"Труд детей в природе летом"
методическая разработка по теме
ТРУД ДЕТЕЙ В ПРИРОДЕ ЛЕТОМ
(методические рекомендации для педагогов)
Содержание.
|
|
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trud_v_prirode._moted.rekosendatsii.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТРУД ДЕТЕЙ В ПРИРОДЕ ЛЕТОМ
(методические рекомендации для педагогов)
Содержание.
|
|
|
1. Как устроить цветник.
Наиболее распространенными формами цветочных насаждений являются клумбы, рабатки, газоны. В цветочном оформлении важно правильно отобрать декоративные растения (по высоте, форме и окраске цветов, по времени цветения).
Растения отбирают с таким расчетом, чтобы иметь непрерывно цветущие клумбы с ранней весны и до поздней осени. Для ранне-весеннего цветения сажают прямо в грунт с осени луковичные растения – тюльпаны, нарциссы, или сеют в июле предшествующего года анютины глазки, незабудки, маргаритки с тем, чтобы ранней весной высадить их на постоянное место.
По окончании цветения ранних весенних растений на эти же клумбы высаживают рассаду летников, незабудки совсем удаляют, а тюльпаны и нарциссы оставляют на месте, анютины глазки можно заменить астрами, цветущими до глубокой осени.
- Клумбы.
Они должны быть сложные по форме, лучше всего клумбы выглядят круглые, овальные, четырехугольные. Не нужно делать их большими. Разбивая клумбы необходимо самые высокие растения сажать в центр, далее растения средней высоты, на краю клумбы должны расти самые низкие растения (бордюрные). Для бордюров можно использовать низкие астры, бархатцы алиссиум, лобелия, низкий перетрум, флокс субулята.
- Рабатки.
Это длинные узкие клумбы по сторонам дорожек, у стен зданий, вдоль террас и заборов, растения на них сажают рядами: в 1-ом – примулу грунтовую, во 2-м – ирисы или флоксы, в 3-м – георгины или дельфиниумы.
- Газоны.
Зеленые газоны служат хорошим фоном для цветников. Они особенно хороши, когда высажены группами многолетники и цветущие кустарники. Посев семян производят ранней весной, когда почва еще влажная.
2. Выращивание декоративных растений.
По продолжительности жизни в грунте декоративные растения делятся на многолетники, двулетники и однолетники.
В группу многолетних растений входят такие, у которых на зиму наземные части отмирают, а жизнь их сохраняется в подземных частях: луковицах, клубнях, корневищах и корнях. Размножаются многолетники семенами, делением куста, черенкованием, луковицами, клубнями, прививкой.
Растения, семена которых трудно прорастают (пион, ирис) или сами растения медленно развиваются (многие луковичные), размножаются вегетативным способом.
Для весеннего цветения можно использовать подснежники, крокус, примулу, нарцисс, купальницу. Растения летнего цветения – люпин, пион, ирис, дельфиниум, георгин, гладиолус, флокс. Среди поздноцветущих интересны многолетние астры, китайские хризантемы.
- Двулетники.
К ним относятся те растения, которые зацветают на второй год после посева семян. Растения эти очень красивы, цветут в первую половину лета: фиалки, незабудки, гвоздика турецкая, маргаритки.
- Однолетники.
К ним относятся растения, которые вырастают, зацветают, дают зрелые семена и отмирают в год посева. Наиболее распространенные из них: алиссум кларкия, астра, бальзамин, бархатцы, гвоздика, горицвет, левкой, львиный зев, люпин, мак, ноготки, петунья, сальвия, душистый табак. Однолетники размножают посевом семян для выращивания рассады в ящиках, горшках. Большинство из них можно выращивать грунтовым способом.
Посевом в грунт можно выращивать горошек душистый, ноготки, львиный зев, мак, настурцию, флокс. Петунья, гвоздика, горошек душистый пересадку совсем не переносят, поэтому рассаду в грунт высаживают вместе с земляным комом. Мак, левкой, настурцию размножают сразу посадкой в грунт.
Вьющиеся растения размножаются сразу посевом в грунт, почва должна быть хорошо обработана. Наиболее распространены из них: ипомея, настурция, фасоль, горошек душистый. Они украшают здания, хозяйственные постройки, заборы.
3. Как устроить огород.
Площадь под огород младших групп отводится 1 кв.м. на каждого ребенка, включая дорожки. Для детей средней группы – норма увеличивается до 1,5 кв.м., для старших – до 2 кв.м. Размеры огорода могут быть и другие, что зависит от местных условий.
На участке, отведенном под огород, делают грядки шириной 60 см и междурядье шириной 1,5 м. На нее выносится стойка с инструментом для работы.
Для отдыха детей, проведения занятий и наблюдений ставится стол и скамейка.
На огороде для малышей следует использовать быстрорастущие растения и, прежде всего, такие, которые можно есть сырыми. Это лук, горох, редис.
Старшие дети могут посеять для малышей семена моркови, редиса, репы.
В средней группе используются те же культуры, но и еще и огурцы, салат, свекла. На огороде старших детей дается весь набор овощных растений для детского сада.
При этом на огороде выращиваются овощи, которые размножаются семенами и рассадой (огурцы, помидоры). Сажают также тыкву, подсолнечник, картофель. В подготовительной группе даются различные семена моркови, картофеля, огурцов, капусты, петрушки.
4. Сроки посева.
Сроки посева для растений различные. Морозостойкие культуры – морковь, петрушка, салат, редис, укроп – высевают в первой половине мая, чтобы они успели прорасти до просыхания верхнего слоя почвы. При 5–8*С производят посадку лука, картофеля, репы, редиса, высаживают в грунт рассаду капусты.
Культуры, требовательные к теплу – огурцы, тыкву, помидоры – сажают рассадой тогда, когда температура почвы поднимается до 10*С и минует опасность весенних заморозков.
5. Правила посева.
Мелкие семена сеют, смешивая их с песком. Для посадки мелких семян (укроп, редис, морковь) делают бороздки, которые проводят пикировочным колышком (расстояние 40-50 см, глубина 5 мм), семена размещают на расстоянии 20 мм.
Семена среднего размера (огурец) сеют в бороздки на равном расстоянии друг от друга.
Крупные семена (бобы, горох, лук) сажают по одному в лунки, сделанные маркером, которые располагаются на одинаковом расстоянии.
Во время посадки рассады делать ямки по величине корней, налить воды в ямку, подождав пока она впитается в землю, опустить в нее растение с комом земли. Потом засыпать и «обжать» землю вокруг стебля, оставляя ямку для полива. Рассаду, выращенную в торфяном горшочке или бумажном стаканчике, высаживают в них землю. При закапывании следить, чтобы корневая шейка не была засыпана землей. Для ускорения появления всходов семена замачивают, проращивают: семена лука – 1-2 суток, огурцов, редиса, салата – 8-12 час., гороха – 2-6 час.
6. Выращивание рассады, уход за растениями.
Те овощные культуры, которые имеют вегетационный период 4-5 мес., не успевают созревать в условиях средней полосы, поэтому перед высадкой в грунт их выращивают рассадой (капуста, помидоры, огурцы, кабачки).
Для выращивания рассады в 1 половине апреля семена сеют в ящики, размер их 50*30*8 см. На дно ящика кладут для дренажа мелкие камушки (1,5-2 см), насыпают землю (смесь из двух частей перегноя и одной части дерновой). Семена высеивают в мелкие бороздки на расстоянии 3-4 см одна от другой и заделывают просеянной землей.
Ящик с рассадой держат ближе к свету. По мере подсыхания земли ее поливают теплой водой. После появления всходов их пикируют, т.е. корни растений прищипывают на 1/3 их длины для развития более мощной корневой системы и пересаживают в торфоперегнойные горшочки или бумажные стаканчики с землей. Рассаду надо закалить, приучить к развитию в условиях открытого грунта. Для этого ящики с ней выносят днем из помещения на воздух.
- Подкормка растений.
Подкормку растений производят органическими (коровий, птичий помет) и минеральными (суперфосфат, селитра, калийная соль, древесная зола) удобрениями. Чтобы приготовить органическую подкормку, в ведро или бочку насыпают до половины их высоты удобрение и наливают доверху воду. Всю массу размешивают, через несколько суток перебродивший коровяк разбавляют 7-8 ч. воды, а птичий – 10 ч. воды, на ведро разведенного коровяка добавляется 30 гр. суперфосфата.
Для минеральной подкормки употребляют спец. смеси, при отсутствии их печную золу из расчета 50 гр. на 1 кв.м.
Производят подкормку после дождя или обильного полива через бороздки глубиной 12 см, которые делают на расстоянии 6-8 см от растений. Раствор выливают из лейки, с которой снято ситечко во избежание попадания раствора на листья растений.
- Техника вскопки земли.
Лопата должна соответствовать росту ребенка. Лопату нужно глубоко всаживать в землю то правой, то левой ногой по очереди, двигаясь назад, чтобы не затаптывать вскопанной земли. Граблями рыхлить землю, не оставляя комков, зубьями выбрасывать остатки травы, тыльной стороной граблей разравнивать землю.
- Техника рыхления.
Рыхление необходимо для снабжения почвы кислородом. Рыхление производится отточенным колышком или специальной лопаточкой с желобком посередине, держа ее сверху.
Рыхлить нужно осторожно, чтобы не повредить корни растений. Около стебля помельче, между растениями поглубже, сильнее. При обучении рыхлению вначале нужно наметить ориентиры: воткнуть высокую палочку для большого размаха и сильного удара и меньшую палочку для слабого размаха и меньшего удара. Начинать обучение рыхлению надо с растений, расположенных в ровные ряды, находящиеся на большом расстоянии друг от друга и имеющих глубоко залегающий корень (морковь, картофель, свекла).
Рыхление почвы проводят 3-4 раза в лето, чтобы не допустить роста сорняков и образования корки, через которую почва сильно и быстро испаряет влагу, корку разбивают после каждого обильного полива или дождя. Рыхление вокруг крупных растений производят мотыгой, вокруг мелких – садовой вилкой.
- Прореживание.
Прореживание карнизов производят дважды: первый раз при появлении настоящих листьев, второй – через 2-3 недели. После первого прореживания расстояние между растениями лука, репы, моркови, петрушки должно составлять 2-3 см, после второго – 6-8 см. У салата после первого прореживания – 1-2 см, после второго – 15-20 см. Растения, удаленные после прореживания, можно использовать для посадки в другом месте.
- Поливка.
Поливка бывает более или менее обильной, что зависит от неодинаковых потребностей растений во влаге. Однако, можно принять за правило: если земля, взятая с глубины 5-10 см и сжатая в кулаке, рассыпается при его разжимании, значит необходима поливка. Поливать надо реже, но обильно, чтобы вода доходила до всех корней растения.
Полив обычно проводят вечером, воду льют постепенно, по нескольку раз возвращаясь на одно и то же место. Лейку держат как можно ближе к поверхности земли.
- Прополка.
Прополку лучше всего производить после дождя, так из влажной почвы сорняки легче удалять вместе с корнем. Прополка нужна для того, чтобы сорняки не мешали росту культурных растений, не отнимали солнце, свет, влагу.
Обучение приемам прополки производится на фронтальном занятии: траву взять за стебель, немножко раскачать и выдернуть, стряхнуть землю. Для облегчения работы можно дать палочку, которая поможет раскачать корень и выдернуть его из земли.
- Борьба с вредителями.
Из овощных растений чаще всего страдают от вредителей крестоцветные. Всходы редиса, капусты и репы часто уничтожает земляная блоха. Для защиты от нее влажные листья растений нужно посыпать золой или дорожной пылью. Гусеницы бабочки-капустницы собираются руками в ведро, в котором налита вода и немного керосина.
Свеклу, горох и капусту часто повреждают тли. Для их уничтожения растения опрыскивают раствором мыла. Всходы лука, поврежденные луковой мухой, удаляют и уничтожают. Применять ядохимикаты нельзя!
7. Правила сбора урожая.
Собирать нужно только зрелые плоды. Ягоды надо срывать так, чтобы не повредить растения. Собирая семена цветов, снимать только зрелые коробочки, цветы срезать. Семена сортировать, складывать в пакеты, на которых наклеивать картинки с изображением плодов. Выкапывая овощи, ботву складывать в приготовленную яму, которую потом нужно закопать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Наблюдения и труд детей в природе с участием персонажей" (Ранней весной)
Сообщение падагогического опыта....
Труд детей в природе.
Очень рано дети начинают понимать, что растения живые. Их жизнь целиком зависит от тог, как за ними ухаживают люди: поливают, подкармливают, рыхлят, пересаживают. Сначала ребенок просто наблюдает за д...
Консультация для воспитателей «Труд детей в природе».
Рассмотриваются программные задачи формирования этих навыков и воспитания детей разного дошкольного возраста в данном виде труда....
Консультация для воспитателей «Труд детей в природе».
Рассмотриваются программные задачи формирования этих навыков и воспитания детей разного дошкольного возраста в данном виде труда....
Семинар - практикум для воспитателей на тему: "Труд детей в природе"
Труд детей в природе играет большую роль в развитии личности ребенка. Практикум нацелен на формирование у педагога совокупности теоретических знаний по трудовому воспитанию....
«ТРУД ДЕТЕЙ В ПРИРОДЕ»
Природа оставляет глубокий след в душе...
«Требования к организации детского труда. Труд детей в природе и трудовые поручения»
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей ...