"Пальчиковые игры"
картотека по теме
«ГНОМИКИ-ПРАЧКИ»
|
«ОБУВЬ»
| ||
Жили-были в домике Маленькие гномики: Токи, Пики, Лики, Чики, Микки. Раз, два, три, четыре, пять,
Стали гномики стирать: Токи – рубашки, Пики – платочки, Лики – штанишки, Чики – носочки, Микки умница был, Всем водичку носил | Дети сжимают и разжимают кулачки. Загибают пальчики начиная с большого. Разгибают пальцы, начиная с мизинца. Трут кулачки друг о друга. Загибают пальчики начиная с большого. | Посчитаем в первый раз, Сколько обуви у нас.
Туфли, тапочки, сапожки Для Наташки и Сережки, Да ещё ботинки Для нашей Валентинки, А вот эти валенки Для малышки Галеньки. | Попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу. На каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого. |
«НОВЫЕ КРОССОВКИ»
|
«МНОГО МЕБЕЛИ В КВАРТИРЕ» | ||
Как у нашей кошки На ногах сапожки. Как у нашей свинки На ногах ботинки. А у пса на лапках Голубые тапки. У сыночка Вовки – Новые кроссовки. Вот так, вот так, Новые кроссовки.
| Загибают на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших
«Шагают» по столу указательным и средним пальцами обеих рук. | Раз, два, три, четыре,
Много мебели в квартире. В шкаф повесим мы рубашку, А в буфет поставим чашку. Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле. А когда мы крепко спали На кровати мы лежали. А потом мы скотом Посидели за столом, Чай с вареньем дружно пили. Много мебели в квартире. | Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках. Сжимают и разжимают кулачки. Загибают пальчики, начиная с большого.
Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками. |
«ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ»
|
«ЗИМНИЙ ПИРОГ» | ||
Сшит колпак, Связан колпак, Да не по-колпаковски. | Хлопок в ладоши, удар кулачками по столу. Беспорядочные постукивания пальчиками по столу. | Падал снег на порог.
Кот слепил себе пирог.
А пока лепил и пек, Ручейком пирог утек. Пирожки себе пеки Не из снега – из муки.
| Дети два раза медленно опускают ладони на стол Прижимая ладонь к ладони, показывают, как лепят пирог. «Бегут» пальчиками обеих рук по столу. Показывают, как пекут пирог. |
«ЗИМНЯЯ ПРОГУЛКА»
|
«ЕЛОЧКА» | ||
Раз, два, три, четыре, пять, Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили, Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А ещё в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли. Съели суп и спать легли. | Загибают пальчики по одному. «Идут» по столу указательным и средним пальчиками. «Лепят» комок двумя ладонями. «Крошат хлебушек» всеми пальчиками. Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой. Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной. Отряхивают ладошки. Движения воображаемой ложкой; руки под щеку. | Перед нами елочка:
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звезды, человечки. | Пальцы рук переплетены, из больших пальцев – верхушка «елочки». Кулачки; указательные пальчики выставлены. «Шарики» из пальцев вверх, вниз. «Ушки» из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты. Ладони сложены, пальцы расправлены; средний и указательный пальцы «идут» |
«НА ЕЛКЕ» |
«КОРМУШКА» | ||
Мы на елке веселились, И плясали, и резвились. После добрый Дед Мороз Нам подарки преподнес.
Дал большущие пакеты, В них же - вкусные предметы: Конфеты в бумажках синих, Орешки рядом с ними, Груша, Яблоко, один Золотистый мандарин
| Ритмичные хлопки в ладоши. Ритмичные удары кулачками. «Шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу. «Рисуют» руками большой круг. Ритмичные хлопки. Загибают на обеих руках пальчики, начиная с большого. | Сколько птиц к кормушке нашей Прилетело? Мы расскажем. Две синицы, воробей, Шесть щеглов и голубей, Дятел в пестрых перышках. Всем хватило зернышек. | Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
На каждое название птицы загибают по одному пальчику. Опять сжимают и разжимают кулачки. |
«НА ВОДОПОЙ»
|
«ЕСТЬ У КАЖДОГО СВОЙ ДОМ» | ||
Жарким днем лесной тропой Звери шли на водопой. За мамой-лосихой топал лосенок, За мамой-лисицей крался лисенок, За мамой-ежихой катился ежонок, За мамой-медведицей шел медвежонок, За мамою-белкой скакали бельчата, За мамой-зайчихой – косые зайчата. Волчица вела за собою волчат, Все мамы и дети напиться хотят.
| «Идут» пальцами по столу.
Идут, громко топая. Крадутся на носочках. Приседают, движутся вперед. Идут вперевалку.
Скачут вприсядку. Скачут на прямых ногах. Идут большими шагами. Делают движения языком – «лакают» | У лисы в лесу глухом Есть нора – надежный дом. Не страшны зимой метели Белочке в дупле на ели. Под кустами еж колючий нагребает листья в кучу. Из ветвей, корней, коры Хатки делают бобры. Спит в берлоге косолапый, До весны сосет он лапу. Есть у каждого свой дом, Всем тепло, уютно в нем. | Загибают пальцы на обеих руках, начиная с больших: по одному пальцу на каждое двустишие.
Удары ладонями и кулачками поочередно. |
«ДУДОЧКА»
|
«БУРЕНУШКА» | ||
Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду, Потерял пастух дуду. А я дудочку нашла Пастушку я отдала. - Ну-ка, милый пастушок, Ты спеши-ка на лужок. Там Буренка лежит, На теляток глядит, А домой не идет, Молочка не несет. Надо кашу варить, Сашу кашей кормить.
| «Играют на дудочке»
Удары в ладоши и кулачками попеременно. «Идут» указательными средним пальцем по столу. Удары в ладоши и кулачками попеременно.
Указательным пальцем правой руки «варят кашу» на левой ладошке. | Дай молочка, Буренушка, Хоть капельку – на донышке. Ждут меня котятки, Малые ребятки. Дай им сливок ложечку, Творогу немножечко, Масла, простоквашки, Молочка для кашки. Всем дает здоровье Молоко коровье. | Показывают, как доят корову. Делают «мордочки» из пальчиков. Загибают по одному пальчику на обеих руках.
Показывают, как доят корову.
|
«ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»
|
«УТОЧКА» | ||
Наши уточки с утра – Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Наши гуси у пруда – Га-га-га! Га-га-га! Наши курочки в окно – Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! А как Петя-петушок Раным-рано по утру Нам споет: ку-ка-ре-ку!
| Идут вперевалочку.
Идут вытянув шеи вперед и отставив руки-«крылья» назад. Останавливаются, бьют руками по бокам. Вытягивают шею вверх, поднимаются на цыпочки. | Шла уточка бережочком, Шла серая по крутому. Вела деток за собою, И малого, и большого,
И среднего, и меньшого,
И самого любимого. | «Идут» двумя пальчиками по столу, переваливаясь.
Загибают безымянный палец; большой палец. Загибают средний палец; мизинец. Загибают указательный палец |
«КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ»
|
«РЫБКА» | ||
В нашей группе на окне, Во зеленой во стране, В расписных горшочках Выросли цветочки. Вот розан, герань, толстянка, Колких кактусов семья. Их польем мы спозаранку, Я и все мои друзья.
| Удары в ладоши и кулачками попеременно.
На каждое название растения загибают по одному пальчику. Удары в ладоши и кулачками попеременно. | Рыбка плавает водице, Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать. Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла.
Рыбка хвостиком махнула, Рыбка быстро уплыла. | Сложенными вместе ладонями изобразить, как плывет рыбка. Погрозить пальчиком. Медленно сблизить ладони. Снова изобразить, как плывет рыбка. Сделать хватательные движения обеими руками. Снова «плывут» |
«РАБОЧИЙ КЛАСС»
|
«НАША ГРУППА» | ||
Кто нам делает сапожки, Ранцы, пуговицы, ложки? Кто построил дом? И кто Сшил нам куртки и пальто? Кто кует металл для плуга, Добывает нефть и уголь? Отгадали вы: Для нас Трудится рабочий класс!
| Попеременная смена положения рук: на столе лежит ладонь – кулак – ребро ладони, ладонь – кулак – ребро и т.д. | В нашей группе все друзья.
Самый младший – это я. Это Маша, Это Саша, Это Юра, Это Даша. | Дети ритмично стучат кулачками по столу. Разжимают кулачки, начиная с мизинчика. |
ЛЕТЧИК
|
НАПЕРСТОК | ||
Быть шофером хорошо, А летчиком – лучше. Я бы в летчики пошел, Пусть меня научат. Наливаю в бак бензин, Завожу пропеллер.
«В небеса, мотор, вези, Чтобы птицы пели». | Крутят воображаемый руль. Расставить руки, как крылья.
Наклонить воображаемый сосуд. Круговые движения двумя руками перед грудью. Расставить руки, как крылья. | Вышивает, шьет иголка, Пальцу больно, Пальцу колко.
А наперсток в тот же миг К девочке на пальчик – прыг!
Говорит иголке: - Шей, а колоться ты не смей! | Левая ладошка раскрыта, в правой руке воображаемая иголка; иголка «шьет» и задевает кончик указательного пальца на левой руке. Сделать правой рукой такое движение, как будто надевают на указательный палец левой руки наперсток. «Шьют». Грозят указательным пальцем левой руки.
|
КЛЕН
|
ВЕСНЯНКА | ||
За окном сосулька тает, Ветер тучи рвет в клочки.
Разжимает, разжимает Клен тугие кулачки.
Прислонился он к окошку. И, едва растает снег, Мне зеленую ладошку Клен протянет раньше всех. | 4 прыжка на носочках. Наклоны вправо-влево, вправо-влево. Руки перед грудью, локти опущены вниз, медленно разжимают кулачки. 4 прыжка. Наклоны. Протянуть руки вперед с раскрытыми, напряженными ладошками.
| А уж ясно солнышко Припекло, припекло. И повсюду золото Разлито, разлито. Ручейки по улице Все журчат, все журчат. Журавли курлыкают И летят, и летят. | Медленно поднимают руки.
Медленно опускают руки.
