Рабочая программа "Безопасность"
рабочая программа по теме

Рабочая программа по реализации социально-личностного направления. 6 - 7 лет.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_bezopasnosti.docx45.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по социально-личностному развитию детей №9 «Золотой улей»

Рассмотрена и рекомендована

к утверждению педагогическим советом №5

«15» марта 2013 г.

Утверждена:

Заведующим МБДОУ №9 «Золотой улей»

            Алиевой Ольгой Николаевной

           Приказ от 15.03.2013 г. № 20-О.д.

Рабочая программа

по реализации социально-личностного направления

Образовательная область: безопасность

Вид непосредственно образовательной деятельности: формирование целостной картины мира

Возрастная группа: 6-7 лет

Сведения о разработчиках:

Прилипухова Светлана Петровна, воспитатель

Бочкова Ирина Михайловна, воспитатель

2013 – 2014 учебный год

Моршанск

Пояснительная записка

Седьмой год жизни — продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается становление новых психических образований, появившихся в пять лет. Вместе с тем дальнейшее развертывание этих образований создает психологические условия для появления новых линий и направлений развития. Появляется познавательная мотивация в общении. Определяются предпочтения в общении (внеситуативно-личностное общение). Активно развивается целенаправленное запоминание. Ребенок способен активно осваивать нравственные нормы. Развивается способность к самоорганизации. Происходит формирование компетентности в различных видах деятельности и сфере отношений. Ребенок уже способен принимать собственные решения. На основе наглядно-образного к 7 годам начинают формироваться элементы логического мышления. Формируется планирующая функция речи, затем развивается внутренняя речь. В основе познания – самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

        Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. Большое внимание надо уделять организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

        Рабочая программа социально-личностной направленности по формированию целостной картины мира для детей подготовительной группы (от 6 до 7 лет) составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, на основе основной общеобразовательной программы МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей №9 «Золотой улей».

        Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

  1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста, 2002;
  2. Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста, 2004.

Режим реализации программы

Общее количество образовательных ситуаций в год

Количество непосредственно образовательных ситуаций в неделю

Длительность непосредственно образовательной ситуации

Форма организации образовательного процесса

18

0, 5

30 минут

групповая

        Цель: подготовить ребенка к встрече с различными сложными, опасными жизненными ситуациями, адекватно вести  в них, сформировать у ребенка навыки разумного поведения.

        Задачи обучения:

        Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

  • формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способа поведения в них;
  • приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
  • передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
  • формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Бережем свое здоровье

        Формировать первичные представления о здоровом образе жизни.

        Развивать желание сохранять и укреплять свое здоровье (соблюдать режим дня, правильно питаться, заниматься спортом).

        Рассказывать (в доступной форме) о бактериях, вызывающих заболевания, о профилактике заболеваний, лекарствах и о пользе витаминов.

        Уточнять и расширять представления о связи между болезнью и ее причиной, о правилах безопасного общения с больным.

        Расширять представления о профессиях людей, помогающих нам быть здоровыми.

        Безопасный отдых на природе

        Формировать основы экологической культуры.

        Продолжать знакомство с правилами поведения на природе.

        Знакомить с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесенными в нее.

        Уточнить и расширить представления о таких явлениях природы, как гроза, гром, молния, радуга, ураган, знакомство с правилами поведения человека в этих условиях.

        Безопасность на дорогах

        Систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомить с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект».

Развивать свободную ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду местности. Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности.

        Продолжать знакомство с дорожными знаками – предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными.

        Подвести детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.

        Расширять представления детей о работе ГИБДД

        Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.

        Безопасность собственной жизнедеятельности

        Формировать представления о том, что полезные и необходимые бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и стать причиной беды (электроприборы, газовая плита, инструменты и бытовые предметы)

        Закреплять правила безопасного обращения с бытовыми предметами.

        Формировать у детей понимание необходимости соблюдать меры предосторожности и умения оценивать свои возможности по преодолению опасности.

        Уточнить знания о работе пожарных, правилах поведения при пожаре.

Формировать у детей навыки поведения в ситуациях: «Один дома», «Потерялся», «Заблудился».

Расширять знания детей о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи.

Формировать умения обращаться за помощью к взрослым.

Закрепить знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03»

Закрепить умение называть свой домашний адрес

Закрепить правила безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, катание на санках, коньках, лыжах и др.).

В программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у детей общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития дошкольников.

Программа составлена в соответствии с тематическими циклами, что создает основу для развития познавательных и творческих способностей детей и межпредметных связей по разделам:

  1. «Развитие речи» - развитие монологической речи при описании различных ситуаций «Один дома», «Потерялся», «Заблудился» и т.д.
  2. «Продуктивная деятельность» - рисование, лепка дорожных знаков
  3. «Формирование элементарных математических представлений» - ознакомление с ориентировкой, представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т.д.)
  4. «Чтение художественной литературы» - чтение произведений о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи

Педагогический анализ знаний и умений детей проводится два раза в год:

Продолжительность диагностического периода:

Стартовая диагностика: 15.09.2013 – 30.09.2013 г.,

Итоговая диагностика: 15.04.2014 – 30.04.2014 г.

Основные требования к уровню подготовки детей 6-7 лет по безопасности:

  • уметь соблюдать элементарные правила безопасного поведения в детском саду, на улице и в транспорте, дорожного движения;
  • уметь различать и называть специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Полиция»), объяснять их назначение
  • знать значения сигналов светофора
  • знать и называть дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи».
  • уметь различать проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра»
  • знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).

Тематический план

№ п/п

Темы развивающих образовательных ситуаций

на игровой основе

Объем учебной нагрузки (часы)

1

Ребенок дома

4

2

Ребенок и природа

4

3

Здоровье и эмоциональное благополучие

3

4

Ребенок на улицах города

4

5

Ребенок в общении с людьми

3

Итого

18

Календарно-тематическое планирование

Плановые сроки прохождения

Непосредственно образовательная деятельность

Реализация тем в режимных моментах и свободной деятельности

Тема

Программные задачи

Дополнительное методическое обеспечение

1

2

3

4

5

6

1

09.09.2013

«В мире опасных предметов»

Закрепить у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими

К.Ю.Белая

«Как обеспечить безопасность дошкольников», стр. 8

Рассматривание обстановки групповой комнаты. Беседы «Если вещи лежат на месте», «Где положишь, там и возьмешь» Продуктивная деятельность: коллективная уборка групповой комнаты

2

23.09.2013

«Электроприборы»

Закрепить у детей представление об электроприборах, об их значении для людей, о правилах пользования ими

К.Ю.Белая

«Как обеспечить безопасность дошкольников», стр. 10

Рассматривание предметов и иллюстраций.

Беседы: «Электричество полезное и опасное»

Дидактические игры «Можно – нельзя»

3

07.10.2013

«Пожар»

Знакомить детей с правилами пожарной безопасности, учить осторожному обращению с огнем

К.Ю.Белая

«Как обеспечить безопасность дошкольников», стр. 13

Рассматривание иллюстраций.

Беседы «Огонь – друг или враг», «Чтобы не было беды»

Чтение С.Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»

4

21.10.2013

«Скорая помощь»

Учить детей в случае серьезного заболевания взрослого или ребенка быстро реагировать на ситуацию: не теряться и позвать взрослого или вызвать «скорую помощь»

К.Ю.Белая

«Как обеспечить безопасность дошкольников», стр. 21

Беседы: «Как помочь себе и другу».

Дидактические игры и упражнения «Окажи помощь», «Что делать, если … (порезал палец, обжегся… и т.д.)

Сюжетно-ролевая игра «Скорая помощь»

5

11.11.2013

«Гроза»

Знакомить детей с правилами поведения во время грозы

К.Ю.Белая

«Как обеспечить безопасность дошкольников», стр. 24

Рассматривание иллюстраций

Продуктивная деятельность «Пожар», «Гроза»

6

25.11.2013

«Лекарственные растения»

Познакомить детей с лекарственными растениями, дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения

К.Ю.Белая

«Как обеспечить безопасность дошкольников», стр. 27

Рассматривание иллюстраций.

Беседы «Как лечить болезни», «Где живут витамины»

Чтение М.Безруких «Разговор о правильном питании»

7

09.12.2013

«Съедобные и несъедобные грибы»

Учить детей отличать съедобные грибы от несъедобных; дать знания о том, что в пищу можно употреблять съедобные грибы только после обработки (варки, засолки).

К.Ю.Белая

«Как обеспечить безопасность дошкольников», стр. 33

Рассматривание грибов, составление описательных рассказов

Продуктивная деятельность «Съедобные и несъедобные грибы»

8

23.12.2013

«Кошка и собака – наши соседи»

Учить детей понимать состояние и поведение животных; знать, как обращаться с ними

К.Ю.Белая

«Как обеспечить безопасность дошкольников», стр. 40

Рассматривание иллюстраций

Чтение  А.Дмитриев «Незнакомая кошка», Г.Новицкая «Дворняжка»

Продуктивная деятельность «Мое домашнее животное»

9

13.01.2014

«У Мишки в гостях»

Воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням

К.Ю.Белая

«Как обеспечить безопасность дошкольников», стр. 48

Беседы: «Если хочешь быть здоров»,

«Как сберечь свое здоровье»

Продуктивная деятельность: плакаты о здоровом образе жизни, паспорт здоровья

10

27.01.2014

«Чтобы нам не болеть»

В игровой форме, используя зрелищные выступления, исполнительские возможности детей, их способность проявлять выдумку, находчивость, самостоятельность и творческую активность, воспитывать доброе отношение к тем, кто заботиться об их здоровье (к врачам); формировать осознанное отношение к необходимости укреплять здоровье с помощью зарядки, витаминов

К.Ю.Белая

«Как обеспечить безопасность дошкольников», стр. 51

Беседы «Почему люди болеют», «Как уберечься от болезней»

Чтение И.Семенов «Как стать Неболейкой».

Сюжетно-ролевая игра «Больница»

11

10.02.2014

«Поездка к морю»

Закрепить представления детей о том, как вести себя на воде (в море); учить оказывать элементарную помощь пострадавшим

К.Ю.Белая

«Как обеспечить безопасность дошкольников», стр. 62

Рассматривание иллюстраций.

Беседы «Правила поведения на воде», «Не зная броду, не суйся в воду»

Продуктивная деятельность: «Морское путешествие»

12

24.02.2014

«Мы знакомимся с улицей»

Познакомить детей с улицей, ее особенностями; закрепить правила поведения на улице: надо быть внимательным, идти только по тротуару, по правой его стороне, переходить улицу только по подземному переходу или специально выделенному – «зебре», если нарушишь эти правила, можно попасть под машину

К.Ю.Белая

«Как обеспечить безопасность дошкольников», стр. 66

Экскурсия, целевая прогулка по улице, к пешеходному переходу. Рассматривание картин, иллюстраций «Улица города»

Беседа «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать»

13

11.03.2014

«Знай и выполняй правила уличного движения»

Закрепить с детьми знания правил уличного движения; знать, что люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разрешающем сигнале светофора; детям играть у дорог и на тротуаре нельзя; транспорт ездит по правой стороне мостовой; знать назначение и сигналы светофора; уметь определять по сигналу светофора, в каком направлении разрешено движение транспорта и людей

К.Ю.Белая

«Как обеспечить безопасность дошкольников», стр. 67

Экскурсия, целевая прогулка к светофору. Рассматривание иллюстраций

Беседа «Безопасное поведение на улице». Обсуждение опасных ситуаций

Чтение С.Михалков «Светофор»

Сюжетно-ролевая игра «Дорожный патруль»

14

24.03.2014

«Зачем нужны дорожные знаки»

Закрепить знания детей о правилах поведения на улице; вспомнить известные дорожные знаки – переход; познакомить с новыми знаками: «зебра», внимание, осторожно, дети.

К.Ю.Белая

«Как обеспечить безопасность дошкольников», стр. 69

Рассказ-беседа о знаках.

Сюжетно-ролевая игра «Правила дорожного движения»

Продуктивная деятельность «Дорожные знаки»

15

07.04.2014

«Знакомство с транспортом»

Дать представление о транспорте разного вида (грузовом, пассажирском, воздушном, водном), закрепить правила поведения на улицах города

К.Ю.Белая

«Как обеспечить безопасность дошкольников», стр. 73

Рассматривание иллюстраций

Беседы «Мы – воспитанные пассажиры»

Дидактические игры по желанию детей

Сюжетно-ролевые игры по правилам дорожного движения

Лото «Транспорт»

16

21.04.2014

«О несовпадении приятной внешности и добрых намерений»

Предостеречь детей от неприятностей, связанных с контактом с незнакомыми людьми

К.Ю.Белая

«Как обеспечить безопасность дошкольников», стр. 82

Рассматривание иллюстраций

Беседа «Люди знакомы е и незнакомые»

17

12.05.2014

«Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми»

Предостеречь детей от контактов с незнакомыми людьми; способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми

К.Ю.Белая

«Как обеспечить безопасность дошкольников», стр. 83

Рассматривание иллюстраций

Беседа «Предотвращение опасных ситуаций при контактах с незнакомыми людьми»

Обыгрывание и обсуждение ситуаций

18

26.05.2014

«Если чужой приходит в дом»

Научить детей правильно вести себя дома, когда они остаются одни

К.Ю.Белая

«Как обеспечить безопасность дошкольников», стр. 86

Беседа «Гости званые и незваные»

Обыгрывание и обсуждение ситуации

Чтение: Е.Тамбовцева-Широкова «Кто твой друг и кто твой враг?», «Находчивый Дима»

Диагностический инструментарий для определения уровня усвоения программного материала

Безопасность

№ задания

Критерии

Методика проведения

Оборудование

Задание 1

Соблюдает элементарные правила безопасного поведения в детском саду, на улице и в транспорте, дорожного движения

Воспитатель дает оценку в процессе наблюдений за поведением ребенка в детском саду во время режимных моментов, во время целевой прогулки, дороги в учреждения социума

Дидактические игры, загадки, рассматривание картинок, иллюстраций

Задание 2

Понимает значения сигналов светофора

Воспитатель дает оценку в процессе наблюдений за поведением ребенка во время целевой прогулки, дороги в учреждения социума

Беседы, сюжетно-ролевые игры, рассматривание картин, иллюстраций

Задание 3

Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи»

Воспитатель дает оценку в процессе наблюдений за поведением ребенка во время целевой прогулки, дороги в учреждения социума

Дидактические игры, загадки, рассматривание картинок, иллюстраций

Задание 4

Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра» 

Воспитатель дает оценку в процессе наблюдений за поведением ребенка во время целевой прогулки, дороги в учреждения социума

Беседы, сюжетно-ролевые игры, рассматривание картин, иллюстраций

Задание 5

Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе)

Воспитатель дает оценку в процессе наблюдений за ребенком, во время прогулок

Беседы, сюжетно-ролевые игры, рассматривание картин, иллюстраций

Мониторинг образовательного процесса

Направление «Социально-личностное развитие»

      Группа детского сада: группа детей возраста от 6 до 7 общеразвивающей направленности                  Дата проведения мониторинга:

Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям

Фамилия, имя

ребенка

Образовательная область «Безопасность»

Соблюдает

элементарные правила безопасного поведения в детском саду, на улице

 и в транспорте,

дорожного движения

Различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Полиция»), объясняет их назначение

Понимает значения сигналов

 светофора

Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи»

Различает

 проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра»

Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей

 природе)

Уровень развития ребенка

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

Общий уровень развития

        Оценка уровня развития:

1 балл – требуется внимание специалиста

2 балла – требуется корректирующая работа

3 балла – средний уровень развития

4 балла – уровень развития выше среднего

5 балла – высокий уровень развития

Список литературы:

  1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста, 2002;
  2. Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста, 2004.

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Циклограмма распределения рабочего времени учителя-логопеда в течение рабочей недели

Циклограмму распределения рабочего времени учителя-логопеда необходимо поместить в рабочую программу....

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...