Фольклорный праздник "Масленица"
методическая разработка (старшая группа) по теме
Знакомство с традициями русского народа. Познакомить детей с традиционным русским праздником – Масленица. Учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности. Формировать умение отгадывать загадки, играть в народные игры, развивать понимание названия праздника. Прививать любовь к русскому народному фольклору. Воспитывать чувства гордости за Россию, за русский народ, который славится старинными обычиями, трудолюбием, умением работать и веселиться от души.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Масленица | 29.99 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
«МАСЛЕНИЦА»
Фольклорный праздник
Подготовили:
Музыкальный руководитель
Инна Владимировна Лангуева
Воспитатели:
Ольга Николаевна Таглина
Елена Александровна Гусакова
Логопед
Наталья Сергеевна Гаврилова
МАСЛЕНИЦА
Цель: Знакомство с традициями русского народа
Задачи:
- Познакомить детей с традиционным русским праздником – Масленица
- Учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности.
- Формировать умение отгадывать загадки, играть в народные игры, развивать понимание названия праздника.
- Прививать любовь к русскому народному фольклору.
Ход мероприятия.
1.Под веселую музыку дети и скоморохи входят в зал.
1-й Скоморох: Здравствуйте, гости дорогие!
2-й Скоморох: Здравствуйте, честная публика!
Скоморохи (оба вместе) : Мы зовём на праздник всех!
Будет музыка и смех!
1-й Скоморох: Ты постой, проказник!
А какой сегодня праздник?
2-й Скоморох: А про это публика знает,
Пусть она и отвечает!
Дети: Масленица!
1-й Скоморох: А что это за праздник?
(ответы детей)
2-й Скоморох: Праздник этот знаем мы –
Время проводов зимы.
Люди в эти дни должны
Веселиться, печь блины.
1-й Скоморох: Гуляли Масленицу целую неделю,
Наряжали чучело, блины ели,
Песни пели,и плясали,
В игры шумные играли,
Каждый день по разному называли…
А как?
(ответы детей)
понедельник — «встреча»,
вторник — «заигрыш»,
среда — «лакомка», «разгул», «перелом»,
четверг — «разгуляй-четверток», «широкий»,
пятница — «тещины вечера», «тещины вечерки»,
суббота — «золовкины посиделки», «проводы»,
воскресенье — «прощеный день».
1-й Скоморох: Понедельник — встреча. Делали куклу — Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку.
2-й Скоморох: А ну, не зевай, Масленицу встречай!
Дети: Едет Масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
На саночках расписных
Для ребяток удалых.
Едет к нам с добром,
С сыром, маслом, с яйцом,
С блинами, пирогами,
Да с оладьями
Исп. рус. нар. песня «А мы Масленицу дожидали». Скоморохи вывозят Масленицу.
1-й Скоморох: (после каждой строчки дети говорят «здравствуй»)
Дорогая наша гостья Масленица,
Авдотьюшка Изотьевна,
Дуня белая, Дуня румяная.
Коса длинная, триаршинная,
Платок беленький, новомодненький,
Брови черные, наведенные,
2-й Скоморох: Мы Масленицу величаем,
И чего ей только не обещаем:
Реки сметанные,
Горы блинные
Ребенок: Наша Масленица, ты широкая,
В детский сад к нам пришла.
И веселье принесла.
1-й Скоморох: Продолжаем мы программу,
Для гостей, друзей, для всех!
2-й Скоморох: Начинаем панораму удивительных потех
1-й Скоморох: Во вторник будем мы играть,
Красно солнышко встречать!
В круг вставай, горшок выбирай!
Рус. нар. игра «Горшки»
1-й Скоморох: Ой, ты Лакомка-Среда!
Масляна сковорода!
2-й Скоморох: Как повелось со старины -
В этот день печём … (блины)
1-й Скоморох: Блины печём и поём
Исп. рус. нар. песня «Блины»
Ребенок: Вас на Масленицу ждём!
Встретим масленым блином.
Сыром, мёдом, калачом,
Да с капустой пирогом.
