Как выявить гиперактивного ребёнка? Пильникова М.Э.
консультация (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей. Как выявить гиперактивного ребёнка?
Изучив медицинскую карточку ребёнка можно увидеть различные неврологические диагнозы: энцефалопатия, минимальная мозговая дисфункция, синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Родители должны знать, что обозначают слова в карточке. Спрашивайте врачей о диагнозах, которые они ставят ребёнку. Не ждите, что врачи сами вам расскажут. Медики – это каста, 150 лет они говорили на особом языке. Сейчас латынь осталась в диагнозах и рецептах. Расспрашивать врачей надо до тех пор, пока вам не станет всё ясно.
Ваша задача состоит в том, чтобы выяснить следующее:
- что значит этот диагноз?
- какая система нарушена?
- как проявляется?
- какие методы лечения?
- каков прогноз?
- как заболевание протекает в разные периоды (например, в подростковый)
- что можно почитать на эту тему?
Существует мнение, что с каждым днём в нашем городе, стране рождается всё больше детей с различными патологиями. Да, объективные поводы для тревоги есть. Но раньше времени паниковать не стоит. Усовершенствовалась диагностика неврологических заболеваний у детей раннего возраста. То есть было меньше не больных, а диагнозов. И появились новые группы лекарств.
Какие же диагнозы могут встречаться в медицинских карточках? Что это перестраховка или желание полечить новейшими препаратами? Попробуем разобраться.
Энцефалопатия – повреждение мозга. Если диагноз ставиться до года, то это значит, что у ребёнка есть нарушения в работе центральной нервной системы. Причина: травма в (пренатальном, перинатальном и постнатальном) периоде. Большая часть энцефалопатий компенсируется без всякого лечения, часть требует медикаментозного лечения. У некоторых детей нарушения сохраняются, и к 4-5 годам появляется другой диагноз: ММД (минимальная мозговая дисфункция).
ММД
- Мозг ребёнка получил повреждение, то есть часть клеток мозга не функционирует
- Нервные клетки не восстанавливаются, а здоровые берут на себя их функцию и поэтому нервная система работает с двойной нагрузкой.
- При возникновении стрессовых ситуаций или после соматических заболеваний у гипердинамичных детей ухудшаются неврологические проблемы, усиливаются нарушения в поведении.
- В нервной системе есть два процесса - торможение и возбуждение. При гипердинамическом синдроме поражаются структуры, обеспечивающие процесс торможения.
- При благополучном развитии событий произойдёт компенсаторная функция.
Наблюдения учёных показали, что ММД чаще сопровождается снижением внимания и умственной работоспособности и только некоторым детям присуща гиперактивность. Однако гиперактивные дети всегда страдают дефицитом внимания. В последние годы специалисты в таких случаях ставят диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью).
Как определить, есть ли у вашего ребёнка неврологические проблемы?
Существуют признаки, по которым можно заподозрить, что у ребёнка гипердинамический синдром.
- Анкета «Признаки импульсивности»
№ | Ребёнок | Да | Нет |
1. | Всегда находит быстрый ответ, когда его о чём-то спрашивают (возможно, и неверный, но очень быстрый). | ||
2. | У него часто меняется настроение. | ||
3. | Многие вещи его раздражают, выводят из себя. | ||
4. | Ему нравится работа, которую можно сделать быстро. | ||
5. | Обидчив, но не злопамятен. | ||
6. | Очень чувствуется, что ему всё надоело. | ||
7. | Быстро, не колеблясь, принимает решение. | ||
8. | Может резко отказаться от еды. | ||
9. | Нередко отвлекается на занятиях. | ||
10. | Когда кто-то на него кричит, он тоже кричит в ответ. | ||
11. | Обычно уверен, что справится с любым заданием. | ||
12. | Может нагрубить родителям, педагогу. | ||
13. | Временами кажется, что он переполнен энергией. | ||
14. | Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит. | ||
15. | Требует к себе внимания, не хочет ждать. | ||
16. | В играх не подчиняется общим правилам. | ||
17. | Горячится во время разговора, часто повышает голос. | ||
18. | Легко забывает поручения взрослых, увлекается игрой. | ||
19. | Любит организовывать и предводительствовать. | ||
20. | Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других. |
Заполните бланк ответов.
Если в графе «да» отмечено 15-20 ответов, это может говорить о высокой степени импульсивности, 7-14- о средней степени импульсивности, 0-5- о низкой степени.
- Критерии выявления гиперактивного ребёнка
Высокая двигательная активность
№ | Утверждение | Да | Нет |
1. | Беспокоен в движениях (барабанит пальцами, забирается куда-либо) | ||
2. | Ёрзает на месте. | ||
3. | Находится в постоянном движении. | ||
4. | Очень говорлив. | ||
5. | Спит намного меньше. |
Дефицит активного внимания.
№ | Утверждение | Да | Нет |
1. | Непоследователен в поведении. | ||
2. | Имеет трудности в организации. | ||
3. | Имеет много незаконченных проектов. | ||
4. | Не слышит, когда к нему обращаются. | ||
5. | С большим энтузиазмом берётся за задание, но не заканчивает его. | ||
6. | Теряет вещи. | ||
7. | Избегает задач, которые требуют умственных усилий и скучных заданий. | ||
8. | Часто бывает забывчив. |
Импульсивность
№ | Утверждение | Да | Нет |
1. | Не может регулировать свои действия. | ||
2. | Не умеет подчиняться правилам. | ||
3. | Отвечает до того, как его спросят. | ||
4. | Не может дождаться своей очереди в игре, на занятиях. | ||
5. | Часто вмешивается в разговор, прерывает говорящего. | ||
6. | Плохо сосредотачивает внимание. | ||
7. | Не может отложить вознаграждение. | ||
8. | Вариативность поведения (на одних занятиях спокоен, на других - нет). |
Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы 6 из перечисленных признаков, можно предположить, что ребёнок, является гиперактивным.
- Признаки, по которым можно заподозрить, что у ребёнка гипердинамический синдром.
1.Наличие неврологических диагнозов (минимальная мозговая дисфункция, энцефалопатия, синдром внутричерепной гипертензии)
2. Наличие неконтролируемой моторной активности.
3. Очень слабая концентрация внимания. Ребёнок бросает одно дело – начинает другое.
4.Любые стойкие нарушения сна.
5. Расторможенность и возбудимость ребёнка.
6. Наличие логопедических проблем ( задержка речевого развития, общее недоразвитие речи ).
7. Неумение приспособиться к дисциплинарным требованиям.
8. Полное отсутствие инициативы, нелюбовь к новому.
9. Быстрая захлёбывающая речь.
10. Стойкая неуспеваемость в начальной школе. Неуспевать может по какому-то одному предмету или сразу по всем. Учителя говорят: мог бы учиться лучше.
11. Повышенный травматизм.
12. Наличие одного или нескольких моторных тиков (моргает, покашливает, трёт нос, грызёт ногти, крутит головой)
13 Дневной и ночной энурез
14. Поверхностная, избыточная общительность.
15.Предпочитает младших партнёров по играм.
16. Ведёт себя как ребёнок младшего возраста.
17. Состояние, настроение меняется в зависимости времени года, суток. Метеочувтвительны.
18. При небольшом стрессе может наступить срыв.
Если набралось 4-5 признаков – скорее всего синдром имеется.
Что делать родителям дошкольника, если у него гипердинамический синдром?
Рекомендации для родителей и педагогов.
- Не пытайтесь усадить ребёнка. Именно в движении он усваивает информацию. Фиксация позы требует много сил.
- Занятия должны быть короткими. Постепенно увеличивайте время занятий.
- К занятиям готовьте всё сразу, чтобы не было повода отвлечься.
- Занятия должны быть регулярными.
- Не гонитесь за суперсовременными системами, а больше играйте в развивающие игры.
- Ориентируйтесь на состояние ребёнка. У гипердинамичных детей бывают «плохие дни», когда ничего не получается. Отметьте: «Сегодня у тебя это не получается, ничего страшного. Мы к этому вернёмся завтра».
- Не наказывайте ребёнка, лишая движения. Желательно чтобы в квартире были спортивные снаряды.
- Необходимы кружки и секции, где есть движения (плавание, бег, гимнастика, лыжи)
- Не отдавать ребёнка раньше 7 лет в школу.
- Соблюдать режим дня.
Общие рекомендации для родителей, у которых дети с нарушением нервной системы.
- Обратитесь в первую очередь к специалисту в области невропатологии.
- Создайте в семье такую обстановку, которая бы работала на выздоровление ребёнка:
- Примите как данность что у ребёнка слабая нервная система. Поверьте: он рад стать паинькой, да с самим собой у него сладу нет.
- Не выясняйте отношений в присутствии ребёнка.
- Будьте ровны в общении, меньше окриков и наказаний.
- Выработайте единую стратегию воспитания, которой должны придерживаться все.
- Режим дня синхронизирует работу нервной системы.
- Наложите запрет на бесконтрольный просмотр передач по телевизору. Ограничьте время проведения у компьютера. Мелькание кадров может вызвать судорожный приступ.
- Пусть ребёнок больше рисует, лепит, вырезает, играет в конструктор.
- Чаще читайте ребёнку книги и слушайте вместе спокойную музыку.
- В школу определяйте не раньше 7 лет и с адекватной нагрузкой.
До определения ребёнка в образовательное учреждение поговорите с воспитательницей, учительницей о проблемах малыша. Не стесняйтесь, вы просите не о поблажках, а об индивидуальном подходе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный творческий проект В подготовительной к школе группе «Дружная семейка» детского сада. Тема: «Огород на подоконнике». Выполнили: Воспитатели Пильникова Е.В Образовательная область«Познавательно речевое».
Краткосрочный творческий проектВ подготовительной к школе группе «Дружная семейка» детского сада. Тема: «Огород на подоконнике»....