Как выявить гиперактивного ребёнка? Пильникова М.Э.
консультация (подготовительная группа) по теме

Лакевич Валентина Владимировна

Анкета для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.giperaktivnyy_rebyonok.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация  для  родителей.  Как  выявить  гиперактивного  ребёнка?

Изучив  медицинскую  карточку  ребёнка  можно  увидеть  различные  неврологические  диагнозы:  энцефалопатия,  минимальная  мозговая  дисфункция,  синдром  дефицита  внимания  с  гиперактивностью.  Родители  должны  знать,  что  обозначают  слова  в  карточке. Спрашивайте  врачей  о  диагнозах,  которые  они  ставят  ребёнку.  Не  ждите,  что  врачи  сами  вам  расскажут.  Медики – это  каста,  150  лет  они  говорили  на  особом  языке.  Сейчас  латынь  осталась  в  диагнозах  и  рецептах.  Расспрашивать  врачей  надо  до  тех  пор,  пока вам  не  станет  всё  ясно.  

Ваша  задача  состоит  в том,  чтобы  выяснить  следующее:

- что  значит  этот  диагноз?

- какая  система  нарушена?

- как  проявляется?

- какие  методы  лечения?

- каков  прогноз?

- как  заболевание  протекает  в  разные  периоды (например,  в  подростковый)

- что  можно  почитать  на  эту  тему?

Существует  мнение,  что  с  каждым  днём  в  нашем  городе,  стране  рождается  всё  больше детей  с  различными  патологиями.  Да,  объективные  поводы  для  тревоги  есть.  Но  раньше  времени  паниковать  не  стоит.  Усовершенствовалась  диагностика   неврологических  заболеваний  у  детей  раннего  возраста.  То  есть  было  меньше  не  больных,  а  диагнозов.  И  появились  новые  группы  лекарств.

Какие  же  диагнозы  могут  встречаться  в  медицинских  карточках?  Что  это  перестраховка  или  желание  полечить  новейшими  препаратами?  Попробуем  разобраться.

Энцефалопатия – повреждение  мозга.  Если  диагноз  ставиться  до  года,  то  это  значит,  что  у  ребёнка  есть  нарушения  в  работе  центральной  нервной  системы.  Причина: травма  в  (пренатальном,  перинатальном  и  постнатальном) периоде.  Большая  часть  энцефалопатий  компенсируется  без  всякого  лечения,  часть  требует медикаментозного  лечения. У некоторых  детей   нарушения  сохраняются,  и  к  4-5  годам  появляется  другой  диагноз: ММД (минимальная  мозговая  дисфункция).

ММД

  1. Мозг  ребёнка  получил  повреждение,  то  есть  часть  клеток  мозга  не  функционирует
  2. Нервные  клетки  не  восстанавливаются,  а  здоровые  берут  на  себя  их  функцию  и поэтому  нервная система  работает  с  двойной  нагрузкой.
  3. При  возникновении  стрессовых  ситуаций  или  после  соматических  заболеваний  у  гипердинамичных  детей  ухудшаются  неврологические  проблемы,  усиливаются  нарушения  в  поведении.
  4. В  нервной  системе  есть  два  процесса  - торможение  и  возбуждение. При  гипердинамическом  синдроме  поражаются  структуры,  обеспечивающие  процесс  торможения.
  5. При  благополучном  развитии  событий  произойдёт  компенсаторная  функция.

        

Наблюдения  учёных  показали,  что  ММД  чаще  сопровождается  снижением  внимания  и  умственной  работоспособности  и  только  некоторым  детям  присуща  гиперактивность.  Однако  гиперактивные  дети  всегда  страдают  дефицитом  внимания.  В последние  годы  специалисты  в  таких  случаях  ставят  диагноз  СДВГ  (синдром  дефицита  внимания  с  гиперактивностью).

     

Как  определить,  есть  ли  у вашего  ребёнка  неврологические  проблемы?

Существуют  признаки,  по  которым  можно  заподозрить,  что  у  ребёнка  гипердинамический  синдром.  

  1. Анкета «Признаки  импульсивности»

        

Ребёнок

Да

Нет

1.

Всегда  находит  быстрый  ответ,  когда  его  о  чём-то  спрашивают (возможно, и  неверный, но  очень  быстрый).

2.

У  него  часто  меняется  настроение.

3.

Многие  вещи  его  раздражают,  выводят  из  себя.

4.

Ему  нравится  работа, которую  можно  сделать  быстро.

5.

Обидчив,  но  не  злопамятен.

6.

Очень  чувствуется,  что  ему  всё  надоело.

7.

Быстро,  не  колеблясь,  принимает  решение.

8.

Может  резко  отказаться  от  еды.

9.

Нередко  отвлекается  на  занятиях.

10.

Когда  кто-то  на  него  кричит, он  тоже  кричит  в  ответ.

11.

Обычно  уверен,  что  справится  с любым  заданием.

12.

Может  нагрубить  родителям,  педагогу.

13.

Временами  кажется,  что  он  переполнен  энергией.

14.

Это  человек  действия,  рассуждать  не  умеет  и  не  любит.

15.

Требует  к себе  внимания,  не  хочет  ждать.

16.

В  играх  не  подчиняется  общим  правилам.

17.

Горячится  во  время  разговора,  часто  повышает  голос.

18.  

Легко  забывает  поручения  взрослых,  увлекается  игрой.

19.

Любит  организовывать  и  предводительствовать.

20.

Похвала  и порицание  действуют  на  него  сильнее,  чем  на  других.      

Заполните  бланк  ответов.

Если  в  графе  «да»  отмечено  15-20  ответов,  это  может  говорить  о  высокой  степени  импульсивности,  7-14-  о  средней  степени  импульсивности,  0-5-  о  низкой  степени.

  1. Критерии  выявления  гиперактивного  ребёнка

        Высокая  двигательная  активность

Утверждение

Да

Нет

1.

Беспокоен  в  движениях  (барабанит  пальцами,  забирается  куда-либо)

2.

Ёрзает  на  месте.

3.

Находится  в  постоянном  движении.

4.

Очень  говорлив.

5.

Спит  намного  меньше.

Дефицит  активного  внимания.

Утверждение

Да

Нет

1.

Непоследователен  в  поведении.

2.

Имеет  трудности  в  организации.

3.

Имеет  много  незаконченных  проектов.

4.

Не  слышит,  когда  к нему  обращаются.

5.

С большим  энтузиазмом  берётся  за  задание,  но  не   заканчивает  его.

6.

Теряет  вещи.

7.

Избегает  задач,  которые  требуют  умственных  усилий  и  скучных  заданий.

8.

Часто  бывает  забывчив.

Импульсивность

Утверждение

Да

Нет

1.

Не  может  регулировать  свои  действия.

2.

Не  умеет  подчиняться  правилам.

3.

Отвечает  до  того,  как  его  спросят.

4.

Не  может  дождаться  своей  очереди  в  игре,  на  занятиях.

5.

Часто  вмешивается  в  разговор,  прерывает  говорящего.

6.

Плохо  сосредотачивает  внимание.

7.

Не  может  отложить  вознаграждение.

8.

Вариативность  поведения  (на  одних  занятиях  спокоен,  на  других - нет).

Если  в  возрасте  до  7  лет  проявляются  хотя  бы  6  из  перечисленных  признаков,  можно  предположить,  что  ребёнок,  является   гиперактивным.  

  1. Признаки,  по  которым  можно  заподозрить,  что  у  ребёнка  гипердинамический  синдром.

1.Наличие  неврологических  диагнозов (минимальная  мозговая  дисфункция, энцефалопатия, синдром  внутричерепной  гипертензии)

2. Наличие  неконтролируемой  моторной  активности.

3. Очень  слабая  концентрация  внимания.  Ребёнок  бросает  одно  дело – начинает  другое.

4.Любые  стойкие  нарушения  сна.

5. Расторможенность  и  возбудимость  ребёнка.

