Размышление: "Зачем нужен детский сад???"
статья по теме
В работе приводятся размышления автора
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Чурак Светлана Степановна
Воспитатель
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №10 «Белочка»
г. Нижневартовск, Тюменская область,
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
РАЗМЫШЛЕНИЕ:
ЗАЧЕМ НУЖЕН ДЕТСКИЙ САД???
«Я думал всегда:
Детский сад – это сад,
Где яблоки зреют,
Растёт виноград.
Когда же в детсад
Первый раз я пришёл,
То очень, друзья, удивился:
Фруктовых деревьев
Я там не нашёл
И даже чуть - чуть рассердился:
Ну, где же, ну где
Здесь висит виноград?
Где сливы, лимоны, маслины?
Одни только дети
На стульях сидят
И лепят зверюшек из глины…»
Наверно начну с главного – зачем нужен детский сад, и что он может и должен дать ребенку? Я думаю, идеальный детский сад должен решать две разные и, казалось бы, противоположенные задачи.
С одной стороны, делать детство наших детей счастливым и радостным, с другой - готовить их к будущей, далеко не легкой жизни; с одной стороны организовывать полноценное беззаботное дошкольное детство, с другой – формировать будущие способности и волевые качества личности. И еще удовлетворять не только сегодняшние, уже существующие интересы. Но и способствовать формированию новых, будущих ценностей и стремлений. Эти задачи противоположены лишь на первый взгляд.
Если подумать, как можно осуществлять их на практике, окажется, что одну без другой не решить. Постараюсь доказать и начну с первой задачи. Как сделать, чтобы ребенку в детском саду было бы хорошо? Чтобы он с удовольствием ходил в детский сад. Почему наши дети часто не любят свой детский сад?
Первое что приходит в голову – это отношение воспитателя к детям. Излишняя требовательность воспитателя, делает детский сад ненавистным для дошколят. Дома ребенка окружают ласковые внимательные люди, которые всегда поймут и простят любую шалость. Конечно, малыш рассчитывает на такое же отношение со стороны всех взрослых. Но, увы! Этот очень важный взрослый (воспитатель) начинает почему-то громко, очень требовательно разговаривать с ним или не обращает никакого внимания. Конечно в такой обстановке ребенку очень тяжело вот его и тянет обратно домой к своей ласковой маме. Следовательно, для спокойствия ребенка в детском саду необходимо доброжелательное отношение. Но может ли воспитатель быть таким же ласковым, любящим и заботливым как мама или бабушка? Видимо нет. И не только потому, что в группе 20 или 30 детей. Оказывая внимание одному, воспитатель отказывает в том же внимании всем остальным. Следует помнить: что воспитатель приходит в детский сад на работу, и дети для него не могут быть родными. Однако как же быть родителям, чтобы ребенок любил своего воспитателя, так же как и маму? Может это опасно? Ведь слишком сильно привязавшись к воспитателю, он слишком сильно будет переживать неизбежную разлуку. Значит внимание и доброжелательность воспитателя - хотя и необходимое, но не главное условие, притягивающее ребенка к детскому саду. Отношение детей к воспитателю должно строится не только на любви и привязанности, но и на другой более деловой основе.
На мой взгляд, попытка приблизить условия детского сада к семейным, когда у ребенка есть настоящая семья врят ли может быть успешная. Даже если в детском саду очень уютная домашняя обстановка и много игрушек. Все равно эта обстановка и эти игрушки – другие. И пользоваться ими следует по-другому. Дома ребенок полновластный хозяин своего имущества. В детском саду он должен всякий раз считаться с желаниями товарищей и уметь пользоваться игрушкой сообща. Но вся трудность в том, что многие дети к этому не приучены. Вот почему одно из главных преимуществ детского сада - сверстники – становиться для них тяжелым испытанием. Дети постоянно спорятся и даже дерутся из-за игрушки, считая товарищей своими соперниками. Может быть, из-за неумения играть вместе, многие из них и не любят ходить в детский сад.
Наверное, главное, что может сделать воспитатель, чтобы ребятам было хорошо в детском саду – научить их играть вместе. Ведь для общей совместной игры совершенно не достаточно простого наличия игрушек и других детей. Здесь необходима помощь опытного воспитателя. Воспитатель должен показать, что другой ребенок может быть не только конкурентом, но и партнёром. Что играть вдвоем или впятером гораздо интереснее, чем одному. Организуя совместную игру детей, помогая им понять желания и переживания другого можно пробудить в ребенке альтруистические чувства, воспитывать способность к сотрудничеству. Увлекательность совместной игры и общение с детьми может стать одним из главных притягательных методов в детском саду. Дома как не старайся это организовать трудно. И не только потому, что нельзя собрать сразу много детей одного возраста. Для того чтобы радость совместной деятельности открылась ребенку важно научить его специальным играм в которых действовать вместе или по очереди, где внимательны к действиям другого и приходят к друг другу на помощь. К сожалению, родители таких игр не знают. В силу своей профессиональной подготовки и опыта педагоги должны иметь заинтересовать детей. В этом, наверное, одна из основных задач воспитания дошкольников: не просто быть добрыми и ласковыми, но и уметь налаживать общение детей, способность дружить, играть и действовать сообща. Это еще необходимо для того чтобы дети сами могли организовывать свою игру, чтобы они получали удовольствие от совместной деятельности. Совместные игры, замечу, не только очень интересны, но и очень полезны для морального и социального развития ребенка, для подготовки его дальнейшей жизни среди людей. Воспитатель готовит их к будущей самостоятельной жизни, воспитывая личность.
Другая предварительная сторона детского сада – это новая обстановка отличающаяся от домашней. После трех лет ребенку скучно сидеть дома или гулять в одном и том же дворе. Он уже освоил пространство своего дома и ему необходимы новые встречи, впечатления, развлечения. В домашних условиях это создать трудно. Детский сад создает естественные возможности для выхода за пределы домашней обстановки. Здесь, в детском саду, должны случаться какие-то важные для ребенка радостные праздники, события. Чтобы он ждал их и сам готовился к ним.
Думаю, что увлечь малышей не так уж трудно. Они ведь так легко окликаются на любое предложение взрослого. Важно только сделать их жизнь более богатой событиями и интересной, чтобы о ней можно было рассказать дома. А сейчас получается, что в детском саду жизнь детей однообразна и скучна. Каждый день одно и тоже. От этого родителям очень трудно как-то трудно участвовать в жизнь детей. Но ведь детский сад может не только разъединять детей и родителей, но и связывать их, давать возможность для более содержательного общения.
Когда с ребенком происходят какие-то важные для него события, в которых не участвуют его родители, ему хочется поскорее рассказать о них, поделиться впечатлениями, вовлечь родителей в свои интересы. Тогда они могут как-то участвовать в жизни своих детей, проходящей за пределами дома, - поддержкой, советом, а иногда и реальной помощью. Общение детей и родителей от этого станет более содержательным, интересным для обоих сторон. Тогда жизнь ребенка станет богаче и счастливее не только в детском саду, но и дома. Думаю что наполненность важными, интересными событиями не только развлекает ребенка, но и способствует развитию многих ценных качеств его личности. Сознание и личность ребенка могут формироваться только в его реальной практической жизни, а не за обеденным столом и не на занятиях. И чем ярче, чем богаче событиями эта жизнь, тем лучше работает ум ребенка, тем прочнее и здоровее основы его будущей личности.
Конечно, в детском саду ребенок должен не только веселиться и развлекаться, но и развивать свои умственные способности, волевые качества личности. В этом отношении детский сад тоже не заманим. Родители далеко не всегда знают, как это делать, когда и чему учить.
К сожалению, на мой взгляд, занятия, которые сейчас проводятся в детском саду вызывают у ребенка только скуку. Какой же способ для обучения может быть свойственным для дошколят? Призадумаемся… Малыш пока он живет дома не участвует в учебных занятиях, но приобретает множество самых разных знаний, навыков, умений. И все это без всякой учебной дисциплины. По-видимому, дети учатся только тому в чем испытывают нужду или потребность в меру своих личных практических интересов. Учение ребенка может быть лишь побочным результатом, какой либо деятельности – интересной и увлекательной для него. И с этой точки зрения игра и учение могут и должны быть объединены.
Но как вложить в игру учебные знания – это не простой вопрос. Я конечно ответить на него не смогу, но как мне кажется, главное в дошкольном возрасте не усвоение знаний, а развитие способностей – внимания, воображения, мышления, памяти и т.д. И конечно же воспитание любознательности, интереса к учению.
Думаю, что главным критерием оценки труда воспитателя должны - быть дети - их активность, любознательность, сообразительность, умение дружить и наконец, их желание ходить в детский сад.
И у родителей, и у воспитателей общая задача – сделать детство счастливым, создать атмосферу радости, обеспечить право ребенка на выдумку, шутку, веселье. Я уверена, что только в такой атмосфере могут формироваться будущие способности и качества личности ребенка, его готовность к другой, взрослой жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/24/picture-555395-1419438519.jpg)
Зачем нужен детский психолог?
Статья предлагает краткое , но емкое описание того , чем может быть полезна детская психотерапия....
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/18/picture-1032077-1524059518.jpg)
Зачем ребенку нужен детский сад?
Любой социальный институт будь то школа или детский сад, тестирует семью. Можно считать, что детский сад это "минирепетиция", в которой семью будут проверять на многое. В первую очередь...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/28/picture-940764-1548688557.jpg)
Консультация "Всем ли нужен детский сад"(младшая группа)
Консультация для родителей "Всем ли нужен детский сад"...
Консультация для родителей "Для чего нужен детский сад"
Для чего нужен детский сад...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/11/picture-1074744-1662872804.jpg)
Консультация для родителей "Адаптация в детском саду2
laquo;Советы родителям по адаптации детей в детском саду»Совет№1Прежде чем отдавать малыша в садик, познакомьте его с ним. Да-да не удивляйтесь. Месяца за 2-3 до предполагаемого торжественного ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/03/picture-1077485-1541211488.jpg)
Консультация для педагогов "Особенности работы в разновозрастной группе детского сада2
В консультации раскрыты вопросы организации жизни детей в разновозрастной группе, особенности межвозрастных отношений и взаимодействий, формирование личности в условиях разновозрастной группы, организ...