Интеграция познавательной и художественно продуктивной деятельности детей с ОВЗ в целях развития мышления средствами изобразительного творчества.
статья по теме

Зинкина Марина Леонидовна

В  статье  предложен  новый  подход  к  дидактической  игре,который  выражается  в  интеграции  познавательной  и  художественно-продуктивной  деятельности.Приведены  примеры  дидактических  игр  и

упражнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Интеграция познавательной и художественно продуктивной деятельности детей с  ОВЗ в целях  развития мышления  средствами    изобразительного творчества.

Познание   ребенком  окружающего  мира  начинается  с  восприятия, дающего  различные ощущения  и  впечатления. Чем  лучше  развито  восприятие, тем  богаче  впечатления. Ребенок  должен  воспринимать  картину  мира  целостно  и  гармонично Детям  с   ОВЗ, чтобы  достичь  целостного  восприятия  мира,  требуется  помощь  взрослого.

   Поэтому  процесс   развития  у  детей  дошкольного  возраста   с  ОВЗ  должен  быть  интегрированным. В  том  числе, такая  традиционная  форма развития, как  дидактическая  игра, также  должна  строиться  на  принципах  интегративности.

  Для  детей  с  ОВЗ, необходим  новый  подход  к  дидактической  игре, который  выражается  в  интеграции  познавательной  и  художественно-продуктивной  деятельности. Суть  этого  подхода  в  том, что  дети  сами или  с  помощью  педагога   и родителей  создают  средствами  изобразительной  деятельности  дидактические игры  для  развивающих  занятий  по  разным  разделам   программы.

В  дидактической  игре  содержатся  все  структурные  элементы,  характерные  для игровой  деятельности  детей.

Одна  и  та же  дидактическая  игра  может  содержать разные  задачи. Значение  любой  дидактической  игры  состоит  в  том, что  она  развивает  мыслительную  активность, самостоятельность, инициативность  детей, что  крайне актуально  для  детей  с  ОВЗ. Очень  важно, что  в  игре  существуют  правила, которые носят  организующий  и  дисциплинирующий  характер.

Материальным  центром  дидактических  игр  являются  игрушки: игровые  пособия  бытовые  предметы, природные  материалы. Игрушка  расширяет  кругозор, способствует  развитию  самостоятельности  и  самодеятельности.

Дидактические  игры  имеют  в  своей  основе  интеллектуальные  действия, связанные с  конкретными  мыслительными  операциями:  сравнение, классификация, обобщение выделение  признака, исключение  предмета  

или  признака, поиск  по  условию  поставленной  задачи, исключение  лишнего  и  многие  другие. Развитие  дошкольника  с  ОВЗ, становиться  значительно  успешней, когда  дидактическая  игра, организованная  для него, интегрируется  в  другие  виды  деятельности.

 Приведу  примеры   дидактических  игр  и  упражнений по  формированию  элементарных  математических  представлений, которые  могут  проводиться  на  занятиях  по  изобразительной  деятельности.

  • Нарисовать, слепить, слепить, украсить  цифры. Задача  может  усложняться  тем, что  детей  можно  попросить  увеличивать  цифры, сделать  их  разного  цвета   или  даже  чередовать  цвета  в  определенном  порядке.
  • Вылепить  столько (конфет, грибов  и т.д.), сколько  показывает  цифра, а  потом  поиграть  в  игру «Сколько  я  убрала  или   прибавила».
  • Слепить  пирамидку  по  образцу  или  по  заданному  числу  колец.
  • Вылепить  столько  тарелок  или  чашек, чтобы  хватило  героям  сказки
  • Нарисовать, вылепить  или  вырезать  на  один  больше, чем  показанная  цифра.
  • С  помощью  складывания  или  вырезания  превращаем  одни  геометрические  фигуры в  другие, а  потом  конструируем  из них.
  • Дети  лепят  шары  из  пластилина, а  потом, используя  бросовый  материал, превращают  их  в  какие  либо  предметы  или  животных. Потом  можно  детям предложить  поиграть  в  игру «Что  пропало  или  кто  пропал»

Таким  образом, суть  интегративного  принципа  состоит  в  том, чтобы  активизировать мыслительную  активность  у  детей  с  ОВЗ, так  как  дети  активно  включаются  в  дидактическую  игру   уже  на  этапе  ее  подготовки  и  тем  самым   осмысленно, творчески, индивидуально  решают  познава-тельные  задачи.