Использование дидактических игр в сенсорном развитии
материал (младшая группа) по теме

Кригер, Татьяна, Владимировна

Содержанием данной работы является формирование сенсорной культуры ребенка в области восприятия формы, величины, цвета, формирования целостного образа предмета, восприятия пространства и  ориентировка в нем. Все это составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. Перспективное планирование представляет собой систему дидактических игр, направленных на последовательное развитие у детей восприятия основных свойств предметов. Планирование работы разработано для детей с 2-3 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_di_v_sensornom_razvitii.docx69.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

“Детский сад №104 общеразвивающего вида” г. Сыктывкара

 Использование дидактических игр в сенсорном развитии

Возраст детей 2 - 3 лет.

Срок реализации: 1 год.

                Разработал: воспитатель

                МАДОУ «Детский сад 104»

                Вилижанинова Татьяна

        Владимировна

Сыктывкар, 2014г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………….5

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ…10

АНАЛИЗ ПРОВЕДЕННОЙ РАБОТЫ…………………………………..14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...16

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………18

ВВЕДЕНИЕ

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.

В нашем детском саду на каждом занятии решение задач преемственно ориентировано на фактический уровень сенсорного развития детей и перспективно направлено на сенсорное воспитание ребенка раннего возраста.

- В основу первого принципа положено обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания, предполагающего формирование, у детей начиная с раннего возраста широкой ориентировки в предметном окружении, т. е. не только традиционное ознакомление с цветом, формой и величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и т. д.
    -
Второй принцип предполагает сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей, что обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы, позволяет избежать формальных дидактических упражнений. В процессе этих видов деятельности ребенок ориентируется на свойства и качества предметов, учитывая их значение в решении важных жизненных задач.

В большинстве случаев они выступают не сами по себе, а как признаки более важных качеств, которые невозможно наблюдать (величина и цвет плодов являются сигналами их зрелости). Поэтому совершенствование сенсорного воспитания и должно быть направлено на выяснение смысла свойств предметов и явлений или выяснение их «сигнального значения».

- Третьим принципом теории сенсорного воспитания предопределяется сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности. Свойства и качества предметов, явлений настолько разнообразны, что ознакомление ребенка со всеми ними без ограничения, так же как и сообщение, ему знаний о каждом из них в отдельности, невозможно.

- Четвертый принцип предполагает формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой — эталонами обследования любого предмета, т. е. ребенок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом. Очень рано ребенок начинает использовать свои знания как средство восприятия и осознания нового предмета.

 Таким образом, основной задачей сенсорного воспитания, является ознакомления малышей со свойствами предметов — это обеспечить накопление представлений о цвете, форме, и величине предметов.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Раннее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо  материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п. 

Возраст детей    с 2 до 3 лет.

Продолжительность -  1  год

Основная цель  - обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста, формирование предпосылок для  дальнейшего умственного развития.

Задачи:

  • создать условия для обогащения сенсорного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
  • формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.).
  • воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами ( умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению  положительного результата и т.д.).

Средства для решения задачи:

  • Научно-методическая литература
  • Изучение передового опыта
  • Диагностика
  • Игры, упражнения, задания на развитие сенсомоторики
  • Сенсорное развитие
  •  Создание развивающей среды
  • Работа с родителями

Использование различных видов дидактических игр:

  • На восприятие формы;
  • На целенаправленное развитие восприятия цвета;
  • На восприятие качеств величины;
  • На количество предметов;

        Содержанием данной работы является формирование сенсорной культуры ребенка в области восприятия формы, величины, цвета, формирования целостного образа предмета, восприятия пространства и  ориентировка в нем. Все это составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. Перспективное планирование представляет собой систему дидактических игр, направленных на последовательное развитие у детей восприятия основных свойств предметов. Планирование работы разработано для детей с 2-3 лет.

Для определения уровня сенсорного развития можно провести диагностику имеющихся навыков. Предложить следующие задания:

1 задание – выбор фигур одного цвета (количество фигур: 4 круга зеленого цвета и один круг красного цвета);

2 задание - выбор фигур одного размера (количество фигур: 4 квадрата маленьких и один квадрат большой);

3 задание – коробка с вырезанными формами (проталкивание предметов одинаковой формы в соответствующие отверстия);

4 задание – составление цельной картинки (картинка из двух половинок);

5 задание – пирамидка (нанизывание колец на стержень без предъявления образца).

Ожидаемый результат:

1. Умение узнавать предметы по цвету.

2. Умение узнавать предметы по величине.

3. Умение сравнивать 2 предмета по цвету, форме, величине.

4. Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник.

5. Умение находить много предметов и один предмет (по картинкам).

В раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа готовит почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые расчленения и группировку свойств, что требует знакомства с цветом, формой, величиной, охватывающего, по возможности, все основные варианты. Поскольку эта система включает, прежде всего, основные цвета спектра (красный, желтый, зеленый, синий, белый и черный), 5 фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), 3 разновидности величины (большой, средний, маленький), то, по-видимому, нужно, чтобы у ребенка складывались в первую очередь представления именно об этих фигурах, цветовых тонах, величинах, но без обобщающего значения.

Так как ведущая деятельность дошкольника - это игра, то обучение лучше проводить в игровой форме. Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющее, с другой - принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок - это и любимые  игрушки, и окружающие предметы.  Видит он и произведения искусства- картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств - всеми цветами  спектра, с геометрическими формами - круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич. Развивать познавательные умения и речевые - определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова- названия величин и форм. В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследование предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий.  

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ

Сроки (месяц)

Сенсорный этап

Название игры

Цели

Материал и оборудование

Сентябрь

Форма

«Разложи фигуры по местам»

Познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником; учить подбирать нужные формы разными методами

Доски Сегена с тремя (круг, квадрат, треугольник) формами

Цвет

«Цветные парочки»

Учить сравнивать цвета по принципу «такой – не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов

Пары одинаковых по цвету предметов, коробка

Количество

 «Песочница»

Учить определять количество сыпучего материала, познакомить с понятиями много, мало, больше, меньше, столько же (одинаково)

Песок, ведерки (одинакового и разного размера), совки

Величина

«Спрячь в ладошке»

Познакомить с понятием величины

Предметы и игрушки разной величины

Октябрь

Форма

«Найди такую же фигуру»

 Учить находить нужную форму методом зрительного соотнесения

Два набора плоских геометрических фигур одного и разного цвета и размера

Цвет

«Цветные кубики»

Учить сравнивать цвета по принципу «такой – не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов

Пары разноцветных кубиков

Количество

«Зайцы и лиса»

Учить детей различать количество предметов, познакомить с понятиями один, много, ни одного; развивать внимание

Маска лисы, хвост лисы и бубен

Величина

 «Большие и маленькие кубики»

Обучать умению сравнивать предметы по величине методом зрительного соотнесения; сортировать предметы двух резко различающихся размеров; учить понимать и использовать в речи понятия: большой, маленький, такой же, одинаковый по величине

Разноцветные кубики резко отличающиеся по размеру, большое и маленькое ведерки

Ноябрь

Форма

«Катится – не катится»

Познакомить с объемными геометрическими телами – шаром, кубом

Кубики и шарики разного размера и цвета

Цвет

«Волшебная дорожка»

Учить строить дорожку из кубиков одного цвета

Цветные кубики

Количество

«Волшебный мешочек»

Учить определять количество твердых предметов на ощупь; познакомить с понятиями много, мало, больше, меньше, столько же (одинаково)

Мешочек, предметы разного размера

Величина

«Пирамидки»

Знакомить детей с величиной в ходе практических действий с игрушками, учить сравнивать предметы по величине способом наложения

Различные пирамидки

Декабрь

Форма

«Фигуры играют в прятки»

. Познакомить с объемными геометрическими телами – кубом и шаром; учить подбирать нужные формы

Картонная коробка разного размера и цвета с квадратными и круглыми прорезями; кубики и шарики

Цвет

«Четвертый лишний»

Закреплять знания цветов

Игрушки и предметы разных цветов; карточки, на которых нарисованы по четыре предмета

Количество

«Собираем шишки»

Учить детей различать количество предметов; познакомить с понятиями много, мало

Две корзинки или две коробки, шишки

Величина

«Две башни»

Закреплять знания о величине предметов; познакомить с понятиями высокий, низкий, одинаковые по высоте

Кубики, маленькие игрушки

Январь

Форма

«Найди лишнюю фигуру»

Учить сравнивать фигуры методом зрительного соотнесения

Плоские геометрические фигуры разного цвета

Цвет

«Разноцветные палочки»

Учить различать цвета по принципу «такой – не такой»; сортировать предметы по цвету

Счетные палочки двух контрастных цветов

Количество

«Бутылки»

Учить детей определять количество жидкости в емкостях одинакового размера

Пластиковые бутылки одинаковой величины, вода

Величина

«Накрой шляпой»

Знакомить с величиной посредством практических действий с предметами, с понятиями большой, маленький

Февраль

Форма

«Башни»

 Познакомить с формой предметов; учить подбирать фигуры соответствующих форм

Пластмассовые или деревянные вкладыши-пирамидки квадратной и круглой формы

Цвет

«Бегите ко мне»

Учить детей находить предмет определенного цвета по образцу (зрительное соотнесение); развивать внимание

Флажки разных цветов или большие и маленькие квадраты разных цветов

Количество

«Грибы на поляне»

Учить детей различать количество предметов, обозначать количество словами: один, мало, много, ни одного

Деревянные или картонные грибы, лист картона зеленого цвета, корзинка, игрушечные ежик и белочка

Величина

«Две башни»

Закреплять знания о величине предметов; познакомить с понятиями высокий, низкий, одинаковые по высоте

Кубики, маленькие игрушки

Март

Форма

«Найди пару по форме»

Учить подбирать нужные формы методом зрительного соотнесения

Пары плоских геометрических фигур из картона разного цвета, коробка

Цвет

«Ниточки для шариков»

Учить различать цвета по принципу «такой – не такой»; закрепить знание цветов

Воздушные шары и узкие ленточки разных цветов

Количество

«Картинки»

Учить умению различать количество предметов на картинках; закреплять понятия, служащие для обозначения количества: мало, много, один, ни одного, поровну

Картинки:

-яблоки в ящиках

-шишки на елках

-звезды и луна

-котята в корзинке и др.

Величина

«Построй ворота»

Учить детей использовать знания о величине (высоте, ширине) предметов в ходе практической деятельности

Строительные наборы; машины разной величины

Апрель

Форма

«Найди такую же фигуру»

Учить находить нужную форму методом зрительного соотнесения

Два набора плоских геометрических фигур одного и разного цвета и размера

Цвет

«Разложи по коробочкам»

Учить находить предмет определенного цвета по образцу; закреплять знания цветов

Небольшие предметы разных цветов (шарики, бусинки, пуговицы и др.), маленькие коробочки

Количество

«Бутылки»

Учить детей определять количество жидкости в емкостях одинакового размера

Пластиковые бутылки одинаковой величины, вода

Величина

«Две башни»

Закреплять знания о величине предметов; познакомить с понятиями высокий, низкий, одинаковые по высоте

Кубики, маленькие игрушки

Май

Форма

«Найди лишнюю фигуру»

Учить сравнивать фигуры методом зрительного соотнесения

Плоские геометрические фигуры разного цвета

Цвет

«Разноцветные палочки»

Учить различать цвета по принципу «такой – не такой»; сортировать предметы по цвету

Счетные палочки двух контрастных цветов

Количество

«Песочница»

Учить определять количество сыпучего материала, познакомить с понятиями много, мало, больше, меньше, столько же (одинаково)

Песок, ведерки (одинакового и разного размера), совки

Величина

«Веселые матрешки»

Закреплять знания о величине в ходе практических действий с игрушками

Матрешки разной величины

АНАЛИЗ ПОВЕДЕННОЙ РАБОТЫ

        Используемые  игры:

  • Помогли познакомиться детям с основными геометрическими       фигурами, запомнить их названия.
  • Научили детей различать цвет.
  • Научили детей сравнивать предметы по величине.
  • Способствовали развитию у детей слухового восприятия.
  • Помогли в совершенствовании мелкой моторики рук.
          Анализ проведенной работы показал, что использование дидактических игр  помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи и сенсорных эталонов. Предоставленная система работы направлена не только на развитие познавательных способностей, но и на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку задания нацеливают ребенка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире. На основе использования игр по сенсомоторике  у дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой и учебной деятельности. Сенсорное воспитание является базой для изучения математики и овладения письмом.  Для успешного сенсорного развития детей в своей группе я составила картотеку дидактических игр и упражнений; включала сенсорные игры и упражнения во все виды занятий; предложила родителям консультации по теме  «сенсорное развитие»:
  1. «.Как ребенок познает мир».
  2.  «Значение сенсорного воспитания» (Приложение 1).
  3. «Сенсорное развитие ребёнка и дидактические игры» (Приложение 2).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агоева И. Воспитай личность // Дошкольное воспитание. - 2002. - 2. - С.82-     86

2.   Альтхауз Д., Дум Э. Цвет. Форма. Количество. - М., 1984

3. Батаева Т.В. Развитие восприятия у детей. - М., 1990.

4. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. - М., 2004.  

5. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М., 1988.

6. Венгер Л.Н. Сенсорная культура и умственное развитие ребенка. - М., 1991.

7. Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников. М., 1963.  

8. Игрушки и пособия для детского сада. / Под ред. В.М. Изгарсиевой. - М., 2002.  

9.  Кашеварова А. Цветовосприятие // Дошкольное воспитание № 2 - 2005 - с. 5.

10. Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую методику // Дошкольное воспитание № 2 - 2005 - с.76.

11. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М., 2000.

12. Кутузова И. Развитие игровой деятельности // Дошкольное воспитание - 2003 - № 5 - с. 25.

13. Любина Г. Вербальные и невербальные средства коммуникации в Монтессори - группе. // Дошкольное воспитание - 1998 - № 7 - с.7

14.  Любина Г., Желонкина О. Рука развивает мозг // Ребенок в детском саду № 1 - 2004.

15. Любина Г. Игра - это работа ребенка над самим собой. // Дошкольное воспитание. - 2002 - № 6. - с. 26.

16. Любина Г. Монтессори - материалы // Ребенок в детском саду. - 2002 - № 3 - с. 30.

17.  Любина Г. Монтессори - педагогика. // Ребенок в детском саду. - 2002 - № 2 - с.44.

18. Ляпина Г.М. Воспитание и развитие детей раннего возраста. - М., 2001.

19. Меджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М., 2002.  

20. Михайленко Н.,. Короткова Н. Овладение игровыми умениями. // Дошкольное воспитание - 1989 № 5 - С.45-51.

21. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. - М., 1990 -  

22. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию. - М., 1983.

23. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. - М., 1996.

24. Сенсорное воспитание в детском саду // Под ред. Поддьякова Н.Н. - М., 1981.

24. Спиваковская А.С. Игра - это серьезно - М., 1981.

25. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. - М., 2003.

26. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей - М., 1976.

27. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – М., 2009

(Приложение 1)

«Значение сенсорного воспитания»

 Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

 1. Является основой для интеллектуального развития.

 2. Упорядочивает хаотичные представления ребёнка, полученные при        взаимодействии с внешним миром.

3. Развивает наблюдательность.

4. Готовит к реальной жизни.

5. Позитивно влияет на эстетическое чувство.

      6. Является основой для развития воображения.

7. Развивает внимание.

8. Даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности.

9. Обеспечивает усвоение сенсорных эталонов.

10 .Обеспечивает освоение навыков учебной деятельности.

11. Влияет на расширение словарного запаса ребёнка.

12. Влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.

Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребёнка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющее, с другой – принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. В повседневной жизни ребёнок сталкивается с многообразием форм красок – это и любимые игрушки, и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства  - картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человека. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем возрасте накапливаются представления о форме, цвете, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребёнка надо знакомить со всеми разновидностями свойств – всеми цветами спектра, с геометрическими формами,  круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар, кирпич. Развивать познавательные умения и речевые – определять цвет, размер, форму предметов путём зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова-названия величин и форм. В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы – устойчивые, закреплённые в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету, форме, выполнению всё боле сложных действий. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие – умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.

https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTfE8y6Wz2pPX49LM59SyczRQMm5IzMgwguPrc86BqepQKNIBmT

(Приложение 2)

Сенсорное развитие ребёнка и дидактические игры.

  Мир входит в жизнь ребёнка постоянно. Сначала ребёнок постигает то, что его окружает дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается.  Ребёнок стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Мир пробуждает любознательность у маленького человечка, желание узнать как можно больше. В этом ему может помочь взрослый. Основой познания мира служит сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, первой ступенью которого является чувственный опыт.  Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от  того насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.https://encrypted-tbn3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSzs5XMfuWpl4QViAW4Iu1Oq6xnCUXXSCZLY0r4sj8kSkjLqlt8

 Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: - является основой для интеллектуального развития - упорядочивает хаотичные представления ребёнка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

  • - развивает наблюдательность;
  • - позитивно влияет на эстетическое чувство;
  • - является основой для развития воображения;
  • - развивает внимание;
  • - даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
  • - обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; - обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
  • - влияет на расширение словарного запаса ребёнка;
  • - влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.

 Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Дети учатся сравнивать их, устанавливать сходство и различие; знакомятся со свойствами предметов и с их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. Играя, ребёнок приобретает умение складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм. В играх с куклами у маленьких детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества, заботливое отношение к партнёру по игре – кукле, которое переносится затем на сверстников. Настольно-печатные игры – интересное занятие для ребят. Игры разнообразны по видам (парные картинки, домино, лото) и по требуемым действиям. Это и  подбор картинок по парам, и подбор по общему признаку (классификация), и запоминание состава, количества и расположения картинок, и составляющие разрезных картинок и кубиков, и описание по картинке. В дидактические игры входят так же и словесные игры. В младшем возрасте они направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизация словаря. Дидактическая игра направлена на развитие таких психических процессов, как память, усидчивость, даёт простор для проявления самостоятельности. А так же дидактические игры и занятия необходимы для умственного развития маленьких детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей

Материал для воспитателей и специалостов ДОУ....

"Использование дидактической игры в сенсорном развитии младших дошкольников"

Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать ...

Отчёт по самообразованию «Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста»

В данном документе представлен отчёт по самообразованию «Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста» 2014 - 2015 учебный год....

Использование дидактических игр в сенсорном развитии ребенка

В прзентации представлены примеры дидактических игр для сенсорного развития детей....

Специфика использования дидактических игр для сенсорного развития детей

В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка. Дидактические игры...

Использование дидактической игры в сенсорном развитии младших дошкольников

Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать ...

«Познавательное развитие детей с ОВЗ посредством использования дидактических игр по сенсорному развитию»

Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности - один из основных принципов дошкольного образования, утвержденных ФГОС. Развитие познавательного...