», муз. Еремеевой

3.музыкотерапия  СD «Звуки природы»

апрель

1 неделя

«Круговорот воды в природе»

1.Презентация

«Путешествие капельки»

2. Оркестротерапия «Звуки воды»

3. Ритмопластика « Ручеёк и его друзья»

4.Психогимнастика «Облачко»

5. рассказ Н.Сладкова «Весенние ручьи»

Дать детям представление о круговороте воды в природе.

Развивать познавательный интерес детей к окружающему миру природы через разные виды музыкальной деятельности

1.песня «Бежал ручей по камешкам»,муз. В.Иванникова

2. «Ручеёк», муз.Л.Гусевой – логоритмика

 3. оркестр «Хрустальный оркестр»

4.Рахманинов С. «Весенние воды»

2 неделя

«Живая вода»

Цикл бесед «Песенки под окном»:

1. «Апрель – капель»

2. « На дворе сосульки капали»

3. «Музыкальные капли» - экспериментирование

Знакомство с понятием живой и мертвой , чистой и загрязненной воды

Закрепить знания детей о свойствах воды, путём музыкального экспериментирования

1. «Звонкие капельки», муз. Л.Гусевой –пальчиковая гимнастика

2. песня «Солнечная капель», муз. И Вахрушева

3. Танец «Добрая вода»

3 неделя

«Голубая планета»

1.видеосюжет «Наши дети на голубой планете»

2.Экскурсия по детскому саду «Берегите воду»

3.Тематическое занятие с детьми и родителями «Береги голубую планету»

 Воспитывать бережное отношение к объектам природы (воде), закреплять правила поведения на природе. 

Объяснить  детям о необходимости беречь воду в и быту.

Совместная работа (взаимодействие ) с родителями.

1.дидактическая игра «Голубая планета»

2.мультфильм «Берегите воду!»

3.«Капелька из крана» - сочини свою музыкальную историю

4 неделя

«Солнце воздух и вода –наши лучшие друзья»

1.Музыкальная зарядка – флеш-моб  «Доброе утро, планета!»

2. «Солнце воздух и вода - наши лучшие друзья» музыкальное занятие по здоровьесбережению.

Развивать у детей представление о том, как на здоровье влияет чистота воды и воздуха.

Приобщать детей к здоровому образу жизни через музыкально-коррекционное занятие

1.Зарядка-импровизация

2.Дыхательные упражнения

3. песня «Земля – наш общий дом», муз.Караваевой

4.Игровой стретчинг, ритмопластика

май

1 неделя

«Кто живёт в воде».

1.Чтение рассказа Н. Сладкова «Шепот рыб»  и просмотр мульфильма «Мальчик и лягушонок»

2.Сюжетно-ролевая игра «Как люди речку обидели»

3.Музыкальная  фантазия «Блещет в чистой речке…»

Вспомнить с детьми, что у воды, в воде живет множество разных живых существ. Жизнь каждого из них связана с водой.

Воспитывать у детей культуру поведения у реки, озера, пруда.

Развитие творческого воображения, импровизация различных музыкальных образов.

1.песня «Лягушачий хор» муз.Халаимова

2.«Мама и утята»-сюжетная игра

3.В.Моцарт «Маленькая ночная серенада», слушание , фантазирование под музыку.

2 неделя

«С голубого ручейка начинается река»

1.Просмотр м/ф «Беги, ручеёк»

2. Итоговое мероприятие по теме

Подведение итогов о бережном отношении к водным ресурсам, животному и растительному миру и к своему здоровью.  

1.Песня –хоровод «Ручеек», муз Г.Крайновой

2.Песня «С голубого ручейка»



Предварительный просмотр:

«С голубого ручейка начинается река…»

Итоговое мероприятие по проекту.

Действующие лица: Ручеёк, Ветродуй, Огневица – взрослые

                                     Сорока,  дети подг.группы.

Дети входят в зал под «Лесной марш» П.Синявского, перестраиваются.

1 ребёнок:  Природу нужно уважать,
                     Она нам всем – родная мать.
                     Она заботится о нас.
                     Всегда спасает в трудный час.

2 реб.:      Она нас поит, кормит, греет
                 Всегда жалеет и лелеет.
                 Нас любит, как родных детей
                 А чем мы отвечаем ей?

3 реб.: Мы все должны её хранить,
            Беречь, любить и не забыть,
           Да, не забыть в недобрый час
           Что лишь одна она у нас!  (автор -
Алла Зеленина)  Дети садятся. «Прилетает» сорока, кружит.

Сорока: Вы всё поёте да стихи читаете, а даже не знаете, какая в лесу беда случилась! Волшебный Ручеек не журчит, звери и птицы погибают, а деревья и травы сохнут!

Девочка: Как же это случилось?

Сорока: Злой Ветродуй и девица Огневица захватили наш Лес, намусорили и Волшебный ручеек зачах.

Мальчик: Мы поможем Лесу и спасём Волшебный Ручеек.

Сорока: А не боитесь? Ведь Огневица с Ветродуем такие злые!

Мальчик: Ты разве не знаешь, что добро всегда побеждает зло? Вперёд, друзья!

Звучит «Лесной марш» Синявского. Декорации «мертвого» леса.

Девочка: Как мрачно кругом…

Мальчик: Везде мусор, сухие ветки и ни одного живого существа.

Раздаётся гром. Вбегает Ветродуй, исполняя своеобразный танец вихря. 

Ветродуй: Мчится вихрь издалека,
                  Ветер гонит облака;
                  Вдоль дороги пыль, как дым,
                  Мчится облаком сухим. (Н.Огарев)                                                                                                       Лес устал от меня,                                                                                                                                Лес для меня – западня.                                                                                                                                     Так ответьте же мне – каким ветром                                                                                                       Занесло вас ко мне в эти дебри?

Девочка: Мы пришли освободить Волшебный ручеек. Уходи, Ветродуй, довольно уже ты намусорил в  нашем Лесу!

Ветродуй: Намусорил? А разве может ветер мусорить? Я раздуваю только то, что осталось от людей. Это не ветер, а человек не убирает мусор в лесу.

Мальчик: Ты прав, но как же нам исправить эту ошибку?

Ветродуй: Покажите, как нужно собирать мусор и вашему примеру последуют многие.

ЭСТАФЕТА: «СОБЕРИ  МУСОР»

ИГРА : «ВЕТРОДУЙ   И  ДЕТИ»

Ветродуй: Я восхищён вами. Только такие , как  вы смогут сохранить чистоту в лесу. Но лес спасёт не только чистота, но и бережное к нему отношение.

Мальчик: Как это понимать?

Ветродуй: А вот об этом вам Волшебный ручеёк расскажет. А мне пора в поле лететь!

Звучит музыка леса (фонограмма).

Мальчик: Где же нам Ручеёк отыскать?  И спросить –то не у кого…

Девочка: Я придумала! Заведём хоровод, про Ручеёк песню споём, может он нас услышит!

ПЕСНЯ- ХОРОВОД «РУЧЕЁК», сл. и муз. Г.Крайновой

После песни появляется Ручеёк, грустный и грязный.

Ручеёк: Здравствуйте, ребята! Я очень рад, что вы в наш Лес  пришли, от мусора его отчистили, вы такие добрые!

Девочка: А почему ты такой грустный, Ручеёк?

Ручеёк: В нашем Лесу хозяйничает злая Огневица. Она сжигает деревья, сушит травы и цветы, испепеляет всё кругом. Я тоже скоро совсем высохну и некому будет землю увлажнять.

Мальчик: Мы прогоним её из Леса! Вперёд, ребята!

Дети встают парами.

ИГРА «РУЧЕЁК» (Ручеёк играет вместе с детьми) Ребята обхватывают друг друга за пояс и становятся гуськом вдоль весеннего ручья. Все поют:

Разлился родничок,
Золотой рожок.
У-ух!
Разлился ключевой,
Белый, снеговой.
У-ух!
По мхам. По болотам,
По гнилым колодам.
У-ух!

Затем боком стараются перепрыгнуть ручей, не коснувшись воды. Но при этом мешает своему соседу. Тот, кто коснется воды, из игры выбывает.

 Раздаётся громкая музыка. Входит девица – Огневица, обходит зал, смотрит  грозным взглядом.

Огневица: Кто вы такие и зачем пришли в мой Лес?

Мальчик: Мы хотим освободить Лес от гибели, а ты вредишь, огонь и засуху несёшь! Уходи!

Огневица:  Ах, вот в чем дело! Не я виновата в этом, а человек, который не бережёт природу. Так что вы сами убирайтесь по-добру, по-здорову, а то я вас испепелю!

Девочка: Не ругайся, Огневица! Мы хотим исправить ошибки людей. Помоги нам, пожалуйста, а то в лесу так грустно, вот послушай.

1.Человек идет скучает
  В одиночестве в лесу,
  По дороге не встречает
  Ни оленя, ни лису...

2.Не летит пчела на клевер,
  Уток нету в камышах...
  Вместо птиц китайский плеер
  Заливается в ушах.

3.Не цветет в траве фиалка.
  Рыбы нет в глубинах рек.
  Слева – свалка, справа – свалка,
  Посредине – человек.
           Что стоишь – глядишь уныло?
           Раньше думать надо было!  
(А. Игнатова )

Огневица: Вот-вот! Раньше надо было думать! Не уйду!

Ручеёк: Может, ты испытаешь ребят, Огневица? Дай им шанс.

Огневица: Так и быть, выполните три задания – уйду восвояси, а не выполните – вас всех в угольки превращу! Первое задание – отгадайте загадки.

ЗАГАДКИ:1. Все обходят это место:
                      Здесь земля, как будто тесто;
                      Здесь осока, кочки, мхи
                      Нет опоры для ноги.      (Болото)

2. Шар воздушный золотой
  Над рекой остановился,
  Покачался над водой,
  А потом за лесом скрылся.     (Солнце)

3. В голубенькой рубашке
  Бежит по дну овражка.    (Ручеек)

4. Дом со всех сторон открыт,
  Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.   (Лес)

Огневица: Что ж, следующее испытание – спасти лесных зверей.

ЭСТАФЕТА «СПАСАТЕЛИ» (дети делятся на 2 команды. В руках малые шарики. Каждый кидает шариком в обруч. Сколько шариков попадёт в обруч – столько животных спасено. Выбирают зверей и размещают  на «дереве»).

Огневица: Ну, это слишком просто! И последнее – самое сложное задание: прочитайте, что здесь написано. «ТЕРЕБИГЕ  СЕЛ!»

Мальчик: Очень просто! Здесь написано «Берегите лес»!

Огневица: Ах, так! Просто! Я передумала – не уйду и всё, что тогда делать будете?

Ручеёк: Песню будем петь, правда, ребята? Ведь дружба помогает преодолеть все препятствия!

ПЕСНЯ «С ГОЛУБОГО РУЧЕЙКА НАЧИНАЕТСЯ РЕКА…» из м/ф «Крошка Енот» , муз. В.Шаинского

Огневица: Видно не суждено мне властвовать в Лесу. Правда ваша: сердце Леса – в чистом Ручейке и чистой душе Человека.

Ручеёк: Вновь я стал чистым и звенящим. Скоро побегу я через Лес, питая водой землю и зацветёт всё, и будут звери и насекомые жить в Лесу и радовать всех нас.

Дети (по очереди): Берегите, люди, лес
                                Гладь озёр и синь небес.
                                И цветы вы берегите
                                Их охапками не рвите.

                                  Вы природу охраняйте
                                 И костры не разжигайте.
                                 Не ломайте тонких веток,
                                 Не пугайте птичьих деток.

                                   Грибы, ягоды берите,
                                  Но в лесу вы не сорите.
                                  Вы в лесу – всего лишь гости,
                                  Злые вы замашки бросьте.

                                  Родники вы охраняйте,
                                 Ручейки не засоряйте.
                                 И тогда тебе и мне
                                 Природа всё воздаст вдвойне!!!  (автор -
Дима Рагозин)

Ручеек: Пора прощаться нам. Вам – в детский сад возвращаться, а мне в лес,  у меня забот много. До встречи в Лесу!

Звучит песня «Улыбка». Дети выходят из зала.

Авторы: Сахарова Мария Александровна,

Ланцова Надежда Владимировна