Пение как вид музыкальной деятельности
учебно-методический материал по теме
Пение — один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр.
В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке. Постепенно они познают жанровую основу песни. У них формируется способность чувствовать тембровые высотные и ритмические изменения в музыке. Ребенок-дошкольник не просто познает язык музыкальной речи, он начинает сознательно активно им пользоваться в своей исполнительской деятельности.
Пение - основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства.
Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов. Музыкальный руководитель и воспитатель следят за правильным произношением слов.
Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям.
Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolnaya_muzyka.docx | 39.57 КБ |
muzyka_prilozhenie.docx | 15.88 КБ |
prilozhenie_2_muzyka.docx | 32.42 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
План
Введение
I.Теоретическая часть
1.1. Возрастные особенности слуха и голоса ребенка
1.2. Особенности музыкальной деятельности детей. Виды музыкальной деятельности.
1.3. Методы и приёмы обучения пению
II.Практическая часть
2.1.Анализ проведенной работы
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Содержание
Введение………………………………………………………………………..3
I.Теоретическая часть…………………………………………………………..4
1.1. Возрастные особенности слуха и голоса ребенка……………………….4
1.2. Особенности музыкальной деятельности детей. Виды музыкальной деятельности…………………………………………………………………….6
1.3. Методы и приёмы обучения пению………………………………………8
II.Практическая часть……………………………………………………………13
2.1.Анализ проведенной работы……………………………………………….13
Заключение………………………………………………………………………17
Список используемой литературы……………………………………………..20
Приложение
Введение
Пение — один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр.
В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке. Постепенно они познают жанровую основу песни. У них формируется способность чувствовать тембровые высотные и ритмические изменения в музыке. Ребенок-дошкольник не просто познает язык музыкальной речи, он начинает сознательно активно им пользоваться в своей исполнительской деятельности.
Пение - основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства.
Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов. Музыкальный руководитель и воспитатель следят за правильным произношением слов.
Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям.
Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности.
I.Теоретическая часть
1.1. Возрастные особенности слуха и голоса ребенка
Пение - сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса. Дети подражают речевой и певческой интонации взрослых людей, пытаются воспроизвести звуки, издаваемые домашними животными, птицами. При этом слух контролирует правильность звукоподражания [2].
Слух совершенствуется, если обучение поставлено правильно. В младших группах детского сада внимание ребят привлекается к точному воспроизведению мелодии: петь простые, маленькие попевки, песенки, построенные на двух-трех нотах. Примером всегда служит выразительное, правильное пение воспитателя и звучание хорошо настроенного инструмента. Ребенок слушает, затем поет вместе со взрослым, как бы "подравниваясь" к вокальной интонации. Постепенно вырабатывается устойчивость слухового внимания и впоследствии развивается ладо-высотный слух [3].
В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с некоторыми первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями, которые складываются в ходе постоянных упражнений, развивающих мелодический слух, определяют движение мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки различной высоты, длительности, поют интервалы, попевки. Слух ребенка все время контролирует правильность звучания [1].
В годы дошкольного детства голосовой аппарат еще не сформирован (связки тонкие, нёбо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное) и укрепляется вместе с общим развитием организма и созреванием так называемой вокальной мышцы [4].
Певческое звучание ввиду неполного смыкания голосовых связок и колебания только их краев характеризуется легкостью, недостаточной звонкостью и требует к себе бережного отношения [5].
Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Этому во многом содействует продуманный подбор музыкального материала - репертуар, соответствующий певческим возрастным возможностям детей [7].
Правильному выбору репертуара помогает изучение диапазона звучания детского голоса [6].
Певческий диапазон - это объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос [8].
Во время обучения дошкольников пению следует вначале определить диапазон голоса каждого ребенка и стремиться систематически его укреплять, чтобы большинство детей могли свободно владеть своим голосом. Наряду с этим важно создать благоприятную "звуковую атмосферу", способствующую охране голоса и слуха ребенка. Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, разъяснять родителям вредность крикливого пения и разговора у детей, не разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду [10].
Координация слуха и голоса - важнейшее условие развития певческих способностей детей [9].
1.2. Особенности музыкальной деятельности детей. Виды музыкальной деятельности
Музыка детства - надежный друг на всю жизнь. С древних времен музыка была важнейшим средством воспитания. В силу того, что музыка воспринимается эмоционально, она имеет огромное значение в развитии чувств ребенка [12].
Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающего мира и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие [11].
Одним из ведущих видов музыкальной деятельности является слушание-восприятие. Слушание музыки предваряет разучивание песни, пляски, партитуры для детского оркестра [13].
Восприятие музыки – это творческий процесс. Он является первичным, ведущим видом музыкальной деятельности детей. Этот вид деятельности доступен ребенку с момента рождения. Колыбельная песня матери – первое его знакомство с музыкой. Разнообразные музыкальные впечатления, которые ребенок получает в раннем детстве в процессе восприятия музыки, накладывают неизгладимый отпечаток на всю последующую музыкальную деятельность. Яркие музыкальные впечатления, накопленные в раннем детстве, сопоставимы с восприятием речи взрослого в период, когда ребенок сам еще не может говорить [16].
Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Слышать воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонаций, настроений. Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере овладения речью, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения. В детстве, когда опыт восприятия музыки еще мал, как правило, требуется несколько прослушиваний, чтобы восприятие произведения стало более осмысленным, прочувствованным [15].
Другим видом музыкальной деятельности является детское исполнительство. Оно проявляется в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах и предполагает способность ребенка выразительно, непосредственно и искренне передавать настроение, характер музыки и свое собственное отношение к ней.
Следующий вид музыкальной деятельности — детское музыкальное творчество. В дошкольном возрасте можно наблюдать лишь самые первоначальные его проявления, которые выражаются в умении создавать простейшие песенные импровизации; комбинировать знакомые танцевальные движения, создавая новые варианты танцев, находить выразительные игровые движения для передачи различных образов; музицировать на детских музыкальных инструментах [14].
Еще один вид музыкальной деятельности — музыкально-образовательная, которая предполагает усвоение детьми элементарных сведений о музыке, ее выразительных особенностях, а также приобретение определенного запаса навыков и умений в различных пилах исполнительства [16].
Самое главное – чтобы дети не теряли интереса к музыкальной деятельности. Здесь важны чувство меры, вариантность, чередование воспроизводящих и творческих действий детей, слушание музыки. Педагог должен чувствовать детей, видеть их реакцию, ни в коей мере не притуплять их интерес к музыкальной деятельности и, следовательно, к музыке.
1.3. Методы и приёмы обучения пению
Музыкальные руководители в своей работе с детьми должны систематически использовать упражнения на развитие музыкального слуха и голоса. Песни-упражнения, способствуют выработке отдельных автоматизированных действий голосового аппарата, так как построены на коротких, повторяющихся мелодиях и попевках. Усваивая упражнения, дети учатся правильно воспроизводить в пении разнообразные виды мелодического движения и наиболее характерные интонационные обороты, встречающиеся в песенном репертуаре для детей данного возраста. А это в свою очередь в дальнейшем облегчит усвоение детьми более сложных песен.
Учитывая особенности восприятия детей дошкольного возраста, нужно ориентироваться на упражнения в форме коротких песен с игровым содержанием. Такими упражнениями являются маленькие песенки, подобранные педагогами В.К. Колосовой, Н.Я. Френкелем, Н.А. Метловым. Среди упражнений много песен, написанных композиторами Е. Тиличеевой, В. Карасевой, народных песен-попевок. Упражнения отличаются разнообразием ладо-гармонической окраски, мелодических оборотов, яркими музыкальными образами [2].
В средней группе дети знакомятся с высокими и низкими звуками. В старшей группе эти представления закрепляются и формируются знания о средних звуках, умение их слышать в пределах квинты. Упражнение "Бубенчики" Е. Тиличеевой помогает этому. Дети не только пропевают звуки, но и выкладывают на фланелеграфе плоскостные изображения бубенчиков (высокий - средний - низкий), проигрывают звуки на металлофоне [11].
Дети 5-6 лет должны определять на слух направление мелодии, ее скачки, выкладывать на фланелеграфе (кружочками) рисунок мелодии, сопровождая задание пением, игрой на металлофоне. Для таких заданий целесообразно использовать упражнения "Лесенка", "Эхо", "Качели", "Скачем по лестнице" Е. Тиличеевой. Для того чтобы дети уверенно различали чередование долгих и коротких звуков, умели точно пропеть ритмический рисунок попевки, показать рукой чередование звуков (движение руки перед грудью слева направо в горизонтальном положении), а затем графически передать это чередование на фланелеграфе (длинными и короткими полосками), лучше всего начинать с упражнений "Смелый пилот", "Небо синее" Е. Тиличеевой, "Сорока-сорока" (русская народная попевка).
Для формирования ладотонального слуха, умения быстро найти тонику незаменимыми являются задания на развитие песенного творчества: "Что ты хочешь, кошечка?" Г. Зингера, "Зайка, зайка, где бывал?" М. Скребковой, "Зайка", "Самолет", "Мишка", "Лифт" Т. Бырченко. Вопросно-ответная форма упражнений или задание закончить мелодию, начало которой спел педагог, способствуют активизации внутреннего слуха, развитию творческой инициативы [5].
Песни-упражнения используются не только для распевания, но и как упражнения, которые подготавливают ребят к преодолению различных певческих трудностей [3].
Развитию дыхания, умению петь протяжно, напевно помогут такие песенки, как "Кукушка" Е. Тиличеевой, "Колыбельная", "Дудочка" В. Карасевой, русские народные песни "Не летай, соловей", "Барашеньки".
Для детей, которые затрудняются в чистоте интонирования мелодии отдельных мелодических ходов (интервалов), лучшими упражнениями будут "Труба", "Конь" Е. Тиличеевой, "Дятел" Н. Леви и др.
Систематическое использование песен-упражнений (не менее 6-7 в квартал) поможет педагогам сформировать устойчивые певческие навыки, которые будут закрепляться, совершенствоваться при разучивании песенного материала [15].
В старшей группе можно предложить такой прием - пение в сопровождении металлофона, отрывистое и поверхностное звучание которого приближает детей к условиям, близким к пению без сопровождения.
Полезен и такой прием - петь всей группой, небольшими подгруппами и индивидуально стоя, находясь на значительном расстоянии от фортепиано. При таком пении дети лучше слышат себя. Желательно предлагать хорошо выученные маленькие песенки, а также отдельные музыкальные фразы, запев или припев. При этом особое внимание надо уделить детям, нечисто поющим. Их целесообразно размещать среди хорошо поющих.
На занятии детей старшей группы рассаживают следующим образом: в первом ряду, ближе к музыкальному руководителю, сажают детей с плохой вокально-слуховой координацией, новеньких, давно не посещавших дошкольное учреждение; во втором ряду - детей с неустойчивыми певческими навыками; в третьем - детей с чистой интонацией, поющих естественно и непринужденно [9].
Уровень индивидуального певческого развития каждого ребенка проверяют путем пения по музыкальным фразам ("цепочкой"). Кроме того, этот прием способствует формированию у детей правильного дыхания.
Начинать разучивать с дошкольниками любую песню следует с целостного ее восприятия, т.е. первый раз песня должна прозвучать выразительно, со вступлением, с полным аккомпанементом. Важно обратить внимание детей на содержание песни, ее характер, изобразительность. Приступив к разучиванию, целесообразно проиграть трудные мелодические обороты, пропеть их без музыкального сопровождения, проиграть отдельно, предложить прохлопать сложные в ритмическом отношении места (пунктирный ритм), одновременно помогая детям осваивать и текст, п мелодию. Па первых занятиях по время разучивания песни лучше не пользоваться аккомпанементом, а играть только мелодию или предлагать запомнить ее с голоса взрослого. Нельзя разучивать текст хором, иначе дети будут плохо интонировать, петь "речитативом", скандировать. По этой же причине не желательно поручать воспитателям разучивать текст песен в свободное от занятий время [2].
Продолжая работать над песней, особое внимание на каждом занятии следует уделять трудным местам: играть одну мелодию, петь без сопровождения, но с помощью взрослого, привлекать к пению хорошо поющих детей, предлагать всем спеть мелодию без слов (на каком-либо звуке) и т.д.
На одном занятии, кроме разучиваемой песни, должны звучать песни, ранее выученные. При их исполнении от детей следует добиваться точной интонации, выразительности, естественного звучания, пения без поддержки взрослого, а некоторые песни можно петь без сопровождения аккомпанемента. Всего на каждом занятии может звучать 1-2 песни-упражнения; 1-творческое задание, 1 - песня разучиваемая, 1 - песня повторная. Исключение составляют занятия, проводимые непосредственно перед праздничным утренником, когда повторяют 3-4 песни.
Игра на детских музыкальных инструментах способствует формированию у детей умения петь в ансамбле, слитно, с одинаковой силой звучания, в единой манере исполнения. Этот вид деятельности развивает память, чувство ритма, помогает активизировать застенчивых детей. Так как обучение игре на музыкальных инструментах проводится индивидуально или с небольшими подгруппами детей, то эти занятия помогают педагогу выявить способности каждого ребенка. Полученные навыки дети закрепляют в самостоятельной деятельности, подбирают на слух знакомые песни.
Большое воспитательное значение не только для музыкального, но и всестороннего развития ребенка имеют игры с пением. Игры с пением разучиваются на музыкальных занятиях. Вначале разучивается песня, постепенно, от занятия к занятию развивается игровая ситуация, связанная с содержанием песни, и, наконец, все дети включаются в игру.
Позднее, при закреплении игры детям представляется возможность играть под пение без музыкального сопровождения, но с поддержкой голоса взрослого, а в дальнейшем они и ера ют и поют самостоятельно.
В играх с пением дети упражняются в умении петь а капелла. Важно, чтобы воспитатель создавал в группе ситуацию, при которой дети стремились бы повторить игру. Для этого порой достаточно внести необходимые атрибуты, шапочки-маски [8].
Под влиянием эмоций, вызываемых игрой, ребенок старается точно передать и мелодию, и текст, и, главное, то настроение, которое несет в себе данная песня. Таким образом, игры с пением активизируют детей, побуждают их к самостоятельному пению.
Самостоятельная музыкальная деятельность детей проявляется не только в организации игр с пением, но и в музицировании, в проведении таких сюжетно-ролевых игр, как "Музыкальные занятия", "Праздничный концерт", "Музыкальный магазин", "День рождения Мишки (куклы)" и т.д. При этом дети прислушиваются к своему пению и пению товарищей. Неправильно спетая песня воспринимается как неудача, но она рождает доброе отношение друг к другу, желание помочь товарищу правильно спеть. Общее воодушевление в игре, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Важно развивать в каждом ребенке заинтересованность к индивидуальному исполнению, помогать детям приобрести веру в себя, освободиться от напряженности, стеснения.
II.Практическая часть
2.1.Анализ проведенной работы
Дошкольное учреждение всерьез рассматривает вопрос развития творческих способностей детей. Особое место, занимает музыкальная деятельность. Значительный интерес представляет обучение детей выразительному, искреннему исполнению интересных им и несложных песен. Педагог должен помочь детям понять содержание музыкальных образов, овладеть необходимыми навыками, проявить свои чувства в непринужденном, естественном пении.
По данной теме изучен опыт работы О.В., музыкального руководителя детского сада № 37 «Золотой ключик» г. Елец.
В процессе обучения пению музыкальный руководитель включает организацию различных видов певческой деятельности детей, таких как исполнение и слушание песен, пение мелодий и упражнений для развития представлений о высоте, тембре, длительности, силе звуков, анализ песен, импровизацию, сочинение мелодий к заданным текстам, сочинение хороводов. Эффективность развития этих видов певческой деятельности достигается подбором песенного репертуара. Выбор репертуара обусловлен возрастными особенностями певческих диапазонов дошкольников.
О.В. считает, что в распевании нельзя ограничиваться только одним темпом. Во время распевания в быстром темпе можно добиться от детей хорошей дикции, выработки ритмического ансамбля. Распевание в медленном темпе, на ее взгляд, закладывает основу для развития вокально-певческих навыков, позволяет научить детей протяжному исполнению. Изменение темпа ведет за собой изменение характера звуковедения. Для исполнения в медленном темпе рекомендуется использовать легато, а в быстром - стаккато. Таким образом, повторение упражнений в различных вариантах - с изменением темпа, ритма, тональности, динамики, характера звуковедения вносит элемент новизны, не дает детям быстро утомляться и привыкнуть к методическим приемам, используемым педагогом на занятиях.
Творческий подход музыкального руководителя заключается в том, чтобы правильно подобрать вокальные упражнения и в целом песенный репертуар с учетом возрастных изменений в детских голосах.
В своей работе по музыкальному воспитанию О.В. активно использует русскую народную песню. Поэтичность, богатство мелодии, разнообразие ритма, яркость образов, юмор сделали народное песенное творчество незаменимым источником музыкального развития дошкольников, считает она.
Эти особенности русской народной песни способны вызвать желание петь даже у самых застенчивых детей. Для упражнений важно использовать народные попевки, песни с плавным голосоведением, например, "Как под горкой, под горой", "Аист", "Василек".
По словам О.В. детям доставляют удовольствие выступления на праздниках. В праздничной атмосфере можно наблюдать проявления песенного творчества. Дети могут импровизировать мелодии, сочинять попевки определенного настроения и т.д. (см. приложение 1)
Проанализировав опыт работы музыкального руководителя детского сада №37 «Золотой ключик» г. Елец О.В., можно сделать вывод, что для развития музыкальности в процессе обучения детей пению требуются определенные педагогические условия:
- взаимосвязь пения с другими видами музыкальной деятельности;
- широкое использование русской народной песни;
- тесное сотрудничество дошкольного учреждения с семьей;
- систематическое проведение художественных событий, влияющих на мотивацию детей;
Таким образом, из проведенного нами анализа опыта работы дошкольного образовательного учреждения видно, что практические работники соблюдают все педагогические требования и условия к подготовке и проведению занятий.
Изучив теоретические вопросы развития музыкальности в процессе обучения детей пению, мы перешли к опытно-экспериментальной работе, которая была проведена нами на базе детского сада №37 г. Ельца «Золотой ключик» в старшей группе №6. В эксперименте участвовали 10 детей старшего дошкольного возраста.
Цель нашей работы – отметить уровень развития музыкальности дошкольников.
Ход обследования: проверяя уровень развития голоса и слуха каждого ребенка, педагог предлагает:
- спеть несколько знакомых песен (2-3) в сопровождении инструмента. При этом отмечается качество пения, характер звучания, чистота вокальной интонации;
- спеть несложную песню без сопровождения, чтобы выяснить, может ли ребенок правильно петь без поддержки взрослого;
- спеть попевку в двух разных тональностях; проследить, умеет ли ребенок "настроиться";
- выяснить, какие песни из пройденного репертуара ребенок помнит и может их петь с сопровождением и без сопровождения инструмента;
- петь звукоподражания (поет маленькая и большая кукушка, мяукает котенок и кошка);
Выводы: Большинство детей хорошо справились с заданиями. Работали с удовольствием, внимательно слушали педагога, старались выполнить задания правильно. Успешное выполнение детьми творческих заданий, на наш взгляд, свидетельствует о достаточно высоком уровне развития их музыкальности. Вместе с тем, результаты диагностики показывают, что различные ее компоненты развиваются неравномерно. Так, у детей подготовительной группы в большей степени оказались сформированными такие компоненты музыкальности как эмоциональная отзывчивость, динамический слух, чувство ритма, репродуктивное музыкальное мышление, и в меньшей степени - звуковысотный и тембровый слух, творческое мышление, музыкальная память. Таким образом, диагностика музыкальных способностей, позволяет направленно осуществлять индивидуальный подход к развитию дошкольников, стремиться к равномерному формированию всех компонентов музыкальности в различных видах певческой деятельности.
Заключение
Музыкальные занятия являются важным этапом музыкального воспитания детей. В результате ребенок приобретает самый большой, в сравнении с другими видами деятельности, объем музыкальных впечатлений; развивается музыкальное восприятия – мышление. Для полноценной реализации музыкально-педагогической программы необходимо проведение праздников, досугов, развлечений музыкального направления.
Знакомство ребенка в дошкольном учреждении с многообразной музыкой - классической, народной, разных стилей и эпох, созданной композиторами специально для детей, развивает у дошкольника интерес и любовь к музыке, и как результат создает предпосылки для дальнейшего формирования основ музыкальной культуры и успешного развития музыкальных способностей.
Ребенок идет к освоению смысла своих действий через чувства. Ведь только в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок способен сосредотачивать свое внимание на музыкальном произведении, объекте, запоминать событие со всеми деталями и нюансами. Желание вновь пережить определенное состояние может служить для него мотивом деятельности, стимулом проявления активности. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь.
Во время работы, большинство детей хорошо справились с заданием, но все же, результаты диагностики показывают, что различные ее компоненты развиваются неравномерно, таким образом, чтобы способствовать формированию у детей умений слушать музыку, планомерно развивать высотный, ритмический, динамический и тембровый слух нами рекомендованы дидактические игры (см. приложение 2).
Развивая эмоциональную отзывчивость, музыкальные способности, умение общаться с взрослыми и сверстниками, необходимо объединять усилия родителей, воспитателей, музыкального руководителя, с целью обеспечения эмоционального комфорта, интересной и содержательной жизни малышам и в детском саду, и дома.
[1] Арисмеди А.Л. Дошкольное музыкальное воспитание. [Текст]: М.: Прогресс, 1989.
[2] Ветлугина Н.А. Музыкальные занятия в детском саду. [Текст]: М.: Просвещение 1984.
[3] Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. [Текст]: - М.: Музыка, 1973.
[4] Давыдова Н. Основы музыкального воспитания. [Текст]: - Дошкольное воспитание, 1994, №6, стр.89.
[5] Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. [Текст]: М.: Просвещение, 1985.
[6] Кузмичева Л. Работа музыкального руководителя (вне занятий), [Текст]: - Дошкольное воспитание, 1980, № 5.
[7] Методика музыкального воспитания в детском саду, / под. Ред. Н.А. Ветлугиной. [Текст]: М.: Просвещение, 1982.
[8] Метлов Н.А. Музыка - детям. [Текст]: - М.: Просвещение, 1985.
[9] Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. [Текст]: - Ярославль: Академия развития, 1997.
[10] Музыка в детском саду / под. Ред. Н.А. Ветлугиной. [Текст]: М.: Музыка, 1980.
[11] Музыкальное воспитание в первых общественных детских садах России. - [Текст]: Дошкольное воспитание, 1996, № 11, стр.91.
[12] Петрова В.А. Музыкальные занятия с малышами. [Текст]: М.: Просвещение, 1993.
[13] Радынова О. Дошкольный возраст - задачи музыкального воспитания. [Текст]: - Дошкольное воспитание, 1994, № 2, стр.24 - 30.
[14] Радынова О. Музыкальное воспитание дошкольников. [Текст]: М.: Академия, 2000.
[15] Учите детей петь / под ред. Т.М. Орловой, С.И. Бекина. -[Текст]: М.: Просвещение, 1978.
[16] Школяр Л. Ребенок в музыке и музыка в ребенке. [Текст]: - Дошкольное воспитание, 1992, стр.39.
Список используемой литературы
1. Арисмеди А.Л. Дошкольное музыкальное воспитание. [Текст]: М.: Прогресс, 1989.
2. Ветлугина Н.А. Музыкальные занятия в детском саду. [Текст]: М.: Просвещение 1984.
3. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. [Текст]: - М.: Музыка, 1973.
4. Давыдова Н. Основы музыкального воспитания. [Текст]: - Дошкольное воспитание, 1994, №6, стр.89.
5. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. [Текст]: М.: Просвещение, 1985.
6. Кузмичева Л. Работа музыкального руководителя (вне занятий), [Текст]: - Дошкольное воспитание, 1980, № 5.
7. Методика музыкального воспитания в детском саду, / под. Ред. Н.А. Ветлугиной. [Текст]: М.: Просвещение, 1982.
8. Метлов Н.А. Музыка - детям. [Текст]: - М.: Просвещение, 1985.
9. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. [Текст]: - Ярославль: Академия развития, 1997.
10. Музыка в детском саду / под. Ред. Н.А. Ветлугиной. [Текст]: М.: Музыка, 1980.
11. Музыкальное воспитание в первых общественных детских садах России. - [Текст]: Дошкольное воспитание, 1996, № 11, стр.91.
12. Петрова В.А. Музыкальные занятия с малышами. [Текст]: М.: Просвещение, 1993.
13. Радынова О. Дошкольный возраст - задачи музыкального воспитания. [Текст]: - Дошкольное воспитание, 1994, № 2, стр.24 - 30.
14. Радынова О. Музыкальное воспитание дошкольников. [Текст]: М.: Академия, 2000.
15. Учите детей петь / под ред. Т.М. Орловой, С.И. Бекина. -[Текст]: М.: Просвещение, 1978.
16. Школяр Л. Ребенок в музыке и музыка в ребенке. [Текст]: - Дошкольное воспитание, 1992, стр.39.
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Сценарий праздника «Мама, папа, я — музыкальная семья» (старший дошкольный возраст)
Программное содержание:
1. Способствовать желанию объединяться семьям воспитанников детского сада в совместной музыкальной деятельности.
2. Развивать у детей и родителей музыкальный интерес, эмоциональную отзывчивость во время музыкальной деятельности.
3. С помощью музыки активизировать взаимодействие детей и родителей, приобщать к совместному творчеству.
4. Воспитывать привязанность ребенка к семье, любовь и уважение к близким.
Материал и оборудование:
Музыкальные инструменты, аудиозапись детских песен, ноутбук, проектор, экран, жетоны в виде скрипичного ключа, столы, стулья, музыкальный центр, диски.
Методы и приемы:
Прослушивание аудиозаписи, подготовка фонограмм (минусовок, просмотр видеозаписи, отгадывание рифм, мелодии, танцев, придумывание интересных танцевальных движений.
Предварительная работа:
Домашнее задание семьям воспитанников детского сада:
• подготовить презентацию семейной реликвии - музыкального инструмента или игрушки;
• изготовить музыкальный инструмент из бросового материала.
Ход праздника:
- Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня у нас очень важный повод собраться в этом светлом и уютном зале, чтобы приятно провести время в общении друг с другом. Добрый вечер, мамы, папы, дети и гости! Давайте, уважаемые родители, на время забудем домашние проблемы и заботы, и подарим наше хорошее настроение нашим детям.
- Итак, все в сборе, ведущий на месте, музыка у нас есть, талантов нам тоже не занимать… Тогда начинаем!
- В нашем детском саду сегодня не простой праздник, а МУЗЫКАЛЬНЫЙ, и называется он - «Мама, папа, я - музыкальная семья».
Мы рады представить вашему вниманию две семьи (родители и дети, желательно, девочка и мальчик, которые сегодня продемонстрируют нам свою дружбу и умение радовать своими музыкальными способностями.
Представление жюри.
Итак, дорогие команды, познакомьте нас, пожалуйста, какое название, связанное с музыкой, вы для себя придумали (Например: «Запевайка» и «Мелодия») .
- Давайте поддержим наши замечательные команды и наградим их аплодисментами за их смелость.
Конкурсы (за каждый правильный ответ команда получает жетон в виде скрипичного ключа) :
1. Музыкальный конкурс - исполнить всей семьей любимую песню (как вариант: «Улыбка» муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского; «Детство» муз. Н. Елисеева, сл. И. Сурикова) - под фонограмму или аккомпанимент музыкального руководителя, или члена семьи.
2. «Угадай мелодию» (командам предлагается по отрывкам мелодий узнать следующие песни, по очереди) :
- «Осенняя песенка» - «Непогодица»
(песни, разучиваемые в детском саду на музыкальных занятиях)
- «Чунга-Чанга» - «Песня мамонтенка»
- «В траве сидел кузнечик» - «Облака»
- «Чебурашка» - «Голубой вагон»
3. Конкурс семейных реликвий (презентация музыкальных инструментов, игрушек и др., которые передается из поколения в поколение, возможна компьютерная презентация, рассказывающая об истории и происхождении музыкального инструмента).
Варианты: рассказ, история, представление и исполнение любимой мелодии на музыкальном инструменте.
4. Ансамбль музыкальных инструментов - самоделок (из бросового материала, изготовленных семьей участников.
Команды выступают ансамблем, заранее подготовленным дома (музыка на выбор родителей и детей, или по рекомендации музыкального руководителя - в соответствии с возрастом детей; целесообразно использовать народные мелодии - русские или марийские) .
5. Танцевальный конкурс - дети и родители выполняют танцевальные движения в соответствии с жанром и характером музыки, предлагаемой музыкальным руководителем:
- барыня
- рок-н-ролл
- цыганочка
- марийская плясовая
- «Летка-енька»
- вальс
- танец маленьких утят
6. Конкурс «Рифмы» - командам предлагаются различные рифмы популярных детских песен, а они должны отгадать и спеть по одному куплету или припеву:
- по луже - рекой - непогожий - такой («Пусть бегут неуклюже… »)
- услышит - придет - меня - найдет («Песенка мамонтенка»)
- не думал - не гадал - ни как - не ожидал («В траве сидел кузнечик»)
- холодно - зимой - взяли - мы домой («Маленькой елочке… »)
7. Пока жюри подводит итог, конкурс для всех - «Пантомима» - родители и дети показывают отрывок из сказки (целесообразно использовать болельщиков, а команды вместе со зрителями отгадывают, о какой сказке идет речь (варианты - русские народные сказки «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Три медведя» и др. на выбор родителей и детей, показ сопровождается музыкой) .
- А теперь музыкальная пауза. Приглашаются все - давайте станцуем веслый танец «Лавата»: Дружно танцуем мы, тра-та-та, тра-та-та.
Танец веселый наш - это Лавата…
- Какой веселый, а главное, дружный получился у нас праздник. Вам понравилось? Я очень рада, что в нашей группе такие активные, талантливые мамы, папы и ребята. А теперь слов жюри…
Рекомендуется всех участников наградить дипломами (можно по номинациям, памятными подарками.
В конце праздника - «Детская дискотека» с обязательным участием родителей.
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Дидактические музыкальные игры для детей старшего дошкольного возраста
Игры для развития звуковысотного слуха
Музыкальное лото Игровой материал. Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы пять линеек (нотный стан), кружочки-ноты, детские музыкальные инструменты (балалайка, металлофон, триола) (рис. 14). Ход игры. Ребенок-ведущий играет мелодию на одном из инструментов вверх, вниз или на одном звуке. Дети должны на карточке выложить ноты-кружочки от первой линейки до пятой, или от пятой до первой, или на одной линейке. Игра проводится в свободное от занятий время. |
Ступеньки Игровой материал. Лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик), детские музыкальные инструменты (аккордеон, металлофон, губная гармошка). Ход игры. Ребенок-ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой. В игре участвует несколько детей. |
Найди нужный колокольчик Игровой материал. Пять наборов колокольчиков по типу «Валдай». Ход игры. В игре участвуют пять детей, один из них ведущий. Он садится за небольшой ширмой или спиной к играющим и звенит то одним, то другим колокольчиком. Дети должны в своем наборе найти колокольчик, соответствующий данному звучанию, и прозвенеть им. При повторении игры ведущим становится тот, кто правильно определял звучание каждого колокольчика. . Игра проводится в свободное от занятий время. |
Угадай колокольчик Игровой материал. Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы три линейки; цветные кружочки (красный, желтый, зеленый), которые соответствуют как бы высоким, средним и низким звукам; три музыкальных колокольчика (по типу «Валдай») различного звучания. Ход игры. Ребенок-ведущий звенит поочередно то одним, то другим колокольчиком, дети располагают кружки на соответствующей линейке: красный кружок — на нижней, если звенит большой колокольчик; желтый — на средней, если звенит средний колокольчик,; зеленый — на верхней, если звенит маленький колокольчик. Играют несколько детей. Игра проводится во вторую половину дня. Примечание. Игру можно провести с металлофоном. Ведущий поочередно играет верхний, средний, нижний звуки. Дети располагают кружки-ноты на трех линейках |
Повтори звуки Игровой материал. Карточки (по числу играющих) с изображением трех бубенчиков: красный —«дан», зеленый —-«дон», желтый —«динь»; маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждой по одному); металлофон. Ход игры. Воспитатель-ведущий показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поет do первой октавы): дан-дан-дан. Зеленый бубенчик звенит немного выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет ми первой октавы): дон-дон-дон. Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динь», и звучит он так (поет соль первой октавы): динь-динь-динь». Педагог просит детей спеть, как звучат бубенчики: низкий, средний, высокий. Затем всем детям раздают по одной большой карточке. Воспитатель показывает маленькую карточку, например, с желтым бубенчиком. Тот, кто узнал, как звучит этот бубенчик, поет «динь-динь-динь» (соль первой октавы). Воспитатель дает ему карточку, и ребенок закрывает ею желтый бубенчик на большой карточке. Металлофон можно использовать для проверки ответов детей, а также в том случае, если ребенок затрудняется спеть (он сам играет на металлофоне). В игре участвует любое количество детей (в зависимости от игрового материала). Но при этом надо помнить, что каждый участник получит маленькую карточку только тогда, когда споет соответствующий звук или сыграет его на металлофоне. |
Три поросенка Игровой материал. На планшете изображены лес и сказочный дом. В нем вырезано одно окошко, в котором вращающийся диск с изображением трех поросят: Нуф-Нуф в синей шапочке, Наф-Наф в красной шапочке, Ниф-Ниф в желтой шапочке. Если диск вращать с обратной стороны планшета, то в окошке домика появляются поочередно все поросята. Вверху на игровом поле прикреплены три пластинки от металлофона. Под пластинкой фа первой октавы нарисована мордочка поросенка в синей шапочке — Нуф-Нуфа, под пластинкой ля первой октавы — поросенок в красной шапочке — Наф-Наф, под пластинкой до второй октавы—поросенок в желтой шапочке—Ниф-Ниф. Здесь же прикреплен молоточек от металлофона, который свободно и легко вынимается из петельки, 8—12 больших карт (по числу играющих), каждая разделена на три части (три окошка) с изображением шапочек трех поросят: синей, красной и желтой. |
Игры для развития чувства ритма
Прогулка Игровой материал. Музыкальные молоточки по числу играющих; фланелеграф и карточки, изображающие короткие и долгие звуки (с обратной стороны карточек приклеена фланель). Ход игры. Содержание игры соответствует аналогичной игре, проводимой в младшей группе, но, кроме этого, дети должны передать ритмический рисунок — выложить на фла-нелеграфе карточки. Широкие карточки соответствуют редким ударам, узкие — частым. Например: «Таня взяла мяч,— говорит воспитатель,— и стала медленно ударять им о землю». Ребенок медленно стучит музыкальным молоточком о ладошку и выкладывает широкие карточки. «Пошел частый, сильный дождь»,— продолжает воспитатель. Ребенок быстро стучит молоточком и выкладывает узкие карточки. Игра проводится на занятии и в свободное от занятий время |
Наше путешествие Игровой материал. Металлофон, бубен, угольник, ложки, музыкальный молоточек, барабан. Ход игры. Воспитатель предлагает детям придумать небольшой рассказ о своем путешествии, которое можно изобразить на каком-либо музыкальном инструменте. «Послушайте, сначала я вам расскажу,— говорит воспитатель.— Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице (играет на металлофоне). Увидела подружку, она очень хорошо прыгала через скакалку. Вот так (ритмично ударяет в барабан). Оле тоже захотелось прыгать, и она побежала домой за скакалками, перепрыгивая через ступеньки (играет на металлофоне). Мой рассказ вы можете продолжить или придумать, свой рассказ». Игра проводится во второй половине дня. |
Определи по ритму Игровой материал. Карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пустая; картинки, иллюстрирующие содержание песни; детские музыкальные инструменты — группа ударных (ложки, угольник, барабан, музыкальный молоточек и др.). Каждому дают по 2—3 карточки Ход игры. Ребенок-ведущий исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половину карточки (картинку после правильного ответа дает ведущий). При повторении игры ведущим становится тот, кто ни разу не ошибся. Одному ребенку можно дать большее число карточек |
Учитесь танцевать Игровой материал. Большая матрешка и маленькие (по числу играющих). Ход игры. Игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг стола. У воспитателя большая матрешка, у детей маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких»,— говорит воспитатель и отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрешками. При повторении игры ведущим может стать ребенок, правильно выполнивший задание. |
Выполни задание Игровой материал. Фланелеграф, карточки с изображением коротких и длинных звуков (см. игру «Прогулка»,), детские музыкальные инструменты (металлофон, арфа, баян, триола). Ход игры. Воспитатель-ведущий проигрывает на одном из инструментов ритмический рисунок. Ребенок должен выложить его карточками на фланелеграфе. Количество карточек можно увеличить. В этом случае каждый играющий будет выкладывать ритмический рисунок на столе. |
Игры для развития тембрового слуха
Определи инструмент Игровой материал. Аккордеон, металлофон, арфа (каждого инструмента по два), колокольчик, четыре деревянные ложки. Ход игры. Двое детей сидят спиной друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые инструменты. Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же инструменте. Если ребенок правильно выполняет музыкальное задание, то все дети хлопают. После правильного ответа играющий имеет право загадать следующую загадку. Если ребенок ошибся, то он сам слушает задание. Игра проводится в свободное от занятий время. |
На чем играю? Игровой материал. Карточки (по числу играющих), на одной половине которых изображение детских музыкальных инструментов, другая половина пустая; фишки и детские музыкальные инструменты (рис. 21). Ход игры. Детям раздают по нескольку карточек (3—4). Ребенок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте (перед ведущим небольшая ширма). Дети определяют звучание инструмента и закрывают фишкой вторую половину карточки. Игру можно провести по типу лото. На одной большой карточке, разделенной на 4—6 квадратов, дается изображение различных инструментов (4—6). Маленьких карточек с изображением таких же инструментов должно быть больше и равно количеству больших карт. Каждому ребенку дают по одной большой карте и 4—6 маленьких. Игра проводится так же, но только дети закрывают маленькой карточкой соответствующее изображение на большой. |
Слушаем внимательно Игровой материал. Проигрыватель с пластинками инструментальной музыки, знакомой детям; детские музыкальные инструменты (пианино, аккордеон, скрипка и т.д.). Ход игры. Дети сидят полукругом перед столом, на котором находятся детские инструменты. Им предлагают прослушать знакомое музыкальное произведение, определить, какие инструменты исполняют это произведение, и найти их на столе. Игра проводится на музыкальном занятии с целью закрепления пройденного материала по слушанию музыки, а также в часы досуга. |
Музыкальные загадки Игровой материал. Металлофон, треугольник, бубенчики, бубен, арфа, цимбалы. Ход игры. Дети сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе .находятся музыкальные инструменты и игрушки. Ребенок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется большее число фишек. Игра проводится в свободное от занятий время. |
Игры для развития диатонического слуха
Громко-тихо запоем Игровой материал. Любая игрушка. Ход игры. Дети выбирают водящего. Он уходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти ее, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается. по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от нее. Если ребенок успешно справился с заданием, при повторении игры он имеет право спрятать игрушку. Игру можно провести как развлечение. |
Колобок Игровой материал. Игровое поле, молоточек, колобок и несколько различных небольших предметов, изображающих стог сена, бревно, пенек, муравейник, елку. Все это расставляется на игровом поле в любом порядке. Ход игры. Дети рассматривают фигурки на игровом поле, затем выбирают водящего, он выходит за дверь или отворачивается от остальных играющих. Дети договариваются, за какую фигурку они спрячут колобок, и зовут водящего: «Укатился колобок, колобок — румяный бок, Как же нам его найти, к деду с бабой принести? Ну-ка, Ира, по дорожке походи, походи И по песенке веселой колобок отыщи». Все поют любую знакомую песню. Водящий берет молоточек и водит им по дорожкам от фигурки к фигурке. Если молоточек находится далеко от той фигурки, за которой спрятан колобок, то дети поют тихо, если близко — громко. Игра проводится с подгруппой детей в свободное от занятий время. |
Найди щенка Игровой материал. Игровое поле, щенок, 2—3 небольших бочонка, молоточек с матрешкой на конце. Ход игры. Дети договариваются, в какую из бочек они спрячут щенка, и зовут водящего: «Вот щенок наш убежал, спрятался за бочку, Во дворе их много так, не найти его никак. Ну-ка, Саша, поспеши и щенка' нам отыщи, Мы не будем помогать, будем песню запевать». Далее игра проводится так же, как и предыдущая. |
Наши песни Игровой материал. Карточки-картинки (по числу играющих), иллюстрирующие содержание знакомых детям песен, металлофон, проигрыватель с пластинками, фишки. Ход игры. Детям раздают по 2—3 карточки. Исполняется мелодия песни на металлофоне или в грамзаписи. Дети узнают песню и закрывают фишкой нужную карточку. Выигрывает тот, кто правильно закроет все карточки. Игра проводится в свободное от занятий время. |
Игры для развития памяти и слуха:
Какая музыка? Игровой материал. Проигрыватель, пластинки с записями вальса, пляски, польки; карточки с изображением танцующих вальс, народную пляску и польку. Ход игры. Детям раздают карточки. Музыкальный руководитель, исполняет на фортепиано (в грамзаписи) музыкальные пьесы, соответствующие содержанию рисунков на карточках.. Дети узнают произведение и поднимают нужную карточку. |
«Сколько нас поет?» Игровой материал. Планшет со вставными карманами или фланелеграф, три матрешки-картинки большого размера (для фланелеграфа с обратной стороны матрешки оклеены фланелью), карточки (по числу играющих) с прорезями, три матрешки-картинки (для каждого играющего), музыкальные инструменты. В игре можно использовать другой игровой материал — три карточки с изображением поющих детей (на первой одна девочка, на второй двое детей, на третьей трое, рис. 22—23). Ход игры. Ребенок-ведущий играет на одном из инструментов один, два или три разных звука. Дети определяют количество звуков и вставляют в прорези своих карточек соответствующее число матрешек. Вызванный ребенок выкладывает матрешек на фланелеграфе или вставляет в кармашки планшета. Надо обязательно напомнить детям, что они должны брать столько матрешек, сколько разных звуков услышат. Если дважды звучит один и тот же звук, то поет только одна матрешка. При выполнении игры с другим игровым материалом дети поднимают карточки с изображением одной, двух или трех поющих девочек в соответствии с количеством звуков. Игра проводится с небольшой подгруппой детей в свободное от занятий время. Необходимо, чтобы вначале педагог был в роли ведущего. |
Слушаем музыку Игровой материал. 4—5 картинок, иллюстрирующих содержание знакомых детям музыкальных произведений (это могут быть и инструментальные пьесы), проигрыватель с пластинками. Ход игры. Дети рассаживаются полукругом, перед ними на столе располагают картинки так, чтобы они хорошо были видны всем играющим. Проигрывают какое-либо музыкальное произведение. Вызванный ребенок должен найти соответствующую картинку, назвать произведение и композитора, написавшего эту музыку. Если ответ правильный, все хлопают. Игра проводится на музыкальном занятии и в свободное от занятий время. |
Волшебный волчок Игровой материал. На планшете располагаются иллюстрации к программным произведениях по слушанию или пению, в центре вращающаяся стрелка (рис. 24). Ход игры. Вариант 1. В грамзаписи или на фортепиано исполняется знакомое детям произведение. Вызванный ребенок указывает стрелкой на соответствующую иллюстрацию, называет композитора, написавшего музыку. Вариант 2. Ведущий исполняет на металлофоне мелодию программной песни. Ребенок стрелкой указывает на картинку, которая подходит по содержанию к данной мелодии. Вариант 3. Ребенок-ведущий стрелкой указывает на какую-либо картинку, остальные дети поют песню, соответствующую содержанию этой картинки. Первый и второй варианты игры используются на музыкальных занятиях в разделе слушания и пения. Третий вариант обыгрывается детьми самостоятельно в свободное от занятий время. Игра может быть использована и в группах младшего дошкольного возраста. |
Что делают в домике? Игровой материал. На планшете изображены сказочные домики с открывающимися ставнями. В окошках домиков находятся рисунки, соответствующие музыке: танец, марш и колыбельная (рис. 25). Проигрыватель с пластинками и поощрительные значки. Ход игры. Воспитатель-ведущий предлагает детям послушать музыку и угадать, что происходит в домике. Музыкальный руководитель Играет на фортепиано (или звучит мелодия в грамзаписи). По музыке дети узнают, например, «Детскую польку» М. Глинки, Ребенок говорит: «В домике танцуют». Для проверки ему разрешается открыть ставни домика, в окошке рисунок с изображением танцующих детей. За правильный ответ он получает поощрительный значок. Выигрывает тот, кто получит большее число значков. Игра проводится на занятии и в свободное от занятий время. |
Назови композитора музыки Игровой материал. Проигрыватель с пластинками программных произведений М. Глинки, П. Чайковского, Д. Кабалевского. Ход игры. Воспитатель показывает детям портреты композиторов П. Чайковского, М. Глинки, Д. Кабалевского, предлагает назвать знакомые произведения этих композиторов. За правильный ответ ребенок получает очко. Затем музыкальный руководитель проигрывает то или иное произведение (или звучит грамзапись). Вызванный ребенок должен назвать &то произведение и рассказать о нем. За полный ответ ребенок получает два очка, Выигрывает тот, кто получит большее число очков. Игра проводится на занятии, а также может быть использована в качестве развлечения. |
Веселая пластинка Игровой материал. Игрушечный проигрыватель с набором пластинок -— в центре нарисована картинка, передающая содержание Песни; проигрыватель с набором пластинок программных произведений. Ход игры. Ведущий проигрывает в грамзаписи вступление к какому-нибудь знакомому детям произведению. Вызванный ребенок находит среди маленьких пластинок нужную и «проигрывает» ее на игрушечном проигрывателе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пение как вид активной музыкальной деятельности детей
Консультация...
Пение, как основной вид музыкальной деятельности детей.
Статья об особенностях взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в работе по музыкальному виду деятельности "Пение". Даны рекомендации воспитателям по охране детского голоса и организации...
Пение - основной вид музыкальной деятельности детей.
Огромную роль в обучении пению играют навыки восприятия музыки. Поэтому в первую очередь на музыкальных занятиях у детей необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Через активное пение...
Характеристика пения, как вида музыкальной деятельности
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9839307","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]Пение - основной вид музыкальной деятельности детей. Огромную р...
«Пение как вид музыкальной деятельности в детском саду»
Методическая разработка на тему «Пение как вид музыкальной деятельности в детском саду» Пение — один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному...
Пение как вид музыкальной деятельности в детском саду
Пение — сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса. Дети подражают речевой и певческой интонации взрослых людей, пытаются воспроизвести звуки, издава...
Методическая разработка «Пение как вид музыкальной деятельности в детском саду»
Пение — один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр....