Фольклорный праздник "Масленица"
методическая разработка (старшая группа) по теме

Гусакова Елена Александровна

Знакомство с традициями русского народа. Познакомить детей с традиционным русским праздником – Масленица. Учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности. Формировать умение отгадывать загадки, играть в народные игры, развивать понимание названия праздника. Прививать любовь к русскому народному фольклору. Воспитывать чувства гордости за Россию, за русский народ, который славится старинными обычиями, трудолюбием, умением работать и веселиться от души.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Масленица29.99 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА  ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА                      

«МАСЛЕНИЦА»

Фольклорный праздник

Подготовили:

Музыкальный руководитель

Инна Владимировна Лангуева

Воспитатели:

Ольга Николаевна Таглина

Елена Александровна Гусакова

Логопед

Наталья Сергеевна Гаврилова


МАСЛЕНИЦА

Цель: Знакомство с традициями русского народа

Задачи: 

  • Познакомить детей с традиционным русским праздником – Масленица
  • Учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности.
  • Формировать умение отгадывать загадки, играть в народные игры, развивать понимание названия праздника.
  • Прививать любовь к русскому народному фольклору.

 

Ход мероприятия.

1.Под веселую музыку дети и скоморохи входят в зал.

1-й Скоморох:      Здравствуйте, гости дорогие!

2-й Скоморох:      Здравствуйте, честная публика!

Скоморохи (оба вместе) :   Мы зовём на праздник всех!

                                                 Будет музыка и смех!

1-й Скоморох:   Ты постой, проказник!

                             А какой сегодня праздник?

2-й Скоморох:  А про это публика знает,

                            Пусть она и отвечает!

   Дети:             Масленица!

1-й Скоморох:   А что это за праздник?

       (ответы детей)

2-й Скоморох:    Праздник этот знаем мы –

                              Время проводов зимы.

Люди в эти дни должны

Веселиться, печь блины.

1-й Скоморох:  Гуляли Масленицу целую неделю,

                            Наряжали чучело, блины ели,

                            Песни пели,и плясали,

                            В игры шумные играли,

                            Каждый день по разному называли…

                            А как?

             (ответы детей)

понедельник — «встреча»,

вторник — «заигрыш»,

среда — «лакомка», «разгул», «перелом»,

четверг — «разгуляй-четверток», «широкий»,

пятница — «тещины вечера», «тещины вечерки»,

суббота — «золовкины посиделки», «проводы»,

воскресенье — «прощеный день».

1-й Скоморох: Понедельник — встреча. Делали куклу — Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку.

2-й Скоморох: А ну, не зевай, Масленицу встречай!

 

Дети:    Едет Масленица дорогая,

Наша гостьюшка годовая,

На саночках расписных

Для ребяток удалых.

Едет к нам с добром,

С сыром, маслом, с яйцом,

С блинами, пирогами,

Да с оладьями

Исп. рус. нар. песня «А мы Масленицу дожидали». Скоморохи вывозят Масленицу.

1-й Скоморох:  (после каждой строчки дети говорят «здравствуй»)

Дорогая наша гостья Масленица,
Авдотьюшка Изотьевна,
Дуня белая, Дуня румяная.
Коса длинная, триаршинная,
Платок беленький, новомодненький,
Брови черные, наведенные,

2-й Скоморох: Мы Масленицу величаем,
И чего ей только не обещаем:
Реки сметанные,
Горы блинные

     Ребенок:      Наша Масленица, ты широкая,

В детский сад к нам пришла.

И веселье принесла.

 

1-й Скоморох: Продолжаем мы программу,
                           Для гостей, друзей, для всех!
2-й Скоморох: Начинаем панораму удивительных потех
1-й Скоморох: Во вторник будем мы играть,
                          Красно солнышко встречать!

В круг вставай, горшок выбирай!

Рус. нар. игра «Горшки»

1-й Скоморох: Ой, ты Лакомка-Среда!

                            Масляна сковорода!

2-й Скоморох: Как повелось со старины -

                           В этот день печём …  (блины)

1-й Скоморох: Блины печём и поём

Исп. рус. нар. песня «Блины»

Ребенок:  Вас на Масленицу ждём!

                  Встретим масленым блином.

                  Сыром, мёдом, калачом,

                  Да с капустой пирогом.

Ребята, а на что похож блин?    (ответы детей)

И то правда, в старину считалось, что блин – это символ солнца…..и т.д.

А с чем вы любите есть блины?   (ответы детей)

Логоритмическая игра.

2-й Скоморох: Веселись, честной народ,

                           Разгуляй-четверг идёт!

              В этот день на Руси катались на лошадях, устраивали шуточные бои.

1-й Скоморох: Эй, мальчишки и девчонки,

                           Молодежь и детвора!

                           Поиграем-ка в лошадки –

                           Нынче самая пора!

Подвижная игра «Лошадки»  

 

2-й Скоморох:  Эй, веселый наш народ!

                            Ловкий быстрый хоровод!

                            Если дружно взять канат,

                            Потянуть вперёд-назад.

                            И сказать три раза «Эх»

                            Победит, наверно, смех.

Перетягивание каната.

1-й Скоморох: С давних пор и посейчас

       Хоровод в чести у нас!

       Нынче праздник! Эй, народ,

       Заводи-ка хоровод!

 

Хороводная игра «Как у дяди Трифона»

2-й Скоморох:   Кого на масляной неделе

        Не катал на карусели?

        Собирайся народ. карусель вас зовёт!

        Вы сюда ко мне сбегайтесь

        И бесплатно покатайтесь!

Подвижная игра «Карусель».

1-й Скоморох: Хватит петь да играть! Пора дальше объявлять!

                           Пятница — «Тещины вечерки»!
2-й Скоморох:   А в субботу не безделки —
                           «Золовкины посиделки»!
1-й Скоморох: В эти дни люди ходят друг к другу в гости, угощают всех блинами.

 

Все заботы бросьте,
Приходите в гости,
Прямо к нашему крыльцу,
К нам на Масленицу.
Убедитесь сами:
Угостим блинами,
На сметане пышками,
Пирогами пышными,
Февралю - помашем,
Марту – «здравствуй» скажем.

1-й Скоморох: Погляди-ка, народ, (указывает)
                           В гости к нам Весна идет!

Выход Весны


2-й Скоморох:
Весна-красна — гость большой, хороший, пречестный,
1-й Скоморох: На ней платье новое, новое, новое
2-й Скоморох: Тому платью и цены нет,
                           Весне красной шлем привет.
1-й Скоморох: Здравствуй, Весна-голубушка, Весна-красна.


 
Весна:     Я Весна-Красна!

Бужу землю ото сна!

Наполняю соком почки,

На полях ращу цветочки,

Прогоняю с речек лед,

Светлым делаю восход!

Всюду: в поле и лесу -

Людям радость я несу!

 

Появляется Зима под звон бубенцов и звук метели.

Зима:   Что это вы тут развеселились.
             Расшумелись, разрезвились?
Весна:  Только ты, Зимушка, не злись

         И попусту не заводись!

         Видишь, Масленица у двора,

         Уходить тебе пора!

    Зима:   Ах, вот ты как!
                Да, я Зима — белая, белая,
                В поле снегом сеяла-сеяла.
 
Весна: А я Весна — красная, красная,
               Солнечная, ясная, ясная.
   
Зима:  Тебя снегом вымою, вымою,
                За ворота выгоню, выгоню!
 
Весна: Я снежком укроюсь, зеленью покроюсь.
                Буду еще краше на просторах наших!
   
Зима:  Ну что же, Весна-красна, спорить и говорить ты мастерица. Но без боя                                           я не уступлю свое место. Предлагаю устроить конкурс, а примут в нем участие все ребята! Ребята, хотите, чтобы весна пришла? Тогда отгадайте загадки.


1. Бродит одиноко огненное око,
Всюду, где бывает, взглядом согревает. (Солнце).


2. Никто его не видит, а всякий его слышит,
Без крыльев оно, а летит, без языка, а говорит. (Эхо).


3. Годовой кусточек каждый день роняет листочек.
Год пройдет — весь лист отпадет. (Календарь).


