Музыкотерапия.
статья на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкотерапия – нетрадиционный метод оздоровления
Музыкотерапия - психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.
В ходе проведенных исследований были установлены следующие факты:
- Музыка влияет не только на центральную нервную систему, но и на функции других жизненно важны физиологических систем человека: мышечную, пищеварительную, респираторную и др. Она повышает и понижает мышечный тонус, оказывает заметное воздействие на минутный объем крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови и т.д. Стимулирует появление эмоций, улучшает вербальные и арифметические способности, стимулирует процессы восприятия и памяти, активизирует творческое мышление и т.д.
- Музыка действует избирательно – в зависимости не только от ее характера, но и от инструмента, на котором она исполняется.
- Лечебное действие музыки на организм человека известно с древних времен. Сегодня музыкальная терапия используется для уменьшения боли, страха, напряжения, повышения тонуса организма, лечения депрессии, для медицинской реабилитации и для сопровождения физических занятий.
- Для эффективности музыкальной терапии ее применяют по определенным правилам, которые основаны на психофизиологических принципах более, чем на эстетических и художественных. Вот самые важные из них:
1. Перед началом исполнения изучите информацию об исполняемом произведении. Необходимо знать его суть и структуру. Полезно узнать заранее текст исполняемого произведения.
2. Расслабьтесь - это поможет вам "открыть двери бессознательного" и принять в полной мере действие музыки. При этом не важно, хотите вы испытать успокаивающее действие или же стимулирующее и поднимающее настроение.
3. Важно правильно выбрать дозу. Лечение музыкой должно быть достаточно коротким, чтобы не вызвать усталости и возможных защитных реакций.
4. Силу или громкость музыки нужно осторожно регулировать. Малую громкость следует выбирать не только для успокаивающей, но также и для стимулирующей музыки. Большая громкость утомляет и потрясает нервную систему.
5. После прослушивания лечебной музыки отдохните некоторое время. Это благоприятствует ее полному, не нарушающему душевное равновесие, действию на бессознательное.
6. Выбор музыкальных произведений должен быть хорошо продуман.
Таким образом, мы можем определить комплекс музыкальных произведений, соответствующих сходному эмоциональному состоянию детей (см. Табл.1). Это позволяет мне моделировать и изменять эмоции у детей.
Музыкальные произведения, отражающие сходное эмоциональное состояние
основные параметры музыки | Основное настроение | литературные определения | названия произведений |
Медленная Мажорная | Спокойствие | Лирическая, мягкая, созерцательная, элегическая, напевная, задумчивая, нежная | А. Бородин – ноктюрн из струнного квартета; Ф. Шопен – ноктюрны фа-мажор, ре-бемоль мажор, крайние части; Ф. Шуберт – «Аве Мария»; К. Сен-Санс |
«Лебедь»; С. Рахманинов – концерт № 2, начало II ч. | |||
Медленная Минорная | Печаль | Сумрачная, тоскливая, трагическая, печальная, унылая, скорбная | П. Чайковский – начало Пятой симфонии, финал Шестой симфонии; Э. Григ – «Смерть Озе», «Жалоба Ингрид» из сюиты «Пергюнт»; Ф. Шопен – Прелюдия до-минор; Марш из сонаты си-бемоль минор, Этюд до-диез минор; К. Глюк – «Мелодия». |
Быстрая Минорная | Гнев | Драматическая, взволнованная, тревожная, беспокойная, гневная, злая, отчаянная | Ф. Шопен – Этюды № 12, 23, 24; Скерцо № 1; прелюдии № 16, 24; А. Скрябин – Этюд № 6, соч. 8; П. Чайковский – Увертюра «Буря»; Р. Шуман – «Порыв»; Л. Бетховен – финалы сонат: 14, 23. |
Быстрая Мажорная | Радость | Праздничная, ликующая, бодрая, веселая, радостная | Д. Шостакович – «Праздничная увертюра»; Ф. Лист – финалы венгерских рапсодий № 6, 10, 11, 12; В. Моцарт – «Маленькая ночная серенада» (I и IVч.); Л. Бетховен – финалы симфоний № 5. 6, 9 |
Утренний прием в детском саду начинается под музыку Моцарта, потому что «Моцарт оказывает воздействие, сила которого не сравнима с другими. Будучи исключением из исключений, он оказывает высвобождающее, лечебное, я бы казал, целительное воздействие. Сила его превосходит все, что мы можем видеть у его предшественников, современников и последователей». Эта музыка располагает к тесному контакту между взрослым и ребенком, создает атмосферу уюта, тепла, любви и обеспечивает психологическое благополучие.
Вариантами музыки для утреннего приема могут быть и следующие произведения:
1. «Утро» (музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт»).
2. «Скерцо» (современный эстрадный оркестр)
3. Музыкальные композиции (оркестр Поля Мориа)
4. Обработки для русского народного оркестра («Барыня», «Камаринская», «Калинка»)
5. Сен-Санс «Карнавал животных» (симфонический оркестр)
Дневной сон проходит под тихую, спокойную музыку. Известно, что сон рассматривается как проявление сложноорганизованной деятельности ряда мозговых структур. Отсюда его важнейшая роль в обеспечении нервно-психического здоровья детей. музыка во время сна оказывает оздоровляющее терапевтическое воздействие. Дневной сон может сопровождаться следующими музыкальными произведениями:
1. Соло фортепиано (Клейдерман и симфонический оркестр).
2. «Времена года» П.И. Чайковского.
3. Бетховен, соната № 14 «Лунная».
4. Бах – Гуно «Аве Мария».
5. Колыбельная мелодия «На сон грядущий» (серия «Хорошая музыка для детей»).
6. Анугама «Голоса океана».
Музыка для вечернего времени способствует снятию накопившейся усталости, стрессовых ситуаций за день. Она успокаивает, расслабляет, нормализует кровяное давление и работу нервной системы детского организма. Для этого можно использовать следующие мелодии:
1. «Классические мелодии для детей и их родителей» (из серии «Хорошая музыка для детей»).
2. Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром».
3. Музыка для здоровья («Легкие»).
4. Бах «органные произведение».
5. Вивальди «Времена года».
6. «Голоса природы».
Сообщение на педагогическом совете
Тема: «Нетрадиционные средства
оздоровления-музыкотерапия»
Подготовила муз.руководитель
Бредихина Е.П
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Музыкотерапия в детском саду и дома".
Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни дошкольного образовательного учреждения. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают...
Музыкотерапия
Музыкотерапия– это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство....
Проект«Развитие речи у детей раннего возраста с элементами музыкотерапии в рамках Службы ранней помощи»
Ранняя стимуляция речевого развития у детей актуальна в настоящее время и соответствует общим приоритетам развития образования в Российской Федерации.С каждым годом все большее значение приобретает пр...
Музыкотерапия и ее влияние на человека (консультация для воспитателей)
Консультация для воспитателей по теме "Музыкотерапия и ее влияние на человека"...
статья " Музыкальному руководителю о музыкотерапии"
Эта статья адресована музыкальным руководителям качестве рекомендаций. Статья вошла в сборник международной научно - практической конференции, посвящённой проблемам психолого - медико - педагоги...
МУЗЫКОТЕРАПИЯ. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МУЗЫКОТЕРАПИИ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ
После проведения исследования, хочется поделиться некоторыми рекомендациями по использованию музыкальной терапии как в совместной деятельности педагогов и родителей с детьми, так и отдельн...
Музыкотерапия как метод психологической коррекции. Музыкотерапия в детском саду
Музыкотерапия как метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств детей и взрослых...