Пальчиковые игры
картотека (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
пальчиковые игры для детей 4-6 лет)
1. КАПИТАН
Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговария стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук - сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде.
Я плыву на лодке белой
По волнам с жемчужной пеной.
Я - отважный капитан,
Мне не страшен ураган.
Чайки белые кружатся,
Тоже ветра не боятся.
Лишь пугает птичий крик
Стайку золотистых рыб.
И, объездив чудо-страны,
Посмотрев на океаны,
Путешественник-герой,
К маме я вернусь домой.
2. ДОМИК
Проговаривая этот стишок, сопровождайте его движениями рук. Пусть ребенок подражает Вашим действиям.
Под грибом - шалашик-домик,
(соедините ладони шалашиком)
Там живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим,
(постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)
В колокольчик позвоним.
(ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены;
средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.
В домике дощатый пол,
(ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)
А на нем - дубовый стол.
(левая рука сжата в кулак,
сверху на кулак опускается ладонь правой руки)
Рядом - стул с высокой спинкой.
(направить левую ладонь вертикально вверх,
к ее нижней части приставить кулачок правой руки
большим пальцем к себе)
На столе - тарелка с вилкой.
(ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх,
изображая тарелку, правая рука изображает вилку:
ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены
и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)
И блины горой стоят -
Угощенье для ребят.
3. ГРОЗА
Капли первые упали,
(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
Пауков перепугали.
(внутренняя сторона ладони опущена вниз;
пальцы слегка согнуть и, перебирая ими,
показать, как разбегаются пауки)
Дождик застучал сильней,
(постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Птички скрылись средь ветвей.
(скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной;
махать пальцами, сжатыми вместе).
Дождь полил как из ведра,
(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Разбежалась детвора.
(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу,
изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).
В небе молния сверкает,
(нарисуйте пальцем в воздухе молнию)
Гром все небо разрывает.
(барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)
А потом из тучи солнце
(поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)
Вновь посмотрит нам в оконце!
4. БАРАШКИ
Ладони обеих рук опущены вниз. Локти разведены в разные стороны. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед, изображая рога барашков. Остальные пальцы прижаты к ладоням. Бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным пальцам и мизинцем одной руки об указательный палец и мизинец другой руки.
Захотели утром рано
Пободаться два барана.
Выставив рога свои,
Бой затеяли они.
Долго так они бодались,
Друг за друга все цеплялись.
Но к обеду, вдруг устав,
Разошлись, рога подняв.
5. МОЯ СЕМЬЯ
Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это - мама,
Это - я,
Это - бабушка моя,
Это - папа,
Это - дед.
И у нас разлада нет.
6. КОШКА И МЫШКА
Мягко кошка, посмотри,
Разжимает коготки.
(пальцы обеих рук сжать в кулак и положить на стол ладонями вниз;
затем медленно разжать кулаки, разводя пальцы в стороны, показывая,
как кошка выпускает коготки; при выполнении движений кисти рук
отрываются от стола, затем кулак или ладонь снова кладутся на стол)
И легонько их сжимает -
Мышку так она пугает.
Кошка ходит тихо-тихо,
(ладони обеих рук лежат на столе; локти разведены в разные стороны;
кошка (правая рука) крадется: все пальцы правой руки
медленно шагают по столу вперед. Мышка (левая рука) убегает:
пальцы другой руки быстро движутся назад).
Половиц не слышно скрипа,
Только мышка не зевает,
Вмиг от кошки удирает.
МОЯ СЕМЬЯ
У нас живет большая (Сжимать, разжимать пальцы на обеих руках:
Соединить одноименные пальцы рук, образуя
шар.)
И дружная семья: (Соединить пальцы обеих рук
в рукопожатии.)
Папа, мама, бабушка, (Разъединить руки, поочередно сгибать пальцы
Дедушка и я правой руки , начиная с большого.).
На меня похожий, (Поочередно сгибать пальцы левой руки,
Забавный младший брат. начиная с большого.)
Он подрос и ходит (Разжать кулаки, подняв пальцы обеих рук вверх.)
Со мною в детский сад (Сложить руки «домиком».)
ОВОЩИ
Мы пришли в огород (Сжимать, разжимать пальцы на обеих руках.)
Что тут только не растет: (Хлопнуть в ладони, развести руки в стороны.)
Тыква, репка и чеснок, (Поочередно сгибать пальцы сначала правой,
Лук, капуста, кабачок а затем левой руки, начиная с большого.)
Помидор и огурец
Вот хозяин – молодец (Руки сжаты в кулаки, большие пальцы
подняты вверх.)
ФРУКТЫ
У бабушки в деревне (Руки на столе ладонями вниз. Разводить пальцы
правой руки в стороны.)
Растет фруктовый сад. (Руки на столе ладонями вниз. Разводить
пальцы левой руки в стороны.)
Там на деревьях сливы (Руки, согнутые в локтях, поднять вверх,
пальцы широко развести в стороны.)
И яблоки висят, (Опустить кисти вниз, свободно свесив пальцы.)
И груши прямо с дерева (Повернуть ладони вверх, пальцы расслаблены.)
Могу я собирать. (Имитировать руками сбор урожая.)
Как хорошо у бабушки (Хлопнуть в ладоши.)
Мне летом отдыхать! (Развести руки в стороны.)
ГРИБЫ
Мы сегодня рано встали, (Сжимать, разжимать пальцы на обеих руках.)
За грибами в лес пошли. (Сжать кулаки, делать шагающие движения
указательным и средним пальцами.)
Грузди, рыжики, волнушки (Сложить пальцы обеих рук в щепоть.)
В кузовочке принесли. (Округлить ладони, соединить обе руки
Вместе, прикасаясь мизинцами.)
ОСЕННЯЯ ОДЕЖДА
Я одежду надеваю (Поочередно соединять пальцы правой
руки с большим.)
И ее вам называю: (Поочередно соединять пальцы левой
руки с большим.)
Майка, брюки, а еще (Поочередно соединять пальцы правой
руки с большим.)
Свитер, шарфик и пальто. (Поочередно соединять пальцы левой
руки с большим.)
ОБУВЬ
Надеваю я сапожки, (Сжимать, разжимать кулаки.)
Вниз по лесенке бегу. (Поднять руки вверх, затем, опуская руки вниз,
совершать колебательные движения пальцами.)
Сосчитаю все ступеньки, (Поочередно соединять пальцы правой
руки с большим.)
Ни одну не пропущу: (Поочередно соединять пальцы левой
руки с большим.)
// (Выполнить медленные хлопки руками.)
Топ-топ-топ, (Произнести быстро.)
/// (Выполнить быстрые хлопки руками.)
Топ-топ. (Произнести медленно.)
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
Я сейчас вам назову, (Руки лежат на столе ладонями вниз.
Разводить и соединять пальцы правой руки.)
Кто живет в глухом лесу. (Руки лежат на столе ладонями вниз.
Разводить и соединять пальцы левой руки.)
Зайцы, белки, барсуки, (Рука лежит на столе ладонью вниз.
Волк, медведи и ежи… Поднимать и удерживать на весу каждый
палец, начиная с большого, сначала на правой
руке, затем на левой. Край ладони не
отрывать от стола.)
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
Наша кошка из окошка (Соединить все пальцы правой руки
с большим.)
Наблюдает за дорожкой. (Соединить все пальцы левой руки
с большим.)
Там гуляет очень злой (Соединить все пальцы обеих рук
с большими.)
Пес – лохматый и большой. (правой рукой изобразить «собаку»:
большой палец поднять вверх,
указательный согнуть и прижать к
остальным пальцам.)
ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ
Снова осень наступает. (Касаться стола подушечками пальцев
правой руки, начиная с большого.)
И до следующей весны (Касаться стола подушечками пальцев
левой руки, начиная с большого.)
В птичьих стаях улетают (Касаться стола подушечками пальцев
правой руки, начиная с большого.)
Ласточки, скворцы, грачи, (Касаться стола подушечками пальцев
Лебеди и журавли. левой руки, начиная с большого.)
ЗИМА
Падают первые с неба снежинки, (Поднятые вверх руки медленно
опустить вниз, совершая легкие
колебательные движения пальцами.)
Легкие-легкие, словно пушинки, (Соединить последовательно пальцы
обеих рук, начиная с больших.)
Медленно, плавно на землю ложатся, (Соединенные вместе пальцы обеих
рук поворачивать то вверх, то вниз.)
Белым ковром под ногами искрятся. (Положить ладони на стол, пальцы
широко развести в стороны: легко
барабанить пальцами по столу.)
ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ
«Пи-пи-пи, - пищат цыплята. (Руки на столе ладонями вниз.
Ритмично разводить и соединять
пальцы правой руки.)
«Кря-кря, - крякают утята. (Руки на столе ладонями вниз.
Ритмично разводить и соединять
пальцы левой руки.)
А гусята: «Га-га» - (Руки на столе ладонями вниз.
Ритмично разводить и соединять
пальцы обеих рук.)
Просят зернышек с утра. (Поднять руки ладонями вверх,
пальцы собрать в щепоть, потереть
большими пальцами остальные пальцы.)
ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Зимой холодной, посмотри, (Соединять последовательно пальцы
Вновь появились снегири. обеих рук, начиная с больших.)
А с ними свиристели (Соединять последовательно пальцы
К нам в гости прилетели. обеих рук, начиная с мизинцев.)
НОВЫЙ ГОД
В зале шум, (Хлопать ладонями друг о друга.)
веселый смех, ( Сжимать, разжимать кулаки.)
Настроенье есть у всех. (Соединять пальцы обеих рук по
очереди с большим.)
Новый год в саду встречаем, (Ладони повернуть от себя, пальцы
переплести между собой –«елка».)
Всех на праздник приглашаем. (Развести руки в стороны.)
ТРАНСПОРТ
Называть я транспорт буду: (Ладони прижаты друг к другу: делать
перетирающие движения (вперед-назад).)
Поезд, лодка, самолет… (Соединять последовательно большие,
указательные и средние пальцы обеих
рук между собой.)
Про автобус не забуду (Соединить безымянные пальцы обеих
рук.)
И машину-вездеход. (Соединить мизинцы обеих рук.)
ВЕСНА
Звенит капель, (Ритмично соединять сразу все пальцы
с большим.)
Журчат ручьи, (Пальцы бегут по столу.)
И солнце пригревает. (Скрестить руки, развести в стороны
пальцы – «солнце».)
К нам возвращаются грачи, (Ладони повернуть к себе и скрестить,
прижав большие пальцы друг к другу, -
«птичка».)
И снег повсюду тает. (Прижать ладони, а затем, разъединив
их, описать руками круг.)
ИНСТРУМЕНТЫ
Инструменты мы купили: (Руки на столе ладонями вниз.
Разводить и соединять пальцы обеих рук.)
Нож, (Ребром левой ладони имитировать
движение ножа по столу (по правой
ладони.)
пилу, (Прижать кулаки друг к другу, прикасаясь
большими и указательными пальцами,
изображая пилу.)
и молоток. (Постучать кулаками по столу, изображая
молоток.)
И из досок смастерили (Переплести пальцы в замок, затем
менять положение пальцев.)
Дом, где будет жить щенок. (Пальцы обеих рук широко расставлены
под углом друг к другу, соприкасаются
только кончики одноименных пальцев.)
ПРОФЕССИИ. СТРОИТЕЛИ
Рядом с нами, за углом, (Руки сжаты в кулаки. Разжимать
пальцы правой руки, начиная с мизинца.)
Дружно строят новый дом: (Руки сжаты в кулаки. Разжимать пальцы
левой руки, начиная с мизинца.)
Каменщик, маляр, электрик, (Сгибать пальцы правой руки,
начиная с большого.)
И сантехник (Стукнуть кулаком правой руки
о ладонь левой.)
ПОЧТА
В до приходит почтальон, (Соединять одноименные пальцы рук,
Нам журналы носит он, начиная с больших, соприкасаясь
Телеграммы и газеты, подушечками.)
В письмах от родных приветы.
Сумку держит на плече,
Почтальона знают все.
КОСМОС
Вот немного подрасту, (Соединить все пальцы рук с большими,
начиная с указательных.)
На ракете полечу. (Соединить руки, прижав пальцы друг
к другу, - «ракета».)
Космонавтом буду я, (Соединить все пальцы рук с большим,
начиная с мизинцев.)
Звезды в небе ждут меня. (Пальцы левой руки развести в стороны,
пальцы правой руки ввести между
пальцами левой и сжать – «звездочка».)
НАСЕКОМЫЕ
На цветке сидит коровка, (Соединить руки в запястьях, пальцы
развести в стороны, немного
округлить – «тюльпан».)
Но молчит и не мычит, (Одновременно соприкасаться кончиками
одноименных пальцев рук, основания
ладоней прижаты друг к другу.)
И летает очень ловко, (Развести руки, легкими движениями
пальцев изобразить взмахи крыльев.)
Ярко красками горит… (Руки согнуть в локтях. Выпрямить
пальцы правой руки, одновременно с
этим пальцы левой сжать в щепоть.
затем выпрямить пальцы левой руки,
а пальцы правой сжать в щепоть.)
Потому что не земная, (Соединить ладони.)
А небесная такая! (Развести руки вверх и в стороны.)
МОЙ ГОРОД
Это улица моя, (Левая рука перед грудью, ладонью вверх.
Указательным и средним пальцами правой
руки «бежать» по раскрытой ладони.)
Здесь высокие дома, (Ладони параллельно друг другу,
пальцы подняты вверх.)
Детский садик мой и школа - (Изобразить пальцами «домик»; затем
ладони опустить параллельно на уровень
груди, локти развести в стороны, соединить
руки, соприкасаясь средними пальцами.)
Там учиться буду я. (Согнув локоть, поднять правую руку вверх.
Левую руку согнуть и приложить ладонью
вниз к правому локтю.)
ЛЕТО
Вот и лето наступает, (Последовательно соединять пальцы
обеих рук с большими, начиная с мизинцев.)
Всех на отдых приглашает, (Соединять одноименные пальцы рук,
начиная с больших.)
Будем плавать, загорать (Круговые движения кистями; затем руки
ладонями вверх поднести друг к другу,
мизинцы вместе.)
И на даче отдыхать. (Показать «домик».)
ДОМИК
Раз, два, три, четыре, пять (Разжимаем пальцы из кулака по одному,
начиная с большого.)
Вышли пальчики гулять (Ритмично разжимаем все пальцы.) вместе)
Раз, два, три, четыре, пять (Сжимаем по очереди широко
расставленные пальцы в кулак,
начиная с мизинца.)
В домик спрятались опять. (Ритмично сжимаем все пальцы вместе.)
ПОВАР
Повар готовит обед, (Ребром ладони правой руки стучать по
ладони левой руки.)
А тут отключили свет.
Повар леща берет (Загибать большой палец правой руки.)
И опускает в компот.
Бросает в котел поленья, (Загибать указательный палец правой
В печку кладет варенье. руки.)
Мешает суп кочерыжкой, (Загибать средний палец правой руки.)
Угли бьет поварешкой. (Загибать мизинец правой руки.)
Сахар сыплет в бульон (Пальцы собрать в щепоть и как бы
сыпать сахар.)
И очень доволен он! ( Развести руки в стороны.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?
Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...
Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....
Пальчиковые игры и мелкая моторика. Развитие речи через пальчиковые игры
Пальчиковые игры и мелкая моторика....
Пальчиковые игры.Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.
Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.Консультация для родителей....
Консультация " Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?"
Пальчиковые игры- вещь, совершенно необходимая маме малыша.Помимо развития мелкой моторики , это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры -детская потешка или стихотв...
Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе
Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковая гимнастика - это не только стимул развития речи и мелкой мото...