Консультация
консультация на тему

Рябова Тамара Ивановна

Консультация для воспитателей:"Воспитание нравственно-этических понятий у дошкольников."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_4.docx23.03 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственно-этическое воспитание - сложный педагогический процесс. Реализуя его основные задачи, педагоги ДОУ должны последовательно выстраивать свою работу, учитывать возрастные особенности детей и задействовать все виды детской деятельности. При этом активное участие родителей воспитанников в данном процессе также имеет немало важное значение.

Воспитание нравственно-этических понятий у дошкольников.

 

Родина - это сложное многогранное понятие, которое включает в себя любовь к самым близким людям - матери, отцу, к своему дому, улице, на которой живешь, родному городу, родной природе. Чувство любви к Родине является общечеловеческой ценностью и носит глубоко исторический характер.

Воспитание чувств ребенка, в т. ч. И патриотических, с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит прежде всего от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям согласно  энциклопедическому словарю (1998 г.) входят в понятие "патриотизм". По определению Российской педагогической энциклопедии (1999 г.), "патриотизм - социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу об ее интересах и готовность к ее защите от врагов". Он проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, уважении к историческому прошлому своего народа, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.

Чувство патриотизма, выражаемое прежде всего в привязанности к родным местам, так называемой малой родине, привычному укладу жизни, известно уже с древности. С развитием государства патриотизм наполняется политическим смыслом, связанным с требованием стойкости и мужества в войнах, отстаивания интересов Отечества.

Названные источники по-разному определяют понятие "патриотизм", но выделяют общую суть: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатства своей страны.

Существует многообразие подходов к воспитанию патриотизма, в т. ч. через любовь к родной природе и родному дому, чувство собственного достоинства, сострадание, сочувствие, доброту, способность вставать на точку зрения другого и пережить чужую беду как свою, волю к свободе, соборность, стремление к единению с другими людьми на основе любви к другим.

К средствам патриотического воспитания относятся: устное народное творчество, декоративноприкладное искусство, музыка, художественная литература, игра, самостоятельная детская деятельность. Условиями для наиболее эффективного решения задач патриотического воспитания являются:

• комплексный подход;

а знание педагогом истории и культуры своего народа;

  • правильно подобранный материал (по принципу доступности И понятности);
  • тематическое построение материала;
  • совместная работа детского сада и семьи.

На сегодняшний день задачи патриотического воспитания следующие:

  • формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому,

семье, детскому саду, городу, селу;

  • к культурному наследию своего народа;
  • к природе родного края;
  • воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям).

Базовым этапом в формировании у детей любви к Родине следует считать накопление ребенком

социального опыта жизни в своем Отечестве.

Ознакомление с важнейшими государственными символами - гербом и флагом нашей страны традиционно входит в содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста. В современных про граммах воспитания и образования дошкольников говорится о необходимости воспитания детей гражданами России, формирования у ребенка уже в дошкольном возрасте сознания своей причастности к судьбе Родины.

Герб и флаг в ходе исторического развития приобрели разнообразные функции: они объединяют людей, являются отличительными знаками для человека, сообщества, государства, символами власти.

Ознакомление детей с гербом и флагом страны имеет большое значение не только для воспитания чувства патриотизма, но и коллективизма, гуманистических ценностей, а также для формирования социальных навыков поведения, общения. Кроме того, у детей развиваются познавательные интересы, способность анализировать, читать и понимать символы, повышается интерес к творчеству.

При воспитании патриотических чувств важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что им близко и интересно.

Работа с родителями в этом направлении, также не менее важная. Это объясняется тем, что эмоционально-положительная атмосфера в семье создается ее членами, прежде всего родителями. Ведь Родина начинается с семьи. Наша цель - сформировать у родителей сознание необходимости целенаправленной работы по воспитанию у детей нравственно-этических понятий в условиях семьи и тесной взаимосвязи с дошкольным учреждением.

Содержание этой работы включает:

  • определение роли родителей в воспитании у детей нравственно-этических понятий: течество", "Патриот", "Гражданин»

• определение форм и средств воспитания детей в семье;

• повышение педагогической культуры родителей, расширение их педагогического кругозора.

Для этого используются разнообразные формы взаимодействия с семьями:

  • привлечение родителей к сбору краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиции группового мини-музея русского быта (музея игрушки);

организация консультаций и индивидуальных бесед по темам: -"Создание эмоционально-положительного климата в семье";

- "Как провести выходной день" ;

-"Какой литературой пополнить домашнюю библиотеку вашего ребенка";

- "Как подготовить и провести день рождения вашего ребенка";

  • оформление стенда с информацией о семейных праздниках, на темы консультаций;
  • привлечение родителей к организации и проведению групповых досугов то родился летом?","Город удобный и радостный", илости просим, гости дорогие", " Как выращивают хлеб"и т. д.;
  • оформление вместе с родителями фотовыставки "Мы москвичи с использованием фотографий детей в самых красивых местах города; "Отдыхаем всей семьей"; "Игрушки нашего детства".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....