Статья на тему: "Традиции русской вышивки"
статья по теме
Обзорная статья на тему "Традиции русской вышивки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
traditsii_russkoy_vyshivki.odt | 691.93 КБ |
Предварительный просмотр:
ТРАДИЦИИ РУССКОЙ ВЫШИВКИ
Когда речь заходит о вышивке, то, конечно, большинство людей представляет вышивку крестиком или гладью. Такого рода произведения до сих пор хранятся в домах, и наши бабушки вспоминают о том, как еще в середине прошлого века просиживали часами над кропотливой и увлекательной работой. Но надо сказать, что этими двумя видами техника вышивки не исчерпывается. Тем более традиционной русской вышивки.
Это понятие столь широко и многообразно, что требует серьезного рассмотрения. Гладь и крестик как технические приемы вышивки простые и удобные в исполнении стали распространяться довольно поздно под влиянием городской культуры. В сельской же местности мастерицы еще долго сохраняли верность традиционным швам, сложным и трудоемким. Причем в каждом регионе складывался свой особый тип вышивки. Иногда это были неповторимые уникальные приемы шитья, иногда в разных регионах техника повторялась, но вносились свои нюансы, отличительные особенности. И благодаря сохранившимся образцам в музейных и частных коллекциях мы можем увидеть и оценить все богатство и разнообразие не только технических приемов традиционной вышивки, но и многообразие ее изобразительных мотивов, что делает русскую народную вышивку уникальным художественным явлением.
Нам сейчас трудно представить насколько востребована была вышивка в быту. Вышивкой украшали детали одежды и головные уборы. Особенно обильно украшали праздничную одежду. Во внутреннем убранстве дома немаловажное место занимали вышитые изделия: полотенца, скатерти-столешники, подзоры (богато орнаментированные края простыни). Особую роль играли вышитые полотенца в различных обрядах, в том числе связанные со свадьбами, крестинами, похоронами. Вышивка была всецело женским занятием и уже лет с восьми крестьянские девочки начинали обучаться этому ремеслу. Иногда вышитые изделия создавались не только для своих нужд, но и на продажу. В различных регионах России целые села и монастыри становились центрами вышивальных промыслов, где сохранялись и развивались местные традиции вышивки. В некоторых местах эти центры, хотя и заметно видоизмененные, сохранились и по сей день.
Во многих регионах России были распространены такие виды вышивок как счетная и строчевая вышивки. Счетные швы выполнялись по счету нитей ткани (как правило, домотканого холста) и были тесно связаны с ее структурой. Серебристо-серый фон хоста прекрасно сочетался с орнаментальным решением, выполненным цветными, в основном красными нитями.
В северных губерниях России (Олонецкой, Архангельской, Вологодской и др.) наиболее популярными видами швов были «роспись», «счетная гладь», «набор». Северные вышивки демонстрируют большое разнообразие мотивов, стилизованных изображений барсов, коней, птиц, человеческих фигур, древа жизни в сочетании с геометрическим орнаментом. Изображения располагались в виде широких фризовых композиций на подзорах, столешниках, подолах рубах. Концы полотенец, оплечья рубах украшали сложными узорами, где крупные и мелкие элементы чередовались в определенном порядке. Часто это были трехчастные композиции с женской фигурой или древом жизни – в центре, а по бокам – геометризованные изображения барсов, птиц или коней.
Другим видом широко распространенной вышивки в северных губерниях России была строчевая вышивка, чрезвычайно трудоемкая в исполнении. Наиболее традиционна «белая строчка», выполнявшаяся по сетке, образованной путем выдергивания нитей. Узоры этой вышивки во многом повторяют мотивы счетного шитья, но необыкновенный художественный эффект выражается в сочетании фактур: сетчатого фона, разнообразных ажурных заполнений некоторых фигур и плотного настила, покрывающего элементы орнамента. Приемы этой вышивки чрезвычайно многообразны.
Строчевая вышивка была известна не только на севере, но и во многих других губерниях: Новгородской, Тверской, Нижегородской, Смоленской, Калужской, Тульской, Ивановской. Везде она имела свои местные особенности, неповторимые приемы, устойчивые традиции. В Новгородской губернии – знаменитая «крестецкая строчка», в Нижегородской – «н Каждый из этих швов требует виртуозного владения техникой. Воздушность, легкость, изящество – основные черты созданных в этих техниках произведений. Не во всех регионах использовался только белый цвет, в некоторых местностях белую ажурную композицию дополняли цветные элементы, например, в виде обводки контура фигур. В Калужской, Смоленской, Тульской губерниях был широко распространен совершенно особенный вид строчевой вышивки – «цветная перевить». При выполнении этого вида шва продольные и поперечные столбики подготовленной сетки плотно обвивают цветными нитями. При этом фон и элементы узора обвиваются разными по цвету нитями.
Каждый из этих швов требует виртуозного владения техникой. Воздушность, легкость, изящество – основные черты созданных в этих техниках произведений. Не во всех регионах использовался только белый цвет, в некоторых местностях белую ажурную композицию дополняли цветные элементы, например, в виде обводки контура фигур. В Калужской, Смоленской, Тульской губерниях был широко распространен совершенно особенный вид строчевой вышивки – «цветная перевить». При выполнении этого вида шва продольные и поперечные столбики подготовленной сетки плотно обвивают цветными нитями. При этом фон и элементы узора обвиваются разными по цвету нитями.
На севере и в северо-западных районах страны во второй половине XIX века, кроме счетных швов, широко был распространен тамбур. Тамбурный шов состоит из округлых звеньев, которые входят, как цепочки, одно в другое. Этот подвижный шов дает возможность строить узоры, очерченные округлыми линиями. Узор белого или красного цвета с прихотливо сплетающимися стеблями гибких трав то равномерно заполнял декорирующую плоскость, то создавал акценты из длинных гирлянд или отдельных пышных букетов.
В Новгородской, Вологодской областях и в Карелии встречаются и многоцветные тамбурные вышивки с тонкой колористической гаммой.
Олонецкие мастерицы в линейный тамбурный узор красного или белого цвета чаще всего вводили яркие гладьевые вставки, которые горели как огоньки среди замысловатой кружевной вязи. Они тонко чувствовали декоративные возможности тамбурного шва, образующего рельефную цветную линию и создавали узоры, неповторимые по красоте и самобытности.
Вологодские мастерицы чаще всего применяли линейный рисунок, где гладкие и прихотливо петляющие линии, очерчивающие рисунок, были красного цвета или переходили из одного цвета в другой, создавая сложный ритм охристо-золотых, зеленовато-синих и огненно-оранжевых тонов.
В Новгороде тамбурные цветные линии плотно, ряд за рядом, заполняли основные орнаментальные формы. Они создавали яркий растительный узор, где преобладали красные, зеленые, голубые и золотистые тона. Яркие розетки цветов с округлыми лепестками окружались легкой дымкой линейного кружевного узора из тонких прозрачных веточек. Так, в каждом районе тамбурные вышивки с изображением цветов имели свои характерные черты.
В растительный орнамент тамбурных вышивок нередко вводилось изображение птиц, зверей, домашних животных и человека, как например, на полотенцах вологодских и архангельских мастериц.
Традиции народных тамбурных вышивок на севере в настоящее время развивает предприятие «Заонежская вышивка» в Карелии, а также фабрика строчевышитых и кружевных изделий имени 8 Марта в Кировской области. «Заонежская вышивка» находится в деревне Шуньга Медвежегорского района Карелии. Она основана на базе артели, созданной в 1928 г. Там выпускают столовое и постельное белье, женскую и детскую одежду с цветной тамбурной вышивкой.
В их оформлении бережно сохраняются особенности традиционной народной вышивки, красотой которой Карелия славилась на весь мир. Красочные столешники, полотенца, салфетки, фартуки, блузки и платья этого предприятия охотно покупает не только местное население. Их с удовольствием увозят к себе на родину многочисленные туристы из разных стран.
Кировские художники и мастерицы тамбурной вышивкой оформляют женские платья, блузки, жилеты и фартуки, изделия декоративного назначения для убранства интерьера
Композиционные решения в этом виде вышивки не уступают по сложности техническим. Помимо сложных геометрических фигур, часто встречаются зооморфные и антропоморфные мотивы. Часто элементы «белой строчки» сочетались с приемами «цветной перевити», что позволяло достигнуть особого декоративного эффекта. Этим видом вышивки украшали концы полотенец, праздничную, нарядную одежду. В каждой из названных губерний, несмотря на некоторые сходные черты, были свои самобытные традиции вышивки. Это касалось не только технических приемов исполнения, но и орнаментации, а также колористического решения.
В Смоленской губернии в вышивке преобладает геометрический орнамент красного цвета в сочетании с белым, синим, желтым. Калужская вышивка изобилует разнообразием изобразительных мотивов, вплоть до сюжетных композиций. Здесь мы можем увидеть трехчастные композиции, включающие изображения женских фигур, птиц, коней, растительных мотивов с дополнениями в виде разнообразных мелких фигур. Подобные композиции решены обычно в приглушенно красном цвете в сочетании с синим или зеленым с редким включением других цветов.
В устойчивых названиях некоторых техник и видов вышивки сохранились указания на место их зарождения и развития, например, в уже названных выше «крестецкой строчке» или «нижегородских гипюрах». Во Владимирской губернии получил развитие такой вид вышивки как «владимирские швы».
Это - яркая декоративная гладьевая вышивка цветными нитями, в основном красными, по неразреженной ткани, где плотный настил нитей в одних деталях узора сочетается с редким заполнением различными разделками (в данном случае элементами счетной глади) – в других. В этом виде вышивки преобладают цветочно-растительные мотивы. Изысканные тонкие цветочные мотивы в виде гирлянд и букетов, выполненные с ювелирной точностью мастерицами Мстеры, являются еще одной визитной карточкой Владимирского края. Изящные вещи из белого батиста и тонкого полотна, покрытые белыми воздушными узорами, вышитыми гладью в сочетании с ажурными вставками, поражают воображение. Подобной вышивкой украшали детали одежды и бытовые предметы. Носовые платочки, накидки на подушку, салфетки, покрывала – все это можно сегодня увидеть лишь в музейных собраниях и у коллекционеров.
Особое место в рассказе о традиционных техниках вышивки принадлежит золотошвейному искусству. Известно, что в художественной культуре Древней Руси искусство золотного шитья занимало достойное место. Мастерицы прошлого в совершенстве владели сложными приемами этой вышивки. Постепенно складывались свои известные центры изготовления предметов в этой труднейшей технике шитья в Нижегородской, Тверской, Вологодской, Архангельской и других губерниях России. Но самым значительным центром драгоценного шитья был Торжок (Тверская губерния). Золотной и серебряной вышивкой украшались головные уборы и платки, детали и элементы народного костюма (сарафаны, душегреи, передники). Традиция украшать обильно праздничный костюм золотым узорочьем существовала обычно в тех регионах, где были развиты золотошвейные промыслы. Мастерство торжокских золотошвей в XVIII-XIX веках было известно далеко за пределами Тверской губернии.
Изготовленные ими головные уборы, а также отдельные детали к ним предназначались для продажи во многих губерниях России. Руками мастериц из Торжка часто украшались части южнорусских «сорок» и других праздничных крестьянских головных уборов. Заказы на изготовление различных предметов поступали и от купечества, и от дворянства. Известно, что одно из парадных платьев Екатерины Второй было расшито торжокскими мастерицами.
Позже изделия торжокских золотошвей, в совершенстве владеющих техническими приемами шитья металлическими нитями, можно было купить в Торжке, Москве, Петербурге и на Нижегородской ярмарке.
Основными мотивами вышивки были цветочно-растительные композиции, в которые органично вписывались стилизованные изображения павлинов, лебедей, львов, орлов и других животных.
Узор, как правило, дополнялся завитками, петельками и блестками. Этот знаменитый промысел существует и сегодня. Современные мастерицы с блеском используют приемы старинного шитья, например, «кованый шов», «литой шов». Как в прежние времена для достижения особого эффекта рельефности под настил из нитей подкладывают кусочки кожи, бересты или картона .
В наши дни интерес к вышивке возрождается. Необходимо сказать, что в разных областях России, также как в Торжке, до сих пор живут мастерицы, которые несмотря на трудности, продолжают работу по сохранению богатейших традиций русской вышивки.
Список используемой литературы:
1. Богуславская И.Я. О трансформации орнаментальных мотивов, связанных с древней мифологией в русской народной вышивке. М., 1964.
2. Богуславская И.Я. Русская народная вышивка. М., 1972.
3. Богуславская И.Я. Русское народное искусство Севера. Л., 1968.
4. Динцес Л.А. Древние черты в русском народном шве // История культуры Древней Руси. Т. 2. М.-Л., 1951.
5. Дурасов Г.П., Яковлева Г.А. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке: Музей народного искусства. - М.: Советская России, 1990.
6. Ефимова Л.В., Белогорская Р.М. Русская вышивка и кружево. М., 1982.
7. Климова Н.Т. Вышивка. Основы художественного ремесла. М., 1978.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русская вышивка. Из истории вышивки."
Конспект НОД в подготовительной к школе группе по ознакомлению детей с русской вышивкой....
Беседа с детьми старшей группы на тему «Традиции россиян (русские народные праздники)»
Цель:познакомить с традиционными русскими народными праздниками;учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности;прививать любовь к традиционным праздникам...
ЗАНЯТИЕ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ (старше - подготовительная группа). ТЕМА: Традиции россиян (русские народные праздники).
ЗАНЯТИЕ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ (старше - подготовительная группа).ТЕМА: Традиции россиян (русские народные праздники)....
Конспект занятия «Русская вышивка крестом. Из истории русской вышивки».
Познакомить детей с историей русской вышивки. Показать красоту вышитых изделий. Воспитывать уважение к труду вышивальщиц. Показать взаимосвязь явлений природы с народным творчеством. Развивать х...
Конспект по познавательному развитию детей старшей группы по теме: «Традиции россиян (русские народные праздники)».
Цель: обеспечить духовную, культурную и социальную преемственность поколений, через приобщение дошкольников к истокам русского народа, его праздникам и традициям.Пр. сод.: Познакомить с традиционными ...
Статья на тему : "Традиции и новации в решении проектных задач при работе с детьми младшей группы".
В этой статье я указала какие есть традиции и новейшие технологии для проектных задач....
НОД по познавательному развитию на тему: «Традиции Земли русской»
НОД по познавательному развитию на тему: «Традиции Земли русской»Сложившаяся социокультурная ситуация актуализирует проблему сохранения и передачи детям культурного наследия предков, знако...