"Лукоморье" проект
проект (подготовительная группа) по теме

Бродникова Марина Анатольевна

     Творческое наследие А.С. Пушкина является живым достоянием нашей современности. Сегодня поэзия А.С. Пушкина воспринимается как неотъемлемая часть круга детского чтения и сопровождают юного читателя в течении многих лет его взросления.

     Настоящая литература помогает жить полнее и осознаннее: заметить в жизни что-то новое, увидеть в событиях более глубокий смысл. Мы смотрим в книгу, как в зеркало, и находим в ней отражение того, что происходит в нашей душе. Необходимо помочь детям «открывать» для себя писателей, поэтов, находить и проходить свой путь навстречу тексту, научиться понимать и чувствовать слово и развивать свой вкус.

     Проект «Лукоморье» дает возможность  изучить одну из интереснейших страниц в истории русской культуры и приобщить к богатству родного языка.

     Реализация проекта происходит через разные виды детской деятельности: занятия, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций изображений А.С. Пушкина (портреты, автопортреты, картины, памятники), рассматривание иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина, речевые подвижные игры, поисково-познавательная,  продуктивная и театрализованная деятельности, создание выставок, дидактические игры, музыка, просмотр мультфильмов, слушание аудиосказок, презентация.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt._lukomore_.doc45.18 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie._lukomore.doc2.64 МБ

Предварительный просмотр:

Проект  «Лукоморье»

Краткая аннотация проекта

Настоящий  проект  разработан   воспитателем первой квалификационной категории   МКДОУ     «Детский  сад  № 197 комбинированного вида» Советского района  города  Новосибирска Бродниковой Мариной Анатольевной.

Участники проекта: дети, воспитатель группы, учитель-логопед, музыкальный руководитель д/с, сотрудники библиотеки, родители.

Время проведения проекта январь – февраль 2012г.

Создание данного проекта вызвано потребностью детей дошкольного образовательного учреждения, их родителей и воспитателя:

- в изучении одной из интереснейших страниц в истории русской культуры;

- в интересе к художественной литературе;

- в приобщении к богатству родного языка;

- в патриотическом воспитании;

- в создании  единого  развивающего    пространства,    включающего детей, педагогов и родителей.

Результаты проекта:

- знакомство с творчеством А.С. Пушкина, его сказками;

- интерес к художественной литературе;

- патриотическое воспитание;

- обогащение и активизация лексики детей по данной тематике.

Реализация проекта:

1. Непосредственно образовательная деятельность.

2. Беседы.

3. Чтение художественной литературы.

4. Рассматривание иллюстраций изображений А.С. Пушкина (портреты,   автопортреты, картины, памятники).

5. Рассматривание иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина.

6. Речевые подвижные игры.

7. Поисково-познавательная деятельность.

8. Создание выставок.

9. Продуктивная деятельность.

10. Дидактические игры.

11.Театрализованная деятельность.

12.Музыка.

13.Просмотр мультфильмов.

14. Слушание аудиосказок.

15.Работа с родителями.

16.Презентация.

Актуальность

При имени Пушкина тотчас осеняет  мысль о русском национальном поэте. В самом  деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более называться национальным, это право решительно принадлежит ему. В нем, как будто в лексиконе заключилось все богатство, сила  и гибкость нашего языка. Он более всех и далее раздвинул ему границы и более показал все его пространство. Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное  явление русского духа. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер.

Творческое наследие А.С. Пушкина является живым достоянием нашей современности, оно раскрывается в наши дни во всем своем величии и многообразии. Сегодня поэзия Пушкина воспринимается как неотъемлемая часть круга детского чтения и сопровождают юного читателя в течении многих лет его взросления. Трудно переоценить значение пушкинских творений для формирующейся личности: они открывают маленькому читателю огромный мир человеческих мыслей, чувств, переживаний, приобщают его к культурным общечеловеческим ценностям и богатству родного языка.

Как-то на прогулке я процитировала несколько строк из сказки Пушкина. Каково же было мое удивление, когда дети не узнали их. Дошкольники стали задавать вопросы: «Кто такой Пушкин?», «Что он писал?», «Какие сказки?», «О чем?». И я поняла, что необходим проект, литературный, по Пушкину.

Данная проблема актуальна, ведь настоящая литература помогает жить полнее и осознаннее: заметить в жизни что-то новое, увидеть в событиях более глубокий смысл. Люди ищут в книгах то, чего не хватает в жизни. Мы смотрим в книгу, как в зеркало, и находим в ней отражение того, что происходит в нашей душе. Необходимо помочь детям «открывать» для себя писателей, поэтов, находить и проходить свой путь навстречу тексту, научиться понимать и чувствовать слово и развивать свой вкус.

В решении этой проблемы может помочь проект «Лукоморье», который дает возможность  изучить одну из интереснейших страниц в истории русской культуры и приобщить к богатству родного языка.

Цель: приобщение детей к культурным общечеловеческим ценностям и богатству родного языка.

Задачи: 

- познакомить детей с творчеством А.С. Пушкина, его сказками;

- изучить одну из интереснейших страниц в истории русской культуры;

- формировать умение понимать главную идею произведения, правильно

  оценивать поступки героев;

- обогащать и активизировать словарный запас;

- развивать связную речь;

- развивать интерес к художественной литературе;

- развивать творческие способности детей;

- развивать   психические   процессы   (внимание,     память,       мышление,

  воображение);

- развивать координацию речи с движением, артикуляционную, тонкую и

  общую моторику;

- прививать художественный вкус;

- воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества;

- воспитывать активность и самостоятельность;

- воспитывать интерес и любовь к художественной литературе;

- организовать взаимодействие участников проекта (детей, воспитателя

  группы и родителей) с сотрудниками библиотеки;

- создать развивающую среду по данной тематике.

Этапы работы по проекту

1   Подготовительный этап

Задачи:

1. Определить цель и задачи проекта.

2. Изучить и создать информационную базу по проекту.

3. Составить план проекта.

4. Организовать родителей для помощи проведения данного проекта.

5. Провести анкетирование родителей «Творчество А.С. Пушкина».

2   Основной этап

Задачи:

1. Познакомить детей с творчеством А.С. Пушкина, его сказками.

2. Изучить одну из интереснейших страниц в истории русской культуры.

3. Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев.

4. Обогащать и активизировать словарный запас.

5. Развивать связную речь.

6. Развивать интерес к художественной литературе.

7. Развивать творческие способности детей.

8. Развивать   психические   процессы   (внимание,     память,       мышление, воображение).

9. Развивать координацию речи с движением, артикуляционную, тонкую и общую моторику.

10.Прививать художественный вкус.

11.Воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества.

12.Воспитывать активность и самостоятельность.

13.Воспитывать интерес и любовь к художественной литературе.

14.Организовать взаимодействие участников проекта (детей, воспитателя группы и родителей) с сотрудниками библиотеки.

15.Создать развивающую среду по данной тематике.

16.Оформить в книжном уголке выставку произведений А.С. Пушкина.

Мероприятия проекта:

1. Непосредственно образовательная деятельность.

Коммуникация «А. С. Пушкин – великий русский поэт»;

Коммуникация «У лукоморья… Интегрированное занятие»;

Коммуникация «Заучивание стихотворения. А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый...»;

Музыка «Что за прелесть эти сказки!» (образы пушкинских сказок в музыке русских композиторов).

2.Беседы:

Вечерние беседы с детьми:

«Рассказ воспитателя об А.С. Пушкине»;

«Путешествие по сказкам А.С. Пушкина: русский дом – изба, терем, палата»;

«Море в поэзии А.с. Пушкина»;

«Значение устаревших слов»;

«Мода пушкинских времен»;

«Сказки А.С. Пушкина в рисунках И.Я. Билибина»;

«Мои любимые сказки А.С. Пушкина».

3. Чтение художественной литературы:

«Сказка о рыбаке и рыбке»;

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»;

«Сказка о золотом петушке»;

«Сказка о попе и о работнике его Балде».

4. Рассматривание иллюстраций изображений А.С. Пушкина (портреты, автопортреты, картины, памятники):

«А.С. Пушкин» О. А. Кипренский,

«А.С. Пушкин» В.А. Тропинин,

«А.С. Пушкин» И.Л. Линев,

Три автопортрета в черновых рукописях «Евгения Онегина»,

«А.С. Пушкин в деревне» В.А. Серов,

«А.С. Пушкин в Болдине» Н.В. Кузьмин,

«Н.Н. Пушкина» А.П. Брюллов,

«Пушкин с женой перед зеркалом» Н.П. Ульянов,

«Дуэль Пушкина с Дантесом» А.А. Наумов,

Памятник Пушкину в Москве А.М. Опекушин,

Памятник Пушкину-лицеисту в городе Пушкине Р.Р. Бах,

Памятник Пушкину в Санкт-Петербурге М.К. Аникушин, В.А. Петров,

Памятник Пушкину в Городе Калинине.

5. Рассматривание иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина:

«Царевна с яблоком. Пробуждение царевны. «Дочка царская жива!» Т.А. Маврина,

«Воротился старик ко старухе…» Т.А. Маврина,

«Избушка там на курьих ножках…» «Там ступа с бабою ягой…» Т.А. Маврина,

«Царевна - Лебедь»  М.Врубель,

«Бочка по морю плывет» И. Билибин,

«Тридцать три богатыря» И. Билибин,

«Царевна – Лебедь» И. Билибин,

Автоиллюстрации  к «Сказке о попе и оработнике его балде».

6. Речевые подвижные игры:

«Шмель»;

«Подводное царство» эвримическая композиция м. К.Сен-Санса, с. Т. Коти.

7. Поисково-познавательная деятельность:

Целевая экскурсия в библиотеку школы №162;

Целевая экскурсия в книжный магазин «Читай – Город»;

Встреча с сотрудником детской библиотеки № 38.

8. Создание выставок:

Выставка произведений А.С. Пушкина;

Выставка детских работ «Лукоморье»;

Выставка иллюстраций изображений А.С. Пушкина (портреты, автопортреты, картины, памятники);

Выставка иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина;

Фотовыставка «Изучаем творчество А.С. Пушкина».

9. Продуктивная деятельность:

Рисование и аппликация «У Лукоморья дуб зеленый…»;

Рисование  «Рисование по сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;

Рисование  «Что за прелесть эти сказки! Рисование по сказкам А. С. Пушкина»;

Рисование «Мода пушкинских времен»;

Аппликация и ручной труд  «Золотая Рыбка»;

Ручной труд «Кот ученый» (оригами);

Ручной труд «Кораблик» (работа с тканью);

Конструирование  «Театр» (конструирование из строительного материала);

Лепка «Белочка»;

Лепка «Царевна – Лебедь»;

«Телевизор» «Сказка о рыбаке и рыбке».

10. Дидактические игры:

«Золотая рыбка»;

«Шифровки»;

«Скажи наоборот»;

«В синем море-океане»;

«Семейка слов»;

«Кого не стало?»;

«Звуковая чехарда»;

«Подбери схему»;

«Вспомни сказку»;

«Составь подписи к картинкам»;

«Кто скорее?»;

«Составь и прочитай слова»;

Пазлы «Сказки Пушкина».

11.Театрализованная деятельность:

Игра-драматизация «У самого синего моря»;

Игра-драматизация «Свет мой, зеркальце»;

Создание тетра к сказке «Сказка о попе и о работнике его Балде»;

Изготовление «телевизора» «Сказка о рыбаке и рыбке».

12.Музыка:

Слушание «Полет шмеля» Н.А. Римский-Корсаков,

Слушание «Бой с коршуном» П.И. Чайковский балет «Лебединое озеро» финальная сцена,

Слушание «Полька «Попрыгунья» С. Свиридов (первое чудо «Белочка»),

Слушание «Море» опера «Садко» Н.А. Римский-Корсаков (второе чудо «Тридцать три богатыря»),

Слушание «Ноктюрн «Грезы любви» Ф. Лист (третье чудо «Превращение Царевны – Лебеди»),

Слушание русская народная песня «Во саду ли, в огороде»

Слушание песня «Ветер по морю гуляет» м. Г. Струве, с. Пушкина.

13.Просмотр мультфильмов:

«Сказка о рыбаке и рыбке»;

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»;

«Сказка о золотом петушке».

14.Слушание аудиосказок:

 «Сказка о золотом петушке».

15.Работа с родителями:

Анкетирование родителей «Творчество А.С. Пушкина»;

Помощь в подборе познавательного материала;

Участие в беседах;

Изготовление родителями и детьми творческих работ.

3   Заключительный этап

Задачи:

1. Подвести итоги проекта.

2. Проанализировать полученные результаты.

3. Определить перспективу на будущее.

Мероприятия проекта

Презентация:

Кроссворды «Мой А.С. Пушкин»;

Книжка-самоделка «Мода пушкинских времен»;

Выставка детских работ «Лукоморье»;

Фотовыставка «Изучаем творчество А.С. Пушкина»;

Раскладушка «А.С. Пушкин»;

Литературно-музыкальная викторина по сказкам А.С. Пушкина.

Ожидаемый результат проекта

  1. Расширение кругозора, знакомство детей с творчеством А.С. Пушкина, его сказками.
  2. Формирование умения понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев.
  3. Обогащение и активизация  лексики детей по данной тематике.
  4. Развитие устойчивого интереса к художественной литературе.
  5. Создание развивающей среды.
  6. Активное участие родителей в жизни группы.

Оценка качества реализации проекта

Проект «Лукоморье» предусматривает работу с детьми старшей подготовительной группы, родителями и педагогами и рассчитан на 2 месяца.

Анализ мероприятий будет отслеживаться по завершению каждого отдельного этапа с использованием наблюдений, бесед с детьми, педагогами и родителями. Реализация проекта происходит через разные виды детской деятельности: занятия, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций изображений А.С. Пушкина (портреты, автопортреты, картины, памятники), рассматривание иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина, речевые подвижные игры, поисково-познавательная,  продуктивная и театрализованная деятельности, создание выставок, дидактические игры, музыка, просмотр мультфильмов, слушание аудиосказок, презентация.

Родители являются активными помощниками в работе над проектом.

По мнению родителей и педагогов, проект «Лукоморье» интересный и актуальный. Таким образом, мы создадим условия для формирования у детей устойчивого интереса к истории русской культуры и любовь к художественной литературе.

Практическая значимость результатов

Имеющиеся результаты.

Установлены партнерские отношения с родителями.

Составлен план мероприятий, включающий разнообразные формы работы.

Опыт работы представлен коллегам МКДОУ д/с №197 и на сайте работников дошкольного образования «Все для детского сада».

Прогностические результаты

Дети, родители и педагоги получат возможность расширить свой кругозор, сформировать устойчивый интерес к истории русской  культуры и любовь к художественной литературе.

Распространение опыта работы в данном направлении.

Обогащена развивающая среда в группе.

Взаимосвязь детского сада и семьи.

Ресурсы

Ресурсы

Имеющиеся

Необходимые

Фотосъемка

Фотоаппарат 9500 руб.

Печать фотографий

50шт.* 8 руб= 450 руб.

Художественная литература

500 руб.

1500 руб.

Бумага белая

200 руб.

Бумага цветная

155 руб.

155 руб.

Одноразовые тарелки

30 руб.

Клей ПВА

60 руб.

«Глазки»

130 руб.

Клей «Супермастер»

125 руб.

Цветные карандаши

500 руб.

Восковые мелки

350 руб.

Фломастеры

400 руб.

Гуашь

165 руб.

165 руб.

Ткань

300 руб.

Набор кубиков

500 руб.

Цветной скотч

300 руб.

Ножницы

300 руб.

Пластилин

400 руб.

Музыкальные диски со сказками

250 руб.

Дики DWD со сказками

150 руб.

Музыкальный центр

3000 руб.

Итого:

15715 руб.

3870 руб.


Предварительный просмотр: