статья "Цветные стеклыСки"
статья по теме

Соловьева Владлена Витальевна

Рассуждение о чувствах и эмойиях ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsvetnye_steklyski.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

«Цветные стеклыСки»                                           

                                                     

 Разбилась ваша любимая хрустальная ваза. С полки: бам, и вдребезги. От бабушки еще в наследство досталась. И все - нет вазы. Только осколки старинного хрусталя по всей гостиной. Внутри шквал эмоций: обида, досада, горечь, смесь из ноток истерики, агрессии и вечного «кто виноват?» Вы то морщите носик, то сдвигаете брови.  Цунами чувств и эмоций накатывают на ваше сознание и с плеском отступающей волны оставляют на побережье осколки обиды. Уже не такой липкой и всепоглощающей. Вот далеко не полный спектр переживаний взрослого человека, ощутившего на себе горечь утраты средней руки. Но вот в комнату входит ваша дочь. Создание с голубым бантом, невероятным образом крепящемся на трех рыженьких волосиках.

- Стеклыски! Цветные стеклыски! - улыбается родное личико под голубым бантом, заражая вас уже иным полярным спектром чувств, спектром, который всей своей полицветностью уложился у вашего ребенка во фразе «цветные стеклышки». Этого знакомства с миром эмоций ей вполне достаточно. Причем «стеклышки» эти могут выражать как радость, так и обиду, удивление, отчаяние, восторг или страх. Ребенку достаточно одного предметно-ассоциативного примера, чтобы выразить свое отношение к явлению или предмету.

     Чувства ребенка в отличие от эмпирической составляющей взрослого человека намного полнее, шире и многогранней, хотя в сравнении с тем же тетядядей, умещаются они всего лишь в одну-две предметные составляющие. Рассмотрим для примера такое сильное чувство для человека любого возраста, как страх. Для меня страх - это неприятное ощущение скованности, расползающееся от солнечного сплетения к животу и останавливающееся ватной тяжестью в коленях и покалыванием в предплечьях. Он сопровождается тревогой, грустью или апатией, всплеском воспоминаний или попыткой убежать от него в мир иллюзий. А для дочери страх - это паучок, маленький с красными глазами и волосатыми лапками. А еще его иногда хочется потрогать. В этом прослеживается потребность формирующегося организма в адреналине, как в попытке контроля над своими чувствами. Но понимаем ли мы эти чувства, можем ли правильно отнестись к ним, пытаемся ли вообще задуматься над этим? Зачастую нет, мы почему-то склонны считать чувства ребенка такими же маленькими, как и он сам, а это в корне не верно, так как чувства не подчиняются принципам пропорциональности, они существуют вне их, так же как и вне границ возрастного пространства. Именно поэтому у нас с раннего детства может остаться тот же страх перед тьмой или водой, необъяснимая радость перед мягкой игрушкой, или замешательство перед любой техникой.

     Ребенок умней тебя, у него сильней не логическая,  а чувственная (духовная) составляющая, так называемое Богово начало. Поэтому не следует трансформировать его чувства, заставляя его подчиняться общепринятой морали и корпоративности. Недаром  древними славянами сказано: «Устами младенца глаголит истина»

     И вообще если углубиться в основы докириллической лингвистики слова «Чувство» и  «Чадо» имеют однокоренную природу происхождения.  Да Бог с ней с лингвистикой, сами смотрите: «Чувство, чудо, чадо…» Видите связь? Ну как это нет!? Чувство есть чудо, а рожденное в чувстве чадо - чудо вдвойне! Теперь видите? То-то.

     Итак, мы с вами пришли к тому, что чувство ребенка - это заключенное в наглядно - образном примере смысловое зерно истины, включающее в себя множество эмоций взрослого человека. Не разрушайте это зерно, не пытайтесь навязывать личности ребенка ваши чувства - ведь они ваши и ему они ни к чему. И тогда это зерно истины найдет нужную почву - знания, опыт, родительскую поддержку и прорастет, дав поистине фантастические плоды. А вот поддержать его индивидуа необходимо как-раз-таки вам, тем, кому это чудо-чадо всецело доверяет и перед кем готово раскрыться. Выяснив позицию ребенка, пойдите с ним вместе по этому пути, обхватите своей ладонью маленькую теплую ладошку и путешествуйте по миру чувств и эмоций. Поверьте - вы сами откроете для себя много нового и неизведанного. Не вы, а ваш ребенок будет вам наставником и учителем. И тогда вам отворится потаенная дверца, за которой сокрыта тайна «цветных стеклысек», «волосатых паучьих лапок» или простого, но всеобъемлющего радостно-восторженного «класиво».

Она чувствует радость и горе,
От того что взошел день и сник,

И поверьте мне - с ней не поспоришь,
Ведь ее это истины миг.

В двух словах неразборчивой фразы
Утаит мироздания соль.

И она не ошиблась ни разу

В чувствах, будь они счастье ли боль.

Я иду к ней, когда нет ответа,
А вопросы встают что невмочь,
И всегда мне поможет советом

Четырехгодовалая дочь.

     Кто-то, прочитав это, скажет, что я начиталась современных педагогических баек, коими пестрят полки специализированных библиотек, о превосходстве детского «Я», кто-то скажет, что наша цель - взрослых: направлять и вести, а не быть ведомыми и приведет, может, сотни примеров мэтров. А кто-то просто вспомнит свою хрустальную вазу и свои «цветные стеклыски», улыбнется и почувствует, что к нему на минуту вернулось именно то большое чувство, сокрытое в этом малом сочетании слов. Вы, конечно, все правы, ведь единство мнений - это путь к лжеистине. А я просто вспомню одну из догм японской педагогики: «Есть только один философ способный так тонко заключить в малом столь великое, что жизнь его очень коротка и называется она - детство».

                                                   Радостью в детских глазах,

Стеклышек сотни хрустальных.

                                                   Разбилась старинная ваза.

     Так если я не права, то ошибались и наши предки праславяне, и японские самураи - представители двух различных великих культур, на различных географических точках мира. Кстати славянские и японские методы воспитания как мальчиков (будущих воинов и защитников), так и девочек (будущих жен и матерей) во многом взяты на вооружение современной педагогической наукой.

     Таким образом, чувства и эмоции ребенка, принятые и не искаженные взрослым составляют не только одну из основ самопознания, но и являются сами одной из граней истины. Ассоциации без наложения опыта оголены, а потому не могут скрывать изначальных смысловых значений.