Конспект этнографического праздника в подготовительной группе «Весёлые посиделки»
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
В основу этого этнографического праздника легли материалы из журнала "Дошкольное воспитание", из альбома по краеведению Волгоградской области и изучения традиций русского народа. Проводилась огромная предварительная работа. Сам праздник стал итогом масленичной недели, прошёл весело, интересно, надолго запомнился детям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
veselye_posidelki.docx | 24.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация городского округа – город Волжский Волгоградской области муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №40 «Светлячок»
Конспект этнографического праздника в подготовительной группе
«Весёлые посиделки»
Подготовила
воспитатель
I квалификационной категории
Л.П.Постилова
г.Волжский 2013 год
Тема: «Весёлые посиделки»
Цели:
- Продолжать формировать первоначальные представления об истории родного края, о его красоте и богатстве, знакомить с подлинными предметами старины, с особенностями русского быта.
- Развивать интеллект, смекалку, силу, ловкость, творческие способности.
- Воспитывать патриотические чувства, бережное отношение к предметам старины.
Оборудование:
Для создания образа крестьянской избы – чугунок, ухват, коромысло с ведерками, прялка, пяльца, деревянная посуда, рушник с вышивкой, скатерть, салфетки, костюмы для ведущей и детей, блины.
Предварительная работа:
Чтение книги О.А.Ботяковой «Солнечный круг» (о традициях русского народа), чтение русских народных сказок, загадок, пословиц, постановка мини-спектакля по русской народной сказке «Морозко», проведение группового конкурса «Русское народное творчество в нашей семье».
Ход этнографического праздника
Участников представления встречают ведущая (воспитатель) и девочки, одетые в национальные костюмы.
Ведущая: Мир вам красные девицы,
Добрым молодцам поклон!
К нам пришли повеселиться
Вы сюда со всех сторон.
Катя К. Пирогов отведать сладких,
Поиграть, пуститься в пляс
И о жизни предков славных
Наш послушать дивный сказ.
Катя Р. Как в девятнадцатом во веке,
В небывалу старину,
Заселяли наши предки
Нижневолжску сторону.
Настя На телегах добирались,
Приплывали на плотах,
Долго-долго обживались.
В неизведанных местах.
Катя К. Основали здесь станицы,
Села, крупны города,
Много им пришлось трудиться,
Веселиться – иногда.
Катя Р. Вас мы гости приглашаем
Да в крестьянскую избу,
Посиделки начинаем
В нашем дружеском кругу.
Ведущая: Гости дорогие, рассаживайтесь на лавочках поудобнее: добры молодцы по левому кругу, красны девицы – по праву руку (дети рассаживаются под звуки русской народной мелодии)
Настя Завсегда мы скажем вам,
Рады были здесь гостям;
За чайком и пирогами
Познакомимся мы с вами.
Ведущая: Гости наши – красны девицы, что лебедушки; добры молодцы, что соколики ясные. А в избе то, как прибрано и празднично ради этих гостей: к посиделкам готовились. Гости дорогие, знаете ли вы, что такое посиделки? Когда их проводили? (Ответы детей)
Ведущая: посиделки – их еще называли беседами, посидами – вечерки крестьянской молодежи. Собирались долгими осенними и зимними вечерами – занимались какой-нибудь ручной работой. В эти дни молодежь торопилась закончить домашние дела. Особенно приходилось парням. И дрова порубить, и на мельнице зерно перемолоть, и в кузне жеребца подковать. Кому-то валенки приходилось подшивать, лапти плести. А кто из вас знает, что такое лапти? (Ответы детей)
Ведущая: Правильно, лапти – это обувь крестьянина. А плели их из лыка, ивы, из мочала. Обувь недолговечная: летом служила до 5 дней, а зимой до 10-ти. Трудились не только парни. И девушкам хватало работы. Надо было воды наносить, и печь растопить, и обед сварить, и белье погладить, и за детишками присмотреть. Кто скажет, как воду раньше носили? Может, загадка, которую прочтет Катя К., поможет вам?
Два брата пузатеньких
Под гору бегут.
Один горбатенький
За вихор держит.
(Ведра и коромысло)
- А кто вспомнит, в каких русских народных сказках мы встречаемся с коромыслом? (Ответы детей)
- А кашу в чем варили? Да, в чугунке. А как чугунок в печку ставили, чтобы не обжечься? Трудный вопрос? Загадка поможет!
Катя Р. Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт.
Людям отдает,
А сам на отдых идет.
(Ухват)
Ведущая: С обедом с вашей помощью справились. Все работы окончены. День близится к концу. Молодежь собирается на посиделки. Первыми приходили девушки. Чем занимались? Шили, вязали, вышивали. И еще... Кто скажет, для чего предназначались эти предметы? Как их называют? (Показ) Правильно, веретено, пяльцы. Мастерицы за работой тихо вели разговоры и пели народные песни. Я вам прочту одно четверостишие, а потом мы вместе еще раз повторим его и покажем, как девушки работали и пели на посиделках.
Позолоченная пялица,
Мы прядем, а нитка тянется,
Мы прядем, а нитка тянется,
Нам работа наша нравится.
(Дети выполняют задание)
В те давние времена добрым молодцам полагалось входить в избу гурьбой, останавливаться у порога и, сняв шапку, кланяясь низко-низко, приветствовать: «Здравствуйте, красны девушки!» (Обращаясь к мальчикам) Ну ка, добры молодцы, покажите!
Девушки в свою очередь, поднявшись с лавок и поклонившись, приветствовали прибывших: «Здравствуйте, молодцы, хорошие!» Парень выбирал девушку, подходил к ней. Она приглашала занять место на лавочке рядом (обращаясь у девочкам). А ну ка, девочки, покажите!
Настя: Ну, народ, а теперь
Будем петь и веселиться!
Встанем дружно в хоровод,
Парни, красные девицы!
(Дети образуют хоровод)
Пожалуйста, не волнуйтесь, слова песни запоминаются легко. Я буду начинать, а вы повторять за мной и водить хоровод.
В хороводе были мы(2 раза),
Были мы (2 раза),
Что нам надо, /видели (3 раза).
Красавицу – /девицу (3 раза).
Славную, хорошую,
Славную (2 раза)
Русую кудрявую,
Русую (2 раза).
Встань девица, подбодрись (3 раза),
Встань, пониже поклонись (3 раза).
Хоть немного, потанцуй (3 раза)
- Понравилось вести хоровод? (Ответы детей)
Прекрасно! А теперь разыграем игру. Называется она «Колечко». Содержание игры таково. Веревку продевают в кольцо. Концы веревки связывают, и, взявшись за веревку, игроки образуют круг. Один из играющих становится в середину. По движению рук игроков он должен определить, у кого кольцо.
По ходу игры участники стараются ввести водящего в заблуждение: делают вид, будто передвигают рукой кольцо, игроки меняются ролью – последний занимает место водящего. (проводится игра «Колечко»).
Катя Р. Гости наши веселились
И немножко притомились,
Отдохнуть им вместе охота!
(Дети занимают место на лавке)
Катя Р. Хотите я вам сказку расскажу? Слушайте!
На море, на океане да на осрове Буяне
Стояла ель,
На ели торчало мочало.
Не начать ли сначала?
Ведущая: Я тоже такую знаю. В одном болоте жила-была лягушка по имени-отчеству Квакушка. Вздумала лягушка вспрыгнуть на мост, присела да завязила в тину хвост! Дергала (3 раза) – выдернула хвост, да завязила нос. Дергала (3 раза) – выдернула нос, да завязила хвост. Как вы думаете, что дальше? Кто скажет? (Дети высказывают свои предположения).
-Гости дорогие, а знаете ли вы, что сказки такого рода называли докучными? «Докучать» - значит надоедать, приставать. Слушатели докучали сказочнику, а сказочник – слушателям. Такими сказками нарочно поддевали слишком доверчивых людей. Но на посиделках рассказывали настоящие сказки. Героями таких сказок были волшебники, простые люди и животные. Ну-ка, кто из вас расскажет интересную сказку? (2-3 ребенка рассказывают сказки)
-Сказки не только слушали, но и слушая, определяли лучшего рассказчика. А кто же придумывал эти сказки? (Ответы детей) Правильно, народ. Народные сказки не записывались. Они сохранялись в памяти людей и передавались из уст в уста. Героя народной сказки часто выручали ум и смекалка. Он и кашу из топора сварит, и из воды сухим выйдет, и мудрену загадку отгадает. А вы умеете загадки разгадывать? (Ответы детей) Вот мы сейчас и увидим, кто из вас может стать героем народной сказки.
Катя Р. Маленькая собачка, свернувшись лежит,
Не кусает, не лает, а в дом не пускает. (Замок)
Ведущая: Ай да гости удалые: и загадки они знают, и отгадки. Но какие посиделки без кричалок и скороговорок? Ну-ка, девушки-красавицы, кто кого переговорит?
(Проводится конкурс скороговорок)
«Добр бобр для бобрят», «Варвара варила, варила, да не выварила»
- Ну, девицы, ну, умницы! Что же добры молодцы? И им задание найдем: кто кого перекричит? (Заранее готовится)
- Федул, что губы надул?
Кафтан прожег.
Моно зашить!
Да иглы нет.
А велика ль дыра?
Один ворот остался.
- Иван! Что сегодня делал?
Рукавицы искал.
Нашел?
Нашел.
Где ж они были?
Да за поясом.
- Демьян.
Чего тебе?
Куда шагаешь?
За семь верст.
Киселя хлебать?
Нет, комара искать.
Это какого же комара?
Это который меня за нос укусить хочет.
Да он же при тебе.
Где это при мне?
Да на носу у тебя.
Ведущая: Ой, да молодцы у нас громогласые, настоящие богатыри!
Быстро времечко бежит,
Самовар уже кричит.
Славно мы играли, пели,
Пироги уже поспели.
И на пир честной народ,
Взявшись за руки идет.
Представление заканчивается чаепитием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий осеннего праздника в подготовительной группе "Осенние посиделки"
Осенний праздник для детей старше-подготовительной группы включает в себя народные игры, стихи, песни, танцы. Дети рассказывают стихи на татарском, чувашском языках. Включены народные танцы....
Сценарий фольклорного праздника в подготовительной группе "Осенние посиделки"
Осенние посиделки...
Сценарий осеннего праздника в подготовительной группе "Осенины -посиделки"
Сценарий содержит материал для фольклорного праздника в подготовительной группе....
Сценарий осеннего фольклорного праздника в подготовительной группе "ОСЕННИЕ ПОСИДЕЛКИ У РУССКОЙ ПЕЧКИ"
Цель проведение фольклорного праздника «Осенние посиделки», формирование интереса к традициям русского народа.Задачи:познакомить с русской традицией - осенними посиделками - и о...
Конспект сценария осеннего праздника в подготовительной группе "Весёлая Ярмарка"
Интересный сценарий осеннего праздника для детей подготовительной группы "Весёлая Ярмарка". Весёлый праздник в непривычном формате для детей в виде Ярмарочных гуляний, с пе...
Сценарий осеннего праздника на подготовительную группу: «Осенние посиделки»
Расширять у детей знания об осени как о времени года;Создавать у них праздничное настроение и эмоциональный подъём;Закрепить песенные, танцевальные навыки, представления о русских народных традициях о...