статья на тему "Подготовка домашней развивающей среды по методике М. Монтессори"
статья на тему

Константинова Галина Валентиновна

применение элементов образовательной системы Монтессори 

ключевые философские и  психологические понятия в образовательной системы Монтессори

важнейшие педагогические категории метода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_domashney_razvivayushchey_sredy_po_metodike_m.docx16.69 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка домашней развивающей среды по методике М. Монтессори

Метод Монтессори основан на наблюдении за ребенком в естественных условиях и принятии его таким, каков он есть. Основной принцип Монтессори - педагогики – подвигнуть ребенка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию. Девиз метода знаком многим: «Помоги мне сделать это самому». Сама Монтессори называла свою педагогическую систему системой развития ребенка в дидактически подготовленной среде. Сложно? Только на первый взгляд.
По мнению Марии Монтессори, у ребенка есть внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Для того чтобы малыш обучал, образовывал себя, его не надо наказывать или поощрять, нужно только вовремя создать ему необходимые условия, «подкидывать «уголек» в топку его ума».
Монтессори считала, что обучать – это значит: •создать развивающую среду; •вместе с детьми выполнять несколько четких и простых правил; •не вмешиваться в процесс без необходимости или просьбы, а только наблюдать за детьми.
Нет необходимости воссоздания Монтессори-класса у себя дома (поскольку эта идея не целесообразна, во-первых, и ее реализация весьма дорогостоящая, во-вторых), но можно устроить домашнюю развивающую среду для малыша. Чем заниматься с ребенком и как оборудовать пространство, где ему будет удобно и интересно, где он сможет удовлетворить свои самые разнообразные потребности и получить многочисленные знания, навыки и умения, развить все свои способности и просто получить удовольствие от процесса узнавания нового? 
Родителям важно помнить, что в этом возрастном промежутке ребенку важно побольше двигаться, изучать окружающие его вещи, разбирать и собирать простейшие конструкции, – чтобы исследовать соотношение предметов разной величины, получить возможность их анализа и синтеза. Также следует помнить: чтобы не одергивать ребенка различными и бесконечными “нельзя”, необходимо создать безопасные условия для его неутомимой исследовательск ой деятельности. 
Первое, казалось бы очевидное, но немаловажное действие, которое необходимо совершить, задавшись целью оборудовать пространство для своего ребенка - купить детскую мебель. Ребенку, даже годовалого возраста, понадобится свой стол и стульчик, кроме того, полки, стеллажи или ящики с игрушками и книгами должны быть расположены на уровне ребенка. Главное правило организации пространства в группах, работающих по методике Монтессори - все предназначенное для детей должно быть доступно им в любой момент времени. Каждый ребенок может взять все, что ему хочется и, позанимавшись с тем или иным материалом, вернуть его на место. Плюсы такой доступности очевидны: освобождаются родители (от необходимости придумывать, чем занять малыша и выдавать ему необходимые игрушки), и ребенок получает столь необходимую для него свободу (может сам выбирать, чем ему заняться, и собственно, заниматься будет тоже сам). 
При организации пространства для малыша , нужно учесть, что кроме стола в его комнате должно быть еще какое-то свободное от мебели место, где он мог бы поиграть или чем-то заняться. В Монтессори-классах дети часто делают это на специальных ковриках на полу. Дома тоже можно завести такой коврик, он должен быть небольшим, но на нем должен свободно помещаться ребенок и те предметы, которые он будет с собой приносить для занятия на ковре.. Коврик, являясь ограниченным пространством, здорово помогает детям сконцентрироват ь свое внимание на том, чем они сейчас заняты, они приносят на ковер только то, что им нужно и другие игрушки уже не отвлекают их внимания, они полностью поглощены тем, что происходит в их маленьком мире в границах ковра. Удобно, если часть игрушек хранится в закрытом месте, например в ящиках или на закрытых полках. Такие игрушки нужно показать ребенку, выдвинув ящик или открыв дверцу, чтобы он запомнил «где что живет». Но вообще если всегда убирать все на свои места, ребенок довольно быстро запоминает, откуда что взять и куда потом убрать. Некоторые игрушки есть смысл оставлять на открытых полках. 
И еще один важный момент для размещения игрушек - детям очень важна упорядоченность и система в окружающем их мире, поэтому нужно постараться рассортировать игрушки по классам и хранить все машинки в одном ящике, конструктор в другом, посуду - в третьем, мячики в корзине или в сетке, книги на отдельной полке и т.д. Если возможности пространства позволяют, лучше отдать предпочтение системе из многих ячеек или нескольких полок вместо того, чтобы просто свалить все игрушечное богатство малыша в один большой ящик.
Идея развивающей среды у Монтессори кажется простой и естественной. В ней должен быть упорядочен окружающий ребенка мир взрослой жизни и созданы безопасные условия для развития. Монтессори предполагала, что со взрослением ребенка и изменением главных задач должно изменяться и его подготовленное окружение. Как уже говорилось первой средой, отвечающей всем потребностям развития еще не рожденного малыша, становится его мать, потом эти функции перекладываются на дом. С трех лет, когда, как считает Мария Монтессори, может быть начато осознанное обучение, ребенок нуждаетсяИдея развивающей среды у Монтессори кажется простой и естественной. В ней должен быть упорядочен окружающий ребенка мир взрослой жизни и созданы безопасные условия для развития. Монтессори предполагала, что со взрослением ребенка и изменением главных задач должно изменяться и его подготовленное окружение. Как уже говорилось первой средой, отвечающей всем потребностям развития еще не рожденного малыша, становится его мать, потом эти функции перекладываются на дом. С трех лет, когда, как считает итальянский врач, может быть начато осознанное обучение, ребенок нуждается в профессионально организованной развивающей среде, где педагог - и организатор среды, и ее неотъемлемая часть. А в среде продумано все и нет мелочей. Мебель - светлых тонов, легкая и подобрана так, чтобы детям всех возрастов было удобно. 
В этой среде на специальных полках, открытых для всех детей группы, в определенном порядке расположены дидактические материалы, являющиеся стимулами к развитию. Весь материал расположен в логической последовательно сти и разделен на области: область упражнений в практической жизни, сенсорная область , область математического материала и область развития речи, иногда говорят и о естественнонауч ной области. Каждая из этих областей имеет свое предназначение. Благодаря упражнениям в области практической жизни ребенок становится независимым, сенсорные упражнения позволяют развивать его интеллект. Значимость "сенсорных эталонов", как назвали часть материалов Монтессори, сегодня не оспаривает никто. Сенсорные материалы непосредственно связаны с математическими материалами и пособиями для развития речи. В этой дошкольной среде большинство материалов - заводского производства. Ведь очень важно, чтобы они привлекали ребенка, были эстетичны, точно выполнены и сделаны из природных материалов. Никто не подгоняет развитие детей, но в среде есть материал, который поможет им освоить все арифметические действия и производить их сначала с конкретным, например "золотым", материалом, а затем и с карточками. Обычно в Монтессори-группах есть небольшой живой уголок и уголок отдыха. Хорошо, если на участке удается организовать небольшой огород или цветник, за которым дети ухаживают сами. Словом, среда ограничивается группой и площадкой у детского сада. 
С 6 лет среда меняется. Теперь в ней в основном преобладают пособия, сделанные руками учителя. Это различные плакаты, серии карточного материала, заготовки для опытов и так далее. Хотя есть и заводской материал, в основном математический и для изучения языка. Происходит дальнейшее расширение окружения, в котором ребенок может удовлетворить свои образовательные потребности. В него включаются библиотеки, музеи, научные институты, в которых можно найти то, что интересует детей и удовлетворяет их жажду знаний. 
Развивающую среду для детей до трех лет можно создать и дома. Конечно, ее эффект будет не столь полным по сравнению с профессионально созданной средой, но родителям важно помнить, что в этом возрастном промежутке ребенку важно побольше двигаться, изучать окружающие его вещи, разбирать и собирать простейшие конструкции, - чтобы исследовать соотношение предметов разной величины, получить возможность их анализа и синтеза. Также следует помнить: чтобы не одергивать ребенка различными и бесконечными "нельзя", необходимо создать безопасные условия для его неутомимой исследовательск ой деятельности. Как-то одна мама пожаловалась, что ее маленький ребенок все время норовит залезть на подоконник. Это действительно опасно. Когда мы стали анализировать ситуацию, то оказалось, что мебель в комнате расставлена так, что ребенок легко залезает на диван, стоящий у окна. Так что первое и главное правило безопасной домашней среды - "Не провоцируйте ребенка, не ставьте свой диван у окна в его мир". в профессионально организованной развивающей среде, где педагог – и организатор среды, и ее неотъемлемая часть. А в среде продумано все и нет мелочей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

11 РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ПО МЕТОДИКЕ МАРИИ МОНТЕССОРИ

Игры для развития мелкой оторикирук...

11 РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ПО МЕТОДИКЕ МАРИИ МОНТЕССОРИ

1. «Бумажные шарики и улитки»Игры с бумагой — весьма полезное времяпровождение, к тому же это занятие не потребует от родителей особых материальных затрат. Научите ребенка мять бумагу и катать из мяты...

11 РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ПО МЕТОДИКЕ МАРИИ МОНТЕССОРИ

Игры с бумагой — весьма полезное времяпровождение, к тому же это занятие не потребует от родителей особых материальных затрат. Научите ребенка мять бумагу и катать из мятых листов бумажные шарики. Еще...

Развивающая среда по методике М.Монтессори в младшей группе.

В данной презентации показана развивающая среда по сенсорному развитию, по методике М.Монтессори. Ключевое внимание здесь обращено на развитие мелкой моторики, чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, ос...

Консультация для родителей: «Как создать развивающую среду дома? Организация домашней развивающей среды»

Игра — это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любоз...