Информация об опыте «Безопасность в ДОУ»
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Мулюкина Алена Владимировна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatsiya_ob_opyte.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Информация об опыте.                        

                                                                       

   Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях – одна из самых актуальных. События, происходящие в мире, свидетельствуют об увеличении техногенных, природогенных и социогенных опасностей для человеческой жизни, показывают прямую зависимость стабильности целых государств и выживаемости  народов от подготовленности подрастающих поколений к распознаванию и предотвращению опасностей, от системы общественных и индивидуальных механизмов защиты государства и отдельной личности.

  Подготовить человека к  чрезвычайным ситуациям, к умению находить выход из ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно на основе формирования у него системы знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, обучения практическим навыкам охраны жизни и здоровья, на основе формирования у него опыта безопасной жизнедеятельности.

  Правильное поведение в экстремальных ситуациях, например при пожаре, является основным условием спасения. Испытывая чувство страха, человек следует не голосу разума, а инстинктам. Взрослый может впасть в панику, а первая реакция ребёнка - спрятаться от опасности, не видеть её. Дети прячутся под кровати, в шкафы и т.п. - места, откуда их трудно спасти. Поэтому важно не просто рассказать о противопожарной безопасности, но отработать до автоматизма правила поведения при пожаре. Только конкретные эмоционально окрашенные занятия и игровые упражнения способны оставить след в сознании ребёнка.

  Успехов в работе по обеспечению безопасности детей можно ожидать только в том случае, если сам педагог обладает достаточной информацией о мерах по предупреждению пожаров и борьбе с ними, а родители подходят к этой проблеме с полной ответственностью и убеждены в необходимости проводимых мероприятий по пожарной безопасности.

Цель обобщения опыта.

  Последнее время я стала часто замечать безнравственное поведение молодых родителей, которые курят в присутствии детей, разрешают использовать в качестве игрушки зажигалки, спички, не задумываясь о том, к каким трагическим последствиям это может привести.                                                                                                                                                       В беседах с детьми  выяснилось, что эти предметы всегда находятся в доступных для них местах и они, играют с ними  не только в присутствии родителей, а так же, когда их нет. Насторожило и то, что большинство детей самостоятельно включают телевизор, магнитофон, микроволновую печь, обогреватели и др. В ответах детей прозвучала тревожная нотка о том, что они  любят  прятаться в шкафах, под  кроватью не только в игровой деятельности, но ив случаях избегания наказания от родителей за какую- либо провинность. Выяснилось, что дети имеют минимум знаний о действиях в случае возникновения пожара.                                                                                                            Именно эти, вышеизложенные обстоятельства привели меня к обобщению опыта  по обучению дошкольников мерам пожарной безопасности. 

Результативность опыта работы.

  Главная цель моей работы -  в доступной занимательной форме формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности, вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.

Весь мой опыт целенаправлен на реализацию следующих задач: 

  1. Образовательные
  • Познакомить с историей возникновения огня, профессией пожарного
  • Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.
  • Формировать умение  детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.
  •  Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.
  • Формировать знания о  элементарных действиях  по тушению очага возгорания.

       2.  Развивающие

  • Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
  • Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
  • Развивать творческие способности дошкольников

3.  Воспитательные

  • Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
  • Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.
  • Воспитывать чувства благодарности к  людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.

  Я на личном опыте убедилась, как развивается детская любознательность, наблюдательность и интерес к данной проблеме. Дети вначале были лишь пассивными слушателями, а уже впоследствии  стали стремиться самостоятельно, находить ответы на возникающие вопросы. Сами активно задавали вопросы о том, что их заинтересовало, проводили сравнения. Кроме того, тема работы позволяла развивать игровые, художественные, познавательные способности детей.

Актуальность темы опыта.

          Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. 
Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье детей. 
Основы знаний по безопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольном возрасте. Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам пожарной безопасности и привитие навыков правильных действий в случае пожара.

      Знание и  соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека,  когда они привиты с детства.  Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед  огнем,  навыков  умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара.

  Работая над опытом по теме «Обучение детей мерам пожарной безопасности» я старалась создать стройную систему, обеспечивающую  систематичность и последовательность. Проводя занятия с детьми, я ставила перед собой определенные цели:

 -дать элементарные представления об истории появления службы  пожарной охраны, службы МЧС ;                                                                                                 - познакомить с формой одежды пожарного, работников службы МЧС, инструментами;                                                                                                                                 - углубить и систематизировать знания о причинах возникновения пожара,                    - выучить действия при возникновении пожара;                                                                        - углубить знания об опасности огня;                                                                                                         - учить набирать телефонный номер пожарной службы;                                                                                                                                          - формировать навыки общения с дежурным пожарной части в экстремальной ситуации;                                                                                                                 - углублять и расширять знания об охране жизни людей; формировать навыки самостоятельности;                                                                                                                  -воспитывать ответственное поведение.

  Для реализации этих целей мною были приложены большие усилия. Я старалась как на занятиях, так и вне, постоянно беседовать с детьми, читать литературные произведения, заучивать стихи, пословицы, играть в дидактические и подвижные игры противопожарной направленности. Дети с                                                     удовольствием  слушали произведения художественной литературы, участвовали в изготовлении макетов и игрушек, имитирующих пожарную технику и пожарно- техническое оборудование.

  Мною были разработаны перспективные планы работы с детьми по обучению мерам пожарной безопасности для старшей и подготовительной группы.

Разнообразие форм и методов работы.                                                                         Работу по изучению правил пожарной безопасности я проводила по трем направлениям:

1. Профилактическая работа с детьми.

2. Разъяснительная работа с родителями.

3. Работа с сотрудниками детского сада.

1. В своей  практике я использовала следующие формы работы с детьми:                                                                                                           1.1Занятия по темам:

  « Тайны огня»

  «Что делать, если возник пожар?»

  « Средства пожаротушения»

  «Я б в пожарные пошел».

  «Спички не тронь, в спичках - огонь»  

  «А у нас в квартире газ».

«Электрические приборы»

«Что делать, если загорелась одежда»

«Что необходимо сделать при ожоге»

«Не шути с огнем»

«Главное самообладание.  Практические занятия по эвакуации детей»

«Труд пожарных»

«Спички детям не игрушки»

                                                                                                                                     

1.2 Встреча с работниками пожарной охраны.                                                                                    

1.3 Показ видеофильмов, презентаций на пожарную тему.                                                                                            

1.4  Творческие занятия:                                                                                                      «Закончи рассказ  на противопожарную тему»

1.5 Изучение с детьми произведений, связанных  с пожарами:                      С.Маршак «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном  герое», Е.Новичихин «Спички»; Г.Цыферов «Жил на свете слоненок»; Е.Хоринская «Спичка-невиличка»; Е.Пермяк «Как огонь воду замуж взял»; Б.Жидков «Пожар», «Дым»; Т.Фетисов «Куда спешат красные машины»; А.Шевченко «Как ловили уголька»; Л.Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; О.Полякова «Я пожарный»; Б.Фонин «Огонь опасная игра»; К.Чуковский «Путаница»; П.Голосов «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке»; И.Холин «Как непослушная хрюшка едва не сгорела» и др.                                                                                                                                

1.6 Детское творчество на противопожарную тему:

«Огонь друг – огонь враг» (рисование)

«Береги свой дом от пожара» (рисование)

«Кошкин дом» - изготовление масок  

«Пожарный автомобиль» (конструирование из бумаги)

«Не забудьте отключить» (аппликация)

1.7 Викторины на противопожарную тему:

«Пожарным можешь ты не быть…»

«Что можно – что нельзя»                                                                                  

1.8 Загадки, стихи, пословицы о пожарах.                                                                              

1.9 Спортивные праздники:

 «Веселые старты»                                                                                                               «Юные пожарные»

1.10 Развлечений на противопожарные темы:

«Огонь друг – огонь враг»

«К славному подвигу каждый готов»

«Красный огонек»

«Спички в руки не бери»

«Осторожно, огонь»

1.11 Ознакомление с первичными средствами пожаротушения.

1.12 Экскурсии в пожарную часть.

1.13 Беседы:

«Профессия – пожарный»

1.14 Дидактические игры и подвижные игры:

«Огнеопасные предметы»

«Что пригодиться на пожаре»

«Горит – не горит»

«На пожар»

«Смелые пожарные»

1.15 Инсценировки:

«Кошкин дом»

1.16 Опытническая деятельность:

«Чем можно тушить огонь»

«Водой масло не затушишь»

«Предметы, из какого материала подвержены наиболее быстрому возгоранию»

«Пожары загрязняют воздух»

  Работа с детьми проводила не от случая к случаю, а регулярно, по заранее разработанному плану, потому что дети должны овладеть навыками сознательного поведения в любой пожарной ситуации, а это произойдет только в том случае, если умело, организованные занятия будут проходить систематически.

Беседы   строила в форме рассказа о пожарах, причиной которых стала детская шалость с огнем.

Каждый случай я излагала, используя законченный сюжет, совместно с детьми давали оценку и делали вывод. Я старалась, чтобы ребята сами становились участниками беседы (проводимого мероприятия), не только слушали, но и рассказывали о пожарах, которые они видели, а, может, и произошли или могли бы произойти по их вине. Дети при этом становились активными участниками беседы. Оживлению разговора способствовали вопросы, фрагменты из детских песен и стихов, загадки, пословицы.

  Осуществляла правило, что ребенок лучше усваивает материал в наглядно – действенной форме с опорой на непосредственное (практическое) или игровое действие с предметами, отражающее  реальную ситуацию.         Активно использовала  наглядные средства и пособия, необходимые для лучшего восприятия программы обучения, применяла предварительно разработанные сценарии игр, утренников и т. п. на пожарные темы, обеспечив тем самым, их вхождение в детское сознание, обращала при этом внимание  на ненавязчивость обучающего момента, используя, прежде всего в качестве метода личный пример.                                                                          

  Использовала в процессе занятий макеты и игрушки, имитирующую пожарную технику и пожарно-техническое вооружение (пожарные щиты, каски, стволы, рукава и т.д.),  изготовленную  с  привлечением детей.               При обучении детей, использовала, прежде всего, игровые приемы и формы, способствующие привлечению внимания детей к поставленной задаче и в значительной степени, облегчающие ее решение.

  С детьми 6-летнего возраста использовала  более сложные игры, которые носят обучающий характер, а именно - более разнообразные образцы техники для имитации действий по тушению пожаров, пожарное лото, электровикторины с вопросами по правилам пожарной безопасности, настольные игры противопожарной тематики, игрушечные экипировки пожарных, компьютерные игры.

  В каждом конкретном случае я тщательно продумывала форму взаимодействия с детьми: с группой, подгруппой или индивидуально.             Новые знания лучше давались на общих занятиях со всей группой детей, а  закрепление проводила с небольшими подгруппами. При этом   учитывала индивидуальные особенности детей конкретной группы, степень усвоения ими необходимых знаний и навыков.

Проведение учебной работы с детьми потребовало от меня сочетания сложившихся, оправдавших себя методов и творческого подхода.

 2. Роль семьи в воспитании трудно переоценить. Никто не может заменить родителей в вопросе формирования у ребенка дисциплинированного поведения дома, на улице, соблюдения им правил безопасности.

  Родители для ребенка являются образцом поведения. Это потом, с возрастом придет способность критически оценивать поступки и их результаты. А в этом возрасте, который мы рассматриваем, родители - это только объект любви и подражания. Именно это должны помнить папы и мамы.

  Работа детского учреждения по усвоению детьми правил пожарнобезопасного поведения может быть эффективной только при условии  его сотрудничества в этом вопросе с родителями. При организации такого сотрудничества я стремилась к тому, чтобы оно не носило декларативный и назидательный характер. Понимала, если работа будет сведена к призывам соблюдать правила пожарной безопасности, выполненных в виде текстов на стендах, а также ограничена  чтением докладов на традиционных собраниях с родителями, вряд ли такая работа может быть эффективной.  Я построила свой контакт с семьями воспитанников таким образом, что родители, из пассивно принимающих информацию, становились активнодействующими, в процессе  ее усвоения, ведь пассивность родителей проистекает не из предложенного содержания (ведь речь идет о жизни их детей), а неумело избранной формы обучения.

  Основное внимание в работе с родителями я уделяла содержанию и активным методам подачи педагогических знаний по вопросам пожарной безопасности, выбору демократических форм общения и учету педагогической активности родителей, заботилась о том, чтобы каждое занятие  имело свою оригинальность в методике проведения.

   Проводила с родителями  беседы на тему детской шалости с огнем, действий при возникновении пожара и опасности нахождения детей без присмотра.

  Организовывала выступления перед родителями пожарных инспекторов и врачей (советы по оказании медицинской помощи при ожогах и отравлениях угарным газом).

  Родители оказывали мне помощь в изготовлении пожарного реквизита, подготовке  наглядного материала для занятий с детьми, оформлении стендов  с детскими работами на противопожарную тему.  

 Используемые мною формы работы с родителями:

2.1 Анкетирование.                                                                                                        2.2 Консультации.

2.3 Папки – передвижки.

2.4 Организация совместных праздников и развлечений.

2.5 Викторины.

2.6 Организация семейных конкурсов  творческих работ.

2.7 Оформление фотостендов.

2.8 Экскурсии.

2.9 Беседы медицинских работников.

2.10 Беседы по противопожарной тематике.

Мною так же был разработан план работы с родителями.                    (Приложение)  

3. В соответствии со статьей  25 Федерального закона «О пожарной безопасности» обучение работников детских учреждений должно проводиться в обязательном порядке.

  Прерогатива в этом вопросе возлагается на администрацию учреждения и ответственных лиц по пожарной безопасности.

  В плане деятельности нашего детского сада по изучению правил пожарной безопасности и мер профилактики  в обязательном порядке предусматриваются следующие мероприятия:

1.  Ежеквартальное проведение инструктажа по правилам пожарной безопасности.

2.  Организация практических занятий по использованию огнетушителей, песка, воды, одеял при ликвидации очага загорания.

3. Проверка знаний правил пожарной безопасности.

4.  Систематическое знакомство с материалами, публикуемыми в периодической печати.

 5.  Периодическое проведение совещаний, включающих изучение информационных материалов по предупреждению пожаров в весенне-летний и осенне-зимний периоды.

6.  Практическая отработка действий персонала по обеспечению быстрой и безопасной эвакуации детей (1 раз в полугодие).

В помещении детского сада  оборудован стенд с наглядной агитацией, и щит с первичными средствами пожаротушения.

Формы работы с воспитателями:

3.1  Консультации на темы:

«Роль педагога в  обучении детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности»

«Обучение правилам пожарной безопасности»

«Обучение безопасности жизнедеятельности»

Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил пожарной безопасности»

«Если ребенок один дома»

3.2  Организация совместных праздников и развлечений.

3.3 Оформление фотостендов.

3.4  Беседы медицинских работников об оказании первой медицинской помощи.

  Дошкольное учреждение, объединяя воспитанников, воспитателей и родителей, придавая обучению систематизированный и социальный характер, оказывает наиболее глубокое влияние на детей. Поэтому привитие  детям навыков пожаробезопасносной жизнедеятельности должно стать нормой дошкольной жизни и раздел « Пожарная безопасность» должен изучаться со всей серьезностью, ведь те азы, которые впитывают дошкольники, остаются у них на всю жизнь, а это значит, мы выполним главную задачу - охрану жизни детей.

Список используемой литературы.

Н.Н.Авдеева, Н.Л.Князева , Р.Б.Стеркина  «Безопасность», Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста . СПБ: Детство - Пресс, 2008

Н.А. Аралина  «Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности», М.: Скрипторий 2003,2007
М.А.Давыдова  «Спортивные мероприятия для дошкольников 4-7 лет» М.:Вако,2007

Б.С.Житков  «Что я видел», М.:Эксмо,2010

Т.В.Иванова «Пожарная безопасность», Подготовительная группа. Разработки занятий. М.: Корифей, 2011

Н.В.Каминская «Чудесные спички» Ребёнок в детском саду,№2,с.42,2006

                                     МДОУ детский сад № 16 «Малышок»

                   Сообщение на семинаре

Тема: «Опыт работы педагогов с детьми и родителями по противопожарной безопасности»

                                                           Составила воспитатель: Мулюкина А.В.

                                                                 г. Серпухов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация об опыте работы по нетрадиционным техникам рисования с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Информация об опыте работы по нетрадиционным техникам рисования с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития...

Информация об опыте работы "Развитие умственных способностей детей с задержкой психического развития средствами оздоровления"

Современные методы коррекции детей с отклонениями в психическом развитии разделяются на два основных направления. Первое — собственно когнитивные методы, чаще всего направленные на преодоление труднос...

Информация из опыта работы: “Значение прогулки как средства воспитания”.

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует...

Информация из опыта работы: «Развитие общения и построение партнерских отношений у девочек и мальчиков в условиях детского сада».

Информация из опыта работы:«Развитие общения и построение партнерских отношений у девочек и мальчиков в условиях детского сада»....