Рабочая программа "Безопасность"
рабочая программа по теме
Рабочая программа по реализации социально-личностного направления. 6 - 7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_bezopasnosti.docx | 45.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по социально-личностному развитию детей №9 «Золотой улей»
Рассмотрена и рекомендована к утверждению педагогическим советом №5 «15» марта 2013 г. | Утверждена: Заведующим МБДОУ №9 «Золотой улей» Алиевой Ольгой Николаевной Приказ от 15.03.2013 г. № 20-О.д. |
Рабочая программа
по реализации социально-личностного направления
Образовательная область: безопасность
Вид непосредственно образовательной деятельности: формирование целостной картины мира
Возрастная группа: 6-7 лет
Сведения о разработчиках:
Прилипухова Светлана Петровна, воспитатель
Бочкова Ирина Михайловна, воспитатель
2013 – 2014 учебный год
Моршанск
Пояснительная записка
Седьмой год жизни — продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается становление новых психических образований, появившихся в пять лет. Вместе с тем дальнейшее развертывание этих образований создает психологические условия для появления новых линий и направлений развития. Появляется познавательная мотивация в общении. Определяются предпочтения в общении (внеситуативно-личностное общение). Активно развивается целенаправленное запоминание. Ребенок способен активно осваивать нравственные нормы. Развивается способность к самоорганизации. Происходит формирование компетентности в различных видах деятельности и сфере отношений. Ребенок уже способен принимать собственные решения. На основе наглядно-образного к 7 годам начинают формироваться элементы логического мышления. Формируется планирующая функция речи, затем развивается внутренняя речь. В основе познания – самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. Большое внимание надо уделять организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Рабочая программа социально-личностной направленности по формированию целостной картины мира для детей подготовительной группы (от 6 до 7 лет) составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, на основе основной общеобразовательной программы МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей №9 «Золотой улей».
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
- Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста, 2002;
- Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста, 2004.
Режим реализации программы
Общее количество образовательных ситуаций в год | Количество непосредственно образовательных ситуаций в неделю | Длительность непосредственно образовательной ситуации | Форма организации образовательного процесса |
18 | 0, 5 | 30 минут | групповая |
Цель: подготовить ребенка к встрече с различными сложными, опасными жизненными ситуациями, адекватно вести в них, сформировать у ребенка навыки разумного поведения.
Задачи обучения:
Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способа поведения в них;
- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Бережем свое здоровье
Формировать первичные представления о здоровом образе жизни.
Развивать желание сохранять и укреплять свое здоровье (соблюдать режим дня, правильно питаться, заниматься спортом).
Рассказывать (в доступной форме) о бактериях, вызывающих заболевания, о профилактике заболеваний, лекарствах и о пользе витаминов.
Уточнять и расширять представления о связи между болезнью и ее причиной, о правилах безопасного общения с больным.
Расширять представления о профессиях людей, помогающих нам быть здоровыми.
Безопасный отдых на природе
Формировать основы экологической культуры.
Продолжать знакомство с правилами поведения на природе.
Знакомить с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесенными в нее.
Уточнить и расширить представления о таких явлениях природы, как гроза, гром, молния, радуга, ураган, знакомство с правилами поведения человека в этих условиях.
Безопасность на дорогах
Систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомить с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект».
Развивать свободную ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду местности. Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности.
Продолжать знакомство с дорожными знаками – предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными.
Подвести детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.
Расширять представления детей о работе ГИБДД
Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.
Безопасность собственной жизнедеятельности
Формировать представления о том, что полезные и необходимые бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и стать причиной беды (электроприборы, газовая плита, инструменты и бытовые предметы)
Закреплять правила безопасного обращения с бытовыми предметами.
Формировать у детей понимание необходимости соблюдать меры предосторожности и умения оценивать свои возможности по преодолению опасности.
Уточнить знания о работе пожарных, правилах поведения при пожаре.
Формировать у детей навыки поведения в ситуациях: «Один дома», «Потерялся», «Заблудился».
Расширять знания детей о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи.
Формировать умения обращаться за помощью к взрослым.
Закрепить знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03»
Закрепить умение называть свой домашний адрес
Закрепить правила безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, катание на санках, коньках, лыжах и др.).
В программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у детей общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития дошкольников.
Программа составлена в соответствии с тематическими циклами, что создает основу для развития познавательных и творческих способностей детей и межпредметных связей по разделам:
- «Развитие речи» - развитие монологической речи при описании различных ситуаций «Один дома», «Потерялся», «Заблудился» и т.д.
- «Продуктивная деятельность» - рисование, лепка дорожных знаков
- «Формирование элементарных математических представлений» - ознакомление с ориентировкой, представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т.д.)
- «Чтение художественной литературы» - чтение произведений о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи
Педагогический анализ знаний и умений детей проводится два раза в год:
Продолжительность диагностического периода:
Стартовая диагностика: 15.09.2013 – 30.09.2013 г.,
Итоговая диагностика: 15.04.2014 – 30.04.2014 г.
Основные требования к уровню подготовки детей 6-7 лет по безопасности:
- уметь соблюдать элементарные правила безопасного поведения в детском саду, на улице и в транспорте, дорожного движения;
- уметь различать и называть специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Полиция»), объяснять их назначение
- знать значения сигналов светофора
- знать и называть дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи».
- уметь различать проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра»
- знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).
Тематический план
№ п/п | Темы развивающих образовательных ситуаций на игровой основе | Объем учебной нагрузки (часы) |
1 | Ребенок дома | 4 |
2 | Ребенок и природа | 4 |
3 | Здоровье и эмоциональное благополучие | 3 |
4 | Ребенок на улицах города | 4 |
5 | Ребенок в общении с людьми | 3 |
Итого | 18 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Плановые сроки прохождения | Непосредственно образовательная деятельность | Реализация тем в режимных моментах и свободной деятельности | ||
Тема | Программные задачи | Дополнительное методическое обеспечение | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | 09.09.2013 | «В мире опасных предметов» | Закрепить у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими | К.Ю.Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников», стр. 8 | Рассматривание обстановки групповой комнаты. Беседы «Если вещи лежат на месте», «Где положишь, там и возьмешь» Продуктивная деятельность: коллективная уборка групповой комнаты |
2 | 23.09.2013 | «Электроприборы» | Закрепить у детей представление об электроприборах, об их значении для людей, о правилах пользования ими | К.Ю.Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников», стр. 10 | Рассматривание предметов и иллюстраций. Беседы: «Электричество полезное и опасное» Дидактические игры «Можно – нельзя» |
3 | 07.10.2013 | «Пожар» | Знакомить детей с правилами пожарной безопасности, учить осторожному обращению с огнем | К.Ю.Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников», стр. 13 | Рассматривание иллюстраций. Беседы «Огонь – друг или враг», «Чтобы не было беды» Чтение С.Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» |
4 | 21.10.2013 | «Скорая помощь» | Учить детей в случае серьезного заболевания взрослого или ребенка быстро реагировать на ситуацию: не теряться и позвать взрослого или вызвать «скорую помощь» | К.Ю.Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников», стр. 21 | Беседы: «Как помочь себе и другу». Дидактические игры и упражнения «Окажи помощь», «Что делать, если … (порезал палец, обжегся… и т.д.) Сюжетно-ролевая игра «Скорая помощь» |
5 | 11.11.2013 | «Гроза» | Знакомить детей с правилами поведения во время грозы | К.Ю.Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников», стр. 24 | Рассматривание иллюстраций Продуктивная деятельность «Пожар», «Гроза» |
6 | 25.11.2013 | «Лекарственные растения» | Познакомить детей с лекарственными растениями, дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения | К.Ю.Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников», стр. 27 | Рассматривание иллюстраций. Беседы «Как лечить болезни», «Где живут витамины» Чтение М.Безруких «Разговор о правильном питании» |
7 | 09.12.2013 | «Съедобные и несъедобные грибы» | Учить детей отличать съедобные грибы от несъедобных; дать знания о том, что в пищу можно употреблять съедобные грибы только после обработки (варки, засолки). | К.Ю.Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников», стр. 33 | Рассматривание грибов, составление описательных рассказов Продуктивная деятельность «Съедобные и несъедобные грибы» |
8 | 23.12.2013 | «Кошка и собака – наши соседи» | Учить детей понимать состояние и поведение животных; знать, как обращаться с ними | К.Ю.Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников», стр. 40 | Рассматривание иллюстраций Чтение А.Дмитриев «Незнакомая кошка», Г.Новицкая «Дворняжка» Продуктивная деятельность «Мое домашнее животное» |
9 | 13.01.2014 | «У Мишки в гостях» | Воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням | К.Ю.Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников», стр. 48 | Беседы: «Если хочешь быть здоров», «Как сберечь свое здоровье» Продуктивная деятельность: плакаты о здоровом образе жизни, паспорт здоровья |
10 | 27.01.2014 | «Чтобы нам не болеть» | В игровой форме, используя зрелищные выступления, исполнительские возможности детей, их способность проявлять выдумку, находчивость, самостоятельность и творческую активность, воспитывать доброе отношение к тем, кто заботиться об их здоровье (к врачам); формировать осознанное отношение к необходимости укреплять здоровье с помощью зарядки, витаминов | К.Ю.Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников», стр. 51 | Беседы «Почему люди болеют», «Как уберечься от болезней» Чтение И.Семенов «Как стать Неболейкой». Сюжетно-ролевая игра «Больница» |
11 | 10.02.2014 | «Поездка к морю» | Закрепить представления детей о том, как вести себя на воде (в море); учить оказывать элементарную помощь пострадавшим | К.Ю.Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников», стр. 62 | Рассматривание иллюстраций. Беседы «Правила поведения на воде», «Не зная броду, не суйся в воду» Продуктивная деятельность: «Морское путешествие» |
12 | 24.02.2014 | «Мы знакомимся с улицей» | Познакомить детей с улицей, ее особенностями; закрепить правила поведения на улице: надо быть внимательным, идти только по тротуару, по правой его стороне, переходить улицу только по подземному переходу или специально выделенному – «зебре», если нарушишь эти правила, можно попасть под машину | К.Ю.Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников», стр. 66 | Экскурсия, целевая прогулка по улице, к пешеходному переходу. Рассматривание картин, иллюстраций «Улица города» Беседа «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать» |
13 | 11.03.2014 | «Знай и выполняй правила уличного движения» | Закрепить с детьми знания правил уличного движения; знать, что люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разрешающем сигнале светофора; детям играть у дорог и на тротуаре нельзя; транспорт ездит по правой стороне мостовой; знать назначение и сигналы светофора; уметь определять по сигналу светофора, в каком направлении разрешено движение транспорта и людей | К.Ю.Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников», стр. 67 | Экскурсия, целевая прогулка к светофору. Рассматривание иллюстраций Беседа «Безопасное поведение на улице». Обсуждение опасных ситуаций Чтение С.Михалков «Светофор» Сюжетно-ролевая игра «Дорожный патруль» |
14 | 24.03.2014 | «Зачем нужны дорожные знаки» | Закрепить знания детей о правилах поведения на улице; вспомнить известные дорожные знаки – переход; познакомить с новыми знаками: «зебра», внимание, осторожно, дети. | К.Ю.Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников», стр. 69 | Рассказ-беседа о знаках. Сюжетно-ролевая игра «Правила дорожного движения» Продуктивная деятельность «Дорожные знаки» |
15 | 07.04.2014 | «Знакомство с транспортом» | Дать представление о транспорте разного вида (грузовом, пассажирском, воздушном, водном), закрепить правила поведения на улицах города | К.Ю.Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников», стр. 73 | Рассматривание иллюстраций Беседы «Мы – воспитанные пассажиры» Дидактические игры по желанию детей Сюжетно-ролевые игры по правилам дорожного движения Лото «Транспорт» |
16 | 21.04.2014 | «О несовпадении приятной внешности и добрых намерений» | Предостеречь детей от неприятностей, связанных с контактом с незнакомыми людьми | К.Ю.Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников», стр. 82 | Рассматривание иллюстраций Беседа «Люди знакомы е и незнакомые» |
17 | 12.05.2014 | «Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми» | Предостеречь детей от контактов с незнакомыми людьми; способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми | К.Ю.Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников», стр. 83 | Рассматривание иллюстраций Беседа «Предотвращение опасных ситуаций при контактах с незнакомыми людьми» Обыгрывание и обсуждение ситуаций |
18 | 26.05.2014 | «Если чужой приходит в дом» | Научить детей правильно вести себя дома, когда они остаются одни | К.Ю.Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников», стр. 86 | Беседа «Гости званые и незваные» Обыгрывание и обсуждение ситуации Чтение: Е.Тамбовцева-Широкова «Кто твой друг и кто твой враг?», «Находчивый Дима» |
Диагностический инструментарий для определения уровня усвоения программного материала
Безопасность | |||
№ задания | Критерии | Методика проведения | Оборудование |
Задание 1 | Соблюдает элементарные правила безопасного поведения в детском саду, на улице и в транспорте, дорожного движения | Воспитатель дает оценку в процессе наблюдений за поведением ребенка в детском саду во время режимных моментов, во время целевой прогулки, дороги в учреждения социума | Дидактические игры, загадки, рассматривание картинок, иллюстраций |
Задание 2 | Понимает значения сигналов светофора | Воспитатель дает оценку в процессе наблюдений за поведением ребенка во время целевой прогулки, дороги в учреждения социума | Беседы, сюжетно-ролевые игры, рассматривание картин, иллюстраций |
Задание 3 | Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи» | Воспитатель дает оценку в процессе наблюдений за поведением ребенка во время целевой прогулки, дороги в учреждения социума | Дидактические игры, загадки, рассматривание картинок, иллюстраций |
Задание 4 | Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра» | Воспитатель дает оценку в процессе наблюдений за поведением ребенка во время целевой прогулки, дороги в учреждения социума | Беседы, сюжетно-ролевые игры, рассматривание картин, иллюстраций |
Задание 5 | Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе) | Воспитатель дает оценку в процессе наблюдений за ребенком, во время прогулок | Беседы, сюжетно-ролевые игры, рассматривание картин, иллюстраций |
Мониторинг образовательного процесса | |||||||
Направление «Социально-личностное развитие» | |||||||
Группа детского сада: группа детей возраста от 6 до 7 общеразвивающей направленности Дата проведения мониторинга: | |||||||
Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям | |||||||
Фамилия, имя ребенка | Образовательная область «Безопасность» | ||||||
Соблюдает элементарные правила безопасного поведения в детском саду, на улице и в транспорте, дорожного движения | Различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Полиция»), объясняет их назначение | Понимает значения сигналов светофора | Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи» | Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра» | Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе) | Уровень развития ребенка | |
1. | |||||||
2. | |||||||
3. | |||||||
4. | |||||||
5. | |||||||
6. | |||||||
7. | |||||||
8. | |||||||
9. | |||||||
10 | |||||||
11 | |||||||
12 | |||||||
13 | |||||||
14 | |||||||
15 | |||||||
16 | |||||||
17 | |||||||
18 | |||||||
19 | |||||||
20 | |||||||
21 | |||||||
22 | |||||||
23 | |||||||
24 | |||||||
25 | |||||||
26 | |||||||
Общий уровень развития |
Оценка уровня развития:
1 балл – требуется внимание специалиста
2 балла – требуется корректирующая работа
3 балла – средний уровень развития
4 балла – уровень развития выше среднего
5 балла – высокий уровень развития
Список литературы:
- Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста, 2002;
- Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Циклограмма распределения рабочего времени учителя-логопеда в течение рабочей недели
Циклограмму распределения рабочего времени учителя-логопеда необходимо поместить в рабочую программу....
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...