Сообщения по самообслуживанию
статья (младшая группа) по теме
Сообщение
Тема: «Практическое применение игр и упражнений, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями»
Подготовил воспитатель: Удальцова О.Н.
Заслушано на заседании МО:29.12.2011.
Под культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания ученые понимают культуру человека, которая осваивается через формирование у детей умений и навыков ухода за своим телом, культуры еды, бережного отношения к личным вещам, к предметам и игрушкам, поддержания порядка в окружающей обстановке.
У детей с нарушениями интеллекта из-за особенностей их познавательного и интеллектуального развития культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания формируются с большим трудом. Поэтому очень важно вести целенаправленную коррекционно-развивающую работу в этом направлении.
Исследования ученых показывают, что поскольку ведущим видом деятельности у дошкольников с нарушениями интеллекта является предметная и начинает закладываться игровая деятельность, то основными методами формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания должны быть игры и игровые упражнения, которые вызывают интерес у детей и позволяют исподволь формировать необходимые навыки. Именно через игры и упражнения дети могут усваивать те или иные умения и навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_2011g.20122014_dlya_sayta.doc | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение
Тема: «Практическое применение игр и упражнений, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями»
Подготовил воспитатель: Удальцова О.Н.
Заслушано на заседании МО:29.12.2011.
Под культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания ученые понимают культуру человека, которая осваивается через формирование у детей умений и навыков ухода за своим телом, культуры еды, бережного отношения к личным вещам, к предметам и игрушкам, поддержания порядка в окружающей обстановке.
У детей с нарушениями интеллекта из-за особенностей их познавательного и интеллектуального развития культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания формируются с большим трудом. Поэтому очень важно вести целенаправленную коррекционно-развивающую работу в этом направлении.
Исследования ученых показывают, что поскольку ведущим видом деятельности у дошкольников с нарушениями интеллекта является предметная и начинает закладываться игровая деятельность, то основными методами формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания должны быть игры и игровые упражнения, которые вызывают интерес у детей и позволяют исподволь формировать необходимые навыки. Именно через игры и упражнения дети могут усваивать те или иные умения и навыки.
С помощью игр можно привить культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Для обучения культурно-гигиеническим навыкам и формирования навыков самообслуживания очень важно использовать дидактические игры, которые являются для детей наиболее подходящей формой обучения.
Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные задачи, вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре.
Включая дидактические игры в педагогический процесс, очень важно отобрать те из них, которые доступны для детей.
Дидактическая игра направлена на развитие таких психических процессов, как память, мышление, творческое воображение, развитие культурно-гигиенических навыков. Она вырабатывает усидчивость, дает простор для проявления самостоятельности. Дидактическая игра хороша как для индивидуальной, так и для совместной деятельности детей.
Например, чтобы научить мыть руки, нужно предварительно рассматривать с ними сюжетные картинки, где изображены: мальчик умывается; предметные картинки с изображением предметов, необходимых для умывания (мыло, мыльница, вешалка с полотенцем, кран с водой).
Приобщая мальчиков к здоровому образу жизни, овладению основами гигиенической культуры в процессе умывания, важно использовать игры с водой, мыльными пузырями. И проводить дидактические игры с игровым персонажем, например – Неумейка. Неумейка появляется с грязными руками, предлагаю детям помочь маленькому Неумейке в выборе предметов (мыло, мыльница, полотенце и др.); затем научить персонаж делать «мыльные перчатки».
При обучении раздеванию и одеванию после сна и на прогулку нужно целенаправленно направлять детскую самостоятельность в самообслуживании от микропроцесса (снять тапочки, носки, надеть колготки) до целостного процесса. Обучение проходит в естественной обстановке.
Например, формировать умение надевать колготки. Сначала дидактические игры с картинками, предполагающие занятия: разложить их в последовательности одевания (картинки, изображающие предметы одежды, соответствующие сезону); помочь игровому персонажу в выборе предметов одежды для одевания после сна (при одевании на прогулку). Дидактические игры с куклой: «Наша Катя проснулась», «Оденем Катю на прогулку».
Дидактические игры-упражнения на развитие мелкой моторики для упражнения в застегивании, шнуровании, завязывании. Также используются предметно-схематические модели последовательности одевания на прогулку.
Таким образом, все необходимые умения и навыки дети усваивают в процессе игровой деятельности. В режимные моменты необходимо включать игры и упражнения, направленные на формирование и закрепление культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с нарушениями интеллекта.
В практической части своего сообщение предлагаю игры, игровые упражнения, а также конспекты занятий, которые могут быть использованы в работе с детьми имеющие нарушениями интеллекта при формировании у них культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
- «Что лежит в кошельке»
Цели: Учить расстёгивать и застёгивать застёжку «кнопку», складывать пальцы определённым образом удобным для захвата одной половины кнопки.
- «Ёжик с фруктами»
Цели: Учить застёгивать застёжки кнопки, прикрепляя фрукты на спину ёжика; ориентироваться в пространстве; закрепить название фруктов.
- «Чья ботва»
Цели: Закреплять умение застёгивать крупные кнопки, пристёгивая ботву к моркови.
- «С какого дерева упал листок»
Цели: Застёгивать маленькие кнопки; группировать листья по цвету- жёлтый, красный.
- «Пристегни ушки, ножки Мишке»
Цели: Учить застёгивать кнопки; знать части тела.
- «Готовим обед для кукол»
Цель: учить различать продукты питания (мясо, рыба, творог, овощи, фрукты и т.д.), определять, из чего приготовлены блюда, из скольких блюд состоит обед, закрепление навыка дифференциации по назначению кухонной и столовой посуды.
- «Вымой кукле руки»
Цель: создать у детей положительное отношение к мытью рук, объяснить его необходимость и значение.
- «Мыльные перчатки. Пузырики»
Цель: учить детей хорошо намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пузырей. Развитие вдоха и выдоха, целенаправленной воздушной струи.
- «Подберем куклам одежду»
Цель: учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу.
- «Найди пару»
Цель: учить различать парную обувь и одежду, подбирать правильно к левому варианту обуви, одежды — правый.
- «День рождения»
Цель: учить правилам культурного поведения в гостях, умению поздравлять друг друга.
- «Волшебный шнурок»
Цель: развитие движений мелкой моторики рук, учить вдевать и выдергивать шнурок в отверстия по сюжетной картинке.
Оборудование: игра-книжка «Волшебный шнурок» и шнурки разного цвета (желтый, красный, зеленый).
Ход игры: педагог вместе с ребенком рассматривает сюжетную картинку, просит назвать, кто изображен на рисунке и что он делает. Предлагает ребенку «дорисовать» шнурком (по выбору) недостающие штрихи (элементы) в картинке: лестница, качели и т.д. Если у ребенка не получается выполнить действие самостоятельно, педагог совместно с ним воспроизводит эти действия.
- «Посади цветочки на лужок»
Цель: научить ребенка вдевать петельку на пуговицы разного размера, развитие мелкой моторики рук, соотнесение правой и левой руки.
2.2 Конспекты занятий, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников с нарушениями интеллекта
Тема: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей» «Чистота - та же красота»
Цели:
Обучающая:
Способствовать формированию и закреплению у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
Развивающая:
Развивать основы социального взаимодействия.
Воспитательная:
Воспитывать культуру дружеских отношений в детском коллективе.
Тема: “Путешествие в страну Мальчиков и Девочек” (старший дошкольный возраст)
Цели занятия:
Обучающая:
- Учить детей согласовывать свои действия с действиями партнера при выполнении работы в паре;
- Закрепить и упорядочить последовательность возрастного и полового развития человека.
- Способствовать развитию умений в игровом задании подбирать предметы, удовлетворяющие потребности детей в зависимости от их пола, по набору предметов делать умозаключения.
Развивающая:
Развивать основы социального взаимодействия между мальчиками и девочками.
Воспитательная:
Воспитывать культуру дружеских отношений в детском коллективе, толерантное отношение к увлечениям и понимание равных прав на выбор мальчиков и девочек.
Литература
1. Граборов А. Н. Основы олигофренопедагогики/ Авторы-составители В. Г. Петрова, Т. В. Швырева.- М., 2005.
2. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство.- СПб., 2003.
3. Катаева А.А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика. Уч. пособ. для студ. высш. уч. завед.- М.: Гуман. изд. центр ВЛАДОС
4. Кинаш Е. А. Игры и упражнения по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у глубоко умственно отсталых детей// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2002.-№1.-с. 17-23.
Сообщение
Тема: «Приёмы игротерапии при обучении детей с тяжёлой умственной отсталостью хозяйственно - бытовому труду ».
Подготовил воспитатель: Удальцова О.Н.
Заслушано на заседании МО: 07.04.2014
Хозяйственно-бытовой труд — это поддержание чистоты и порядка в помещении (групповой, игровой, умывальной и спальной комнатах) и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов.
К хозяйственно-бытовому труду педагог приобщает детей постепенно. Он привлекает их к труду в качестве своих помощников: вынести на участок игрушки, поставить стульчики к столам, принести материалы для занятий, расставить хлебницы на столы, разложить ложки, протереть кукольную мебель и др.
Самым приемлемым для детей является совместный труд со взрослыми, поскольку они еще не выделяют труд из других видов деятельности. В совместном же труде со взрослыми дети видят пример рационально организованной работы, легче овладевают трудовыми умениями, ощущают себя настоящими помощниками, начинают понимать значимость своего труд. Педагог ставит цель предстоящего труда, объясняет в доступной форме его значение, выделяет способы его выполнения и последовательность действий. Делает все вместе с детьми, обращая их внимание, как на результат отдельных действий, так и на конечный итог, оценивает его. В работе с детьми важно детально показать, подробно объяснить каждый приём работы.
По мере овладения детьми тем или иным трудовым действием все большие требования воспитатель предъявляет к их самостоятельности в выполнении работы. Не следует делать за них то, что они могут сделать сами.
Воспитатель использует индивидуальные и совместные трудовые поручения.
Далее по мере овладения детьми необходимыми трудовыми операциями вводится дежурство по столовой. Обязанности дежурных невелики (расставлять хлебницы, салфетницы, раскладывать ложки), но осознание причастности к делам группы, необходимость тщательно выполнять порученное дело воспитывают у детей ответственное отношение к труду и самостоятельность. На первоначальных этапах дежурный накрывает на стол вместе с воспитателем, в дальнейшем ребенок делает это сам с незначительной помощью взрослого. Дежурят дети за теми столами, за которыми сидят. Дежурные должны быть в специальной форме (фартуки, колпаки и др.). Важно содействовать тому, чтобы само дежурство доставляло радость, чтобы дети воспринимали его как ответственное дело, ощущали свою значимость, гордились тем, что работу дежурных доверили именно им.
В уголке дежурного располагается все необходимое для труда: фартуки, шапочки, веники, совочки, подносы. Вазочки для салфеток и хлебницы ставятся в такое место, чтобы детям было удобно самостоятельно брать и убирать их после пользования.
Основной формой организации труда являются трудовые поручения, которые могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Воспитатель приучает детей не только по указанию взрослого выполнять отдельные действия (сними игрушки с полки, принеси тряпочку для вытирания полки от пыли и т. д.), но и выполнять задание по общей инструкции (например, убрать полку с игрушками). На первых этапах воспитатель напоминает последовательность действий, осуществляет контроль над качеством их выполнения.
Труд в сочетании с игрой содействует воспитанию у детей желания трудиться, помогает им в достижении цели.
Основными методами по формированию навыков хозяйственно-бытового труда у детей с умственной отсталостью являются игры и упражнения. Занятия по формированию навыков хозяйственно-бытового труда должны носить игровой характер, однако они имеют определенные цели и задачи, средства их осуществления и тем самым принципиально отличаются от игры. Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами.
На занятиях с детьми воспитатель использует наглядные средства (игрушки, картинки, пособия и т. д.). Это важно, так как на начальных этапах обучения пояснения взрослого даются сжато и поэтому должны подкрепляться показом наглядного дидактического материала.
Включая дидактические игры в педагогический процесс, очень важно отобрать те из них, которые доступны для детей.
