Собрание "Адаптация ребенка к детскому саду и школе"
материал (младшая группа) по теме

ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА ЯЦЕНКО

К общему собранию родителей детского сада. Все о адаптации детей к детсому саду и школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптация детей к коллективу детского сада или школы (СЛАЙД 1)

Для ребенка начало посещения детского сада или школы связано с погружением в абсолютно новую социальную среду. Непривычный режим дня, знакомство со сверстниками, необходимость общения и взаимодействия с посторонними взрослыми может стать причиной появления различных психологических трудностей. Адаптация детей в саду или школе может происходить по-разному в зависимости от возраста, уровня социализации, особенностей характера и других факторов.

(СЛАЙД 2) Эмоциональный портрет ребенка в период адаптации

Отрицательные эмоции

 Обычно отрицательные эмоции проявляются практически у всех детей, которые проходят адаптационный период. Как правило, ребенок выражает свое состояние палитрой плача: от хныканья до постоянного. (СЛАЙД 2-КЛИК)Здесь может наблюдаться и «плач за компанию», которым малыш, почти адаптированный к детскому саду, поддерживает новичка, пришедшего в группу. Еще одно проявление – это депрессия: дети становятся подавленными и безучастными ко всему.

Страх

 Отрицательным эмоциям обычно сопутствует (СЛАЙД 2-КЛИК) страх. Вряд ли Вы сможете найти ребенка, который не испытывал бы его хотя бы один раз во время адаптации к детскому саду. Малыш боится незнакомой обстановки, встречи с воспитателями и новыми детьми, а главное – что родители забудут его, уйдя на работу.

Гнев

 У ребенка на фоне стресса иногда проявляется (СЛАЙД 2-КЛИК) гнев, прорывающийся наружу. Во время адаптационного периода в детсаду или школе малыши настолько ранимы, что поводом для гнева может стать все что угодно.

Положительные эмоции

(СЛАЙД 3) Первые дни адаптация детей к саду или школе обычно проходит без проявления положительных эмоций. Чем легче ребенок адаптируется, тем быстрее они возникнут.

Социальные контакты

 Коммуникабельность может помочь ребенку успешно адаптироваться в новом коллективе. (СЛАЙД 3-КЛИК) Но в первые дни пребывания в детском саду или школе у некоторых детей утрачивается и это качество. Малыш бывает нелюдим, замкнут или проводит время в «гордом одиночестве». Как только ребенок сможет наладить контакт с группой, проблемы адаптации к детсаду или школе пойдут на убыль – это и будет главным шагом к завершению адаптационного процесса.

Познавательная деятельность

 На фоне стрессовых реакций познавательная деятельность обычно снижается и угасает. Поэтому дети, впервые придя в сад, часто не интересуются игрушками, а, например, в первые дни в школе не хотят знакомиться со сверстниками и узнавать, что происходит вокруг.

Речь

(СЛАЙД 3-КЛИК) В результате стресса в период адаптации у детей может регрессировать речь. Словарный запас малыша уменьшается, и он вдруг опускается на несколько ступенек вниз, употребляя при разговоре только облегченные или младенческие слова. Такая речь является следствием тяжелой адаптации детей.

Как ускорить адаптацию ребенка к детскому саду

Рассказать малышу о новом режиме дня

(СЛАЙД 4) Чтобы ускорить адаптацию ребенка к детскому саду, расскажите ему о режиме дня, который надо соблюдать. Объясните, что нужно слушаться воспитательницу, не отказываться от еды и дневного сна, даже если хочется поиграть или погулять. Не пугайте сына или дочку рассказами о наказаниях, лучше настройте его на то, как интересно будет в детском саду. Объясните, что детей в группе или  много, поэтому воспитательница  не сможет быстро реагировать на все просьбы.

Познакомить малыша с новыми условиями

 В течение первого месяца приводите ребенка в детский сад только на 1-2 часа, например на время прогулки. Когда малыш немного привыкнет, оставляйте его в группе на полдня. Если адаптация проходит нормально, можно посещать садик в обычном режиме. Некоторые малыши не сразу привыкают к детскому саду, в этом случае родителям стоит поговорить с воспитателями и подобрать индивидуальный график.

Ограничить количество требований дома

 В период адаптации ребенка к саду постарайтесь временно ограничить дома количество запретов, ведь малыш и так постоянно с ними сталкивается, когда находится под присмотром воспитателей. Разрешите ребенку побегать, поиграть с любимыми игрушками, немного покапризничать. За день у малыша накапливается много положительных и отрицательных эмоций, справиться с которыми он пока не в состоянии. Это нормальное явление для детей дошкольного возраста.

Как ускорить адаптацию ребенка к школе

Развивать познавательную мотивацию

Считается, что привыкнуть к школе сложнее, чем к детскому саду, поэтому начнем именно с тонкостей школьной адаптации. Первоклашке действительно нелегко приспособиться к новым условиям. Судите сами: ребенок привык целый день бегать-прыгать, теперь ему нужно полдня спокойно сидеть за партой, слушая учителя и пытаться разобраться, что за странные "закорючки" написаны в учебнике. Особенно тяжело приходится в первые две-три недели учебы. Организм школьника в это время работает на полную, иногда даже "зашкаливает" (кстати, этим объясняется тот факт, что многие первоклашки в сентябре болеют). Примерно через месяц наступает "неустойчивое приспособление", когда ребенок уже более-менее свободно чувствует себя в новой обстановке. "Устойчивым" оно становится тогда, когда ребенок наконец втягивается в учебный процесс и его организм реагирует на нагрузки уже с меньшим напряжением, чем раньше. Когда это произойдет, сказать сложно. В среднем процесс адаптации занимает два-три месяца. Хотя бывают случаи, когда он растягивается месяцев на шесть. Впрочем, нужно быть готовыми и к другому развитию событий, так называемой "адаптации наоборот". При этом ребенок в первые дни ходит в школу, как на праздник: ему интересно сидеть за партой, знакомиться с новыми детьми, учителями и т.д. Однако, насытившись новыми впечатлениями, сын или дочь может объявить "забастовку", упрямо отказываясь идти на уроки. Как действовать родителям, чтобы помочь своим детям быстрее и с меньшими потерями пережить этот болезненный период? Приведем несколько полезных рекомендаций:

 Чтобы ускорить адаптацию ребенка к школе, постарайтесь развить у него интерес к учебе. Расскажите, что уже скоро он сможет сам прочитать любимую сказку или подписать открытку бабушке, узнает много нового о животных, природе и разных странах. Школа должна быть привлекательна для ребенка по понятным ему причинам, поэтому не стоит использовать сложные абстрактные аргументы, например «учеба поможет тебе вырасти умным».

Поддерживать ребенка

 Разделяйте вместе с малышом первые трудности, которые неизбежны во время адаптации ребенка к школе. Как можно чаще хвалите первоклассника за любое достижение – от правильно собранного портфеля до «пятерки» за контрольную работу. Если Вас огорчают поступки малыша, спокойно скажите ему об этом в корректной форме. К примеру, подойдет фраза «мне неприятно слышать, что в школе не довольны твоим поведением». Для ребенка в этом возрасте крайне важно мнение взрослых, поэтому он обязательно прислушается к Вашим словам.

Проводить больше времени с ребенком

 В период адаптации ребенка к школе чаще разговаривайте с первоклашкой, спрашивайте, как складываются отношения с учителями и одноклассниками. В выходные сходите с малышом в цирк, в театр или на выставку, а в будни старайтесь проявлять как можно больше ласки и заботы.

Придерживаться режима дня

 Продумайте распорядок дня малыша, ведь планировать свое время самостоятельно школа научит его не сразу. Повторение одних и тех же событий дает ощущение спокойствия и стабильности, а изменения могут привести к стрессу. Со временем соблюдение режима станет привычкой, и малыша не нужно будет каждый раз усаживать за выполнение домашней работы, заданной в школе.

 Адаптация ребенка к школе всегда связана со стрессом и дополнительной нагрузкой на психику. Чтобы малышу было проще пережить период привыкания к изменениям в его жизни, стоит подобрать безопасный и эффективный успокаивающий препарат, положительно влияющий на внимание и усидчивость.

Астеновегетативный синдром при адаптации детей к новому коллективу

 Астеновегетативный синдром – это достаточно распространенное явление у детей различных возрастов.

Причиной его развития может стать любое нервное перенапряжение, в том числе во время адаптации ребенка к школе или детскому саду.

Этот синдром вызывает различные вегетативные нарушения: снижение давления, учащенное сердцебиение. Часто наблюдается непереносимость шума или яркого света, потеря аппетита, мышечная боль, расстройство сна, головная боль у детей . Ребенок становится раздражительным и плаксивым, у него может подняться температура. Следствием астеновегетативного синдрома может быть снижение концентрации внимания, памяти и интеллектуальной деятельности.

Но если вы будите соблюдать эти несложные рекомендации, то адаптация к детскому саду и школе пройдет гораздо легче.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Приветствие.  Формулы приветствия обычно подразумевают пожелания добра и здоровья. Формулировки эти всем нам знакомы: «Здравствуйте», «Доброе утро/день/вечер», «Привет!» - и важно, чтобы ребенок делал различие, кому можно бросить приятельский «привет», а с кем стоит поздороваться более почтительно. Дети редко осваивают приветственные жесты (легкий поклон, кивок головы, улыбка), сопутствующие словесному «здравствуйте».

Прощание. Это слова и жесты, которые мы используем расставаясь, закрывая состоявшийся кусочек общения и выражая добрые пожелания человеку и часто – надежду на новую встречу. «До свидания», «до встречи», «пока», «удачи», «счастливо», «всего доброго», «доброй ночи» (пожелание перед сном «спокойной ночи» - кстати, тоже вариант прощания, которым можно положить конец разговорам и остаться наедине со своей подушкой). Точно так же научите ребенка, что «пока!» подходит для друзей и близких взрослых, а с остальными лучше прощаться построже: «до свидания». В ответ на прощание точно также принято прощаться. Из необязательных жестов – помахать рукой, улыбнуться, наклонить голову.

Обращение. Ребенок должен знать, что когда он чего-то от кого-то хочет: позвать ли на помощь, рассказать ли интересную историю, пожаловаться или похвалиться, - необходимо к этому человеку обратиться-значит, обратить на себя его внимание, чтобы человек начал внимательно слушать именно ребенка и знал, что ребенок от него чего-то хочет. Если имя неизвестно, есть варианты посложнее: «Послушайте», «Извините», «Я хочу вам что-то сказать/спросить», «Могу я к вам обратиться?» Иногда обращение организуется одними жестами: подойти близко к человеку, войдя в его личную зону, посмотреть подольше прямо на него (да, при обращении лучше смотреть на человека, хотя бы часть времени), подергать за рукав, похлопать по руке. Еще детке нужно знать, что к друзьям и близким мы обращаемся на «ты», а к остальным взрослым – на «вы».

Просьба о помощи, поддержке, услуге

К 7 годам ребенок, теоретически, может подойти к другому человеку и попросить его о помощи. «Помогите мне, пожалуйста, привязать веревку к санкам», «Пожалуйста, подержите дверь в подъезд, я не могу завезти велосипед». Ребенка стоит научить тому, что почти любой взрослый может ему помочь – нужно только правильно попросить, и в этом нет ничего зазорного. Другой момент: просьбы типа: «разрешите пройти», «пожалуйста, подвиньтесь», - тоже срабатывают гораздо лучше, чем толкотня или натужное ожидание, что все само устроится.

ДЖЕНТЕЛЬМЕНСКИЙ НАБОР ПЕРВОКЛАССНИКА

Оказание помощи, поддержки, услуги. Если ребенка просят о помощи, и он эту помощь в силах оказать, то он может это сделать с комментарием: «Хорошо», «Пожалуйста». Ведь помощь можно не только принимать, но и оказывать. Если ребенок видит рядом с собой человека, который может нуждаться в помощи, то необходимо свою помощь или услугу предложить: «Давайте я вам помогу», «Тебе помочь?»

Благодарность.  С известным «Спасибо!» трудностей обычно не возникает. Ребенку можно рассказать, что если он испытывает к кому-то теплые чувства за конкретную услугу, то это и есть чувство благодарности, и благодарность можно выразить в словах, ведь говоря «Спасибо», ребенок показывает эти свои теплые чувства благодетелю и делает ему приятное. Но и о формальных благодарностях забывать не стоит: ведь мы говорим «спасибо» не только по велению души, но и на автопилоте за вполне проходные услуги, чтобы поддерживать добрые отношения с окружающими. Иногда благодарность выказывают улыбкой, добрым взглядом, кивком головы или поклоном, - хорошо, если ребенок может распознавать эти жесты как благодарственные.

Извинение. Для извинения используются слова, которыми мы признаем свою вину и просим прощения у пострадавшего. «Извини меня, пожалуйста, я больше так не буду!», «Простите!» «Прошу прощения» (сразу скажем: форма «извиняюсь» неграмотна и неверна). Если ребенок просит прощения «смеющимся ртом», то извинением это не назовешь.

Принятие извинения. Это слова и жесты, которыми можно показать обидчику, что его извинения приняты, вопрос снят, мы больше не держим на него зла и можно продолжать жить мирно. «Хорошо», «Ладно», «Я тебя прощаю, но в следующий раааз…»

Отказ. Умение невозмутимо сказать: «Нет», «Нет, я не пойду с вами за гаражи», «Нет, спасибо», «Я не хочу» или «Извините, я не хочу». Сказать, при необходимости повторить и не поддаваться на уговоры. Ребенок должен знать, что он имеет полное право не раздумывая отказаться от всего, что он считает нехорошим, неприятным, опасным или неприемлемым, - и никто не в силах заставить его это сделать. Ребенок может объяснить свой отказ

Требование отличается от просьбы категоричностью и непреклонностью. В просьбе нам еще могут отказать и мы воспримем это  спокойно, а вот требование должно быть выполнено – поэтому для требования подбираются серьезные формулировки – без всяких волшебных слов и улыбок. «Немедленно отдайте!», «Я требую!», «Прекратите сейчас же!» «А ну, перестань!» Повышенный тон, строгий голос, гневное выражение лица. Если требование не исполняется, детка может пригрозить: «Я позову на помощь!», «Я расскажу родителям/учителю». И ребенок точно так же должен знать, что если он чувствует себя в опасности, если над ним (или другом) производится что-то неприятное-нехорошее, он имеет полное право требовать и угрожать – и при этом рассчитывать на поддержку (хотя бы родителей).

Слушание. Умение по-настоящему заключается в том, чтобы следить за речью другого – и понимать, слышать речь. Именно этот навык позволяет не перебивать другого, а спокойно ждать, когда он закончит мысль. Именно слушая, ребенок может потом честно сказать: а я не понял это и вот это, а еще расскажите, почему так и что потом? – или выдвинуть собственное адекватное предложение, связанное с тем, что он услышал. Слушание – это база для взаимодействия.

Развернутое высказывание. Это умение ребенка изложить свои мысли и соображения не просто гладко и ровно, но при этом подробно и обстоятельно. Речевые построения ребенка должны быть наполнены прилагательными и наречиями. Умение строить развернутые предложения помогает рассуждать и доходчиво высказывать свои соображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гиперактивный ребенок в детском саду и школе.

В консультации для родителей рассказывается о проблемах проявления гиперактивности у детей....

Консультация для родителей "Готовим ребенка к школе. преемственность между детским садом и школой"

В материале представлены особенности развития детей старшего дошкольного возраста. Подробно разбираются знания, умения и навыки, которыми должны овладеть дети перед поступленеим в школу и объясняется,...

статья ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ РЕБЕНКА ИЗ ДЕТСКОГО САДА В ШКОЛУ

Описание психологических аспектов преемственности при переходе ребёнка из детского сада в школу...

Консультация «Гиперактивный ребенок в детском саду и школе»

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – психоневрологическое расстройство с нарушением структуры, метаболизма и процессов обработки информации в центральной нервной системе. Наличие г...