Викторина "Азбука общения"
методическая разработка по теме

Викторина для педагогов проводится с целью систематизации знаний педагогов по теме "Общение дошкольников".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina.docx290.34 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина

«Азбука общения»

«Азбука общения»

Цель: систематизировать знания педагогов по данной теме.

Атрибуты: корона для царевны, шлем для богатыря, карточки с вопросами для команд.

Разминка

  1. Сколько яиц можно съесть натощак? (одно, остальные не натощак)
  2. Что случится с вороной через три года? (пойдет четвертый год)
  3. У семерых братьев по сестре. Сколько всего сестер? (одна)
  4. Кто над нами вверх ногами? (муха)
  5. На что похожа половина яблока? (на вторую половину)
  6. Летели три страуса. Охотник одного убил. Сколько страусов осталось? (страусы не летают)
  7. Какая птица состоит из буквы и реки? (Иволга)
  8. Сколько минут надо варить крутое яйцо: две, три или пять? (нисколько, оно уже сварено)

I.Задание

  1. Гонка за лидером.

Вопросы поочередно каждой команде.

1 команда

2 команда

  • Какова специфика развития предметной деятельности в раннем возрасте и как эта деятельность строит общение взрослого с ребенком?
  • Способен выполнять предметные действия по инструкции взрослого.
  • Упорно отстаивает усвоенные способы действий в предметной деятельности и их назначение.
  • Происходит развитие нового отношения к миру предметов – они благодаря взрослому начинают выступать для ребенка не просто как предметы, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления, т. е. в той функции, которая закреплена за ними в общественном опыте.

  • Почему игрушки считаются полезными для развития общения ребенка в раннем возрасте?
  • Игра – средство для удовлетворения притязаний на самостоятельность детей.
  • Ведущая деятельность – предметная, овладевает соотносящими (привести несколько предметов в определенные пространственные соотношения: пирамидка) и орудийными действиями (один предмет употребляется для воздействия на другие предметы).
  • Ребенок усваивает постоянное значение предметов, закрепленное за ними обществом, ребенок усваивает, что существует мир постоянных вещей.
  • Открывает для себя полифункциональные предметы: предметы-заместители. Овладение действиями замещения освобождают ребенка от консервативной привязанности к функциональному назначению предмета в мире постоянных предметов: он начинает обретать свободу действий с предметами.
  • Полифункциональность предметов природного материала развивает воображение ребенка.
  • Куклы и изображения животных выступают как объекты для эмоционального общения. \
  • Каковы особенности общения ребенка раннего возраста со взрослыми?
  • Ребенок зависим от взрослого.
  • Через общение с близкими взрослыми овладевает нормативным поведением.
  • Мотивы ребенка не осознаны и не выстроены в систему по степени их значимости.
  • Изменение форм общения со взрослыми, овладевая речевым общением.
  • Речевые указания взрослых начинают по-настоящему регулировать поведение ребенка в разных условиях, вызывать и прекращать его действия, оказывать не только непосредственное, но и отсроченное влияние.
  • Изменяется понимание речи взрослых, с интересом слушает любые разговоры взрослых, стремясь понять, о чем они говорят.
  • Предпочитает то, что ему знакомо, любит ритуалы.
  • Каковы особенности общения детей младшего и среднего возраста в группе сверстников?
  • Ребенок открывает для себя, что он не центр мироздания и не центр своей семьи.

  • Как влияет расширение круга общения детей младшего и среднего возраста на развитие речи?
  • От ребенка требуется полноценное овладение средствами общения, основным из которого является речь.
  • Активное словообразование и словоизменения.
  • Перестраивает ситуативную речь на речь, более понятную слушателям.
  • Вводит вместо бесконечно повторяющихся местоимений существительные, которые вносят определенную ясность в общении.

Как общаются между собой мальчики и девочки младшего и среднего возраста?

  • Происходит половая идентификация.
  • В игре в соответствии с полом выбирают роли.
  • Часто группируются в игры по признаку пола.
  • Обнаруживается доброжелательная пристрастность к детям своего пола, что определяет развитие самосознания.
  • Нередко играют просто как сверстники, не заботясь о том, что они как бы нарушают половую идентификацию (не могут постоянно помнить друг о друге, что одни – мальчики, а другие – девочки).
  • Каковы особенности общения детей младшего и среднего дошкольного возраста со взрослыми?
  • Каковы особенности общения детей младшего и среднего возраста в группе сверстников?
  • Ищет повод для совместной деятельности, для установления определенных отношений.
  • Появляется выраженная потребность в общении друг с другом.
  • Сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения.
  • Возникает необходимость в согласовании действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам.
  • Разрешая конфликты между детьми взрослый учит осознанному выполнению норм поведения.
  • Как общается старший дошкольник со сверстниками?
  • Потребность в общении со сверстниками, в их эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.
  • Опыт реальных взаимоотношений ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их возможное поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.
  • Непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей.
  • Как общается старший дошкольник со взрослыми?
  • Начинает действовать более самостоятельно, но не может обойтись без родительской ласки и нежности.
  • Более уравновешен, нашел для себя место среди своих близких и вполне доволен ими и самим собой.

  • Как можно смягчить трудновоспитуемость ребенка раннего возраста?
  • Протекание этого периода зависит от отношения к ребенку со стороны взрослого. Попытки обращаться по-прежнему ведут к закреплению отрицательных черт поведения и их сохранению в течение всего периода дошкольного детства. Разумное поведение взрослых (последовательность, уравновешенность и др.), предоставление ребенка максимума возможностей самостоятельности (в пределах разумного) обычно смягчают проявление негативизма.
  • Что должен знать воспитатель о возрастном кризисе трех лет?
  • Ребенок начинает осознавать себя как отдельного человека, Происходит начало формирования самосознания под влиянием возрастающей практической самостоятельности ребенка. Ребенок начинает овладевать выполнением разнообразных предметных действий без помощи родителей, усваивает простейшие навыки самообслуживания. В результате он начинает понимать, что или иное действие выполняет именно он. Ребенок начинает говорить о себе в первом лице, он научается отделять себя от других людей.
  • Ребенок начинает сравнивать себя со взрослым, он хочет быть таким же как взрослые и выполнять такие же действия, пользоваться такой же независимостью и самостоятельностью. Появляется стремление к волеизъявлению: он стремится к самостоятельности, к противопоставлению своих желаний желаниям взрослых. Взрослые в этот период испытывают значительные трудности во взаимоотношениях с ребенком, сталкиваются с его упрямством, негативизмом.
  • Позитивное начало кризиса заключается в том, что связанные с кризисом новообразования отделение, обособление себя от окружающих и одновременно успехи в общении – важный шаг в психическом развитии.

  • Как общаются друг с другом мальчики и девочки старшего дошкольного возраста?
  • Продолжает развиваться звено самосознания, которое представляет ребенка как мальчика или девочку.
  • Стремление объединяться по признаку половой принадлежности. Однополые группы в общении способствуют развитию способности видеть себя глазами сверстников.
  • Доброжелательная пристрастность к детям своего пола. Специфическое чувство «мы» («мы» - мальчики, «мы» - девочки).
  • В играх различные интересы мальчиков и девочек проявляются более дифференцировано. Во вне игровых ситуациях дети чаще действуют как ровесники, а не как мальчики и девочки.

2 задание.  

Карточки для 1-й команды.

1.  Дети говорят о воспитательнице: «Целый день она нас ругает, а вечером, когда приходят мамы и папы, она нас обнимает и ласково называет».

(Объясните и оцените ситуацию).

2.        На прогулке воспитатели двух групп увлеченно беседуют друг с другом. Дети бегают, веселятся. Вот они уже разошлись не в меру. Только когда кто-то упал и заплакал, воспитатели обратили на них внимание. Прочитали нотацию и … наказали.

(Кого нужно наказать? Почему? Как поступили бы вы?)

        

Карточки для 2-й команды.

1.        Забирая вечером ребенка из д/ сада, родительница обнаружила, что гамаши и варежки мокрые. Обратившись с вопросом к воспитателю, она услышала…

                                (Ваши варианты ответов).

2.        Представьте себе, что Вы в группе чем-то заняты. К Вам подходит ребенок и говорит одну из следующих фраз:

1. «Они не принимают меня играть!»

2. «А мою сестренку вчера увезли в больницу!»

(Ваша реакция).

  1. Задание

Задание – крокодил.
ПРАВИЛА: ПОКАЗАТЬ МИМИКОЙ И ЖЕСТАМИ, ТО, ЧТО НАПИСАНО НА КАРТОЧКЕ ДРУГОЙ КОМАНДЕ. (7 минут)
-проспал на работу;
-на ковре у заведующей;
-укладывает детей спать, а дети не слушаются;
-неожиданно во время прогулки пошел сильный дождь;
-во время прогулки, вы заметили на участке злую собаку;

-вы уговариваете ребенка покушать;

 -вы переходите дорогу с воспитанниками;

 -в детском саду сработала пожарная тревога;

-конец рабочего дня, за ребенком никто не приходит;
- вы узнали, что вам существенно повысили зарплату.

  1. Задание

  Выразительная речь

1-й команде:

                              Произнесите фразу « Иди сюда»

  1. громко,
  2. возмущенно,
  3. радостно,
  4. таинственно.

2-й команде:

                             Скажите « Молодец»

  1. тихо,
  2. громко, ласково
  3. удивленно,
  4. радостно.

Разминка

Цель: сплочение коллектива.

Группа выполняет задания быстро и четко.

Инструкция: Постройте, используя всех игроков команды.

  • квадрат;
  • треугольник;
  • круг;
  • ромб;
  • угол;
  • букву;
  • птичий косяк.

  1. Задание

Конкурс для капитанов

Кто больше назовёт пословиц  и поговорки про общение.

  1. Задание

Вопрос 1 команде

К традиционным формам общения педагога с семьей
относится (коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные);

 Вопрос 2 команде

К нетрадиционным формам общения педагога с родителями относится (мероприятия развлекательного характера, с целью привлечения внимания к работе детского сада).

 

  1. Задание.

Вопрос 1 команде.

- Какая форма общения складывается к 4 годам? (ситутативно-деловая);

Вопрос 2 команде

Внеситуативная форма общения, в каком возрасте появляется? (в старшем дошкольном)

8. Задание    

Сейчас мы потренируемся убеждению.

Упражнение «Семь богатырей»

Одна участница будет играть роль царевны. Кто хочет? Остальные поделитесь на команды по 3-4 участника.

Давайте, для того чтобы потренировать умение убеждать, вспомним и разыграем сказку А.С. Пушкина о мертвой царевне и семи богатырях. В частности, тот эпизод, где семь богатырей, у которых жила царевна, уговаривают ее выйти за одного из них замуж и остаться с ними навсегда. Каждая команда должна будет подготовить самые заманчивые предложения для того, чтобы уговорить царевну остаться у них, показать ей все преимущества такого конца сказки.

Вам дается 5 минут на подготовку, после чего один посланник от каждой команды выступает, обращаясь к царевне со своими аргументами.

Рефлексия (10 минут)

После выступлений царевна говорит о том, захотелось ли ей остаться у богатырей, какие плюсы и минусы увидела она в выступлениях каждого.

Какие эмоции вы испытывали, выполняя это упражнение?

  1. Задание

«Модель педагога»

И в заключение вам предлагается схематично изобразить модель педагога, отметив качества, которыми он должен обладать при общении (культура общения, культура поведения, этика и т.д).

  1.  Задание  

Дружеский шарж.

Каждой команде предлагается продумать изобразить с помощью мимики, жестов одного из педагогов другой команды (1 мин).

Критерии оценивания

Названия конкурса

  Критерии  

баллы

команда «___________»

 команда

 «______________»

1

Разминка

Быстрота ответа;

4

Правильный ответ;

5

Нет ответа

0

2

Гонка за лидером

Полный грамотный ответ;

5

Краткий ответ;

3

Работа в команде

5

Нет ответа

0

3

Педагогические ситуации

Широко грамотно раскрыли решение ситуации;

5

Одним-двумя предложениями;

3

Работа в команде;

5

4

Задание Крокодил

Соответствие мимики и жестов согласно текста;

5

Присутствие юмора

5

Работа в команде

5

Неинтересный показ  

4

5

Выразительная речь

Соответствие интонации заданию

5

Неверно передана интонация

2

6

Конкурс для капитанов

Соответствие поговорок и пословиц теме

5

Какой капитан больше назвала

5

7

К традиционным формам общения педагога с семьей
относится (
коллективные, индивидуальные и наглядно-информацион ные)

Перечислены все формы общения

5

Перечислены не все формы общения

3

8

К нетрадиционным формам общения педагога с родителями относится (мероприятия развлекательного характера, с целью привлечения внимания к работе детского сада).

Перечислены все формы общения

5

Перечислены не все формы общения

3

9

- Какая форма общения складывается к 4 годам? (ситуативно-деловая);

Правильный ответ

5

Неверный ответ

2

10

Упражнение «Семь богатырей»

Убедительно приготовили речь

5

Присутствие юмора

5

Работа в команде

5

Простая просьба

3

11

Модель педагога

Выделили все основные компоненты

5

Схематично аккуратно изобразили «модель педагога»

5

Простое перечисление

4

Итого

        

        

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативные навыки общения и роль игры в развитии общения детей

В материале рассмотрены в теоретическом аспекте коммуникативные навыки общения и роль игры в развитиии общения детей, а также представлены  игры для детей подготовительной группы детского сада, с...

КОМПЛЕКС ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ В ОБЩЕНИИ из опыта работы «Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения»

Обучать детей эффективным способам общения. Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоци...

КОМПЛЕКС ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ В ОБЩЕНИИ из опыта работы «Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения»

Обучать детей эффективным способам общения. Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоци...

Легкое общение: игры на развитие навыков общения

Цель таких игр – развить коммуникативные навыки у детей, создать возможность для самовыражения, научить регулировать свое поведение в коллективе, а стеснительным и замкнутым детям – преодолеть барьеры...

Тема: «Понятие об общении. Место и роль общения в жизни человека».

Реферат по психологии на тему:  «Понятие об общении. Место и роль общения в жизни человека»....

Стили педагогического общения. Общение родителей с детьми.

В данном реферате я  разбирала разные стили педагогического общения, общения родителей с детьми....

Стили педагогического общения. Общение родителей с детьми.

В данном реферате я  разбирала разные стили педагогического общения, общения родителей с детьми....