Роль воспитателя в жизни ребенка и общества
статья

Косорукова Лариса Петровна

 «Любить детей -- это и курица умеет. А вот уметь воспитывать их -- это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни»

Горький М

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль воспитателя в жизни ребенка и общества

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/7/94/622/94622610_large_Konstantin_Nikolaevich_Ventcel_.jpg 

 «Любить детей -- это и курица умеет. А вот уметь воспитывать их -- это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни»

Горький М

На мой взгляд, воспитатель - это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желание постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться.

Познакомившись с трудами многих русских и советских педагогов, я пришла к выводу, что наиболее полно и исчерпывающе роль воспитателя в жизни ребенка и общества раскрывает педагог - философ Константин Николаевич Вентцель (1857-1947).

В книге «Теория свободного воспитания и идеальный детский сад» К. Н. Вентцель изложил основные положения свободного воспитания детей дошкольного возраста.

По мнению К.Н. Вентцеля, ребенок и воспитатель должны иметь значение как две равные единицы - и то воспитывающее общение, которое там установится между ними, не будет иметь своей задачей подчинение ребенка воле воспитателя, а оно будет компенсироваться равноценным подчинением воспитателя воле ребенка. Но такое уравновешивание, или компенсация, означает, что воспитывающим общением, элемент подчинения устранен совершенно. Подчинение одного, уравновешиваясь равным подчинением другого, означает только то, что связь между ними приняла форму соединения на равных началах. И такую именно форму будет стремиться принять воспитывающее общение в идеальном детском саду. В традиционных детских садах такого равенства в воспитывающем общении не существует. В них ребенок подчиняется воле воспитателя, но воспитатель не подчиняется воле ребенка. В таких детских садах воспитывает только воспитатель, считающий это воспитание своей прерогативой, но воспитывать должен не только воспитатель, но и ребенок воспитателя. И хотя это положение и звучит парадоксом, однако только при последовательном и неуклонном проведении его, мы будем иметь истинных воспитателей и воспитание будет достигать наибольших возможных положительных результатов. Чем скорее ребенок увидит и почувствует, что не только его воспитывают, но что он сам как бы воспитывает своего воспитателя, что последний под его влиянием непрерывно перевоспитывается и улучшается, тем полнее и плодотворнее будет влияние воспитателя на ребенка. Чем скорее он увидит, что воспитатель не стремится подчинить его своей воле, что он не только не старается противодействовать воле ребенка, но напротив того, признает ее и уважает и оказывает ей всяческое содействие и поддержку, тем более он будет склонен свободно следовать тем разумным и справедливым требованиям, которые ему ставит воспитатель и которые имеют в виду благо ребенка.

К.Н. Вентцель считает, что воспитатели должны прилагать все свои старания к тому, чтобы это учреждение представлялось ребенку не только местом счастья, радости, свободы, но вместе с тем и серьезного торжественного отношения к жизни и ее задачам и чтобы ребенок все более проникался тем сознанием, что, работая вдумчиво и внимательно здесь над задачами жизни, возникающими в этой маленькой общине, он приучится работать на более широком поприще над теми же задачами жизни, только в более увеличенном масштабе. В целях пробуждения у детей подобного сознательного отношения к детскому саду большую роль должны играть, по мнению ученого, общие совместные беседы обо всех событиях жизни учреждения. При этом воспитатель должен обращать особое внимание на то, чтобы в этих беседах было по возможности меньше внешнего и показного, и чтобы они были свободными, отличаясь искренним и вдумчивым обсуждением вопросов жизни. Также, К. Н. Вентцель считает, что детский сад должен быть местом приобретения тех или иных знаний и навыков, местом свободных игр ребенка, местом удовлетворения всех общественных, научных, эстетических, нравственных и других запросов ребенка, т.е. местом цельной и гармонической его жизни.



Предварительный просмотр:

Агрессивное поведение старших дошкольников как социально - психологическая проблема

В последние годы многие говорят о проблеме детской агрессивности. Замечен рост агрессивных тенденций в обществе. По многим причинам, таким как: тяжелое материальное положение, не стабильность в работе, семейные проблемы, а также участившаяся пропаганда насилия с экрана и т. д., можно наблюдать повышенную агрессивность взрослых, что не может не отразиться и на агрессивности детей. Проблема агрессивного поведения детей находит отражение в исследованиях Л.И. Божовича, Н.А. Волкова, А.И Захарова, А.А. Люблинской, А.А Назаретяна, Е.А. Рогова, М.П. Якобсона, которые считают, что агрессивность детей вполне реальна, и следует обращать на неё внимание уже в дошкольный период, во избежание проблем в подростковом возрасте. Согласно многочисленным исследованиям, сейчас проявления детской агрессивности являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым – родителям и специалистам (воспитателям, психологам, социальным педагогам). К ним относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость. У подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия. У многих детей отмечаются случаи смешанной физической агрессии – как косвенной (разрушение чужих игрушек, порча одежды сверстника, лежащей возле его постели и пр.), так и прямой (дети бьют сверстников кулаком по голове или лицу, кусаются, дерутся и т. п.). Такое агрессивное поведение всегда инициативно, активно, а иногда и опасно для окружающих, и потому требует грамотной коррекции.

Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:

* Медико-биологические (наследственные, врождённые и приобретенные причины);

* Социально-психологические (семейное неблагополучие);

* Психолого-педагогические (искажение взрослыми представлений ребёнка о нормах поведения; несоответствие между пожеланиями, утверждаемыми взрослыми и реально наблюдаемым поведением этих же взрослых; отсутствие учета возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей).

Детское агрессивное поведение может иметь две основные формы. Первая – механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя.

Вторая – не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка. Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, исследователи выделяют:

- недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;

- сниженный уровень саморегуляции;

- неразвитость игровой деятельности;

- сниженную самооценку;

- нарушения в отношениях со сверстниками [4,с 123 ].

Проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста чаще наблюдаются в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессия используется как средство достижения определенной цели. И максимальное удовлетворение дети получают при получении желанного результата – будь то внимание

сверстников или привлекательная игрушка, – после чего агрессивные действия прекращаются. Одной из самых больших и распространенных ошибок взрослых (даже специалистов – в основном, педагогов) является стремление подавлять всяческие проявления детского агрессивного поведения. Большинство взрослых отождествляют агрессивное поведение с насилием и стараются запрещать игры и фантазии с проявлениями враждебности, относя их к разряду патологии. Почему-то большинство воспитателей считает, что подавление агрессивных проявлений приведет к установлению в группе обстановки дружелюбия и уравновешенности. К сожалению, это не просто совершенно неверно, но даже опасно: подавленная агрессия не исчезает, а накапливается в ребенке. При этом детское агрессивное поведение вызывает встречную агрессию у взрослых и сверстников и образуется порочный круг, выбраться из которого без помощи специалиста участники часто не могут.

Маленький ребенок, находясь в группе сверстников (в детском саду, во дворе и т. п.), старается стать в этой среде популярным или авторитетным. Этим он удовлетворяет свое желание быть признанным и защищенным, пользоваться вниманием. Коммуникативные навыки в этом возрасте обычно недостаточно развиты, процессы возбуждения превалируют над торможением, а моральные нормы еще не сформированы, поэтому маленький человечек часто старается занять лидерские позиции с помощью агрессивных методов. Особенно легко и быстро агрессия возникает у детей социально запущенных, отвергаемых родителями.

Главное в преодолении агрессии самому педагогу встать в позиции ненасилия, исключить всякое проявление агрессии, раздражительности, неудовольствия.

Так же стоит заметить, что агрессивное поведение в детском возрасте совершенно неизбежно. Агрессия является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание

в мире. С возрастом человек трансформирует свои природные агрессивные инстинкты в социально приемлемые способы реагирования, т. е. у нормальных людей происходит социализация агрессии. Важно отметить, что взрослым нельзя подавлять агрессию в своих детях, так как агрессия — это необходимое и естественное для человека чувство. Запрет или силовое подавление агрессивных импульсов ребенка очень часто может привести к аутоагрессии или перейти в психосоматическое расстройство. Психологи придают значение различным факторам формирования и развития агрессивности в детском возрасте:

1) биологические, генетические и биохимические факторы;

2) фактор пола;

3) социокультурный фактор;

4) особенности межличностных отношений ребенка в семье;

5) положение ребенка в системе межличностных связей группе детского сада;

6) внутриличностные факторы;

7) стиль воспитательных воздействий взрослых;

8) СМИ, телевидение, компьютерные игры и агрессия.

У детей, как и у взрослых, существует две формы проявления агрессии: недеструктивная агрессивность и враждебная деструктивность.

Можно выделить три основных источника деструктивного поведения у детей дошкольного возраста Ермолаева М.В. [9,с 56 ]:

1. Чувство страха, недоверия к окружающему миру, угрожающие безопасности ребенка. К концу первого года жизни у ребенка формируется базовое чувство доверия к миру и людям и безопасности, либо недоверия, страха и тревоги. В первую очередь на то влияет душевное состояние матери во время беременности и после родов. Ребенок воспринимает себя и мать как одно целое и наполняется теми же чувствами, которые испытывает его мать. Также на отношение к миру влияет проявление родителями к ребенкубезусловной любви либо отсутствие таковой. Не стоит забыть также о ссорах между взрослыми травмирующими психику детей. Любая конфликтная ситуация воспринимается ребенком как угроза для него самого.

2. Столкновение ребенка с невыполнением его желаний, запретами на удовлетворение определенных потребностей. В определенных ситуациях родители вынуждены запрещать ребенку вести себя определенным образом. Здесь родителям нужно научиться грамотно устанавливать запреты, и в случае необходимости применять наказания. А так же важно помнить, что главной потребностью любого ребенка является необходимость чувствовать, что его любят и ценят.

3. Отстаивание своей личности, территории, обретение независимости и самостоятельности. Ребенок устанавливает личные границы, обретает независимость и самостоятельность. Родители должны предоставлять ребенку разумную свободу и независимость, но в тоже время дети не должны ощущать себя заброшенными, ребенок должен знать, что в случае необходимости родители всегда окажут нужную поддержку и помощь.

В раннем и дошкольном детстве агрессивные проявления встречаются у значительного числа детей как отражение слабой социализированности личности и отсутствия у них социально принятых коммуникативных навыков. Постепенно под влиянием общения с окружающими на смену деструктивным формам взаимодействия приходят новые социализированные формы поведения. Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями. Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития и выдвигает определенные требования к личности. Адаптация к возрастным требованием нередко сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения. Кризисные, переходные, периоды сопряжены с неудовлетворенностью своим положением, протестным поведением, капризностью и неуравновешенностью. [ 3,с 265 ]

Агрессивное поведение в старшем дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. Наиболее часто у подавляющего большинства детей наблюдается вербальная агрессия - от жалоб и агрессивных фантазий («Позову бандитов, они тебя побьют) до прямых оскорблений («толстуха», «дурак»). У некоторых детей встречаются случаи физической агрессии - как косвенной (разрушение продуктов деятельности другого, поломка чужих игрушек и пр.), так и прямой (дети бьют сверстников кулаком или палкой по голове, кусаются и т.п.). Об агрессивности нельзя судить лишь по ее внешним проявлениям, необходимо знать ее мотивы и сопутствующие ей переживания. Среди причин, провоцирующих агрессивность детей, выделяются следующие:

- Привлечение к себе внимание сверстников (мальчик вырывает книгу у девочки или разбрасывает игрушки и начинает громко лаять, изображая злую собаку, чем, естественно привлекает к себе внимание);

- Ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть свое превосходство (заметив, что партнер расстроился из-за того, что у него не хватает деталей, мальчик кричит: «Ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получится, ты плакса»);

- Защита и месть (в ответ на нападение или насильственное изъятие игрушки дети отвечают яркими вспышками агрессии);

- Стремление быть главным (например, после неудачной попытки занять первое место в строе, мальчик отталкивает опередившего друга, хватает за волосы и пытается стукнуть головой о стену);

- Стремление получить желанный предмет (чтобы обладать нужной игрушкой, некоторые дети прибегают к прямому насилию над сверстниками).

Как можно видеть, большинство проявлений агрессивного поведения наблюдается в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессивные действия используются как средства

достижения определенной цели. Соответственно максимальное удовлетворение дети получают при достижении желанной цели - будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка, после чего агрессивные действия прекращаются.

В то же время у отдельных детей наблюдаются агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому. Например, мальчик толкает девочку в бассейн и смеется над ее слезами, или девочка прячет тапочки своей подруги и с удовольствием наблюдает за ее переживаниями. Физическая боль или унижение сверстника вызывает у этих детей удовлетворение, а агрессия выступает при этом как самоцель. Такое поведение может свидетельствовать о склонности ребенка к враждебности и жестокости, что, естественно, вызывает особую тревогу.

Некоторые дети проявляют значительно более выраженную склонность к агрессивности, которая заключается в следующем:

1.высокая частота агрессивных действий - в течение часа наблюдений такие дети демонстрируют не менее четырех актов, направленных на причинение вреда сверстникам, в то время как у других детей отмечается не более одного;

2.преобладание прямой физической агрессии - если у большинства дошкольников чаще всего наблюдается вербальная агрессия, то эти дети часто используют прямое физическое насилие;

3.наличие враждебных агрессивных действий, направленных не на достижение какой-либо цели (как у остальных дошкольников), а на физическую боль или страдание сверстников.

Главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику. Другой ребенок выступает для них как противник, как конкурент, как препятствие, которое нужно устранить. Можно полагать, что это отношение отражает особый склад личности, ее направленность, которая порождает специфическое восприятие другого как врага.

В дошкольном возрасте инициаторами агрессии чаще становятся отдельные дети. Она проявляется в виде отдельных вспышек ярости и гнева и обычно носит инструментальный характер - дети просто не умеют добиваться авторитета и популярности конструктивно. [ 5,с 58 ].

У детей старшего дошкольного возраста отмечается в основном доброкачественная агрессия, которая представлена псевдоагрессией и оборонительной агрессией. К псевдоагрессии относятся такие виды, как непреднамеренная агрессия и агрессия как самоутверждение. Непреднамеренная агрессия - случайное нанесение вреда человеку в детском коллективе достаточно распространена. Агрессия как попытка самоутвердиться проявляется у дошкольников и в игре, и в общении со сверстниками. В игре ребенок как бы отрабатывает нарождающиеся лидерские тенденции становясь ситуационным лидером, у которого имеются подчиненные, слушающие его распоряжения. Оборонительная агрессия очень типична для детей дошкольного возраста. Ее специфическая особенность в том, что она сопровождается гневом. А гнев - это реакция ребенка на нарушение значимой для него системы витальных ценностей (которые для каждого могут иметь свои специфические черты). Для одного значимым может быть лишь факт физического оскорбления, для другого - отнятая игрушка, для третьего - оскорбительное слово. В результате ребенок начинает бурно протестовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Роль сказки в жизни ребенка"

Все люди по-разному воспринимают слово «сказка» и вкладывают в него разный смысл. Давайте попробуем обратиться к науке и выяснить, как же трактуется сказка разными исследователями. Вот несколько опред...

Роль первого воспитателя в жизни ребенка

Роль первого воспитателя в жизни ребенка...

Консультация для воспитателей и родителей «Роль игры в жизни ребенка»

Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что даёт игра ребёнку? Помните, во что играли вы в своём детстве?Игра - это свободная деятельность детей, которая осознаётся как “ненастоящая&rdquo...

Статья "Роль воспитателя в жизни ребенка дошкольного возраста"

Статья посвещена вопросам воспитания детей, а так же роли воспитателя в жизни ребенка....

Роль воспитателя в жизни ребенка дошкольного возраста

В данной статье автор делает попытку рассмотреть вопрос о роли воспитателя в жизни детей дошкольного возраста. Произведен анализ литературных источников в области современных исследований личностных о...