Нравственно-патриотическое воспитание в ГБДОУ 120. Опыт работы.
статья по теме

Дятлова Жанна Валентиновна

В данной статье мы делимся опытом работы всего учреждения в плане нравственно-патриотического воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Нравственно-патриотическое воспитание, реализуемое в рамках проекта «Воспитание юного петербуржца»  в ГБДОУ №120. Опыт работы.

Авторы статьи: старший воспитатель Мишейкина Л.В., учитель-логопед Дятлова Ж.В.

 В проекте Национальной доктрины образования в Российской федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость»

Неотъемлемая часть любой системы образования –  нравственно-патриотическое воспитание. Основы патриотизма и нравственности начинают формироваться в дошкольном возрасте,  именно в этот период закладывается интерес, уважение  и любовь к своей малой родине - месту, где родился, к своему городу. Базовый этап формирования у детей любви к Родине это - накопление и социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Санкт-Петербург - это город с 300-летней историей и как любой город имеет свои достопримечательности, свои традиции. Одна из важных задач - воспитать в детях бережное отношение ко всему тому, что их окружает, осознать себя частью города, заложить фундамент личности в ребенке. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота.

       В целях приобщения детей  дошкольного возраста к историческим ценностям, воспитания толерантности, нравственно - патриотических и эстетических качеств,  для всестороннего развития личности  выбраны следующие приоритеты:

  • создание целеполагающей, педагогически обоснованной  развивающей среды в группах, направленной на ознакомление детей с основами истории Санкт-Петербурга и национальной культуры, а также с элементами мировой культуры;
  • разработка  и внедрение системы петебурговедческого образования в условиях ДОУ;
  • приобщение воспитанников  к различным видам национального, в т. ч. петербургского искусства  –  архитектура, живопись, народный фольклор, музыка и театр;
  • планомерное воспитание в детях толерантности к культурному наследию разных народов, патриотических и нравственно-эстетических чувств, направленных на развитие эмоционального, бережного отношения к родным местам, историческому прошлому, мировому культурному наследию;
  • воспитание  культуры юного петербуржца в условиях семейного социума.

     В рамках данного проекта в нашем дошкольном учреждении педагоги с детьми и родителями активно принимают участие в различных конкурсах нравственно-патриотической направленности.

 В 2013 г. педагоги Головкина М.А., Лухтан Л.В., Дятлова Ж. В. с детьми подготовительной речевой группы  и их родителями приняли участие и явились победителями всероссийского конкурса  детских художественных работ «Русь моя светлая». На конкурс в номинации «Купола над широкой Невой» было представлено 10 совместных детско-родительских работ с изображением храмов Санкт-Петербурга. Участие приняли все 14 детей группы. Итогом участия детей явился коллективный коллаж «Святое сияние куполов над Невой».  Пять работ экспонировались на выставке в мае 2013 г. в Александро-Невской лавре. В настоящее время данными работами украшены помещения дошкольного учреждения, что является гордостью как бывших, так и нынешних воспитанников учреждения.

В 2013 г. в  районном конкурсе, проводимом ГБДОУ ДОД ДДЮТ « С чего начинается Родина?» участвовало 9 педагогов нашего учреждения.

В номинации « Фрегат под парусом Петра» первое место получили педагоги: Логинова Л.А., Мишейкина Л.В. за методическую разработку « Путешествие по подземному городу». Третье место  в этой же номинации заняли педагоги группы «Дружные ребята» Дятлова Ж.В., Лухтан Л.В, Головкина М.А за методическую разработку конспекта занятия  патриотической направленности «Мы – петербуржцы!». В номинации: « Игра – дело общее» второе место за создание авторской игры «Путешествие в город мечты» получила Минина И.М., третье место получила Коен М.А за игру «Лучший город Земли!» В номинации детского рисунка «Моя любимая игрушка» участвовало девять детей из групп «Колокольчик» ( педагоги: Данилова Т.В., Белашова Е.В.) и «Светлячок» ( педагоги: Коен М.А. и Михайлова С.А.)  Струкова Лиза ( 2 место), Мунтян Марина ( 3 место).

Головкина Марина Алексеевна участвовала в поэтическом конкурсе « Моя планета», награждена грамотой от территориальной организации профсоюза Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга.

В 2014 г. педагоги  Белашова Е.В., Данилова Т.В. с детьми подготовительной группы  приняли участие в конкурсе «Петербургские фонари» На конкурс представлено 2 детские художественные работы.  В создании детских работ использовались нестандартные техники изобразительной деятельности.

     Говоря о воспитании юного петербуржца, нельзя не акцентировать внимание на  формировании  культуры поведения  маленького гражданина в городском пространстве. Воспитание горожанина, приобщение его к городской культуре является важнейшим социальным навыком, а адаптация к условиям жизни, насыщенном различными знаками, умение правильно их «читать» - это залог комфортной, успешной  и безопасной жизни будущего горожанина.  Ребёнку предстоит освоить непростой язык города, улиц, дорог.  Данная культура предполагает необходимость формирования навыков безопасного поведения детей на улицах города, в транспорте, знакомства детей с правилами дорожного движения, воспитание общей культуры поведения на улице. Результатом работы по данному направлению явилось создание проекта «Улица и мы», направленного на профилактику ДДТТ. Данный проект создали педагоги группы «Дружные ребята»  Головкина М.А., Лухтан Л.В., Дятлова Ж.В., старший воспитатель Мишейкина Л.В. Данная методическая разработка заняла первое место в районном конкурсе

« Школа дорожных наук», проводимом ЦДЮТТ « Мотор»

     В нашем дошкольном учреждении сложились замечательные, на наш взгляд, традиции – проведение тематических мероприятий «День семьи», «День памяти», «Петербургские ассамблеи», конкурсы детского творчества «Лучики творчества».  

   «День семьи» проводится с участием всех детей старших  групп учреждения и родителей  с семейными презентациями, созданием гербов своих семей, литературно-музыкальными композициями. Дети имеют возможность рассказать об особенностях своих семей, представить своих родственников, ощутить гордость за их достижения, принести в группы семейные реликвии и рассказать о них. Таким образом, воспитывается преемственность поколений, связь поколений, воспитание чувства гордости за свою семью, которая, как известно, является ячейкой всего общества. Рассматривается история своей семьи в контексте истории города, страны. Воспитывается бережное отношение к семейным традициям, архивам, реликвиям.

  «День памяти» проходит как расширенное занятие, посвящённое 70-летию со дня снятия блокады Ленинграда, на данное мероприятие приглашаются участники ВОВ, осуществляется связь  с  Советом ветеранов в лице  Т.Б. Клюевой. 27 января - особенный день, который отмечает наш город -  День полного снятия Блокады.  В нашем городе не так много семей, которых  бы не коснулись суровые годы войны, годы потерь и страданий.  Мы знаем, что в семьях наших воспитанников свято хранят память о погибших родственниках, берегут  фотографии, ордена, медали, вырезки из старых газет, которые стали семейными реликвиями. В  нашем детском саду  педагоги вместе с детьми и  родителями оформляют газеты, делают выставки детских рисунков, готовят макеты  и, конечно же, рассказывают детям о тех суровых днях из жизни нашего города, о великом человеческом подвиге. Вместе  с бабушками и дедушками воспитанников детского сада  создана Книга памяти, с  интересным фотоматериалом, рассказами очевидцев тех событий.  

    Хорошей традицией стало проведение в нашем детском саду тематических встреч с участием ветеранов Великой Отечественной войны.  К этим встречам готовятся и взрослые и дети. Воспитатели знакомят детей с книгами о войне, рассматривают фотографии, репродукции, альбомы, разучивают стихи, песни, знакомят малышей с песнями военных лет, рассказывают о  жизни ленинградцев в военные годы, о том, как работала Дорога жизни, о важных исторических событиях того времени.

     Мы искренне благодарны замечательным женщинам-блокадницам, ветеранам Великой Отечественной войны: Клюевой Татьяне Борисовне, Соловьевой Надежде Афанасьевне, Пуховой Антонине Владимировне,  которые  являются нашими почетными гостями. Их  участие, воспоминания, рассказы помогают нам  формировать у детей чувство патриотизма, любви к Родине, решать вопросы  нравственно-патриотического воспитания.

 Так,  в этом году ветераны,  пришедшие на «День памяти»,  не только рассказали о своём детстве в блокадном городе, но и принесли свои семейные реликвии - игрушки блокадного города, которые бережно хранятся   и передаются из поколения в поколение.  Пухова А.В,  Соловьева Н.А. прочитали  детям стихи собственного сочинения.  Эти материалы вошли в «Книгу  памяти», которая содержит сведения о родственниках сотрудников детского сада, которые участвовали в ВОВ, являлись защитниками Ленинграда или жили и трудились в блокадном городе. Можно считать это педагогической находкой. Книга создана при участии педагогов ДОУ Мишейкиной Л.В, Даниловой Т.В., Гориновой Т.В., Дятловой Ж.В., Мининой И.М. Содержанием данной книги стали материалы, которые бережно хранятся в семейных архивах сотрудников образовательного учреждения.

    «Лучики творчества» - конкурс, который проводится второй раз, но становится хорошей и доброй традицией. В этом конкурсе принимают участие, как дети, так и родители, и педагоги. В этом году в конкурсе приняли участие более 50 детей детского сада, 5 родителей, 16 педагогов.

     «Петербургские ассамблеи» - это любимые и традиционные для нашего учреждения литературно-музыкальные праздники, проводимые в честь дня рождения города.

          Говоря о патриотическом воспитании  очень важно использовать значимость важных событий для района, города, страны. В этой связи хочется отметить проект, который с успехом реализован  в ОУ в 2014 г.

 « Зимние Олимпийские игры». Разработала проект инструктор по физической культуре Максимова Я.А..   В проекте приняли активное участие учителя-логопеды Селиванова О.В. и  Бахтина О.В., которые использовали такой инновационный вид работы с детьми и родителями как интерактивная игра-викторина. В данном проекте приняли участие в той или иной степени все педагоги учреждения. По результатам проекта созданы стенгазеты и фотоотчёты, информация о ходе проекта, результатах размещалась на сайте дошкольного учреждения. Целью данного проекта явилось осуществление духовно-нравственного воспитания средствами физической культуры, пропаганда здорового образа жизни. В задачах проекта прописано знакомство с историей возникновения Олимпийских игр, воспитание патриотизма, активизация двигательной активности и совершенствование физических качеств и умений, осуществление социально-коммуникативного развития ребёнка, создание позитивного настроя и отличного настроения. Фотоматериалы  проекта размещены на сайте Отдела образования района.    Приведем примеры высказываний детей-участников интерактивной игры   Миша « …это был самый  счастливый день  в моей жизни . » Слова, сказанные ребёнком,  являются  оценкой деятельности педагогов нашего учреждения.

  В учреждении  поддерживаются традиции ДОУ, связанные с благоустройством территории детского сада. Участие в трудовых мероприятиях, субботниках на участке ДОУ имеют в своей основе большое нравственно-патриотическое  содержание. В таких мероприятиях воспитывается выносливость и трудолюбие, гордость за достижение полученных результатов, положительное отношение к результатам своего и чужого труда. Улучшение качества жизни на территории своего сада является частным случаем улучшения качества жизни всего города. Дети чувствуют свою причастность к большому общему делу – делу благоустройства и сохранения своего города. Через такую форму совместной деятельности взрослых и детей у педагогов есть замечательная возможность прививать воспитанникам  желание поддерживать чистоту на территории учреждения, украшать ее  цветниками, газонами,  высаживать деревья. А недавно родилась замечательная идея озеленения территории сада путём высаживания деревьев на «Аллее выпускников».

  Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Как нам кажется, все перечисленные мероприятия, успешно осуществляемые  в учреждении с помощью родителей наших воспитанников, и являются основой для воспитания такой личности.

   

                   Авторы статьи: учитель-логопед Дятлова Ж.В.

                                             старший воспитатель Мишейкина Л.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста. Опыт работы.

К структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утверждённой и введённой в действие приказом Минобрнауки РФ от 23.11.2009 N655, в области «Социализация» поставлена задача –...

«Музыка и нравственно – патриотического в воспитание в семье»

Сообщение на педсовете по теме«Музыка и нравственно – патриотического в  воспитание в семье»...

Презентация по духовно-нравственному воспитанию средствами народного творчества - опыт работы вторая младшая группа

Предлагаю вашему вниманию мой опыт работы по теме "Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников средствами народного творчества" во второй младшей группе...

Отчёт «Воспитание нравственно-патриотических качеств дошкольников через использование различных форм работы»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17598968","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

РЕАЛИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

        Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответ­ственн...

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...