Знатоки природы
материал на тему
Предварительный просмотр:
Знатоки природы
Цель мероприятия: Повторить экологические правила ,поведения людей в природе; учить устанавливать связи в природе; рассмотреть значения леса для природы, для человека ;обобщить знания о животном и растительном мире лесов Кемеровской области: развивать познавательный интерес к изучению природы и ее охране; воспитывать любовь, бережное отношение к родной природе.
Задачи мероприятия:
Образовательные :закрепить основные знания по темам «Растительный Образовательные :закрепить основные знания по темам «Растительный Образовательные :закрепить основные знания по темам «Растительный мир Кемеровской области», «Животный мир Кемеровской области».
Развивающие: развивать учебно-интеллектуальные умения; сопоставлять и сравнивать знания; делать выводы самостоятельно , любознательность и мышление.
Воспитательные: воспитывать экологическую культуру у воспитанников, бережное отношение к окружающему миру ,любовь к природе.
Вид мероприятия: Дидактическая игра «Знатоки природы».
Методы и методические приемы: метод мотивации, демонстрация наглядных пособий.
Оборудование: рисунки ,фотографии растительного и животного мира; гербарий ;экологические знаки.
Подготовка к мероприятию: воспитанники готовят стихии о природе, эмблему, девиз.
План мероприятия
Вступительная часть.
Вступительное слово педагога.
Приветствии команд.
Чтение стихов о природе.
Основная часть
- Станция «Лесная»
- Станция «Маленькие тайны природы».
- Станция «Остроглаз».
- Станция «Лесная аптека».
- Станция «Охраны природы».
Итог мероприятия:
Ход дидактической игры «Знатоки природы».
Вступительная часть: Вступительное слово педагога.
Певец природы ,писатель М. М.Пришвин ,не уставал говорить о том ,что природа и человек-это одно целое.
Очень нужно ,чтобы вы ,ребята ,научились ценить , любить природу.
У вас жизнь станет для вас интереснее и богаче. Вы не будете равнодушными и бессердечными: кто любит природу ,тот не испортит дерево, не погубит птицу, не сорвет цветок.
Воспитанник: Дерево ,трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Педагог: - Ребята для вас открывается книга природы, но по настоящему доступна тому кто способен понимать язык природы .Поэтому каждый
по- своему к ней относится. Один посадит дерево ,не сломает ветку дерева,
из рогатки не будет стрелять в птицу. А другой вырвет все цветы, не пощадит стрекоз, бабочек ,забросает банками и отбросами реку. Не назовешь такого человека частью природы, ее детищем.
- Ребята, как вы думаете, почему наша игра называется «Знатоки природы»
- Представим, что вы находимся на лесной полянке, где хозяин леса – Лесовик, который охраняет нашу природу. Приготовил для
вас ребята ,разные: вопросы, загадки, испытания о природе.
Лесовик :читает стихотворение о природе.
«Ты дружок ,смотри не подкачай!.... »
Ты, дружок, смотри не подкачай!
Правдивым быть и добрым обещай.
Не обижай ни пташки, ни сверчка.
Не покупай для бабочки сачка.
Люби цветы, леса, простор полей-
Все, что зовется Родиной твоей.
И. Мазин
Ведущий знакомит воспитанников с условиями игры. Раздает маршрутные листы по станциям .На маршрутном листе указаны станции, номера заданий, набранные баллы. Внизу-общий итог. На каждом этапе выдана карточка с вопросами.
Конкурс «Представление».
Представление команд друг другу и жюри
а)название команд;
б)девиз;
в)эмблемы;
Основная часть.
Станция «Лесная».
1.На какие периоды делится осень? (Осень делится на два периода: первый-от первых заморозков до конца листопада, второй –от конца листопада до начала зимы. )
2. А почему не засыпают хвойные деревья? (Смола мешает промораживанию ствола, в нем сохраняются соки.)
3. Как выглядят цветы у сосны? (Роль цветов у сосны выполняют шишечки.
Маленькие ,красные, они появляются во второй половине мая.)
4 Самый маленький хищник лесов Кемеровской области.?(Ласка. Длина тела13-26 см, хвост-5см.)
5 Какая дикая кошка встречается в лесах Кемеровской области. (Рысь.30кг-весом.)
6.Какие редкие ягодные кустарники нашей области?(морожка, княженика,
Голубика.) 7.Какое растение Кемеровской области является хищником.?(Росянка.)
Станция «Маленькие тайны природы».
1.Самое древнее млекопитающее в Кемеровской области?
(Бурозубка. Весит всего1,8-2,9грамма, длина тела40-45 миллиметров.)
2. В какое время года у медведицы появляются медвежата?(Зимой у медведицы появляются 2-3 крошечных медвежонка весом около 500граммов.)
3.Кабаны- новые звери наших лесов. Откуда они к нам попали?(В наши леса заходят из Алтая, а также несколько пар завезли из Ивановской области.)
4. Ярко-рыжий зверек,
Как пушистый огонек.
Навострит разбойник ушки:
Раз- два-три- нет лягушки. (Колонок.)
5.Самые древние из растений Кемеровской области? (Папоротники.)
6.Самая крепкая древесина деревьев Кемеровской области?
(Можжевельник, розовая древесина. ,пропитана душистой смолой.)
7 Какое дерево в Кемеровской области цветет позднее всех?(липа)
Станция «Остроглаз»
1.Чем воронье гнездо отличается от сорочьего? ( Воронье- лотком. Сорочье-круглое ,с крышей.)
2.Как по клюву различить молодого грача и взрослого ?( У взрослого
грача основание клюва белое.)
3. Какая птица подражает голосам многих птиц? (Скворец.)
4 .Кто кукует у кукушки?(самец)
5. Какие ягоды можно собирать зимой из- под снега?(Клюкву, бруснику.)
6. У каких птиц появляются птенцы зимой? (У Клеста.)
7. Какая птица поет: синь- синь- синь? (Синица.)
Станция «Лесная аптека».
- Ты натер ногу по пути. Как боль облегчить? (Лист подорожника приложить)
- Какое растение можно использовать вместо йода и ваты? ( Сфагнум
или торфяной мох. Сфагнум содержит дезифицирующее вещество сфагнол , впитывает он кровь и гной.)
- Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Плоды шиповника ,черной смородины).
- Какая ягода лимон заменяет? ( Клюква , содержит лимонную кислоту.)
- Какую траву любят кошки? (Валериану.)
- Какими лечебными свойствами обладает мать- и-мачеха? (Отвари из сухих цветов и листьев – хорошее средство от кашля .)
- Листья какого растения прикладывают при ожогах, ссадинах ,укусах?
(Подорожника.)
Станция «Охраны природы».
- Почему в лесу нельзя шуметь , включать магнитофон ,разжигать костры? (Запах дыма ,шум ,пугает лесных обитателей , птицы гнезда бросают, лесные звери начинают искать укромные места.)
- Какая охота разрешается в любое время года в лесу? ( Фотоохота.)
- Как правильно собирать грибы? ( Не нарушать грибницу ,гриб срезать
ножом.)
- Как помочь дереву, если на стволе рана? (Замазать глиной, чтобы не попали микробы.)
- Почему нельзя трогать руками яйца птиц? (Птицы бросают гнезда.)
- Почему нельзя рвать первоцветы? (Они занесены в Красную книгу.)
- Назовите друзей леса среди животных.(Муравьи, дятлы.)
Итог мероприятия.
Лесовик: Трудно представить себе Землю без лесов, без зверей, без птиц,
без цветов. Берегите природу!
Правила разведчиков природы.
Если в лес пришли гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай ,прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.
Мусор с травки убирать ,зря цветов не надорвать!
Из рогатки не стрелять :ты пришел не убивать!
Здесь не нужно всех ловить ,топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу-всего лишь гость, здесь хозяин-дуб и лось.
Их покой побереги ,ведь они нам-не враги1
Помоги лесным зверюшкам, приготовь для них кормушки.
И тогда любой зверек-будь то ласка иль хорек
Еж лесной. Речная рыба-скажет: «Ты –мой друг! Спасибо!»
Н. Рыжова.
Список литературы
- Буковская Г. В. Игры, занятия по формированию экологической
Культуры младших школьников.-М.: Изд-во ВЛАДОС,2004.-192с.
- Соловьев Л. И. Книга о природе Кузбасса. Для младших школьников и их родителей.: Изд-во Кемерово ,2008.-403с.
- Соловьев Л. И. Краеведческие игры.: Изд-во. 2-е. КРИПКиПРО,2004.
- Шорыгина Т. А. Птицы. Какие они?-М .:Изд-во ГНОМ и Д,2005.-96с.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Кузедеевский Дом детского творчества.»
Знатоки природы.
Педагог: Макаревич Вера.Николаевна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина по экологии в старшей группе "Знатоки природы"
Цель: - развивать память, быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление- воспитывать чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам по игре- закреплять знания детей о...
Экологический КВН "Знатоки природы" подготовительная группа
Конспект экологического КВН "Знатоки природы" подготовительная группа...
Викторина в подготовительной группе №13 по ознакомлению с миром природы «Знатоки природы»
Викторина в подготовительной группе №13 по ознакомлению с миром природы «Знатоки природы»...
Конспек интегрированного занятия мир природы на тему " Знатоки природы" для подготовительной группы.
Цель: Выявить полученные знания, которые дети получили в течении учебного года.Задачи:• закрепить знания детей о природе (растениях, животных, насекомых) экосистемах, правилах поведения в природе...
Конспект занятия по ознакомлению с природой в смешанной дошкольной группе на тему "Знатоки природы"
Конспект ООД в смешанной дошкольной группе на тему: «Знатоки природы»Цель: создание условий для обобщения знаний детей о растительном и животном мире. Задачи:Образовательные: сис...
Мастер-класс для родителей детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с природой "Знатоки природы"
Цель:повышение уровня экологической компетенции родителей;формирования правил экологически-правильного взаимодействия с окружающей средой;формирование отношения к себе как части природы;повышение роли...
Конспект занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе «Знатоки природы»
Цель: создание условий для обобщения знаний детей о растительном и животном мире.Задачи:1) Образовательные: систематизировать знания детей об объектах живой и неживой природы.2) Развивающие: разв...