Пальчиковые игры
учебно-методический материал (подготовительная группа) по теме
Существует прямая связь между движениями рук и произнесением слов. Исследователи, изучающие механизм речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Кроме того, на ладонях людей находятся важные для всего организма биологические активные точки. В связи с этим особый интерес представляют пальчиковые игры, которые позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы.
На музыкальных занятиях пальчиковые игры Е. Железновой, В. Коноваленко, О. Узоровой проводятся чаще всего под музыку (как попевки, песенки), сопровождаются показом ярких иллюстраций, игрушек, героев пальчикового театра. Мелодия подбирается с учетом возраста детей, но всегда несложная, легко запоминающаяся. Аккомпанировать таким играм можно как на фортепиано, так и на металлофоне, ксилофоне, включать музыкальное сопровождение звучание шумовых инструментов.
Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление. Известно так же, насколько велика роль работы рук и пальцев в развитии умственной деятельности.
Главное, заниматься этим систематически, постепенно накапливая багаж движений и стихов, повторяя особо полюбившиеся детьми и, может, убирая те, которые пришлись им не по душе, на которых дети зевают или скучают. Блеск в глазах, активность, инициатива детей подскажут правильный путь.
Замечательно, если дети сами проявляют инициативу, придумывают движения или сочиняют стишок – это зависит от их фантазии. Но, в основном, в работе используется имитационный, подражательный метод. И очень важно, чтобы у детей не было зажатости, страха за то, что упражнения сложны, недоступны, поэтому необходимо двигаться от простого к сложному. Упражнения подбирать таким образом, чтобы была уверенность в том, что дети могут это повторить или придумать сами движения.
Тексты для этих игр должны быть простыми – короткие стихотворения, русские народные песенки, потешки, считалки, небольшие сказки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovye_igry.docx | 18.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Пальчиковые игры
Существует прямая связь между движениями рук и произнесением слов. Исследователи, изучающие механизм речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Кроме того, на ладонях людей находятся важные для всего организма биологические активные точки. В связи с этим особый интерес представляют пальчиковые игры, которые позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы.
На музыкальных занятиях пальчиковые игры Е. Железновой, В. Коноваленко, О. Узоровой проводятся чаще всего под музыку (как попевки, песенки), сопровождаются показом ярких иллюстраций, игрушек, героев пальчикового театра. Мелодия подбирается с учетом возраста детей, но всегда несложная, легко запоминающаяся. Аккомпанировать таким играм можно как на фортепиано, так и на металлофоне, ксилофоне, включать музыкальное сопровождение звучание шумовых инструментов.
Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление. Известно так же, насколько велика роль работы рук и пальцев в развитии умственной деятельности.
Главное, заниматься этим систематически, постепенно накапливая багаж движений и стихов, повторяя особо полюбившиеся детьми и, может, убирая те, которые пришлись им не по душе, на которых дети зевают или скучают. Блеск в глазах, активность, инициатива детей подскажут правильный путь.
Замечательно, если дети сами проявляют инициативу, придумывают движения или сочиняют стишок – это зависит от их фантазии. Но, в основном, в работе используется имитационный, подражательный метод. И очень важно, чтобы у детей не было зажатости, страха за то, что упражнения сложны, недоступны, поэтому необходимо двигаться от простого к сложному. Упражнения подбирать таким образом, чтобы была уверенность в том, что дети могут это повторить или придумать сами движения.
Тексты для этих игр должны быть простыми – короткие стихотворения, русские народные песенки, потешки, считалки, небольшие сказки.
«Кошка»
Посмотрели мы в окошко - Делают пальцами обеих рук «окошко»
По дорожке ходит кошка «Бегают» указательным и средним пальцами пр. руки по С такими усами! Показывают «длинные усы» лев. руке.
С такими глазами! Показывают «большие глаза»
Кошка песенку поет, Зовут правой рукой
Нас гулять скорей зовет!
Веселый художник
Веселый художник Плавные движения кистями
Веселою краской рук вверх-вниз.
В лесу на полянке
Цветочки раскрасил.
Белой – ромашку, Загибают пальцы на правой руке по одному
Розовой – кашку,
Фиалку – лиловой,
А клевер – бордовой.
Краскою синей – красивый цветок,
Мой самый любимый резной василек. «Фонарики»
Куклы спят
В ряд колясочки стоят, Разводят руки в стороны.
Куколки в них крепко спят. Ладошки «спят» под щечкой.
Девочки всем мальчикам Грозят указательным
Пальчиком грозят: пальчиком правой руки.
- Тише, тише, не шумите!
Наших дочек не будите!
Вьюги
Вьюги, вьюги, вьюги вью 2-ые пальцы крутятся вокруг
Колотошку колочу, подушечками постукивают ритм
Приколачиваю постукиваем 1-ми суставчиками
Заколачиваю постукиваем 2-мя суставчиками
Одевание пальчиков
Пред тобой пятерка братьев, поднять руку, пошевелить пальчиками
Дома все они без платьев. «раздевать» пальчики другой рукой
А на улице, за то, пошевелить пальчиками
Нужно каждому пальто! «одевать» пальчики
Ёжик
Ёж по лесу – туп, туп, туп, туп, вести кулачком по спине
Весь в иголках, острый зуб. кончиками пальцев по спине
Ёжик - ёженька, постой! поглаживание ладонями спины
От беды бежишь какой? кулачком по спине
Ёжик ножками – топ, топ, ладонями хлопать по спине
Ёжик глазками – хлоп, хлоп. кончиками пальцев по спине
Мне сказал он строго: «Кыш! погрозить пальцем
Слышу я – скребется мышь!» поскрести кончиками по спине
Ёж по листьям – тапу-тап, кулачком по спине
Мышку он за ……… - цап! схватить за ……
Снежинки
Полетели с высоты мягко кончик пальца опускается на стол
Белые пушинки.
На деревья и кусты
Сыплются снежинки.
Мы белые пушинки
Летим, летим, летим.
Дорожки и тропинки
Мы все запорошим!
Сороконожки
Две сороконожки 10 пальцев трепещут в воздухе
Бежали по дорожке.
Побежали, побежали одна рука бежит по другой до плеча
И друг дружочку догнали. также – другая рука
Так дружочку обняли, замочек на шее
Что едва мы их разняли. взрослый пробует разнять
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?
Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...
Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....
Пальчиковые игры и мелкая моторика. Развитие речи через пальчиковые игры
Пальчиковые игры и мелкая моторика....
Пальчиковые игры.Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.
Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.Консультация для родителей....
Консультация " Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?"
Пальчиковые игры- вещь, совершенно необходимая маме малыша.Помимо развития мелкой моторики , это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры -детская потешка или стихотв...
Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе
Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковая гимнастика - это не только стимул развития речи и мелкой мото...