Консультация для педагогов ЗАДЕРЖКА РАЗВИТИЯ И ПЛАСТИЧНОСТЬ МОЗГА РЕБЕНКА
консультация (младшая группа) по теме

Дежнёва Елена Петровна

Что такое пластичность мозга ребенка? Чем грозит опоздание в коррекции и лечении задержки развития для ребенка?

 РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ДО ТРЁХ ЛЕТ ПРЕДОПРЕДЕЛЯЕТ ЕГО ЗДОРОВЬЕ, СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ И ПОВЕДЕНИЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕХ ПОСЛЕДУЮЩИХ ЛЕТ ЖИЗНИ. Интересная, познавательная и ВАЖНАЯ информация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

ЗАДЕРЖКА РАЗВИТИЯ

И

ПЛАСТИЧНОСТЬ МОЗГА РЕБЕНКА

Хотя исследователями приводятся разные показатели распространенности отдельных проявлений задержки развития, но все сходятся в том, что в целом задержка развития затрагивает значительный контингент (15-18%) детей до 5-летнего возраста и нередко своевременно не распознается и не корректируется. Ввиду важности и опасности эту проблему нельзя игнорировать, так как РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ДО ТРЁХ ЛЕТ ПРЕДОПРЕДЕЛЯЕТ ЕГО ЗДОРОВЬЕ, СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ И ПОВЕДЕНИЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕХ ПОСЛЕДУЮЩИХ ЛЕТ ЖИЗНИ. Особенно тревожным представляется регресс развития – утрата ранее приобретенных ребенком навыков. Чаще всего это служит проявлением энцефалопатии, в основе которой могут быть и патологические механизмы пластичности мозга. К  сожалению, регресс развития поздно идентифицируется родителями и специалистами дошкольных учреждений. Нейропсихологическому обследованию ребенок подвергается чаще всего тогда, когда задержка развития проявляется явно и упущено время для ранней коррекции психического развития ребенка. Внимание к раннему этапу онтогенеза мозга ребенка должно быть повышенным, потому что трудно предсказать возможности проявления пластичности мозга, и многие психические функции (не только речь!!!)  настраиваются в мозге в течение непродолжительного критического периода жизни ребенка. Критический период – это строго ограниченное временно`е окно , в течение которого воздействие (опыт  либо сенсорные ощущения) обеспечивает информацию, важную для нормального развития и пожизненно изменяющуюся способность мозга.

Пластичность мозга является важным понятием в педагогике и детской неврологии, поскольку благодаря ей мозг ребенка обладает большей способностью к обучению и запоминанию, а также выздоравливать после нейрохирургических вмешательств, например даже после такой радикальной операции, как удаление одного из полушарий мозга. Различают несколько проявлений пластичности мозга, и в педагогике важна лишь адаптивная пластичность мозга, под которой понимают реорганизацию мозга, способствующую лучшему адаптированному функционированию в ответ на сенсорную стимуляцию или повреждение. Ярким примером адаптивной пластичности мозга служит восстановление речи у детей с эпилепсией после удаления у них участка мозга, запускавшего эпилептические припадки.

Не возникшая своевременно функция мозга, вероятнее всего, не будет развиваться нормально либо вообще не сформируется в более поздние сроки, так как мозг оказывается уже на другом этапе развития. Для  каждого периода развития мозга характерны перестройки, приводящие к возникновению не только функциональных, но и структурных взаимоотношений, которых нет на более ранних  стадиях или тем более на поздних стадиях развития. Механизмы, обусловливающие пластичность детского мозга, включают нейрогенез в определенных областях в постнатальном периоде, утрату (делецию) нейронов посредством запрограммированной клеточной смерти (апоптоза), пролиферацию и удаление синапсов и тонкую настройку синаптических связей под воздействием активности.

Две разные стадии  одного и того же мозга – это как бы два разных мозга как с функциональной, так и с морфологической точки зрения. Структурные и функциональные исследования свидетельствуют о том, что области мозга, обслуживающие первичные (базовые) функции, такие как двигательные или сенсомоторные системы, созревают раньше ассоциативных областей более высокого порядка, которые интегрируют эти первичные функции. Показано, что  ранее всего изменения происходят в первичных сенсомоторных областях  и позднее всего – в дорсолатеральной префронтальной и латеральной височной областях. При нормальном развитии происходит сдвиг от диффузного  (т.е. незрелого паттерна функционирования) к фокальному  (зрелому паттерну функционирования) вовлечению кортикальных зон, участвующих в когнитивном контроле. Ошибочно считать, что изменения в мозгу происходят линейно по мере его созревания, хотя иногда для некоторых процессов это имеет место. На практике это означает, что становление нормальной функции как результат коррекционного воздействия может долго не наблюдаться, но по прошествии некоторого времени у ребенка вдруг начинает обнаруживаться, например,  правильное  поведение. Сама сложность мозга и его механизмов пластичности не позволяет прогнозировать с какой-либо вероятностью исход терапевтического или коррекционного педагогического воздействия, поэтому следует осторожно информировать родителей о непредсказуемости результата коррекции задержки развития.

Несомненно, однако, то, что незрелый мозг ребенка лучше справляется с повреждениями. Так, в отличие от взрослых, у детей после удаления одного из полушарий другое полушарие активно компенсирует функции удаленного, в том числе и речевые функции. Не у всех детей функциональная компенсация происходит быстро и полно, однако треть детей в возрасте 1 года  с парезом к 7 годам избавляются от нарушений двигательной активности. До 90% детей с неврологическими нарушениями в неонатальном периоде впоследствии развиваются нормально. В этой связи следует иметь в виду, что для восстановления связей между далеко расположенными областями мозга требуется значительное время. Поскольку максимальная скорость роста отростков нервных клеток составляет 1 мм в сутки, то только для соединения, например, зон лобной и теменной долей, расположенных друг от друга на расстоянии 5 см, потребуется 50 дней при условии непрерывного роста отростков. В идеальном случае при достижении отростка нейрона другой области потребуется еще время для формирования в нем синапсов и тонкая настройка синаптических связей под воздействием активности, которая и реализует нормальное восстановление функции. Как правило, каждая функция требует одновременного вовлечения разных областей мозга, что еще раз подчеркивает сложность механизмов функционирования мозга и корректирования.

Но именно большая выраженность пластичности детского мозга служит основой для оптимизма в коррекционной практике в дошкольном возрасте и обоснованием её регулярного и длительного применения и варьирования. Разнообразие окружающей ребенка среды и способов коррекции очень важный аспект педагогики на любом этапе, поскольку является мощным стимулом активирования разных отделов и функций мозга и его развития, успешно проявляющим свои эффекты и у взрослых пациентов с поврежденным мозгом. С ростом ребенка его восприятие и взаимодействие с окружающим миром меняются на каждой стадии его развития, и идентификация этой динамики является предметом регулярного внимания  персонала дошкольного учреждения. О ней должны информироваться родители. Развитие ребенка принято характеризовать по состоянию моторики и языка, эмоционально-социальным проявлениям, по когнитивным способностям. Единых подходов к их оценке не существует прежде всего из-за трудностей определения «нормы», размытости возрастных границ созревания психических процессов и переходов из одной стадии развития к другой. Важно уметь ориентироваться в том, что является нормой для всех стадий развития ребенка, и не менее важным представляется не путать трудности поведения с нормальными вариациями и поведением, связанным со стадией развития. Так, капризы и плохое настроение у детей 2-3-летнего возраста и непослушание 14-летних подростков являются примерами отрицательных, но нормальных по возрасту проявлений поведения. Прежде чем информировать родителей о наличии у их ребенка задержки развития и направлять малыша к медицинским специалистам для дополнительного нейропсихологического обследования, персоналу дошкольного учреждения необходимо знать ориентиры, позволяющие предположить у ребенка задержка развития. В таблицах приводятся наиболее распространенные информативные сводки таких возрастных ориентиров по возрастным ступеням нормального развития ребенка и при задержке развития, пользование которыми облегчит идентификацию состояния развития.

Для определения уровня развития ребенка многие используют так называемый денверский скрининговый тест развития. Следует сказать, что денверский тест более пригоден для оценки «нормальных» детей и не затрагивает интеллектуальных способностей ребенка. Его сравнительно низкая чувствительность и специфичность не обеспечивают при однократном использовании полное выявление детей с задержкой развития. В рамках дошкольного учреждения следует придерживаться регулярного сопоставления последовательных регистрационных карт тестирования ребенка, что позволяет анализировать динамику его развития и своевременно решить вопрос, имеет ли место общая или частичная задержка либо регресс в развитии.

Наиболее важные и легко регистрируемые признаки нормального прогрессивного  развития ребенка  до 7 лет  представлены в таблице №2. О нормальном развитии ребенка и параллелизме между моторным и психическим развитием в первые 2 года можно говорить , если ребенок  ходит и говорит свои первые слова в 1 год, строит первые предложения в 1,5 – 2 года  и пользуется туалетом в 15-18 месяцев.

В таблицу №3  включена сводка признаков, позволяющих заподозрить проявление задержки развития и сгруппированных по возрастным группам и основным аспектам развития. Следует внимательно отнестись к наличию у ребенка даже одного из признаков и не игнорировать их, если они связаны с эмоциональными проявлениями или с поведением, не списывая их на плохой характер или темперамент, поскольку поведенческие трудности у детей обычно служат симптомом серьезных проблем.

Эти справочные данные следует принимать лишь как ориентировочные, так как скорость развития психических процессов, как и других функций организма, индивидуальна у каждого ребенка и возможна вариабельность последовательности их возникновения и длительности созревания, что особенно часто и явно проявляется при формировании языковой функции. Чем сложнее функция, что определяется  прежде всего вовлеченностью большего числа отделов мозга для её выполнения и более поздним формированием её в онтогенезе, тем вариабельнее сроки её возникновения и созревания. Даже такие базовые  сенсорные функции, как слух и зрение, активно функционирующие с рождением ребенка, созревают лишь в школьном возрасте. Позднее всего, как подтверждено различными методами визуализации мозга,  созревают ассоциативные области во фронтальных, теменных и височных долях. С их развитием связывают становление когнитивных функций, и паттерн активности этих ассоциативных  областей у детей долго отличается от паттерна активности взрослых. Хотя к 6 годам мозг ребенка  по массе составляет 90% взрослого мозга, он продолжает подвергаться динамическим прогрессивным и регрессивным изменениям вплоть до юношеского возраста, которые включают, например, изменения плотности синапсов  нервных окончаний в разных областях мозга и миелинизацию нервных волокон, усиливающую их проводимость  и ускоряющую передачу информационных потоков между разными отделами мозга, удаление избыточных синапсов и усиление проводимости  и настраивание сохраненных синапсов под влиянием опыта. С регулярными занятиями в школе эти области получают мощное активирование и функциональное развитие.

Если говорить о пластичности мозга относительно развития речи ребенка, то следует отметить следующие моменты.

*Ребенок рождается, не зная языка, но располагает сенсорными восприятиями. Сейчас уже установлено, что в слуховой коре мозга человека имеется специальная область, предназначенная для восприятия человеческого голоса и настраивающаяся в течение непродолжительного  критического периода жизни (см. определение в начале конспекта) ребенка под воздействием  особенностей  звуковых входов из внешней среды. На первом году жизни источником звуков является чаще всего голос матери или няни. Воздействие в течение критических периодов развития речи измененных акустических входов, таких, как непрерывный и пульсирующий шум, либо болезни уха значительно нарушают правильное представление человеческого голоса в первичной слуховой коре, и сформировавшиеся изменения слуховой коры прочно сохраняются во взрослом состоянии. Недостаточный голосовой контакт на первом году жизни часто приводит к недоразвитию фонетико-фонематического умения. Ребенку необходим ЖИВОЙ человеческий голосовой контакт. Подмена его через технические средства оказывается малоэффективной. Недостаточность человеческого контакта называется голосовой депривацией.

*При освоении языка, прежде чем произнести слово, и ребенок, и взрослый его внутренне артикулируют. Доказано, что восприятие и производство речи тесно взаимосвязаны: восприятие речи при наблюдении (рта) произносимых слов или при слушании  без зрительного  входа усиливало возбуждение моторной коры в левом полушарии и модулировало возбуждение мышц языка, т.е. при восприятии речи происходит внутреннее  её проговаривание слушающим.

* Голосовая депривация, шумовые помехи, нарушение слуха и недостаточное развитие артикуляционного аппарата (которое может быть обусловлено, не в последнюю очередь, отсутствием грудного вскармливания) представляют собой факторы риска в нарушении речевого развития ребенка.

*Несформировавшаяся в соответствующий момент раннего развития ребенка  функция мозга (и в частности речь) часто не развивается нормально или вообще  не развивается в более поздние сроки, поскольку мозг оказывается уже на другом этапе развития и невозможно воспроизведение предшествовавших  стадий структурно-функциональных отношений, соответствующих развитию и становлению этой функции. Поэтому внимание к раннему этапу развития ребенка должно быть особенно повышенным, учитывая трудно предсказуемые возможности проявления пластичности мозга.

*Независимо от причин нарушения развития речевой функции (будь то повреждение мозга или задержка и нарушение его развития) один из наиболее худших возможных его исходов в раннем возрасте состоит в том, что мозг посредством механизмов пластичности  реорганизуется, вовлекая безработные языковые области в обслуживание других функций.

*Язык является основой не только коммуникации, но и мышления, и памяти. Для полного раскрытия языковых функций нужен весь мозг.

*На ранних этапах развития ребенка имеется возможность  оценивать его языковую функцию лишь по речевой активности, в развитии которой  ведущая роль  принадлежит слуховой системе. Но наличие речи у зрячих детей является необходимым, но не достаточным условием для нормального развития письменной речи, поскольку при освоении чтения и письма вовлекаются дополнительные области мозга и обязательно зрительная система.

*Задержка и  нарушение речевого развития ребенка редко протекают без отставания других нейропсихологических проявлений, и для их преодоления требуются совместные длительные усилия родителей, воспитателей, логопеда и врача. Современная медицина предлагает возможность активно воздействовать на речевое и общее нейропсихологическое развитие ребенка неинвазивными методами микроэлектростимуляции. В отличие от логопедического и фармакотерапевтического воздействий эффекты микроэлектростимуляции могут проявляться быстро – уже после первой процедуры или во время выполнения курса терапии. Получаемый терапевтический эффект разнонаправленный и стойкий, но сложность мозга и процессов его развития исключает возможность прогнозирования конкретных изменений у того или иного ребенка в процессе лечения, однако они всегда положительные.

*И в лечении, и в  коррекции любого отставания развития ребенка важно не опоздать. Опасность промедления чревата тем, что дефект развития будет невозможно обратить или уменьшить.

Консультация подготовлена по материалам статей Е.П. Харченко и Н.М.Клименко, журнал «Дошкольная педагогика» №2,5-2007 г.

Словарь

Нейрон – нервная клетка

Нейронные цепи – объединившиеся нервные клетки

Аксон – нитевидный отросток, начинающийся от тела клетки (до 1,5 м). Конец аксона образует кисточку из конечных ветвей, функция которых – в контакте с другими клетками.

Синопс – место контакта между аксоном и другой нервной клеткой. Одно нервное волокно может образовывать до 10.000 синопсов.



Предварительный просмотр:

Таблица 2.

ПРИЗНАКИ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ

ГРУБАЯ МОТОРИКА

ТОНКАЯ МОТОРИКА

РЕЧЬ

СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ

Ходит в 10-14 мес

Строит блок из 3-4 кубиков к 18 мес.

Говорит отдельные слова к 12 мес

Одевается в 2 года

Взбирается по ступеням в 2,5 г

Заполняет фигурные доски к 2 годам

Строит фразы к 2 годам

Бросает и бьёт мяч к 2 годам

Нанизывает к 3,5 годам

Строит простые предложения, интересуется книжками и рассказами в 3 года.  

Пользуется  туалетом к 3,5 г

Ездит на 3-колесном велосипеде к 3 годам

Отрезает кусочки бумаги к 3 годам

Совместная игра в группе к 3 годам

Подпрыгивает к 4 годам

Копирует геометрические фигуры к 4 годам

Строит беседу, понятную другим в 3-4 года

Ест самостоятельно, пользуясь ложкой и вилкой, в 2 г

Скачет к 6 годам

Завязывает шнурки к 5 годам

Читает в 5-6 лет

Рисует разборчиво буквы к 6 годам

Таблица 3.                        Некоторые признаки

как возможные проявления задержки развития

Грубая моторика

До 3 лет

3-5 лет

6-8 лет

Перемещается на ягодицах

Не бегает или бегает неуклюже

Не скачет (после 6 лет)

Не ходит

Не умеет крутить педали трехколесного  велосипеда.

Не способен бросать, ловить и ударять мяч

Не взбирается

Ударяется о предметы

Спотыкается или падает.

Часто падает

Не участвует в командных играх

Не подпрыгивает

Тонкая моторика

Отсутствие захватывания пальцами (после 10 мес)

Трудности с разрезанием и нанизыванием

Избегает рисования или примитивное рисование

Не складывает блоки

Избегает загадки и конструктивные игрушки.

Не способен раскрашивать формы.

Избегает фигурные доски и конструктивные игрушки

Трудности с одеванием и застегиванием.

Не способен завязывать шнурки.

Избегает заданий рисовать карандашом

берет еду пальцами, а не столовыми приборами.

Трудности с письмом.

Владение языком

Не говорит к 18 мес

Не использует простые предложения (к 2 годам)

Не ясные либо краткие предложения.

Нет интереса к книгам

Речь не ясна для посторонних.

Нет интереса к книгам и рассказам.

Мало играет воображаемые роли

Использует больше жесты и мимику, чем слова (к 3 годам)

Задержка в умении читать и произносить по слогам.

Поведение, социальные навыки

Неспокойный, плохо засыпает

Неспокойный сон

Трудно заводит друзей

Раздражительность

Непрекращающиеся вспышки капризов

Эмоциональная неустойчивость.

Повышенная капризность (после 2 лет)

Не способен играть со сверстниками

Не способен самостоятельно одеваться и умело использовать вилку и ложку.

Не способен самостоятельно одеваться; отсутствует осознание необходимости пользоваться туалетом.

Неохотно учится, отказывается посещать школу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Левое и правое полушарие мозга. Развиваем мозг ребенка равномерно.

 Задача родителей – с самого детства провоцировать и развивать обе части мозга равномерно, чтобы ребенок получал самые большие возможности и мог максимально использовать потенциал своего м...

Консультация "Как тренировать мозг ребенка"

Игры на развитие логического мышления....

Консультация для родителей «Гимнастика мозга – ключ к развитию способностей ребенка"

Одним из наиболее результативных методов является развитие межполушарного взаимодействия, который называется кинезиология. Это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через опр...

Консультация для родителей "Гимнастика мозга – ключ к развитию способностей ребенка!"

КИНЕЗИОЛОГИЯ – это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.Слово «кинезиология» происходит от греческого слова...

Консультация для родителей "Гимнастика мозга - ключ к развитию способностей ребенка!"

quot;Гимнастика мозга - ключ к развитию способностей ребенка!"...

Консультация для родителей на тему «Влияние стресса на развитие мозга ребенка»

Стресс — это реакция организма на перенапряжение. Повторяющиеся и/или длительные стрессовые ситуации повреждают незрелый мозг ребенка, особенно нейронные пути, отвечающие за формирование исполни...