Проект "Весна"
проект (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
Проект «Весна» для детей средней группы.
Населенный пункт: г. Сыктывкар,Эжвинский район, Республика Коми, МАДОУ №83.
Продолжительность проекта: 3 месяца.
Координатор проекта: воспитатель Гриценко Жанна Кимовна.
Цель проекта: Закрепить знания о весеннем изменении в живой и не живой природе
Исполнители: воспитатель Гриценко Ж.К, дети и родители средней группы.
Социально - нравственная проблема: неосознанное отношение к миру природы.
ПРОБЛЕМА:
У детей не сформированы знаний о весенних изменениях в живой и не живой природе. Дети не умеют сравнивать различные периоды весны, не воспитано заботливое отношение к пробуждающийся природе. У детей нет представления о первых цветах весны. Дети владеют небольшими знаниями о перелетных птицах, об их жизни в весенний период.
Дети не умеют устанавливать простейшие связи между условиями наступающего внешнего времени года и поведением животных, птиц, состоянием растительности.
Снижен уровень речевого развития, активный, пассивный словарь мал, грамматический строй речи нарушен. Отсутствует связанность речи при построений развернутого высказывания .Думаю, причиной является недостаточно материалов по данной теме, мало внимания удалено этой теме в программе детского сада. Особенно этой теме не удаляется внимания дома со стороны родителей.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Ребенок должен вырасти хозяином, чувствовать ответственность за всю живую природу, которая окружает его. Сохранить, окружающий мир для своих потомков. И мы – взрослые, воспитатели, педагоги, должны дать необходимые знания, научить беречь, любить природу с малых лет.
ЦЕЛЬ:
Закрепить знания о весеннем изменении в живой и не живой природе: развивать умение сравнивать различные периоды весны: воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе; желание больше узнать об особенностях природы своего края.
ЗАДАЧИ:
Устанавливать простейшие связи между условиями наступающего весеннего времени года и поведением животных, птиц, состоянием растительности;
Развивать стремление общаться со сверстниками в процессе игрой деятельности;
Формировать потребности в чтении, как источнике новых знаний об окружающем;
Развивать умение общаться со взрослыми, отвечать на вопросы по прочитанному, вести диалог;
Укреплять здоровье детей, приобщать к здравому образу жизни;
Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;
Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации, развивать творческие способности;
Формировать первичные представления о выразительных возможностях музыки, её способности передавать различные эмоции, настроения.
РЕФЛЕКСИЯ:
В рамках проекта, работа получилась познавательной. Проектная деятельность спланирована с учетом интеграции областей, помогая детям освоить и осмыслить новые знания, добытые с помощью родителей и воспитателей. Расширяя кругозор и представления об окружающем мире. Дети овладели конкретными знаниями. Научились делать конкретные выводы. Поняли, что надо беречь природу, любоваться ею, а не разрушать. Дети стали делиться полученной информацией из различных источников с другими детьми. Родители заинтересовались результатами и продуктами проекта
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ДИАГНОСТИКЕ.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
Этапы проекта | Деятельность людей | Деятельность педагога | Взаимодействие с семьей |
Организационный | Вжиться в игровую ситуацию. Разучивают игры, стихи, загадки, пословицы, поговорки, народные приметы. | Раскрывает проблему. Выявление проблемы через игровую ситуацию. Определяет цель, намечает задачи, для реализации поставленной цели. | Дают положительный отклик на существенную проблему. |