Руки на поясе, повороты в стороны, с приседанием. Высоко поднимают колени, руками изображая взмахи крыльев. |
ГРИБОК
|
ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ | ||
Мы в лесок пойдем, Мы грибок найдем. Вот опёнок, Вот грибок, Он уселся На пенек. | Поочередно ударяют пальчиками по столу, начиная с большого. 1, 2, 3, 4, 5 5, 4, 3, 2, 1 Одновременно 1-5 1-4 1-3 1-2
| Ветер по лесу летал, Ветер листики считал: Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку. | Плавные волнообразные движения ладонями. Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с большого.
Спокойно укладывают ладони на стол. |
ОСЕННИЙ БУКЕТ
|
ЯБЛОНЬКА | ||
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать. Листья березы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберем, Маме осенний букет отнесем.
| Загибают пальчики, начиная с большого. Сжимают и разжимают кулачки. Загибают пальчики, начиная с большого.
«Шагают» по столу средним и указательным пальчиками. | Яблоня, яблоня! Где же твои яблоки? Заморозил их мороз? Или ветер их унес? Или молния спалила? Или градом их побило? Или птицы поклевали? Куда они пропали? Не морозил их мороз, И не ветер их унес, Не спалило их огнем, Града не было с дождем, Птицы их не поклевали… Дети оборвали! | Беспорядочные постукивания пальцами по столу Загибают пальчики на одной руке, начиная с большого.
Разводят руками. Загибают пальчики на другой руке, начиная с большого.
Беспорядочные постукивания пальцами по столу |
«ДОЖДИК» |
«ЛИСТЬЯ»
| ||
Капля раз, Капля два. Очень медленно сперва. А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом. Мы зонты свои раскрыли, От дождя себя укрыли. | Прыжок, руки на поясе Прыжок 4 прыжка 8 прыжков
Руки развести в стороны Руки полукругом над головой
| Листья осенние тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся. И под ногами шуршат, шелестят,
Будто опять закружиться хотят. | Кружаться на цыпочках, руки в стороны. Приседают Движения руками вправо-влево Поднимаются, кружатся. |
«ПОСУДА»
|
«УРОЖАЙ» | ||
Вот большой стеклянный чайник, Очень важный, как начальник. Вот фарфоровые чашки, Очень хрупкие бедняжки. Вот фарфоровые блюдца, Только стукни – разобьются. Вот серебряные ложки, Голова на тонкой ножке. Вот пластмассовый поднос. Он посуду нам принес. | Одна рука на поясе, другая изогнута, как носик. Присели, рука на поясе
Кружатся, рисуя руками круг
Потянулись, руки над головой
Легли на ковер, вытянулись
| В огород пойдем, Урожай соберем. Мы моркови натаскаем И картошки накопаем. Срежем мы кочан капусты, Круглый, сочный, очень вкусный, Щавеля нарвем немножко И вернемся по дорожке. | Идут в хороводе
«Таскают» «Копают» «Срезают» Показывают круг руками 3 раза «Рвут» «Идут в хороводе» |
«ПОМОЩНИКИ»
|
«ВЫШЕЛ ДОЖДИК ПОГУЛЯТЬ»
| ||
Раз, два, три, четыре Мы посуду перемыли
Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварешку. Мы посуду перемыли,
Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился, Ложку мы чуть-чуть сломали, Так мы маме помогали. | Удар кулачками, хлопок Одна ладонь скользит по другой, по кругу Загибают пальчики, начиная с большого. Одна ладонь скользит по другой, по кругу Загибают пальчики
Удар кулачками, хлопок
| Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел дождик погулять.
Шел неспешно, по привычке, А куда ему спешить? Вдруг читает на табличке: «По газону не ходить!» Дождь вздохнул тихонько: - ох! И ушел. Газон засох. | Удары по столу пальчиками обеих рук: левая начинает с мизинца, правая – с большого. Беспорядочные удары пальчиками по столу. «Шагают» средним и указательным пальцами по столу Ритмично ударяют по столу то ладонями, то кулачками. Частые ритмичные хлопки. Один хлопок. Ритмичные хлопки по столу. |
«ОВОЩИ»
|
«У ЛАРИСКИ - ДВЕ РЕДИСКИ» | ||
Как-то вечером на грядке Репа, свёкла, редька, лук Поиграть решили в прятки, Но сначала встали в круг. Рассчитались четко тут же: 1, 2, 3, 4, 5. Прячься лучше, прячься глубже, Ну а ты иди искать.
| Играют парами. Хлопок в свои ладоши, затем хлопают о ладони напарника. | У Лариски – Две редиски. У Алешки – Две картошки. У Сережки-сорванца – Два зеленых огурца. А у Вовки – Две морковки. Да ещё у Петьки Две хвостатых редьки.
| По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, сразу на обеих руках. |
«КАША»
|
«ЗА ЯГОДАМИ» | ||
Каша в поле выросла, К нам в тарелку пришла.
Всех друзей угостим, По тарелке дадим.
Птичке-невеличке, Зайцу и лисичке, Кошке и матрешке – Всем дадим по ложке. | Пошевелить всеми пальчиками. Пальчики обеих рук «шагают» по столу. «Помешать» указательным пальцем левой руки в правой ладошке. Загибать пальчики на обеих руках, начиная с больших.
Разжать пальчики на обеих руках.
| Раз, два, три, четыре, пять, В лес идем мы погулять. За черникой, За малиной, За брусникой, За калиной, Землянику мы найдем И братишке принесем. | Пальчики «здороваются» Пальчики «идут» по столу. Загибают пальчики, начиная с большого. |
«АПЕЛЬСИН»
|
«МАШИНЫ» | ||
Мы делили апельсин.
Много нас, А он один. Эта долька – для ежа. Эта долька – для стрижа. Эта долька – для утят. Эта долька – для котят. Эта долька – для бобра. А для волка – кожура. Он сердит на нас – беда!!! Разбегайтесь – кто куда! | Пальцы левой руки собраны в кулак, правой рукой отгибать пальчики левой руки - «делят». Показать 10 пальцев. Показать 1 палец Загибать пальчики по одному на обеих руках, начиная с больших.
Бросательное движение рукой. Сжатые кулаки прижать к груди «Бегут» пальцами по столу. | На улице нашей Машины, машины, Машины малютки, Машины большие. Спешат грузовые, Фырчат легковые. Торопятся, мчатся, Как будто живые. | Попеременные удары по столу: «кулак» - «ребро ладони» - ладонь». |
«ИГРУШКИ»
|
«ПЧЕЛА» | ||
На одном диване в ряд Куклы Катины сидят.
Два медведя, Буратино, И веселый Чиполлино, И котенок, и слоненок, Раз, два, три, четыре, пять. Помогаем нашей Кате Мы игрушки сосчитать. | Хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно. Загибают поочередно пальчики.
Разгибают поочередно пальчики Хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно.
| Прилетела к нам вчера Полосатая пчела. А за нею шмель-шмелек И веселый мотылек Два жука и стрекоза, Как фонарики глаза.
Пожужжали, полетали, От усталости упали.
| Машут ладошками. На каждое название насекомого загибают пальчик.
Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам. Машут ладошками. Роняют ладони на стол. |
«ЛАСТОЧКА»
|
«ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ» | ||
Ласточка, ласточка, Милая касаточка, Ты где была, Ты с чем пришла? - За морем бывала, Весну добывала. Несу, несу Весну-красну.
| На каждую строку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиков, начиная с указательного, - сначала на правой, потом на левой руке. | Есть игрушки у меня:
Паровоз и два коня, Серебристый самолет, Три ракеты, вездеход, Самосвал, подъёмный кран – Настоящий великан. Сколько вместе? Как узнать? Помогите сосчитать! | Хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно. Загибают пальчики.
Хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно.
|
«ГДЕ ОБЕДАЛ ВОРОБЕЙ»
|
«ЛУЧШЕ ДЕЛА НЕ НАЙТИ» | ||
- Где обедал, воробей? - В зоопарке у зверей. Пообедал я сперва за решеткою у льва. Подкрепился у лисицы, У моржа попил водицы. Ел морковку у слона. С журавлем поел пшена. Погостил у носорога, отрубей поел немного. Побывал я на пиру у хвостатых кенгуру. Был на праздничном обеде У мохнатого медведя. А зубастый крокодил Чуть меня не проглотил. | Машут перекрещенными ладошками. Ладошками изображают раскрывающуюся пасть На каждое название животного загибают по одному пальчику сначала на левой, затем на правой руке.
Ладошками изображают раскрывающуюся пасть. | Для меня без молотка Жизнь была бы несладка. Без рубанка и пилы Дни бы стали не милы. Так и лезли бы с утра Скука и зевота Без клещей, без топора, без коловорота. Хорошо, что в мастерской Всё что надо под рукой. Строгай, теши – От всей души! Сверли, колоти – Лучше дела не найти! | Попеременные удары по столу: «кулак» - «ребро ладони» - ладонь». |
«ЛЕТНИЕ ЦВЕТЫ»
|
«НАШ ГОРОД» | ||
Луг совсем как ситцевый Всех цветов платок – Не поймешь, где бабочка, Где живой цветок. На ромашке – две букашки, А на лютике – жучок, В колокольчике – кузнечик, На гвоздике – паучок. А на маке – никого. Сколько было их всего? | Хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно.
На каждое название цветка загибают по одному пальчику.
Хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно.
| Люблю по городу гулять, Люблю смотреть, люблю считать. Дворец – раз, церковь – два, Три – красавица Ока, А четыре – мост понтонный, Пять торговый центр огромный. Шесть – увечного огня по аллее иду я. Семь – зайду в кинотеатр. Восемь к пушке подойду, Славным воинам солдатам там цветы я положу. Девять – садик мой любимый. Десять – город мой родной. Наши милые Озёры люблю сердцем и душой. | «Шагают средним и указательным пальцами. Загибают пальцы по одному, начиная с большого на правой руке.
Хлопают в ладоши и ударяют кулачками. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovaya_gimnastika_kartoteka.doc | 145.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«ГНОМИКИ-ПРАЧКИ» | «ОБУВЬ» | ||
Жили-были в домике Маленькие гномики: Токи, Пики, Лики, Чики, Микки. Раз, два, три, четыре, пять, Стали гномики стирать: Токи – рубашки, Пики – платочки, Лики – штанишки, Чики – носочки, Микки умница был, Всем водичку носил | Дети сжимают и разжимают кулачки. Загибают пальчики начиная с большого. Разгибают пальцы, начиная с мизинца. Трут кулачки друг о друга. Загибают пальчики начиная с большого. | Посчитаем в первый раз, Сколько обуви у нас. Туфли, тапочки, сапожки Для Наташки и Сережки, Да ещё ботинки Для нашей Валентинки, А вот эти валенки Для малышки Галеньки. | Попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу. На каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого. |
«НОВЫЕ КРОССОВКИ» | «МНОГО МЕБЕЛИ В КВАРТИРЕ» | ||
Как у нашей кошки На ногах сапожки. Как у нашей свинки На ногах ботинки. А у пса на лапках Голубые тапки. У сыночка Вовки – Новые кроссовки. Вот так, вот так, Новые кроссовки. | Загибают на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших «Шагают» по столу указательным и средним пальцами обеих рук. | Раз, два, три, четыре, Много мебели в квартире. В шкаф повесим мы рубашку, А в буфет поставим чашку. Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле. А когда мы крепко спали На кровати мы лежали. А потом мы скотом Посидели за столом, Чай с вареньем дружно пили. Много мебели в квартире. | Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках. Сжимают и разжимают кулачки. Загибают пальчики, начиная с большого. Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками. |
«ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ» | «ЗИМНИЙ ПИРОГ» | ||
Сшит колпак, Связан колпак, Да не по-колпаковски. | Хлопок в ладоши, удар кулачками по столу. Беспорядочные постукивания пальчиками по столу. | Падал снег на порог. Кот слепил себе пирог. А пока лепил и пек, Ручейком пирог утек. Пирожки себе пеки Не из снега – из муки. | Дети два раза медленно опускают ладони на стол Прижимая ладонь к ладони, показывают, как лепят пирог. «Бегут» пальчиками обеих рук по столу. Показывают, как пекут пирог. |
«ЗИМНЯЯ ПРОГУЛКА» | «ЕЛОЧКА» | ||
Раз, два, три, четыре, пять, Мы во двор пошли гулять. Бабу снежную лепили, Птичек крошками кормили, С горки мы потом катались, А ещё в снегу валялись. Все в снегу домой пришли. Съели суп и спать легли. | Загибают пальчики по одному. «Идут» по столу указательным и средним пальчиками. «Лепят» комок двумя ладонями. «Крошат хлебушек» всеми пальчиками. Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой. Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной. Отряхивают ладошки. Движения воображаемой ложкой; руки под щеку. | Перед нами елочка: Шишечки, иголочки. Шарики, фонарики, Зайчики и свечки, Звезды, человечки. | Пальцы рук переплетены, из больших пальцев – верхушка «елочки». Кулачки; указательные пальчики выставлены. «Шарики» из пальцев вверх, вниз. «Ушки» из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты. Ладони сложены, пальцы расправлены; средний и указательный пальцы «идут» |
«НА ЕЛКЕ» | «КОРМУШКА» | ||
Мы на елке веселились, И плясали, и резвились. После добрый Дед Мороз Нам подарки преподнес. Дал большущие пакеты, В них же - вкусные предметы: Конфеты в бумажках синих, Орешки рядом с ними, Груша, Яблоко, один Золотистый мандарин | Ритмичные хлопки в ладоши. Ритмичные удары кулачками. «Шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу. «Рисуют» руками большой круг. Ритмичные хлопки. Загибают на обеих руках пальчики, начиная с большого. | Сколько птиц к кормушке нашей Прилетело? Мы расскажем. Две синицы, воробей, Шесть щеглов и голубей, Дятел в пестрых перышках. Всем хватило зернышек. | Ритмично сжимают и разжимают кулачки. На каждое название птицы загибают по одному пальчику. Опять сжимают и разжимают кулачки. |
«НА ВОДОПОЙ» | «ЕСТЬ У КАЖДОГО СВОЙ ДОМ» | ||
Жарким днем лесной тропой Звери шли на водопой. За мамой-лосихой топал лосенок, За мамой-лисицей крался лисенок, За мамой-ежихой катился ежонок, За мамой-медведицей шел медвежонок, За мамою-белкой скакали бельчата, За мамой-зайчихой – косые зайчата. Волчица вела за собою волчат, Все мамы и дети напиться хотят. | «Идут» пальцами по столу. Идут, громко топая. Крадутся на носочках. Приседают, движутся вперед. Идут вперевалку. Скачут вприсядку. Скачут на прямых ногах. Идут большими шагами. Делают движения языком – «лакают» | У лисы в лесу глухом Есть нора – надежный дом. Не страшны зимой метели Белочке в дупле на ели. Под кустами еж колючий нагребает листья в кучу. Из ветвей, корней, коры Хатки делают бобры. Спит в берлоге косолапый, До весны сосет он лапу. Есть у каждого свой дом, Всем тепло, уютно в нем. | Загибают пальцы на обеих руках, начиная с больших: по одному пальцу на каждое двустишие. Удары ладонями и кулачками поочередно. |
«ДУДОЧКА» | «БУРЕНУШКА» | ||
Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду, Потерял пастух дуду. А я дудочку нашла Пастушку я отдала. - Ну-ка, милый пастушок, Ты спеши-ка на лужок. Там Буренка лежит, На теляток глядит, А домой не идет, Молочка не несет. Надо кашу варить, Сашу кашей кормить. | «Играют на дудочке» Удары в ладоши и кулачками попеременно. «Идут» указательными средним пальцем по столу. Удары в ладоши и кулачками попеременно. Указательным пальцем правой руки «варят кашу» на левой ладошке. | Дай молочка, Буренушка, Хоть капельку – на донышке. Ждут меня котятки, Малые ребятки. Дай им сливок ложечку, Творогу немножечко, Масла, простоквашки, Молочка для кашки. Всем дает здоровье Молоко коровье. | Показывают, как доят корову. Делают «мордочки» из пальчиков. Загибают по одному пальчику на обеих руках. Показывают, как доят корову. |
«ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ» | «УТОЧКА» | ||
Наши уточки с утра – Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Наши гуси у пруда – Га-га-га! Га-га-га! Наши курочки в окно – Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! А как Петя-петушок Раным-рано по утру Нам споет: ку-ка-ре-ку! | Идут вперевалочку. Идут вытянув шеи вперед и отставив руки-«крылья» назад. Останавливаются, бьют руками по бокам. Вытягивают шею вверх, поднимаются на цыпочки. | Шла уточка бережочком, Шла серая по крутому. Вела деток за собою, И малого, и большого, И среднего, и меньшого, И самого любимого. | «Идут» двумя пальчиками по столу, переваливаясь. Загибают безымянный палец; большой палец. Загибают средний палец; мизинец. Загибают указательный палец |
«КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ» | «РЫБКА» | ||
В нашей группе на окне, Во зеленой во стране, В расписных горшочках Выросли цветочки. Вот розан, герань, толстянка, Колких кактусов семья. Их польем мы спозаранку, Я и все мои друзья. | Удары в ладоши и кулачками попеременно. На каждое название растения загибают по одному пальчику. Удары в ладоши и кулачками попеременно. | Рыбка плавает водице, Рыбке весело играть. Рыбка, рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать. Рыбка спинку изогнула, Крошку хлебную взяла. Рыбка хвостиком махнула, Рыбка быстро уплыла. | Сложенными вместе ладонями изобразить, как плывет рыбка. Погрозить пальчиком. Медленно сблизить ладони. Снова изобразить, как плывет рыбка. Сделать хватательные движения обеими руками. Снова «плывут» |
«РАБОЧИЙ КЛАСС» | «НАША ГРУППА» | ||
Кто нам делает сапожки, Ранцы, пуговицы, ложки? Кто построил дом? И кто Сшил нам куртки и пальто? Кто кует металл для плуга, Добывает нефть и уголь? Отгадали вы: Для нас Трудится рабочий класс! | Попеременная смена положения рук: на столе лежит ладонь – кулак – ребро ладони, ладонь – кулак – ребро и т.д. | В нашей группе все друзья. Самый младший – это я. Это Маша, Это Саша, Это Юра, Это Даша. | Дети ритмично стучат кулачками по столу. Разжимают кулачки, начиная с мизинчика. |
ЛЕТЧИК | НАПЕРСТОК | ||
Быть шофером хорошо, А летчиком – лучше. Я бы в летчики пошел, Пусть меня научат. Наливаю в бак бензин, Завожу пропеллер. «В небеса, мотор, вези, Чтобы птицы пели». | Крутят воображаемый руль. Расставить руки, как крылья. Наклонить воображаемый сосуд. Круговые движения двумя руками перед грудью. Расставить руки, как крылья. | Вышивает, шьет иголка, Пальцу больно, Пальцу колко. А наперсток в тот же миг К девочке на пальчик – прыг! Говорит иголке: - Шей, а колоться ты не смей! | Левая ладошка раскрыта, в правой руке воображаемая иголка; иголка «шьет» и задевает кончик указательного пальца на левой руке. Сделать правой рукой такое движение, как будто надевают на указательный палец левой руки наперсток. «Шьют». Грозят указательным пальцем левой руки. |
КЛЕН | ВЕСНЯНКА | ||
За окном сосулька тает, Ветер тучи рвет в клочки. Разжимает, разжимает Клен тугие кулачки. Прислонился он к окошку. И, едва растает снег, Мне зеленую ладошку Клен протянет раньше всех. | 4 прыжка на носочках. Наклоны вправо-влево, вправо-влево. Руки перед грудью, локти опущены вниз, медленно разжимают кулачки. 4 прыжка. Наклоны. Протянуть руки вперед с раскрытыми, напряженными ладошками. | А уж ясно солнышко Припекло, припекло. И повсюду золото Разлито, разлито. Ручейки по улице Все журчат, все журчат. Журавли курлыкают И летят, и летят. | Медленно поднимают руки. Медленно опускают руки. Руки на поясе, повороты в стороны, с приседанием. Высоко поднимают колени, руками изображая взмахи крыльев. |
ГРИБОК | ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ | ||
Мы в лесок пойдем, Мы грибок найдем. Вот опёнок, Вот грибок, Он уселся На пенек. | Поочередно ударяют пальчиками по столу, начиная с большого. 1, 2, 3, 4, 5 5, 4, 3, 2, 1 Одновременно 1-5 1-4 1-3 1-2 | Ветер по лесу летал, Ветер листики считал: Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку. | Плавные волнообразные движения ладонями. Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с большого. Спокойно укладывают ладони на стол. |
ОСЕННИЙ БУКЕТ | ЯБЛОНЬКА | ||
Раз, два, три, четыре, пять, Будем листья собирать. Листья березы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберем, Маме осенний букет отнесем. | Загибают пальчики, начиная с большого. Сжимают и разжимают кулачки. Загибают пальчики, начиная с большого. «Шагают» по столу средним и указательным пальчиками. | Яблоня, яблоня! Где же твои яблоки? Заморозил их мороз? Или ветер их унес? Или молния спалила? Или градом их побило? Или птицы поклевали? Куда они пропали? Не морозил их мороз, И не ветер их унес, Не спалило их огнем, Града не было с дождем, Птицы их не поклевали… Дети оборвали! | Беспорядочные постукивания пальцами по столу Загибают пальчики на одной руке, начиная с большого. Разводят руками. Загибают пальчики на другой руке, начиная с большого. Беспорядочные постукивания пальцами по столу |
«ДОЖДИК» | «ЛИСТЬЯ» | ||
Капля раз, Капля два. Очень медленно сперва. А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом. Мы зонты свои раскрыли, От дождя себя укрыли. | Прыжок, руки на поясе Прыжок 4 прыжка 8 прыжков Руки развести в стороны Руки полукругом над головой | Листья осенние тихо кружатся, Листья нам под ноги тихо ложатся. И под ногами шуршат, шелестят, Будто опять закружиться хотят. | Кружаться на цыпочках, руки в стороны. Приседают Движения руками вправо-влево Поднимаются, кружатся. |
«ПОСУДА» | «УРОЖАЙ» | ||
Вот большой стеклянный чайник, Очень важный, как начальник. Вот фарфоровые чашки, Очень хрупкие бедняжки. Вот фарфоровые блюдца, Только стукни – разобьются. Вот серебряные ложки, Голова на тонкой ножке. Вот пластмассовый поднос. Он посуду нам принес. | Одна рука на поясе, другая изогнута, как носик. Присели, рука на поясе Кружатся, рисуя руками круг Потянулись, руки над головой Легли на ковер, вытянулись | В огород пойдем, Урожай соберем. Мы моркови натаскаем И картошки накопаем. Срежем мы кочан капусты, Круглый, сочный, очень вкусный, Щавеля нарвем немножко И вернемся по дорожке. | Идут в хороводе «Таскают» «Копают» «Срезают» Показывают круг руками 3 раза «Рвут» «Идут в хороводе» |
«ПОМОЩНИКИ» | «ВЫШЕЛ ДОЖДИК ПОГУЛЯТЬ» | ||
Раз, два, три, четыре Мы посуду перемыли Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварешку. Мы посуду перемыли, Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился, Ложку мы чуть-чуть сломали, Так мы маме помогали. | Удар кулачками, хлопок Одна ладонь скользит по другой, по кругу Загибают пальчики, начиная с большого. Одна ладонь скользит по другой, по кругу Загибают пальчики Удар кулачками, хлопок | Раз, два, три, четыре, пять, Вышел дождик погулять. Шел неспешно, по привычке, А куда ему спешить? Вдруг читает на табличке: «По газону не ходить!» Дождь вздохнул тихонько: - ох! И ушел. Газон засох. | Удары по столу пальчиками обеих рук: левая начинает с мизинца, правая – с большого. Беспорядочные удары пальчиками по столу. «Шагают» средним и указательным пальцами по столу Ритмично ударяют по столу то ладонями, то кулачками. Частые ритмичные хлопки. Один хлопок. Ритмичные хлопки по столу. |
«ОВОЩИ» | «У ЛАРИСКИ - ДВЕ РЕДИСКИ» | ||
Как-то вечером на грядке Репа, свёкла, редька, лук Поиграть решили в прятки, Но сначала встали в круг. Рассчитались четко тут же: 1, 2, 3, 4, 5. Прячься лучше, прячься глубже, Ну а ты иди искать. | Играют парами. Хлопок в свои ладоши, затем хлопают о ладони напарника. | У Лариски – Две редиски. У Алешки – Две картошки. У Сережки-сорванца – Два зеленых огурца. А у Вовки – Две морковки. Да ещё у Петьки Две хвостатых редьки. | По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, сразу на обеих руках. |
«КАША» | «ЗА ЯГОДАМИ» | ||
Каша в поле выросла, К нам в тарелку пришла. Всех друзей угостим, По тарелке дадим. Птичке-невеличке, Зайцу и лисичке, Кошке и матрешке – Всем дадим по ложке. | Пошевелить всеми пальчиками. Пальчики обеих рук «шагают» по столу. «Помешать» указательным пальцем левой руки в правой ладошке. Загибать пальчики на обеих руках, начиная с больших. Разжать пальчики на обеих руках. | Раз, два, три, четыре, пять, В лес идем мы погулять. За черникой, За малиной, За брусникой, За калиной, Землянику мы найдем И братишке принесем. | Пальчики «здороваются» Пальчики «идут» по столу. Загибают пальчики, начиная с большого. |
«АПЕЛЬСИН» | «МАШИНЫ» | ||
Мы делили апельсин. Много нас, А он один. Эта долька – для ежа. Эта долька – для стрижа. Эта долька – для утят. Эта долька – для котят. Эта долька – для бобра. А для волка – кожура. Он сердит на нас – беда!!! Разбегайтесь – кто куда! | Пальцы левой руки собраны в кулак, правой рукой отгибать пальчики левой руки - «делят». Показать 10 пальцев. Показать 1 палец Загибать пальчики по одному на обеих руках, начиная с больших. Бросательное движение рукой. Сжатые кулаки прижать к груди «Бегут» пальцами по столу. | На улице нашей Машины, машины, Машины малютки, Машины большие. Спешат грузовые, Фырчат легковые. Торопятся, мчатся, Как будто живые. | Попеременные удары по столу: «кулак» - «ребро ладони» - ладонь». |
«ИГРУШКИ» | «ПЧЕЛА» | ||
На одном диване в ряд Куклы Катины сидят. Два медведя, Буратино, И веселый Чиполлино, И котенок, и слоненок, Раз, два, три, четыре, пять. Помогаем нашей Кате Мы игрушки сосчитать. | Хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно. Загибают поочередно пальчики. Разгибают поочередно пальчики Хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно. | Прилетела к нам вчера Полосатая пчела. А за нею шмель-шмелек И веселый мотылек Два жука и стрекоза, Как фонарики глаза. Пожужжали, полетали, От усталости упали. | Машут ладошками. На каждое название насекомого загибают пальчик. Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам. Машут ладошками. Роняют ладони на стол. |
«ЛАСТОЧКА» | «ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ» | ||
Ласточка, ласточка, Милая касаточка, Ты где была, Ты с чем пришла? - За морем бывала, Весну добывала. Несу, несу Весну-красну. | На каждую строку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиков, начиная с указательного, - сначала на правой, потом на левой руке. | Есть игрушки у меня: Паровоз и два коня, Серебристый самолет, Три ракеты, вездеход, Самосвал, подъёмный кран – Настоящий великан. Сколько вместе? Как узнать? Помогите сосчитать! | Хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно. Загибают пальчики. Хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно. |
«ГДЕ ОБЕДАЛ ВОРОБЕЙ» | «ЛУЧШЕ ДЕЛА НЕ НАЙТИ» | ||
- Где обедал, воробей? - В зоопарке у зверей. Пообедал я сперва за решеткою у льва. Подкрепился у лисицы, У моржа попил водицы. Ел морковку у слона. С журавлем поел пшена. Погостил у носорога, отрубей поел немного. Побывал я на пиру у хвостатых кенгуру. Был на праздничном обеде У мохнатого медведя. А зубастый крокодил Чуть меня не проглотил. | Машут перекрещенными ладошками. Ладошками изображают раскрывающуюся пасть На каждое название животного загибают по одному пальчику сначала на левой, затем на правой руке. Ладошками изображают раскрывающуюся пасть. | Для меня без молотка Жизнь была бы несладка. Без рубанка и пилы Дни бы стали не милы. Так и лезли бы с утра Скука и зевота Без клещей, без топора, без коловорота. Хорошо, что в мастерской Всё что надо под рукой. Строгай, теши – От всей души! Сверли, колоти – Лучше дела не найти! | Попеременные удары по столу: «кулак» - «ребро ладони» - ладонь». |
«ЛЕТНИЕ ЦВЕТЫ» | «НАШ ГОРОД» | ||
Луг совсем как ситцевый Всех цветов платок – Не поймешь, где бабочка, Где живой цветок. На ромашке – две букашки, А на лютике – жучок, В колокольчике – кузнечик, На гвоздике – паучок. А на маке – никого. Сколько было их всего? | Хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно. На каждое название цветка загибают по одному пальчику. Хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно. | Люблю по городу гулять, Люблю смотреть, люблю считать. Дворец – раз, церковь – два, Три – красавица Ока, А четыре – мост понтонный, Пять торговый центр огромный. Шесть – увечного огня по аллее иду я. Семь – зайду в кинотеатр. Восемь к пушке подойду, Славным воинам солдатам там цветы я положу. Девять – садик мой любимый. Десять – город мой родной. Наши милые Озёры люблю сердцем и душой. | «Шагают средним и указательным пальцами. Загибают пальцы по одному, начиная с большого на правой руке. Хлопают в ладоши и ударяют кулачками. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?
Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...
Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....
Пальчиковые игры и мелкая моторика. Развитие речи через пальчиковые игры
Пальчиковые игры и мелкая моторика....
Пальчиковые игры.Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.
Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.Консультация для родителей....
Консультация " Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?"
Пальчиковые игры- вещь, совершенно необходимая маме малыша.Помимо развития мелкой моторики , это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры -детская потешка или стихотв...
Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе
Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковая гимнастика - это не только стимул развития речи и мелкой мото...