КАРТОТЕКА ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ ИГР
картотека на тему
Набор игр позволяющих провести диагностику психических процессов, через игру у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_psikhodiagnosticheskikh_igr.doc | 168.5 КБ |
uslovnye_oboznacheniya_k_kartoteke.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
«Чудо-зоопарк» Цель: развивать логическое мышление дошкольников, учить их делать умозаключения, развивать объяснительно-доказательную речь Ход: дети рассматривают картинки – небылицы с изображением животных, которые не существуют в природе. Взрослый настаивает, что такие животные есть. Ребенок должен объяснить педагогу, почему их нет в окружающей природе. Затем педагог просит ребенка придумать животному новое сказочное название. |
« Выбери верное» Цель: развивать логическое мышление, обосновывать правильность своего мнения. Ход: педагог называет детям правильные и неправильные суждения. Например, «как вы думаете, зайчики любят морковь, потому что она вкусная или потому что она оранжевого цвета?» |
«Что сначала, что потом?» Цель: развивать логическое мышление дошкольников, уточнить их представления о сезонных изменениях в природе, упражнять в объяснительно-доказательной речи. Ход: вос-ль предлагает детям рассмотреть картину с изображением разных периодов осени и расположить их в определенной последовательности: ранняя осень, золотая, поздняя. После того, как картинки выложены, ребенок объясняет, почему он их расположил именно таким образом |
«Кто больше знает» Цель: развитие быстроты реакции, мыслительной активности, осведомленности.
Ход: Взрослый говорит: «у меня в руке лопатка (стакан, коробка, палочка и др.) как и для чего этот предмет можно использовать?» |
Д\И «Больше или меньше» Цель: развитие счета Ход: -Поровну ли елочек и грибов - Сколько елочек? -Сколько грибов? -Выросла еще одна елочка. Чего стало больше елочек или грибов? На сколько? Предлагаем сосчитать количество грибов и елочек |
«Чем отличаются птички» Цель: развивать мышление ребенка Ход: ребенка просим найти 5 отличий на представленной картинке |
«Выбери подходящее слово» Цель: Развитие речи Ход: ребенку предлагают построить фразу, добавив пропущенное слово, которое необходимо выбрать из предложенных Например, Зимой очень холодно и часто идет …(дождь, снег, град). За едой лучше всего…(читать, играть, молчать) |
«Соображайка» Цель: развитие логического мышления Ход: 1) Волосы у Зины светлее, чем у Ани, но темнее, чем у Веры. У кого из них самые темные волосы? 2) Ручка длиннее карандаша, но короче кисточки. Какой предмет самый длинный? 3) Витя сильнее, чем Вова. Вова сильнее, чем Саша. Кто самый сильный? |
«Что плавает, что тонет?» Цель: развитие логического мышления Ход: подбираем предметы из материала (различные) из дерева; линейка, ложка, пуговицы, карандаши, гвозди и т.д |
«Правильно ли я говорю?»
Цель: развитие логического мышления, способности к сосредоточению. Ход: 1)Весна бывает перед летом? 2) зима приходит после весны? 3)Лето начинается перед весной? 4) Зима начинается перед весной Если ребенок согласен с высказыванием, он хлопает в ладоши, если нет – отвечает правильно. |
« Классификация»
Цель: развитие процессов обобщения и абстрагирования |
«Четвертый лишний»
Цель: развивать умение делать обобщения и давать логическое объяснение правильности обобщений. |
Д\И « Лото» Цель: Ход: Ребенок должен положить карточки с цифрами, идущими до и после данной числовой фигуры. |
« Найди ошибки в фигуре человека» Цель: изучение схемы тела. |
«Что кому нужно» Цель: упражнять в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям сельских профессий. Ход: взрослый называет человека по профессии (тракторист, агроном и т.д.). Дети называют, что кому их них нужно для работы. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов. Оборудование: иллюстративный материал на тему «Труд в колхозе». |
«Дополнение фраз» Цель: развитие речи и процессов мышления Ход: ребенку последовательно предъявляются ряд предложений, в каждом из которых дается начало фразы. Нужно придумать ее конец, указав либо последовательность событий, либо причинно-следственные связи. (Например, «Если пойдет дождь, то …», « Мальчики весело засмеялся, потому что …») |
