Многозначность слова
консультация по теме
Предварительный просмотр:
Государственное Образовательное Учреждение
Детский сад №910
Консультация для педагогов:
"Многозначность слова".
Подготовительная группа №6
Составила: Артюкова О.П.
Москва 2012г.
Многозначность слова показывается дошкольникам на хорошо знакомых словах с конкретными предметными значениями (ручка, игла, молния, спинка, ножка, лист, звонок), причем здесь могут использоваться слова разных частей речи: имена прилагательные (острый, старый, тяжелый, легкий, глубокий, мелкий, полный), глаголы (идти, бежать, прыгать, лить, плыть, бить) и т.п.
Составляя предложение с многозначными словами, дети показывают, на какой смысл того или иного слова они ориентируются. Работа над многозначными словами может идти по такому направлению: название слова, подбор к нему признаков и действий, составление словосочетаний, затем предложений и, в конечном итоге, использование многозначных слов в связном тексте.
При знакомстве с многозначными словами (лапка, ручка) необходимо использовать наглядность (рисунки, иллюстрации), находить на картинке предметы, которые называются одним словом игла ( швейная, медицинская, игла у ежа, елки, сосны).
Для закрепления ориентировки в разных значениях многозначного слова можно предлагать доступные детям слова разных частей речи (лежит, льет, бьет; ножка, нос, молния; сильный, слабый, острый).
Дети учатся не только соотносить слова по смыслу, но и объяснять их, давать слова и словосочетания в играх («Кто (что) может быть легким, тяжелым, добрым, веселым...?», «Как сказать по-другому?», «Почему меня так называют?», «Продолжи цепочку слов»).
От объяснения отдельных слов дети переходят к составлению словосочетаний, затем предложений, и наконец они могут выполнить задание на составление рассказов с многозначными словами, т. е. переносить усвоенные лексические навыки в связное высказывание.
«КАКИЕ БЫВАЮТ ИГОЛКИ»
Цель: дать детям представление о многозначном слове игла, упражнять в подборе однокоренных слов, согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде, числе, падеже.
Отгадай, какое слово есть у каждого портного?
Вместо шубы это слово ежик носит на спине.
Это слово вместе с елкой в Новый год придет ко мне. (Игла.)
— Какие иглы вы знаете? (Швейные, сосновые, еловые, медицинские.)
— Чем похожи все иголки? (Они острые, тонкие, колючие.)
— Какой иглой мы шьем и вышиваем? (Швейной.) Что шьют швейной иглой? (Одежду.) Что делают медицинской иглой? (Укол.)
Есть у ежика и елки очень колкие иголки,
В остальном на елку еж совершенно не похож.
— Где живет еж? Для чего ему нужны иголки? (Защищаться.) От кого еж защищается? Вспомните стихотворение Б. Заходера про ежа:
—Что ж ты, еж, такой колючий?
—Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Волки, лисы и медведи.
— Дети, можно ли ежа погладить рукой? Почему нельзя вдеть нитку в ежиную иголку?
— Закончите предложения: Ты ежа не трогай лучше, потому что он... (колючий). Лиса потрогала ежа и... (укололась).
— У папы-ежа иголки длинные и толстые, а у ежат... (короткие и тонкие).
— Иглы на елке еловые, а на сосне... (сосновые). Отвечай поскорей, какие из них длинней?
— Придумайте рассказ про девочку, которая пошла в лес за грибами и встретила ежика.
«КОГО МОЖНО ГЛАДИТЬ»
Цель: познакомить детей с многозначным глаголом гладить.
— Помните, мы с вами говорили, что ежа нельзя погладить? А кого можно погладить? (Зайчика, котенка, ребенка.) А что можно погладить? (Брюки, платье, юбку.) Как одним словом все это назвать? (Одежда.)
Глажу платье утюгом, а кота и кошку,
Что гуляют под окном, глажу я ладошкой.
— Что делает котенок, когда его гладят? (Мурлычет, выгибает спинку.) У каких предметов есть спина, а у каких спинка? У собачки..., у дивана...
«РУЧКА — НОЖКА»
Цель: познакомить детей с разными значениями слов ручка, ножка.
— Отгадайте загадку: «Одной ручкой всех встречает, другой провожает. Всем, кто придет, ручку подает». (Дверная ручка.)
— У каких предметов есть ручка? Что можно делать ручкой?
— Нарисуйте предметы, у которых есть ручка.
— Закончите предложения: Ручка нужна, чтобы... За ручку можно...
— А какие предметы мы называем словом ножка?
— Нарисуйте предметы, у которых есть ножка.
«КАК СКАЗАТЬ ПО-ДРУГОМУ»
Цель: учить детей заменять многозначные слова в словосочетаниях.
— Скажите по-другому! Часы идут (ходят...). Мальчик идет (шагает...). Снег идет (падает...). Поезд идет (едет, мнится). Весна идет (наступает...). Пароход идет (плывет...).
— Закончите предложения: Мальчик пошел... Девочка ушла... Люди вышли... Я пришел... Саша идет медленно, а Вова идет... Можно сказать, что он не идет, а...
— Отгадайте загадку, нарисуйте отгадку.
Стучат, стучат, не велят скучать.
Идут-идут, а все тут да тут. (Часы.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Многозначные слова"
Презентация "Многозначные слова"...
Лексико - грамматические упражнения по теме "Многозначные слова"
Многозначные слова - интересная и понятная тема для детей любого возраста. Ещё более значима эта тема тогда, когда ребёнок сам делает выводы, открывает для себа новое и важное. Есть замечательна...
Многозначность слова "ИГЛА"
Фотографии предметов, которые называются "ИГЛА"....
Авторская программа "Волшебные слова" обучение детей с нарушением речи многозначным словам (для детей от 5 до 7 лет)
Целью программы "Волшебные слова" является обогащение и активизация словарного запаса у детей с нарушением речи в дошкольном образовательном учреждении с использованием игровой деятельности при ...
Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста синонимами и многозначными словами
Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста синонимами и многозначными словами. Речевое развитие является приоритетным основанием обеспечения п...
Многозначные слова. Обучающающая игра "Угадай слово"
Данный материал позволяет научить ребенка навыку обобщения предметов по названию и существенным признакам; учит «видеть» многозначное слово и понимать его значение; закрепляет навык ...
Картинный материал к игре И.Л.Лебедевой «Слова-«однофамильцы» (из кн. "Трудный звук..."). Цель игры • Автоматизация поставленных звуков. • Расширение и уточнение словаря за счёт слов-омонимов и многозначных слов. • Развитие грамматических категорий.
Описание игрыКартинки к словам-омонимам и многозначным словам поровну делятся между всеми игроками. Ведущий говорит, например:Ну-ка, «шляпка», отзовись,На картинках покажись!Игроки, у кото...