Музыкальная терапия в детском саду
учебно-методический материал (младшая группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnaya_terapiya.docx | 23.62 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкотерапия
Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни ДОУ. Она способствует коррекции психофизического развития детей в процессе их жизнедеятельности. Различают активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий) и пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон) формы музыкотерапии. Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов М. Чистяковой повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека: звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы.
Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы. Причем медные духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым и активным.
Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная. Не случайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает четким мышлением и очень хорошей памятью.
Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, в особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство страдания.
Вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло. Выражение «чарующий голос» осень актуально в настоящее время, так как умение выразительно произносить слова стало настоящим искусством подчинения людей своей воли, создания определенного имиджа, что чрезвычайно важно для политика, руководителя и любого человека, кому необходима коммуникабельность.
Наше дыхание ритмично. Если мы не выполняем тяжелые физические упражнения и не лежим спокойно, то обычно делаем в среднем 25-35 вдохов в минуту.
На музыку реагирует и температура тела. Громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру на несколько градусов и согреть в холод, в то время как мягкая музыка способна «охладить» нас.
В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.
Хорошо, если детей утром в группе будет встречать приветливый воспитатель, который предусмотрительно включит солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. Ведь каждый день ребенку наносится, пусть незаметная, травма-ситуация отрыва от дома и родителей. Поэтому одной из оздоровительно-профилактических задач ДОУ должно стать создание оптимальных условий ежедневного приема детей в их второй дом - детский сад. И музыка в этом плане оказывает неоценимую услугу.
Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненный звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.
Особое внимание педагогам следует уделить музыкально-рефлекторному пробуждению малышей после дневного сна. Эта методика разработана Н. Ефименко в противовес стандартному пробуждению детей по громкой команде воспитателя «Подъем!». Для этого используется тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Небольшая композиция должна быть постоянной в течение примерно месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыки, малышам будет легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы упражнений, не поднимая с кроватей детей.
Комплексы упражнений для пробуждения
Зайчата
Дети выполняют движения соответственно тексту
Вот пушистые зайчата
Мирно спят в своих кроватках.
Но зайчатам хватит спать,
Пора сереньким вставать.
Ручку правую потянем,
Ручку левую потянем,
Глазки открываем,
С ножками играем:
Поджимаем ножки,
Выпрямляем ножки,
А теперь бежим скорей
По лесной дорожке.
С боку на бок повернемся
И уже совсем проснемся!
Просыпайтесь, глазки!
Просыпайтесь, глазки! Глазки все проснулись?
Дети лежат на спине, легко поглаживают закрытые глаза.
Просыпайтесь, ушки! Ушки вы проснулись?
Растирают уши ладошками.
Просыпайтесь, ручки! Ручки все проснулись?
Растирают руки от кисти до плеча.
Просыпайтесь, ножки! Ножки все проснулись?
Стучат пяточками по кровати.
-Просыпайтесь, детки!
- Мы проснулись!
Потягиваются, затем хлопают в ладоши.
Потягушка Н.Пикулева
Это кто уже проснулся?
Кто так сладко потянулся?
Потягуни - потягушечки
От носов до макушечки.
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не останемся,
Вот уже растем, растем, растем!
Дети потягиваются, вытягивают поочередно то правую руку,
то левую, выгибают спинки.
Котята
Маленькие котята – смешные ребята:
То в клубок свернутся, то снова развернутся.
Дети лежат на спине, руки вдоль туловища. Сгибают колени, ноги подтягивают к груди, обхватывают колени руками, возвращаются в и.п.
Чтобы спинка была гибкой,
Чтобы ножки были прытки,
Делают котятки для спины зарядку.
Дети лежат на спине, руки «в замке» за головой, ноги согнуты в коленях. Наклон колено влево, наклон колен вправо, в и.п.
Запыхтел паровоз, он котят гулять повез.
Дети сидят, ноги вместе, руки в упоре сзади. Сгибают ноги в коленях, подтягивают их к груди со звуком «ф-ф» на выдохе.
Скоро полдник у котят?
У них животики урчат.
Дети сидят по-турецки, одна рука на животе, другая на груди. Вдох через нос, втягивая живот; выдох через рот, надувая живот.
Вот котята встали, до солнышка достали.
Дети стоят на полу, поднимают руки вверх, потягиваются.
Список музыкальных произведений,
рекомендуемых для проведения музыкотерапии.
Музыка для встречи детей и их свободной деятельности
Классические произведения:
- Бах И.С. «Прелюдия до мажор»
- Бах И.С. «Шутка»
- Брамс И. «Вальс»
- Вивальди А. «Времена года»
- Гайдн Й. «Серенада»
- Кабалевский Д. «Клоуны»
- Лядов А. «Музыкальная табакерка»
- Моцарт В. «Маленькая ночная серенада»
- Моцарт В. «Турецкое рондо»
- Мусоргский М. «Картинки с выставки»
- Рубинштейн А. «Мелодия»
- Чайковский П. «Детский альбом»
- Чайковский П. «Времена года»
- Шопен Ф. «Вальсы»
- Штраус И. «Вальсы»
Детские песни:
- «Антошка» (Ю. Энтин, В. Шаинский)
- «Будьте добры» (А. Санин, А. Флярковский)
- «Веселые путешественники» (С. Михалков, М. Старокадомский)
- «Где водятся волшебники» (из к/ф «Незнайка с нашего двора», Ю.Энтин, М. Минков)
- «Если добрый ты» (из к/ф «Приключения кота леопольда», Ю. Энтин, Е. Крылатов)
- «Лучики надежды и добра» (сл. и муз. Е. Войтенко)
- «Песенка о волшебниках» (В. Луговой, Г. Гладков)
Музыка для пробуждения после дневного сна
Классические произведения:
- Боккерини Л. «Менуэт»
- Григ Э. «Утро»
- Дворжак А. «Славянский танец»
- Лист Ф. «Утешения»
- Мендельсон «Песни без слов»
- Моцарт В. «Сонаты»
- Сен-Санс К. «Аквариум»
- Чайковский П. «Вальс цветов»
- Чайковский П. «Зимнее утро»
- Чайковский П. «Песня жаворонка»
- Шостакович Д. «Романс»
- Шуман Р. «Май, милый, май!»
Музыка для релаксации
Классические произведения:
- Альбиони Т. «Адажио»
- Бах И. «Ария из сюиты №3»
- Бетховен Л. «Лунная соната»
- Глюк К. «Мелодия»
- Григ Э. «Песня Сольвейг»
- Дебюсси К. «Лунный свет»
- Колыбельные
- Римский-Корсаков Н. «Море»
- Свиридов Г. «Романс»
- Сен-Санс К. «Лебедь»
- Чайковский П. «Осенняя песнь»
- Чайковский П. «Сентиментальный вальс»
- Шопен Ф. «Ноктюрн соль минор»
- Шуберт Ф. «Аве Мария»
- Шуберт Ф. «Серенада»
- Шуман Р. «Грезы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Музыкальная терапия в детском саду"
Статья содержит материал по музыкальной терапии для педагогов ДОУ....
Музыкальная терапия в детском саду
Музыкотерапия – это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде (записи на магнитофоне, прослушивание пластинок, игра на музыкальных инструментах, пение и др.) Музыкотерапия дает...
Музыкальная терапия в детском саду
Музыкотерапия – это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде (записи на магнитофоне, прослушивание пластинок, игра на музыкальных инструментах, пение и др.) Музыкотерапия дает...
Музыкальная терапия в детском саду
Музыкальное воспитание можно понимать в широком или в более узком смысле.В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, инте...
Музыкальная терапия в детском саду
О чудесном воздействии музыки на детей...
Музыкальная терапия в детском саду
Всем давно известно целительное воздействие музыки. Музыка – искусство, и как любое искусство познается душой. Музыкотерапия - это контролируемое использование му...
Презентация на тему: "Музыкальная терапия в детском саду"
Музыкальная терапия в детском саду...