«Отгадай-ка» Цель: учить описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет. Ход: ребенок, получивший фишку, встает и дает описание по памяти любого предмета, а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок расписывает свой предмет, передает фишку следующему и т.д. |
«Бывает - не бывает» Цель: учить детей умению обосновывать свое согласие или несогласие с высказываниями партнера. Ход: вос-ль читает детям небылицу. Перед чтением произведения педагог предупреждает дошкольников, что если во время чтения они заметят нелепицу, то должны сказать, что так не бывает, и исправить ошибку. |
«Почини игрушку» Цель: развитие наглядно-действенного мышления |
«Стань так, как я скажу» Цель: учить ориентироваться относительно себя и относительно других объектов. |
«Что я видел» Цель: развитие внимания, памяти. Ход: ребенок рассматривает картинки и запоминает, что там нарисовано. Затем рассказывает. |
«Опиши узор» («Придумай узор») Цель: учить ориентироваться в двухмерном пространстве. |
«Угадай по описанию» Цель: развивать пассивный словарь детей. | «Выполнение поручений и отыскивание предметов» Цель: развивать пассивный словарь ребенка Ход: -Покатай в машинке собаку. -Покажи мышку -Дай мне пирамидку и т.д. |
«Назови соседей», «Продолжай» Цель: закрепление последовательности. | «Узнай предмет» Цель: развивать пассивный словарь детей. Ход: показываем ребенку предмет и просим показать его на картинке. |
«Что звучит?» Цель: развитие слухового восприятия. |
«Прогони жука» Ход: На планшете изображена фигура человека. На определенную часть «садится» жук. Чтобы прогнать жука, надо назвать заданную часть тела. |
«Посмотри и узнай» Цель: развитие восприятия. Ход: ребенку предлагаются таблицы с пунктирным изображением знакомых предметов. Ребенок сначала должен узнать, что изображено, а затем обвести по контуру и раскрасить полученные изображения. Усложнение: узнавание объектов в точечном изображении, положенных один на другой.
|
«Угадай, кто сказал» Цель: развитие слухового восприятия. |
Д\И «Поварята» Цель: развитие счета. Ход: ребенок помогает кукле-повару отсчитать крупу столовой ложкой. Ребенок отсчитывает крупу и кладет на стол камешки, чтобы не сбиваться при пересчитывании ложек. Называет число мерок. |
«Объясни, почему» Цель: упражнять детей в умении аргументировать доказательства. Ход: вос-ль предлагает дошкольникам объяснить выявленное свойство и противоположное свойство меняющегося объекта. Например, педагог говорит: -Сегодня светит солнце, это хорошо. Почему -Долго гулять под ярким солнцем - это плохо. Почему? |
«Кто больше назовет действий» Цель: расширять представления детей о профессиях, активизировать словарный запас. Ход: ведущий называет профессию (врач, шофер, повар и т.д.), а дети называют действия человека этой профессии (например: врачи осматривает больных, выслушивает, дает лекарства, делает уколы, операции). Кто больше назовет действий – выигрывает. | « Угадай на чем играю» Цель: учить соотносить звучание с инструментом. |
«Когда это бывает?» Цель: развивать представления ребенка о времени. | «Расставь матрешек по росту». Цель: развивать восприятие величины, умение ориентироваться в величине предметов. |
Д\И «Бывает - не бывает» Цель: развитие воображения. Ход: -Волк бродит по лесу -Волк сидит на дереве -Лодка по лесу плывет и т.д. | «Вспомни и покажи» Цель: развивать двигательную память, формирование воображения детей. Ход: детям предлагается воспроизвести движения знакомых объектов. Например, махающую крыльями птицу; косолапого медведя; ползающую гусеницу и т.д. |
«Рисуем музыку» Цель: развитие творческого воображения, образного мышления. Ход: предлагается прослушать муз. Произведение, обратив внимание на характер музыки, выразить муз. Образов. Дети самостоятельно изображают в рисунках то, о чем, с их точки зрения, рассказывает музыка. |
«Кто больше придумает и нарисует» Цель: развитие восприятия, развитие воображения, актуализация |
«Волшебные кляксы» Цель: развитие воображения. Ход: изготовляем несколько клякс. Ребенок говорит, на что похожа клякса. Можно предложить дорисовать её. |
«Вбрасывание» Цель: развитие моторики. Ход: ребенок вбрасывает горох, фасоль, камешки в бутылку. |
«Выкладывание узоров из палочек» Цель: развитие моторики.
| Д\И «Аукцион» Цель: совершенствовать знания детей в различении тканей по качеству; закрепить знания о цветах и оттенках. Правила игры: правильно описать качество ткани, определить, какое изделие из нее можно пошить. Материал: кусочки ткани различного качества и цвета. Организация и методика проведения: вос-ль объявляет аукцион по продаже ткани. Объясняет, что каждый из участников аукциона может купить для своей куклы отрез для любого наряда, если он даст правильное описание качества и цвета ткани и определит, какое изделие из нее можно пошить. |
«Говори наоборот» Взрослый говорит слово, а ребенок должен подобрать антоним (синоним). |
«Найди ошибку» Перед ребенком выкладываются образцы с Фигурой человека, где умышленно допущены ошибки. Ребенок должен их найти. |
«Нанизывание бусинок на леску» Цель: развитие моторики. |
«Ощупывание поверхностей» Цель: развитие мелкой моторики. |
«Сделай так же» Цель: развитие внимания (концентрация, устойчивость, объем). Ход: ребенку предлагаются образцы фигур, их соединение, которые необходимо воспроизвести. После того, как ребенок внимательно посмотрел, его просят воспроизвести соединения (при этом образец закрыт). |
«Чего на свете не бывает?» Цель: развитие воображения Ход: предлагаем ребенку нарисовать то, чего на свете не бывает. |
«Упражнение на сгибание-разгибание» Цель: развитие моторики. Ход: постукивание палочкой по столу, забивание гвоздей. |
Д/И «Делай как я»
игрушкой и побудить ребенка следовать примеру. 2)Показать действие с игрушкой, а затем дать эту же игрушку ребенку для воспроизведения образца. |
«Чудесный мешочек» Цель: развитие восприятия формы, величины; развитие тактильного восприятия. |
«Кто быстрее соберет» Цель: развитие зрительно-моторной памяти. Ход: Взрослый раскладывает на столе 5 различных предметов, например, ключ, расческу, ручку, ножницы, пузырек клея. Кто-либо из участвующих завязывает глаза, и Он должен с максимальной быстротой, но не больше чем за минуту, собрать эти вещи в том порядке, котором указывает взрослый. |
«Что пропало» Цель: развитие счета и внимания. Ход: раскладываем цифры от 1 до 5 в ряд по порядку. Ребенок закрывает глаза, взрослый прячет одну из цифр. Ребенок говорит, какая цифра пропала и объясняет почему; Или выкладываем цифровой ряд с пропусками. Ребенок должен их закрыть. 1 2 . 4 . 6 7 . . 10 |
«Диктант» На бумаге в клетку ребенок под диктовку рисует узор. Узор необходимо продумать заранее. Желательно симметричный. |
«Дорисуй человека» Ребенку даются заготовки с фигурами человека. В них недостает какой-либо части тела. Ребенок дорисовывает фигуру человека. |
«Покажи наоборот» Цель: развитие произвольного внимания, умения соблюдать правила. Ход: взрослый показывает какое-либо движение, дети должны выполнить обратное движение. Например, левая нога вперед-правая нога назад; сесть-встать; рука вверх - рука вниз и т.д.
|
«Застегивание и расстегивание пуговиц» Цель: развитие мелкой моторики. Материал: кнопки, пряжки, заклепки, шнуровки. |
Д/И «Два бассейна» Цель: упражнять в ориентировке в пространстве. Правила игры: входить в «бассейн» можно только по билетикам и по сигналу «плавать», не наталкиваясь друг на друга. Ход игры: на полу построены из cтроительного материала два «бассейна»- узкий и широкий с входами с одной стороны. Рядом с ними «касса». Дети по очереди «покупают» билеты, одни - узкие, другие –широкие; по сигналу вос-ля, заходят в «бассейн» согласно форме билета (с узким билетом в узкий). Они имитируют движения пловцов. По сигналу вос-ля выходят из «бассейна». |
«Какой фигуры не стало» Цель: развитие дифференциального восприятия, памяти, внимания. Ход: перед ребенком выложены в ряд три фигуры разной формы, но одинаковых по цвету и размеру. Ребенку предлагается запомнить их. Затем он закрывает он закрывает глаза, а взрослый убирает одну из фигур. Нужно угадать, какой фигуры не стало. Усложнение: поменять фигуры местами, увеличить их количество, число различительных свойств. |
«Бабушка укладывает в свои чемоданы …» Цель: развитие памяти ребенка. Ход: лучше всего, когда участие принимают 3-5 человек. Взрослый начинает рассказ: «Бабушка укладывает в свой чемодан расческу». Следующий участник должен повторить уже сказанное, добавив следующий предмет. Игра продолжается до тех пор, пока ряд не становится таким длинным, что его уже нельзя воспроизвести.
|
«Что изменилось?» Цель: учить определять положение предметов относительно себя. |
«Сделай, как нарисовано» Ребенку предлагаются схематические изображения фигур человека. Ребенок должен принять такую же позу как на схеме. |
«Рассмотри, запомни, назови» Цель: развивать у детей художественное восприятие, образную память. Материал: картина Ход: картина выставляется в группе. Дети внимательно ее рассматривают, затем считалкой выбирают водящего, который поворачивается к картине спиной. Дети придумывают вопросы и по очереди задают их, например: «Что находится в центре картины?», «Какого цвета?», «Что изображено в верхнем правом углу?». Водящий должен ответить на вопросы, не оглядываясь, а припоминая. Выигрывает тот, кто даст больше верных ответов. |
Д/И «Нарисуй вслепую» Цель: подготовка руки к письму. Ход: рисовать графические элементы по памяти (с закрытыми глазами). |
Д/И «Найди по описанию» Цель: развитие логического мышления. Ход: Взрослый прячет игрушку (любимый портрет), затем описывает ее внешний вид, свойства. Ребенок должен отгадать, о чем идет речь. |
«На что похоже?» Цель: развитие воображения. Ход: назвать как можно больше предметов, похожих на изображение на карточке. «Назови такого цвета» «Назови такой формы» |
«Дорисовывание фигур» Цель: активизация воображения, развитие способности создать оригинальные образы. Ход: используется комплект карточек, на каждой из которых изображена фигура неопределенной формы. Педагог говорит: «Сейчас мы будем дорисовывать волшебные картинки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка». После того, как ребенок дорисовал фигуру, спрашиваем: «Что ты нарисовал?» а) б) |
«Обведение по контуру» Сначала для обведения предлагаем простые фигуры или линии, затем усложняем. |
Рисование сочетаний линий -на дорожке - травка, заборчик и т.д. -железную дорогу и т.д. |
Рисование округлых форм. -солнышко -яблоко -апельсин -тарелка и т.д. |
Штриховка внутри контура -движение руки должно быть как слева – направо, так и сверху вниз. |
Проведение линий -слева - направо -сверху – вниз Линии длинные – «дорожки» и короткие – «дождик, трава, забор» |
«Чудесные превращения» Ребенку дают две полоски различной высоты. Предлагают придумать, что это такое и нарисовать, например, это мама и мальчик. |
«Самое веселое» Предлагаем нарисовать что-нибудь самое веселое на свете. |
«Волшебные кляксы» Изготовляют несколько клякс. Ребенок говорит, на что похожа клякса. Можно предложить дорисовать ее. |
«Волшебный лес» Предложить детям дорисовать изображения так, чтобы получилось картина леса. Затем рассказать про него интересную историю. |
«На то похоже?» Назвать как можно больше предметов похожих на изображение на карточке. «Назови такого цвета» Аналогично «Назови такой формы» |
«Найди буквы и цифры, которые спрятались» Цель: актуализация образов памяти; Совершенствование умения выделить образ предмета, воссоздать его в рисунке; развитие зрительного восприятия; актуализация аналитико-синтетического деятельности; развитие воображения. Ход: ребенку предлагают карточку с «зашумленными». Изображениями и предлагают найти в них уже знакомые или буквы и цифры. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Справка об организации и содержании психодиагностической работы педагога- психолога.
Справка для аттестации педагога- психолога. ( раздел 1.3. экспертного заключения)....
Альбом "Психодиагностическое обследование дошкольника"
Описание методик исследования восприятия, ощущения, внимания, мышления, представлений,эмоционально-волевой сферы. Каждая методика включает в свое описание:автора, название, цель, необходимое оборудова...
Бланк психодиагностического обследования «Развитие познавательных процессов»
Удобный бланк для работы с ребенком,где указаны параметры для оценивания. Методики психолог может подобрать сам....
Бланк психодиагностического обследования «Школьная зрелость»
Удобный бланк для проведения индивидуального обследования дошкольника с целью определить уровень готовности к школьному обучению....
Психодиагностическая работа педагога-психолога ОУ по выявлению сформированности компонентов профессиональной деятельности педагогов .
В данной работе собран диагностический инструментарий способствующий выявлению сформированности компонентов профессиональной деятельности педагогов, а так же диагностические методик...
Психодиагностическая работа по проблемам психического развития ребенка (по запросу родителей)
Список психодиагностических методик для работы с детми дошкольного возраста....
План проведения психодиагностического обследования
План проведения психодиагностического обследования...