Использование сказкотерапии в работе с проблемой нежелания ребёнка идти в детский сад.
статья (средняя группа) по теме

Боголюб Людмила Викторовна

 Сказки любят все дети. В своей работе я часто использую терапевтические сказки с целью помочь детям  в решении их проблем.  Терапевтическая сказка всегда направлена на то, чтобы помочь ребенку упорядочить его внутренний мир, узнать что-то новое и осуществить желаемые изменения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование сказкотерапии в работе с проблемой нежелания ребёнка идти в детский сад.

В своей работе я часто использую терапевтические сказки с целью помочь детям  в решении их проблем.  Терапевтическая сказка всегда направлена на то, чтобы помочь ребенку упорядочить его внутренний мир, узнать что-то новое и осуществить желаемые изменения.  Сказки любят все дети. Смысл сказки воспринимается дошкольниками сразу на двух уровнях, сознательном и подсознательном. Сознание ребенка принимает буквальное содержание сказки как вымышленное: ребенок сочувствует сказочному герою, отождествляет себя с ним и даже, когда узнает свою проблему, он все равно думает, что это не про него. Подсознание же «верит» услышанному и задает нужную программу изменений в поведении, изменений ценностей, взглядов и позиций. Таким образом, терапевтическая сказка   соприкасается с проблемой ребенка, как бы по касательной, не имея прямого сходства и предлагая замещающий опыт,  в котором ребенок может «увидеть» возможности нового выбора. Очень часто в детском саду встречаются дети, которые во время утреннего посещения детского сада не хотят расставаться с  родителями, плачут, капризничают, а дома настаивают на том, чтобы не ходить в детский сад, остаться дома. Конечно, причины в самых разных случаях могут быть разными и проблема решается комплексно, с разных сторон: выясняется, насколько адаптирован ребёнок к детскому саду, каковы условия воспитания в семье,  условия пребывания данного ребёнка в детском саду. Психолог, изучив проблему, даёт рекомендации родителям и педагогам по взаимодействию с ребёнком. Самому же ребёнку бывает очень полезно рассказать одну из терапевтических сказок.  При этом я соблюдаю несколько правил. Вот самые главные из них: создание для ребенка «зоны безопасности». В сюжете сказки  сочетаются реальные и вымышленные события.  Это помогает ребенку сохранить ощущение, что всё понарошку.  Помогает ребенку не чувствовать себя виноватым, не испытывать  смущения. Он просто слушает сказку, что-то сопоставляет, сравнивает без всяких неприятных психологических последствий. Сказку  рассказываю  непреднамеренно, будто бы случайно, но стараюсь найти разумное основание для рассказывания. Это обычно бывает как продолжение разговора  с ребёнком, как обмен информацией. Например: «А вчера я увидела  по телевизору одну интересную сказку…» После рассказывания сказки никогда не обсуждаю её с ребёнком.  Даю ему ребенку время погрузиться в метафорический мир и отождествить себя с персонажами, событиями. Позже, например, на следующей встрече,  вспоминаем, обсуждаем, рисуем, разыгрываем и даже  продолжаем сказку. В качестве основы предлагаю использовать сказку Людмилы Цвирко «Как Оля полюбила садик», изменив её при необходимости под каждый конкретный случай:

-        Не пойду в детсад, - сказала Оля.

-        Оленька, деточка, мне нужно идти на работу, - просила её мама. - Если я не буду работать, у нас не будет денег, а если не будет денег, нам нечего будет есть.

Но Оля вертела головой и продолжала капризничать. С кухни прибежал кот Мурзик, прыгнул к Оле на колени и сказал: «Мяу, хочу вкусного молока и рыбку».

-        Гав-гав, - раздался звонкий лай пуделя Артемона. - Вечно этот кот выпрашивает еду, я, может, тоже хочу вкусную косточку, но жду, когда меня покормят.

-        Ну, вот и животным нужна еда, - сказала мама. - И черепашка ждёт сочную капусту.

Оля посмотрела на животных и задумалась.

-        Не так уж и плохо в детском саду: на Новый год подарки дарили, и дед мороз приходил, построили большую горку с ребятами и катались. Скоро 8 марта, и Анна Вячеславовна говорила, что будет утренник. Придут мамы и бабушки, а мы будем с ребятами петь, и танцевать, и читать стихи, будем дарить открытки, которые сами смастерили, и мама купит мне платье и красивый бант.

Мама вышла в прихожую. Оля, одетая в шубку и сапожки, ждала маму.

- Идём в детский сад, - сказала она маме. - Я пошутила.

С тех пор Оля всегда ходила в детсад и не капризничала. Там было всегда весело и много друзей, а когда возвращалась домой, её радостно встречали кот, пес и черепашка. У них всегда была еда. А Оле мама к утреннику купила очень красивое платье и бант.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВ ЛИ РЕБЁНОК ИДТИ В ДЕТСКИЙ САД

Статья о готовности ребенка посещать детский сад...

ГОТОВ ЛИ РЕБЁНОК ИДТИ В ДЕТСКИЙ САД

Статья о готовности ребенка посещать детский сад...

ГОТОВ ЛИ РЕБЁНОК ИДТИ В ДЕТСКИЙ САД

Статья о готовности ребенка посещать детский сад...

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

Данная презентация создавалась для иллюстрации выступления педагога-психолога на первом родительском собрании для родителей детей, поступающих в детский сад....

Проблема адаптации ребёнка к условиям детского сада

Меры облегчающие адаптацию ребенка  к условиям ДОУ. Признаки психомоционального напряжения....

Использование сказкотерапии в работе педагога-психолога в детском саду

Использование сказкотерапии в работе педагога-психолога в детском саду...

Нежелание ребёнка идти в садик

laquo;Не хочу, не пойду…», и так каждое утро. Знакомо?Нежелание ребёнка идти в садик — болезненно воспринимается родителями и педагогами детского сада....