Планирование деятельности | В экспериментальной и продуктивной деятельности, ищут новые знания об изучаемом проекте, делятся ими со своими товарищами. | Изготавливает пособия для проекта (игры, проводит беседы, читает книги, проводит эксперименты, наблюдения, тематические экскурсии). Проводит обучения через различные игры (дидактические, подвижные, пальчиковые). Проводит продуктивную деятельность, продумывает практическую, экспериментальную деятельность. | Индивидуальные занятия об изучаемом проекте. Изготовление костюмов к театрализованному представлению: « Доживем до весны». |
Заключительный этап – ожидаемый результат | Дети свободно оперируют полученными знаниями. Применяют их в повседневной жизни. Умеют объяснять результаты наблюдений опытов, некоторых явлений, исходя из приобретенных знаний, умений, опыта. Участие в открытом занятии. Применение полученных знаний. Показ инсцинирований «Доживем до весны» | Применят сформированный материал по теме в дальнейшей работе. Открытое занятие. Альбом «Времена года» Книжки-малышки: «Перелетные птицы весной». | Оформить выставку по теме. Сделать книжки-малышки по теме: «Перелетные птицы весной». |
ПЛАН ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА
Образовательные области | Совместная деятельность педагога с детьми с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Взаимодействие с родителями | ||
Непосредственно образовательная деятельность | Образовательная деятельность в решении | ||||
Групповые | Индивидуальные | ||||
Здоровье | Здоровье сбегающие технологии: массаж, пальчиковые игры, физкультминутки. (см. картотеку) «Знакомство с правилами здорового образа жизни, полезными и вредными для здоровья привычками» Беседа: «Что ты знаешь о человеческом организме, некоторых органах и их функционировании». «Относитесь бережно к своему организму» Правила профилактики и охрана здоровья, Беседа: «Первая помощь при травмах, ушибах первых признаков недомогания». | Индивидуальные работы с такими детьми как: Данил А, Данил Г, Вика Р, Саша А, Юля Н. Повторить правила здорового образа жизни полезные и вредные для здоровья привычки. | В режимных моментах закрепить правила здорового образа жизни (полезные - режим дня, питание, сон, прогулки, гимнастика, физкультурой) | Дополнить физкультурный уголок массажорами, физкультурным оборудованием. Составить из значков, символов, схемы по правилам образа жизни. | Предложить родителям и принять участие в изготовлении различных массажоров дополнить ими физкультурный уголок. |
Безопасность | Беседа: Какие опасности таятся на улице весной: «Правила безопасности в подвижных играх» «Поведение на воде, на солнце» «Правила безопасного поведения на прогулке» «Съедобные и не съедобные грибы, ягоды, травы» Знакомство с литературными произведениями соответствующей тематики. | Повторить правила безопасного поведения в природе, на улице. Учить устанавливать связь между необдуманными и неосторожными действиями и их негативными последствиями. | Создать во время прогулки игровых и практические проблемные ситуации, таким образом инициировать проявление умений и навыков безопасного поведения. | Организовать уголок: «Безопасные ситуации, и полезные советы» «Как правильно вести себя на прогулке, улице». «Безопасность на доге». | Предложить родителям принять участие в игре – путешествии, викторине, по правилам безопасного поведения. |
Социализация | Сюжетно ролевая игра: «Дом» Цель: пробуждать к отображению в сюжете бытовых действий и трудовых процессов взрослых. Способствовать стремлению объединять в одном сюжете бытовые, литературные события. Чтение худ. И познавательной литературы. Беседы по содержанию прочитанного. Игры – имитации. Цель учить детей выразительно и детально передавать разнообразные игровые образы, имитировать характерные движения, передавать различные эмоциональные состояния. Игра экспериментирование с водой. Испытание кораблей. Театральные игры: «Веселый хоровод» по стихотворению С. Городецкого «Весенняя песенка». Игра – имитация: «Звери и птицы встречают весну». | Индивидуальная работа с такими детьми как: Андрей П, Егор А, Даниил С, помочь детям в продумывании возможных игровых ситуациях, связанных с темой «весна». Лера Ж. Данил А. Яна Ч: помочь зафиксировать продуманные ситуации, события, при помощи пиктографического письма. Лера Ж. Кристина Б. Игорь К. развивать умение передовать действия, отношения настроение персонажей. Использовать средства выразительности. | Игровая площадка на улице используется для активной разнообразной творческой игровой деятельности во время прогулки. | Оформление игровой площадки на улице для проведения различных игр, наблюдений. Изготовление атрибутов к играм. | Участие в конкурсе поделок из различного бросового материала, бумаги. Тема: «Испытание кораблей» Привлечь родителей к оформлению участка, группы на улице. |
Труд | Труд в природе: Выкопать и разрыхлить клумбы. Провести посадку цветов. Д.И. «Посади грядку» Цель учить воспроизводить с помощью символов значков порядок трудового процесса при посадке. Сюжетно ролевая игра «Дача» Изготовление атрибутов к игре «Дача». Цель: учить отражать в игре лицо взрослых, включать реальные трудовые процессы. Рассматривание инструментов при помощи, которых люди делают на огороде грядки, сажают рассаду. | Индивидуальная работа с такими детьми как: Данил Г, Вика Г. Андрей П. Яна Ч. Учить детей правильно пользоваться инструментами. | Разбить на участке мини огород, для продуктивной деятельности детей. | Оформить мини огород и клумбу, для проведение трудовых процессов, наблюдений. | Привлечь родителей к оформлению и созданию клумбы и мини огорода на участке. |
Познание | Рассматривание картинок иллюстраций, отражающие красоту, многообразия природы весной. Знакомство с фотографиями и видеоматериалом о жизни животных и растений в весенний период времени, в естественной природной среде. Д.И.: «Путаница», «Кто, где живет», «Узнать по следу», «подбери что подходит», «Выставка весенних цветов». Обогатить представления об окружающем мире, заучивание стихов народных примет, потешек поговорок о весне. Целевая экскурсия, экскурсия в весенний парк. Эксперименты: наблюдения за срезанными ветками различных деревьев, что происходит через несколько дней с ветками? Одновременно ли на всех ветках появляются листики? Почему? Одновременно ли оживает природа. Составление тематического букета «Подснежники». Закрепить цифры 1-10, порядковый и обратный счет. Упражнение в режиме задач. | Индивидуальная работа с такими детьми как: Таня Г. Саша С. Данил А. Игорь К. помочь запомнить стихи поговорки о весне. | Территория детского сада используется для наблюдений за весенними пейзажами природой. | Создать вместе с детьми книжку самоделку о времени года весна. Оформление выставки в книжном уголке. | Найти картинки иллюстрации фотографии о весенней природе, или нарисовать. |
Коммуникация | Составление повествовательных рассказов о времени года весна, используя при этом стихи. Придумывание сказок и загадок о весне. Учить передавать мимикой, жестами характер героев, настроение. Д.И.: «Цепочка слов» Учить подбирать слова на заданный звук, выделять начальный звук и конечный. Фантазии, сказки, мини-эссе на темы: «Пришла весна» «Прилет птиц» «Как ты поступишь если увидишь как разрушают гнезда птиц» | Индивидуальная работа с такими детьми как: Таня Г. Миша С. Андрей П. Вика Г. Егор А. закрепить умения подбирать слова на заданный звук, выделять начальный звук и конечный звуки. С такими детьми как Данил А. Саша А. Игорь К. Вика П. закрепить умение составлять рассказ о весне, опираясь на схему | Прогулки, наблюдения за сезонными изменениями в живой и не живой природе в весенний период. Выделение основных признаков весны. | Составление схемы о весне, придумывание знаков символов. | Помочь детям составить, придумать загадки о весне, оформить в виде рисунков. |
Чтение художественной литературы | Заучивание стихов о весне: А. Плещеев: «Ух тает снег бегут ручьи» А. Пушкин: «Улыбкой ясною природа…» Б. Заходер: «Долго шла весна тайком» Я. Аким: «Села на лавочку первая бабочка» Потешки: «Весна, весна красна», «Идет матушка весна». Народные приметы поговорки о весне. Чтение рассказов Г. Скрвеицкого «Четыре художника». | Индивидуальная работа с такими детьми как: Андрей П. Юля Н. Вика П. Вика К. помочь детям запомнить наизусть стихи о весне. Учить читать их выразительно. | На прогулке при чтении художественной литературы, выделять сезонные изменения весной, подчеркнуть основные признаки. | Придумывание знаков, схем, символов для заучивания наизусть стихов о весне. Организовать выставку книг русских поэтов, которые писали о весне | Помочь организовать выставку книг, подобрать книги по теме. |
Художественное творчество | АПЛИКАЦИЯ. «Самые красивые цветы маме» учить вырезать круги, разного размера, цвета и составлять красивую композицию. «Бабочка», учить вырезать бабочку приемом сгибания прямоугольника, дополнительно наклеивание узоров на крылья. «Весенняя песня скворца», закрепить приемы вырезания глаз. Учить передавать весенний колорит. «Весной в лесу» учить более точно передавать пейзаж, используя приемы, обрывной аппликации. ЛЕПКА «Птички», «Первые цветы», «Божья коровка», «Бабочка», учить лепить по представлению, передавать характерные особенности, использовать в работе сетку… Развивать художественный вкус. КОНСТРУИРОВАНИЕ «Пчёлка», «Гусеница». РИСОВАНИЕ «Весенний пейзаж», «Первые весенние цветы», «Проснувшиеся насекомые». | Индивидуальная работа с такими детьми как: Слава М. Артем Л. Егор А. Вика Г. Закрепить приемы сгибания пополам, вырезая нужную фигуру. | На прогулке рассматривать весенний пейзаж. | Организация выставки пейзажей о весне таких художников как: В. Бякишев: «Голубая весна» Л. Бородоная: «Апрель» В. Бялышукий «Весенний день» и т.д. | Помочь организовать выставки художников по теме «Весна» |
Физическая культура - В.Д. двигательная | Эстафета с бегом: «Собери скворечники» П/И с мячом «Когда это бывает» П/И с бегом: «Охотники и звери», «Перелет птиц». Физкультминутка: «Весенняя» | Индивидуальная работа с такими детьми как: Слава М. Вика Г. Андрей П. упражнение в беге, ловля мяча. | На прогулке закрепить слова и движение Физкультминутки: «Весенняя» | Дополнить физкультурный уголок атрибутами к П/И играми. | Предложить родителям принять участие в изготовлении, масок, атрибутов к подвижным играм. |
Музыка В.Д. – музыкально-художественная | Разучивание песен о весне. Слушание музыки. | Индивидуальная работа с такими детьми как: Лиза У. Настя Т. Вова В. Разучивать слова песни. | В режимном моменте закрепить слова песен о весне. | Дополнить музыкальную зону музыкальными инструментами (шумовыми) | Предложить родителями изготовить вместе с детьми шумовые инструменты из бросового материала. |
ПРОНОЗ ВОЗМОЖНЫХ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ И СПОСОБЫ ИХ КОРРЕКЦИИ
Негативные последствия | Способы коррекции |
Неактивные родители | Родительское собрание. Воспитателю объяснить цели и задачи проекта: «Весна» Необходимость участия родителей в теме. |
Нехватка литературы по теме | Привлечь родителей в созданий картотек, книжек-малышек по теме |
Нехватка демонстративного материала | Привлечь родителей в приобретении нужного демонстративного материала. |
Нехватка музыкального инструмента | Привлечь родителей в пополнении фонотеки. |
Список литературы:
1. А. Плещеев: «Уже тает снег, бегут ручьи»
2. А. Пушкин: «Улыбкой ясною природа»
3. Б. Заходер: «Долго шла весна тайком»
4. Я. Аким: «Села на лавочку, первая бабочка»
5. Хрестоматия для старшего возраста: «Потешки о весне»
6. Т. Скрелуцкий: «Четыре художника»
7. Н.В. Елкина, Т.И. Тарабарина: Популярное пособие для родителей и педагогов «100 загадок».