«Мокрые ладошки, песочные дорожки»
учебно-методическое пособие (младшая группа) по теме
Актуальность
Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира.
Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом.
Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы, который открывает для него большие возможности для познавательной деятельности. Для этого необходим системный подход, позволяющий ежедневно включать ребенка в поисковую, творческую деятельность, способствующей формированию у него обследовательских действий.
Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений. Серия наблюдений, опытов и экспериментов способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром. Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово.
Предложенный материал можно использовать вариативно, конкретизировать его, дополнять задачи, приемы взаимодействия с детьми.
Такой подход способствует формированию целостного восприятия мира.
Формирование обследовательских действий происходит в предметной деятельности. Для успешной ее организации была создана нестандартная предметно – развивающая среда.
Реализация такого подхода к развитию восприятия детей раннего возраста позволяет стимулировать у них потребность познания окружающего мира. Они хорошо усваивают сенсорные эталоны (цвет, форма, величина), группируют, находят и называют предметы ближайшего окружения, соотносят предметы по выделенным признакам. Совместно с взрослыми выполняют некоторые обследовательские действия, используют их в самостоятельной деятельности. Проявляют интерес, любопытство, жизнерадостность.
Данный материал позволяет вести целенаправленную работу по формированию у детей раннего возраста элементарных обследовательских действий как условия восприятия окружающего мира. Он может быть использован воспитателями групп раннего возраста.
Паспорт проекта
Тип проекта: групповой, долгосрочный
По содержанию: познавательный
По доминирующей деятельности: исследовательский
Участники проекта: дети ясельной группы, родители, воспитатели
Срок реализации: сентябрь – май
Цель проекта
Формирование умения экспериментировать через знакомство со свойствами воды и песка, развивать мелкую моторику рук и обогащать словарный запас детей раннего возраста.
Задачи
1. Укреплять физическое и психическое здоровье детей, обеспечивая эмоциональное благополучие;
- Расширять кругозор детей, их познавательные способности;
3. Расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениями;
4. Формировать коммуникативные навыки детей, способствующие успешной адаптации в коллективе;
5. Развивать мелкую моторику рук.
Условия успешной реализации проекта
- Создание условий для детской деятельности в рамках проекта
- Готовность педагога к осуществлению экологического образования детей
- Создание экспериментального уголка в группе
- Личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребёнка в процессе осуществления проекта
- Осуществление тесного сотрудничества со всеми сотрудниками детского сада
- Активное участие родителей в проектной деятельности
Формы работы по проекту
Работа с детьми:
- Чтение и рассматривание художественной литературы (потешки, прибаутки, шутки).
- Проведение игр с песком, водой.
- Проведение игровых занятий.
- Пополнение предметно - развивающей среды группы;
- Опытно – экспериментальная деятельность
Работа с родителями:
- Подбор художественной литературы;
- Выполнение творческих заданий;
- Совместная опытно – экспериментальная деятельность;
- Консультации
Структура и содержание проекта
В данном проекте представлены:
- перспективный план работы на учебный год;
- сборник игровых занятий;
- опыты с песком и водой
- иллюстрированный альбом «Водичка, водичка»;
- консультации для родителей и педагогов по проведению игровых занятий и опытно – исследовательской деятельности с детьми.
Предполагаемый результат
- Получают удовольствие от совместной деятельности со взрослыми
- Возникает интерес к значимой деятельности
- Владеют элементарными навыками продуктивной деятельности
- Владеют действиями с предметами, разнообразными способами использования предметов
- Знают и хорошо ориентируются в отношении величин предметов, различают цвета
- Способны ясно выразить мысль, вступить в диалоговое общение, используют обобщающие понятия
Продукт проектной деятельности:
- Игровое развлечение «Игры и забавы»
- Презентация проекта
- Создание предметно-развивающей среды
Перспективное планирование работы по реализации проекта
Сентябрь
Цель:
- Формировать знания о свойствах сухого и влажного песка;
- Познакомить детей со свойствами воды
Задачи:
- Учить способам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони);
- Развивать зрительно- слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений;
- Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности;
- Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов;
- Развивать активный словарь;
- Воспитывать положительное отношение к персонажу Капельке.
№ | Образовательная область | Мероприятия | Примечание |
1 | Познание | - экспериментальная деятельность, знакомство детей со свойствами воды. | Приложение 1 |
2 | Коммуникация | - подбор художественной литературы (стихи, потешки, песенки); - заучивание потешки «Водичка, водичка»; - рассматривание иллюстраций |
|
3 | Социализация | - игра с водой «Водичка, водичка»- игра с песком «Печем печенье» | Приложение 1
|
4 | Предметно – развивающая среда | - пополнение уголка детского экспериментирования |
|
5 | Работа с родителями | - пополнение уголка детского экспериментирования - консультация «Развивающие детские игры с песком и водой»; - изготовление буклета «Мокрые ладошки, песочные дорожки» |
Приложение 2
Приложение 25 |
Октябрь
Цель:
- Закрепить знания детей о свойстве влажного песка - сохранять форму предмета.
- Познакомить детей со свойствами резины, камней. Резина лёгкая она плавает в воде. Камень тяжёлый - тонет.
Задачи:
- Учить детей делать отпечатки ладони, кулачка, ребра ладони.
- Развивать фантазию, творческие способности.
- Воспитывать положительное отношение к своей работе, работам своих товарищей.
- Учить детей действовать с резиновыми игрушками, природными материалами – камушками.
- Развивать умение проговаривать знакомую потешку, показывать её при помощи пальчиковой гимнастики.
- Воспитывать положительное отношение к персонажу.
№ | Образовательная область | Мероприятия | Примечание |
1 | Познание | - экспериментальная деятельность, знакомство детей со свойствами влажного песка. | Приложение 3 |
2 | Коммуникация | - коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные) |
|
3 | Социализация | - игра «Что как плавает»; - игра «Чудо пекарь»: - игра «Разливаем суп» | Приложение 4
|
4 | Предметно – развивающая среда | пополнение уголка детского экспериментирования материалами и оборудованием для экспериментальной деятельности |
|
5 | Работа с родителями | - консультация «Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем» | Приложение 5
|
Ноябрь
Цель:
- Закрепить знания детей о свойствах воды и песка
- Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов.
Задачи:
- Формировать умение узнавать и называть основные цвета.
- Развивать общую и мелкую моторику.
- Воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности.
- Учить детей действовать с природным материалом.
- Развивать зрительно – слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений.
- Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.
№ | Образовательная область | Мероприятия | Примечание |
1 | Познание | - экспериментальная деятельность «В гости к мышке» | Приложение 7 |
2 | Коммуникация | - заучивание «По ровненькой дорожке шагают наши ножки» |
|
3 | Социализация | - игра «Найди шарик»; - игра «Песочная картина» | Приложение 6
|
4 | Предметно – развивающая среда | изготовление картотеки игр с водой и песком. |
|
5 | Работа с родителями |
- консультация «Как играть с песком и водой » | Приложение 8
|
Декабрь
Цель:
- Закрепить знания детей о свойстве песка - удерживать воду.
- Формировать представление детей о свойстве воды - возможность окрашивания.
Задачи:
- Развивать фантазию, творческие способности.
- Воспитывать аккуратность в работе, желание играть рядом с товарищами.
- Приучать называть основные цвета.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Воспитывать положительное отношение элементарной исследовательской деятельности.
№ | Образовательная область | Мероприятия | Примечание |
1 | Познание | - экспериментальная деятельность «Речка и ручеек» | Приложение 9 |
2 | Коммуникация | - чтение художественной литературы «Снег, снег, кружится, белая вся улица» |
|
3 | Социализация | - игра «Водяная мельница»; - игра «Разноцветная водичка» | Приложение 9
|
4 | Предметно – развивающая среда | - изготовление дидактических игр: «Путешествие кораблика», «Тонущие и плавающие предметы»
|
Приложение 14
|
5 | Работа с родителями | - консультация «Лед, вода и песочек»
|
Приложение 10
|
Январь
Цель:
- Закрепить знания детей о свойствах сухого и влажного песка.
- Дать представление о свойстве снега превращаться в воду.
Задачи:
- Формировать представление о количестве (один - много), размере (большой - маленький).
- Развивать умение отображать в речи с помощью предлогов (на, под) местонахождение предметов.
- Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.
- Воспитывать заботливое отношение к животным.
- Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными материалами.
- Воспитывать положительное отношение к персонажу-Снеговику.
№ | Образовательная область | Мероприятия | Примечание |
1 | Познание | - экспериментальная деятельность «Снеговик в гостях у детей» |
|
2 | Коммуникация | - разучивание: речевое упражнение с движением «Снеговик» |
|
3 | Социализация | - игра «Круги на воде»; - игра «Вода из снега»; - игра «Круги на песке » | Приложение 11
|
4 | Предметно – развивающая среда | - подборка художественной литературы (сказки, песни, загадки, прибаутки) |
|
5 | Работа с родителями | - совместная опытно – экспериментальная деятельность «Найди бусинку» - консультация « Игры с песком водой и крупой»
|
Приложение 13
Приложение 12 |
Февраль
Цель:
- Учить детей выкладывать форму из влажного песка.
- Дать представление о свойстве воды превращаться в лёд.
Задачи:
- Формировать знания о высоте предмета - высокий, низкий.
- Развивать общую моторику рук, координацию движений.
- Воспитывать доброжелательность, желание помочь.
- Формировать умение называть основные цвета.
- Воспитывать положительное отношение персонажу.
№ | Образовательная область | Мероприятия | Примечание |
1 | Познание | - экспериментальная деятельность «Песчаные отпечатки» | Приложение13 |
2 | Коммуникация | - разучивание «Я пеку, пеку, пеку» |
|
3 | Социализация | - игра «Переливалочки »; - игра «Печем печенье» - игра «Горки для козлят» | Приложение 14
|
4 | Предметно – развивающая среда | - пополнение уголка детского экспериментирования (совочки, лейки, сачки и т.д.) |
|
5 | Работа с родителями | - изготовление сборника игр для мам и пап «Сыпь песок, лей водичку»
| Приложение 15 |
Март
Цель:
- Закрепить умение определять свойства сухого (сыпется) и мокрого (держит форму) песка.