Ребята, а на что похож блин? (ответы детей)
И то правда, в старину считалось, что блин – это символ солнца…..и т.д.
А с чем вы любите есть блины? (ответы детей)
Логоритмическая игра.
2-й Скоморох: Веселись, честной народ,
Разгуляй-четверг идёт!
В этот день на Руси катались на лошадях, устраивали шуточные бои.
1-й Скоморох: Эй, мальчишки и девчонки,
Молодежь и детвора!
Поиграем-ка в лошадки –
Нынче самая пора!
Подвижная игра «Лошадки»
2-й Скоморох: Эй, веселый наш народ!
Ловкий быстрый хоровод!
Если дружно взять канат,
Потянуть вперёд-назад.
И сказать три раза «Эх»
Победит, наверно, смех.
Перетягивание каната.
1-й Скоморох: С давних пор и посейчас
Хоровод в чести у нас!
Нынче праздник! Эй, народ,
Заводи-ка хоровод!
Хороводная игра «Как у дяди Трифона»
2-й Скоморох: Кого на масляной неделе
Не катал на карусели?
Собирайся народ. карусель вас зовёт!
Вы сюда ко мне сбегайтесь
И бесплатно покатайтесь!
Подвижная игра «Карусель».
1-й Скоморох: Хватит петь да играть! Пора дальше объявлять!
Пятница — «Тещины вечерки»!
2-й Скоморох: А в субботу не безделки —
«Золовкины посиделки»!
1-й Скоморох: В эти дни люди ходят друг к другу в гости, угощают всех блинами.
Все заботы бросьте,
Приходите в гости,
Прямо к нашему крыльцу,
К нам на Масленицу.
Убедитесь сами:
Угостим блинами,
На сметане пышками,
Пирогами пышными,
Февралю - помашем,
Марту – «здравствуй» скажем.
1-й Скоморох: Погляди-ка, народ, (указывает)
В гости к нам Весна идет!
Выход Весны
2-й Скоморох: Весна-красна — гость большой, хороший, пречестный,
1-й Скоморох: На ней платье новое, новое, новое
2-й Скоморох: Тому платью и цены нет,
Весне красной шлем привет.
1-й Скоморох: Здравствуй, Весна-голубушка, Весна-красна.
Весна: Я Весна-Красна!
Бужу землю ото сна!
Наполняю соком почки,
На полях ращу цветочки,
Прогоняю с речек лед,
Светлым делаю восход!
Всюду: в поле и лесу -
Людям радость я несу!
Появляется Зима под звон бубенцов и звук метели.
Зима: Что это вы тут развеселились.
Расшумелись, разрезвились?
Весна: Только ты, Зимушка, не злись
И попусту не заводись!
Видишь, Масленица у двора,
Уходить тебе пора!
Зима: Ах, вот ты как!
Да, я Зима — белая, белая,
В поле снегом сеяла-сеяла.
Весна: А я Весна — красная, красная,
Солнечная, ясная, ясная.
Зима: Тебя снегом вымою, вымою,
За ворота выгоню, выгоню!
Весна: Я снежком укроюсь, зеленью покроюсь.
Буду еще краше на просторах наших!
Зима: Ну что же, Весна-красна, спорить и говорить ты мастерица. Но без боя я не уступлю свое место. Предлагаю устроить конкурс, а примут в нем участие все ребята! Ребята, хотите, чтобы весна пришла? Тогда отгадайте загадки.
1. Бродит одиноко огненное око,
Всюду, где бывает, взглядом согревает. (Солнце).
2. Никто его не видит, а всякий его слышит,
Без крыльев оно, а летит, без языка, а говорит. (Эхо).
3. Годовой кусточек каждый день роняет листочек.
Год пройдет — весь лист отпадет. (Календарь).
4. Дождь идет, я тут как тут,
Многие меня здесь ждут:
Лягушата и ребята,
Голуби и поросята.
Я на зеркало похожа
И на озеро — чуть-чуть.
Ну а вам не захотелось
Ко мне в гости заглянуть? (Лужа).
5. Заря-заряница,
Красная девица,
Травку выпускает,
Росу расстилает.
Едет стороной
С сохой, бороной,
С ключевой водой. (Весна).
Да, сильна ты, Весна, Я отступаю! Но через год прийду к вам опять!
Зима уходит.
Масленичный хоровод-ручеек.
Идет матушка весна,
Отворяй-ка ворота.
Первый март прошел,
Всех детей провел.
А за ним апрель
Отворил окно и дверь.
А уж как прошел май -
Сколько хошь теперь гуляй!
2-й Скоморох: С наступленьем воскресенья
Просим мы у всех прощенья.
Наши добрые стремленья
Вызывают восхищенье.
1-й Скоморох: Последний день Масленицы - прощеное воскресенье или проводы. Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить. Ещё в этот день люди просят друг у друга прощения. Это очень хороший древний обычай. Давайте и мы поклонимся друг другу и обнимемся в знак взаимного прощения.
Все просят друг у друга прощения.
Скоморохи: А сегодня в воскресенье
Наше кончится веселье. У сжигают Маслени
Ты прощай, прощай,
Наша масленица.
Масленица загорела,
Всему миру надоела,
Обманула, провела,
Годика не дожила,
Просмотр мультфильма (эпизод сжигания Масленицы)
2-й Скоморох: Как по-настоящему сжигают Масленицу, вы увидите, когда пойдёте с родителями на праздник. И тогда, чтобы костер был пожарче, не забудьте спеть: Гори, гори ясно, чтобы не погасло,
Хорорвод «Гори, гори ясно»
Гори, гори ясно, чтобы не погасло,
Чтобы все метели разом улетели!
Чтобы все невзгоды: холод, непогоды,
Зимние морозы, неудачи, слезы, -
Пусть они сгорают, к солнцу улетают!
Масленица, прощай!
А на тот год опять приезжай!
Дети прощаются с Масленицей и покидают зал.
Список использованной литературы:
Журналы «Дошкольное воспитание» 2004-2014гг
Санкт-Петербург
2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
фольклорная гимнастика
Предложенная технология знакомства с народным устно-поэтическим, музыкально-песенным, игровым творчеством на занятиях физической культуры по своему характеру является развивающе – обучающей и на...
Перспективный план проведения фольклорно-игровых занятий в горнице
Приобщать детей к истокам народной культуры; знакомить с фольклорными произведениями; формировать познавательную активность,речь;доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями...
Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у бабушки Варварушки»
Развивать память, внимание, речь ребёнка; создать условия для воспитания любви к родному языку...
Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у Сороки – вороны»
Воспитывать доброжелательные отношения к персонажам русской народной потешки"Сорока-ворона": доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями; вызвать интерес к рисованию нетрад...
Фольклорно-экологический досуг для детей старшего дошкольного возраста и их родителей "Капустные вечорки"
Работа с родителями. Фольклорно-экологический досуг для детей старшего дошкольного возраста "КАПУСТНЫЕ ВЕЧОРКИ". Сценарий досуга предполагает активное участие взрослых в играх, аттракционах и хоровода...
КОНСПЕКТЫ ИГР-ЗАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ФОЛЬКЛОРНЫМИ ОБРАЗАМИ ЗИМНЕГО ПРАЗДНИКА
КОНСПЕКТЫ ИГР-ЗАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ФОЛЬКЛОРНЫМИ ОБРАЗАМИ ЗИМНЕГО ПРАЗДНИКА – ДЕДА МОРОЗА, СНЕГУРОЧКИ, ЗНАКОМСТВУ ДЕТЕЙ С НАРОДНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ ВСТРЕЧИ НОВОГО ГОДА И РОЖДЕСТВА...
Проектные работы: фольклорный праздник "Троица", фольклорный праздник "Покров"
Актуальность:Росссия богата народными традициями, обычаями, народными праздниками. Это часть нашего духовного наследия. Наша задача -- сохранить это богатство. Нельзя прерывать связь времён и поколени...