Методические разработки по патриотическому воспитанию
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Как рассказать дошкольникам о Великой Отечественной  Войне?

Какие найти слова, чтобы поведать в полной мере о страдании людей, что пережили то время?

Как донести суть происходившего грамотно и вызвать в маленькой душе чувство гордости, сострадания, почитания, патриотизма?

Много сказано слов на тему Победы, много произнесено речей, написано книг, статей, песен, стихотворений, снято кинофильмов. Много ещё скажут, потому что это – огромное горе, которое мы не имеем права забывать.

Вот и я не могу промолчать и не обратиться к теме ВОВ в дошкольном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_rodina_rossiya.doc2.05 МБ
Microsoft Office document icon geroi_vov.doc161.5 КБ
Microsoft Office document icon zashchitniki_brestskoy_kreposti.doc295 КБ
Файл mishka.docx62.75 КБ
Файл chetyre_goda_shla_voyna.docx584.25 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Герои Великой Отечественной войны.

Маршал Г.К. Жуков.

Цели: Закрепить знания детей о том, что 9 мая вся страна отмечает День Победы, как живущие ныне помнят о тех событиях. Познакомить детей с самым известным военачальником времен ВОВ Г. К. Жуковым. Воспитывать любовь к Родине, интерес к ее героической истории.

Материалы: Портрет Г. К. Жукова (П. Корин), иллюстрация памятника Г.К. Жукову перед зданием ПУРВО, фотографии ветерана ВОВ.

Ход занятия:  Сегодня мы продолжим разговор с вами о героях ВОВ. Каких героев вы знаете?

Одним из героев, который руководил всеми боями, был главнокомандующий Георгий Константинович Жуков (показ портрета). Посмотрите, сколько у него орденов и медалей. Он был одним из талантливых полководцев, благодаря которому была выиграна война.

Георгий Константинович Жуков родился в крестьянской семье в селе Стрелково. Это был обычный деревенский мальчик. Но уже с детства отличался целеустремленностью, самостоятельностью. Он был очень трудолюбив, к делам относился всегда ответственно. А страсть к учебе была так велика, что он сам выучился читать.

Когда мальчик подрос, отец отправил его в Москву обучаться ремеслу. Но в это время началась первая мировая война и через некоторое время Георгия призывают в армию. С этого времени вся жизнь связана с армией.

Когда началась Великая Отечественная война, Георгий Константинович был уже генералом армии и известным военачальником.

Жуков в ходе войны тщательно планировал все операции. Его направляли на самые опасные участки. Он был смелым, решительным, сильным и очень волевым человеком.

Вспомните, в каких сражениях победила наша армия под руководством Г.К. Жукова?

За победу в боях Жуков первый в нашей стране награжден боевым орденом Суворова I степени. Этой наградой маршал особенно гордился. Благодаря этому талантливому главнокомандующему русский народ не только выиграл войну, но и принес мир народам Европы.

Народ помнит Жукова. В Москве на Красной площади ему поставлен памятник. А в нашем городе есть памятник Жукову?  Где он находится?

Памятник Жукову в Екатеринбурге находится на площади около Штаба Приволжско - Уральского военного округа (показ иллюстрации).

Как вы думаете, почему скульптор изобразил маршала на коне? Ведь в Великой Отечественной войне были танки, артиллерия, авиация?

Жуков на Красной площади  9 мая 1945 года  принимал Парад Победы на коне. Скульптор решил изобразить его на коне как победителя.

Мы с вами тоже сейчас окажемся на параде и немного помаршируем.

Физминутка «На параде»

Как солдаты на параде,

Мы шагаем ряд за рядом,

Левой – раз, левой – раз,

Посмотрите все на нас.

Все захлопали в ладошки –

Дружно, веселей!

Застучали наши ножки –

Громче и быстрей!

По коленочкам ударим –

Тише, тише, тише.

Ручки, ручки поднимаем -  

Выше, выше, выше.

Завертелись наши ручки,

Снова опустились.

Мы на месте покружились

И остановились.

Садимся все на свои места и продолжим наш разговор о героях ВОВ. У многих из вас прадедушки  были участниками ВОВ.  У Гали прадедушка  Глазырин Павел Никифорович тоже воевал (показ фото). Посмотрите сколько у него наград. Он  во время войны был телефонистом.

Кто такой телефонист?

За боевые заслуги он был награжден орденом Отечества, медалями.

 Но есть солдаты, чьи имена остались неизвестны. Таким солдатам по всей стране воздвигались памятники – памятники неизвестному солдату. В нашем городе тоже есть такой памятник, и вы можете сходить к нему и возложить цветы.  

                          6.  



Предварительный просмотр:

Защитники Брестской крепости.

Задачи:

Дать детям общее представление о начале войны.

Расширить и углубить представление  детей о ВОВ.

Развивать  и обогащать активный и пассивный словарь детей.

Ход занятия:

Имя твое неизвестно, Солдат.

Был ты отец, или сын, или брат,

Звали тебя Иван иль Василий…

Жизнь ты отдал во спасенье России.

Нами твой подвиг, солдат, не забыт –

Вечный огонь на могиле горит,

Звезды салюта в небо летят,

Помним тебя, неизвестный Солдат!

Дорогие ребята! В этом году мы станем свидетелями  большого праздника для нашей страны, нашей родины. Мы будем праздновать 65-летие со дня Победы. Но победа досталась нашей стране дорогой ценой – погибли миллионы людей на фронте и в тылу. Имен многих солдат мы не знаем, но мы чтим память тех, кто отстоял нашу Отчизну от фашистских захватчиков.

Сегодня мы с вами поговорим о защитниках Отечества.

Как вы думаете, только ли солдат, сражавшихся на фронте, можно назвать защитниками? Кого еще можно отнести к защитникам?

Откуда у солдат были самолеты, танки, автоматы, патроны?

Люди (женщины, дети, старики, подростки), которые оставались в тылу, делали все для фронта. Что они делали? (делали оружие, шили, сеяли, собирали урожай, ухаживали за ранеными и др.).

Можно ли назвать тружеников тыла защитниками отечества?

А еще, ребята, были партизаны. Кто это? Что они делали? Можно ли партизан назвать защитниками Отечества? (отобрать картинки)

Посмотрите, сколько защитников. Все они сильные, смелые. А вы такие же сильные?

Физминутка:

Пальцы – маленький отряд

Бодро выстроились в ряд.

Все у нашего полка достают до потолка.

(дети выполняют упражнение стоя, поднимают руки над головой и тянутся вверх, вытягивая пальцы).

В честь защитников родины написаны стихотворения, песни, рассказы, картины, снято множество фильмов. Я хочу показать вам картину, которая посвящена защитникам Брестской крепости. Брестская крепость находится на границе нашей страны.

В ранний предрассветный час 22 июня 1941 года ночные наряды и дозоры пограничников, которые охраняли западный государственный рубеж   страны, заметили странное небесное явление. Там, впереди, за пограничной чертой, над захваченной гитлеровцами землей Польши, вдруг появились какие-то новые, невиданные звезды. Они усеяли собой весь горизонт, сколько видел глаз, и вместе с их появлением оттуда, с запада, донесся рокот множества моторов.
Сотни германских самолетов с зажженными бортовыми огнями стремительно вторглись в воздушное пространство нашей страны.  И, прежде чем пограничники, охваченные внезапной зловещей тревогой, успели осознать смысл
этого непонятного и дерзкого вторжения, предрассветная полумгла на западе озарилась мгновенно взблеснувшей зарницей, яростные вспышки взрывов, вздымающих к небу черные столбы земли, забушевали на первых метрах пограничной   территории, и все потонуло в тяжком оглушительном грохоте, далеко сотрясающем землю.

Всегда настороженно-тихая линия государственного рубежа сразу превратилась в ревущую, огненную линию фронта… Так началось предательское нападение гитлеровской Германии на  нашу страну, так началась Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков.

Посмотрите внимательно на картину художника Л.А. Кривоногова «Защитники Брестской крепости».

Что вы видите?

 Какие цвета использовал художник? (темные, мрачные, лишь одно светлое пятно - развивающийся красный флаг на светлом фоне). 

На дальнем фоне – стены крепости, которую защищают пограничники.

Посмотрите на лица пограничников.

Их лица полны решимости, смелости, мужества. Не смотря ни на что, ни на ранения, ни на нехватку боеприпасов, ни на боль, усталость, голод, солдаты защищают, отстаивают свою крепость. Они мужественно идут на врага, обнажив свои штыки. Любыми способами, даже ценой своей жизни, защитники хотели остановить врага. Такого сопротивления фашисты не ожидали. Они не смогли взять крепость штурмом и решили изнурить жителей крепости голодом и жаждой. В городе не осталось ни еды, ни воды, но отважные защитники не сдались.

Расскажите, какие солдаты?

Эта картина одна из наиболее ярких примеров, где показаны сила и дух русского народа, отвага и героизм.

Ребята! Какое чувство вы испытываете после просмотра этой картины?

А  сейчас мы с вами сделаем физминутку, чтобы быть такими же ловкими, сильными.

Оловянный солдатик стойкий,

На одной ноге постой-ка,

(стоим на правой ноге)

Если ты солдатик стойкий,

Ногу левую – к груди,

Да смотри не упади!

(шагаем на месте)

А теперь постой на левой,

(стоим на левой ноге)

Если ты солдатик смелый!

(прыжки на месте)

Давайте вместе составим рассказ по картине.

На картине изображен бой. На переднем плане пограничники. Они защищают крепость от фашистских захватчиков. Их лица полны решимости, отваги. Они будут стоять до конца. Везде дым, огонь. На заднем плане  крепость, которую защищают пограничники. Стены её разрушены. Отважно сражаются защитники Брестской крепости, но их становится все меньше и меньше. Люди ранены, убиты. Трудно героям, но они не сдадутся.

А сейчас нам расскажет Саша (опросить детей)

Вы все правильно рассказали.

Но, несмотря на таких отважных защитников, враг все-таки вторгся на территорию нашей страны. Нашим войскам пришлось отступать от границ родины, а захватчики приближались к Москве.

Почему нашим войскам пришлось отступать?

С каждым метром отданной врагу земли все горячей вскипала в сердце ненависть к захватчикам. И все эти чувства - горечь и боль, стыд и раскаяние, ненависть и тревога, - как в огненной печи, медленно и постепенно переплавлялись в душе человека, образуя новый сплав особой твердости – каменное упорство в бою, стальную решимость стоять насмерть и любой ценой остановить врага. Фашисты не встречали такого сопротивления. По мере отступления наших войск вглубь страны, несмотря на все тяжелые военные неудачи, которые выпали на их долю, сила сопротивления не уменьшалась, а возрастала. Такое поведение настораживало и пугало врага.

Сейчас над Брестом ясное небо. Время залечило раны войны. Исчезли с земли воронки от бомб и снарядов. Там, где грохотали взрывы, мирно поют птицы. Но память о подвигах наших солдат вечна.

 

                                                    6.  



Предварительный просмотр:

«Мишка»

Цель: учить детей связно, выразительно рассказывать текст без помощи вопросов воспитателя; учить детей подбирать определения, синонимы, воспитывать доброжелательное отношение к животным.

Материалы: Картина с изображением медведя, карточка с ребусом, рассказ «Мишка».

Ход занятия: А вы знаете, ребята, что героями в ВОВ были не только солдаты, но и животные. Ребята, посмотрите внимательно на картинку и попробуйте догадаться, какое слово здесь зашифровано.

        Е

МЕД    +     ВЕДЬ     =     ?

medved-big[1]

  Правильно, молодцы. Сейчас я вам прочитаю рассказ-быль, который называется «Мишка». Воспитатель читает рассказ–быль « Мишка».  Поясняет, что Беловежская пуща – это заповедник, в котором растут более 25 видов деревьев, возраст которых достигает 300 лет и более. В лесах живет много животных, птиц, насекомых, земноводных, которые занесены в Красную книгу.

После чтения воспитатель задает вопросы:

- Какие чувства вы испытывали, когда слушали рассказ?

- Что за подарок сделали землякам солдаты сибирской дивизии?

- Какой был медвежонок?

- Где побывал Топтыгин?

- Как медведь стал героем?

- Каким образом мишка попал в Беловежскую пущу?

- Зачем его туда отправили?

- Что произошло с Михаилом Михайловичем в пуще?

Физкультминутка «Дикие животные»

Жарким днем лесной тропой

звери шли на водопой.

(идут по кругу друг за другом)

За мамой лосихой топал лосенок

(идут громко топая)

За мамой лисицей крался лисенок

(на носочках)

За мамой ежихой катился ежонок

(приседая, медленно двигаются вперед)

За мамой медведицей шел медвежонок

(идут вперевалку)

За мамой белкой скакали бельчата

(скачут вприсядку)

За мамой зайчихой косые зайчата

(скачут на прямых ногах)

Волчиха вела за собою волчат

(идут на четвереньках)

Все мамы и дети напиться хотят

(лицом в круг лакают)

  Воспитатель читает рассказ повторно. Дает установку на последующий пересказ.

После чтения вызывает ребенка для пересказа текста. Затем вызывает несколько детей. Они распределяют между собой, кто будет рассказывать: первый – о самом медведе. Второй – о том, как медведь фашистов напугал и третий – заканчивает пересказ эпизодом о том, как погиб медведь.

- Что испытали бойцы, когда увидели взрыв и погибшего медведя?

А что вы испытали, когда узнали, что медведь погиб?

- А какие еще животные помогали и сейчас помогают военным?

- Как вы думаете, если бы медведь не наступил на фашистскую мину, каким бы он стал?

Словесная игра «Положи свое слово в шкатулку» (смелый, огромный, бесстрашный, бурый, большой и т. д.).

Вот сколько слов можно сказать о медведе. Все животные имеют право на жизнь, и мы должны заботиться о них.

                                                                                    Мишка

Солдатам одной из сибирских дивизий в те дни, когда дивизия отправлялась на фронт, земляки подарили маленького медвежонка. Освоился Мишка в солдатской теплушке. Важно поехал на фронт.

Приехал на фронт Топтыгин. Оказался медвежонок на редкость смышленым. А главное, от рождения характер имел геройский. Не боялся бомбежек. Не забивался в углы при артиллерийских обстрелах. Лишь недовольно урчал, если разрывались снаряды уж очень близко.

Побывал Мишка на разных фронтах. Какое-то время был с войсками на отдыхе — в тылу, во фронтовом резерве. Потом снова попал на фронт. Подрос медвежонок за это время. В плечах раздался. Бас прорезался. Стала боярской шуба.

Когда наши войска освобождали Украину, в боях под Харьковом медведь отличился. На переходах шагал он с обозом в хозяйственной колонне. Шли тяжелые, кровопролитные бои. Однажды хозяйственная колонна попала под сильный удар фашистов. Окружили фашисты колонну. Силы неравные, туго нашим. Заняли бойцы оборону. Только слаба оборона. Не устоять бы советским воинам.

Да только вдруг слышат фашисты страшный какой-то рык. «Что бы такое?» — гадают фашисты. Прислушались, присмотрелись.

—        Бер! Бер! Медведь! — закричал кто-то.

Верно — поднялся Мишка на задние лапы, зарычал и пошел на фашистов. Не ожидали фашисты, метнулись в сторону. А наши в этот момент ударили. Вырвались из окружения.

Мишка шагал в героях.

Шло наступление на город Киев. Вырос Мишка. Совсем великан. Где же солдатам во время войны возиться с такой громадой? Решили солдаты: в Киев придем — в зоосаде его поселим. На клетке напишем: медведь — заслуженный ветеран и участник великой битвы.

Однако дивизия прошла мимо Киева. Не остался медведь в зверинце. Даже рады теперь солдаты.

С Украины Мишка попал в Белоруссию. Принимал участие в боях под городом Минском, затем оказался в армии, которая шла к Беловежской пуще.

Беловежская пуща — рай для зверей и птиц. Решили солдаты: вот где оставим Мишку.

  • Верно: под сосны его. Под ели.
  • Вот где ему раздолье. Освободили  наши  войска  район

Беловежской пущи. И вот наступил час разлуки. Стоят бойцы и медведь на лесной поляне.

  • Прощай, Топтыгин!
  • Гуляй на воле!
  • Живи, заводи семейство! Постоял на  поляне Мишка. На

задние лапы поднялся. Носом запах лесной втянул.

Пошел он валкой походкой в лес. С лапы на лапу. С лапы на лапу.

Смотрят солдаты вслед:

— Будь счастлив, Михаил Михалыч!

И вдруг... Страшный взрыв прогремел на поляне. Побежали солдаты на взрыв — мертв, недвижим Топтыгин.

Наступил медведь на фашистскую мину. Проверили — много их в Беловежской пуще.

Ушла война дальше на запад. Но долго еще подрывались здесь, в Беловежской пуще, на минах и кабаны, и красавцы лоси, и великаны зубры.

Шагает война без жалости. Нет у войны усталости.



Предварительный просмотр:

Четыре года шла война

Цели: Закрепить знания детей о том, что 9 мая вся страна отмечает День Победы, как живущие ныне помнят о тех событиях. Воспитывать любовь к Родине, интерес к ее героической истории.

Ход занятия:  Ребята 22 июня 1941 года началась ВОВ. Наша страна не была готова к нападению, никто не ожидал, что в тихое летнее утро может произойти такое  варварское нападение. С первых часов вторжения немцев Красная армия оказалась в труднейшем положении. Нашим войскам пришлось отступать, оставляя захватчикам побежденные города. Так было с городом Брестом, расположенным на границе страны.

  Осенью 1941 года враги подошли к столице – Москве. Командующим обороной был назначен маршал Георгий Константинович Жуков, талантливый, опытный и смелый полководец.

   Ребята, как вы думаете, почему именно Москву хотели захватить немецкие агрессоры?

   Хотя жители нашей станы и наша армия были застигнуты врасплох, но это не дало немецким захватчикам легко завоевать столицу страны. Все силы русского народа были брошены на защиту своей Родины.

  В первые месяцы войны тщательно продуманные мероприятия позволили войскам красной армии разгромить отборные немецко-фашистские части. После этого всем стало понятно, что гитлеровских захватчиков можно бить и побеждать.

  Победа советских солдат в битве за Москву стала предвестием Победы в ВОВ.

 - Почему именно победа в битве за Москву стала предвестником Победы?

 Конечно, раз русский народ отстоял главный город страны, то и другие города они не дадут захватить врагам.

  Но война еще не закончилась! Много еще было кровопролитных сражений. Перелом в Великой Отечественной войне наступил после Сталинградской битвы.

  Для Гитлера захват Сталинграда был очень важен. Этот город был индустриальным городом на берегу реки Волги, где проходил транспортный маршрут между Каспийским морем и северной Россией.

  Битва за Сталинград была жестокой и кровопролитной. Из этого города не успели эвакуировать детей и женщин. Они трудились наравне с военными.

- Что они делали, как помогали бойцам? (строили оборонительные траншеи, перевязывали раненых, подносили боеприпасы и т. д.)16072008399_208[1]

  Бои проходили прямо на улицах города. Приходилось сражаться за каждый дом, за каждый завод, подвал или лестничный проход. Был в городе Сталинграде дом Павлова, многие его защитники погибли в боях, но дом устоял, не сдался врагам. Домом Павлова это здание назвали по фамилии сержанта, защищавшего дом.

  Сражение на Мамаевом кургане было необычайно беспощадным. Высота переходила из рук в руки несколько раз. На зерновом элеваторе бои проходили настолько плотно, что советские и немецкие солдаты могли чувствовать дыхание друг друга.

 Почти полгода шла битва за Сталинград. Наши войска сумели отстоять и этот город. Потери наших войск были огромными, но вражеские захватчики потеряли еще больше. Они после битвы за Сталинград так и не смогли восстановить свои силы. Поэтому для нашей страны победа в Сталинграде отметила начало освобождения всей страны. Сейчас мы с вами превратимся ненадолго в «солдатов» и сделаем физкульминутку.

Физминуткаtmp389B-68l[1]

Оловянный солдатик стойкий,

На одной ноге постой-ка,

(стоим на правой ноге)

Если ты солдатик стойкий,

Ногу левую – к груди,

Да смотри не упади!

(шагаем на месте)

А теперь постой на левой,

(стоим на левой ноге)

Если ты солдатик смелый!

(прыжки на месте)

  Следующее важное сражение произошло в городе Курске – Курская битва. В этой битве важную роль сыграл разведчик, работавший под именем «Вертер». Он смог раздобыть сведения немецкого командования о том, как будет проходить наступление.

   Наше командование под руководством Жукова спешно разработало тактику обороны, противник, не ожидая отпора, был сломлен в течение месяца.

  Но бои, проходившие в это время, были особенно жестокими. В этих боях в основном использовалась тяжелая артиллерия – танки.8[1]

  Победа под Курском стала еще одним шагом к Победе над фашизмом.

  Четыре с половиной года продолжалась ВОВ. Наши солдаты храбро сражались в боях, те, кто оставался в тылу, всеми силами тоже приближали победу. Работали на заводах, делали оружие, Военные эшелоны везли на фронт вооружение, медикаменты и одежду, пищу для бойцов.

     Наконец настала решающая битва – битва за Берлин.

  Кто знает, что это за город? Где он находится?2567945708_6fa03aa23f[1]

  И вот враг был сломлен. Воины освободили от фашистских захватчиков не только нашу Отчизну, но и многие страны Европы. Они дошли до Берлина и водрузили красный флаг на Рейхстаге.

  Кто знает, что такое Рейхстаг? (Это главное здание в Берлине).

  Во время битвы за Берлин наши солдаты не раз спасали женщин и детей. В честь этих воинов в Берлине создан памятник воинам освободителям (показ памятника).

Рассмотрите памятник и скажите кто на руках у солдата, почему именно ребенок?

 Берлинская операция – одна из крупнейших операций второй мировой войны. Победа в ней стала решающим фактором в завершении военного разгрома Германии. В ознаменовании победы в Великой Отечественной войне 9 мая объявлялся днем всенародного торжества. В этот день зажигается салют. Вечернее небо расцвечивается яркими праздничными огоньками.

Пышные букеты

В небе расцветают,

Искорками света

Лепестки сверкают.

Вспыхивают астрами

Голубыми, красными,

Синими, лиловыми  -

Каждый раз все новыми!

А потом рекою Золотой текут.

Что это такое?

Дети:

Праздничный салют!!!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей родного города

Данная разработка  представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания  в дошкольном образовательном учреждении. Содержание разработки...

Методическая разработка "Вопросы патриотического воспитания в детском саду"

Предлагаю свой опыт работы по патриотическому воспинаию дошкольников,разработанный на основе рекомендаций и программ Н.В.Алешиной,Т.И.Оверчук,Е.К.Ривиной. Надеюсь,что мой опыт будет полезен старшим во...

Методические разработки по патриотическому воспитанию

Как рассказать дошкольникам о Великой Отечественной  Войне?Какие найти слова, чтобы поведать в полной мере о страдании людей, что пережили то время?Как донести суть происходившего грамотно и вызв...

Методические разработки по патриотическому воспитанию

Как рассказать дошкольникам о Великой Отечественной  Войне?Какие найти слова, чтобы поведать в полной мере о страдании людей, что пережили то время?Как донести суть происходившего грамотно и вызв...

Методическая разработка по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Этих дней не смолкнет слава» «Письмо с фронта» авторский сценарий выступления патриотической агитбригады для детей старшего дошкольного возраста

Данная методическая разработка направлена на раскрытие творческих способностей дошкольников средствами музыкальной, театрализованной деятельности, развитие духовно-нравственного начала у подрастающего...