РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "МУЗЫКА" ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 2 ДО 7 ЛЕТ
рабочая программа по теме
Данная рабочая программа по музыкальному воспитанию дошкльников является модифицированной и составленной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, "Мозаика- Синтез", 2011, включаетв себя компоненты программ: "Ладушки" И.М. Каплуновой, И.А. Новоскольцевой, "Композитор", Санкт-Петербург, 2007; "Программа по музыкально- ритмическому воспитанию детей от 2 до 3 лет" Т.Сауко, А. Бурениной,СПБ,2001. "Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах" Н.Г. Кононовой, Москва.1990.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 79.83 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕНО: СОГЛАСОВАНО:
На заседании педагого совета Заведующий МБДОУ
«__» _________ 2013 г.
Протокол№ __ ______________Сизен З.Р
«__» _________ 2012 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(приложение к основной общеобразовательной
программе, реализуемой в МБДОУ)
по образовательной области «Музыка»
Возрастные группы от 2 до 7 лет
Ф.И.О. педагога: Багирова М.В.
Должность: музыкальный руководитель
Учебный год: 2013 – 2014
Рассмотрено
На заседании МО
«___» _________2013г.
Протокол № ________
г.Сургут
2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современная наука признает раннее детство как период, имеющий огромное значение для всей последующей жизни человека. Результаты нейропсихологических исследований доказали, что человеческий мозг имеет специальные разделы, ответственные за музыкальное восприятие. Из этого следует, что музыкальные способности – часть нашего биологического наследия. «Начать использовать то, что даровано природой, необходимо как можно раньше, поскольку неиспользуемое, невостребованное извне атрофируется…» В.М. Бехтерев. Влияние же музыки на эмоциональное состояние человека давно закрепило первые позиции среди других видов искусств. По мнению В.А. Сухомлинского: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство…».
В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое прекрасное, с которыми они встречаются в жизни. Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №655 от 23 ноября 2009 г. «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (ФГТ). Данный документ определяет направления стратегических преобразований, реализация которых приведёт к качественно иному уровню функционирования и развития системы образовательных услуг для детей дошкольного возраста. Центральные принципы ФГТ: - соответствие принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; - сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, когда содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом возможность реализации в массовой практике дошкольного образования; - соответствие содержания программы критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»); - обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения, навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей в данный возрастной период; - принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями, а также с возрастными возможностями и особенностями воспитанников; - комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса; - решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; - построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Данная рабочая программа по музыкальному воспитанию дошкольников является модифицированной и составленной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса Т. С. Комарова. М. А. Васильева , МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. Включает в себя компоненты программ: «Ладушки» И.М. Каплунова, И.А.Новоскольцева, «Композитор» Санкт-Петербург,2007; «Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2 – 3 лет» Т. Сауко, А. Буренина. СПб, 2001. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах» Н.Г. Кононова, «Просвещение», М., 1990; учебное пособие «Танцевальная ритмика для детей», Т.И.Суворова, «Музыкальная палитра», 2005
ЦЕЛЬ: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
- развитие музыкально-художественной деятельности;
- приобщение к музыкальному искусству.
Рабочая программа отвечает требованиям Государственного стандарта и возрастным особенностям детей. В ней сформулированы и конкретизированы задачи по музыкальному воспитанию для детей раннего, младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом дидактических принципов - их развивающего обучения, психологических особенностей детей дошкольного возраста и включает в себя следующие разделы: слушание; пение; музыкально-ритмические движения; игра на детских музыкальных инструментах; творчество. «СЛУШАНИЕ» - ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений; -развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки; -развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес; средств их выразительности; формирование музыкального вкуса; -развитие способности эмоционально воспринимать музыку. «ПЕНИЕ» - формирование у детей певческих умений и навыков; - обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента; - развитие музыкального слуха; - развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона. «МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ» - развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений; - обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных ориентировок; - обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения; - развитие художественно-творческих способностей «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ» - совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка; - становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость; - развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса; - знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них; «ТВОРЧЕСТВО» (песенное, музыкально-игровое, танцевальное, импровизация на детских музыкальных инструментах) - развитие способности творческого воображения при восприятии музыки; - активизация фантазии ребенка, развитие стремления к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла; - развитие способности к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на детских музыкальных инструментах. Непосредственно образовательная деятельность в области «Музыка» состоит из трех частей. 1. Вводная часть. Музыкально-ритмические упражнения. Цель - настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах. 2.Основная часть. Слушание музыки. Цель - приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, эмоционально на них реагировать. Подпевание и пение. Цель - развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, своевременно начинать и заканчивать песню. В основную часть НОД образовательной области «Музыка» включаются и музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство с детскими музыкальными инструментами, развитие памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей. 3. Заключительная часть. Пляска, игра. Цель - доставить эмоциональное наслаждение ребенку, вызвать чувство радости от совершаемых действий, интерес к НОД области «Музыка». В НОД используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка. Интеграция образовательных областей. «Физическая культура» - развитие двигательной активности, физических качеств в музыкально-ритмической деятельности
«Здоровье» - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация «Коммуникация» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области «музыка»(возможность общения по поводу прослушанной музыки, в процессе распределения ролей в музыкальных играх и обсуждения особенностей выразительного исполнения песен, танцев ит.д.); развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи. «Познание» - расширение кругозора детей в области о музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества; обогащение элементарных музыковедческих представлений. «Социализация» - формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу; развитие эмоций, чувств для полноценного восприятия музыки. «Художественное творчество» - развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества. «Чтение художественной литературы» - использование художественных произведений с целью усиления эмоционального восприятия музыкальных произведений. «Безопасность» - формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности. Содержание психолого-педагогической работы образовательной области «Музыка» ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно эстетическому. Образовательная область «Музыка» позволяет: - ребёнку осуществлять эмоционально-чувственное познание мира, реализовывать первые опыты взаимодействия с музыкой, обогащать индивидуальный культурный опыт, налаживать социальные контакты и коммуникации, практиковаться в способах самовыражения, первых опытах музыкального творчества;
-взрослому (педагогу и родителю) эффективно развивать эмоционально-чувственную сферу ребёнка, приобщать его к культуре и музыкальному искусству, развивать детское творчество, насыщать среду пребывания ребёнка в ДОУ музыкой, используя её психофизиологические и социокультурные эффекты. Содержание психолого-педагогической работы в образовательной области «Музыка». Группа раннего возраста (с 2 до 3 лет) Слушание. Развивать интерес к музыке, желание слушать народную и классическую музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения. Развивать умение внимательно слушать музыкальные пьесы разного характера, спокойные и бодрые песни, понимать о чем (о ком) поется эмоционально реагировать на содержание. Развивать умение различать звуки по высоте в пределах октавы. Пение. Вызывать активность детей при подпевании и пении. Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем), побуждать петь индивидуально. Музыкально-ритмические движения. Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, совершать повороты и т.д.). Формировать умение начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет). Совершенствовать умение выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни. К трехлетнему возрасту при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка: к концу году ребёнок узнает знакомые мелодии и различает высоту звуков (высокий - низкий); вместе с воспитателем подпевает в песне музыкальные фразы; двигается в соответствии с характером музыки, начинает движение с первыми звуками музыки, умеет выполнять движения - притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук; называет музыкальные инструменты: погремушки, бубен. Связь с другими образовательными областями
1.Образовательная область «Здоровье» | ||
Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей. | ||
2.Образовательная область «Физическая культура» | ||
Накапливать и обогащать двигательный опыт детей, формировать умение выполнять ходьбу и бег не наталкиваясь друг на друга, менять характер движения в соответствии с изменением характера музыки, развивать умение прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед. | ||
3.Образовательная область «Социализация» | ||
Развитие игровой деятельности | ||
Сюжетно-ролевые игры Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители. Подводить детей к пониманию роли в игре. Формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью. | Театрализованные игры Пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем (кукла Катя показывает концерт), расширения контактов со взрослым (бабушка приглашает на деревенский двор). Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы), подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово (в произведениях малых фольклорных форм). | Дидактические игры Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?» и т.п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т.п.). |
Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми(в том числе моральным) Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей. Продолжать формировать умение здороваться и прощаться (по напоминанию взрослого); излагать собственные просьбы спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста». Формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежности, патриотические чувства, чувства принадлежности к мировому Сообществу. Закреплять умение называть свое имя. Развивать умение ориентироваться в музыкальном зале. | ||
4. Образовательная область «Безопасность» С помощью художественных и фольклорных произведений знакомить с правилами безопасного для человека и окружающего мира поведения. | ||
5. Образовательная область «Познание» Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей разных видах музыкальной деятельности. Побуждать включать движения рук по предмету(мягкие игрушки, куклы-бибабо) в процесс знакомства с ним: обводит руками части предмета, гладить их и т.д. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющим одинаковое название (одинаковые платочки; большой красный мяч — маленький синий мяч). Формировать умение называть свойства предметов. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора Предметное и социальное окружение: продолжать знакомить детей с названиями предметов ближайшего окружения: игрушки, музыкальные инструменты и т д. Формировать представления о простейших связях между предметами ближайшего окружения. Учить детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина); Ознакомление с природой: учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и т. д.) и их детенышей и называть их; узнавать на картинках некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и т. д.), называть их. Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь) фрукты (яблоко, груша и т.д.). | ||
6.Образовательная область «Коммуникация» Развивать все компоненты устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи—диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; развивать свободное общение со взрослыми и детьми; на картинках показывать состояния людей и животных: радуется, грустит и т. д. | ||
Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи | ||
На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь: развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Возьми красный платочек», «Спой песенку маленькому медвежонку»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»). Обогащать словарь детей: существительными, обозначающими названия игрушек, овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей; глаголами, обозначающими трудовые действия (стирать, гладить, лечить, поливать), их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться); прилагательными, обозначающими цвет, (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький; наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко). Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи. | ||
Звуковая культура речи | ||
Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»). | ||
Грамматический строй речи | ||
Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2-4 слов («Кисонька-мурысенька, куда пошла?»). | ||
Связная речь | ||
Помогать детям отвечать на простейшие («что?», «кто?», «что делает?») и более сложные вопросы («во что одет?», «что везет?», «кому?», «какой?», «где?», «когда?», «куда?»). Поощрять попытки детей старше 2 лет 6 месяцев по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке (обновке), о событии из личного опыта. Во время игр-инсценировок учить детей повторять несложные фразы. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок. Формировать умение слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения. | ||
7.Образовательная область «Чтение художественной литературы» | ||
Формирование интереса и потребности в чтении. Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности. Сопровождать пение песенок, чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями. Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем (муз руководителя)знакомых стихотворений. Поощрять попытки читать стихотворный текст целиком с помощью взрослого. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо знакомую сказку. Примерный список литературы для чтения детям. Русский фольклор: повторение песенок, потешек, сказок, прочитанных и рассказанных детям второго года жизни. Песенки, потешки, заклички: «Наши уточки с утра...»; «Пошел котик на Торжок...»; «Заяц Егорка...»; «Наша Маша маленька...»; «Чики, чики, кички...», «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»; «Из-за леса, из-за гор...»; «Бежала лесочком лиса с кузовочком...»; «Огуречик, огуречик...»; «Солнышко, ведрышко...». Сказки: «Козлятки и волк», обр. К. Ушинского; «Теремок», обр. М. Булатова; «Маша и медведь», обр. М. Булатова. | ||
8. Художественное творчество | ||
Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию картинок, знакомить с народными игрушками: дымковской, богородской, матрешкой, ванькой-встанькой и др, соответствующих возрасту детей. |
Группа младшего дошкольного возраста( с 3до 4 лет) Слушание. Учить детей слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять сколько частей в произведении (одночастная или двухчастная форма); рассказывать, о чем(о чем) поется в песне. Развивать способность различать звуки по высоте в пределах октавы - септимы, замечать изменение в силе звучания мелодии (громко, тихо). Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.). Пение. Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре (ми) - ля (си); в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни (весело, протяжно, ласково). Песенное творчество. Учить допевать мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю» и веселых мелодий на слог «ля-ля». Формировать навыки сочинительства веселых и грустных мелодий по образцу. Музыкально-ритмические движения. Учить двигаться соответственно двухчастной форме музыки и силе ее звучания (громко, тихо); реагировать на начало звучания музыки и ее окончание (самостоятельно начинать и заканчивать движения). Совершенствовать навыки основных движений (ходьба и бег). Учить маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку. Улучшать качество исполнения танцевальных движений: притоптывать попеременно двумя ногами и одной ногой. Развивать умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться ритмично, согласно темпу и характеру музыкального произведения (с предметами, игрушками, без них). Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов (идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, летают птички, едут машины, летят самолеты, идет коза рогатая и др). Формировать навыки ориентировки в пространстве. Развитие танцевально-игрового творчества. Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии. Активизировать выполнение движений, передающих характер изображаемых животных. Игра на детских музыкальных инструментах. Знакомить детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их звучанием; способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания на детских ударных музыкальных инструментах. К концу года дети могут: слушать музыкальное произведение до конца, узнавать знакомые песни, различать звуки по высоте (в пределах октавы), замечать изменения в звучании (тихо - громко), петь, не отставая и не опережая друг друга, выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притоптывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.), различать и называть детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.) Связь с другими образовательными областями.
1.Образовательная область «Здоровье» |
Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей. Воспитывать бережное отношение к своему телу, здоровью, здоровью других детей, формировать потребности в формировании опрятности в повседневной жизни. |
2. Образовательная область «Физическая культура» |
Развивать координацию движений, накапливать и обогащать двигательный опыт детей, развивать умение выполнять свободно бег и ходьбу, формировать умение строиться в колонну по одному, в круг, ориентироваться в пространстве, положительные эмоции, активность в двигательной деятельности, организовывать подвижные игры с правилами. |
3. Образовательная область «Социализация» |
Развитие игровой деятельности Развивать умение соблюдать в ходе игры элементарные правила. В процессе игр с игрушками, развивать у детей интерес к окружающему миру. Сюжетно-ролевые игры. Способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений (потешек, песенок, сказок, стихов) , поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли. Театрализованные игры. Пробуждать интерес детей к театрализованной игре, создавать условия для ее проведения. Формировать умение следить за развитием действия в играх-драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей. Развивать умение имитировать характерные действия персонажей (птички летают, козленок скачет), передавать эмоциональное состояние человека (мимикой, позой, жестом, движением). Учить сопровождать движения простой песенкой. Вызывать желание действовать с элементами костюмов (шапочки, воротнички и т. д.) и атрибутами, как внешними символами роли. Развивать стремление импровизировать на несложные сюжеты песен, сказок. Вызывать желание выступать перед куклами и сверстниками. Дидактические игры. В совместных дидактических играх развивать умение выполнять постепенно усложняющиеся правила. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Постепенно формировать образ Я. Сообщать детям о происшедших с ними изменениях (сейчас умеешь правильно танцевать; ). Формировать начальные представления о человеке, первичные гендерные представления (мальчики сильные, умелые; девочки нежные, женственные). Напоминать имена и отчества работников детского сада (музыкальный руководитель, и др.). Учить здороваться с педагогами и детьми, прощаться с ними. |
4. Образовательная область «Безопасность» С помощью художественных и фольклорных произведений, игрушек аналогов продолжать знакомить с правилами безопасного для человека и окружающего мира поведения |
5.Образовательная область «Познание» |
Развивать умение воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, называть их. Закреплять умение выделять цвет, форму, величину, как особые свойства предметов. Развивать умения замечать изменения в природе в разное время года, расширять представления о растениях, животных. |
6.Образовательная область «Коммуникация» |
Формирование словаря: называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты. Звуковая культура речи. Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями. Связная речь. Развивать диалогическую форму речи. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; после прослушивания музыкальных произведений, просмотра спектаклей и т.д. Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», |
7.Образовательная область «Чтение художественной литературы» |
Продолжать приучать детей слушать народные песенки, авторские произведения. Сопровождать пение потешек, песенок, попевок показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности. Сопровождать пение песенок, чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями. Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем (муз рук.) знакомых песенок. Поощрять попытки читать стихотворный текст целиком с помощью взрослого. Повторять и разучивать песенки, потешки, рассказывать сказки с озвучиванием музыкальных инструментов. |
8. Образовательная область «Художественное творчество» |
Привлекать внимание к красоте окружающих предметов (игрушки, оформление зала), объектов природы, знакомить с элементарными средствами выразительности видов музыкальной деятельности(звук, движения, мимика, жесты), развивать интерес к произведениям народного профессионального искусства(стихи, песенки, потешки), к слушанию музыкальных произведений, выделению красоты сезонных изменений в природе. Продолжать развивать умение отвечать на вопросы по содержанию картинок, знакомить с народными игрушками: дымковской, богородской, матрешкой, ванькой-встанькой и др, соответствующих возрасту детей. |
Группа среднего дошкольного возраста (с 4 до 5 лет) Слушание. Продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание слушать ее. Закреплять знания о жанрах в музыке (песня, танец, марш). Обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры, осознанного отношения к музыке. Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться, слушать произведение до конца). Развивать умение чувствовать характер музыки, узнавать знакомые произведения, высказывать свои впечатления о прослушанном произведении. Формировать умение замечать выразительные средства музыкального произведения (тихо, громко, медленно, быстро). Развивать способность различать звуки по высоте (высокий, низкий в пределах сексты, септимы). Пение. Формировать навыки выразительного пения, умение петь протяжно подвижно, согласованно (в пределах ре — си первой октавы). Развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами. Побуждать петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, четко произносить слова, петь выразительно, передавая характер музыки. Развивать навыки пения с инструментальным сопровождением и без него (с помощью воспитателя). Песенное творчество. Побуждать детей самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни, отвечать на музыкальные вопросы («Как тебя зовут?". «Что ты хочешь-кошечка?», «Где ты?»). формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст. Музыкально-ритмические движения. Продолжать формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки, самостоятельно менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки. Совершенствовать танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах. Формировать умение двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и наоборот), подскоки. Продолжать совершенствовать навыки основных движений (ходьба «торжественная», спокойная, «таинственная»; бег легкий и стремительный). Развитие танцевально-игрового творчества. Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений (кружатся листочки, падают снежинки) и сценок, используя мимику и пантомиму (зайка веселый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк и т.д.). Развивать умение инсценировать песни и ставить небольшие музыкальные спектакли. Игра на детских музыкальных инструментах. Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне. К концу года дети могут: внимательно слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер; выражать свои чувства словами, рисунком, движением, узнавать песни по мелодии, различать звуки по высоте (в пределах сексты - септимы), петь протяжно, четко произносить слова; вместе начинать и заканчивать пение, выполнять движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения; танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах; движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками); инсценировать (совместно с воспитателем) песни, хороводы. Играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке. Связь с другими образовательными областями.
1.Образовательная область «Здоровье» |
Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, воспитывать опрятность, привычку следить за своим внешним видом |
2. Образовательная область «Физическая культура» |
Развивать координацию движений, накапливать и обогащать двигательный опыт детей, закреплять и развивать умение выполнять свободно бег и ходьбу, формировать умение строиться в колонну по одному, в круг, ориентироваться в пространстве. Формировать умение и навык правильно выполнять движения в музыкально-ритмической деятельности, воспитывать красоту, выразительность движений, развивать умения творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности. Закреплять умения осознанно относиться к выполнению правил игры. |
3.Образовательная область «Социализация» |
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Постепенно формировать образ Я. Сообщать детям о происшедших с ними изменениях (сейчас умеешь правильно танцевать; )Формировать начальные представления о человеке, Формировать первичные гендерные представления (мальчики сильные, умелые; девочки нежные, женственные). Напоминать имена и отчества работников детского сада (музыкальный руководитель, и др.). Учить здороваться с педагогами и детьми, прощаться с ними. |
4. Образовательная область «Безопасность» Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности. С помощью художественных и фольклорных произведений продолжать знакомить с правилами безопасного для человека и окружающего мира поведения. Знакомить с правилами безопасного поведения во время подвижных игр. |
5.Образовательная область «Познание» |
Продолжать развивать умения замечать изменения в природе в разное время года, расширять представления о растениях, животных, воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, называть их. Закреплять умение выделять цвет, форму, величину, как особые свойства предметов. |
6. Образовательная область «Коммуникация» |
Способствовать развитию любознательности. Развивать артикуляционный аппарат. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний. Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, имена, названия музыкальных произведений, жанров. Развивать умение самостоятельно высказываться о характере музыкальных произведений. |
7.Образовательная область «Чтение художественной литературы» |
Продолжать приучать детей слушать народные песенки, авторские произведения. Использовать поэтическое слово, как средство для эмоционального восприятия музыкального произведения Сопровождать пение потешек, песенок, попевок показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности. Сопровождать пение песенок, чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями. Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем (муз рук.) знакомых песенок. Поощрять самостоятельное чтение стихотворений. Повторять и разучивать песенки, потешки, рассказывать сказки с озвучиванием музыкальных инструментов. |
8.Образовательная область «Художественное творчество» |
Развивать интерес к посещению кукольного театра, выставок. Знакомить детей с произведениями народного искусства (потешки, сказки, загадки, песни, хороводы, заклички, изделия народного декоративно - прикладного искусства). Воспитывать бережное отношение к произведениям искусства. Формировать умение замечать изменения в оформлении музыкального зала. Формировать умение видеть красоту окружающего, предлагать называть предметы и явления, особенно понравившиеся им. Знакомить с профессиями артиста, художника, композитора. |
Группа старшего дошкольного возраста (с 5 до 6 лет)
Для подгруппы двух лет обучения:
Слушание. Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на неё. Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой; со структурой 2- и 3-частного музыкального произведения, с построением песни. Продолжать знакомить с композиторами. Воспитывать культуру поведения при посещении концертных залов, театров (не шуметь, не мешать другим зрителям наслаждаться музыкой, смотреть спектакли). Продолжать знакомить с жанрами музыкальных произведений (марш, танец, песня).Развивать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведений (вступление, заключение, музыкальная фраза).Совершенствовать навык различения звуков по высоте в пределах квинты, звучания музыкальных инструментов (клавишные, ударные, струнные, духовые) Пение. Формировать певческие навыки: умение петь лёгким звуком в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы, чисто интонировать мелодию, брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчётливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо. Способствовать развитию навыков сольного пения с музыкальным сопровождением и без него. Содействовать проявлению самостоятельности, творческому исполнению песен разного характера. Развивать песенный музыкальный вкус. Песенное творчество. Развивать навык импровизации мелодии на заданный текст, умение сочинять мелодии различного характера. Музыкально-ритмические движения. Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки, её эмоционально-образное содержание; умение свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами. Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений (поочерёдное выбрасывание ног вперёд в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперёд, кружение; приседание с выставлением ноги вперёд). Знакомить детей с русским хороводом, пляской, а также с танцами других народов. Продолжать развивать навыки инсценирования песен; умение изображать сказочных персонажей, животных и птиц (лошадка, коза, лиса, медведь, заяц, журавль, ворон и т.д.) в разных игровых ситуациях. Развитие танцевально-игрового творчества. Развивать танцевальное творчество: формировать умение придумывать движения к пляскам, танцам, составлять композицию танца, проявляя самостоятельность в творчестве. Совершенствовать умение самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песен. Побуждать к инсценированию содержания песен, хороводов. Игра на детских музыкальных инструментах. Развивать умение исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах; знакомые песенки индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп. Развивать творчество, побуждать детей к активным самостоятельным действиям. К концу года дети могут: различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка), высокие и низкие звуки (в пределах квинты); петь без напряжения, плавно, легким звуком; отчетливо произносить слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента; ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки; выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении; самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов; действовать, не подражая друг другу; играть мелодии на металлофоне по одному и небольшими группами. Группа старшего дошкольного возраста (с 6 до 7 лет) Слушание. Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественно-эстетический вкус. Обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Знакомить с элементарными музыкальными понятиями: музыкальный образ, выразительные средства, музыкальные жанры (опера, балет); профессиями (пианист, дирижёр, композитор, певица и певец, балерина и болеро, художник и др.). Продолжать развивать навыки восприятия звуков по высоте в пределах квинты – терции. Обогащать впечатления детей, формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память. Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха. Знакомить с элементарными музыкальными понятиями (темп, ритм); жанрами (опера, концерт, симфонический оркестр), творчеством композиторов и музыкантов. Познакомить детей с мелодией Государственного гимна РФ. Пение. Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию. Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен в пределах: до первой октавы - ре второй октавы. Учить брать дыхание и удерживать его до конца фразы; обращать внимание на артикуляцию (дикцию). Закреплять умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него. Песенное творчество: Развивать умение самостоятельно придумывать мелодии, используя в качестве образца русские народные песни; самостоятельно импровизировать мелодии на заданную тему по образцу и без него, используя для этого знакомые песни, музыкальные пьесы и танцы. Музыкально-ритмические движения. Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание. Знакомить с национальными плясками (русские, белорусские, украинские и т.д.). Развивать танцевально-игровое творчество; формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, театральных постановок. Музыкально– игровое и танцевальное творчество. Способствовать развитию творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (игра в оркестре, пение, танцевальные движения и т.п.). Совершенствовать умение импровизировать под музыку соответствующего характера (лыжник, конькобежец, наездник, рыбак; лукавый котик и сердитый козлик и т.п.). Закреплять умения придумывать движения, отражающие содержание песни; выразительно действовать с воображаемыми предметами. Развивать самостоятельность в поисках способа передачи в движениях музыкальных образов. Формировать музыкальные способности; содействовать проявлению активности и самостоятельности. Игра на детских музыкальных инструментах. Знакомить с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов и в оркестровой обработке. Совершенствовать навыки игры на металлофоне, свирели, ударных и электронных музыкальных инструментах, русских народных музыкальных инструментах: трещотках, погремушках, треугольниках; умение исполнять музыкальные произведения в оркестре и в ансамбле. Итоговые результаты освоения Программы. Узнает мелодию Государственного гимна РФ. Определяет жанр прослушанного произведения (марш, песня, танец) и инструмент, на котором оно исполняется. Определяет общее настроение, характер музыкального произведения. Различает части музыкального произведения (вступление, заключение, запев, припев). Может петь песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание). Может петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него. Умеет выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический рисунок. Умеет выполнять танцевальные движения (шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг). Инсценирует игровые песни, придумывает варианты образных движений в играх и хороводах. Исполняет сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии. Связь с другими образовательными областями.
1.Образовательная область «Здоровье» |
Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, продолжать воспитывать опрятность, привычку следить за своим внешним видом, бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих. |
2. Образовательная область «Физическая культура» |
Формировать привычку сохранять правильную осанку во всех видах музыкальной деятельности, закреплять умение соблюдать заданный темп в ходьбе и беге, закреплять умение быстро перестраиваться в движении, ориентироваться в пространстве, равняться в колонне, круге, выполнять движения ритмично, в заданном темпе, совершенствовать технику движений, добиваясь точности, выразительности, ритмичности их выполнения. |
3.Образовательная область «Социализация» |
Формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежности, патриотические чувства, чувства принадлежности к мировому сообществу. Расширять представления об их обязанностях в связи с подготовкой к школе. Расширять представления о родном крае, углублять и уточнять представления о Родине-России. Закреплять знания о флаге, гербе, гимне России. Расширять знания о государственных праздниках. Углублять знания о Российской армии, воспитывать уважение к защитникам отечества. Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Развить творческую самостоятельность, эстетический вкус при передаче образа, закреплять умения использовать средства выразительности(жесты, мимика, интонация, движения), согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры, воспитывать дружеское взаимоотношение между детьми |
4. Образовательная область «Труд» |
Формировать бережное отношение к музыкальным инструментам, предметам. Развивать интерес к различным профессиям. |
5. Образовательная область «Безопасность» |
Продолжать формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности. |
6.Образовательная область «Познание» |
Продолжать развивать музыкальный слух, закреплять умение различать звуки музыкальные, природные, бытовые. Углублять представления о существенных характеристиках музыкальных инструментов, о свойствах материалов, из которых они сделаны. Закреплять умение обобщать представления о временах года. |
7. Образовательная область «Коммуникация» |
Способствовать развитию любознательности. Развивать артикуляционный аппарат. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний. Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, имена, названия музыкальных произведений, жанров. Развивать умение самостоятельно высказываться о характере музыкальных произведений. Развивать свободное общение между взрослыми и детьми, совершенствовать речь, умение более точно характеризовать прослушанное произведение, делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих, развивать содержательно и выразительно пересказывать содержание песен. |
8.Образовательная область «Чтение художественной литературы» |
Развивать интерес к художественной литературе, привлекать внимание к выразительным средствам( образные слова и выражения, сравнения, развивать умение чувствовать красоту и выразительность языка, чуткости к поэтическому слову, совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений, в драматизациях(эмоциональность исполнения, естественность поведения). |
9.Образовательная область «Художественное творчество» |
Развивать интерес к искусству, закреплять знания об искусстве, как виде творческой деятельности людей, о видах искусства(изобразительное, литература, музыка, театр, танец). Продолжать знакомить с народными игрушками. Расширять представления о творческой деятельности, формировать умение называть профессии деятелей искусства(художник, композитор, артист, танцор, певец, пианист, скрипач, дирижер). Формировать умение соотносить органы чувств с видами искусства(музыку слушают, картины рассматривают, стихи читают и слушают и т.д.) Формировать умение различать народное и профессиональное искусство, воспитывать интерес к искусству родного края. |
Национально-региональный компонент образовательной области направлен на ознакомление дошкольников с литературным и музыкальным искусством коренного населения Ханты-Мансийского автономного округа – народов ханты и манси. Локальный компонент МБДОУ связан с социально-личностным развитием ребёнка. В непосредственно образовательную деятельность по развитию музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку включаются упражнения и игры, развивающие у дошкольников эмоциональную сферу личности, творческую активность, культуру восприятия музыки, фантазию, воображение, творческие способности в продуктивной деятельности под музыку, побуждающие у дошкольников средствами музыки потребность в творческой деятельности выражать своё отношение к миру. У дошкольника, освоившего образовательную область «Музыка» могут быть развиты музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности детей, а также способности эмоционально воспринимать музыку. Диагностика образовательной музыкальной деятельности проводится 2 раза в год: сентябрь – на начало, май – на конец года. Диагностика (автор К.В.Тарасова) проводится циклами, в каждый из которых входят: определение уровня эмоциональной отзывчивости на музыку в процессе наблюдений за ребёнком и четыре специальных диагностических занятия по определению у детей уровней развития:
- чувства музыкального ритма,
- мелодического слуха,
- музыкального восприятия-мышления,
- творческого компонента музыкального мышления.
Во всех диагностических циклах для чистоты получаемых результатов используется, в основном, один и тот же музыкальный материал. Исключение составляют песни, которые дети поют по своему собственному выбору (или выбору педагога), и дополнительные, более сложные произведения, предлагаемые наиболее продвинутым детям в конце старшей и подготовительной групп при определении уровней развития репродуктивного компонента музыкального мышления (во время слушания музыки) и чувства музыкального ритма. Предлагаемый для диагностики музыкальный материал не нужно в непосредственно образовательной деятельности.
Диагностика проводится строго индивидуально. Каждую задачу ребёнок решает трижды, т.е. ему предлагаются три попытки решения каждой задачи. Учитывается лучший результат.
Ориентация на показатели развития той или иной музыкальной способности обеспечивает объективную и адекватную картину нормального распределения способностей; помогает педагогу в каждой возрастной группе выявить детей с высоким, средним и низким уровнем развития каждой способности.
Возрастные показатели каждой из музыкальных способностей разработаны в отношении задач определённого уровня сложности. Этот уровень отражён в музыкальном репертуаре и в инструкциях ребёнку используемых в процессе мониторинга.
Данные, полученные в результате диагностического обследования ребёнка на каждом этапе его музыкального развития, позволяют судить о качественном своеобразии системы его музыкальности, динамике её становления и являются основой индивидуального подхода к ребёнку.
Индивидуальные данные служат основой для создания портрета группы на каждом из этапов её развития, который позволяет музыкальному руководителю выявить сильные и слабые стороны в своей собственной работе и провести соответствующую её коррекцию.
Учитывая результаты диагностики, я поставила перед собой следующие основные задачи на 2012-2013 учебный год:
- уделить особое внимание развитию певческих навыков;
- давать больше творческих заданий, для развития творческой активности во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.
Литература:
1. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса Т. С. Комарова. М. А. Васильева, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011
2. Программа «Ладушки» И.М. Каплунова, И.А.Новоскольцева, «Композитор» Санкт-Петербург
3. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А. Васильевой. 2. Луконина Т. Музыкальные занятия -разработки и тематическое планирование Вторая младшая группа. Волгоград Издательство «Учитель» 2007 г.
4. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 2000.
5. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: В 2 т. – М., 1985.
6. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М., 1981.
7. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под. ред. Н. А. Ветлугиной. – М., 1989.
8. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. – М., 2000.
9. Зацепина «Методические рекомендации по музыкальному развитию детей» – М., 2007.
10. Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей 3 – 5 лет / сост. Т.Н. Орлова, С.И. Бекина. – М., 1986.
11. Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски для детей 3 – 5 лет / авт. -сост. С.И. Бекина и др. – М., 1981.
12. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. – М., 1990.
13. Картушина М.Ю. Развлечения для самых маленьких М.2008г.
14. Сауко Т., Буренина А. Программа музыкально-ритмического воспитания детей 2 – 3 лет. Топ – хлоп, малыши! - СПб., 2001.
15. Зимина «Народные игры с пением» Москва 2000г.
16. Куревина О.А., Селезнёва Г.Е. «Путешествие в прекрасное», методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. Москва «Баланс» - 1999г.
17. Куревина О.А. «Синтез искусств» . «Линка – Пресс» Москва, 2003г.
18. Учебное пособие «Танцевальная ритмика для детей», Т.ИСуворова, «Музыкальная палитра»,2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Занимательный английский» дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста 4 – 7 лет
Содержание.1. Пояснительная записка.2. Требования к уровню образованности обучающихся.3. Учебно-тематический п...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации детей к дошкольному учреждению на 2014-2015 учебный год
Рабочая программапсихолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возрастав период адаптации детей к дошкольному учреждениюна 2014-2015 учебный год ...
Рабочая программа на 2015-2016 учебный год коррекционно-образовательной работы для детей дошкольного возраста (5-7лет)
Рабочая программа разработана на основе Программ дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи «Коррекция нарушений речи» авторов Т.В.Фили...
Рабочая программа по обучению плаванию детей дошкольного возраста Образовательная область «Физическая культура»
Программа разработана на осно учебно методического пособия А.А. Чеменова, Сталмоковой Т.В. "Система обучения плавания в дОУ"...
Рабочая программа Образовательной деятельности для детей младшего возраста группы №3 «Пчёлка Майя» составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы , М.А. Васильевой ,Т.С.
Аннотация к рабочей программе младшей группы.Рабочая программа младшей группы разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ №3 «Со...
Рабочая образовательная программа для детей дошкольного возраста 4-5 лет
Рабочая образовательная программа для детей дошкольного возраста 4-5 лет...