Психолого-педагогическая деятельность с детьми в ДОУ с Синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
статья на тему
Возникновение симптомов Синдрома дефицита внимания и гиперактивности (в дальнейшем, СДВГ) относят к началу посещения детского сада (3года), а первое ухудшение – к началу обучения в школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическая деятельность с детьми в ДОУ
с Синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Беляева Е.В., МБОУ ЦПМСС№5 «Сознание», г. Красноярск, тел. (8-3912) 43-27-66, педагог-психолог.
Кузьмина Е.М., МБДОУ № 243, г. Красноярск, тел. (8-3912)247-44-46, воспитатель.
Возникновение симптомов Синдрома дефицита внимания и гиперактивности (в дальнейшем, СДВГ) относят к началу посещения детского сада (3года), а первое ухудшение – к началу обучения в школе. Подобная закономерность объясняется неспособностью центральной нервной системы (в дальнейшем, ЦНС) ребенка, страдающим этим заболеванием, справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему в условиях увеличения психических и физических нагрузок. Максимальная выраженность проявления СДВГ совпадает с критическими периодами становления ЦНС детей. 3 года – начало активного развития внимания, памяти и речи. Повышение нагрузок может привести не только к нарушениям поведения в виде упрямства и непослушания, но и к отставанию в нервно-психическом развитии. Возраст 6-7 лет – критический период для становления письменной речи, произвольного внимания, памяти, целенаправленного поведения и др. функций высшей нервной деятельности.
В дошкольном возрасте среди детей с СДВГ преобладают гипервозбудимость, двигательная расторможенность, моторная неловкость, рассеянность, повышенная утомляемость, импульсивность, Поведение детей с СДВГ определяется факторами внешней среды, потому главный способ влияния на поведение такого ребенка – соответствующая организация воспитателем благоприятной внешней среды.
Понятие организации среды выходит за пределы сугубо физического пространства и должно отвечать следующим требованиям:
• среда должна быть четко структурированной, понятной и предсказуемой для ребенка и функционировать согласно четким правилам;
• в среде должны присутствовать четкие указательные знаки и напоминания ребенку о необходимом поведении;
• в благоприятной среде то, что важно, должно быть максимально интересным - и таким образом способствовать уменьшению проблем с вниманием;
• в благоприятной среде желательное поведение должно поддерживаться немедленными, частыми и значимыми для ребенка поощрениями, а проблемное - приводить к таким же негативным последствиям;
• среда должна быть организована по принципу предусмотрения и опережения проблем.
Важно, чтобы принципы организации среды были понятны ребенку, основные правила поведения были четкими, видимыми, наглядно воплощенными; чтобы ребенок хорошо понимал, почему эти правила важны и знал последствия их соблюдения или нарушения.
Наличие четких пунктов распорядка дня в детском саду также может значительно облегчить функционирование ребенка. Поскольку ребенок с СДВГ нуждается во внешних знаках, подсказках и сигналах, направляющих его поведение, важно, чтобы эти знаки присутствовали в достаточном количестве, а воспитатель мог быть эффективным «регулировщиком». Физическое приближение к ребенку (зрительный контакт, жесты) дает воспитателю возможность направлять его к желательному поведению без лишних слов. Чтобы эффективно влиять на поведение детей, воспитатель должен быть мобильным, использовать различные стратегии уменьшения проблем с вниманием.
Во время организации занятий, основным способом уменьшения невнимательности - сделать занятия интересными, захватывающим. Проблемы с вниманием у детей с СДВГ возникают потому, что им тяжело удержать внимание на чем-то неинтересном.
Когда ребенок смотрит мультфильм, он сконцентрирован. И мы понимаем, почему: яркие картинки, интересный сюжет, частая смена кадров, музыкальное сопровождение и т.д. Чтобы ребенок был сосредоточен на работе, занятие должно строиться, как мультфильм, - быть структурированным, наглядным, с интересным сюжетом и последовательным развертыванием событий, с частой сменой занятий, возможностью активного привлечения детей. Важно выдерживать четкие правила поведения на занятии и часто поощрять (похвалой, улыбкой, жестом) за хорошее поведение, внимательность и активность.
В процессе проведения занятий воспитатель может использовать маленькие «хитрости»: интриговать детей открытыми вопросами, использовать юмор, рассказывать истории и приводить интересные примеры.
Полезно использовать аудио- и визуальные«собиратели внимания»: зазвонить в колокольчик, хлопнуть в ладони, поднять вверх руку, включить/выключить свет и т.п. Рекомендуется также менять виды деятельности - от тех, где внимание сосредоточено на материале и лице воспитателя, к работе в группах, парах и т.п. Короткая физкультминутка в середине занятия также может оказаться чрезвычайно полезной. Альтернативой могут быть также музыкальная минутка, упражнения на воображение и т.п. Когда видно, что гиперактивный ребенок устал и находится «на грани», можно дать ему какое-то «особое» индивидуaльное задание, которое предусматривает возможность подвигаться и переключиться, отдохнуть: что-то раздать, принести и т.п.
Еще один важный способ поддержания внимания - мультисенсорная подача материала. Часть детей лучше воспринимает информацию зрительно, часть - на слух; а для других (в частности, большая часть детей с СДВГ) оптимален тактильно-кинестетический способ восприятия. Поэтому целесообразно использовать разные формы подачи учебного материала и работы с ним: и вербальные (рассказ, песня, стихотворение), и зрительные (рисунки, фильмы), и тактильно-кинестетические (наглядность, конструкторы, подвижные игры, драматизации, эксперименты и т.п.).
Воспитатель может учитывать индивидуальные особенности детей и соответственно группировать их для выполнения определенных заданий.
Нельзя забывать и об индивидуальном подборе заданий для ребенка с СДВГ: иногда они могут быть несколько меньше по объему, предлагать их следует поочередно или же на выбор. Важно часто поощрять ребенка за внимательность, активность, в случае же отвлечения - жестом или словом перенаправить на работу.
При управлении поведением ребенка с СДВГ в детском саду работают те же принципы, что и дома. Воспитатель должен понимать: такой ребенок нуждается в большем индивидуальном внимании, в более интенсивном наблюдении и регулировании поведения. Отсюда четкие, выразительные указания и правила; отсюда частый зрительный контакт. Как и дома, в детском саду важен проактивный подход - то есть действие на опережение проблемного поведения, и частые, немедленные и эффективные действия в ответ на желательное/проблемное поведение.
Разумеется, далеко не всегда воспитатель может предоставить необходимое количество внимания и помощи одному ребенку с СДВГ, ведь в группе много других детей, и все они тоже имеют свои потребности. Поэтому воспитатель должен использовать такие методы и приемы, которые не только помогают уменьшить проблемное поведение ребенка с СДВГ, но будут применимы и ко всем детям, улучшая качество педагогического процесса в целом.
Неотъемлемой частью в решении проблем поведения ребенка с СДВГ является сотрудничество с родителями, которое оказывает существенное влияние на ребенка. Близким родственникам(в частности, матери) нужно объяснить, что улучшение состояния ребенка зависит не только от назначаемого специального лечения, если таковое нужно, но в значительной мере от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему.
При воспитании гиперактивного ребенка мать (и другие близкие) должна избегать двух крайностей:
– с одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;
– с другой – постановки завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и наказаниями.
Частое изменение указаний и колебания настроений родителей оказывают на таких детей гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на других. В беседах с родителями важно подчеркивать, что сопутствующие нарушения в поведении поддаются коррекции, но процесс улучшения состояний ребенка занимает длительное время и наступает не сразу. Воспитателю важно сотрудничать с родителями и быть уверенным, что замечания помогают решить поведенческие проблемы, а не усиливают их; что родители применяют методы управления поведением дома. Патологические формы наказания(отвержение, осуждение ребенка и др.) приносят больше вреда, чем пользы, поэтому воспитателям и родителям важно быть партнерами и совместно применять единые подходы к воспитанию. Если родители испытывают трудности, педагоги ДОУ могут консультировать их или же направлять на специализированные программы помощи детям с поведенческими расстройствами.
Список литературы.
- Брязгунов И.П., Касатикова Е.В.Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.
- Веракса Н.Е., Комарова Т.С.,Васильева М.А.От рождения до школы-М: Мозаика-синтез,2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
Данное занятие является частью программы "Маленькие непоседы", которая разработана педагогом-психологом ДОУ....
"Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)»
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – одно из наиболее распространенных психоневрологических расстройств. СДВГ – это самая частая причина нарушений поведения и трудностей обучения в до...
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
Материал содержит понятие о СДВГ и его причинах, освещает особенности гиперактивных детей и способы эффективного взаимодействия с ними. Практическая часть знакомит со способами диагностики данного син...
Психолого- педагогические аспекты работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
Что такое гиперактивность, что такое СДВГ? У кого чаще наблюдается гиперактивное поведение: мальчиков или девочек? Причины. Приемы работы....
« Психолого – педагогическое сопровождение детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности».
Необходимость изучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в дошкольном возрасте....
Методическая разработка по теме: «Работа с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности» «Коррекция поведения ребенка дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью с помощью игр из фетра»
Коррекция поведения ребенка дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью с помощью игр из фетра...
Консультация для педагогов "Психолого-педагогическое сопровождение образования детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью"
В консультации даны практические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению образования детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью....