"Музей звуков"
рабочая программа (подготовительная группа) по теме

Елена Александровна Заика

Паспорт музея звуков и перспективное планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzey_zvuka.doc75 КБ
Файл perspektivnyy_plan.docx19.8 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ ЦРР детский сад № 10

ПАСПОРТ МУЗЕЯ

«Музей звука»

Педагоги: Голоскокова Е. Е.

Заика Е. А.

г. Россошь

2013 – 2014 уч. год

Содержание

  1. Паспортные данные мини-музея.
  2. Положение.
  3. Аспекты музейной деятельности.
  4. План работы по созданию музея.
  5. Тематический план проведения занятий в мини-музее.
  6. Перспектива развития мини-музея.

ПАСПОРТНЫЕ  ДАННЫЕ

Наименование музея: «Музей звука»

Профиль музея: познавательный.

Цель: формирование познавательных интересов дошкольников путем использования различных видов наглядности, создание условий для формирования у дошкольников чувства эмоционального удовлетворения от знакомства с музыкальными инструментами народов мира и потребности в инструментальном музицировании.

Задачи:

  • Расширять кругозор детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности.
  • Учить приемам звукоизвлечения и способам игры на ударных, струнных, духовых, клавишных и шумовых инструментах.
  • Обогащать предметно-развивающую среду детского сада.
  • Привлекать родителей к культурно – досуговой деятельности детского сада.
  • Воспитывать у детей интерес к культуре своих предков, культуре предков России и мира.
  • Воспитывать интерес к музыке и музицированию.
  • Воспитывать у дошкольников основы толерантности, формировать представления о взаимосвязях разных культур.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

  • Принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;
  • Принцип опоры на интересы ребёнка;
  • Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
  • Принцип наглядности;
  • Принцип последовательности;
  • Принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Форма работы музея: Проект «Мини-музей звука» - долгосрочный, рассчитанный на весь учебный год, участниками которого являются дети предшкольного возраста, их родители и педагогический коллектив дошкольного учреждения. Проект рассчитан на 18 экскурсий (2 раза в месяц по 30 минут).

Площадь, занятая под экспозицию: Организация мини-музея в «центре музыкального творчества», расположение всех экспонатов в вертикальной и горизонтальной плоскостях, использование ширм, стендов позволяют эффективно строить работу, осуществлять постоянный доступ к музею в любое удобное для детей и педагогов время.

Разделы и экспонаты:

В мини-музее представлены разные виды  музыкальных, шумовых инструментов и прочих предметов (из которых можно извлечь звуки) стран ближнего и дальнего зарубежья и традиционные русские народные.

Совет музея: 3 человека (воспитатели, член родительского комитета)

Руководители музея: Голоскокова Е. Е., Заика Е. А.

Структура управления музеем: Руководитель музея планирует, координирует, контролирует работу в музее.

ПОЛОЖЕНИЕ О МУЗЕЕ

«Музей звука» МКДОУ ЦРР детский сад № 10 г. Россоши

1. Общие положения

1.1. Музей является тематически систематизированным собранием звуковых инструментов дальнего и ближнего зарубежья. Работа музея тесно связана с различными формами воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения.

2. Цель и задачи

2.1. Музей способствует осуществлению комплексного подхода к воспитанию дошкольников на лучших традициях нашего народа, бережного отношения к культуре народа.

2.2. Задачами музея являются:

  • Поддержка воспитательно-образовательной работы, пропаганда и реализация здоровьесберегающих технологий.
  • Приобщение родителей и воспитателей к социокультурным ценностям.

3. Содержание и формы работы

3.1. Актив музея проводит следующую работу:

  • Изучает литературно-исторические источники, соответствующие профилю музея;
  • Систематически пополняет фонды музея, путём активного поиска, используя различные формы поисковой работы (привлечение к поисковой деятельности родителей воспитанников дошкольного учреждения);
  • Обеспечивает сохранность музейных предметов;
  • Создаёт и обновляет экспозиции, стационарные и передвижные выставки;
  • Проводит экскурсионную работу для воспитанников дошкольного образовательного учреждения, их родителей, педагогов.
  • Оказывает содействие в использовании экспонатов и фондов музея в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения.

4. Руководство работой музея

4.1. Работа музея организуется на основе самоуправления. Руководит музеем Совет, избираемый на собрании актива.

4.2. Совет музея рассматривает и утверждает перспективные, календарные планы работы, тематико-экспозиционные, заслушивает отчёты о пополнении фонда музея, обсуждает основные вопросы деятельности музея, организует подготовку экскурсоводов.

4.3. Совет музея создаёт группы: поисковые, экскурсионные и лекторские.

АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Что такое музей? Это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений. Как часто мы туда заглядываем? Пусть каждый ответит для себя сам.

Н. В.Нагорский

Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья вправе рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом объединять свои духовные интересы с интересами детей. Наш опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей.

Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.

Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Но такое название нового воспитательного направления нам очень нравится. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с взрослыми.

        Итак:

  • музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;
  • является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;
  • способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
  • помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада;
  • мини-музеи в детском саду играют роль помещения для психологической разгрузки детей, и открывают новые возможности для коррекционной работы с "особыми" детьми.

ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ

Этап

Содержание работы

Сроки реализации

Ожидаемый результат

1.

Подготовительный этап

Педсовет.

Родительское собрание.

Анкетирование.

Октябрь 2013 г.

1. Определение темы и названия музея.

2. Выбор места для размещения.

3. Выбор инициативной группы.

2.

Практический этап

Сбор и изготовление экспонатов.

Оформление выставки.

Индивидуальная работа с детьми (подготовка экскурсоводов).

В течение года.

Создание мини-музея

3.

Подведение итогов

Заседание инициативной группы.

Проведение экскурсии в краеведческий музей. Экскурсии в мини-музей

Май 2014 г.

Дети-экскурсоводы проводят экскурсии в мини-музее.

ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ – МУЗЕЯ

Внедрение данного проекта предполагает, что к концу учебного года у старших дошкольников реализуется их естественная потребность превратить внутреннюю насыщенность музыкой в продукт собственного творчества. Овладение элементарными навыками и способами игры на музыкальных инструментах, умение играть в ансамбле и импровизировать на них будут способствовать самостоятельной деятельности детей по сочинению оркестровок знакомых песен и народных мелодий.

Критерии и показатели результативности образовательной деятельности:

  • Знать названия инструментов, составляющие фонд мини-музея, определять их на слух по тембру.
  • Знать приемы и способы игры на инструментах.
  • Знать расположение высоких и низких звуков на разных инструментах.
  • Уметь четко воспроизвести ритмический рисунок, сыгранный взрослым («подыграть музыканту»).
  • Уметь импровизировать на разных музыкальных инструментах мелодии на стихотворные тексты.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ

  1. Какие музеи расположены в непосредственной близости от Вашего дома? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

  1. В каком из музеев Вы нашли время побывать с ребёнком? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Как Вы могли бы объяснить своему ребёнку, для чего существуют музеи? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Можете ли Вы рассказать историю вашей улицы? ________________________________________________________________________
  4. Есть ли в Вашем доме вещи, представляющие интерес с точки зрения истории, памяти? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Какие формы взаимодействия семьи и детского сада Вы считаете наиболее эффективными? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  6. Приведёт ли сотрудничество семьи и дошкольного учреждения к развитию интереса к историческому прошлому своей Родины и формированию ценностных ориентиров к экспонатам музея у детей? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  7. Есть ли в Вашем доме какая-нибудь коллекция? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

   



Предварительный просмотр:

Перспективный план

Месяц

Образовательная деятельность с детьми - экскурсии

Мероприятия с родителями

Мероприятия с педагогами

Конкурсы, выставки, д/игры

Интеграция с другими образовательными областями

Сентябрь

  1. Путешествие по музею. Звуки окружающего мира: музыкальные и немузыкальные.

Анкетирование родителей:

«Музыкальное развитие в ДОУ».

Организация музыкального уголка в группе

Выставка фотографий из семейного альбома «Посещение музея»

Д/и «Найди похожий звук»,

Д/и «Шумовые коробочки».

Педагог предлагает детям послушать звуки, которые окружают их дома и изобразить их в виде рисунков

  1. История возникновения ударных, струнных и духовых инструментов.

Д/и «Музыкальные лоскутки»

Изготовление шумового инструмента «Барабан» (ручной труд)

Исполнение ритуального танца с барабанами

Октябрь

  1. «Деревянные истории» и «Металлические фантазии».

Выступление на родительском собрание «Сундучок идей: «Как организовать оркестр дома?»

Консультация для педагогов

«К детским музыкальным инструментам».

Обучение педагогов правильному звукоизвлечению при игре на ДМИ

Д/и «Стучалки».

Конкурс на лучшее изготовление шумового инструмента

«Поющие овощи».

Разучивание ритмодекламаций «Прыг – скок» или «Веселый старичок» (развитие речи)

  1. «Стеклянное королевство»

Д/и:

1.«Столовый музобоз», 2.«Музыканты»

Ритмодекламация «Хрустальный колокольчик»

Игра на ДМИ «Вальс – шутка», Д. Шостаковича

Ноябрь

  1. Знакомство со струнной щипковой группой инструментов.

Музыкально – игровая программа

«Мама и я – музыкальные друзья»

Музыкальный киоск.

Д/и «Веселый скрипач»

Изготовление струнного инструмента – домры.

Просмотр с детьми видеофильма

«Бременские музыканты»

Чтение с детьми рассказа В. Одоевского «Городок в табакерке»

  1. Знакомство со струнной смычковой группой инструментов

Д/и «Определи низкий и высокий струнный инструмент»

Разучивание песни «Веселый музыкант», муз. А.Филиппенко

Декабрь

  1. Знакомство с духовой группой инструментов

Упражнение на дыхание «Легкий ветерок»

Дидактическая игра «Кто это был?», «Кукушка»

Раскрашивание струнных инструментов в раскраске «Музыкальные инструменты» (ИЗО)

Изготовление шумовых банок и хрустальных колокольчиков для новогодних праздников

Создание музыкальных книжек – малышек для музыкального уголка

  1. Знакомство с духовой группой инструментов

Д/и «Назови инструмент»

Просмотр симфонической сказки «Петя и Волк».

Январь

  1. Знакомство с ударной группой музыкальных инструментов.

Выставка детских работ

«Мой самый любимый инструмент.

Я так хочу на нем научиться играть»

Д/и «Музыкальный инструмент»,

Разучивается песня «Вовин барабан», муз В. Герчик

Отгадываем вместе с детьми «Музыкальные головоломки»

Изготовление в совместной деятельности ударного инструмента

  1. Знакомство с ударной группой музыкальных инструментов

Д/и «Барабанщик»

«Игра с жестами»

Игра на детских ударных инструментах «Турецкий марш», муз. А.Моцарта

Февраль

  1. Знакомство с клавишной группой музыкальных инструментов

Мультимедийное представление

«Из истории клавишных»

Д/и «Веселый оркестр»

«Музыкальный киоск». Компьютерная музыкальная игра «Щелкунчик»

Провести с детьми музыкальную игру «Веселый оркестр»

  1. Знакомство с симфоническим оркестром

Д/и «Собери оркестр», «Дирижер»

Выступление детей ДМШ (струнные, клавишные)

Март

  1. Оркестр русских народных инструментов

Семейный праздник для старших дошкольников и их родителей

«Веселые ложкари»

Организация и проведение праздника, участие педагогов в театрализованных постановках

Д/и «Работа и забава»

Конкурс на лучшую книжку – малышку «Мой музыкальный инструмент»

Игра на русских народных инструментах. РНП «Калинка»

  1. Знакомство с русскими народными инструментами.

Д/и «Угадай-ка» (диск «Голоса музыкальных инструментов».

Разучивание русского народного танца с ложками «Коробейники»

Апрель

  1. Знакомство с инструментами  Черноземья

Папка – передвижка «Шумный концерт с Тигрулей»

Д/и «Угадай, на чем играю», «Вспомни название инструмента»

Рассматривание иллюстраций природы Алтая

  1. Знакомство с инструментами  Черноземья

Д/и «А+Б»

Упражнение на дыхание «Ветерок»

Мультимедийное представление «Алтай – жемчужина России.

Май

  1. Знакомство с инструментами народов мира.

Семейная викторина

«Мы музей наш посещали, очень много узнали»

Д/и «Лото», «Карнавал».

Разучивание песни «Кастаньетки»,

Разучивание танца с музыкальными инструментами (румба, маракасы, кастаньеты)

  1. Знакомство с инструментами народов мира.

Благотворительный концерт «Инструментальный калейдоскоп»

Благотворительный концерт «Инструментальный калейдоскоп»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музеи Москвы. Палеонтологический музей.

Совместная работа детей и родителей....

Из опыта работы в мини-музее группы №10 «Земляничка». «Музей идет в детский сад»

В нашей группе по результатам анкетирования и опроса родителей воспитанников группы был создан мини-музей «Рязанская горенка». Родители  и сами оказались активными помощниками в создании ми...

Реализация проекта "Дети в музее" в детском саду. Организация образовательной деятельности детей в рамках проекта "Дети в музее". Мини- музей в детском саду

В современном обществе музеи продолжают свою культурную  и просветительскую деятельность. Именно в дошкольном возрасте необходимо приучать ребенка к нравственно- культурным ценностям, муз...

Конспект экскурсии в музей краеведения «Добро пожаловать в музей!»

Задачи экскурсии в музей краеведения:- сформировать представление о краеведческом музее; расширить и углубить знания воспитанников об истории родного города;- развивать логическое мышление, любознател...

Мини-музей "Музей русского быта"

Музей создан для ознакомления дошкольников с условиями жизни русского народа в старину....

Мини-музей «Музей сказки» в первой младшей группе №6

Цель проекта:-приобщение к словесному искусству; формирование интереса к потребности в чтении. Задачи:Для детей:- ознакомить детей с фольклором;-способствовать развитию речи, расширению кругозора...