Знакомство дошкольников с живописью посредством поэтического слова
статья (младшая группа) по теме

Николаева Екатерина Валерьевна

Опыт работы с детьми 2 младшей группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗНАКОМСТВО ДОШКОЛЬНИКОВ С ЖИВОПИСЬЮ ЧЕРЕЗ ПОЭТИЧЕСКОЕ СЛОВО.

Николаева Е.В.

МБДОУ д/с № 53

Одним из средств эстетического развития дошкольников является изобразительное искусство. Знакомству детей с произведениями изобразительного искусства в детском саду, их эмоциональному и художественному развитию придавалось огромное значение. Очень важно научить ребенка видеть красоту окружающих предметов, явлений и как по-разному их отображают в своем творчестве художники.

Детское творчество отражает окружающий мир, природу, как на основе непосредственного их восприятия, так и в результате  знакомства с произведениями искусства и литературы, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы. Отмечая влияние искусства на эстетическое воспитание дошкольников, В. А. Сухомлинский писал: "Мир, окружающий ребенка,- это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений , с неисчерпаемой красотой ". Эмоционально - творческое настроение и эстетические чувства у дошкольников  пробуждает поэзия. Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах образность природы помогает ребенку увидеть волнующую прелесть белоствольных березок, пестрых лугов , дубовых рощ, еловых хороводов и испытать радость от прекрасных встреч с окружающим миром, пробуждает желание выразить свои чувства и переживания в рисунке. А. Пушкин ("Зима", "Унылая пора"), Некрасов ("Не ветер бушует над бором"), Ф. Тютчев (" Чародейкою зимою"), А. Фет ("Чудная картина"), С Есенин (" Круглый год"), С. Маршак , И. Токмакова - вот поэты, которые своими произведениями дают возможность малышу увидеть красоту родной природы.

      Но не только поэзия способна разбудить в малыше чувство прекрасного. Русская народная сказка с изумительным богатством ее красок, описаний, с яркой характеристикой персонажей, лирическими вставками, повторами раскрывает ребенку взаимосвязь природы и человека. Природа по ходу сюжета всегда помогает положительным персонажам. Например, "веточки к ней приклонились, и яблочки к ней опустились" ("Хаврошечка"). Сказочные образы развивают эмоции, речь, мышление, воображение, фантазию, дают представления о справедливости, о чувстве долга , о необходимости борьбы со злом.

       Воспитанию нравственных чувств , гуманизма, любви к окружающему способствуют рассказы о природе . Тайны природы,  ее законы раскрываются перед детьми в рассказах В. Бианки, ("Лесные домишки", "Чей нос лучше?", "Чьи это ноги?" ), М. Пришвина (" Золотой луг", "Разговор деревьев"), Е.Чарушина ("Волчишко", "Еж",  "Медвежонок"), Г.Скребицкого (" Четыре художника") и других.

Мир природы показан в названных рассказах в забавных, интересных сюжетах, вызывающих добрые чувства, ласковые улыбки, смех детей.    

         Воспитывая на художественных образах любовь к природе , мы вместе с тем прививаем любовь к Родине. Сказки , рассказы , стихи о природе пробуждают участие, внимание ко всему живому, вызывают эмоциональный отклик, желание отобразить в рисунке картины прекрасного.

         Научить детей видеть красоту родной природы, всматриваться в нее, приобрести навыки общения с ней, наблюдать за природными явлениями можно во время ежедневных прогулок с детьми на участке. Следует обратить внимание малышей на разное состояние природы , погоды : идет дождь или светит яркое солнце ; о приближении грозы свидетельствуют быстро наплывающие тяжелые темные тучи, поднимающийся порывистый ветер, приближающиеся раскаты грома, сверкающая молния. Осенью педагог привлекает внимание детей к разноцветной окраске листьев: на  березе желтые, на осине красноватые, бурые, ярко - красные. Для усиления эмоций уместно вспомнить стихотворения И. Токмаковой " Зябнет осинка, дрожит на ветру...", А. Прокофьева "Люблю березу русскую...". Летом, наблюдая за цветами, воспитатель может загадать загадки: " Стоит в саду кудряшка, сердечко золотое , что это такое ? "(ромашка), " Белые горошки на зеленой ножке"(ландыш) и т.п. Зимой, любуясь красотой белоснежных деревьев, можно поиграть в словесные игры " Скажи правильно", "Кто больше?". Весной, гуляя вокруг детского сада, педагог обращает внимание на набухшие почки, первые весенние цветы, теплые солнечные лучи , побуждая детей почувствовать приход весны. Все эти знания, умения и навыки, полученные на прогулках, очень пригодятся малышам на нод по рисованию.

         

      В период 70-х - 80-х годов были проведены исследования возможности использования изобразительного искусства в работе с дошкольниками, проведен отбор видов искусств , определена последовательность ознакомления с видами, жанрами изобразительного искусства, средствами выразительности (Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, В.А. Езикеева, Н.М. Зубарева, Л.В. Компанцева, Р.М. Чумичева, Т.С.Комарова, Р. Г. Казакова, Т.Н. Доронова, Н.А. Курочкина, Н.Б.Халезова, Л. В. Пантелеева).

      В результате в середине  80-х годов появилась серия пособий по ознакомлению детей с изобразительным искусством. Были определены следующие виды изобразительного искусства: народное декоративно - прикладное искусство, графика, скульптура, живопись; были сделаны первые шаги по ознакомлению дошкольников с архитектурой, дизайном. Таким образом , были выделены общие задачи по ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства :

       - формировать эмоциональную культуру детей, учить чувствовать настроение, характер произведения, радоваться, печалиться, сопереживать героям, эмоционально реагировать на художественный образ;

       - различать виды и жанры изобразительного искусства;

       - знакомить с творчеством русских, советских художников, с некоторыми произведениями мирового искусства;

       - выделять выразительные средства каждого вида творчества, понимать язык искусства;

       - развивать эстетическое восприятие, художественный вкус.

Выделяют несколько этапов ознакомления дошкольников с жанрами изобразительного искусства. К первому этапу относится  искусствоведческий рассказ педагога. Сложность рассказа зависит от возраста дошкольников. Но структура остается общей:

        - название картины;

        - фамилия, имя художника;

        - о чем картина;

        - что самое главное в картине (выделение композиционного центра);

        - цвета, построение, расположение композиции;

        - изображение главного  и деталей в композиции;

        - что красивого показал художник своей картиной;

        - о чем думается, что вспоминается, глядя на картину.                

    На первом этапе ознакомления дошкольников с живописью, сразу после искусствоведческого рассказа педагога, детям, для  "чтения" картины, правомерно предлагать конкретные вопросы, направленные на перечисления увиденного в картине, на детальное рассматривание ее, с тем, чтобы подвести малышей к пониманию содержания произведения. Вопросы должны быть конкретными и подробными. Отвечая на вопросы, дети перечисляют детали произведения, устанавливают и объясняет  элементарные логические  связи   между содержанием произведения и средствами его выразительности .Пусть ответы на вопросы еще недостаточно богаты эпитетами и образными сравнениями , но в них чувствуются эмоции, мысли, которые возникают у ребенка от восприятия картины , настроение, навеянное ее содержанием.

      Итак, на первоначальном этапе ознакомления детей с изобразительном искусством стоит задача формирования интереса к живописи,  к картинам художников, развития умений внимательно рассматривать ее, эмоционально откликаться на ее содержание. Второй этап включает в себя  прием точных установок и прием колористики. Применение приема точных установок как приема ознакомления детей с живописью позволяет научить их логично рассуждать  и открывает путь к самостоятельному поиску ответа на поставленный вопрос, учит рациональному восприятию живописи, а также видению эстетических достоинств произведения. Для детей дошкольного возраста восприятие содержания произведения и его выразительных средств представляет определенную трудность. В этом ему может помочь прием колористики. Суть данного приема заключается в изменении колорита картины путем наложения цветной бумаги на цвет художника. При этом воспитатель закрывает часть картины листом бумаги, подобранным в тон композиции и соответствующим по форме силуэту закрываемого изображения. Применение такого приема обусловлено лучшим восприятием цветовой гаммы произведения. Понимание взаимозависимости цвета, колористического решения и содержания картины помогает ребенку осознанно воспринять произведение, что углубляет и обостряет чувства детей, делает их способными сопереживать героям картины. Прием точных установок и прием колористики позволяют научить дошкольников понимать взаимосвязь между содержанием и средством выразительности, одновременно включает ребенка в "соавторство" или "сотворчество" с художником. Это активизирует эмоциональную и интеллектуальную сферу ребенка, обогащает его опыт и воображение. Мысленно изменяя цветовое решение картины или ее построение, малыш по - своему повторяет путь чувств и мыслей художника в процессе создания произведения, приобретая тем самым собственный эстетический опыт.

 

                 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство дошкольников с живописью

Знакомство дошкольников с живописью. Презентация...

Знакомство дошкольника с портретной живописью. Ее влияние на творческое развитие ребенка.

Не секрет, что знакомство с живописью благотворно влияет на всестороннее развитие ребенка-дошкольника. Он учиться воспринимать красоту цвета и его оттенков, получает эстетическое удовольствие от увиде...

Знакомство дошкольников с художественным образом в условиях взаимодействия литературы и живописи.

В данной статье затронут вопрос работы с художественным образом посредством рассмотрения литиратурного произведения и произведения изобразительного искусства....

Статья " Воспитание дошкольников посредством поэтического слова"

Рассуждения о том ,как поэзия Агнии Барто и Владимира Степанова  формирует в детях нравственные качества:доброта, забота,душевность,ласка......

Знакомство дошкольников с поэтическими произведениями в ДОУ

Литература для подрастающего поколения в совокупности составляющих ее произведений исторически представляют собой сложное по нравственно-эстетическим параметрам, значительное по объему единство, опира...

Знакомство дошкольников с поэтическими произведениями в ДОУ

Литература для подрастающего поколения в совокупности составляющих ее произведений исторически представляют собой сложное по нравственно-эстетическим параметрам, значительное по объему еди...

Роль поэтического слова в развитии дошкольника

Важность художественной литературы в полноценном развитии дошкольника сложно переоценить. Велико ее воздействие на умственное, нравственное и эстетическое развитие ребенка. Более того художественная л...