6. Наличие  логопедических  проблем ( задержка  речевого  развития, общее  недоразвитие  речи ).

7. Неумение  приспособиться  к  дисциплинарным  требованиям.

8. Полное  отсутствие  инициативы,  нелюбовь  к  новому.

9. Быстрая  захлёбывающая  речь.

10. Стойкая  неуспеваемость  в  начальной  школе. Неуспевать  может  по  какому-то  одному  предмету  или  сразу  по  всем.  Учителя  говорят: мог  бы  учиться  лучше.

11. Повышенный  травматизм.

12. Наличие  одного  или  нескольких  моторных  тиков (моргает, покашливает, трёт  нос, грызёт  ногти, крутит  головой)

13 Дневной  и  ночной  энурез

14. Поверхностная, избыточная  общительность.

15.Предпочитает  младших  партнёров  по  играм.

16. Ведёт   себя  как  ребёнок  младшего   возраста.

17. Состояние,  настроение  меняется в  зависимости  времени  года,  суток. Метеочувтвительны.

18. При  небольшом  стрессе  может  наступить  срыв.

Если  набралось  4-5  признаков – скорее  всего  синдром  имеется.                                    

 Что  делать  родителям   дошкольника,  если  у  него  гипердинамический  синдром?  

Рекомендации  для  родителей  и  педагогов.

  • Не  пытайтесь  усадить  ребёнка.  Именно в  движении  он  усваивает  информацию.  Фиксация  позы  требует  много  сил.
  • Занятия  должны  быть  короткими. Постепенно увеличивайте  время  занятий.
  • К  занятиям  готовьте  всё  сразу,  чтобы  не  было  повода  отвлечься.
  • Занятия  должны  быть  регулярными.
  • Не  гонитесь  за суперсовременными  системами, а  больше  играйте  в  развивающие  игры.
  • Ориентируйтесь на  состояние  ребёнка.  У  гипердинамичных  детей  бывают  «плохие  дни»,  когда  ничего  не  получается. Отметьте: «Сегодня  у  тебя  это  не  получается,  ничего  страшного.  Мы  к  этому  вернёмся  завтра».
  • Не  наказывайте  ребёнка,  лишая  движения.  Желательно чтобы  в  квартире  были  спортивные  снаряды.
  • Необходимы  кружки  и  секции,  где  есть движения  (плавание, бег,  гимнастика,  лыжи)
  •  Не  отдавать  ребёнка  раньше 7  лет  в  школу.
  • Соблюдать  режим  дня.    

Общие  рекомендации  для  родителей,  у  которых  дети  с  нарушением  нервной  системы.

        

  • Обратитесь  в  первую  очередь  к  специалисту  в  области  невропатологии.
  • Создайте  в  семье  такую  обстановку,  которая  бы  работала  на  выздоровление  ребёнка:
  • Примите  как  данность  что  у  ребёнка  слабая  нервная  система. Поверьте:  он  рад  стать  паинькой,  да  с  самим  собой  у  него  сладу  нет.
  • Не  выясняйте  отношений  в  присутствии  ребёнка.
  •  Будьте  ровны  в  общении,  меньше  окриков  и  наказаний.
  • Выработайте  единую  стратегию воспитания,  которой  должны  придерживаться  все.
  • Режим  дня  синхронизирует  работу  нервной  системы.
  • Наложите  запрет  на бесконтрольный  просмотр  передач  по  телевизору. Ограничьте  время  проведения  у  компьютера.  Мелькание  кадров  может  вызвать  судорожный  приступ.
  • Пусть  ребёнок  больше  рисует,  лепит, вырезает,  играет  в  конструктор.
  • Чаще  читайте  ребёнку  книги  и  слушайте  вместе  спокойную  музыку.
  • В  школу  определяйте  не  раньше  7  лет  и  с  адекватной  нагрузкой.

До  определения  ребёнка  в  образовательное  учреждение  поговорите  с  воспитательницей,  учительницей   о  проблемах  малыша.  Не  стесняйтесь,  вы  просите не о  поблажках,  а  об  индивидуальном  подходе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты