Консультация для педагогов: «Мир глазами агрессивного ребёнка»
консультация по теме
Публикуемый материал содержит не только теоретический материал (что такое агрессия, как она проявляется в у детей дошкоьного возраста), так и практический (диагностический материал нацеленный на выявление агрессивных детей, практические упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста). Для лучшего понимания проблемы агрессивного поведения содержит0 открытые письма агрессивных детей к родителям и воспитателям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_ns_portala.docx | 29.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов: «Мир глазами агрессивного ребёнка»
Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым), приносящее физический ущерб людям. Выделяют следующие основные детерминанты агрессии: социальные (фрустрация, вербальное и физическое нападение, подстрекательство), внешние (жара, шум, теснота, загрязнённый воздух), индивидуальные (личность, установки, гендер). Агрессия, как правило, не возникает неожиданно. Она может появиться в результате различных межличностных взаимодействий, провокаций. Различные особенности среды, в которой находится человек, также повышают или снижают вероятность возникновения агрессивных действий. Существуют два вида агрессии: «доброкачественная» и «злокачественная». Первая появляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. «Злокачественная» агрессия представляет собой жёсткость и деструктивность и бывает спонтанной и связанной со структурой личности. Выделяют 5 видов агрессии:
-физическая – это физическое действие против кого-либо
-раздражение - вспыльчивость, грубость.
-вербальная - угрозы, крики, ругань.
-направленная - сплетни, злобные шутки
-ненаправленная - крики в толпе, топанье.
-негативизм - оппозиционная манера поведения.
Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей всех возрастов, а иногда они проявляются с самого раннего детства. На становление агрессивного поведения ребёнка оказывают влияние многие факторы, проявлению агрессивных качеств могут способствовать некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга, социальные факторы. Существует непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стилями воспитания в семье. Если ребёнка строго наказывать за любое проявление агрессивности, то он учится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавления агрессии в любой другой ситуации. Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребёнка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого. Малыши, родители которых отличаются чрезмерной уступчивостью, неуверенностью, а иногда и беспомощностью в воспитательном процессе, не чувствуют себя в полной безопасности и также становятся агрессивными. Неуверенность и колебания родителей при принятии каких-либо решений провоцирует ребёнка на капризы и вспышки гнева, с помощью которых дети могут влиять на дальнейший ход событий и при этом добиваться своего. Для того чтобы устранить нежелательные проявления агрессии у ребёнка, в качестве профилактики советуют родителям уделять больше внимания своим детям, стремиться к установлению тёплых отношений с ними, а на определённых этапах развития ребёнка проявлять твёрдость и решительность. Агрессивным детям свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств. У агрессивного ребёнка не развита эмпатия. Развивать эмпатию можно во время совместного чтения взрослого и ребёнка. Обсуждая прочитанное, взрослый поощряет выражение ребёнком своих чувств. Кроме этого, очень полезно сочинять с ребёнком сказки, истории. В процессе чтения желательно, чтобы родители беседовали с детьми о чувствах и эмоциях, которые будят в них те или иные действия героев. Просьбы и дружеские обращения к ребёнку не всегда бывают эффективны при взаимодействии с ним. Нет смысла уговаривать ребёнка не трогать утюг в тот момент, когда его рука уже почти коснулась горячей поверхности. В этой ситуации родители скорее всего отведут малыша от интересующего его объекта, а потом объяснят, почему они так сделали. Это и будет примером мягкого физического манипулирования. При общении с детьми этот способ является наиболее эффективным
Приказы и наказания могут вызывать либо гнев ребенка, либо постоянное подавление этого гнева. Поэтому родители должны наказывать ребёнка только в крайних случаях. Если гнев ребёнка будет постоянно подавляться (поскольку ребёнок не всегда посмеет противостоять сильному взрослому),то он может перерасти в пассивно-агрессивные формы поведения .Ребёнок может начать действовать исподтишка, специально делать что-либо «назло»,подчёркнуто медленно выполнять указания родителей, даже если вся семья опаздывает в это время в театр, в гости.
Техника модификации поведения очень проста: за хорошее поведение ребёнок получает поощрение, за плохое - наказание или лишение привилегий. Однако и этот метод не стоит использовать слишком часто, иначе родители устанут от назойливых вопросов своего ребёнка: «А что мне за это будет?»
Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение владеть собой. К сожалению, многие родители пока ещё и сами не умеют управлять собственным гневом. Следствием этого будет то, что их дети вряд ли когда-либо в процессе воспитания усвоят навыки адекватного выражения гнева.
В научной литературе разные исследователи дают образцы различных способов поведения в критических ситуациях, и все они могут быть применимы только с учётом индивидуально-личностных особенностей участников конфликта. Так, лекарство для одного может стать «ядом» для другого.
Рецепты избавления от гнева
№ | Содержание | Пути выполнения |
1 | Наладить взаимоотношения со своим ребёнком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно | Слушайте своего ребёнка. Проводите вместе с ним как можно больше времени. Делитесь с ним своим опытом. Рассказывайте ему о своём детстве, детских поступках, победах и неудачах. Если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе. Но и уделяйте своё «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности. |
2 | Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия. | Отложите или отмените вовсе совместные дела с ребёнком (если это, конечно, возможно). Старайтесь не прикасаться к ребёнку в минуты раздражения. |
3 | Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии | Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях: «Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате», или «Дела на работе вывели меня из себя. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня». |
4 | В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить | Примите тёплую ванну, душ. Выпейте чаю. Позвоните друзьям. Сделайте успокаивающую маску для лица. Просто расслабьтесь, лёжа на диване. Послушайте любимую музыку. |
5 | Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев. | Не давайте ребёнку играть с теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите. Не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать поступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой (подумать о чём- то приятном) и ситуацией. |
6 | К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребёнка к предстоящим событиям. | Изучайте силы и возможности вашего ребёнка. Если вам предстоит сделать первый визит (к врачу, в детский сад и т.д.), отрепетируйте всё загодя. Если ребёнок капризничает в тот момент, когда он голоден, продумайте, как накормить его во время длительной поездки и т.д. |
Открытое письмо агрессивных детей родителям.
Мы хотим!
1 Чтобы нам не делали постоянно замечаний.
2 Знать, почему вам можно кричать, а нам -нет.
3 Делать то, что хочется нам, а не вам.
4 Знать, почему вы считаете виноватыми нас ,а не других.
5 Чтобы вы научили нас справляться с гневом.
6 Почему нельзя ломать игрушки, давать сдачи, громко кричать, визжать, обзываться, если очень хочется?
Но больше всего мы хотим, чтобы вы нас любили!
Открытое письмо агрессивных детей
Мы, агрессивные дети планеты, требуем от воспитателей:
- Играйте с нами чаще (a не то мы будем драться).
- Защитите нас от всех злых детей планеты и нашей группы (а то мы будем защищаться).
- Прекратите ругать нас так часто и без всякой причины (а то ведь мы тоже умеем ругаться, и не хуже вас).
- Накажите всех детей в группе, которые хотят нас обидеть (а то придется нам самим заняться этим).
- Не смейте жаловаться на нас родителям (а то мы скажем, что вы нас бьете каждый день).
- Любите нас, ну, пожалуйста, а то ведь нас и так никто не любит.
- Принимайте нас такими, какие мы есть, и вы увидите, что мы хорошие…
Агрессивные дети часто имеют склонность приписывать враждебные намерения другим детям, с которыми они общаются, даже если последние не собираются совершать агрессивных поступков.
- «Маленькие приведения»
Научить в приемлемой форме выплеснуть накопившийся у агрессивного ребёнка гнев.
Предложить детям превратиться в маленьких приведений .На громкие хлопки-дети будут бегать по залу и громко произносить «у», а на тихие хлопки- медленно бегать и тихо произносить «у».
- «Сороконожка»
Научить взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению коллектива. Несколько детей 5-10 встают друг за другом, держась за талию передвигаются вперед, затем приседают, прыгают на одной ножке. Главная задача не разорвать сороконожку.
- «Котик»
Снятие эмоционального, мышечного напряжения, установление положительного эмоционального настроя. Дети придумывают сказку про котика, который: нежится на солнышке, потягивается, умывается.
- «Липучка»
Способствует развитию умения взаимодействовать со сверстниками, снятию мышечного напряжения, сплочённости группы. Двое детей держась за руки ловят остальных. Пойманного ребёнка присоединяют к себе. В конце игры дети танцуют в кругу под спокойную музыку.
- «Сказка»
После прочтения сказки, ребёнка просят нарисовать сказку, его героев. Затем попросить нарисовать себя, где бы он хотел оказаться .Рассказывает свои похождения в сказке.
Критерий выявления агрессивного ребёнка
Поставьте любой знак в любой из граф напротив каждого высказывания
Ребёнок | Часто | Редко |
Спорит ,ругается со взрослыми | ||
Теряет контроль над собой | ||
Винит других в своих ошибках | ||
Завистлив, мстителен | ||
Сердится и отказывается что-либо сделать | ||
Специально раздражает людей | ||
Отказывается подчиняться правилам | ||
Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих, которые нередко раздражают их |
Сосчитайте количество ответов «да». Если 4 из 8 критериев часто проявляются у ребёнка в течение не менее 6 месяцев, то можно предложить, что ребёнок является агрессивным.
Анкета «Признаки агрессивности»
Ответьте на каждое утверждение «да» или «нет»
Ребёнок | Да | Нет |
Злой дух временами вселяется в него | ||
Он не может промолчать, когда чем-то недоволен | ||
Когда кто-то причиняет ему зло, он старается отплатить ему тем же | ||
Иногда ему без всякой причины хочется выругаться | ||
Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки | ||
Иногда он так настаивает на чем-либо, что окружающие теряют терпение | ||
Он не прочь подразнить животных | ||
Очень сердится, если ему кажется, что кто-то подшучивает над ним | ||
Кажется, что иногда у него вспыхивает желание сделать плохое, шокирующее окружающих | ||
В ответ на обычные распоряжения стремится все сделать наоборот | ||
Часто не по возрасту ворчлив | ||
Воспринимает себя как самостоятельного и решительного | ||
Любит быть первым, командовать, подчинять себе других | ||
Неудачи вызывают у него сильное раздражение, поиски виноватых | ||
Легко ссорится, вступает в драку | ||
Старается общаться с младшими и физически более слабыми | ||
У него нередки периоды мрачной раздражительности | ||
Не считается со сверстниками, не уступает, не делится | ||
Уверен, что любое задание выполнит лучше других |
Ответ «да»-1 балл. Высокая агрессивность-15-20 б. Средняя-7-14 б. Низкая-1-6 баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: Агрессивный ребёнок
Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, "гроза" дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет при...
Консультация для родителей на тему: "Агрессивный ребёнок"
Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка - большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, "гроза" дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет при...
Консультации для родителей на тему: " Агрессивный ребёнок."
Агрессивный ребёнокЗлой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, "гроза" дворов, но и несчастное существо, которое никто не пон...
Консультация для родителей «Как помочь агрессивному ребёнку».
рекомендации по воспитанию агрессивного ребёнка в семье.Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объ...
Консультация для родителей ДОУ Тема: Агрессивный ребёнок
Консультация для родителей ДОУ...
Консультация для родителей на тему " Агрессивный ребёнок"
Агрессивный ребёнок – не редкое явление в современном мире.К сожалению, для многих родителей это большая беда, с которой они сталкиваются дома при воспитании своего ребёнка, а также в детском ко...
Консультация для родителей на тему: «Агрессивный ребёнок»
Обнаружив у своего ребёнка признаки агрессивного поведения, поиграйте с ним в игры, которые представлены в документе...