- Дать понятие о свойствах и качествах льда.
Задачи:
- Учить детей набирать песок совком, наполнять форму. Закрепить умение пользоваться ситом.
- Развивать общую и мелкую моторику.
- Воспитывать положительное отношение к персонажу, желание помочь.
- Формировать представление о диких животных (зайце, белке, медведе).
- Развивать мелкую моторику рук.
- Воспитывать отзывчивость, доброжелательность.
№ | Образовательная область | Мероприятия | Примечание |
1 | Познание | - экспериментальная деятельность «Поварёнок» | Приложение 16
|
2 | Коммуникация | - разучивание «Мишка косолапый»
|
|
3 | Социализация | - игры детей с песком «Маленький художник» - «Песочный праздник»
| Приложение 17
|
4 | Предметно – развивающая среда | - пополнение уголка детского экспериментирования |
|
5 | Работа с родителями | - пополнение уголка детского экспериментирования - консультация «Кидаем в воду все подряд!» | Приложение 18 |
Апрель
Цель:
- Продолжать учить детей выкладывать формы из влажного песка.
- Формировать у детей умение называть температуру воды
Задачи:
- Приучать детей договаривать слова знакомой сказки
- Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
- Воспитывать сочувствие к игровым персонажам, вызывать желание помочь им.
- Упражнять в назывании предметов одежды, белья.
- Развивать представление о некоторых трудовых действиях и предметах, необходимых для стирки (вода, мыло, таз).
- Воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых.
№ | Образовательная область | Мероприятия | Примечание |
1 | Познание | - экспериментальная деятельность «Постираем кукле платье» | Приложение 19 |
2 | Коммуникация | - чтение знакомых сказок |
|
3 | Социализация | - игра «Печём печенье» - игра «Ловим шарики»; - игра «Водяная мельница» | Приложение 20 |
4 | Предметно – развивающая среда | - пополнение дидактическими играми, «Разрезные картинки», «Плавает, не плавает» | Приложение 22 |
5 | Работа с родителями | - выпуск фотоальбома «Наши друзья – песок и вода»
| Приложение 21 |
Май
Цель:
- Закрепить умение детей выкладывать формы из влажного песка.
- Закрепить умение определять и называть температуру воды «холодная», «горячая», «тёплая».
Задачи:
- Учить находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке предметы.
- Развивать тактильно- кинестетическую чувствительность.
- Воспитывать положительное отношение к персонажу.
- Приучать детей употреблять в речи названия предметов, действий с ними.
- Развивать умение не отвлекаться от поставленной задачи.
- Воспитывать культурно- гигиенические навыки, поведения.
№ | Образовательная область | Мероприятия | Примечание |
1 | Познание | - экспериментальная деятельность «Найди бусинки» | Приложение 13 |
2 | Коммуникация | - игры на мелкую моторику рук |
|
3 | Социализация | - игра «Печем печенье»; - игра «Ловим шарики»; - игра «Постираем кукле белье» | Приложение 23
|
4 | Предметно – развивающая среда | пополнение уголка детского экспериментирования |
|
5 | Работа с родителями | - презентация проекта на едином проектном дне в ДОУ; - праздничное развлечение «Весеннее развлечение с Лисичкой» | Приложение 24 |
ПРОЕКТ
«Мокрые ладошки, песочные дорожки»
Проект предназначен для работы с детьми раннего возраста
Актуальность
Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира.
Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом.
Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы, который открывает для него большие возможности для познавательной деятельности. Для этого необходим системный подход, позволяющий ежедневно включать ребенка в поисковую, творческую деятельность, способствующей формированию у него обследовательских действий.
Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений. Серия наблюдений, опытов и экспериментов способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром. Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово.
Предложенный материал можно использовать вариативно, конкретизировать его, дополнять задачи, приемы взаимодействия с детьми.
Такой подход способствует формированию целостного восприятия мира.
Формирование обследовательских действий происходит в предметной деятельности. Для успешной ее организации была создана нестандартная предметно – развивающая среда.
Реализация такого подхода к развитию восприятия детей раннего возраста позволяет стимулировать у них потребность познания окружающего мира. Они хорошо усваивают сенсорные эталоны (цвет, форма, величина), группируют, находят и называют предметы ближайшего окружения, соотносят предметы по выделенным признакам. Совместно с взрослыми выполняют некоторые обследовательские действия, используют их в самостоятельной деятельности. Проявляют интерес, любопытство, жизнерадостность.
Данный материал позволяет вести целенаправленную работу по формированию у детей раннего возраста элементарных обследовательских действий как условия восприятия окружающего мира. Он может быть использован воспитателями групп раннего возраста.
Паспорт проекта
Тип проекта: групповой, долгосрочный
По содержанию: познавательный
По доминирующей деятельности: исследовательский
Участники проекта: дети ясельной группы, родители, воспитатели
Срок реализации: сентябрь – май
Цель проекта
Формирование умения экспериментировать через знакомство со свойствами воды и песка, развивать мелкую моторику рук и обогащать словарный запас детей раннего возраста.
Задачи
1. Укреплять физическое и психическое здоровье детей, обеспечивая эмоциональное благополучие;
- Расширять кругозор детей, их познавательные способности;
3. Расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениями;
4. Формировать коммуникативные навыки детей, способствующие успешной адаптации в коллективе;
5. Развивать мелкую моторику рук.
Условия успешной реализации проекта
- Создание условий для детской деятельности в рамках проекта
- Готовность педагога к осуществлению экологического образования детей
- Создание экспериментального уголка в группе
- Личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребёнка в процессе осуществления проекта
- Осуществление тесного сотрудничества со всеми сотрудниками детского сада
- Активное участие родителей в проектной деятельности
Формы работы по проекту
Работа с детьми:
- Чтение и рассматривание художественной литературы (потешки, прибаутки, шутки).
- Проведение игр с песком, водой.
- Проведение игровых занятий.
- Пополнение предметно - развивающей среды группы;
- Опытно – экспериментальная деятельность
Работа с родителями:
- Подбор художественной литературы;
- Выполнение творческих заданий;
- Совместная опытно – экспериментальная деятельность;
- Консультации
Структура и содержание проекта
В данном проекте представлены:
- перспективный план работы на учебный год;
- сборник игровых занятий;
- опыты с песком и водой
- иллюстрированный альбом «Водичка, водичка»;
- консультации для родителей и педагогов по проведению игровых занятий и опытно – исследовательской деятельности с детьми.
Предполагаемый результат
- Получают удовольствие от совместной деятельности со взрослыми
- Возникает интерес к значимой деятельности
- Владеют элементарными навыками продуктивной деятельности
- Владеют действиями с предметами, разнообразными способами использования предметов
- Знают и хорошо ориентируются в отношении величин предметов, различают цвета
- Способны ясно выразить мысль, вступить в диалоговое общение, используют обобщающие понятия
Продукт проектной деятельности:
- Игровое развлечение «Игры и забавы»
- Презентация проекта
- Создание предметно-развивающей среды
Перспективное планирование работы по реализации проекта
Сентябрь
Цель:
- Формировать знания о свойствах сухого и влажного песка;
- Познакомить детей со свойствами воды
Задачи:
- Учить способам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони);
- Развивать зрительно- слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений;
- Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности;
- Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов;
- Развивать активный словарь;
- Воспитывать положительное отношение к персонажу Капельке.
№ | Образовательная область | Мероприятия | Примечание |
1 | Познание | - экспериментальная деятельность, знакомство детей со свойствами воды. | Приложение 1 |
2 | Коммуникация | - подбор художественной литературы (стихи, потешки, песенки); - заучивание потешки «Водичка, водичка»; - рассматривание иллюстраций |
|
3 | Социализация | - игра с водой «Водичка, водичка»- игра с песком «Печем печенье» | Приложение 1
|
4 | Предметно – развивающая среда | - пополнение уголка детского экспериментирования |
|
5 | Работа с родителями | - пополнение уголка детского экспериментирования - консультация «Развивающие детские игры с песком и водой»; - изготовление буклета «Мокрые ладошки, песочные дорожки» |
Приложение 2
Приложение 25 |
Октябрь
Цель:
- Закрепить знания детей о свойстве влажного песка - сохранять форму предмета.
- Познакомить детей со свойствами резины, камней. Резина лёгкая она плавает в воде. Камень тяжёлый - тонет.
Задачи:
- Учить детей делать отпечатки ладони, кулачка, ребра ладони.
- Развивать фантазию, творческие способности.
- Воспитывать положительное отношение к своей работе, работам своих товарищей.
- Учить детей действовать с резиновыми игрушками, природными материалами – камушками.
- Развивать умение проговаривать знакомую потешку, показывать её при помощи пальчиковой гимнастики.
- Воспитывать положительное отношение к персонажу.
№ | Образовательная область | Мероприятия | Примечание |
1 | Познание | - экспериментальная деятельность, знакомство детей со свойствами влажного песка. | Приложение 3 |
2 | Коммуникация | - коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные) |
|
3 | Социализация | - игра «Что как плавает»; - игра «Чудо пекарь»: - игра «Разливаем суп» | Приложение 4
|
4 | Предметно – развивающая среда | пополнение уголка детского экспериментирования материалами и оборудованием для экспериментальной деятельности |
|
5 | Работа с родителями | - консультация «Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем» | Приложение 5
|
Ноябрь
Цель:
- Закрепить знания детей о свойствах воды и песка
- Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов.
Задачи:
- Формировать умение узнавать и называть основные цвета.
- Развивать общую и мелкую моторику.
- Воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности.
- Учить детей действовать с природным материалом.
- Развивать зрительно – слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений.
- Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.
№ | Образовательная область | Мероприятия | Примечание |
1 | Познание | - экспериментальная деятельность «В гости к мышке» | Приложение 7 |
2 | Коммуникация | - заучивание «По ровненькой дорожке шагают наши ножки» |
|
3 | Социализация | - игра «Найди шарик»; - игра «Песочная картина» | Приложение 6
|
4 | Предметно – развивающая среда | изготовление картотеки игр с водой и песком. |
|
5 | Работа с родителями |
- консультация «Как играть с песком и водой » | Приложение 8
|
Декабрь
Цель:
- Закрепить знания детей о свойстве песка - удерживать воду.
- Формировать представление детей о свойстве воды - возможность окрашивания.
Задачи:
- Развивать фантазию, творческие способности.
- Воспитывать аккуратность в работе, желание играть рядом с товарищами.
- Приучать называть основные цвета.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Воспитывать положительное отношение элементарной исследовательской деятельности.
№ | Образовательная область | Мероприятия | Примечание |
1 | Познание | - экспериментальная деятельность «Речка и ручеек» | Приложение 9 |
2 | Коммуникация | - чтение художественной литературы «Снег, снег, кружится, белая вся улица» |
|
3 | Социализация | - игра «Водяная мельница»; - игра «Разноцветная водичка» | Приложение 9
|
4 | Предметно – развивающая среда | - изготовление дидактических игр: «Путешествие кораблика», «Тонущие и плавающие предметы»
|
Приложение 14
|
5 | Работа с родителями | - консультация «Лед, вода и песочек»
|
Приложение 10
|
Январь
Цель:
- Закрепить знания детей о свойствах сухого и влажного песка.
- Дать представление о свойстве снега превращаться в воду.
Задачи:
- Формировать представление о количестве (один - много), размере (большой - маленький).
- Развивать умение отображать в речи с помощью предлогов (на, под) местонахождение предметов.
- Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.
- Воспитывать заботливое отношение к животным.
- Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными материалами.
- Воспитывать положительное отношение к персонажу-Снеговику.
№ | Образовательная область | Мероприятия | Примечание |
1 | Познание | - экспериментальная деятельность «Снеговик в гостях у детей» |
|
2 | Коммуникация | - разучивание: речевое упражнение с движением «Снеговик» |
|
3 | Социализация | - игра «Круги на воде»; - игра «Вода из снега»; - игра «Круги на песке » | Приложение 11
|
4 | Предметно – развивающая среда | - подборка художественной литературы (сказки, песни, загадки, прибаутки) |
|
5 | Работа с родителями | - совместная опытно – экспериментальная деятельность «Найди бусинку» - консультация « Игры с песком водой и крупой»
|
Приложение 13
Приложение 12 |
Февраль
Цель:
- Учить детей выкладывать форму из влажного песка.
- Дать представление о свойстве воды превращаться в лёд.
Задачи:
- Формировать знания о высоте предмета - высокий, низкий.
- Развивать общую моторику рук, координацию движений.
- Воспитывать доброжелательность, желание помочь.
- Формировать умение называть основные цвета.
- Воспитывать положительное отношение персонажу.
№ | Образовательная область | Мероприятия | Примечание |
1 | Познание | - экспериментальная деятельность «Песчаные отпечатки» | Приложение13 |
2 | Коммуникация | - разучивание «Я пеку, пеку, пеку» |
|
3 | Социализация | - игра «Переливалочки »; - игра «Печем печенье» - игра «Горки для козлят» | Приложение 14
|
4 | Предметно – развивающая среда | - пополнение уголка детского экспериментирования (совочки, лейки, сачки и т.д.) |
|
5 | Работа с родителями | - изготовление сборника игр для мам и пап «Сыпь песок, лей водичку»
| Приложение 15 |
Март
Цель:
- Закрепить умение определять свойства сухого (сыпется) и мокрого (держит форму) песка.
- Дать понятие о свойствах и качествах льда.
Задачи:
- Учить детей набирать песок совком, наполнять форму. Закрепить умение пользоваться ситом.
- Развивать общую и мелкую моторику.
- Воспитывать положительное отношение к персонажу, желание помочь.
- Формировать представление о диких животных (зайце, белке, медведе).
- Развивать мелкую моторику рук.
- Воспитывать отзывчивость, доброжелательность.
№ | Образовательная область | Мероприятия | Примечание |
1 | Познание | - экспериментальная деятельность «Поварёнок» | Приложение 16
|
2 | Коммуникация | - разучивание «Мишка косолапый»
|
|
3 | Социализация | - игры детей с песком «Маленький художник» - «Песочный праздник»
| Приложение 17
|
4 | Предметно – развивающая среда | - пополнение уголка детского экспериментирования |
|
5 | Работа с родителями | - пополнение уголка детского экспериментирования - консультация «Кидаем в воду все подряд!» | Приложение 18 |
Апрель
Цель:
- Продолжать учить детей выкладывать формы из влажного песка.
- Формировать у детей умение называть температуру воды
Задачи:
- Приучать детей договаривать слова знакомой сказки
- Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
- Воспитывать сочувствие к игровым персонажам, вызывать желание помочь им.
- Упражнять в назывании предметов одежды, белья.
- Развивать представление о некоторых трудовых действиях и предметах, необходимых для стирки (вода, мыло, таз).
- Воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых.
№ | Образовательная область | Мероприятия | Примечание |
1 | Познание | - экспериментальная деятельность «Постираем кукле платье» | Приложение 19 |
2 | Коммуникация | - чтение знакомых сказок |
|
3 | Социализация | - игра «Печём печенье» - игра «Ловим шарики»; - игра «Водяная мельница» | Приложение 20 |
4 | Предметно – развивающая среда | - пополнение дидактическими играми, «Разрезные картинки», «Плавает, не плавает» | Приложение 22 |
5 | Работа с родителями | - выпуск фотоальбома «Наши друзья – песок и вода»
| Приложение 21 |
Май
Цель:
- Закрепить умение детей выкладывать формы из влажного песка.
- Закрепить умение определять и называть температуру воды «холодная», «горячая», «тёплая».
Задачи:
- Учить находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке предметы.
- Развивать тактильно- кинестетическую чувствительность.
- Воспитывать положительное отношение к персонажу.
- Приучать детей употреблять в речи названия предметов, действий с ними.
- Развивать умение не отвлекаться от поставленной задачи.
- Воспитывать культурно- гигиенические навыки, поведения.
№ | Образовательная область | Мероприятия | Примечание |
1 | Познание | - экспериментальная деятельность «Найди бусинки» | Приложение 13 |
2 | Коммуникация | - игры на мелкую моторику рук |
|
3 | Социализация | - игра «Печем печенье»; - игра «Ловим шарики»; - игра «Постираем кукле белье» | Приложение 23
|
4 | Предметно – развивающая среда | пополнение уголка детского экспериментирования |
|
5 | Работа с родителями | - презентация проекта на едином проектном дне в ДОУ; - праздничное развлечение «Весеннее развлечение с Лисичкой» | Приложение 24 |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_.doc | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность
Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира.
Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом.
Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы, который открывает для него большие возможности для познавательной деятельности. Для этого необходим системный подход, позволяющий ежедневно включать ребенка в поисковую, творческую деятельность, способствующей формированию у него обследовательских действий.
Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений. Серия наблюдений, опытов и экспериментов способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром. Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово.
Предложенный материал можно использовать вариативно, конкретизировать его, дополнять задачи, приемы взаимодействия с детьми.
Такой подход способствует формированию целостного восприятия мира.
Формирование обследовательских действий происходит в предметной деятельности. Для успешной ее организации была создана нестандартная предметно – развивающая среда.
Реализация такого подхода к развитию восприятия детей раннего возраста позволяет стимулировать у них потребность познания окружающего мира. Они хорошо усваивают сенсорные эталоны (цвет, форма, величина), группируют, находят и называют предметы ближайшего окружения, соотносят предметы по выделенным признакам. Совместно с взрослыми выполняют некоторые обследовательские действия, используют их в самостоятельной деятельности. Проявляют интерес, любопытство, жизнерадостность.
Данный материал позволяет вести целенаправленную работу по формированию у детей раннего возраста элементарных обследовательских действий как условия восприятия окружающего мира. Он может быть использован воспитателями групп раннего возраста.
Паспорт проекта
Тип проекта: групповой, долгосрочный
По содержанию: познавательный
По доминирующей деятельности: исследовательский
Участники проекта: дети ясельной группы, родители, воспитатели
Срок реализации: сентябрь – май
Цель проекта
Формирование умения экспериментировать через знакомство со свойствами воды и песка, развивать мелкую моторику рук и обогащать словарный запас детей раннего возраста.
Задачи
1. Укреплять физическое и психическое здоровье детей, обеспечивая эмоциональное благополучие;
- Расширять кругозор детей, их познавательные способности;
3. Расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениями;
4. Формировать коммуникативные навыки детей, способствующие успешной адаптации в коллективе;
5. Развивать мелкую моторику рук.
Условия успешной реализации проекта
- Создание условий для детской деятельности в рамках проекта
- Готовность педагога к осуществлению экологического образования детей
- Создание экспериментального уголка в группе
- Личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребёнка в процессе осуществления проекта
- Осуществление тесного сотрудничества со всеми сотрудниками детского сада
- Активное участие родителей в проектной деятельности
Формы работы по проекту
Работа с детьми:
- Чтение и рассматривание художественной литературы (потешки, прибаутки, шутки).
- Проведение игр с песком, водой.
- Проведение игровых занятий.
- Пополнение предметно - развивающей среды группы;
- Опытно – экспериментальная деятельность
Работа с родителями:
- Подбор художественной литературы;
- Выполнение творческих заданий;
- Совместная опытно – экспериментальная деятельность;
- Консультации
Структура и содержание проекта
В данном проекте представлены:
- перспективный план работы на учебный год;
- сборник игровых занятий;
- опыты с песком и водой
- иллюстрированный альбом «Водичка, водичка»;
- консультации для родителей и педагогов по проведению игровых занятий и опытно – исследовательской деятельности с детьми.
