"Шустрики" и "Мямлики"
статья (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
«Шустрики» и «мямлики»
Что же это за дети – «шустрики» и «мямлики»?
«Шустрик» - непоседливый, неугомонный, подвижный, гиперактивный ребенок.
Очень часто слышим:«Ты куда? Ну, сколько можно беситься! Ты что, не видишь куда идешь? Опять ты весь вывозился! Прекрати бегать! Немедленно оставь его в покое! и т.д.»Такие тирады сопровождают жизнь «шустрика». Его родители даже завидуют родителям спокойных, малоподвижных детей. С них глаз нельзя спускать. Они вечно в движении, всегда торопятся, всюду лезут, все трогают, бросают, роняют и вообще постоянно учиняют чудовищный беспорядок. И все время есть риск, что упадут, измажутся, порежутся, обожгутся. И они падают, мажутся, режутся, полностью оправдывая опасения взрослых. Это дети, которые до самой школы так и не научились ходить – только бегают, не научились сидеть – уже через минуту начинают вертеться, дергаться, елозить, а потом зевать и скучать. Таким детям очень трудно приспособиться и они попадают в разряд трудных и неудобных.
«Мямлик» - медлительный, задумчивый, не сразу реагирующий на изменение ситуации ребенок.
Здесь часто слышится:«Ну, давай же скорей! Что за копуша! Быстро! Сколько раз повторять! Ну, торопись же! и т.д.» Такие ежедневно повторяющиеся сцены не способствуют благоприятному развитию взаимоотношений матери и ребенка. Растет внутренняя напряженность, учащаются конфликты, связанные с самыми различными поводами. Ребенок попадает в разряд трудных и упрямых.
Подобные особенности поведения во многом обусловлены физиологически (трудное течение беременности, родовые травмы и т.д.). Однако это не просто дурной характер и даже не темперамент, а, вполне вероятно, специфическая черта ребенка, обусловленная особенностями его нервной системы, возможными перенесенными травмами. И эту особенность ребенка надо обязательно учитывать в процессе его воспитания. Учитывать – но не пробовать искоренить, переломить, как бы она ни была неприятна.
Детям - «мямликам» требуется постоянная терпеливая и ненавязчивая помощь, они нуждаются в участливом, сочувственном отношении со стороны взрослого, особенно матери. Они, как правило, отличаются неуверенностью в себе, часто сомневаются в правильности своих действий, в выборе решения. Поэтому необходимо поддерживать такого ребенка в убеждении, что все у него получается, удается, все будет хорошо. Если ребенок не может справиться с какими-то заданиями , это совсем не обязательно значит, что он не знает, как и что нужно делать. Гораздо чаще это говорит о том, что ребенок просто не решается приступать к заданию, опасаясь, что у него не получится. В этом случае достаточно предложить ему помощь. Весьма вероятно, что самого ощущения, что он не один, что рядом взрослый, который придет на помощь, окажется достаточным, чтобы неуверенный в себе ребенок постепенно, шаг за шагом справился с заданием, хотя и оглядываясь все время на взрослого в ожидании одобрения и поддержки.
«Мямлика» нельзя подгонять, одергивать, ругать за неудачи – он моментально «завянет» и может отказаться от дальнейших действий. Необходимо помнить , что психофизические особенности таких детей определяют не только посильный для них темп выполнения любых действий, связанных с движением, но и специфическую тактику решения задач. Для этих детей требуется время, чтобы предварительно продумать последовательность действий, необходимых для выполнения задания, подробно представить их себе, и лишь за тем они могут перейти к их практическому осуществлению. Именно из-за этого они обычно не сразу приступают к делу, что очень раздражает нетерпеливого взрослого, не представляющего себе, о чем это размышляет ребенок и почему он ничего не делает. На самом деле выбранная ребенком в данном случае тактика свидетельствует о более зрелом и развитом мышлении, чем требует от ребенка взрослый, ожидающий пооперационного подхода к решению задачи или выполнению задания. Для многих детей пооперационный путь доступнее, проще, именно потому он преобладает при обучении детей в детском саду. Но замедленные «копуши» нередко мыслят по-другому – эти «тугодумы» нередко обнаруживают более сложившуюся систему в выполнении подобных учебных заданий, и следует считаться с этим, как с их индивидуальной особенностью. Безусловно, не всегда дело обстоит так просто: дети могут задумываться – и ошибаться, действовать, хоть и хорошо подумав, но все-таки неправильно. Тогда им должен помочь взрослый, снова объяснить, но обязательно связывая каждое действие с конечной целью.
Другого рода трудности возникают у детей – «шустриков». Быстрые, подвижные, непоседы, они доставляют взрослым немало хлопот. Их трудно приучить к порядку, им с трудом дается любая сковывающая их активность деятельность, они нелегко привыкают к четкому режиму. Занятия, проводимые в детском саду, дома, а впоследствии в школе, часто оказываются для них тяжелым испытанием. «Шустрики» обладают повышенной возбудимостью, легко заводятся и так же быстро остывают, они невнимательны, легко отвлекаются, им трудно хоть мало-мальски продолжительное время сосредоточиться на чем либо одном. «Шустрики» берутся за любое дело смело и весело, уверенные, что никакие неудачи их просто не могут постигнуть. В случае же неудач, а это происходит нередко, они лишь слегка удивляются и очень быстро забывают. Этот факт никак не влияет на их дальнейшее поведение, и поэтому часто именно у таких детей по многу раз повторяются одни и те же ошибки. Правда, они довольно редко сразу возвращаются к тому же действию, неважно, удачному или нет. Им более свойственно браться за другое действие, независимо от результата предыдущего.
При выполнении самостоятельного задания «шустрикам» не приходит в голову продумывать последовательность действий, увязывать их с конкретными промежуточными целями и конечной целью. Для них типично импульсивное поведение: скорее начать делать, а после одной – двух неудач махнуть рукой. У таких детей редко формируется достаточная готовность к школе, если с ними не заниматься специально. Рекомендуется приучать таких детей к усидчивости постепенно, чаще предлагать им требующие терпения задания, игры и развлечения. В частности, могут быть полезны всевозможные раскраски, мозаики, аппликации, конструкторы. Из совместных игр – настольные игры, включающие несколько участников, т.к. возникающий соревновательный мотив способствует поддержанию интереса к игре.
Беда лишь в одном – зачастую приохотить гиперактивного ребенка к спокойным, требующим терпения видам деятельности не удается. Он легко отвлекается, начинает скучать, после первой же неудачи теряет всякий интерес к своей работе, бросает ее, не может сам найти себе занятие и мешает остальным.
Как же помочь такому ребенку?
Взрослый должен подсказать ребенку способы, с помощью которых дошкольник сможет справиться с заданием, действия и в какой последовательности надо сделать, чтобы достичь результата, дать ему самому все это проделать, да еще проговорить вместе в ним все его действия, их результаты, да еще соотнести все промежуточные результаты с конечными. От взрослых в данном случае требуется изобретательность, терпение и напряжение душевных сил. Помогают и постоянные наводящие вопросы. Кроме того, необходимо, чтобы ребенок больше действовал с предметами сам, своими руками, а не ограничивался лишь обсуждением задания. Это необходимо потому, что наглядно-образное и вербально-образное мышление у таких детей еще очень несовершенно, и поэтому опора на практические действия является пока неизбежной ступенью. Опасно преждевременно отдавать таких детей в школу, если необходимые качества у них еще не сформированы. То же самое относится и к «замедленным» детям.
Основное, что следует помнить в отношении как «шустриков», так и «мямликов», - это то, что последовательное педагогическое руководство с учетом психофизических особенностей таких детей тем эффективнее, чем раньше начато и чем последовательно осуществляется. Главную роль при этом, конечно, может сыграть семья – внимательная мама, терпеливый папа, мудрая бабушка и их совместные, объединенные усилия.