Создание дидактических и психокоррекционных сказок.
методическая разработка по теме
Дети любят сказки. А сказки способствуют обогащению внутреннего мира ребенка, изменению его личностной сферы. Зная,как придумывать сказку к определенной проблеме, педагоги могут самостоятельно их создавать, способствуя развитию ребенка в нужном направлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_didakticheskikh_i_psikhokorretsionnykh_skazok.docx | 25.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание дидактических и психокорреционных сказок.
В практической деятельности педагогов порой возникают ситуации, когда необходимо косвенно, в доступной для детей форме преподнести какой-либо материал, информацию, причем сделать это, мягко воздействуя на ребенка. В данном случае одним из самых действенных приемов является собственная сочиненная сказка по необходимой проблеме. Данные сказки могут быть дидактическими и психокоррекционными.
Дидактические сказки создаются педагогами для "упаковки" учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создаётся сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок "подаются" учебные задания.
Алгоритм дидактической сказки-задания:
- Создание образа сказочной страны, в которой живет одушевляемый символ. Рассказ о нраве, привычках, образе жизни в этой стране.
- Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать злые сказочные персонажи (дракон, Кощей), стихийные бедствия (ураган, ливень), тяжелое эмоциональное состояние (скучно, тоскливо, отсутствие друзей).
3. Восстановление страны: чтобы восстановить страну, нужно выполнить определенное задание (упаковка
ученого задания).
Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается "замещение" неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.
Надо сказать, что применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту ( примерно до 11-13 лет) и проблематике (неадекватное, неэффективное поведение).
Создать психокоррекционную сказку нетрудно, и многие писатели, сами не осознавая этого, сочиняют их блестяще.
Алгоритм психокоррекционной сказки:
- В первую очередь, мы подбираем героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.
- Потом описываем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.
- Далее, помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписываем герою все переживания ребенка.
- Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы начинаем усугублять ситуацию, доводить ее до абсурда. Герой может увидеть последствия своих действий, и это подтолкнет его к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает "фигуру психотерапевта" - мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и пр. Наша задача, через сказочные события показать герою ситуацию с другой стороны, предложить альтернативные модели поведения, найти позитивный смысл в происходящем. "Увиденное в правильном свете, всё является благом" - эту мудрость хотелось бы донести до ребенка через сказку.
- Герой понимает свою неправоту и становится на путь изменений.
Создавая психокоррекционные сказки, важно знать скрытую причину «плохого» поведения. Обычно их пять. Ребенок ведет себя плохо, если:
- Он желает привлечь к себе внимание. В этом случае в коррекционной сказке будут содержаться модели социально приемлемых, положительных способов привлечения внимания.
- Он желает властвовать над ситуацией, взрослым, сверстниками. При этом в психокоррекционной сказке может быть предложена позитивная модель проявления лидерских качеств (ибо власть связана с выраженными лидерскими качествами): хороший предводитель прежде всего заботиться о своих друзьях.
- Он желает за что-то отомстить взрослому. При этом в психокоррекционной сказке есть указание на искаженное видение героем проблемы и конструктивная модель поведения.
- Ему страшно, тревожно, он желает избежать неудачи. В этом случае герои коррекционной сказки оказывают главному герою поддержку и предлагают способы преодоления страха.
- У него не сформировано чувство меры. В этом случае психокоррекционная сказка может довести ситуацию до абсурда, показывая последствия поступков героя, и оставляя выбор стиля поведения за ним.
В создании психокоррекционных сказок нам поможет собственный жизненный опыт. Ведь многие ситуации уже пережиты нами в детстве и мы можем поделиться этим с ребятами в сказочной форме.
Психокоррекционная сказка «Озорница Маша».
Жила-была девочка Маша, ей было пять лет. Маша была очень активной, озорной, любознательной, но в то же время очень доброй и умной. Она хотела все узнать сама: что находится внутри дивана, что будет с цветком, если его вынуть из земли и воткнуть обратно, как обрадуются родители, если нарисовать красивый цветок на обоях в самом видном месте. Жизнь Маши была активной и насыщенной!!! А жила Маша в большой дружной семье, где все её очень любили.
Однажды Маша была в гостях у любимой тетушки Раи. Маша весело проводила время со своими братьями и сестрами: играли в догонялки и мяч. Маше захотелось кинуть мяч выше и дальше всех: она как следует разбежалась и со всей силой пинула мяч… Мяч быстро полетел прямо в любимую фарфоровую вазу тетушки. Раздался громкий звон… Маша испугалась, подбежала к вазе и стала собирать осколки, которые сильно кололи ей руки. Вдруг в этих осколках Маша стала видеть свои плохие поступки, которые огорчала еёблизких. Маше стало очень страшно, стыдно, неуютно, холодно и хотелось исчезнуть, чтобы её никто не видел. И только Маша успела подумать о своем исчезновении, как тут же появилась фея. Фея спросила у Маши: «Что случилось, почему ты плачешь?» Маша ответила, что в осколках вазы она видит свое отражение и грустные лица своих близких. Но больше всего её огорчали отражения мамы и любимой тетушки, которые горько плакали.
Фея спросила у Маши: «Тебе жалко себя?»
- Нет, - ответила Маша. – Мне жалко моих родных и друзей, ведь я так часто их обижала.
- Я могу тебе помочь, Маша, но только если ты пообещаешь мне думать о том, как ты поступаешь с другими, не обижать их. Но если ты меня обманешь, то в каждом зеркале, в каждой речке, во всем ты будешь видеть только свои плохие поступки и грустные лица твоих близких и будешь превращаться в безобразную жабу, над которой будут все смеяться и обижать.
-Обещаю, обещаю, - заторопилась плачущая Маша.
Фея исчезла. Ваза вновь стала целой. Маша увидела в вазе счастливое лицо своей мамы.
Дидактические сказки
Сказка о том, как мир стал разноцветным.
Давным - давно весь мир был черно - белым и правили им Король -День и Королева - Ночь. Все подданные Черно - Белого Королевства носили по праздникам белую одежду, а по будням - черную.
У Короля и Королевы было семь дочерей - близнецов. Родителям нелегко, приходилось: маленькие принцессы были похожи, как капельки росы, что даже отец и мать не могли различить их.
Весь день сестры бегали, по великолепному белоснежному дворцу, играли в прятки в саду, любовались черными и белыми лебедями, которые величаво плавали в королевском пруду. Принцессы заботились о птицах, кормили их, играли с ними.
И вот однажды ударила молния, загремел гром, и шесть дней и ночей с неба лились потоки дождя такого сильного, что реки вышли из своих берегов.
Но на седьмой день буря стихла. На небе появилось Солнце, которое осветило своими золотыми теплыми лучами Землю.
Жители Черно - Белого Королевства вышли на улицу, посмотрели на просветлевшее небо, и вдруг их взорам открылось Чудо: по небу красивой дугой переливались яркие необычные краски. Люди от радости стали бросать шапки к небу и кричать: «Это Ра - бог Солнца! Это Ра дарит нам цветную Дугу! Это Ра - Дуга! Радуга!»
Из Дворца вышли Король - День, Королева - Ночь и семь принцесс. Малышки подняли, ладошки вверх и каждая из них поймала цветной лучик.
И, О, чудо! В одно мгновение их белые, как снег, волосы и одежда стали цветными. Каждая принцесса получила от Радуги свой цвет. Первая -красный, вторая - оранжевый, третья - желтый, четвертая - зеленый, пятая - голубой, шестая - синий, а седьмая - фиолетовый. Стали они разные и очень красивые.
Король - День и Королева - Ночь обрадовались: теперь они без всякого труда смогут различать Своих дочерей.
А жители Черно - Белого Королевства огорчились: им тоже захотелось иметь разноцветные наряды. А одна маленькая девочка подошла к Красной Принцессе и потрогала ее огненные волосы. И тут произошло еще одно чудо: волосы девочки и ее одежда превратились из белых в красные, точно такие же, как у Красной Принцессы.
Оказалось, что в волосах принцесс заключена волшебная сила: если прикоснуться ими к предметам, то они окрашиваются в такой же цвет. Этим чудодейственным свойством своих волос и воспользовались маленькие принцессы.
Разбежались разноцветные девочки по всей Черно - Белой стране и стали разукрашивать все вокруг. Появились зеленые леса, голубые реки, синие моря. В садах расцвели красные маки, оранжевые лилии и фиолетовые ирисы, на полях склонились желтые головки подсолнухов. На огородах хозяйки стали собирать красные помидоры и зеленые огурцы. Звери и птицы получили новые красивые шубки и перышки. Люди нарядились в разноцветные одежды.
И вот, когда все вокруг стало переливаться всеми цветами Радуги, маленькие принцессы усталые, но счастливые, присели около Королевского Пруда, чтобы поиграть со своими любимцами - лебедями.
Сказка о принцессе Темноте.
В далёком звёздном королевстве жили король Солнце и королева Луна. У них родилась дочь, и назвали они её Темнота.
Король Солнце трудился весь день на Небе: освещал своими золотыми лучами луга, поля, леса, города и сёла. Он старался заглянуть в каждый сад и огород, чтобы золотые лучи достались каждому овощу на грядке, каждой ягодке на ветке. Люди очень любили короля Солнце, радовались его теплым лучам.
Когда наступила ночь, то главной становилась королева Луна. Она выходила на Небо и светила серебристыми лучами.
Принцесса Темнота подросла, и ей очень захотелось тоже выходить на Небо. Она попросила короля Солнца взять её с собой.
И вот король Солнце появился на Небе, озаряя Землю своими тёплыми золотыми лучами, и услышал радостные возгласы людей: " Солнце, Солнце взошло! Будет хороший день!"
Но тут из-за Солнца показалась какая-то тень, и сразу стало пасмурно. Это принцесса Темнота тоже решила погулять по Небу.
И тут же в садах цветы закрыли свои красивые шапочки, овощи перестали расти и наливаться соком, а ягодки, как ни поворачивали свои бока, никак не могли их согреть.
"Ну вот, Темнота закрыла наше Солнце, испортила весь день,"-разочарованно сказали люди.
На следующий день король Солнце вновь отправился на Небо, но принцессу с собой не взял.
Темнота расстроилась, заплакала, и её слёзы упали на капустную грядку маленьким летним дождиком.
Видя, как огорчилась дочка, королева Луна пообещала взять её с собой на Небо ночью.
И вот, когда король Солнце вернулся домой, на Небо вышла королева Луна. Она держала за руку принцессу Темноту, которая старалась не мешать струящимся серебристым лучам, падающим с длинного воздушного плаща матери. Королева Луна дала принцессе коробочку, в которой были чёрные пушинки, и велела рассыпать их по одной на каждый дом. Темнота достала маленькую пушинку и бросила её вниз.
И тут же она превратилась в огромное тонкое покрывало, которое тихо опускалось на дома. И сразу погасли огни, и люди улеглись в свои тёплые постели, и заснули. "Ой, как здорово,- воскликнула принцесса Темнота. Я буду рассыпать чёрные пушинки, чтобы люди смогли хорошо отдохнуть!" Всю ночь принцесса следила, чтобы лёгкие покрывала лежали на спящих домах, и ничто бы не нарушало крепкий сон людей.
А королева Луна освещала серебристым светом всё вокруг и зажигала на Небе яркие звёзды.
С тех пор принцесса Темнота ночью выходит вместе с королевой Луной на Небо. Именно в эти ночи люди спят особенно крепко и видят интересные сны.
Легенда о морских звёздах.
Давным – давно, в далёкой Галактике появилась новая красная Звезда Красняна.
Она была очень горячая, излучала красный свет и так сильно светила, что её даже наблюдали с планеты Земля.
Особенно жаркой и яркой она была в полночь. И именно в это время Земля поворачивалась к ней Чёрным морем.
Красняна, конечно, не знала, что это Чёрное море, но она видела, какое оно глубокое и красивое.
От желания лучше разглядеть, что это такое, Красняна так напрягалась, что её лучи становились огненными и соседние Звёзды мучались от невыносимой жары.
"Что ты так сильно нагреваешься? Невозможно с тобой рядом находиться," - возмущалась холодная Звезда Леос.
"Я скоро растаю и похудею," - ворчала толстушка - Звезда Фивия.
"Да мне и самой жарко,- отвечала Красняна. Как я хотела бы искупаться в том красивом море на Земле, которое я вижу в полночь."
"Ну, так прыгай туда! И нас избавь от такого жаркого соседства,"-говорили соседи - Звёзды.
"Да, я бы с удовольствием, но никак не могу оторваться от своей Орбиты, я слишком мала, чтобы пролететь такое расстояние," - отвечала Красняна.
"Не беспокойся, соседка,- заверили Звёзды - близнецы Тис и Сит. -Мы тебе поможем."
И вот наступила долгожданная полночь.
Все звёзды собрались на орбите проводить маленькую Красную звезду. Леос, Фивия, Тис и Сит изо всех сил толкнули Красняну, она сумела оторваться от своей Орбиты, и полетела прямо к Чёрному морю.
И вот, как только она коснулась поверхности воды, лучи её зашипели, расплавились, и она рассыпалась на мелкие кусочки, которые, как только попали в холодную воду, вытянулись в разные стороны и стали маленькими звёздочками.
Эти звёздочки упали на дно и пролежали там много лет. Со временем они покрылись кораллами и стали настоящими морскими звездами.
Каждую полночь морские звёзды поднимаются на поверхность моря и посылают горячие красные лучи в далёкую Галактику, передавая привет холодной Леос, толстушке Фивии и близнецам Тису и Ситу.
Если в это время подойти к морю, то можно увидеть легкую дымку над водой. Это пар от раскаленных звёздочек поднимается к небу, словно хочет передать привет своим друзьям - звёздам в далёкую Галактику.
А те отвечают своими серебристыми лучами, озаряя поверхность моря, словно говорят: "Мы помним тебя Красняна! Счастья тебе, наша подружка!".
С этим бедный Одуванчик уже не мог смириться. Он загрустил, поник и высох от горя.
А на следующий год, на соседней лужайке выросла жёлтая семейка Одуванчиков.
Их было очень много, они рассыпались маленькими "солнышками" по всей поляне, веселились, радовались, меняли свои золотые шапочки на белые и совсем не расстраивались из-за этого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование программы Adobe Photoshop в создании дидактических игр
Работая учителем-дефектологом, столкнулась с проблемой отсутствия игр и пособий для работы с детьми с нарушениями зрения, которые в полной мере отвечали бы офтальмогигиеническим требованиям и давали б...
"Совместная деятельность ДОУ и родителей в "Творческой мастерской" по созданию дидактических игр"
Познакомившись с творческими играми, изготавливать их самостоятельно, играть со своими детьми, способствует сотрудничеству ДОУ с родителями....
Создание дидактических игр по активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста
Данная методическая разработка содержит иформацию о значении, целях и задачах дидактических игр, примеры и картотеки....
Памятка для педагогов: "Создание дидактических игр для детей в программе Power Point"
Создание дидактической игры «Собираем урожай» для детей в программе Power Point....
Конспект мастер-класса для воспитателей детских дошкольных образовательных учреждений по теме: «Создание дидактических игр в программе PowerPoint посредством переключателей»
Конспектмастер-класса для воспитателей детских дошкольных образовательных учреждений по теме:«Создание дидактических игр в программе PowerPoint посредством переключателей»...
Презентация "Создание дидактических тренажеров в сервисе Learning.Apps"
В последние годы, а тем более с введением ФГОС нового поколения, в системе образования Российской Федерации продолжаются работы по интеграции средств информационных и коммуникационных технологий, науч...
Создание условий для психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речевого развития.
Аннотация: в статье рассматриваются психологические особенности дошкольников с нарушениями речи. Представлены рекомендации по организации и содержанию психокоррекционной работы с детьми с нарушениями ...