Предполагаемый результат
- Получают удовольствие от совместной деятельности со взрослыми
- Возникает интерес к значимой деятельности
- Владеют элементарными навыками продуктивной деятельности
- Владеют действиями с предметами, разнообразными способами использования предметов
- Знают и хорошо ориентируются в отношении величин предметов, различают цвета
- Способны ясно выразить мысль, вступить в диалоговое общение, используют обобщающие понятия
Продукт проектной деятельности:
- Игровое развлечение «Игры и забавы»
- Презентация проекта
- Создание предметно-развивающей среды
Перспективное планирование работы по реализации проекта
Сентябрь
Цель:
- Формировать знания о свойствах сухого и влажного песка;
- Познакомить детей со свойствами воды
Задачи:
- Учить способам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони);
- Развивать зрительно- слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений;
- Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности;
- Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов;
- Развивать активный словарь;
- Воспитывать положительное отношение к персонажу Капельке.
№ | Образовательная область | Мероприятия | Примечание |
1 | Познание | - экспериментальная деятельность, знакомство детей со свойствами воды. | Приложение 1 |
2 | Коммуникация | - подбор художественной литературы (стихи, потешки, песенки); - заучивание потешки «Водичка, водичка»; - рассматривание иллюстраций | |
3 | Социализация | - игра с водой «Водичка, водичка»- игра с песком «Печем печенье» | Приложение 1 |
4 | Предметно – развивающая среда | - пополнение уголка детского экспериментирования | |
5 | Работа с родителями | - пополнение уголка детского экспериментирования - консультация «Развивающие детские игры с песком и водой»; - изготовление буклета «Мокрые ладошки, песочные дорожки» | Приложение 2 Приложение 25 |
Октябрь
Цель:
- Закрепить знания детей о свойстве влажного песка - сохранять форму предмета.
- Познакомить детей со свойствами резины, камней. Резина лёгкая она плавает в воде. Камень тяжёлый - тонет.
Задачи:
- Учить детей делать отпечатки ладони, кулачка, ребра ладони.
- Развивать фантазию, творческие способности.
- Воспитывать положительное отношение к своей работе, работам своих товарищей.
- Учить детей действовать с резиновыми игрушками, природными материалами – камушками.
- Развивать умение проговаривать знакомую потешку, показывать её при помощи пальчиковой гимнастики.
- Воспитывать положительное отношение к персонажу.
№ | Образовательная область | Мероприятия | Примечание |
1 | Познание | - экспериментальная деятельность, знакомство детей со свойствами влажного песка. | Приложение 3 |
2 | Коммуникация | - коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные) | |
3 | Социализация | - игра «Что как плавает»; - игра «Чудо пекарь»: - игра «Разливаем суп» | Приложение 4 |
4 | Предметно – развивающая среда | пополнение уголка детского экспериментирования материалами и оборудованием для экспериментальной деятельности | |
5 | Работа с родителями | - консультация «Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем» | Приложение 5 |
Ноябрь
Цель:
- Закрепить знания детей о свойствах воды и песка
- Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов.
Задачи:
- Формировать умение узнавать и называть основные цвета.
- Развивать общую и мелкую моторику.
- Воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности.
- Учить детей действовать с природным материалом.
- Развивать зрительно – слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений.
- Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.
№ | Образовательная область | Мероприятия | Примечание |
1 | Познание | - экспериментальная деятельность «В гости к мышке» | Приложение 7 |
2 | Коммуникация | - заучивание «По ровненькой дорожке шагают наши ножки» | |
3 | Социализация | - игра «Найди шарик»; - игра «Песочная картина» | Приложение 6 |
4 | Предметно – развивающая среда | изготовление картотеки игр с водой и песком. | |
5 | Работа с родителями | - консультация «Как играть с песком и водой » | Приложение 8 |
Декабрь
Цель:
- Закрепить знания детей о свойстве песка - удерживать воду.
- Формировать представление детей о свойстве воды - возможность окрашивания.
Задачи:
- Развивать фантазию, творческие способности.
- Воспитывать аккуратность в работе, желание играть рядом с товарищами.
- Приучать называть основные цвета.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Воспитывать положительное отношение элементарной исследовательской деятельности.
№ | Образовательная область | Мероприятия | Примечание |
1 | Познание | - экспериментальная деятельность «Речка и ручеек» | Приложение 9 |
2 | Коммуникация | - чтение художественной литературы «Снег, снег, кружится, белая вся улица» | |
3 | Социализация | - игра «Водяная мельница»; - игра «Разноцветная водичка» | Приложение 9 |
4 | Предметно – развивающая среда | - изготовление дидактических игр: «Путешествие кораблика», «Тонущие и плавающие предметы» | Приложение 14 |
5 | Работа с родителями | - консультация «Лед, вода и песочек» | Приложение 10 |
Январь
Цель:
- Закрепить знания детей о свойствах сухого и влажного песка.
- Дать представление о свойстве снега превращаться в воду.
Задачи:
- Формировать представление о количестве (один - много), размере (большой - маленький).
- Развивать умение отображать в речи с помощью предлогов (на, под) местонахождение предметов.
- Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.
- Воспитывать заботливое отношение к животным.
- Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными материалами.
- Воспитывать положительное отношение к персонажу-Снеговику.
№ | Образовательная область | Мероприятия | Примечание |
1 | Познание | - экспериментальная деятельность «Снеговик в гостях у детей» | |
2 | Коммуникация | - разучивание: речевое упражнение с движением «Снеговик» | |
3 | Социализация | - игра «Круги на воде»; - игра «Вода из снега»; - игра «Круги на песке » | Приложение 11 |
4 | Предметно – развивающая среда | - подборка художественной литературы (сказки, песни, загадки, прибаутки) | |
5 | Работа с родителями | - совместная опытно – экспериментальная деятельность «Найди бусинку» - консультация « Игры с песком водой и крупой» | Приложение 13 Приложение 12 |
Февраль
Цель:
- Учить детей выкладывать форму из влажного песка.
- Дать представление о свойстве воды превращаться в лёд.
Задачи:
- Формировать знания о высоте предмета - высокий, низкий.
- Развивать общую моторику рук, координацию движений.
- Воспитывать доброжелательность, желание помочь.
- Формировать умение называть основные цвета.
- Воспитывать положительное отношение персонажу.
№ | Образовательная область | Мероприятия | Примечание |
1 | Познание | - экспериментальная деятельность «Песчаные отпечатки» | Приложение13 |
2 | Коммуникация | - разучивание «Я пеку, пеку, пеку» | |
3 | Социализация | - игра «Переливалочки »; - игра «Печем печенье» - игра «Горки для козлят» | Приложение 14 |
4 | Предметно – развивающая среда | - пополнение уголка детского экспериментирования (совочки, лейки, сачки и т.д.) | |
5 | Работа с родителями | - изготовление сборника игр для мам и пап «Сыпь песок, лей водичку» | Приложение 15 |
Март
Цель:
- Закрепить умение определять свойства сухого (сыпется) и мокрого (держит форму) песка.
- Дать понятие о свойствах и качествах льда.
Задачи:
- Учить детей набирать песок совком, наполнять форму. Закрепить умение пользоваться ситом.
- Развивать общую и мелкую моторику.
- Воспитывать положительное отношение к персонажу, желание помочь.
- Формировать представление о диких животных (зайце, белке, медведе).
- Развивать мелкую моторику рук.
- Воспитывать отзывчивость, доброжелательность.
№ | Образовательная область | Мероприятия | Примечание |
1 | Познание | - экспериментальная деятельность «Поварёнок» | Приложение 16 |
2 | Коммуникация | - разучивание «Мишка косолапый» | |
3 | Социализация | - игры детей с песком «Маленький художник» - «Песочный праздник» | Приложение 17 |
4 | Предметно – развивающая среда | - пополнение уголка детского экспериментирования | |
5 | Работа с родителями | - пополнение уголка детского экспериментирования - консультация «Кидаем в воду все подряд!» | Приложение 18 |
Апрель
Цель:
- Продолжать учить детей выкладывать формы из влажного песка.
- Формировать у детей умение называть температуру воды
Задачи:
- Приучать детей договаривать слова знакомой сказки
- Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
- Воспитывать сочувствие к игровым персонажам, вызывать желание помочь им.
- Упражнять в назывании предметов одежды, белья.
- Развивать представление о некоторых трудовых действиях и предметах, необходимых для стирки (вода, мыло, таз).
- Воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых.
№ | Образовательная область | Мероприятия | Примечание |
1 | Познание | - экспериментальная деятельность «Постираем кукле платье» | Приложение 19 |
2 | Коммуникация | - чтение знакомых сказок | |
3 | Социализация | - игра «Печём печенье» - игра «Ловим шарики»; - игра «Водяная мельница» | Приложение 20 |
4 | Предметно – развивающая среда | - пополнение дидактическими играми, «Разрезные картинки», «Плавает, не плавает» | Приложение 22 |
5 | Работа с родителями | - выпуск фотоальбома «Наши друзья – песок и вода» | Приложение 21 |
Май
Цель:
- Закрепить умение детей выкладывать формы из влажного песка.
- Закрепить умение определять и называть температуру воды «холодная», «горячая», «тёплая».
Задачи:
- Учить находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке предметы.
- Развивать тактильно- кинестетическую чувствительность.
- Воспитывать положительное отношение к персонажу.
- Приучать детей употреблять в речи названия предметов, действий с ними.
- Развивать умение не отвлекаться от поставленной задачи.
- Воспитывать культурно- гигиенические навыки, поведения.
№ | Образовательная область | Мероприятия | Примечание |
1 | Познание | - экспериментальная деятельность «Найди бусинки» | Приложение 13 |
2 | Коммуникация | - игры на мелкую моторику рук | |
3 | Социализация | - игра «Печем печенье»; - игра «Ловим шарики»; - игра «Постираем кукле белье» | Приложение 23 |
4 | Предметно – развивающая среда | пополнение уголка детского экспериментирования | |
5 | Работа с родителями | - презентация проекта на едином проектном дне в ДОУ; - праздничное развлечение «Весеннее развлечение с Лисичкой» | Приложение 24 |