Исследования ученых показывают, что поскольку ведущим видом деятельности у детей с нарушениями интеллекта является предметная и начинает закладываться игровая деятельность, то основными методами формирования хозяйственно- бытового труда должны быть игры и игровые упражнения, которые вызывают интерес у детей и позволяют формировать необходимые навыки.
Игра : «Поручение»
Цель: учить убирать свои игрушки по местам. Выполнять инструкцию воспитателя.
Ход игры:
В группу приезжает грузовик и привозит игрушки ( выгружает). Вос-ль говорит: Наши игрушки вернулись домой. Давайте с вами их уберём на своё место. А какие они у нас не опрятные приведите их в порядок ( причёсывают, обувают туфельки, застёгивают пуговицы на рубашки и т. д.). Саша возьми куклу и посади её на стульчик. Игра продолжается пока не разложат все игрушки по местам. Молодцы ребята все убрали игрушки по местам, навели порядок в группе. Полюбуйтесь, как стало просторно, светло, уютно и красиво.
Игра : «Как игрушки убежали от Милаши».
Цели: учить детей замечать неполадки на полках с игрушками. Воспитывать у детей правильное отношение к хозяйственно- бытовому труду, интерес к нему.
Ход игры:
Содержание игры заключается в том, что девочка любила играть в игрушки, но ленилась их убирать. Однажды все её игрушки убежали. Ей стало скучно, она заплакала: « Почему я игрушки не берегла, не убирала на место?». Вот если бы они ко мне вернулись, я стала бы всегда убирать. Игрушки услышали эти слова и вернулись обратно к Милаше. Она обрадовалась кукле, кубикам, мячу, машине, и всё разложила на полочку аккуратно.
Игра: «Комнатные растения».
Цели: Учить детей вести наблюдения за объектом живой природы. Формировать навыки ухода за растениями.
Ход игры:
Вос-ль: «Ребята, я сегодня нашла в коридоре в самом углу цветок в горшке и принесла его к нам в группу.
-Вы знаети как они называются? (фиалки).- А у нас есть такой цветок в группе? (да и на стол ставит оба цветка). Дети сравнивают их отмечают, что чахлому цветку нужна помощь, т. к.как у него вялые листочки, земля сухая.
-Прежде чем помочь нашему новому другу надо палочкой взрыхлить почву.
-А теперь можно помочь нашему другу. Что мы будем делать? (поливать и говорить ласковые слова.
-Давайте найдём самое светлое место в группе и поставим туда наш цветок. Будем каждый день за ним ухаживать, любить его и посмотрим, что с ним происходит.
Игра: «Мытьё комнатных растений».
Цели: Учить умение протирать листья влажной тряпкой. Поддерживать интерес к растениям и ухаживать за ними.
Ход игр:
Предложить детям посмотреть на растения, которые стоят в коридоре.
-Ребята, посмотрите, сколько у нас цветов, какие они у нас красивые. Но что это у них на листочках? Это пыль. Давайте мы с вами наведём порядок среди цветов. Надо листочки на растениях протереть влажной тряпкой (предлагает протереть листочки).
Игра: «Уберёмся на участке».
Цели: Учить детей убирать мусор на участке где гуляют . Воспитывать у детей правильное отношение к труду.
Ход игры:
Вос-ль предлагает пройти на участок, где гуляют и посмотреть детям сколько мусора на участке.
Вос- ль: «Ребята, давайте с вами уберём мусор. Возьмите ведёрки, в которые мы будем бросать мусор.
Я вам покажу, потом вы будите выполнять сами задание, (в. показывает, как собирать мусор). В ведёрки можно собирать бумажки, листочки». Ребята трудятся убирают мусор с участка. После уборки вос- ль благодарит детей за работу и предлагает детям игру.
Примерный перечень игр:
«Мы дежурим», «Наши помощники», «Я росту», «Чаепитие», «Наши дела», «Семь дел
перед сном», «Помоги другу», «Как мы любим свои вещи?», «Ждём гостей», «Важные
дела», «Подскажи действие», «Трудимся вместе», «Волшебные заплатки», «Пуговка»,
«Умелые ручки», «Весёлая мастерская», «Соберёмся на прогулку», «Веселые картинки»,
«Наш сад», «Мытьё игрушек», «В салоне красоты», «Наведи порядок дома», «Что
лишнее?», «Чей шкаф лучше?» и т.п.
