КАРТОТЕКА ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ ИГР
картотека на тему

Резинкина Анна Анатольевна

Набор игр позволяющих провести диагностику психических процессов, через игру у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         

                        «Чудо-зоопарк»

   Цель: развивать логическое мышление        дошкольников, учить их делать   умозаключения, развивать объяснительно-доказательную речь

   Ход: дети рассматривают картинки – небылицы с изображением животных, которые не существуют в природе. Взрослый настаивает, что такие животные есть. Ребенок должен объяснить педагогу, почему их нет в окружающей природе. Затем педагог просит ребенка придумать животному новое сказочное название.

 

           

          « Выбери верное»

  Цель: развивать логическое мышление, обосновывать правильность своего мнения.

  Ход: педагог называет детям правильные и неправильные суждения. Например, «как вы думаете, зайчики любят морковь, потому что она вкусная или потому что она оранжевого цвета?»

                 

       

       

          «Что сначала, что потом?»

      Цель: развивать логическое мышление дошкольников, уточнить их представления о сезонных изменениях  в природе, упражнять в объяснительно-доказательной речи.

     Ход: вос-ль предлагает детям рассмотреть картину с изображением разных периодов осени и расположить их в определенной последовательности: ранняя осень, золотая, поздняя. После того, как картинки выложены, ребенок объясняет, почему он их расположил именно таким образом

         

                  

                 

               «Кто больше знает»

     Цель: развитие быстроты реакции, мыслительной активности, осведомленности.

   

  Ход: Взрослый говорит: «у меня в руке лопатка (стакан, коробка, палочка и др.) как и для чего этот предмет

можно использовать?»

     

    Д\И    «Больше или меньше»

Цель: развитие счета

Ход:

       -Поровну ли елочек и  грибов

       - Сколько  елочек?

       -Сколько грибов?

        -Выросла еще одна елочка. Чего стало больше елочек или грибов? На сколько?

       Предлагаем сосчитать количество грибов и елочек

 

       «Чем отличаются птички»

Цель: развивать мышление ребенка

Ход: ребенка просим найти 5 отличий на представленной картинке

         

         

        «Выбери подходящее слово»

 Цель: Развитие речи

 Ход: ребенку предлагают построить фразу, добавив пропущенное слово, которое необходимо выбрать из предложенных

 Например, Зимой очень холодно и часто идет …(дождь, снег, град). За едой лучше всего…(читать, играть, молчать)

           

               

                   «Соображайка»

 Цель: развитие логического мышления

 Ход: 1) Волосы у Зины светлее, чем у Ани, но темнее, чем у Веры. У кого из них самые темные волосы?

 2) Ручка длиннее  карандаша, но короче кисточки. Какой предмет самый длинный?

3) Витя сильнее, чем Вова. Вова сильнее, чем Саша. Кто самый сильный?

     

         

          «Что плавает, что тонет?»

Цель: развитие логического мышления

Ход: подбираем предметы из материала (различные) из дерева; линейка, ложка, пуговицы, карандаши, гвозди и т.д

 

       

   

           «Правильно ли я говорю?»

 

Цель: развитие логического мышления, способности к сосредоточению.

 Ход: 1)Весна бывает перед летом?

2) зима приходит после весны?

3)Лето начинается перед весной?

4) Зима начинается перед весной

    Если ребенок согласен с высказыванием, он хлопает в ладоши, если нет – отвечает правильно.

 

             

           

                     « Классификация»

 

    Цель: развитие процессов обобщения и абстрагирования

   

           

             «Четвертый лишний»

 

     Цель: развивать умение делать обобщения  и давать логическое объяснение  правильности обобщений.

   

                         

                        Д\И « Лото»

Цель:

 Ход:

 Ребенок должен положить карточки с цифрами, идущими до и после данной числовой фигуры.

 

   

  « Найди ошибки  в фигуре человека»

          Цель: изучение схемы тела.

     

           

                 «Что кому нужно»

Цель: упражнять в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям сельских профессий.

Ход: взрослый называет человека по профессии (тракторист, агроном и т.д.). Дети называют, что кому их них нужно для работы. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов.

 Оборудование: иллюстративный материал на тему «Труд в колхозе».

   

                 «Дополнение фраз»

Цель: развитие речи и процессов мышления

Ход: ребенку последовательно предъявляются ряд предложений, в каждом из которых дается начало фразы. Нужно придумать ее конец, указав либо последовательность событий, либо причинно-следственные связи. (Например, «Если пойдет дождь, то …», « Мальчики весело засмеялся, потому что …»)

               

                 

                        «Отгадай-ка»

Цель: учить описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем  существенные признаки, по описанию узнавать предмет.

Ход: ребенок, получивший фишку, встает и дает описание по памяти любого предмета, а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок расписывает свой предмет, передает фишку следующему и т.д.

         

             

                «Бывает - не бывает»

Цель: учить детей умению обосновывать свое согласие или несогласие с высказываниями партнера.

 Ход: вос-ль читает детям небылицу. Перед чтением произведения педагог предупреждает дошкольников, что если во время чтения они заметят нелепицу, то должны сказать, что так не бывает, и исправить ошибку.

               

                  «Почини игрушку»

Цель: развитие наглядно-действенного мышления

         

              «Стань так, как я скажу»

Цель: учить ориентироваться относительно себя и относительно других объектов.

                    «Что я видел»

Цель: развитие внимания, памяти.

Ход: ребенок рассматривает картинки и запоминает, что там нарисовано. Затем рассказывает.

   

           «Опиши узор» («Придумай узор»)

Цель: учить ориентироваться в двухмерном пространстве.

           «Угадай по описанию»

Цель: развивать пассивный словарь детей.

 «Выполнение поручений и отыскивание предметов»

Цель: развивать пассивный словарь ребенка

Ход:

-Покатай в машинке собаку.

-Покажи мышку

-Дай мне пирамидку и т.д.

         

     

     «Назови соседей», «Продолжай»

   Цель: закрепление последовательности.

                   «Узнай предмет»

Цель: развивать пассивный словарь детей.

Ход: показываем ребенку предмет и просим показать его на картинке.

           

                   

               «Что звучит?»

     Цель: развитие слухового восприятия.

 

                       

                   «Прогони жука»

Ход: На планшете изображена фигура человека. На определенную часть «садится» жук. Чтобы прогнать жука, надо назвать заданную часть тела.

       

               

                 «Посмотри и узнай»

      Цель: развитие восприятия.

      Ход: ребенку предлагаются таблицы с пунктирным изображением знакомых предметов. Ребенок сначала должен узнать, что изображено, а затем обвести по контуру и раскрасить полученные изображения.

     Усложнение: узнавание объектов в точечном изображении, положенных один на другой.

             

 

           

                «Угадай, кто сказал»

Цель: развитие слухового восприятия.

     

                   

             Д\И        «Поварята»

     Цель: развитие счета.

    Ход: ребенок помогает кукле-повару отсчитать крупу столовой ложкой. Ребенок отсчитывает крупу и кладет на стол камешки, чтобы не сбиваться при пересчитывании ложек. Называет число мерок.

   

              «Объясни, почему»

        Цель: упражнять детей в умении аргументировать доказательства.

 Ход: вос-ль предлагает дошкольникам объяснить выявленное свойство и противоположное свойство меняющегося объекта.

    Например, педагог говорит:

-Сегодня светит солнце, это хорошо. Почему

-Долго гулять под ярким солнцем - это плохо. Почему?

       «Кто больше назовет действий»

Цель: расширять представления детей о профессиях, активизировать словарный запас.

Ход:  ведущий называет профессию (врач, шофер, повар и т.д.), а дети называют действия человека этой профессии (например: врачи осматривает больных, выслушивает, дает лекарства, делает уколы, операции). Кто больше назовет действий – выигрывает.

             « Угадай на чем играю»

      Цель: учить соотносить звучание с инструментом.

               

              «Когда это бывает?»

   Цель: развивать представления ребенка о времени.

      «Расставь матрешек по росту».

     Цель: развивать восприятие величины, умение ориентироваться в величине предметов.

 

                Д\И «Бывает - не бывает»

 Цель: развитие воображения.

Ход: -Волк бродит по лесу

         -Волк сидит на дереве

          -Лодка по лесу плывет и т.д.

             «Вспомни и покажи»

Цель: развивать двигательную память, формирование воображения детей.

Ход: детям предлагается воспроизвести движения знакомых объектов.

     Например, махающую крыльями птицу; косолапого медведя; ползающую гусеницу и т.д.

 

               

                 

            «Рисуем музыку»

Цель: развитие творческого воображения, образного мышления.

Ход: предлагается прослушать муз. Произведение, обратив внимание на характер музыки, выразить муз. Образов. Дети самостоятельно изображают в рисунках то, о чем, с их точки зрения, рассказывает музыка.

 

    «Кто больше придумает и нарисует»

Цель: развитие восприятия, развитие воображения, актуализация

               

               

             «Волшебные кляксы»

      Цель: развитие воображения.

      Ход: изготовляем несколько клякс. Ребенок говорит, на что похожа клякса. Можно предложить дорисовать её.

 

 

                 «Вбрасывание»

       Цель: развитие моторики.

       Ход: ребенок вбрасывает горох, фасоль, камешки в бутылку.

   

  «Выкладывание узоров из палочек»

     Цель: развитие моторики.

 

           Д\И          «Аукцион»

Цель: совершенствовать знания детей в различении тканей по качеству; закрепить знания о цветах и оттенках.

Правила игры: правильно описать качество ткани, определить, какое изделие из нее можно пошить.

Материал: кусочки ткани различного качества и цвета.

Организация и методика проведения: вос-ль объявляет аукцион по продаже  ткани. Объясняет, что каждый из участников аукциона может купить для своей куклы отрез для любого наряда, если он даст правильное описание качества и цвета ткани и определит, какое изделие из нее можно пошить.  

               

           

                        «Говори наоборот»

       Взрослый говорит слово, а ребенок должен подобрать антоним (синоним).

               

         

                    «Найди ошибку»

 Перед ребенком выкладываются образцы с

Фигурой человека, где умышленно допущены

ошибки. Ребенок должен их найти.

 

     «Нанизывание бусинок на леску»

  Цель: развитие моторики.

 

          «Ощупывание поверхностей»

Цель: развитие мелкой моторики.

                 

                  «Сделай так же»

       Цель: развитие внимания (концентрация, устойчивость, объем).

     Ход: ребенку предлагаются образцы фигур, их соединение, которые необходимо воспроизвести. После того, как ребенок внимательно посмотрел, его просят воспроизвести соединения (при этом образец закрыт).

             

             «Чего на свете не бывает?»

     Цель: развитие воображения

    Ход: предлагаем ребенку нарисовать то, чего

на свете не бывает.

  «Упражнение на сгибание-разгибание»

Цель: развитие моторики.

Ход: постукивание палочкой по столу, забивание гвоздей.

 

                    Д/И «Делай как я»

  1. Продемонстрировать действия с

игрушкой и побудить ребенка следовать

примеру.

2)Показать действие с игрушкой, а затем

дать эту же игрушку ребенку для

воспроизведения образца.

                    «Чудесный мешочек»

      Цель: развитие восприятия формы, величины; развитие тактильного восприятия.

           

           

               «Кто быстрее соберет»

Цель: развитие зрительно-моторной памяти.

   Ход: Взрослый раскладывает на столе 5

различных предметов, например, ключ,

расческу, ручку, ножницы, пузырек клея.

Кто-либо из участвующих завязывает глаза, и

Он должен с максимальной быстротой, но не

больше чем за минуту, собрать эти вещи в том

порядке, котором указывает взрослый.  

               

              «Что пропало»

Цель: развитие счета и внимания.

Ход: раскладываем цифры от 1 до 5 в ряд по порядку. Ребенок закрывает глаза, взрослый прячет одну из цифр. Ребенок говорит, какая цифра пропала и объясняет почему;

Или выкладываем цифровой ряд с пропусками. Ребенок должен их закрыть.

               1 2 . 4 . 6 7 . . 10

 

                            «Диктант»

      На бумаге в клетку ребенок под диктовку

рисует узор. Узор необходимо продумать

заранее.  Желательно симметричный.

              «Дорисуй человека»

       Ребенку даются заготовки с фигурами человека. В них недостает какой-либо части тела. Ребенок дорисовывает фигуру человека.

     

                    «Покажи наоборот»

    Цель: развитие произвольного внимания,

умения соблюдать  правила.

    Ход: взрослый показывает какое-либо

движение, дети должны выполнить обратное

движение.

Например, левая нога вперед-правая нога

назад; сесть-встать; рука вверх - рука вниз

и т.д.

       

   

  «Застегивание и расстегивание пуговиц»

       Цель: развитие мелкой моторики.

      Материал: кнопки, пряжки, заклепки,  шнуровки.

 

             Д/И       «Два бассейна»

       Цель: упражнять в ориентировке в

пространстве.

   Правила игры: входить в «бассейн» можно

только по билетикам и по сигналу «плавать»,

не наталкиваясь друг на друга.

     Ход игры: на полу построены из

   cтроительного материала два «бассейна»-

  узкий и широкий с входами с одной стороны.

   Рядом с ними «касса». Дети по очереди

     «покупают» билеты, одни - узкие,

   другие –широкие; по сигналу  вос-ля,

   заходят в «бассейн» согласно форме

  билета (с узким билетом в узкий). Они

  имитируют движения пловцов. По сигналу

  вос-ля выходят из «бассейна».

            «Какой фигуры не стало»

         Цель: развитие дифференциального    восприятия, памяти, внимания.

      Ход: перед ребенком выложены в ряд три фигуры разной формы, но одинаковых по цвету и размеру. Ребенку предлагается запомнить их. Затем он закрывает он закрывает глаза, а взрослый убирает одну из фигур. Нужно угадать, какой фигуры не стало.

Усложнение: поменять фигуры местами, увеличить их количество, число различительных свойств.

 

«Бабушка укладывает в свои чемоданы …»

Цель: развитие памяти ребенка.

  Ход: лучше всего, когда участие принимают

3-5 человек. Взрослый начинает рассказ:

 «Бабушка укладывает в свой чемодан

 расческу». Следующий участник должен

повторить уже сказанное, добавив

следующий предмет. Игра продолжается до тех

 пор, пока ряд не становится таким длинным,

что его уже  нельзя воспроизвести.

 

 

                 «Что изменилось?»

    Цель: учить определять положение предметов относительно себя.

 

           «Сделай, как нарисовано»

    Ребенку предлагаются схематические

изображения фигур человека. Ребенок должен

принять такую же позу как на схеме.

          «Рассмотри, запомни, назови»

Цель: развивать у детей художественное восприятие, образную память.

Материал: картина

Ход: картина выставляется в группе. Дети внимательно ее рассматривают, затем считалкой выбирают водящего, который поворачивается к картине спиной. Дети придумывают вопросы и по очереди задают их, например: «Что находится в центре картины?», «Какого цвета?», «Что изображено в верхнем правом углу?». Водящий должен ответить на вопросы, не оглядываясь, а припоминая. Выигрывает тот, кто даст больше верных ответов.

               

               Д/И «Нарисуй вслепую»

    Цель: подготовка руки к письму.

    Ход: рисовать графические элементы по

памяти  (с закрытыми глазами).

