Модели образовательного процесса
материал на тему
Материал о трех моделях образовательного процесса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modeli_obrazovatelnogo_protsessa_gasenko_13.docx | 16.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Модели образовательного процесса
В настоящее время в массовой практике дошкольного образования используются три основных принципа или модели построения образовательного процесса:
- учебный;
- предметно - средовой;
- комплексно - тематический.
В практике эти принципы или модели отдельно не встречаются. Они сочетаются с одним или двумя другими моделями построения образовательного процесса.
I Учебная модель.
Главное в ней - обучение.
Специально организованные занятия - основная форма процесса обучения. Деятельность педагога и детей на специально организованных занятиях не является совместной деятельностью взрослого и ребёнка, так как главной составляющей занятия является воздействие, а главной составляющей деятельности -взаимодействие, сотрудничество педагога и ребёнка.
II Предметно - средовая модель.
Главной составляющей этой модели является дидактический материал, действие с которым автоматически развивает ребёнка; соответственно, взрослому отводится второстепенная роль. Взрослый в этой модели - лишь организатор, его функция - подбор развивающего материала.
В соответствии с действующими нормативными правовыми документами, в том числе и ФГТ, одной из основных форм организации образовательного процесса (наряду с совместной деятельностью взрослого и детей) является самостоятельная деятельность.
Самостоятельная деятельность - это свободная деятельность детей в условиях созданной педагогами предметно развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребёнком деятельности по интересам.
Без современной предметно - развивающей среды как высшей точки развития предметно - средовой модели не возможна полноценная организация образовательного процесса.
III Комплексно - тематический принцип (или модель).
Задача этой модели - сделать жизнь детей интересной, связать её с окружающей действительностью.
Однако этот принцип в 50 - 80 годы прошлого века подвергался жестокой критике со стороны идеологов учебной модели - А.П.Усовой и др. (критиковали и предметно - средовую модель). НЕДОСТАТКИ:
• Тематическая узость (если детей знакомили с домашними животными,
например - лошадь, то планировали только за лошадью: наблюдали, рисовали, лепили, играли и т.д., только за этим предметом).
• Поглощение выбранной темой всего образовательного процесса, заслонение
ею остальных значимых общественных явлений.
• Эпизодичность темы в жизни ребёнка, после прохождения, изучения - тема
считалась «отработанной» и к ней не возвращались.
В настоящее время комплексно - тематическая модель успешно реализуется в специальной коррекционной педагогике. Например, в логопедических группах в течение года изучается несколько тем, т.е. планируются обобщающие темы: «Дикие и домашние животные», «Мебель», «Посуда», «Времена года» и др.
Цель этой модели - преодоление лексической недостаточности детей, имеющих тяжёлые нарушения речи.
Комплексно - тематический принцип в данном случае реализуется, никак одна модель, а в совокупности с учебной моделью: занятие продолжает оставаться основной формой организации образовательного процесса, построенному по предметному принципу.
В программе «Радуга» комплексно-тематический не заявляется, но чётко прослеживается организация образовательного процесса на основе сезонности, праздников, традиций («утро радостных встреч», «встречи с интересными людьми»).
Несмотря на отсутствие официальной поддержки, комплексно - тематическая модель почти столетие до утверждения ФГТ жила, видоизменялась, приобретая новые формы.
Таким образом, «Программа должна основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса» - это одно из положений федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Литература:
- Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего
дошкольного возраста. М., 2007 - Федина Н.В. Организация образовательного процесса в соответствии с
ФГТ. // Старший воспитатель №2, 2012, с.6 - Солнцева О.В. Технология проектирования основной образовательной
программы дошкольного образования. // Старший воспитатель №3,
2012, с.6 - Хабарова Т.В., Штекляйн С.Н. Объём и содержание образовательной
деятельности детей и педагогов по освоению ООП ДО. // Старший
воспитатель № 4, 2012, с.6
Материал для выступления на Совете педагогов
подготовлен воспитателем Гасенко Н.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Современные модели образовательного процесса ДОУ"
В презентации рассказано о принципах построения образовательного процесса в ДОУ: учебная модель построения образовательного процесса, предметно-средовая и комплексно-тематическая. Раскрыт каждый из эт...
Семинар-практикум для педагогов "Модель образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГТ"
Прежде чем говорить о модели образовательного процесса необходимо определить составляющие образовательного процесса, которые создают в целом образовательную среду, в которой находится ребенок во время...
Единство и целостность - основа модели образовательного процесса
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «Единство и целостность – основа модели образовательного процесса»По уровню применения: общепедагогическая По философской основе: гуманистическаяПо основному фактор...
Единство и целостность - основа модели образовательного процесса
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «Единство и целостность – основа модели образовательного процесса»По уровню применения: общепедагогическая По философской основе: гуманистическаяПо основному фактор...
Единство и целостность - основа модели образовательного процесса
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «Единство и целостность – основа модели образовательного процесса»По уровню применения: общепедагогическая По философской основе: гуманистическаяПо основному фактор...
Единство и целостность - основа модели образовательного процесса
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «Единство и целостность – основа модели образовательного процесса»По уровню применения: общепедагогическая По философской основе: гуманистическаяПо основному фактор...
Создание модели образовательного процесса в дошкольной образовательной организации с учетом регионального компонента
Методические рекомендации.Создание модели образовательного процесса в дошкольной образовательной организации с учетом регионального компонента...