Литература
1. «Программа обучения глубоко умственно отсталых детей» /
составитель НИИ дефектологии АПН СССР, - «Министерство
социального обеспечения РСФСР», М., 1983г.
2. Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с
выраженной умственной отсталостью» / под ред. Дементьевой Н.Ф.
- М., 1993г.
3. Шинкаренко В.А. «Диагностика и формирование навыков
самообслуживания, хозяйственно – бытового труда у умственно
ограниченных детей / Методические материалы в помощь
педагогам специальных учреждений и родителей. – Минск: Из-во
БелАПДИ «Открытые двери», 1997г.
4. Маллер А.Р., Цикото Г.В. «Обучение, воспитание и трудовая
подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта» - М.,
«Педагогика», 1988г.
5. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д.
«Программа воспитания и обучения дошкольников с
интеллектуальной недостаточностью». - СПб, Изд. «Союз»,2001г.
6. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями
в развитии: Методическое пособие.- М.; Изд. АРКТИ, 2002г.
7. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. «Программа дошкольных
образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с
нарушением интеллекта. Коррекционно – развивающее обучение и
воспитание» / Изд. «Просвещение», М., 2005 г.
Сообщение
Тема: « Развитие навыков самообслуживания у детей с нарушениями в развитии».
Подготовил воспитатель: Удальцова О.Н.
Заслушано на заседании МО:24.12.2012.
Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координация также умение выполнять действия по подражанию и словестной инструкции, ориентироваться по образцу, соблюдать определённую последовательность.
Обязательным условием для формирования навыка является систематическое
упражнение, повторение одних и тех же действий в определённой последовательности. Вначале выполнение необходимых действий требует ребёнка устойчивого внимания, физической напряжённости и вследствие процесса возбуждения сопровождается лишними ненужными движениями.
Но путём постоянных и последовательных упражнений появляется значительная координация движений, устраняется их скованность. Однако и в этот период выполнение действий продолжает требовать к себе внимания и зрительного контроля. При закреплении навыка наблюдается чёткость, согласованность действий рук.
Необходимо, чтобы, упражняясь, ребёнок понял, какие действия его
правильны и в чём заключаются ошибки.
Новые требования следует предъявлять к детям постепенно, чтобы не
вызывать отрицательных эмоций.
Формируя навыки самообслуживания важно не стеснять детской
самостоятельности, т. е. не делать за ребёнка то, что он уже умеет.
В ходе обучения навыкам самообслуживания важно формировать
координацию руки и глаз, а также учить ребёнка оценивать пространственное
расположение предметов по отношению к своему телу.
При развитии навыков самообслуживания следует большое внимание уделять развитию моторики — дифференцированных движений руки в целом и особенно пальцев, выполнению движений при помощи педагога по словесной инструкции, а также учить переходу от одного движения рукой к другому.
У ребёнка нет понимания последовательности и логики всех действий, входящих в навык. Страдает характер каждого отдельного взятого действия, входящего в состав навыка. Из-за ослабленности регулирующей функции мышления дети не обдумывают своих действий, не предвидят результатов. Они редко замечают ошибки, даже не предполагая,
что их действия могут быть неправильными. Для того чтобы ребёнок приобрёл необходимые навыки самообслуживания, его нужно специально обучать, учитывая сенсорные и моторные трудности. Прежде всего, показ приёмов самообслуживания, связанных с использованием предметов, должен быть поэтапным, нужно обязательно обратить внимание ребёнка на все этапы действия и словесно обозначить их. Приступая к показу повседневного бытового навыка необходимо предварительно тщательно его проанализировать. В процессе выполнения того или иного действия внимание ребёнка останавливается на элементах анализа.
Серьёзная проблема для ребёнка — научиться самостоятельно одеваться. Чтобы научить застёгивать и расстёгивать пуговицы, шнуровать ботинки, необходима длительная тренировка. В процессе одевания необходимо поощрять малейшее самостоятельное движение ребёнка, но также и помогать ему. Таким образом, действие формируется как совместное, а позднее ребёнок сможет выполнять его самостоятельно. Трудность для детей представляет усвоение последовательности действий. Взрослый, в свою очередь, должен сокращать своё непосредственное участие, переходя к напоминанию порядке выполнения действий. Не следует торопить ребёнка, досадовать на медлительность или, напротив, излишнюю поспешность. Нарекания приведут к тому, что у ребёнка появится негативное отношение к тому или иному навыку, возникнет стремление уклониться от него. Корректная помощь, поддержка без акцента на неумелость, без унижения достоинства, своевременная и незаметная, закрепляют структуре личности ребёнка первый элемент подлинной самостоятельности, а это предпосылки развития настойчивости, усидчивости, способности к самоконтролю. По мере овладения определёнными действиями ребёнок ищет новые способы решения трудовой задачи. Но на этом этапе ему необходимы внимание взрослого, эмоциональная поддержка, дополнительная информация о том, как лучше сделать. Здесь главное соблюдать разумное соотношение меры взрослой и детской активности, не выполнять за ребёнка то, чему он уже научился. Бесконечные опасения со стороны взрослого, излишняя осторожность, недостаток терпения и дефицит времени рождают в ребёнке беспомощность. Навыки, умения, и аккуратность приходят постепенно. На первых порах необходимо, прежде всего, вызвать стойкий интерес к деятельности, настойчиво и терпеливо добиваясь поставленной цели, иногда дети вполне овладеют навыками самообслуживания. При систематическое обучении навыки самообслуживания складываются в привычку. Это важно, потому что привычки являются для ребёнка с задержкой в психофизическом развитии компенсаторными механизмами в адаптации к условиям окружающей среды. Привычки формируются в процессе неоднократного выполнения.
Необходимо приучить малыша складывать вещи в определённое место, иначе возникнет и укрепится привычка разбрасывать их. Ребёнок, не приученный своевременно к ограничениям, привыкает хватать всё, что ему вздумается. Систематически предъявляемые требования помогут воспитать положительные привычки, со временем он в определённой степени приспособиться к окружающей жизни. Контроль ,проверка и поощрения обязательны, прекращать их следует, когда навыки станут достаточно прочными. Этому способствует склонность детей к подражанию. Повторяя за взрослым те или иные действия, ребёнок через некоторое время сам в состоянии справиться с заданием и, достигнув определённых результатов, он откажется от помощи. Сформировавшийся навык выполнения определённого задания постепенно упрочивается и совершенствуется. Каждый из режимных процессов должен проходить на фоне игры,
протекать без суеты, не причиняя детям неприятных ощущений, взрослый должен сопровождать свои действия неторопливой, спокойной речью. Необходимо создание у детей предварительной установки на данный процесс. Рекомендуется читать стихи при подходящем случае, использовать сюрпризные моменты, чтобы образы, которые даются в живом слове, опирались на конкретные представления детей, были им знакомы и связаны с их личными воспоминаниями, переживаниями. Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребёнка. Знакомство с фольклорными формами расширяет кругозор детей, формирует отношение к окружающему миру. Это не только забавляет и радует ребёнка, но и организовывает его поведение.
Навыков самообслуживания
Учимся одеваться
Покажите ребёнку какой-либо из предметов одежды, говорите ему при одевании: «Смотри, какие красивые голубые носочки». Побудите ребёнка к тому, чтобы он тоже принимал участие в одевании, и во время этого говорите: «Держи ножку повыше, чтобы можно было подтянуть носочек». При этом улыбайтесь и шутите с ним. Сделайте так, чтобы одевание стало для вас весёлым делом!
Мы идём гулять!
Надеваем пальто, куртку
Надевание верхней одежды и координация движений при этом чрезвычайно затруднительны для ребёнка. В качестве образца наденьте на ребёнка пальто или куртку и застегните её почти до конца, но не высоко. Затем попросите ребёнка: «Надень куртку». Ребёнок должен обеими руками взять
пальто за воротник передом к себе, набросит пальто на плечи, и застегнуть его спереди. Если у него это получается, постепенно прекращайте помогать ему при засовывании левой руки в рукав. В качестве следующего шага побудите ребёнка самостоятельно искать левый рукав и просовывать свой левый кулак внутрь рукава, крепко держа в кулаке край рукава джемпера или рубашки, чтобы он не завернулся. Если ребёнок овладел этим шагом, тренируйте с ним надевание паль-то, держа его левой рукой от воротника до плеч так, чтобы правая рука мог-ла, будучи свободной, проходить в рукав. В заключении тренируйте с ним начало этой цепочки, где вы постепенно прекращаете помогать ребёнку при поддержке пальто за воротник и при засовывании правой руки в правый рукав.
Различаем понятия «левый» и «правый»
Понятия «левый» и «правый» могут быть освоены ребёнком только в конкретной ситуации, после долгих упражнений и тренировок. В результате ребёнок сможет стать более самостоятельным при надевании вещей, обуви. При обувании ребёнок должен научиться различать левый и правый ботинки. Пометьте левый и правый ботинок, например, разными цветными нитками, или яркими небольшими аппликациями, которые ребёнок легко найдёт. Объясните ребёнку, что мишка будет на левой ножке, а зайка на
правой. Делайте на этом акцент каждый раз, как будете собираться на улицу. Упражнять ребёнка необходимо до тех пор, пока он не научится правильно определять разницу в понятиях «левый» и «правый».
Надеваем носки и обувь
Ребёнок должен научится проявлять больше самостоятельности при одевании, особенно сноровку при обувании. Ребёнку легче научиться надевать носки после того, как он научится снимать их. Наденьте ребёнку один носок, но только до щиколотки, и за-тем скажите ему: «Надень носок!». Подведите руки ребёнка к краю носка —большие пальцы внутри, остальные снаружи и затем заставьте его подтянуть носок повыше. На втором этапе натяните носки только на пальцы. Ребёнок должен учиться натягивать носки до пяток. На третьем этапе ребёнок дол-жен научиться попадать пальцами ноги в носок, при поддержке со стороны. Наконец, ребёнок должен научиться держать носки, направляя их так, чтобы мыски носков были впереди. Ребёнок быстрее научится обуваться, если это делать в правильной последовательности. Сначала ребёнок должен научиться вставлять полностью стопы в обувь. На следующем этапе ребёнок учится большими пальцами обеих рук держать открытыми края обуви. Наконец, ребёнок должен полностью обуться и затянуть шнурки. Различение понятий «спереди» и «сзади». Понятия «спереди» и «сзади» могут быть освоены ребёнком только в конкретной ситуации, после долгих упражнений и тренировок. В результате ребёнок сможет стать более самостоятельным при одевании одежды. Ребёнок должен научиться различать переднюю и заднюю части. Если на предмете одежды есть этикетка на обратной стороне, как у большинства купленных вещей, объясните это ребёнку. Пометьте обратную сторону одежды цветными нитками, которые ребёнок легко найдёт. Вечером,
перед отходом ко сну, положите одежду в правильном положении, что бы наследующее утро ребёнок мог бы, по возможности, самостоятельно одеться. Упражнять ребёнка необходимо каждый раз, когда он будет одеваться, пока не научится правильно определять разницу в понятиях «спереди» и «сзади».
Как застёгивается пуговица?
У ребёнка должны совершенствоваться моторные навыки застёгивания одежды на пуговицы, он должен понять смысл застёгивания. Сначала покажите ребёнку пуговицу, дайте её в руку. Поговорите с ребёнком о качествах этой пуговицы, какая она круглая, гладкая, черная или белая. Далее покажите ребёнку материал и предложите нащупать петлю для пуговицы. Продемонстрируйте, как пуговица подходит к петле; объясните ребёнку, что он должен внимательно смотреть. После нескольких демонстраций предложите ребёнку самостоятельно попытаться вставить пуговицу в петлю. Ребёнок
должен держать пуговицу между указательным и большим пальцами. Левой рукой он держит материал рядом с петлей для пуговицы и растягивает её. Наконец, он должен попытаться вставить пуговицу. Если он вставил пуговицу наполовину, можно отпустить материал и левой рукой полностью вставить пуговицу. Обязательно помогайте ему при этом. Навык в застёгивании закрепляется тогда, когда ребёнок застёгивает пуговицы на своей одежде.
Завязывание шнурков
Ребёнка следует постепенно подготавливать к сложному действию —такому, как завязывание шнурков. Предложите ребёнку надеть свою одежду. Похвалите за каждый успешно надетый предмет одежды. Побудите ребёнка завязывать шнурки на ботинках. Понаблюдайте за тем, насколько это ему удаётся. Начните с того, чтобы он научился вдевать шнурок в отверстие на ботинке. Затем предложите ему зашнуровать крест на крест. Покажите это ему на одном ботинке, попросите его повторить ваши действия на другом. Покажите ему, как один шнурок накладывается на другой. Свяжите оба шнурка, чтобы сделать первую часть узла. Сделайте петли и предложите ребёнку их завязать. Очень важно, чтобы ребёнок сделал сам последний шаг в цепочке действий (узел — делать петлю — делать вторую петлю — связывать — стягивать завязанные петли).Хвалите ребёнка каждый раз, как только он полностью выполнил задание. Во время упражнения располагайтесь так, чтобы сидеть позади ребёнка и помогать ему в шнуровке ботинок, чтобы обувь была у него перед глазами в правильном положении. Не надо садиться перед ребёнком, чтобы показывать ему как шнуровать ботинок, т. к. это будет представляться ребёнку в зеркальном отражении, а значит, затруднительным для подражания. Проводите упражнения с различными разноцветными шнурками, прикреплёнными к плотному картону или фанере.
Список литературы
1. Медведева Т.П., Панфилова И.А., Поле Е.В. Комплексное развитие
детей с синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия. Методиче-
ское пособие. Москва, 2004 г. Благотворительный фонд «Даунсайд Ап».
2. Жиянова П.Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с син-
дромом Дауна. Методическое пособие. Москва, 2002 г. Благотворительный
фонд «Даунсайд Ап».
3. Петер Луатеслагер. Двигательное развитие детей раннего возраста
с синдромом Дауна.
4. Мерковская А.В. Рекомендации по комплексному развитию детей с
синдромом Дауна раннего возраста. Новосибирск, 2007 г. ГООИ «Общество
«ДАУН СИНДРОМ».
5. Теленчи В.И., Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7
лет. Москва. Просвещение, 1987 г.
6. Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ. Москва.
ТЦ «Сфера», 2006 г.
7. Кинаш Е.А. Игры и упражнения по формированию культурно-
гигиенических навыков, самообслуживания у глубоко умственно отсталых
детей, 2002 г.
8. Русакова Е.В. Режим дня в детском саду и организация жизни детей.
Москва. Просвещение, 1964 г.
9. Жиянова П.Л. Малыш с синдромом Дауна. Книга для родителей.
Москва, 2007 г. Благотворительный фонд «Даунсайд Ап»
10. Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до трёх лет. Посо-
бие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития», 1998г
11. Малер А.Ф. Помощь детям с недостатками в развитии. Книга для
родителей. Москва, 2006 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение на тему: «Развитие навыков самообслуживания у детей с детским аутизмом»
из опыта работы...
Сообщения по самообслуживанию
СообщениеТема: «Практическое применение игр и упражнений, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями»Подготовил воспитате...
Сообщение «Использование игр при обучении детей навыкам самообслуживания»
Сообщение «Использование игр при обучении детей навыкам самообслуживания» ...
Сообщение с пройденных курсов повышения квалификации по теме «Педагогическая технология: портфолио педагога» (сообщение и презентация).
Сообщение для воспитателей о портфолио педагога...
Самообслуживание . Формирование навыков самообслуживания у детей второй младшей группы.
Самообслуживание во время подъема после сна.Цель: показать использование приемов трудового воспитания, формирования навыков самообслуживания у детей второй младшей группы.Задачи:1. Воспиты...
Сообщение из опыта работы на родительском собрании. Тема сообщения: «Знакомство с образовательной программой «Миры детства: конструирование возможностей». Образовательный процесс: типы работ в продуктивной деятельности (2-я мл. группа)».
Занятия в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми в продуктивной деятельности, опирающиеся на программу "Миры детства: конструирование возможностей"....
Сообщение "Особенности формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста"
Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка....