Многозначность слова
консультация по теме

Артюкова Ольга Петровна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Многозначность слова34 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Образовательное Учреждение

Детский сад №910

Консультация для педагогов:

"Многозначность слова".

Подготовительная группа №6

Составила: Артюкова О.П.

                                                                 

Москва 2012г.

Многозначность слова показывается дошкольникам на хорошо знакомых словах с конкретными предметными значениями (ручка, игла, молния, спинка, ножка, лист, звонок), причем здесь могут использоваться слова разных частей речи: имена прилагательные (острый, старый, тяжелый, легкий, глубокий, мелкий, полный), глаголы (идти, бежать, прыгать, лить, плыть, бить) и т.п.

Составляя предложение с многозначными словами, дети показывают, на какой смысл того или иного слова они ориентируются. Работа над многозначными словами может идти по такому направлению: название слова, подбор к нему признаков и действий, составление словосочетаний, затем предложений и, в конечном итоге, использование многозначных слов в связном тексте.

При знакомстве с многозначными словами (лапка, ручка) необходимо использовать наглядность (рисунки, иллюстрации), находить на картинке предметы, которые называются одним словом игла ( швейная, медицинская, игла у ежа, елки, сосны).

Для закрепления ориентировки в разных значениях многозначного слова можно предлагать доступные детям слова разных частей речи (лежит, льет, бьет; ножка, нос, молния; сильный, слабый, острый).

Дети учатся не только соотносить слова по смыслу, но и объяснять их, давать слова и словосочетания в играх («Кто (что) может быть легким, тяжелым, добрым, веселым...?», «Как сказать по-другому?», «Почему меня так называют?», «Продолжи цепочку слов»).

От объяснения отдельных слов дети переходят к составлению словосочетаний, затем предложений, и наконец они могут выполнить задание на составление рассказов с многозначными словами, т. е. переносить усвоенные лексические навыки в связное высказывание.

«КАКИЕ БЫВАЮТ ИГОЛКИ»

Цель: дать детям представление о многозначном слове игла, упражнять в подборе однокоренных слов, согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде, числе, падеже.

Отгадай, какое слово есть у каждого портного?

Вместо шубы это слово ежик носит на спине.

Это слово вместе с елкой в Новый год придет ко мне. (Игла.)

—        Какие иглы вы знаете? (Швейные, сосновые, еловые, медицинские.)

—        Чем похожи все иголки? (Они острые, тонкие, колючие.)

—        Какой иглой мы шьем и вышиваем? (Швейной.) Что шьют швейной иглой? (Одежду.) Что делают медицинской иглой? (Укол.)

                                      Есть у ежика и елки очень колкие иголки,

В остальном на елку еж совершенно не похож.

—        Где живет еж? Для чего ему нужны иголки? (Защищаться.) От кого еж защищается? Вспомните стихотворение Б. Заходера про ежа:

—Что ж ты, еж, такой колючий?

—Это я на всякий случай.

Знаешь, кто мои соседи?

Волки, лисы и медведи.

—        Дети, можно ли ежа погладить рукой? Почему нельзя вдеть нитку в ежиную иголку?

—        Закончите предложения: Ты ежа не трогай лучше, потому что он... (колючий). Лиса потрогала ежа и... (укололась).

—        У папы-ежа иголки длинные и толстые, а у ежат... (короткие и тонкие).

—        Иглы на елке еловые, а на сосне... (сосновые). Отвечай поскорей, какие из них длинней?

—        Придумайте рассказ про девочку, которая пошла в лес за грибами и встретила ежика.

«КОГО МОЖНО ГЛАДИТЬ»

Цель: познакомить детей с многозначным глаголом гладить.

—        Помните, мы с вами говорили, что ежа нельзя погладить? А кого можно погладить? (Зайчика, котенка, ребенка.) А что можно погладить? (Брюки, платье, юбку.) Как одним словом все это назвать? (Одежда.)

Глажу платье утюгом, а кота и кошку,
Что гуляют под окном, глажу я ладошкой.

—        Что делает котенок, когда его гладят? (Мурлычет, выгибает спинку.) У каких предметов есть спина, а у каких спинка? У собачки..., у дивана...

«РУЧКА — НОЖКА»

Цель: познакомить детей с разными значениями слов ручка, ножка.

—        Отгадайте загадку: «Одной ручкой всех встречает, другой провожает. Всем, кто придет, ручку подает». (Дверная ручка.)

—        У каких предметов есть ручка? Что можно делать ручкой?

—        Нарисуйте предметы, у которых есть ручка.

—        Закончите предложения: Ручка нужна, чтобы... За ручку можно...

—        А какие предметы мы называем словом ножка?

—        Нарисуйте предметы, у которых есть ножка.

«КАК СКАЗАТЬ ПО-ДРУГОМУ»

Цель: учить детей заменять многозначные слова в словосочетаниях.

—        Скажите по-другому! Часы идут (ходят...). Мальчик идет (шагает...). Снег идет (падает...). Поезд идет (едет, мнится). Весна идет (наступает...). Пароход идет (плывет...).

—        Закончите предложения: Мальчик пошел... Девочка ушла... Люди вышли... Я пришел... Саша идет медленно, а Вова идет... Можно сказать, что он не идет, а...

—        Отгадайте загадку, нарисуйте отгадку.

Стучат, стучат, не велят скучать.

Идут-идут, а все тут да тут. (Часы.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Многозначные слова"

Презентация "Многозначные слова"...

Лексико - грамматические упражнения по теме "Многозначные слова"

Многозначные слова  - интересная и понятная тема для детей любого возраста. Ещё более значима эта тема тогда, когда ребёнок сам делает выводы, открывает для себа новое и важное. Есть замечательна...

Многозначность слова "ИГЛА"

Фотографии предметов, которые называются "ИГЛА"....

Авторская программа "Волшебные слова" обучение детей с нарушением речи многозначным словам (для детей от 5 до 7 лет)

Целью  программы "Волшебные слова" является обогащение и активизация словарного запаса у детей с нарушением речи в дошкольном образовательном учреждении с использованием игровой деятельности при ...

Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста синонимами и многозначными словами

Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста синонимами и многозначными словами.       Речевое развитие является приоритетным основанием обеспечения п...

Многозначные слова. Обучающающая игра "Угадай слово"

Данный материал позволяет научить ребенка  навыку обобщения предметов по названию и существенным признакам; учит «видеть» многозначное слово и понимать его значение;  закрепляет  навык ...

Картинный материал к игре И.Л.Лебедевой «Слова-«однофамильцы» (из кн. "Трудный звук..."). Цель игры • Автоматизация поставленных звуков. • Расширение и уточнение словаря за счёт слов-омонимов и многозначных слов. • Развитие грамматических категорий.

Описание игрыКартинки к словам-омонимам и многозначным словам поровну делятся между всеми игроками. Ведущий говорит, например:Ну-ка, «шляпка», отзовись,На картинках покажись!Игроки, у кото...