Интеграция познавательной и художественно продуктивной деятельности детей с ОВЗ в целях развития мышления средствами изобразительного творчества.
статья по теме
В статье предложен новый подход к дидактической игре,который выражается в интеграции познавательной и художественно-продуктивной деятельности.Приведены примеры дидактических игр и
упражнений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Интеграция познавательной и художественно продуктивной деятельности детей с ОВЗ в целях развития мышления средствами изобразительного творчества.
Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные ощущения и впечатления. Чем лучше развито восприятие, тем богаче впечатления. Ребенок должен воспринимать картину мира целостно и гармонично Детям с ОВЗ, чтобы достичь целостного восприятия мира, требуется помощь взрослого.
Поэтому процесс развития у детей дошкольного возраста с ОВЗ должен быть интегрированным. В том числе, такая традиционная форма развития, как дидактическая игра, также должна строиться на принципах интегративности.
Для детей с ОВЗ, необходим новый подход к дидактической игре, который выражается в интеграции познавательной и художественно-продуктивной деятельности. Суть этого подхода в том, что дети сами или с помощью педагога и родителей создают средствами изобразительной деятельности дидактические игры для развивающих занятий по разным разделам программы.
В дидактической игре содержатся все структурные элементы, характерные для игровой деятельности детей.
Одна и та же дидактическая игра может содержать разные задачи. Значение любой дидактической игры состоит в том, что она развивает мыслительную активность, самостоятельность, инициативность детей, что крайне актуально для детей с ОВЗ. Очень важно, что в игре существуют правила, которые носят организующий и дисциплинирующий характер.
Материальным центром дидактических игр являются игрушки: игровые пособия бытовые предметы, природные материалы. Игрушка расширяет кругозор, способствует развитию самостоятельности и самодеятельности.
Дидактические игры имеют в своей основе интеллектуальные действия, связанные с конкретными мыслительными операциями: сравнение, классификация, обобщение выделение признака, исключение предмета
или признака, поиск по условию поставленной задачи, исключение лишнего и многие другие. Развитие дошкольника с ОВЗ, становиться значительно успешней, когда дидактическая игра, организованная для него, интегрируется в другие виды деятельности.
Приведу примеры дидактических игр и упражнений по формированию элементарных математических представлений, которые могут проводиться на занятиях по изобразительной деятельности.
- Нарисовать, слепить, слепить, украсить цифры. Задача может усложняться тем, что детей можно попросить увеличивать цифры, сделать их разного цвета или даже чередовать цвета в определенном порядке.
- Вылепить столько (конфет, грибов и т.д.), сколько показывает цифра, а потом поиграть в игру «Сколько я убрала или прибавила».
- Слепить пирамидку по образцу или по заданному числу колец.
- Вылепить столько тарелок или чашек, чтобы хватило героям сказки
- Нарисовать, вылепить или вырезать на один больше, чем показанная цифра.
- С помощью складывания или вырезания превращаем одни геометрические фигуры в другие, а потом конструируем из них.
- Дети лепят шары из пластилина, а потом, используя бросовый материал, превращают их в какие либо предметы или животных. Потом можно детям предложить поиграть в игру «Что пропало или кто пропал»
Таким образом, суть интегративного принципа состоит в том, чтобы активизировать мыслительную активность у детей с ОВЗ, так как дети активно включаются в дидактическую игру уже на этапе ее подготовки и тем самым осмысленно, творчески, индивидуально решают познава-тельные задачи.