           

 

     

              Д/И    «Найди по описанию»

   Цель: развитие логического мышления.

   Ход: Взрослый прячет игрушку  (любимый портрет), затем описывает ее внешний вид, свойства. Ребенок должен отгадать, о чем идет речь.

                   

                 «На что похоже?»

         Цель: развитие воображения.

     Ход: назвать как можно больше предметов,

похожих на изображение на карточке.

«Назови такого цвета»

«Назови такой формы»

               

               «Дорисовывание фигур»

Цель: активизация воображения, развитие способности создать оригинальные образы.

Ход: используется комплект карточек, на каждой из которых изображена фигура неопределенной формы.

Педагог говорит: «Сейчас мы будем дорисовывать волшебные картинки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка».

 После того, как ребенок дорисовал фигуру, спрашиваем: «Что ты нарисовал?»

а)

б)

     

          «Обведение по контуру»

Сначала для обведения предлагаем простые

фигуры  или линии, затем усложняем.          

               Рисование сочетаний линий

         -на дорожке - травка, заборчик и т.д.

         -железную дорогу и т.д.

 

         Рисование округлых форм.

    -солнышко

    -яблоко

    -апельсин

    -тарелка и т.д.

     

           Штриховка внутри контура

-движение руки должно быть как слева – направо, так и сверху вниз.

 

           

             

               Проведение линий

-слева - направо  

-сверху – вниз

Линии длинные – «дорожки» и короткие –

«дождик, трава, забор»          

 

            «Чудесные превращения»

Ребенку дают две полоски различной высоты. Предлагают придумать, что это такое и нарисовать, например, это мама и мальчик.

 

               «Самое веселое»

Предлагаем нарисовать что-нибудь самое

веселое на свете.

           

            «Волшебные кляксы»

       Изготовляют несколько клякс. Ребенок      говорит, на что похожа клякса. Можно предложить дорисовать ее.

   

               

            «Волшебный лес»

  Предложить детям дорисовать изображения

так, чтобы получилось картина леса. Затем

рассказать про него интересную историю.            

                 

                   «На то похоже?»

Назвать как можно больше предметов похожих на изображение на карточке.

               «Назови такого цвета»

Аналогично

           «Назови такой формы»

 

             «Найди буквы и цифры,

             которые спрятались»

Цель: актуализация образов памяти;

Совершенствование умения выделить образ

предмета, воссоздать его в рисунке;

развитие зрительного восприятия; актуализация

аналитико-синтетического деятельности;

развитие воображения.

       Ход: ребенку предлагают карточку с

«зашумленными».  Изображениями и

предлагают найти в них уже знакомые или

буквы и цифры.



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка об организации и содержании психодиагностической работы педагога- психолога.

Справка для аттестации педагога- психолога. ( раздел 1.3. экспертного заключения)....

Альбом "Психодиагностическое обследование дошкольника"

Описание методик исследования восприятия, ощущения, внимания, мышления, представлений,эмоционально-волевой сферы. Каждая методика включает в свое описание:автора, название, цель, необходимое оборудова...

Бланк психодиагностического обследования «Развитие познавательных процессов»

Удобный бланк для работы с ребенком,где указаны параметры для оценивания. Методики психолог может подобрать сам....

Бланк психодиагностического обследования «Школьная зрелость»

Удобный бланк для проведения индивидуального обследования дошкольника с целью определить уровень готовности к школьному обучению....

Психодиагностическая работа педагога-психолога ОУ по выявлению сформированности компонентов профессиональной деятельности педагогов .

В данной работе собран диагностический инструментарий   способствующий выявлению сформированности компонентов  профессиональной деятельности педагогов, а так же диагностические методик...

Психодиагностическая работа по проблемам психического развития ребенка (по запросу родителей)

Список психодиагностических методик для работы с детми дошкольного возраста....

План проведения психодиагностического обследования

План проведения психодиагностического обследования...