"Прогулка в детском саду"
статья по теме
Предварительный просмотр:
Прогулка занимает в режиме дня детей дошкольного возраста значительное время и имеет огромное педагогическое значение. Прогулка организуется два раза в день: в первую и во вторую половину дня. Согласно Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях ежедневная продолжительность прогулки детей должна составлять не менее 4–4,5 часов. Фактически дети гуляют меньше, продолжительность прогулки по разным причинам сокращается, а ее оздоровительный и развивающий потенциал используется далеко не в полной мере.
Стихийность и однообразие являются типичными недостатками организации прогулок в современном детском саду. Прогулки проводятся без учета возрастных закономерностей физического и психического развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей состояния здоровья и развития. Целенаправленное и систематическое педагогическое воздействие нередко подменяется присмотром за детьми.
Данный номер журнала посвящен прогулке детей дошкольного возраста. Рассматриваются педагогическое значение прогулки, ее роль и место в режиме дня ребенка-дошкольника и воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения.
Анализируются медико-гигиенические и педагогические аспекты организации прогулки детей дошкольного возраста в условиях детского сада, определяется необходимое стационарное и выносное оборудование для проведения прогулок с детьми раннего и дошкольного возраста.
Характеризуются структура и содержание прогулок с детьми дошкольного возраста, формы, методы и приемы организации деятельности детей на прогулке: наблюдения, опыты и эксперименты, разные виды игр, в том числе с природными материалами, индивидуальная работа и пр.
Представляются различные виды прогулок: тематические прогулки, прогулки дошкольников в социокультурном пространстве современного города и совместные прогулки с детьми и родителями и др. Даются рекомендации по их организации и методике проведения, представлены сценарии тематических прогулок для детей старшего дошкольного возраста и сценарий совместной прогулки с родителями и детьми раннего возраста, не посещающими детский сад.
Большое внимание уделяется участку дошкольного образовательного учреждения. Приводятся санитарно-гигиенические требования к устройству и содержанию участка, представляются проекты ландшафтного дизайна городского детского сада и проекты современной эколого-развивающей и этнокультурной предметно-развивающей среды территории детского сада.
Характеризуются особенности организации и содержания прогулок дошкольников в детских садах Германии, Норвегии и Швеции, рассказывается об обустройстве территории европейских детских садов и приемах организации деятельности детей на свежем воздухе.
Надеемся, представленный опыт отечественных и зарубежных педагогов позволит разнообразить содержание прогулок с детьми, сделать их полезными и интересными, а также создать на территории дошкольного учреждения оригинальную предметно-развивающую среду, отвечающую современным требованиям и позволяющую осуществлять разностороннее развитие детей дошкольного возраста по основным направлениям — физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
Инструкция
1
Проверьте готовность и безопасность оборудования на участке, где будут гулять дети. Все снаряды для детских игр должны быть надежно укреплены, чтобы не создавались экстренные ситуации.
2
Наблюдайте за соответствием одежды детей времени года и погодным условиям. Не допускайте, как переохлаждения, так и перегрева детского организма.
3
Позаботьтесь о том, чтобы деятельность детей на прогулке носила разнообразный характер, не допускайте монотонности и однообразия. Прогулка – такой же элемент развития физического и интеллектуального состояния ребенка, как и другие методы работы с детьми. Составьте план прогулочной деятельности с четкими структурными этапами и с обозначением цели и задач на каждом из них.
4
Включите в прогулку с воспитанниками детского сада такой метод развития личности ребенка, как наблюдение. К примеру, можно провести наблюдение по теме «Зима». Акцентируйте внимание детей на основных признаках данного времени года. Можно задавать им вопросы типа: «Ребята, посмотрите себе под ноги. Что покрывает землю?», «Давайте посмотрим на деревья, что с ними случилось?», «Вы видите бабочек, мух, кузнечиков? Куда они исчезли?» и т.п.
5
Добавьте в прогулку ручной труд, как элемент развития детской личности. Например, можно организовать уборку дорожки от опавших листьев, вооружившись небольшими вениками, или полив цветов на клумбах из маленьких детских леек и т.п. Формируйте у ребят положительное отношение к такого рода занятиям.
6
Не забывайте и о подвижных и творческих играх во время детской прогулки. Выбирайте игры по своему усмотрению, важно, чтобы они соответствовали возрастной категории группы, были разнообразными, безопасными для детей, и несли в себе определенные развивающие цели. К примеру, из подвижных игр, это могут быть «Горелки», «Прятки», «Морские фигуры» и т.п. К творческим играм можно отнести: «Рисунки на асфальте», «Кто найдет самый красивый листочек?», «Лепим снеговика» и пр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для воспитателей детского сада «Прогулки в детском саду».
Методическая разработка представляет собой развернутые конспекты проведения прогулок во всех возрастных группах на все сезоны и включает в себя разнообразие игровых упражнений для дошкольников, направ...
Консультация и интерактивная игра «Организация и проведение прогулки в детском саду» для воспитателей детского сада
Консультация проводится в интерактивной форме с использованием игровых приемов. Цель - обобщение знаний педагогов об организации и методике проведения прогулки с дошкольниками в разных возрастных груп...
Методическая разработка для воспитателей детского сада «Прогулки в детском саду».
Прогулка - один из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент,требующий от педагога высокого профессионализма. В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и ф...
Методическая разработка для воспитателей детского сада «Прогулки в детском саду».
Методическая разработка представляет собой развернутые конспекты проведения прогулок во сех возрастных группах на все сезоны и включает в себя разнообразие игровых упражнений для дошкольников, направл...
Методическая разработка для воспитателей детского сада «Прогулки в детском саду».
Прогулка - одна из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент, требующий от педагога высокого профессионализма. В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и ...
Методическая разработка для воспитателей детского сада «Оздоровительные прогулки в детском саду».
Современный период можно назвать временем поиска наиболее эффективных путей введения инноваций в практику работы детских садов. Педагогическими коллективами уделяется внимание организации образователь...
Методическая разработка для воспитателей детского сада «Прогулки в детском саду» в младшей группе
Прогулка - одна из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент, требующий от педагога высокого профессионализма....