4. Дождь идет, я тут как тут,
Многие меня здесь ждут:
Лягушата и ребята,
Голуби и поросята.
Я на зеркало похожа
И на озеро — чуть-чуть.
Ну а вам не захотелось
Ко мне в гости заглянуть? (Лужа).


5. Заря-заряница,
Красная девица,
Травку выпускает,
Росу расстилает.
Едет стороной
С сохой, бороной,
С ключевой водой. (Весна).

Да, сильна ты, Весна, Я отступаю! Но через год прийду к вам опять!

Зима уходит.

 Масленичный хоровод-ручеек.


                 Идет матушка весна,
                 Отворяй-ка ворота.
                 Первый март прошел,
                 Всех детей провел.

А за ним апрель
Отворил окно и дверь.
А уж как прошел май - 
Сколько хошь теперь гуляй!

2-й Скоморох: С наступленьем воскресенья
                          Просим мы у всех прощенья.
                          Наши добрые стремленья
                          Вызывают восхищенье.

1-й Скоморох: Последний день Масленицы - прощеное воскресенье или проводы. Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить. Ещё в этот день люди просят друг у друга прощения. Это очень хороший древний обычай. Давайте и мы поклонимся друг другу и обнимемся в знак взаимного прощения.

Все просят друг у друга прощения.

Скоморохи:  А сегодня в воскресенье
Наше кончится веселье. У сжигают Маслени
Ты прощай, прощай,
Наша масленица.


Масленица загорела,
Всему миру надоела,
Обманула, провела,
Годика не дожила,

Просмотр мультфильма (эпизод сжигания Масленицы)

                        2-й Скоморох: Как по-настоящему сжигают Масленицу, вы увидите, когда пойдёте с родителями на праздник. И тогда, чтобы костер был пожарче, не забудьте спеть: Гори, гори ясно, чтобы не погасло,

        

Хорорвод «Гори, гори ясно»

        
Гори, гори ясно, чтобы не погасло,

Чтобы все метели разом улетели!

Чтобы все невзгоды: холод, непогоды,

Зимние морозы, неудачи, слезы, -

Пусть они сгорают, к солнцу улетают!

Масленица, прощай!
А на тот год опять приезжай!

 Дети прощаются с Масленицей и покидают зал.

Список использованной литературы:

Журналы «Дошкольное воспитание» 2004-2014гг

Санкт-Петербург

2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

фольклорная гимнастика

Предложенная технология знакомства с народным устно-поэтическим,  музыкально-песенным, игровым творчеством на занятиях физической культуры по своему характеру является развивающе – обучающей и на...

Перспективный план проведения фольклорно-игровых занятий в горнице

Приобщать детей к истокам народной культуры; знакомить с фольклорными произведениями; формировать познавательную активность,речь;доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями...

Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у бабушки Варварушки»

Развивать память, внимание, речь ребёнка; создать условия для воспитания любви к родному языку...

Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у Сороки – вороны»

Воспитывать доброжелательные отношения к персонажам русской народной потешки"Сорока-ворона": доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями; вызвать интерес к рисованию нетрад...

Фольклорно-экологический досуг для детей старшего дошкольного возраста и их родителей "Капустные вечорки"

Работа с родителями. Фольклорно-экологический досуг для детей старшего дошкольного возраста "КАПУСТНЫЕ ВЕЧОРКИ". Сценарий досуга предполагает активное участие взрослых в играх, аттракционах и хоровода...

КОНСПЕКТЫ ИГР-ЗАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ФОЛЬКЛОРНЫМИ ОБРАЗАМИ ЗИМНЕГО ПРАЗДНИКА

КОНСПЕКТЫ ИГР-ЗАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ФОЛЬКЛОРНЫМИ ОБРАЗАМИ ЗИМНЕГО ПРАЗДНИКА – ДЕДА МОРОЗА, СНЕГУРОЧКИ, ЗНАКОМСТВУ ДЕТЕЙ С НАРОДНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ ВСТРЕЧИ НОВОГО ГОДА И РОЖДЕСТВА...

Проектные работы: фольклорный праздник "Троица", фольклорный праздник "Покров"

Актуальность:Росссия богата народными традициями, обычаями, народными праздниками. Это часть нашего духовного наследия. Наша задача -- сохранить это богатство. Нельзя прерывать связь времён и поколени...