Проект "Счастье - читать"
проект по художественной литературе (старшая группа)
Проблема детского чтения очень актуальна. У многих современных детей совершенно отсутствует интерес к чтению, к книге.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогический проект "Счастье - читать" | 313.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №178» г.Перми
ПРОЕКТ
«Счастье читать!»
Составители:
Кретова О.С.
Хайрулина О.Н.
2015 г.
Введение
«Читать — это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело».
К. Д. Ушинский
Важной задачей современного общества является создание и поддержание такого образовательного пространства, которое соответствует лучшим культурным традициям страны и базовым жизненным ценностям народа, а также способствует развитию и становлению всесторонне развитой личности, формированию у подрастающего поколения духовного и нравственного начал. Ощутимую помощь в этом может оказать взаимодействие детского сада и учреждений культуры: библиотек, музеев, театральных студий, домов творчества и так далее.
Современные дети предпочитают проводить свободное время за просмотром телепередач и компьютерными играми в ущерб чтению книг. В век информационных технологий, стремительного развития всемирной информационной сети ни в коей мере не должно умаляться значение книги, ее глубокого и вдумчивого чтения. Защита чтения детей, поддержка интереса к нему встала в ряд задач государственной важности. А также повышенное внимание педагогов дошкольных учреждений к проблемам социализации и развития общей культуры воспитанников продиктовано изменением социально – экономических условий. В ситуации острого дефицита общения, снижения востребованности высокохудожественных книг, фильмов, невысокого уровня культурных ценностных запросов многих семей педагоги и родители испытывают затруднения в воспитании детей культурными и социально – активными.
Современный человек не может считаться культурным, если он не пополняет свои знания, не формирует свою духовную сущность чтением книг. Именно в них заключена многовековая мудрость человечества.
Рано или поздно в жизни ребенка наступает время, когда он научился вполне успешно складывать из букв слова, из слов - предложения. И нам необходимо помочь ребенку полюбить книгу, в которой открывается новый замечательный, чудесный мир.
Так, одной из форм организации работы по социализации личности ребёнка стало взаимодействие с библиотекой.
Особая роль библиотеки раскрывается в непосредственном участии в жизни детского сада, предоставлении разнообразной информации о всех аспектах его жизнедеятельности; в решении комплекса задач по сохранению и поддержанию местных культурных традиций, приобщению членов местного сообщества к культурному наследию; в обеспечении возможностей для их творческого развития, реализации жизненных планов и интересов. Миссия библиотек состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям.
Актуальность. Проблема детского чтения очень актуальна. У многих современных детей совершенно отсутствует интерес к чтению, к книге. Интерес к чтению необходимо воспитывать у детей с дошкольного возраста. Чуткость ребенка к художественному слову удивительна, и при хорошем руководстве у него постепенно, еще до умения хорошо читать, начинает складываться начитанность, уважение к книге и способность творчески воспринимать литературу. Большая роль в руководстве детским чтением принадлежит детской библиотеке. Именно детская библиотека вместе с родителями и воспитателями способна открыть детям — дошкольникам чудодейственную силу чтения и привести в действие.
Совместно с сотрудниками библиотеки мы обсуждали цели и задачи предстоящей работы. Разрабатывали план совместной деятельности, уточняли особенности проведения непосредственно образовательной деятельности, экскурсий, досугов, как в детском саду, так и на базе детской библиотеки, возможность использования книжного фонда библиотеки для занятий с дошкольниками в ДОУ и в семьях воспитанников.
Проект позволит интегрировать сведения из различных областей знаний, связан с речевой деятельностью, кроме того, открывает большие возможности в организации совместной творческой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
В настоящее время одной из самых наболевших проблем современного общества является проблема не читающей молодежи. Каждый человек должен понимать, чего он лишается, не читая книг. По сравнению с предыдущими поколениями, нынешняя молодежь имеет совершенно иные нравственные ориентиры и культурные ценности, а желание познавать жизнь через увлекательный мир литературы разных народов, вытесняется другими интересами.
Во-первых, последствия этой проблемы могут оказаться плачевными не только для самого человека, но и для общества и страны в целом.
Во-вторых, отсутствие грамотности, отсутствие духовного развития и воображения - не менее печальные последствия, приводящие к деградации.
Однако, не читающие люди лишены всего этого. Если наши современники еще в состояние изменить ситуацию в лучшую сторону, то поколение наших детей не сможет этого сделать, так как будет равняться на своих родителей. Утрата ценности чтения - это колоссальнейшая потеря, которую никакое другое занятие восполнить не сможет. Допущение ее может привести также к утрате национального самосознания, сделав из народа настоящих животных.
«Программа воспитания в детском саду» ставит задачу – заложить в детях любовь к художественному слову, уважение к книге, определяет тот круг произведений художественной литературы, которые надо детям прочитать, рассказать, заучить наизусть.
Читательский кругозор дошкольника необходимо расширять, знакомить его с произведениями разных жанров и стилей, с детской классической русской и зарубежной литературой. Детское дошкольное учреждение как раз знакомит детей с лучшими произведениями и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания. Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста, чтобы сформировать способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Конечно, это очень сложная задача – донести до ребенка и познавательную, и нравственную, и эстетическую сущность литературного произведения, но это необходимо.
Новизна проекта:
Установление взаимодействия детей, родителей, сотрудников библиотеки и педагогов в решении проблемы воспитания интереса к чтению у старших дошкольников.
Цель проекта: Формирование целостной социокультурной системы взаимодействия ДОУ с детской библиотекой.
Задачи реализации проекта:
1.Расширять творческое взаимодействие ДОУ с учреждениями культуры для создания единой социокультурной педагогической системы.
2. Осуществлять интегрированный подход к эстетическому воспитанию и формированию художественно-творческих способностей в системе «ребенок-педагог-родитель».
3. Способствовать развитию духовно-нравственной культуры участников образовательного процесса.
4. Развивать познавательный интерес у детей к объектам и явлениям окружающего мира, формировать целостную картину мира, в том числе первичные ценностные представления.
5. Формировать интерес и потребность в чтении (восприятии) книг, развивать литературную речь, художественное восприятие и эстетический вкус, расширять кругозор детей.
6. Формировать ценностные ориентиры дошкольников через знакомство с культурой и традициями родной страны, формировать семейную, гражданскую принадлежности, развивать патриотические чувства.
Вид проекта: (образовательный и социально- просветительский)
Участники проекта: педагоги ДОУ, родители, воспитанники МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №178», сотрудники детской библиотеки №5 им. Е.Ф. Трутневой.
Формы осуществления преемственности:
-экскурсии в библиотеку;
-знакомство и взаимодействие с библиотекой;
-посещение мини-музея библиотеки;
-выставки рисунков и поделок;
-участие в театрализованной деятельности;
-совместные праздники.
-участие в совместной образовательной деятельности, проектной деятельности;
Этапы проекта
Подготовительный этап:
Цель: определение целей и форм взаимодействия с детской библиотекой;
анализ объектов социума для определения целесообразности;
установления социального партнерства;
установление контактов с организацией;
определение направлений взаимодействия, сроков, целей и конкретных форм взаимодействия.
Практический этап:
Цель: реализация сотрудничества с детской библиотекой;
составление договоров о творческом сотрудничестве между детским садом и детской библиотекой.
Завершающий этап:
Цель: оформление результатов проекта презентацией, представление
презентации проекта детям, родителям, педагогам.
Основные принципы и подходы
к формированию речевого и познавательного развития.
Принцип личностно-ориентированного общения системности, последовательности и непрерывности (мероприятия с детьми проводятся систематически, с обязательным закреплением полученных знаний в совместной деятельности) сотрудничества (тесное взаимодействие с семьей, сотрудниками детской библиотекой, педагогами).
Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных, речевых, художественно – эстетических интересов.
Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к окружающему миру: воспринимать, подражать, комбинировать, рисовать, инсценировать, драматизировать, слушать, рассматривать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.
Принцип гуманно-творческой направленности. Принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с окружающим миром, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а с другой - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)
Принцип интеграции различных видов детской деятельности.
Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, художественно – эстетического, речевого и познавательного
развития, наглядно–образный принцип (всегда присутствует оформленная выставка книг, книжные уголки в группах ДОУ)
Для нас было важно, чтобы работа по проекту шла параллельно реализации образовательной программы нашего ДОУ. Такой подход позволил нам не только закреплять и систематизировать программный материал, но и углублять полученные знания, поддерживать высокий уровень мотивации в их получении.
Срок реализации проекта: ( Сентябрь – декабрь 2015 г.)
Предполагаемые результаты:
Дети | Педагоги | Родители |
1. Пробудить у детей интерес к общению с книгой. 2. Научить детей (с опорой на прочитанное произведение) различать доступные жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений. 3.Расширить представления детей о значении библиотек в жизни человека. | 1. Приобретение педагогами нового опыта по развитию интереса к художественной литературе дошкольника. 2. Пополнить развивающую среду в группах детского сада. 3.Сформировать банк методических материалов по теме проекта. | 1. Повысить компетентность членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя. 2.Установление тесного сотрудничества между социальными партнерами: педагогом, родителями и библиотекой, в вопросах воспитания у старших дошкольников интереса к книге и чтению. 3. Привлечь к пополнению предметно-развивающей среды по художественной литературе в группах. 4. Участие в совместных мероприятиях по художественной литературе. |
Условия реализации проекта:
Главное, считаем мы, помочь сформировать эмоционально положительное отношение детей к окружающему миру, мотивировать к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками.
Формирование духовной культуры личности всегда осуществляется через чтение. В наше непростое время детское чтение как никогда нуждается в поддержке. Привить ребенку любовь к чтению – в этом видят свою основную цель педагоги дошкольного образовательного учреждения и сотрудники детской библиотеки. Книги сопровождают человека с первых лет жизни. Ценность произведений художественного слова заключается в их влиянии на всестороннее развитие современного ребенка. Часы, проведенные в библиотеке, хорошее подспорье для родителей и детей.
Материально-техническая база:
Предметно-пространственная среда отвечает современным требованиям и содержит:
- книжные уголки в группах;
- уголки театрализации;
- уголки ряженья;
- наглядный и демонстрационный материал: альбомы, презентации,
- иллюстрации, фотографии, картины писателей и поэтов;
- библиотека книг художественной и познавательной литературы;
- ИКТ.
Методическое:
- теоретическая и методическая литература;
- периодическая печать;
- материалы по передовому педагогическому опыту.
Информационное обслуживание проекта:
- сайт ДОУ;
- фотоотчёты;
- публикации в журналах.
Основные формы и режим занятий
Реализация данного проекта будет осуществляться в рамках посещения детской библиотеки. Состав посещения не ограничивается какими-либо рамками и требованиями к участникам. В него практически могут входить все желающие. Наша задача – заинтересовать посещением детской библиотекой всех. Посещения проводятся в соответствии с перспективным планом.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
реализации проекта «Счастье читать!»
Этапы | Содержание деятельности | Участники | Ответственные | Сроки | Предполагаемый результат |
Подготовительный | Беседа с детьми на тему: «Моя любимая книга» (педагогическая диагностика на начальном этапе работы над проектом) | воспитатели группы, дети, учитель - логопед | Кретова О.С. Хайрулина О.Н. | Сентябрь 2015г. | Конспект беседы Диагностические карты |
Анкетирование родителей «Чтение художественной литературы дома» Помощь в организации развивающей среды | педагоги, родители | Кретова О.С. Хайрулина О.Н. | Сентябрь 2015г. | Анкеты заполненные | |
Основной | Беседа «Зачем нужны книги. История возникновения книг». | Педагоги, дети | Хайрулина О.Н. | конспект беседы | |
Изготовление книжек-малышек для детей 2 младшей группы | Педагоги, дети | Кретова О.С. | Сентябрь 2015г. | Книжки малышки | |
Организация в группе «Книжкиной больнички» | Педагоги, дети | Хайрулина О.Н. | Сентябрь 2015г. | Оформленная «Больница для книг» в РППС группы | |
Знакомство с новыми книгами в уголке «Читаем сами» | Педагоги, дети | Хайрулина О.Н. | Сентябрь 2015г. | пополнен уголок книги | |
Оформление стенгазеты в ДОУ «Книга - наш друг» Акция «Подари книгу другу». | родители, дети | Хайрулина О.Н. | Сентябрь 2015г. | стенгазета | |
Открытая НОД для родителей - Беседа «Где живут книги?» | педагоги, дети, родители | Кретова О.С. | Октябрь 2015 | Конспект беседы, отзывы родителей | |
Беседа «Правила поведения в библиотеке» | педагоги, дети | Кретова О.С. | Октябрь 2015 | Конспект беседы | |
Экскурсия в библиотеку №5 им.Е.Ф.Трутневой | сотрудники библиотеки, педагоги, дети | Кретова О.С. Хайрулина О.Н. | Октябрь 2015 | Конспект экскурсии | |
Беседа о профессии библиотекарь (подготовка к сюжетно-ролевой игре «библиотека») | Педагоги, дети | Кретова О.С. | Октябрь 2015 | конспект беседы, обогащение РППС группы | |
Участие в едином краевом празднике «Счастье читать!» | Педагоги, родители, дети | родители | Ноябрь 2015 | фотоотчет | |
Участие в единой краевой акции «Подари книгу библиотеке» | Педагоги, родители, дети | родители | Ноябрь 2015 | фотоотчет | |
День рождения писателя – экскурсия в библиотеку | Педагоги, родители, дети | работники библиотеки | Ноябрь 2015 | Конспект экскурсии | |
Досуг – конкурс «Самая читающая семья». | Педагоги, родители, дети | Хайрулина О.Н. | Ноябрь 2015 | Сценарий досуга - конкурса «Самая читающая семья» | |
Завершающий | Итоговое анкетирование родителей «Чтение художественной литературы дома» | Педагоги, родители, | Кретова О.С. Хайрулина О.Н., | Декабрь 2015 | Диагностические карты |
Беседа с детьми на тему: «Моя любимая книга» (педагогическая диагностика на завершающем этапе работы над проектом) | Педагоги, дети | Кретова О.С. Хайрулина О.Н., | |||
открытие мини – музея «Книги» | Педагоги, родители, дети | Хайрулина О.Н. | Декабрь 2015 | ||
Награждение активных участников проекта | Педагоги, родители, дети | Кретова О.С. Хайрулина О.Н., сотрудники библиотеки | Декабрь 2015 | ||
Представление результатов реализации проекта на Педагогическом совете | педагогический коллектив МАДОУ | Кретова О.С. Хайрулина О.Н. | Декабрь 2015 |
Содержание деятельности
Работа с детьми:
Базовой основой для формирования у детей дошкольного возраста культуры речи выбрано приоритетное направление – знакомство дошкольника с художественным словом.
Художественное слово помогает ребёнку уточнить и закрепить знания, постепенно обогащая новыми понятиями и представлениями.
Художественное слово обогащает эмоциональную жизнь, формирует нравственные начала.
Произведения художественной литературы раскрывают перед дошкольниками мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.
Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети постепенно начинают замечать настроение близких и окружающих людей. И у дошкольников начинают пробуждаться гуманные чувства: способность проявить заботу и доброту, протест против несправедливости и т.д.
Художественное слово, в котором заключена глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка, помогает ребёнку понять красоту звучащей родной речи и одновременно формирует его эстетические представления.
Работа с родителями:
Выделение художественной литературы как средства всестороннего воспитания детей актуализируется современной ситуацией становления новой системы дошкольного образования, направленной на реализацию ФГОС. В связи с особой важностью и ролью художественной литературы, можно считать особо актуальной проблему приобщения к ней детей и их родителей в условиях ДОУ.
Таким образом, целесообразно значительную часть образовательной работы организовывать одновременно с детьми и родителями.
С целью установления контактов с семьёй для обеспечения единства в работе по приобщению детей к художественной литературе разработана система сотрудничества педагогов и родителей.
Результат работы может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнёрами в реализации данного проекта.
Ожидаемые результаты:
Таким образом, целенаправленная и систематическая работа всех участников проекта — детей, родителей педагога и детской библиотеки по формированию социальной компетентности у детей старшего возраста мы сможем повысить уровень усвоения социальной информации, а именно знание традиций праздников своей семьи, о добре и зле, дружбе, элементарных основ ЗОЖ, о труде взрослых и разных профессиях, этические качества.
Читать книги полезно потому, что они оказывают значительное влияние на наши нравственные ориентиры и на наше духовное развитие. После прочтения того или иного классического произведения порой люди начинают меняться в лучшую сторону.
У детей сформировать интерес к книге, потребность в чтении (слушании) книг, улучшить восприятие, память, речь;
повысить интерес родителей к данной форме обучения и развития дошкольников: записать своих детей в библиотеку;
тесному контакту всех субъектов педагогического процесса, формированию детско-взрослого сообщества, позитивные взаимоотношения с окружающими людьми.
Сотрудничество с детской библиотекой, по нашему мнению, это эффективный способ оказания помощи семье и ребенку в социализации с ориентацией на основные ценности отечественной культуры.
Перспективы дальнейшего развития проекта:
Продолжать слушать литературные произведение формировать у дошкольников в процессе воспитания при активном воздействии взрослых. В процессе слушания ребенок переживает вместе с героями их радости и неудачи, живо откликается на все, что с ними происходит. Литературное произведение дает богатую пищу для мыслительной деятельности детей.
Всё это необходимо делать для того, чтобы
- формировать интерес и потребность в чтении (восприятии ) книг;
- развивать литературную речь, художественное восприятие и
эстетический вкус, расширять кругозор воспитанников;
- формирование у детей ценностных ориентиров путем знакомства
скультурой и традициями родной страны, осознание дошкольниками
семейной, гражданской принадлежности, воспитание патриотических чувств.
В заключении хотелось бы сказать, перефразировав известную поговорку – «Чтение свет, а не чтение тьма!»
Тесный контакт библиотеки с детскими садами и родителями, несомненно, активизирует в дошкольнике будущего читателя. Нас радует положительная динамика роста численности читателей, повышение их спроса на книжную продукцию и периодику.
Заключение
Реализация социального проекта по взаимодействию ДОУ с детской библиотекой позволит:
- расширить детскую и взрослую аудиторию библиотеку (в том числе руководителей детского чтения – родителей, воспитателей, педагогов ДОУ);
- укрепить имидж детской библиотеки как открытого и доступного центра развития творческого потенциала ребёнка;
- внедрить новые формы работы;
- укрепить связи ДОУ с детской библиотекой, родителями, направленными на всестороннее развитие детей и семейных чтений;
Информационные ресурсы:
1.Боголюбская М.К., Шевченко В.В. «Художественное чтение и рассказывание в детском саду». М., 1966г.
2.Васильева М.А. Программа воспитания и обучения детей в детском саду.
« От рождения до школы» М., 2010 г.
3.Гербова В.В «Приобщение детей к художественной литературе», М, 2005г.
4.Гербова В.В. «Учусь говорить». М., 2003г.
5.Гербова В.В. Книга для чтения дома и в детском саду. М., 2006г.
6.Гербова В.В., Комарова Т.С. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения детей в детском саду». М., 2006г.
7.Горбушина Л.А. «Выразительное чтение и рассказывание». М., 1983г.
8.Гриценко З.А. «Положи твоё сердце у чтения», М., 2004г
9.Гриценко З.А. «Пришли мне чтения доброго…»,М.,2004г.
10.Гурович Л.М. «Ребёнок и книга», СПб., 1999г.
11.Елисеева М.Б. «Книга в восприятии ребёнка от рождения до 7 лет», М., 2008г.
12.Жуковская Р.И. «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста». М., 1972г.
13.Иванова О.А «Учимся читать художественную литературу» М., 2005г.
14.Ильчук Н.П. «Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет». М., 1997г.
15.Панков В.И. «Ваши помощники книги». М., 1978г.
16.Сахипова З.Г. «Читаем детям». Ленинград «Просвещение», 1987г
17.Стрельцова Л.Е «Литература и фантазия». М.,1997г.
18.Тимофеева И.Н «Что и как читать вашему ребёнку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением», СПб., 2000г.
19.Ушакова О.С. «Развитие речи», М., 2000г.
20.Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой», М., 1998г.
Диагностика
«Литературное развитие детей» подготовительная группа
В дошкольном детстве художественная литература является важнейшим средством развития ребенка. К старшему дошкольному возрасту наблюдается углубление и дифференциация читательских интересов детей, появляются предпочтения в выборе видов и жанров литературы, расширяются возможности дошкольников в передаче результатов восприятия художественного текста в разных видах творческой деятельности.
Литературное развитие дошкольника можно определить, как процесс качественных изменений в восприятии, интерпретации художественных текстов и способности к отражению литературного опыта в разных видах художественной деятельности.
Диагностика на начало 2015 учебного года подготовительная группа
Критерии диагностики:
1.Интерес детей к книге;
2. Интерес к слушанию;
3. Умение выразительно пересказывать сказки;
4. Участие в инсценировке;
5. Умения различать литературные произведения по жанрам: сказка, рассказ, стихотворение.
Уровни литературного развития детей старшего дошкольного возраста:
Низкий. Ребенок предпочитает слушанию чтения другие занятия. Литературный опыт ограничен произведениями для детей более младшего возраста. Не различает жанров литературных произведений. При восприятии литературного произведения устанавливает связи между отдельными фактами без проникновения в подтекст. Эмоциональный отклик на прочитанное, выражен слабо. Ребенок пассивен при обсуждении книги, в драматизациях и других видах художественной деятельности. Положительно откликается на предложение воспитателя послушать чтение или рассказывание, но тяготения к общению с книгой не испытывает.
Средний. Ребенок способен устанавливать наиболее существенные связи в текстах с динамичным содержанием, испытывает затруднения при слушании более сложных видов произведений (познавательная книга, лирическое стихотворение, басня и др.). Литературный опыт не богат, включает лишь произведения программы. Различает основные жанры: стихотворение и сказка. Обращает внимание на действия и поступки героев, но игнорирует их внутренние переживания. Охотно принимает участие в играх, драматизациях, литературных развлечениях как исполнитель, но не проявляет творческой инициативы.
Высокий. Ребенок проявляет стремление к постоянному общению с книгой, испытывает явное удовольствие при слушании литературных произведений. Имеет богатый литературный опыт, включающий произведения разной тематики и жанров. Различает основные жанры литературных произведений: стихотворение, сказка, рассказ. Обнаруживает избирательное отношение к произведениям определенной тематики или жанра. Способен устанавливать существенные связи в произведении, проникать в его эмоциональный подтекст. Верно осознает мотивы поступков героев, видит их переживания, мысли, чувства. Проявляет внимание к языку литературного произведения. Активно проявляет себя в разных видах художественной деятельности, творчески активен в изобразительной, театрализованной, игровой деятельности по литературному произведению, проявляет речевое творчество в сочинении загадок, сказок, рассказов.
Рекомендации:
Результаты диагностики говорят о необходимости проведения целенаправленной систематической работы по приобщению детей художественной литературе. Продолжать использование художественной литературы не только в процессе образовательной деятельности, но и в других видах деятельности.
Подобрать произведения художественной литературы, которые следует использовать не только в процессе образовательной деятельности, но и в других видах деятельности детей.
Рекомендации для родителей:
- Относиться к чтению как к серьёзному и важному занятию с детьми;
- Создать условия для слушания, не отвлекать ребенка;
- Читать выразительно, вызывая у ребенка интерес к чтению;
- Обсуждать прослушанное, рассматривать иллюстрации.
Анкета для родителей «Чтение художественной литературы в семье»
Уважаемые родители! Просим вас ответить на вопросы анкеты:
1. Читаете ли вы ребёнку книги? Если да, то как часто: ежедневно, несколько раз в неделю, редко, когда есть время.
2. Вы читаете детям книги: по просьбе ребенка, по своей инициативе
3. Обсуждаете ли вы прочитанное с ребёнком? ___
4. Есть ли у ребёнка домашняя библиотека? ___
5. Сколько книг (приблизительно) она включает? ___
6. Каких жанров (стихи, сказки и т. д.) ___
7. Какие книги предпочитает ваш ребёнок: сказки, стихи, литературу о природе, энциклопедии, книги познавательного содержания, нет определённых предпочтений
8. Рассказывает ли ваш ребёнок о тех книгах, которые прочитали в детском саду? ___
9. Ходите вы с ребёнком в библиотеку? ___
10. Читаете ли вы с ребёнком произведения для длительного чтения? ___
11. Если да, то какие последние произведения вы прочитали? ___
___
12. Читаете ли вы сами литературу? ___
13. Если да, то что предпочитаете: периодическую литературу (журналы, газеты, познавательную литературу, художественную литературу___
Спасибо!!!
Конспект НОД
«Экскурсия в детскую библиотеку №5 им. Е.Ф.Трутневой»
Педагоги
Хайрулина О.Н., воспитатель
Кретова О.С., учитель - логопед
Форма организации: экскурсия.
Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, продуктивная.
Цель: познакомить детей с профессией библиотекарь, заинтересовать детей вместе с родителями на регулярное посещение библиотеки.
Задачи:
Образовательные: формировать у детей реалистические представления о труде библиотекаря, показать значимость библиотеки; закрепить на практике знаний ПДД, при переходе через перекресток.
Развивающие: обогащение новых слов: библиотекарь, стеллаж, книжные полки; активизация словаря: читатели, книги, журналы, иллюстрации.
Воспитывающие: воспитывать интерес к книге, бережное отношение и уважение к труду библиотекаря; воспитывать трудовые навыки самостоятельного ухода за книгой.
Методы и приемы: вопросы, разъяснение, пояснение, эксперименты, игровые, наглядные, практические.
Предварительная работа: Чтение художественного произведения, беседа о труде библиотекаря. Заранее воспитатель договаривается о возможности проведения экскурсии, как с родителями воспитанников, так и с библиотекарем.
Оборудование: книги, стеллажи, все находящиеся в библиотеке.
Литература: Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Ход экскурсии:
1. Вводная часть.
1) Дети вышли из детского сада парами. Повторение правила поведения в общественных местах и на улице.
2) Повторение ПДД (правила дорожного движения). Подойдя к первому перекресту, воспитатель обращает внимание детей, почему именно здесь мы решили переходить дорогу?
Дети: потому, что здесь есть знак, переходный переход (дети вместе с воспитателем рассматривают знак, вспоминают его значение).
Также воспитатель вносит пояснение, что все должны убедиться, перед началом движения, что машины остановились и пропускают пешехода. Нельзя подойдя к пешеходному переходу начинать движение через дорогу, водитель машины мог их не заметить из - за кустов на обочине или по другой причине. Обязательно убедитесь, что машина остановилась, и только тогда начинайте движение.
2. Основной этап.
Воспитатель: вот мы и пришли к библиотеке, давайте с вами вспомним правила поведения в библиотеке.
Дети:
- надо внимательно слушать
- разговаривать можно только шепотом
- если хочешь, задать вопрос нужно поднять руку
- взял посмотреть, положи на место
Воспитатель: молодцы ребята, все правила помните, тогда приглашаю вас в дом, где живут книги.
Библиотекарь: Здравствуйте дети! Есть такой дом на свете, в котором собраны для вас путеводители по жизни. Дом этот большой или маленький, но всегда удивительный, называется он…
Давайте попробуем отгадать загадку:
Снаружи смотришь –
Дом как дом,
Но нет жильцов обычных в нём.
В нём книги интересные
Стоят рядами тесными.
На длинных полках вдоль стены
Вместились сказки старины:
И Черномор, и царь Гвидон,
И добрый дед Мазай …
Как называют этот дом?
Попробуй, угадай.
Молодцы, конечно, это библиотека! «Библио» по-гречески – книга, «тека» -хранилище. Меня зовут_..., и я работаю в этом удивительном доме библиотекарем.
Немного из истории библиотек.
Давным-давно, когда люди еще не знали бумаги, но хотели передавать свои знания другим, слова записывали на чем придется: они высекали значки на камне, позже буквы изображали тиснением на глиняных дощечках. В Древнем Египте писали на папирусе - материале, сделанном из многолетнего растения с таким же названием. А в России выделывали тонкую кожу и писали на пергаменте, на березовой коре.
Эти письма люди старались сохранить: и глиняные дощечки, и папирусы, и пергаменты. Создавались первые библиотеки. Но со временем слова стирались, дощечки, береста портились. Тогда люди научились делать бумагу и печатать книги. Люди, которые пишут книги, называются писателями. Писатели писали о том, что видели, слышали. Писали стихи и придумывали рассказы, сказки. Появилось очень много книг, которые нужны нам всем, чтобы узнать наше прошлое, настоящее и будущее. Узнать обо всем, что творится в мире, происходит на Земле. Где мы можем взять книги? (В магазине купить, в библиотеке.)
- А зачем нужно читать книги? (ответы детей)
Молодцы, ребята! Я убедилась, что вы хотите стать умными, хотите много узнать нового.
Итак, библиотека – это дом книги.
В библиотеке очень много книг, журналов и все это называется книжным фондом. Для того, чтобы мы могли быстро найти нужную книгу, она должна стоять на своем месте. Другими словами можно сказать, что каждая книга имеет свой дом и свою квартиру. У каждой книги есть свой номер из букв и цифр – шифр. По этому шифру можно узнать адрес книги: этаж и полку, где она хранится. В ящиках - каталогах хранятся карточки с названиями и шифрами всех книг. Посмотрит библиотекарь на такую карточку, сходит в хранилище и принесёт тебе нужную книгу (библиотекарь показывает карточки, дети рассматривают). А вот это, ребята, читательский формуляр (показывает), куда записываются все книги, которые вы прочтете.
В нашей библиотеке есть два основных отдела: абонемент и читальный зал. Абонемент в библиотеке означает место, где выдают книги на дом. У нас есть книги, которые не выдаются на дом – это энциклопедии и словари. Это книги, которые могут понадобиться читателям в любой день (библиотекарь рассказывает, как расставлены книги, что такое выдача и возврат книги)
Библиотекарь: Книги – как люди: рождаются, живут, стареют и могут болеть. Главные причины – время и небрежное отношение к книге. Книга может полностью разрушится.
Чтение стихотворения С.Я. Маршак «Книжка про книжки». Ребята чтобы такого не случилось с вашими книжками, помните правила пользования книгой:
Правила обращения с книгой
- Прежде чем начать читать книгу, оберни ее бумагой или надень обложку.
- При чтении книг пользуйся закладкой.
- Не загибай книжные страницы.
- Нельзя книги перегибать. Книга может рассыпаться на отдельные листочки.
- Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки.
- Не читай во время еды. На страницах появятся пятна, которые невозможно очистить.
- Не разбрасывай книги – ты можешь их потерять.
Библиотекарь. Чтобы стать настоящими читателями, надо знать как нужно вести себя в библиотеке.
«Правила пользования библиотекой»
- В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.
- Четко и внятно назови свой класс и фамилию, чтобы библиотекарь вычеркнул книгу.
- С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше учеников.
- Библиотечные книги нельзя терять, иначе в библиотеке не останется ни одной книги.
- Книги в библиотеке надо ставить точно на то место, где вы их взяли
Библиотекарь: Ребята, а вы любите читать книги? Назовите свою любимую книгу? (дети отвечают)
А сейчас, ребята, я загадаю вам загадки.
Будьте внимательны!
1. Без языка, без голоса, а все расскажет.
(книга)
2. Не куст, а с листочками, не рубаха, а сшита, не человек, а разговаривает.
(книга)
3. Кто говорит молча?
(книга)
4. Ты беседуй чаще с ней, будешь вчетверо умней.
(книга)
5. Мы стоим рядком на полке, нас немало – толстых, тонких,
Помогаем детям мы стать разумными людьми.
Нас ребята носят в класс, а лентяй не любит нас.
(книги)
-Молодцы! Все эти загадки были о книгах.
Воспитатель: Ребята, какие новые слова вы сегодня узнали? Ребята повторяют (прием словарной работы) .
Воспитатель и библиотекарь: Молодцы, ребята! Вы, так себя хорошо вели, а самое главное вы запомнили, как нужно вести себя в библиотеке, в читальном зале?
Дети: Тихо, не шуметь!
Воспитатель: Ребятки, а что же вы узнали о профессии библиотекарь? (рефлексия) (обобщение) (дети отвечают)
Библиотекарь. Ребята, на этом наша экскурсия подошла к концу. Я всегда рада видеть вас в нашей библиотеке вместе с вашими родителями.
Воспитатель и дети благодарят библиотекаря за интересную, познавательную экскурсию и книгу и прощаются.
3. Заключительный этап. Во вторую половину дня сюжетно-ролевая игра «Библиотекарь» и «Книжкина больничка» (ремонт книжек в группе)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для родителей и детей "Читать главное. Главное - читать!"
небольшой теоретический материал для родителей как, зачем и почему нужно читать дома. В продолжении презентация-игра для совместного практикума детей и родителей....
Читаем детям, читаем вместе с детьми.
Читаем детям, читаем вместе с детьми....
КВН «Уроки Светофорика» в подготовительной логопедической группе Тема «Учимся читать дорожные знаки» КВН «Уроки Светофорика» в подготовительной логопедической группе Тема «Учимся читать дорожные знаки»
Цели: закреплять и углублять знания детей безопасного поведения на улице - где можно и где нельзя играть; правила безопасного перехода через дорогу, правильного поведения детей при катании на ве...
"Когда ребенок готов читать? Не пора ли учиться читать?"
Многих родителей интересует вопрос "Когда ребена надо начинать учить чтению?" Предлагаю вашему вниманию консультацию, которая очень понравилась родителям нашей группы....
Читать или не читать
Для чего люди вообще читают?§ Для того чтобы получить нужную информацию.§ Для того чтобы погрузиться в процесс увлекательных событий и приключений, сопереживать героям, идентифициров...
Проект "PRОчтение - Читаем везде, читаем всегда , читаем вместе "
В рамках регионального проекта PROчтение , для привлечения детей и родителей к чтению художественной литературы в группе были проведенны ряд мероприятий направленных на выполне...